Назад Go Back

Графика как могучий инструмент, ограниченный возможностями компьютера и профессионализмом человека

Антонов Михаил Алексеевич (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Рыженков Никита Михайлович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Токарев Владимир Адольфович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Цыпленков Вячеслав Сергеевич (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)



Данная работа – это попытка студентов реализовать на практике знания, приобретенные во время изучения дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в РГАТУ имени П.А.Соловьёва.

Все знают, что такое социальные сети, Интернет магазины, электронная почта, видеоконференция и прочие «радости» безграничных просторов всемирной сети. Эти удобства вошли в нашу жизнь для её облегчения, разнообразия. Множество средств общения, развлекательные сервисы, всевозможные мультимедийные способности нашего электронного друга, ... Всё это сделано, чтобы человек не скучал.

Так почему бы пусть не всё, но хотя бы часть этого не объединить? Казалось бы, как это возможно? Что поможет связать разные вещи воедино? Тут приходится обратиться к компьютерной графике, в частности, к трехмерному моделированию.

Современные разработчики компьютерных игр добились немалых высот в визуализации трехмерных моделей. Порой только специалисты могут отличить  пейзаж из компьютерной игры от реального пейзажа (см. рис. 1).

Последние пять, десять лет компьютерные игры стали одним из самых популярных видов свободного времяпрепровождения. В них играют все: дети и взрослые. Каждый человек, независимо от того первый десяток лет живёт или полвека, в душе хоть и не полностью, но отчасти ребёнок, который верит в сказки и мечтает о подвигах и приключениях. Компьютерные игры дают нам это.

Развитие Интернета подарило нам еще одну возможность – играть совместно с другими пользователями, вступать в сообщества и гильдии, созданные игроками, заводить знакомства и находить новых друзей. Многопользовательские (Online) игры делают игровой мир более живым и непредсказуемым. Это вдохновило нас на то, чтобы заняться проектом под рабочим названием «LiN».

Что такое «LiN »? Это, прежде всего, игра. Игра, которую нельзя отнести к конкретному жанру, так как в одной игре будет сразу два режима:

1)    Одиночная (Single) игра

2)    Многопользовательские (Online) игра

Упустим всё, что связанно с одиночной игрой. Достаточно лишь знать то, что это игра в жанре компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения (экшн) со своей сюжетной линией, развернувшейся в небольшом провинциальном русском городке (см. рис. 2).

В многопользовательском (Online)  мире же будет всё иначе. Если сказать в двух словах, то это симулятор жизни. Игрок подключается, создает персонажа и, как бы, приезжает в виртуальный город. У него есть начальный капитал, статус безработного и не женатого (не замужем). Игрок покупает дом и тут начинается «жизнь». Игрок может устроиться на работу, любую, какую будет возможно и где его возьмут (это будет зависеть от статистик его персонажа), может ходить в клубы, кафе и т.п. В общем, вести виртуальную жизнь. Общение будет осуществляться по принципу конференции, то есть микрофон => сказал слово => персонаж шевелит губами и звучит голос игрока и его слышат окружающие, кто рядом. На случай, если нет возможности такой связи, то будет существовать чат, который можно включить и отключить. Заработав деньги можно купить что-либо. Например: автомобиль, новую одежду персонажа, телефон, аксессуары и т.п. Но вот тут начинается новшество! Зайдя в виртуальный магазин, можно будет видеть реальные товары, которые на данный момент там есть! Также он может приобрести что-либо во время игры! То есть зашел в магазин, увидел крутой телефон, подошел к продавцу, выбрал пункт «купить» и выбрал «купить виртуально» или «заказать».

Что касается магазинов, то тут всё просто. Создается специальная учетная запись для определенного магазина с соответствующими возможностями, то есть заходит человек (работник магазина) и меняет (добавляет или убирает) продукцию. Что из этого получается: магазины могут работать как онлайн, так и в реальной жизни. Преимущества виртуальной жизни и “LiN: Online” перечислять не будем. Их очень и очень много. Можно только добавить, что магазины это ещё не всё. Возможно проводить консультации кого-либо и чего-либо, объявления, реклама, бизнес, обучение,… даже посмотреть расписание в учебном заведение! В общем “LiN: Online” будет отображать реальную жизнь, только тут люди будут теми, кем захотят. Новые знакомства, возможности! Говорить можно бесконечно и мысли безграничны…

В будущем при развитии проекта сделать возможность синхронизации с другими городами подобного проекта (если они будут), то есть переезд в другой город => на сервер другого города, который будет стоить определенную сумму… более подробно лучше рассказать, чем писать.

Появляются огромные возможности для организаций, занимающимся строительством разного типа сооружений. Что это значит? А это значит, что при проектировании того или иного здания, памятника, моста и прочих строений можно создать трёхмерные модели для «LiN» уже в том виде, в котором желает заказчик, чтобы полностью оценить, как это будет выглядеть в городе с оживлёнными улицами. Также народ может оценить новое сооружение до начала строительства и даже ещё до начала выделения средств на все работы (за исключением тех, что были затрачены на проектирование чертежей и создание моделей). А это уже экономия, причём не малая.

Такой опыт у нас имеется. В период ремонта и восстановления корпусов вуза были созданы модели этих корпусов (см. рис. 3а) для обсуждения и принятия решений по перепланировке, выбору строительных материалов для ремонта, типу и технологии изготовления забора и т.д.

В сети Интернет можно найти множество моделей зданий, интерьеров, иных архитектурных сооружений. Но проблема в том, что большинство из них высокополигональны (порой превышают десятки миллионов полигонов). У нас же используются низкополигональные, но не настолько, чтобы модель выглядела примитивом (не десять или пятнадцать полигонов, а примерно от сотни до двадцати тысяч). Разница в том, что модели зданий, используемых в проекте менее детальны, но достаточно, для того, чтобы подчеркнуть все основные особенности сооружения, а мелкие детали отображаются за счёт наложения на полигоны реалистичных текстур, созданных на основе снятых и обработанных нами фотографий (см. рис. 3б).

«LiN» объединяет в себе всё: от социальной сети (одноклассники, вконтакте, живой журнал), Google Earth (Планета Земля, с возможностью просмотров городов в виде графических моделей в трёхмерном пространстве, но к сожалению, очень низкополигональными моделями, что делает невозможным увидеть всю красоту того или иного сооружения) и до архитектурного проектирования. Пусть проект лишь на стадии моделирования города (моделирование города занимает 70% от всего процесса создания игры) и не даёт нам полностью ощутить всю значимость задумки, но это уже почва, на которой, как нам кажется, показались молодые побеги…

 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Сравнение изображений из нашего проекта "LiN" и реальных фото




Рис. 2
Рис. 2


Рис. 3
Рис. 3

а - Изображения высокополигональных моделей и фотографии территории около двух корпусов вуза в процессе ремонта и восстановления. Представлены модели: модели перепланировки холла и раздевалки главного корпуса (слева вверху); модель первого корпуса, имеющего историческую ценность (вверху посередине);  модель элемента забора для утверждения технологии  его изготовления (внизу справа)

б - Пример низкополигональной модели церкви (около 3000 полигонов)




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(24 октября 2012 г. 20:28)

Добрый день! Владимир Адольфович, замечательные у Вас студенты! Вот за такими и будущее ГРАФИКИ! 

С уважением, Ярошевич Ольга Викторовна

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(25 октября 2012 г. 14:01)

Здравствуйте, уважаемая Ольга Викторовна!

Спасибо за слова поддержки данного временного коллектива!

При создании этого коллектива совпали интересы студентов и конкретного преподавателя. При этом очень важно, что все работники этого коллектива понимают ограниченные возможности компьютера и ограниченные профессиональные возможности человека.

К сожалению, пока мне не удаётся найти в ФГОС ВПО прямого указания на возможность поощрения обучаемого графической дисциплине за подобные  инициативные работы, формирующие профессионализм. Здесь, возможно, есть связь с Вашим высказыванием о базовых свойствах «от профессии»  (http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/38), высказанных Вами в отношении преподавателя.

Будем благодарны, если Вы укажете направление поиска ответа на данный вопрос.

Токарев Владимир Адольфович

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(25 октября 2012 г. 15:39)

Рада приветствовать такую замечательную команду во главе с Вами, Владимир Рудольфович!

Прямых указаний в ФГОС ВПО, конечно, нет. Зато есть предполагаемые возможности, которые инициируются самими вузами. НИРС теперь регламентирован как обязательный вид учебной деятельности. А положение о НИРС при реализации ФГОС ВПО может быть разработано самим вузом, где может иметь место и поощрение за достигнутый студентом определенный творческий результат.

Дальнейших успехов в творчестве Вам и Вашим молодым коллегам!

С уважением, И.Столбова

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(25 октября 2012 г. 17:44)

 

Здравствуйте, уважаемая Ирина Дмитриевна!

 

Вашу очень полезную информацию обсужу с коллегами по коллективу и по кафедре графики.

Сегодня в нашем вузе объявлен конкурс НИРС по всем кафедрам. Может быть данная разработка будет оценена в конкурсе.

Спасибо за пожелания!

С уважением, Токарев Владимир Адольфович

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(25 октября 2012 г. 23:35)

Здравствуйте Михаил Алексеевич, Никита Михайлович, Владимир Адольфович, Вячеслав Сергеевич.

Насколько можно понять из доклада, Владимиру Адольфовичу посчастливилось найти таких студентов, о которых мечтает каждый преподаватель, а студентам – встретить такого учителя, которого достойны жаждущие знаний ученики.

Доклад показывает вариант направления использования компьютерной графики, при котором геометрическое моделирование логично вписано в состав информационной поддержки инфраструктуры? Для читателя, не очень осведомленного в направлении, представляемом вашей работы, трудно судить о новизне, поэтому хотелось бы уточнить.

Насколько следует из доклада, у Вас геометрическая информация дополнена справочно-информационной и возможностью он-лайн общения с реальными людьми, организациями и предприятиями, находящимися в реальных зданиях? Насколько ваша работа вписывается в тенденции ИПИН-технологий?

Что такое LiN, это вы придумали или это известное понятие? В интернете можно найти похожее понятие LIN (англ. Local Interconnect Network — локальная сеть). Ваше LiN пишется по другому и смысл, наверное, вы тоже вкладываете другой?

В Нижнем Новгороде лет 5-10 назад на научно-методической конференции показывали виртуальный Кремль, виртуальную пешеходную улицу Нижнего Новгорода (Покровскую?). Как Ваша работа соотносится с той?

Какие преимущества имеют низкополигональные модели по сравнению с высокополигональными? В какой компьютерной программе выполнена ваша работа, и какие команды были использованы вами для получения низкополигональных и высокополигональных моделей?

Насколько Ваша работа трудоемка? Сколько времени потребовалось вам для получения модели одного дома, например?

Не пробовали ли вы заинтересовать результатами своей работы городскую администрацию, руководство своего ВУЗа или других заказчиков (тех же владельцев магазинов, ресторанов, и т.п.) с целью финансирования вашей работы?

Вы разрабатывали игру или открытую для пользователей интерактивную объектно-ориентированную поисковую систему? Или что-то еще? Оформили ли вы на нее охранные документы?

Будет ли Ваша работа представлена на конкурсе в МИТХТ 11-17 ноября или на других конкурсах?

Ваша работа доставила удовольствие от ее просмотра и заставила думать.

С уважением и пожеланиями новых успехов

Фото
Рыженков Никита Михайлович
(30 октября 2012 г. 14:06)

Извините, Алексей Алексеевич, что не сразу ответили. Это связано с большим количеством полезных и актуальных для нас вопросов. От себя и от других авторов, отвечаю на них последовательно.

Доклад показывает вариант направления использования компьютерной графики, при котором геометрическое моделирование логично вписано в состав информационной поддержки инфраструктуры?

Да, несомненно. Расширю описание этой части нашей работы. При строительстве или реставрации того или иного сооружения, как правило, проходится несколько этапов: Создание чертежей =>создание трёхмерной модели, чтобы можно было, например, архитектору наглядно увидеть сооружение и что-либо исправить => строительство. У нас же предлагается создание модели адаптированной для импорта в проект с целью оценить полную картину, которая получится после строительства. В чём же собственно разница? Разница в том, что при создании модели для архитектора (и, как правило, заказчика) либо довольствоваться зданием на монотонном фоне, либо создавать соседние строения и прилегающие территории, а также визуализировать всё это, чтобы приблизиться к реалистичности. Приближение к реальности добавляет большой объём лишней работы, согласны? А также в результате той работы получится лишь картинка, «неживое» изображение. Если же импортирована модель в проект, то:

1)  не надо моделировать соседние здания и прилегающие к ним территории,

2) заниматься визуализацией сцены,

3)  жизнь сама «придёт» к этому сооружению, поскольку люди, находящиеся в сети на данный момент и занимающиеся своими делами, наилучшим образом имитируют городскую жизнь. Также проезжая мимо на машине или прогуливаясь по виртуальному городу, человек может оценить и высказать своё мнение или предложить свои идеи. Всё лишь будет зависеть от желания «хозяев» строения.

Насколько следует из доклада, у Вас геометрическая информация дополнена справочно-информационной и возможностью он-лайн общения с реальными людьми, организациями и предприятиями, находящимися в реальных зданиях?

Да, но пока это ещё не реализовано, поскольку основное внимание уделено созданию трёхмерного макета города, что несколько кропотливо.

Насколько ваша работа вписывается в тенденции ИПИН-технологий?

Как было сказано в докладе: «…объединяет в себе всё: от социальной сети… до архитектурного проектирования…». То есть имеет из многих технологий и систем какую-то часть и представляет собой смесь, своего рода «мультифрукт».

Что такое LiN, это вы придумали или это известное понятие? В интернете можно найти похожее понятие LIN (англ. LocalInterconnect Network — локальная сеть). Ваше LiN пишется по другому и смысл, наверное, вы тоже вкладываете другой?

«LiN»  - это придуманное нами название, поскольку надо же как-то называть проект во время его разработки. Есть определённая расшифровка данной аббревиатуры, но это лишь в узком кругу. Что же касается «…(англ. LocalInterconnect Network — локальная сеть)…», то это лишь совпадение.

В Нижнем Новгороде лет 5-10 назад на научно-методической конференции показывали виртуальный Кремль, виртуальную пешеходную улицу Нижнего Новгорода (Покровскую?). Как Ваша работа соотносится с той?

Знаком с данной работой, но лишь как наблюдатель. Встречалась в сети с описанием, например «http://www.cadmaster.ru/magazin/articles/cm_29_ipin_technology.html». Общие черты с этой работой есть, но как сказано было выше «…имеет из многих технологий и систем какую-то часть и представляет собой смесь…».

Какие преимущества имеют низкополигональные модели по сравнению с высокополигональными? В какой компьютерной программе выполнена ваша работа, и какие команды были использованы вами для получения низкополигональных и высокополигональных моделей?

Уточню ещё, что в докладе не говориться, что низкополигональные модели лучше, они лишь подходят нам больше по своим особенностям. Опишу преимущества вкратце. Меньше полигонов, процесс текстурирования проходит легче и быстрей. Само создание требует меньше ресурсов компьютера, а также времени на её создание в разы, поскольку не приходиться заниматься всеми мелочами и их детализацией. Моделирование города выполняется средствами 3D Studio Max, текстуры – комбинированием разных графических программ. Насчёт команд не совсем понятно. Если описывать процесс создания, то лишь коротко скажу, что модель выстраивается из примитивов, а в целом последовательность команд  не отличается от любого моделирования в данной программе.

Насколько Ваша работа трудоемка? Сколько времени потребовалось вам для получения модели одного дома, например?

Довольно кропотливое занятие. Надо брать фотоаппарат, ходить по всему кварталу, делать фотографии зданий со всех сторон, дворов, дорог. Затем фотографии начинают обрабатываться, «превращаясь» в текстуры.  После всех подготовительных работ приступаем к созданию трехмерных моделей. На одно здание уходит от часа до нескольких дней, на квартал около месяца.

Не пробовали ли вы заинтересовать результатами своей работы городскую администрацию, руководство своего ВУЗа или других заказчиков (тех же владельцев магазинов, ресторанов, и т.п.) с целью финансирования вашей работы?

Пока нет, поскольку проект не на той стадии разработки. Было решено опубликовать здесь, чтобы узнать мнение о данной идее более старшего поколения, относительно нас - студентов, конечно же, и понять ширину аудитории и необходимость создания данной работы.

Вы разрабатывали игру или открытую для пользователей интерактивную объектно-ориентированную поисковую систему? Или что-то еще? Оформили ли вы на нее охранные документы?

И игру, и поисковую систему, и социальную сеть… это же гибрид, сложное сочетание. Документы не оформляли, поскольку в данном докладе раскрыта идея, но не доступ к материалам и принцип реализации. Сомневаюсь, что не было людей, которые задумывались о чём-нибудь подобном, а охранять идею, не видим смысла, поскольку слишком сложно всё устроении и легко найти лазейку, чтобы реализовать подобное по закону.

Будет ли Ваша работа представлена на конкурсе в МИТХТ 11-17 ноября или на других конкурсах?

Работа наша иного формата, чем работы САПР, оцениваемые в МИТХТ. Не совсем вписывается, так сказать. Что же касается других конкурсов, то пока не задумывались, но вполне возможно, что  будет представлена.

Спасибо за интересные вопросы, если ещё что-либо интересует, пишите.

С уважением, Рыженков Никита Михайлович.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(30 октября 2012 г. 20:38)

Здравствуйте Никита Михайлович.

Ваш ответ не менее интересный, чем доклад. Пользуясь Вашей открытостью и готовностью к общению, воспользуюсь возможностью повысить свою осведомленность в вопросах вашей работы.

Вы говорите о том, что не надо моделировать соседние здания и прилегающие к ним территории. Но чтобы заинтересовать хозяев соседних домов надо хотя бы зарезервировать для них место. Должен быть администратор вашей сети. Должна быть защита сети от злоумышленников. Например, в АРХИКАДе есть вариант групповой работы в проекте, но там в группе работают единомышленники, объединенные в один коллектив. У вас открытая система?

Вы говорите, что у вас LiN – это просто совпадение с известным LIN. Это не совсем так, наберите в Интернете «сходство до степени смешения». Может быть только одна нефтяная компания Шелл или компьютерная Apple или компьютерная технология – LIN. Конечно, пока ваша идея не имеет коммерческого применения, это не имеет особенного значения. Но если LIN охраняется патентом, его владельцы в будущем могут забрать весь ваш доход от применения вашей идеи. На это, например, в своих выступлениях обращает внимание уважаемая Titarenko Svetlana Анатольевна, пожившая за границей. Мы вступили в ВТО и правовой нигилизм может быстро закончиться.

У вас моделирование города выполняется средствами 3D Studio Max. А вы не рассматривали возможность использования для этого других программ, например АРХИКАДа, РЕВИТа (эти программы заточены на архитектуру и виртуальные дома любой сложности в них можно строить играючи) или даже нескольких программ. Вообще, может быть, вы знаете, или слышали, такое в принципе возможно?

«проект не на той стадии разработки» - конечно участие в конференциях надо использовать, для того, чтобы услышать мнение свежего человека. То, что вы хотите «узнать мнение о данной идее старшего поколения, относительно нас – студентов» говорит о том, что вы воспитанные молодые люди и это приятно. Но еще надо понимать, что в вашей работе вы разбираетесь лучше других. Кроме того, все великие, да и не очень, ученые делали свои открытия, сделавшие их знаменитыми, в молодом возрасте. Тем более это относится к такой бурно развивающейся области человеческих знаний, как компьютерные технологии. Так что ищите молодых оппонентов и больше прислушивайтесь к Владимиру Адольфовичу. Вам повезло с учителем.

А искать возможного заказчика не менее важно, чем генерировать идеи. В конце концов, появление заказчика будет свидетельствовать, что вы на правильном пути, как бы это приземлено не звучало.

«охранять идею не видим смысла». Действительно, на идею охранных документов не выдают, но если вы свою работу ниоткуда не скопировали, наверняка найдутся материалы, которые можно защитить. В вашем ВУЗе наверняка есть патентный отдел, который дает заключение на отсутствие сведений, запрещенных к публикации, в том числе, содержащих возможные изобретения.

Спасибо за ответы. С уважением и пожеланием дальнейших успехов в этой и любой другой работе. Головнин А.А.

Фото
Рыженков Никита Михайлович
(1 ноября 2012 г. 15:07)

Здравствуйте, уважаемый Алексей Алексеевич!

Рад, что Вас очень заинтересовал проект, поэтому попытаюсь ответить максимально развёрнуто на Ваши вопросы.

Вы говорите о том, что не надо моделировать соседние здания и прилегающие к ним территории. Но чтобы заинтересовать хозяев соседних домов надо хотя бы зарезервировать для них место.

Не совсем так. Город изначально моделируется нами – разработчиками. То есть к моменту реализации продукта, если таковой настанет, модели существующих к настоящему времени построек будут готовы. Следовательно, при проектировании новых построек и импортировании их в проект соседние сооружения уже будут там. Но чтобы не заселять виртуальный мир несуществующими зданиями, это будем реализовывать через определённые функции сервера, которыми пока не занимаемся, по вышеупомянутым причинам.

Должен быть администратор вашей сети. Должна быть защита сети от злоумышленников. Например, в АРХИКАДе есть вариант групповой работы в проекте, но там, в группе, работают единомышленники, объединенные в один коллектив. У вас открытая система?

Администратор быть должен, несомненно, как и защита. Поясню кратко сам принцип работы, который возможно мы реализуем:

  1. Есть сервер, который контролируется разработчиками или уполномоченными лицами;
  2. Есть клиент, то есть игра, установленная на компьютер пользователя;
  3. Есть соединение Интернет, по средствам которого осуществляется синхронизация  клиент < = > сервер.

Сервер принимает данные пользователей (имя, координаты в виртуальном городе, состояние и пр.), обрабатывает и возвращает обратно клиентам, у которых, после обработки сервера отображаются остальные «жители» города.

Вы говорите, что у вас LiN – это просто совпадение с известным LIN. Это не совсем так, наберите в Интернете «сходство до степени смешения». Может быть только одна нефтяная компания Шелл или компьютерная Apple или компьютерная технология – LIN. Конечно, пока ваша идея не имеет коммерческого применения, это не имеет особенного значения. Но если LIN охраняется патентом, его владельцы в будущем могут забрать весь ваш доход от применения вашей идеи. На это, например, в своих выступлениях обращает внимание уважаемая Titarenko Svetlana Анатольевна, пожившая за границей. Мы вступили в ВТО и правовой нигилизм может быстро закончиться.

Согласен. Несомненно, это так, но, как было описано выше, «…под рабочим названием…», « …надо же как-то называть проект во время его разработки…», это всего лишь рабочее название, которое в будущем, возможно, изменится и обязательно изменится, если проект приобретёт коммерческую сторону. Благодарю, за то, что Вы нам очень хорошо пояснили, почему это нужно обязательно сделать.  

У вас моделирование города выполняется средствами 3D Studio Max. А вы не рассматривали возможность использования для этого других программ, например АРХИКАДа, РЕВИТа (эти программы заточены на архитектуру и виртуальные дома любой сложности в них можно строить играючи) или даже нескольких программ. Вообще, может быть, вы знаете, или слышали, такое в принципе возможно?

ArchiCAD и Revit несколько иначе устроены, чем 3DS Max. Студия больше заточена под работу с графическим движком с помощью специальных скриптов. Да и в студенческих целях (не используя в качестве выгоды коммерческой) 3D Studio Max бесплатен абсолютно. Кафедра графики РГАТУ имеет договор с Autodesk о передаче 25 лицензий для сетевой установки образовательных полнофункциональных версий их продуктов. Может в будущем, мы освоим и подстроим прочие, более автоматизированные программы под свою работу.

А искать возможного заказчика не менее важно, чем генерировать идеи. В конце концов, появление заказчика будет свидетельствовать, что вы на правильном пути, как бы это приземлено не звучало.

Также полностью согласен, но чтобы искать заказчика, надо ведь что-то показать? А для того чтобы показать, надо хотя бы примитивно реализовать базовые функции, чтобы человек не только слышал, но и мог потрогать, посмотреть, почувствовать то, что хочет финансировать.

Действительно, на идею охранных документов не выдают, но если вы свою работу ниоткуда не скопировали, наверняка найдутся материалы, которые можно защитить.

Материалы, безусловно, есть, но только на компьютерах разработчиков, которые не заинтересованы в их распространении без общего согласия и гарантий защиты. Мы не распространяем наши наработки, ни в сети, ни на дисках или иных носителях, поэтому и нет пока смысла защищать. Если же проект, когда-нибудь, выпустим «в люди», то перед этим и будут применены необходимые средства документальной и прочей защиты.

Я, как и мои соавторы, благодарен за очень приятные отзывы. 

С уважением, Рыженков Никита Михайлович.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(1 ноября 2012 г. 23:29)

Никита Михайлович, еще раз здравствуйте.

Спасибо за очень полезную информацию.

Относительно программных продуктов: нашему ВУЗу также несколько лет назад фирмой Graphisoft предоставлена учебная версия программы Archicad, а фирмой Autodesk – программа Revit и еще три программных продукта для учебных целей. Также фирма Autodesk провела бесплатное 36-часовое обучение преподавателей этих программ, в том числе по программе Revit в авторизованном центре Autodesk в Нижнем Новгороде проходил обучение и я. Кроме этого учебный центр при нашей кафедре является авторизованным учебным центром компании АСКОН (два преподавателя имеют сертификаты преподавателя АСКОН).

Еще раз спасибо за ответы.

С уважением Головнин А.А.


Назад Go Back