Назад Go Back

Профессиональные средства подачи проекта как средства коммуникации. Графические технологии в процессе обучения

Попова Марина Александровна (Уральский филиал ФГОУ ВПО Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова)



 

Projectus (лат.) – брошенный вперёд.

Через проект автор передаёт свой замысел, и на разных этапах разрабатывая, уточняя и доводя до понимания, программирует материальное воплощение своей идеи. Проект является средством коммуникации проектировщика с лицами, вовлечёнными, так или иначе, в процесс материального воплощения замысла. Меняются общественные формации, новые цивилизации порождают новые условия и новые средства коммуникации. Профессиональные задачи архитектора-дизайнера в базовом своём аспекте традиционны. Однако средства подачи проекта должны отвечать требованиям новой материальной и духовной жизни общества.

Технологии выполнения проекта должны быть направлены на точность передачи замысла, выразительность, при этом максимально демонстрировать функцию и форму, трансформирующуюся в зависимости от меняющейся среды, задач и обстоятельств. Любая технология подачи проекта требует хороших инструментов и определённых навыков. Будь то ручная графика - рисунок, чертёж, отмывка или  компьютерное моделирование. Поэтапное ознакомление студента с разного рода технологиями позволяет ему ощутить, как и на каком этапе может эффективной быть та или иная форма подачи проектного материала. Опыт многих поколений проектировщиков доказывает, что качество подачи проекта во многом влияет на принятие решения, установление доверительных отношений, приближает к цели. И наоборот, поверхностное, небрежное и некачественное оформление проекта порождает недоверие  к автору и не приводит к успеху.

В каждом способе подачи проекта есть свои плюсы и минусы. В отдельных случаях требуется мастерство художника, как например, для быстрой зарисовки или эскиза, в другом случае необходимо время, так как отдельные технологии, например, отмывка или построение компьютерной модели не будут эффективны, если некачественно подойти к делу.

Время – это очень важный параметр процесса проектирования, как в учебном варианте, так и в реальном проектировании. Студенту необходимо иметь точное представление, какое время занимает та или иная технология подачи проекта.

В Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова относятся с глубоким уважением к фундаментальным классическим традициям. Рисунок, живопись, черчение, композиция, история искусств - обязательные предметы. «Профессиональные средства подачи проекта» - это курс первого года обучения, вводящий в специальность - 270300 Дизайн архитектурной среды, является базовой частью профессионального цикла, входит в состав модуля «Визуальная культура», рассчитан на два семестра. Учебно-методический комплекс включает лекционный курс, практические занятия и самостоятельную исследовательскую работу. Цель практических заданий - овладеть средствами пространственного и графического изображения объекта, формами презентаций проекта. По окончании выполнения  каждого задания проводится «обсуждение проектов». Разработка идей завершается целым парадом итогов творческого поиска. Чем больше конкурирующих идей, чем богаче выбор, тем большее значение играет качество подачи.

Темы заданий фор эскизов в первом полугодии близки и понятны начинающим проектировщикам – «Скамья. Фонарь» (линейная графика), «Композиция из камней»  (тональная графика),«Детское игровое пространство» (цветная графика), «Киоск мороженого» (эскиз – средство поиска архитектурной идеи), архитектурная фантазия - «Космический дом», «Дом будущего» (смешанная графика). Работы выполняются в аудитории за фиксированное время в формате клаузуры, что необходимо для формирования психологической готовности проектировщика к работе в заданные сроки. Результатом задания должен быть проект, выполненный с использованием профессиональных средств подачи, где прослеживается процесс проектирования от идеи – фантазии до чертежей с эффектной подачей всего проекта. В конце семестра выполняется каждым студентом задание контрольное. Итоговое задание- « Дворовое пространство » Графика по выбору автора. Во втором полугодии студенты постигают следующий уровень задач – комплекс чертёжей, как средство проектной профессиональной коммуникации. Знакомятся с понятиями государственных стандартов (СПДС система проектной документации, ГОСТ и технический регламент). Задания – «Проект  кухни с расстановкой оборудования», «Проект ванной с расстановкой оборудовании», «Жилое пространство индивидуального жилого дома», «Индивидуальный жилой дом с дворовым пространством».

Технология ручной подачи очень изнурительная. Современные студенты часто  выбирают компьютерный вариант выполнения задания в программах  ArchiCAD, AutoCAD, CorelDRAW, RevitArchitecture, Adobe Photosop, 3ds max. Тем более, что для работы в будущем с коллегами смежных специальностей это почти единственный вариант. Тем не менее, чертежи, выполненные вручную, демонстрируют зрелость автора, его культуру и индивидуальность. Такие работы заслуживают особого поощрения. По каждому заданию предлагаются разъяснительные материалы -  методичка с примерами.

Опыт предыдущих лет показывает, что учащиеся первого курса не всегда прибегают к помощи компьютера. Причиной тому является сложность в реализации намерений освоения компьютерной технологией. Графические программы нового поколения иностранного производства многим пока не доступны. Для учебного заведения приобретение таких программ пока только перспектива. Можно надеяться, что это только дело времени. Демонстрационные варианты программ завораживают возможностями моделирования, тем более, что в гармонии и  в системе с традиционными формами развития художественных навыков и форм проектирования можно достичь очень хороших результатов. Например, выполнение задания с использованием ручной и компьютерной графики последовательно - эскиз в ручной графике, а чертёж в компьютерной графике, или параллельно - рисунки и эскизы сканируются и используются в компьютерном варианте подачи проекта. Хорошо, когда комплекс оборудования: компьютер, сканер, принтер или плоттер, интерактивная доска всё в распоряжении студента и преподавателя. Хотелось бы дать студентам возможность свободного выбора в реализации своих амбиций, дать возможность вписаться в новые процессы развития проектного дела в условиях новой «цифровой цивилизации».

В планах развития программы обучения разрабатываются способы вовлечения студентов в цифровые технологии проектирования. Контроль и обмен информацией при этом происходит также на электронном уровне, в том числе по электронной почте. Для формирования гармоничной творческой личности необходимо соблюсти баланс чувственного и технократического восприятия мира. Практика показывает, что студенты с хорошим вкусом и творческим потенциалом свободно вписываются и в цифровой графический формат. Роль преподавателя в данном случае заключается в том, чтобы за формой не потерять суть процесса обучения, целью которого является воспитать компетентного, инициативного, ответственного и творческого специалиста.

Список литературы

Кудряшов К.В. Архитектурная графика. – М.Изд-во Архитектура-С 2004

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

 




Рис. 2
Рис. 2


Рис. 3
Рис. 3


Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back