Назад Go Back

Аспекты инновационного подхода для активизации познавательной деятельности студентов

Козлова Ирина Алексеевна (Астраханский государственный технический университет)
Фото Харах Матвей Максимович (Астраханский государственный технический университет)



На состоявшейся в апреле 2012г. 62-й Международной студенческой научно-технической конференции ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» студентами первых курсов различных специальностей и направлений были представлены научные доклады, охватывающие широкий спектр вопросов начертательной геометрии и инженерной графики на основе информационных технологий, что позволило приобщить студентов к овладению и конструированию новых знаний.

Следует отметить известную всем общую тенденцию снижения уровня графической и геометрической подготовки вчерашних школьников, многие из которых имеют высокий интеллектуальный потенциал. Благодаря упорству таких студентов, они успешно сдали экзамен по «Начертательной геометрии» и «Инженерной графике».

Они также с готовностью и энтузиазмом включились в подготовку к конференции и дополнительно к учебному курсу под руководством преподавателей изучили основные возможности трехмерного моделирования КОМПАС-3D и представили сокурсникам новые интерпретации уже изученного и рассматриваемого во втором семестре материала. Во время докладов-презентаций многие «статичные» (по восприятию студентами) объекты становились наглядными и доступными для понимания. В таком подходе отразилась требование к быстрой адаптации студентов в современном обществе, развитие пространственной интуиции, углубление изучения стандартов ЕСКД.

В частности, приведем тематику докладов и различные способы создания геометрических объектов в зависимости от поставленной задачи:

«Взаимное пересечение плоскостей и многогранников средствами 3-х мерного моделирования»;

«Выполнение 3D-моделей линейчатых поверхностей»;

«Выполнение 3D-моделей поверхностей вращения - визуализация объектов начертательной геометрии»;

«Выполнение 3D-моделей многогранников»;

«Сечения однополостного гиперболоида вращения в 3D-модели» (рис. 1);

«Сечения гиперболического параболоида в 3D-модели» (рис. 2);

«Пересечение поверхности вращения с многогранником общего вида и его 3D-модель»;

«Выполнение сложных разрезов и сечений в КОМПАС-3D»;

«Изготовление листовых изделий для электромонтажа средствами 3D-моделей» (рис. 3).

В докладах представлены основные операции и команды трехмерного моделирования: выдавливание,  вращение, по сечениям, работа с листовыми деталями (сгибание и разгибание, отображение разверток), выполнение сечений по эскизу или поверхностью.

В курсе «Инженерной графики» при изучении сложных разрезов для лучшего усвоения темы было предложено использовать наглядные объекты 3D моделей как электронного эквивалента чертежа, которые ранее были созданы студентами предшествующих курсов при изучении разделов компьютерной графики.

В итоге понимание формы изделия и построение на его основе проекционного изображения как совокупности точек и линий позволят вести осознанный диалог с компьютером при переходе от трехмерного изображения к двухмерному, а использование информационных технологий обеспечивает также снижение затрат интеллектуального труда студентов.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Рис. 1 – Сечение однополостного гиперболоида вращения




Рис. 2
Рис. 2

Рис. 2 – Создание 3D модели гиперболического параболоида




Рис. 3
Рис. 3

Рис. 3 – Создание листовой детали




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Дударь Елена Сергеевна
(7 ноября 2012 г. 7:39)

Уважаемые коллеги! Спасибо за доклад, за подробное изложение тематики студенческих работ. Без сомнения, такая кропотливая и разнообразная работа со студентами позволяет повысить их творческую активность, мотивировать их дальнейшее обучение. Из доклада поняла, что трехмерное моделирование изучалось в отдельные часы, дополнительно к учебному процессу. Планируете ли Вы, Матвей Максимович и Ирина Алексеевна, включить этот раздел в новые учебные планы? Как, на Ваш взгляд, эффективнее его излагать - одновременно с изложением темы "Поверхности" или отдельным курсом? Существует ли у Вас сложившаяся методика преподавания именно этой темы? С уважением, Ел. С. Дударь

Козлова Ирина Алексеевна
(12 ноября 2012 г. 15:48)

Уважаемая Елена Сергеевна! Спасибо за вопрос, действительно аспекты трехмерного моделирования изучались сверх программы очень способными талантливыми студентами. В настоящее время для студентов направления "Технология продукции и организация общественного питания" при отсутствии в ФГОС дисциплин "Начертательная геометрия" и "Инженерная графика" в вариативной части введена "Компьютерная графика". Мы начинаем с начертательной геометрии по нашему учебному пособию "Начертательная геометрия на основе информационных технологий" (Изд-во АГТУ), затем переходим к проекционному черчению и одновременно осуществляем 3D моделирование, ассоциативный переход к двухмерным моделям. Затем будем рассматривать объемные строительные элементы, т. к. в стандарте оговорено умение трехмерного иоделирования по строительной части. Полагаю, что эффективнее изучать поверхности совместно с трехмерным моделированием, но на это часов пока нет. Осмысление подачи материала совершенствуется, уже есть наметки на следующую конференцию, за неординарными ребятами тянутся многие. Прошу извинить за задержку ответа, сообщение отправляла вначале не из личной страницы.

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(15 ноября 2012 г. 10:54)

Добрый день, Ирина Алексеевна!

Спасибо за ответ. Хочу заметить, что я сама не из торопливых. Есть вопросы, на которые трудно ответить сразу, требуется время, а иногда и обзор литературы. Такой вот "несуетностью" удобен формат интернет-конференций. 

Конечно-же, захотелось посмотреть Ваше учебное пособие. При первой же оказии, мы с Вами свяжемся и постараемся решить этот вопрос.

С уважением, Елена С. Дударь


Назад Go Back