Назад Go Back

Мастер-класс как форма повышения квалификации преподавателя высшей школы

Фото Амельченко Наталья Петровна (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Фото Ярошевич Ольга Викторовна (Белорусский государственный аграрный технический университет )



Каждый учитель строит себе собственную школу, подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

 

Идеи, как известно, овладевают… Но прежде, чем овладеть умами, они “витают”.  Нам бы хотелось одну из идей, возникших по ходу данной и предыдущих конференций, а именно идею  о форме передачи уникального педагогического опыта участниками, представить уважаемому сообществу для обсуждения и возможно принятия решения.  Как известно, одной из форм передачи опыта в различных сферах  является проведение педагогических мастерских и мастер-классов. Это  не что иное, как искусство передачи профессионального опыта из рук в руки. Почему бы нам не воспользоваться случаем и внедрить данную форму, поделиться друг с другом достигнутым, помочь избегнуть бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений, повысить уровень своей квалификации. Мы предлагаем  в рамках данной конференции открыть работу мастер-классов по проблемам геометро-графического образования различной направленности (если это невозможно в данный момент, то запланировать на будущее). Нам представляется, что мастер-класс станет сообществом участников, желающих совместно обмениваться знаниями и опытом, что полученный опыт будет применяться в дальнейшем на практике. А это, несомненно!

Мастер-класс (МК)— это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (преподавателем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. В сущности, МК – это передача не столько знаний, сколько идей. В тоже время МК - одна из форм повышения профессионального мастерства преподавателей, ориентированная на передачу теоретических и практических знаний по конкретным авторским программам и методикам. В МК органично переплетается опыт, индивидуальный почерк, предоставляется возможность "примерить" на себя и принять полностью или частично отшлифованные крупицы методики. 

Наиболее оптимально рассматривать МК как некое интерактивное действие по обучению и обмену опытом, основанное на практических демонстрациях творческого решения определенной познавательной или проблемной педагогической задачи и объединяющее формат тренинга и конференции при активной роли всех участников. Могут быть различные форматы его проведения от простых презентаций, видеороликов, до видеоконференций (благодаря уважаемому К.А.Вольхину, опыт проведения таких видеоконференций уже есть). Весьма интересно выстраивать МК в логике МООС (massive open online course), что означает массовый он-лайн курс.

Основным условием успешности и эффективности МК является наличие педагога-мастера, профессионала, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег. Это важнейшее условие наилучшим образом реализовано в условиях данной конференции.

Профессиональное мастерство преподавателя есть плод достаточно длительного и кропотливого труда; труда, наполненного творческими размышлениями, идеями, охватывающими различные проблемы педагогической действительности, уникальный сплав опыта и личностных особенностей. Педагог-мастер – это личность, достигшая на своем трудовом пути значительных качественных успехов в образовательном процессе [1]. И это путь не всегда триумфален. И столь важно извлечь достойные уроки из временных поражений и постараться уберечь других. Опыт творчески работающего преподавателя-профессионала безграничен и он должен стать достоянием.

В словаре В. Даля дано определение «мастера» – это «особенно сведущий или искусный в своем деле» человек (В. Даль, 1995).

Мастером родиться нельзя! Мастерами становятся. И это возможно только при наличии любви и интереса преподавателя к своему делу. Тем не менее, преподаватель, даже любящий свое дело, часто беспомощен перед многообразностью возникающих  теоретических и практических проблем. И как бесценен опыт профессионала! В эпоху  приоритета индивидуализации профессиональной деятельности преподавателя парадигма “инновационности” профессионального опыта стала лидирующей в оценке качества  работы преподавателя. Вместе с тем инновация – это не спонтанное явление, а глубокая системная осмысленность профессионального опыта, доведенная до оптимального алгоритма педагогических действий с заранее запрогнозированным положительным результатом. Конечно, создать достойный методический инструментарий весьма сложно. И тем более сложно преобразовать его в процедуру МК.

Само собой разумеется, что положительный практический результат не может служить признаком стабильности профессионализма [2]. Постоянно меняющиеся условия образовательного процесса требуют коррекции имеющегося у преподавателя профессионального опыта, системного реагирования на возникающие проблемы. Это важное требование к профессионализму преподавателя является едва ли не самым сложным для выполнения.

Декларируемая свобода для творческих проявлений преподавателя без наличия приемлемого научно-педагогического сопровождения не стимулирует рост профессионализма. Очень важно развить у преподавателя  способность к научно-объективной оценке деятельности, умение систематически работать над уровнем своего профессионализма и др. Этому надо учиться. Учиться друг у друга. И лучшим способом, на наш взгляд, может стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей преподавательской деятельности. Фактор “взаимо-” здесь очень важен. Практика показала, что непосредственное, прямое воспроизводство чужих идей, механическое повторение чужих достижений практически не приносит ожидаемых результатов. Оно не дает должного эффекта, «не работает» в реальности. Не имеет смысла и идея насильственного насаждения чужого опыта. Опыт только тогда станет работать на личность, когда он пройдет преломление через призму собственного сознания и станет достоянием конкретной личности. Нужна продуманность в освоении. Навязывание тех или иных форм, методов и технологий работы не обеспечивает творческое самораскрытие педагога в профессиональном аспекте.

Следует отметить, что достижение высокого профессионального мастерства и его передача с целью дальнейшего творческого воспроизводства не одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения МК предъявляет весьма существенные требования и к стороне, демонстрирующей свой опыт, и к стороне, воспринимающей и оценивающей.

Преподавателям есть, чем поделиться. Вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение МК на качественно высоком уровне. Очертим постановочно тот круг вопросов, который так или иначе возникнет перед преподавателем-мастером, желающим поделиться своими идеями.

Какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе МК? Каким способом лучше сделать это?

Сосредоточить ли профессиональное внимание коллег на наработанном содержании авторской образовательной программы, анализе технологически выверенной цепочки предпринимаемых педагогических действий либо ограничиться шкалой оценочно-диагностических процедур?

Дать ли концептуальные основы своей работы, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм или осветить все тонкости и нюансы?

Целесообразнее ли заранее предложить коллегам универсальный алгоритм для анализа и оценки представляемого опыта или лучше ее создать в опоре на совместную творческую мыследеятельность?

Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму МК в ряд особо приоритетных и перспективных форм систематического активного повышения квалификации. Особую роль играет при этом потенциально-активная среда, обладающая значительными возможностями для активного взаимодействия субъектов. Активная среда провоцирует участников на взаимодействие. У творческих личностей это вызывает подъем творческих сил, актуализирует их потребности в самовыражении. Именно такая среда создана на нашей конференции. И в этом огромная заслуга ее организаторов.

Теперь несколько замечаний методического плана. В подготовке и проведении МК весьма важно сочетание “здоровой” описательности опыта и аналитичности. Крайности  недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Перенять инновационный педагогический опыт можно только в виде осмысленных идей и тщательно выверенных и обоснованных рекомендаций.

Подготовка и проведение МК - кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Конечно, такая деятельность не застрахована от многих ошибок и издержек. Здесь сразу же возникает вопрос о наличии у самого педагога-мастера теоретико-аналитических разработок или каких-либо других научно-методических и дидактических материалов. Их наличие позволяет участникам МК за  короткое время понять сущность представляемого педагогического опыта и получить импульс для плодотворных дискуссий по существу вопроса.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного МК сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта и его восприятию. Это замечание для будущего использования МК как формы повышения квалификации сотрудников на кафедрах.

В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения МК. Для того, чтобы ваше представление опыта не было однобоким и не полным, необходимо попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и суждений о нем. Такое разнообразие создает благоприятное проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов МК, формирует положительную атмосферу открытости мнений, многопрофильности оценок, многоракурсности в рассмотрении и интерпретации представляемого инновационного опыта.

В целом же данная форма работы зависит от стиля профессиональной деятельности преподавателя, который в конечном итоге и задает на МК изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений и активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и совершенствования. Надеемся, что представленный в докладе материал общего плана, безотносительно к геометро-графической подготовки, и его несколько не стандартный характер не будет диссонансам в проблемном поле конференции.

Вы давно работаете над какой-то проблемой и считаете, что настал момент передать свой опыт коллегам? Проведите МК!

Список литературы

1. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. М., Феникс, 2003. – 287 с
2. Плотникова Г.В. Представление педагогического опыта работы через мастер-класс. Страница доступа: http://nsportal.ru/ap/shkola/materialy-k-attestatsii/library/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-raboty-cherez-master

Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back