Назад Go Back

Некоторые особенности подготовки инженеров-строителей в университетах России и Германии

Презентация
Dudar Anna Olegovna (Hannover Rückversicherung AG)
Фото Дударь Елена Сергеевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)



Рассмотрены системы подготовки инженеров строительных специальностей в технических университетах России и Германии.  Выполнен анализ и проведено сравнение двухуровневой системы обучения «бакалавр  – магистр».

Полный текст доклада приведен в файле презентации (см. ссылку вверху страницы).

Список литературы

1. Столбова И.Д., Дударь Е.С. Компетентностный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса // Университетское управление: практика и анализ. 2012. – №1. С. 75 – 79.

2. Соснин, Н.В. Модульность в структуре содержания обучения в компетентностной модели высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2009. – №7. С. 23 – 25.

3. Prüfungsordnung für den Bachelorstudiengang Bauingenieurwesen der Rheinisch-Westfälischen Technischen Hochschule Aachen vom 29.10.2012

4. Prüfungsordnung für den Masterstudiengang Bauingenieurwesen an der Fakultät VI - Planen Bauen Umwelt - der Technischen Universität Berlin vom 17. Dezember 2008

5. Горнов А.О., Касаткина Е.П. Проблемы и системные аспекты реализации компетентностного подхода в инженерном образовании // Проблемы качества графической подготовки в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы междунар. науч.-практ. интернет-конференции. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-т, 2010. - URL: http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/73/

6. Вольхин К.А., Головнин А.А. Уточнение задач графического образования в условиях автоматизации проектных работ // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: Материалы 2-ой междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – URL: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/15/ 

7. Инженерная 3D-компьютерная графика: монография / А.Л. Хейфец, А.Н. Логиновский, И.В. Буторина, В.Н.Васильева; под ред. А.Л. Хейфеца. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 413 с.

8. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера // Образование в России. – 2008. –№ 5. – С. 132-136

9. Зеленовская Н.В., Ярошевич О.В. Дидактические принципы проектирования интегрированного курса инженерной компьютерной графики // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: Материалы 2-ой междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – URL: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/37/

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 ноября 2012 г. 14:51)

Уважаемые авторы доклада, я неплохо знаком с подготовкой инженеров-строителей в ГАСУ и с интересом ознакомился с особенностями подготовки в Германии. Не могли бы Вы подробнее осветить содержание модуля "конструктивная геометрия" о котором говорится в докладе.

С уважением ТБДЕ

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(10 ноября 2012 г. 15:03)

Уважаемые Елена Сергеевна и Анна Олеговна!

  1. Глубоко признательна за достаточно подробный сравнительный обзор-анализ подготовки студентов в Германии с российским.
  2. Робко возражу по поводу «противоречия между фундаментальным и прикладным направлением подготовки технических специалистов» - его в природе быть не должно и придумывать его не надо. Фундаментальные знания питают прикладные, и наоборот: многие прикладные проблемы вызывают необходимость решения  и развития фундаментальных наук и знаний.
  3.  Ассоциация больше всего ценит не узких специалистов, а инженеров с фундаментальной (читаю ШИРОКОПРОФИЛЬНОЙ) подготовкой, способных к решению разнообразных задач в строительной (да в любой!) области. Узким специалистом после нее стать -  два пустяка, как говорят в Одессе.

И у нас тоже НП «Объединение автопроизводителей России» разработала профессиональные стандарты в области автомобилестроения, с которыми мы сейчас работать должны. Германию теперь догоним аллюром в три креста.

  1. Модули – это у них интегрированные курсы, метадисциплины и т.д., о чем пишет Соснин, и с ним согласны многие. Но никто особенно не рвется их создавать. Видимо надо дождаться такого критичного состояния, что вообще ВТУЗы придется закрыть из-за неэффективности. А у нас, в уч. планах до 80 - 90 дисциплин. И каждая кафедра старается продемонстрировать на своем сайте, как много  дисциплин она дает, как много работает.
  2. Вы умолчали весьма важный вопрос: а кафедры графики в Германии в строительных ВУЗах существуют? Где и в каком разрезе дают элементы конструктивной геометрии? Вчера разговаривая по Skype с профессором математики из Кеттеринга, еще раз уточнила: кафедр нет, у них выпускающие departments по направлениям деятельности, так же как в Германии и во всех индустриально развитых странах. Вопросы проектно-технологической подготовки решаются рамках образовательной деятельности departments. И мы к этому придем. Хорошо бы на выше упомянутой скорости!

Шацилло Л.А.

 

Фото
Горнов Александр Олегович
(10 ноября 2012 г. 17:42)

Уважаемые  коллеги , здравствуйте ! Спасибо , очень информативно и  интересно . Но пока лишь, извините, маленький комментарий. В любом  контексте наличие мета или мегадисциплин в учебном плане - четкий признак  его  несовершенства . Дисциплины,по-моему, должны быть согласованы так , чтобы не надо было объяснять "зачем" они нужны и" какая связь" между ними .

 

 

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(11 ноября 2012 г. 18:58)

Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, за внимательное прочтение нашего доклада! Понимаем, что вопрос геометро-графической подготовки инженеров-строителей в вузах Европы интересен многим. Однако, в данной публикации сознательно этот вопрос не поднимали. Понимая его значимость и актуальность для данной конференции, решили, что это отдельная большая тема, требующая серьезной проработки.

Инженерам-строителям дают основы начертательной геометрии, будущим архитекторам - тени, перспективу. К сожалению, успела посмотреть только статьи уже упомянутого на конференции Хельмута Штагеля  (Inst. of Discrete Mathematics and Geometry, Wien, Austria) и Клауса Пютца (Inst.for Geometry and Applied Mathematics, Aachen, Germany). Очень надеюсь, что будет время собрать материал по данному вопросу для следующей публикации.

С уважением, Елена С. Дударь

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(13 ноября 2012 г. 23:37)

Добрый день, Людмила Анатольевна!

Спасибо, за проявленный интерес к докладу.

  1. О противоречии между фундаментальным и прикладным характером подготовки технических специалистов подробно написано в статье В. Приходько и З. Сазоновой «Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы» («Высшее образование в России», №1, 2007г.)  Без сомнения, противоречий быть не должно, полностью с Вами согласна.
  2. Традиционное немецкое образование воплощало принцип «знать все о немногом».  Озабоченность строительного бизнес-сообщества, вызывает переход к двухступенчатой системе образования на фоне  дефицита квалифицированных инженерных кадров. По некоторым данным в Германии не хватает более 60 тысяч высококвалифицированных специалистов, прежде всего, в области строительства, математики, информатики, естественных наук и техники.  Думаю, специалисты, способные решать разнообразные задачи, то есть профессионалы, в том обществе будут востребованы всегда.  А являются они «широкопрофильными» или «с фундаментальной подготовкой» не так уж и важно.
  3. Действительно, примем новые стандарты в области автомобилестроения и догоним немецкий  автопром…
  4. По поводу содержания курса конструктивной геометрии ответила Дмитрию Евгеньевичу. Без сомнения Вы знаете, что в структуре западных университетов нет такого подразделения как кафедра. За содержание курса (в рамках направления подготовки) отвечает лектор,  прикрепленный к своему department (что-то сродни нашему факультету).

Best Regards.

Елена С. Дударь

Dudar Anna Olegovna
(14 ноября 2012 г. 1:23)

Уважаемая Людмила Анатольевна, уважаемый Александр Олегович!

 

Хотелось бы уточнить определение понятия «Модуль», являющегося основополагающим в образовательных программах ФРГ.

«Модуль» представляет собой учебную единицу, состояющую из нескольких учебных мероприятий, относящихся к общей подобласти какой-либо учебной дисциплины. Один модуль может длится от одного до трех семестров. Каждая составляющая часть модуля оценивается с помощью зачетных единиц (credit points, CP), которые отражают трудозатраты, связанные с изучением данного модуля. Одна зачетная единица соответствует трудозатратам в объеме примерно 30 часов.

Привожу пример модуля «Строительная информатика», преподаваемого в Техническом Университете г. Берлина:

Наименование

Строительная информатика

Продолжительность

2 семестра

Зачетные единицы

5

Содержание

Курс программирования на языке С/C++

Введение в  CAD

Цели

Основы информационных технологий, алгоритмические методы решения задач на примере языка программирования С/C++.

Основы компьютерной графики, оценка преимуществ и недостатков CAD, оценка временных затрат, создание простейших 2D- и 3D-чертежей.

Состав

Лекции и практика по курсу программирования на C/C++

0 CP

 

Практика в небольших группах по курсу программирования C/C++

0 CP

Практика в небольших группах по CAD

0 CP

Письменная экзаменационная работа по C/C++

3 CP

Устный экзамен по CAD

2 CP

 

С уважением, А.О.

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(15 ноября 2012 г. 0:27)

Уважаемый Александр Олегович!

Мне приятно Ваше внимание к нашему докладу. Согласна с приведенными аргументами по поводу «согласованности» учебных планов. Очевидно, мы вкладываем разное содержание в понятие метадисциплин. Полагаю, что термин не самый удачный, как впрочем все, что начинается с приставок мега-,  сверх-, супер- и т.д. Я понимаю метадисциплину как основополагающую, фундаментальную теорию для данного направления подготовки. Например, механика жидкости и газа, теория пограничного слоя, теория подобия, теория тепло- и массопереноса и т.д. Это никак не «искусственные», скроенные из разных  курсов, дисциплины. В инженерной подготовке строителей, на мой взгляд, не хватает именно феноменологического подхода, единой связи теории переноса импульса, энергии и массы на общей философской основе. Большинство инженеров-строителей не умеют формулировать математические модели реальных  физических процессов с помощью формул. У нас учат пользоваться утвержденными методиками, подставлять коэффициенты в готовые программы расчета. Надеюсь, что в магистратуре планируется изучать  единые фундаментальные основы бесконечного множества специальных дисциплин. Вероятно, не совсем удачно привела примеры «метадисциплин» (в рамках данной конференции), однако, именно с ними  сталкиваюсь, работая в качестве инженера-строителя.

С глубоким уважением,  Елена С. Дударь

Фото
Горнов Александр Олегович
(15 ноября 2012 г. 2:13)

Елена Сергеевна , здравствуйсте ! Теперь понятно , что под мета и мегадисциплинами мы имели в виду разные по содержанию и целям. Но, в то же время, я не подразумевал дисциплины,  скроенные из разных курсов . Можно назвать даже кандидатскую диссертацию,   посвященную обоснованию необходимости  введения неких  наддисциплин , призванных устранить несовершенство базовой структуры, в частности инженерной подготовки, в интересах ГГП. Я об этом . Так же ( как и в первом комментарии ) таким индикатором несовершенства считаю и  надструктурные процедуры для повышения качества инженерной подготовки . Представьте  одновременно результат этих процедур, выполненных одновременно в интересах повышения качества математической, физической, графической и др. подготовок ..                       С уважением,АО 

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(15 ноября 2012 г. 10:38)

Спасибо, Александр Олегович, за оперативный ответ. Все стало на свои места. Однако, осмелюсь заметить, что слишком поздно (много) мы работаем. Конференция приносит свои плоды. В течение многих лет читаю инж. графику на курсах повышения квалификации (и переподготовки) работников строительной отрасли. Нашу дисциплину постоянно, по просьбе заказчика!,  включают в образовательную программу. Конечно, требуется значительная подготовка, регулярное обновление содержания. Помогают такие коллективные обсуждения, круглые столы, расширяющие, в целом,  понимание предмета.  Много интересного нахожу в публикациях коллег, спасибо им! Инженерам необходима графическая подготовка, и мы все (активные, неравнодушные, думающие, креативные участники конференции) это прекрасно понимаем. Удачи, вам!

С уважением, Елена С. Дударь

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(15 ноября 2012 г. 13:53)

Елена Сергеевна, добрый день!

 Ну, просто не могу не включиться в обсуждение. Модульность образования в том виде, о котором в комментарии написала Анна Дударь, используется во многих странах, даже в Монголии. Это одна из наиболее эффективных форм индивидуализации образовательных траекторий в массовом обучении (Для нашего  блока разные CAD+  технологии программирования на платформах Java и Net, необходимые тому или иному производству). И это уже выверенный практичный подход, соответствующий NL.  Можно много модулей  набрать из ассортимента дисциплин направленных на формирование тех или иных компетенций (читай ЗУВ). Сами компетенции не всегда прописаны корректно. Но они тоже прописаны не на век. Инженерная деятельность меняется – значит, под нее меняется все образование. Не выпускающая кафедра диктует, а ей  диктуют, и поэтому в этих новых условиях она не является единицей, которая прихватизирует под себя часы(читай зеты). Разумно как раз иметь прикомандированных к факультетам (departments) преподавателей, а образовательный процесс осуществлять в НОЦ – научно-образовательных центрах, оснащенных достойным лабораторным оборудованием.

Такой принцип построения учебного процесса требует информационной поддержки на базе развитых платформ, например, типа  Blackboard (не вузовских самопальных, съевших кучу госденег и имеющих незначительный кпд, потому, что делаются под себя, глобальных задач , как правило, не решают). Здесь требуется управление динамикой  этого процесса не только на уровне управления образовательными  контентами, но и оперативной работой УМЦ, УО – всех структур вплоть до проректора по УР для управления учебным процессом. Это удобно организовывать, полностью информатизируя  работу всех структур ВУЗА.

Представляете, какое сопротивление встречает такая образовательная стратегия? Все же привыкли царствовать, лежа на боку. Об этом  и Винокуров пишет постоянно, критикуя наши образовательные стандарты во главе с Шахтами, и другие. Руководство многих наших ВУЗов обскакало всю Европу и Америку, оформились как ВУЗы –побратимы . А Вы видели чтобы кто-то перестраивал образовательный процесс на новый лад? До сих пор убеждены, что наше образование самое лучшее…

Посмотрите сайт  http://www.kettering.edu . Для машиностроительного  образования я наспех перевела. Кому интересно -  вышлю. У них давний приличный опыт бакалаврской подготовки. Траекторий  выбора - оптимально не более 5. Потому что распыляться ВУЗу можно только в пределах своих научно – исследовательских и прикладных задач. Не надо браться за необъятное. А зеты всем по 4 –без обид. Дескрипторы каждой дисциплины описаны в конце.

Best! L. Shatcillo

P.S. Извините, что длинно : есть еще много что сказать. Просто очень много сей час работы. Но периодически читаю графу «последнее».

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(21 ноября 2012 г. 19:57)

Добрый день, Людмила Анатольевна! С удовольствием причитала Ваш весьма информативный ответ. Спасибо за ссылку на сайт Kettering University. Мы начинали с совершенно определенных задач – составляли учебный план по направлению «Строительство», подбирали содержание модулей, пытались согласовать их с видами профессиональной деятельности. Дело весьма трудоемкое, пришлось многое анализировать, но готовых ответов не бывает. Очевидно, что введение новых образовательных стандартов повлечет за собой и структурные изменения. Насколько глубокие, продуманные и отвечающие современным требованиям общества судить трудно. Что ж, поживем – увидим.

P.S. Ваше весьма заманчивое предложение нас заинтересовало, мы с удовольствием познакомимся с программой бакалавриата для машиностроителей (в нашем вузе есть таой факультет). Выслать программу можно на эл. адрес конференции. Заранее благодарны.

С уважением, Ел. С. Дударь 

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(22 ноября 2012 г. 23:57)

Добрый день, Людмила Анатольевна! Большое Вам спасибо за присланные материалы, за ссылку на монографию Столяренко. Психологию зрительного восприятия пространства изучала (точнее знакомилась) по книге R.L. Gregory "The Intelligent Eye", был ее перевод на русский. И, конечно же, по книгам Б.В. Раушенбаха. Не являюсь специалистом в данном вопросе, имею лишь общее представление о формировании зрительных образов (канд. экзамен по психологии и педагогике). Хотелось бы найти применение этим знаниям в учебном процессе, а именно для преодоления "барьера" при переходе от пространства к чертежу (туда-обратно), при изучении кратных интегралов, диаграмм состояния вещества и т.д.

Best Regards! Eл.C. Дударь


Назад Go Back