Назад Go Back

Естественная структура инженерной подготовки (Natural occurring Learning - NL)

Фото Горнов Александр Олегович (Национальный исследовательский университет "МЭИ")



 

Найди  всему  начало,  и  ты  многое  поймешь. (К. Прутков)

 

 

Отсюда, из космоса,  еще  яснее  понимаешь: землю  не  надо менять, ее надо  понять. (В.А.Соловьев, космонавт)

 

  Чтобы  привычное стало ясным,  надо обычное сделать странным. (Пит Хейн, датский поэт)

Основа  концепции и история

В процессе поиска путей и средств  совершенствования  геометро - графической подготовки (ГГП)  все  настойчивее, явно  или косвенно, звучит мысль,  что проблема  ГГП  уже  не  дисциплинарная,  а  проблема  структуры всей инженерной подготовки. В  своих  статьях  автор  постоянно   ссылается   на свою публикацию  1994г.  [1], посвященную этой проблеме. Но обратиться  непосредственно  к  [1],  наверно,  непросто.  Время, когда она вышла, было  бурное  и,  хотя  сборник методических статей  НИИВО  был тиражом  800 экз., не  факт, что  он  дошел по всем адресам и  сохранился.  Кроме того,  по ряду  обстоятельств, статья  писалась в  экстренном  порядке  с  естественными  из  этого  последствиями. Тем не  менее,  ряд  диссертантов  использовали идеи [1]  в  проектировании   структур  профессиональной  подготовки  в  разных  областях (например, автор [2]).  

Поскольку  с  тех  пор прошло около 20 лет,  а  внимание  к  структурным аспектам  и  поискам  более  действенной  концепции инженерного  образования не ослабло, а усилилось,  представляется  естественным изложить  здесь,  хотя  бы  кратко,  в первую очередь,   обоснование, суть и структуру концепции NL и следствия  из нее.

 … По существу, и в главном, NL  опирается  на  фрактальное   свойство и подобие многих естественных процессов  явлений  и объектов  в  природе. Одним  из  проявлений этого свойства, связанного с человеком, является   фрактальное    подобие   физиологии развития плода отдельного  человека  последовательной логике  эволюционного  развития  человеческого  вида   (Закон  Геккеля-Мюллера,  гласящий,  что  каждый  индивид  повторяет  эволюционную  логику  развития  своего вида (подобие онто и филогенеза).  Природа сжала  основные  этапы формирования видовых  признаков  человека  до одного  триместра, но не изменила  логику,  исключив  частные этапы и ошибки. Заметим, имея в виду, конечно, аналогии с  процессом образования,  что  медицина особо  опасается, именно в этот, ранний   период формирования человека,  “вирусных”  заболеваний, которые  могут  привести  к  деформациям  при формировании  и  дальнейшем его развитии в физиологическом и интеллектуальном отношении. Как в процессе физиологического развития, так и в  процессе социализации и свободного познания, самостоятельного  освоения  деятельности  в  технике  человек  повторяет   логику   преобразующе-познавательной  функции  деятельности,  выработанную  человечеством в целом в процессе  эволюции. Подчеркнем здесь сразу,  что именно логику деятельности, а не саму эволюцию. Эта  логика  объективна,  ибо  свободна  от субъективных  особенностей  исторических,  национальных,  государственных  и  авторских  школ.   

Знания   и  навыки  в  сфере  развития техносферы  передавались  от  поколения  к поколению  постоянно  и только  последние  три  века  в истории  человечества  можно  говорить   о  возникновении и существовании общественного  института  инженерного  образования.  В течение многих тысячелетий  обучение  ремеслам  напрямую  никак   не  было  связано  с  образованием  в  современном   смысле.   Первые институты  высшего образования,  содержанием  которого  были  философия, грамматика,  риторика,  математика, астрономия, …., лежащие в  основе  университетского  образования - появлялись в разных  странах  в  VII- XI -тых   веках  н.э. 

Промышленная  революция,  машинное  производство  стали  возможны только на основе качественного  преобразования практики обучения ремеслу мастеровых в  систему  подготовки различных  технических  специалистов  с  более широким  спектром   знаний. Со времени  появления  университетов, еще  более семи  столетий,  технические  объекты и их  создатели  выполняли функцию носителей информации  о прототипах  технических  объектов и технологий  их  изготовления,  затем  передав  ее общественному  институту  инженерного  образования.  Сложившиеся   веками и устоявшиеся принципы и логика  университетского  образования  неизбежно  легли  в  основу подготовки  новой  разновидности  специалиста  высшей квалификации  наряду  с врачом, математиком, юристом,  философом и  т.д., а именно профессионала   в  области  техники и ее технологий - инженера.

Когда  формулируются  цели  технического   образования,  имеется  в  виду,  что  оно призвано:  

1) подготовить  квалифицированного (или,  если угодно,  компетентного)   специалиста  для  какой- либо  или  нескольких  видов  деятельности  в определенной области  техники;

2)  привить  специалисту  интеллектуальную  культуру  на  базе  естественнонаучных и социально–экономических знаний, а также научных  методов  познания.

В этой  формулировке  признаки    слияния  двух  ветвей исторически  сложившейся системы   передачи  знаний  и   навыков, истоками  которых  были ремесло и  содержание   университетского  образования.  Институт  технического  образования  возник  на  базе университетского,  как бы  надстроив  его. Об исторических  предпосылках такой  исторической  логики  ниже,   в  заключении.    

В  целом существующие  системы высшего  технического  образования  имеют искусственные   субъективизированные  структуры, не  унаследовавшие важные  признаки  естественного  процесса  познания  в  технике,  реализуемого   преобразующе-познавательной  функцией   деятельности. 

Основные  противоречия

Прежде,   чем  подробнее  рассмотреть   структуры  последней,  отметим  основные  и  принципиальные   отличия  естественного свободного познавательного-образовательного процесса   и  главных  признаков  типовой искусственно синтезированной структуры  инженерной   подготовки. 

1.  Естественный  познавательный  процесс  начинается  с  комплекса  ощущений  от  общения  с объектом   и физическими  процессами данной предметной  области в целом  виде,  постепенно расчленяя,  дифференцируя их,   переходя  к  каким-либо  моделям объекта процесса,  выделяя   в явном  виде  аналитический  этап. Искусственная  образовательная система (ИОС)  предполагает  опережающее изучение моделей абстрактного  уровня  (математики,  общей  физики  и других  теоретических  дисциплин), то есть изучение  моделей в ИОС  опережает  изучение моделируемого  объекта  или  процесса.

2.  Естественные исторические образовательные  циклы  согласуются с  видами  деятельности  в  технике,  опираясь  на логичность  постепенного  проникновения  в объект (процесс). Учебные планы инженерной   подготовки построены  по принципу  последовательного  перехода  от  естественнонаучных   дисциплин   к  общетехническим  для  данной области,  а затем  специальным,  тем самым  надолго  откладывая  познание  конкретной  объектной  области и деятельности в ней.

3.  В естественном  образовательном  процессе  ведущей  целью  является выявление  связей  внутренних  параметров с  показателями  качества объекта (процесса). В рамках классических  технических  теорий  и  дисциплин  показатели  качества  редко выделяются  как  управляемые параметры,  тем  более они редко  рассматриваются  как противоречиво  связанная совокупность.  

4. В естественной практике  технический  объект (процесс) един,  как  носитель  уровня  интеллектуально-технологических  возможностей и  ценностей (эстетических  в  частности) своего времени  и,  в  силу объективной специфики восприятия действительности, воспринимается человеком  целостно.  В технических  дисциплинах  фигурируют,  как  правило,  только утилитарно-метрические  характеристики  объектов  (процессов); в  дисциплинах   социально-гуманитарного  цикла  только  субъективно-ценностные,  но… других  объектов. Единство естественного восприятия  разрушено.

5. Для  естественного  образовательного  процесса характерны противоречивые  постановки задач,  наличие  условий  и  ограничений,  постоянная  проблематика сознательного   выбора  из  работоспособных  альтернатив.   Искусственный  учебный  процесс  же базируется в основном на  бесконфликтности  вариантов,  а выбор - важнейший элемент реальной деятельности - практически сведен  к  выбору  между  ошибкой  и единственно  правильным  результатом.

6. В целом  (в большом), традиционная структура  инженерной  подготовки  сразу  же “направлена “ на  синтез,  игнорируя обязательную для процесса познания стадию  анализа.

Структура  концепции  NL

Реализуемость  любой  образовательной  парадигмы предполагает  возможность ее  конкретизации на основе структурного, конструктивного, технологического  и  параметрического  описаний.

Генератором  фрактальной  структуры NL  является  инвариантная  структура  деятельности, основные  элементы которой совпадают со структурой проектирования (внимательно проанализируйте рис. 1).   Деятельность  проектируется,  хотя  чаще  элементы  этого  процесса не  фиксируются  и, тем более,  не  документируются. (Претензия  на инвариантность  структуры рис.1  структуре  любого  вида человеческой  деятельности  устанавливается  анализом  любых  ее прецедентов  в любой сфере.  Проведите анализ своей  деятельности  при намерении,  например, прочитать  эту  статью).

Этапы любой  деятельности в  соответствии  с  рис.1:

СА  – системный  анализ  ситуации, связанной  с потребностью; 

Ц –  формулировка  цели ( ТЗ при проектировании) и показателей  качества ее реализации;

Пр; В – представления  о прототипах  деятельности  в соответствии с  данной  целью или  новые  варианты; 

М  – моделирование  (идеальное или  материальное ) прототипов  или  вариантов;  

АМ – анализ  моделей  для  последующего  выбора;

В –  выбор  варианта  для  реализации;

Р –  реализация выбранного варианта с  последующей  оценкой  по  выбранным  показателям  качества;

При неудовлетворительном результате деятельности корректируется содержание одного или нескольких этапов (например, уточняется модель),  чаще в неформализуемом, творческом  режиме.                              

Последовательность  этапов  слева направо  (на рис.1) соответствует аналитической стадии и  без коррекции  представляет структуру  репродуктивной  деятельности.  Обратные циклы определяют  продуктивную (синтетическую)  практику в рамках данного вида деятельности.  

Вторым   структурообразующим  фактором NL является  историческая  логика последовательного возникновения и развития профессиональных  видов  деятельности в  технике, формировавшиеся в такой  последовательности (анализируйте рис.2):

Р –  репродуктивная  (этот вид деятельности  тоже  может содержать  творческий  компонент),  связанная  с  использованием  уже  готовых  объектов,  процессов,   явлений;

Э –  эксплуатационная   и  ремонтная (поддержание и восстановление параметров  технических объектов (ТО) и процессов);

П –  производственная (технология  материализации ТО и процессов); 

К – конструкторская (разработка  конструктивно-параметрической реализации ТО, процесса);

Пк – проектная (разработка представлений о будущем объекте, процессе, состоянии, их структур) ;     

И  – исследовательская (фундаментальные  и  прикладные  исследования);

М – управленческая (организация  и управление  другими видами деятельности  в целом).

На рисунке  2  эта  логика  (инвариантная  для  любых  областей  техники)  представлена  в  ее  развитии во времени. Одновременно справа  для каждого вида  деятельности   указаны  описательные признаки  технических  объектов (процессов),  минимально   необходимые  для нее. Эти признаки  усложняются  и  расширяются  (интегрируются)  по мере  перехода  к  позже    возникшим   видам деятельности. Порядок упоминания  снизу вверх соответствует естественной  последовательности  анализа   (изучения)  ТО (процесса)  реализаций данного вида  деятельности   и, соответственно, расширению  необходимого  для  этого  языка .  Cверху   вниз – это последовательность  применения  знаний,  навыков  и умений при творческом  синтезе  новых  объектов  или процессов. (Конечно могут  быть и частные  укороченные  циклы,  обсуждать которые здесь нет  возможности). Выделенный  на рис. 2  образ  объекта  в  целом  является его формой  представления, с  которой начинается  анализ  и  заканчивается  синтез  ТО.

Окончательно  формируя  структуру  концепции   NL, представим  на  рис. 2  каждый  вид   деятельности  инвариантной структурой (рис.1) и получим структуру, как на рис. 3. (анализируйте  рис.  3). На нем нет параметра  времени. Каждый деятельностно-образовательный  уровень  не  обязательно годовой  курс  или  семестр.  

Конструктивная  реализация  структуры  NL, впрочем, как и любой другой,   означает   указание   учебных  дисциплин, курсов (их разделов) или  их  групп, наполняющих  структуру. Сразу  заметим, что каких-то новых или  экзотических  дисциплин  NL  не предполагает, – она просто  структурирует,  в принципе,  известные.

Например,  их группировка  по  этапам  инвариантной  структуры деятельности   (не разделяя, для краткости,  по ее видам ) может  быть сформулирована  так: 

дисциплины (или их разделы), изучающие  методы,  средства  и технологии:

СА, Ц   … системного  анализа  потребностей  и  формирование  целей   на уровне данного вида  деятельности;

ПР …  описания  прототипов  технических объектов, процессов,  реализующих  те же  цели в  рамках  данного  вида деятельности;

М  …   модели и моделирование  объектов (процессов, состояний,  в  рамках  данного вида  деятельности;

АМ  …     имитационного  моделирования,  построения  моделей "параметры – показатели качества"  и т.п.;

В    …   выбора и принятия решений;

Р  …    практической  реализации  (технология)  данного  вида  деятельности;

Для примера  раскроем  "конструкцию",  например, для краткости лишь предпоследней  группы – В.  В  ней  структурная  логика  предполагает  такие дисциплины или их  разделы  (порядок перечисления условный): Вi  … теория  принятия  решений;   Вj … квалиметрия;   Вк … теория  комплектования;   Вl … патентное  право;   Вм …  методы  многокритериальной оптимизации  и  т.п.

Параметрическое  описание и конкретизация  элементов  конструкции  концепции естественно  реализуется  указанием  дисциплинарных  фрагментов и их часовым  объемом.  Разумеется,  последние параметры  определяются  с учетом  временных и  других ограничений.  Профилирование  подготовки,  как легко заметить,  реализуется  на  параметрическом  уровне. На рис.3  ресурсы  условно распределены  равномерно по каждому виду подготовки.  Профилирование  предполагает  концентрацию ресурсов  на уровне данного вида  подготовки, специализацию  моделей  и  т.п. В тоже время,  любая  профильная по виду деятельности подготовка необходимо предполагает  наличие  и всех  остальных  уровней для обеспечения системности и фундаментальности, предполагаемой  высшим  техническим образованием.

Реализация  образовательной структуры  NL  допускает, сохраняя фрактальность,  разные  траектории на структуре рис. 3. Цикл  анализ – синтез  может  быть предусмотрен последовательно  на каждом  деятельностном  уровне (как показано на рис. 1,3) или осуществлен  по  аналитической  ветви  до верхнего уровня,  а спуск по синтетической  ветви. Cквозная фрактальность  структуры сохраняется, в любом  случае,  от  решения любой частной задачи  до  структуры  подготовки в целом.

Снова  о  ГГП

Вернемся к ГГП, но уже  в рамках  NL. Инженерная графика (включая ее  компьюторные  технологии), как дисциплина о специфических методах  и средствах моделирования технических объектов,  входит  в  группу  дисциплин, посвященных моделям и моделированию. И, как и все дисциплины – модели, предполагает быть  распределенной по содержанию и методам  по соответствующим  уровням моделей  деятельностной  подготовки.  Заметим, что начало  ГГП  в рамках  NL предполагает освоение иллюстративно-презентационных технологий  (РРТ и  т.п.). Это логично, так как, во-первых, на репродуктивном и следующем  уровне  эти  средства  естественно затребованы в любом  учебном процессе, а во-вторых, необходимы студенту как  средство  представления  и фиксации информации в учебном процессе.  Далее, естественно,  уже  знакомая подструктура ГГП в  виде  PLM/CE - методологии на основе CAD/CAE/CAM cистем  и завершение  ГГП  на когнитивном уровне. Разница в положении средств, соответствующих  современным точкам зрения на ГГП,  в традиционном  плане  ООП  и  NL - очевидна. В NL  ГГП  "находится" в среде  систематиpованной  потребности  в ней  и гармонично  взаимодействующих  между  собой  дисциплин (или их разделов ), подчиненных  одной и ясной  деятельностной  цели.

Еще  о  преимуществах  NL

Фрагментарные  признаки NL  в педагогике  высшей технической школы,  конечно, не единичны.  Это и упомянутые   PLM и СE, практика организации инженерной  подготовки и ГГП, в частности, в некоторых  университетах  США  (см.[ 3]), метод  проектов, элементы подготовки в МФТИ (Россия), опыт и практика проф. Шаталова  В.А. (в школе). Но,  в  негармонизированной в целом  структуре, их эффективность невысока. Видимо поэтому, "метод проектов" за  более, чем  сто лет  с момента  формулировки  его  Д. Дьюи, так и не стал ведущим в практике инженерного образования.

Продолжим сравнение структур традиционной для России инженерной подготовки и вытекающей из  общечеловеческого  опыта…  Из структуры на рис. 3  следует, что  дисциплины,  оперирующие моделями высокого уровня абстракции  – фундаментальные, NL  предлагает сместить ближе к завершающему циклу  подготовки. Известно, что традиционный  аргумент основательности отечественной  системы  высшего  технического образования  базируется  на ее фундаментальности.  А понимается и трактуется она, образно говоря, буквально. Но ведь и сам фундамент-то  должен опираться на твердую  почву…  В традиционном положении дисциплин ЕН цикла они  изучаются  без  поддержки  непосредственной  потребности  и  на стадии специальных дисциплин  практически повторно  осваиваются на прикладном  материале. Фундаментальным  должен  быть итог подготовки в целом,  что и предполагает  NL.

Естественность  NL приводит структуру образовательного процесса в соответствие со структурой  его мощнейшей  надсистемы  в виде повсеместной  совокупности деятельностей обучаемых  в других сферах и социальных  проявлениях. Не нарушается  фрактальность  логики всей их жизнедеятельности.

Естественность структуры NL  практически  исключает необходимость  ее  коррекции.  Она не  потребует пересмотра при параметрической или конструктивной  коррекции.  Ее  исторически- эволюционная основа облегчила бы межгосударственные коммуникацию и унификацию  в  области  высшего  технического  образования.  Структура NL -  подготовки  более гуманна  по  отношению к тем, кто вынужден прервать  обучение. Они остаются  с конкретным  комплексом  деятельностно-ориентированных знаний, навыков  и  умений,  понятным  работодателю. 

Ясность структуры позволяет четко  профилировать  подготовку  и  создает предпосылки программирования и автоматизации составления учебных планов.  Ее структура  фрактальна от методики решения  отдельной задачи до методологического  портрета  самой  NL.

Проблемы  реализации   NL

Основные объективные  признаки  NL,  определяющее  проблемы  ее реализации,  как видно из  рис. 3  состоят в  том, что на  начальных  стадиях  подготовки  ЕНД предполагают акцентированное  прикладное начало,  переходя к абстрагированным  моделям по мере приближения подготовки  к  ее  завершающей стадии. Это требует расширение межпредметной  эрудиции  преподавателей,  унификации терминологии, а в  идеале к более широкому делению и укрупнению кафедр по деятельностному признаку  (есть  же, частично отвечающие этому кафедры "эксплуатации…", "технологии…", "конструирования…").  Учебный  процесс предполагает большую дробность, подачу дисциплин порциями  в  соответствии с этапами  модели данной  деятельности. Но это не означает необходимость  большего числа  "переключений"  обучаемого. Наоборот,  в каждый момент он сосредоточен на анализе или синтезе решения  единой деятельностной задачи  с  предметно сформулированной целью и желаемым  результатом.

Обратим  также  внимание  на то, что  NL  согласуется  с  естественными  для  человека  процессами и состояниями в малом.  Например,  восприятие  окружающей  действительности  любым  органом чувств (сенсором) начинается с общих представлении (образа) c последующим анализом  его  носителей… NL также предлагает начинать с целого. Человек полнее и эффективнее, с большим эмоциональным  подъемом  реализует  свои  потенции, когда целиком  поглощен  решением  одной  целевой  задачи.    

В  заключение

Долгое время при изложении  концепции NL автор  затруднялся  с ответом на  вопрос, который следовал от аудитории  после  согласия с изложенными  доводами:  "Так  почему  же тогда инженерное образование исторически сложилось  так, как  сложилось?" Ответ подсказала мысль  проф. Лауро де Оливейро Лима (журнал ЮНЕСКО "Перспектива",  1987г., №7), в которой обсуждались проблемы  образования. Дело в том, что  многие тысячелетия образовательную функцию, наряду с воспитательной функцией,  выполняла  семья. Совмещение  этих  функций исторически определило назидательный методический характер семейной педагогической  логики. Над родителями довлеет страх потери или роковых ошибок потомства при самостоятельных, без предварительного наставления,  действиях. Поэтому в основе логики процесса семейного  воспитания и обучения лежит  назидание - "теория деятельности" на базе собственной жизненной практики проб и ошибок. Образовательная функция семьи  практически  давно исчерпана,  но  в  силу  инерции человеческой ментальности  ее главные методологические  принципы  сохранились. Традиционно считается, что лекция (коллективное "назидание") в учебном процессе номинально должна  опережать  другие формы занятий по дисциплине. Даже в рамках новых информационных технологий, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс, сделать его, более камерным, все равно теоретические аспекты в ЭОР, как правило, предшествуют другим  аспектам учебного материала.

И еще. Иногда  в защиту утвердившейся  классической  структуры говорят, что современный  абитуриент высшей школы подготовлен  к абстрактному началу инженерной  подготовки. Вряд ли это так. Человечество "умнеет" абсолютно, но не относительно своего накопленного опыта и возможностей, материализованных  в объектах  окружающей среды…

Концепция  NL  возникла  в  рамках  работы  методологического  семинара  в  МЭИ  по проблемам инженерного проектирования под руководством проф. В.Ф. Взятышева. Кроме того,  автор опирался на точки зрения по различным аспектам познания, образования и проектирования Я.А. Коменского, профессоров  А.И. Субетто,  А.И. Половинкина,  Н.Ф. Ильинского, М.В. Капранова, Ю.В. Кандырина.

Список литературы

1. Горнов  А.О.,  Анисимов В.А. Естественные и искусственные  структуры учебного  процесса / М.; информационно–аналитический сборник НИИВО, 1994г. – С. 1-45

2.  Меховников В.Ю.  Моделирование профессиональной  подготовки курсантов  в  военном  вуз’е: диссертация на соискание уч. степени кандидата педагогических  наук  (13.00.08), Волжский филиал гос. инж.-пед. универитета; - Н.- Новгород , 2007г. - 189c.  

3. Горнов А.О.,  Усанова Е.В.,  Шацилло Л.А.    ГГП - состояние, тенденции, прогнозы ; Международная  интернет- конференция  КГП-2012; режим доступа:   dgng.pstb.ru/conf2012/ papers/ 20/

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Обобщенная структура деятельности




Рис. 2
Рис. 2

Развитие видов деятельности в технике




Рис. 3
Рис. 3

Естественная структура инженерной подготовки




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(13 ноября 2012 г. 15:26)
Дорогой Александр Олегович! Искренне надеюсь, что идея концепции Natural occurring Learning (натурально происходящего обучения), вынашиваемая Вами, найдет признание и займет свое место в общей эволюции процесса образования. Выстроена естественно и логично, а главное преимущество - гуманна по отношению к процессу образования человечества вообще. Постепенное интуитивное движение к ней уже наблюдается в мировом образовании. В Мичиганском университете, к примеру. Стремительно меняющаяся техническая деятельность предприятий Северных штатов приводит гармонизации структуры учебных планов в Университете. Схематическое представление структуры и содержательное наполнение учебных планов для бакалавров в области Mechanical Engineering любезно предоставленные Quamrul Mazumder, Ph.D, (qmazumde@umflint.edu) во время поездки в University of Michigan-Flint подтверждают это. После эмоционального высказывания О. Ярошевич могу только добавить: ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕТЕ, ТОВАРИЩ! С уважением, Л.А.
Фото
Горнов Александр Олегович
(13 ноября 2012 г. 21:50)

Уважаемая Людмила Анатольевна ! Разрешите сказать Вам дважды спасибо и один  комплимент... Первое,- за потраченное время и полезные редакционные замечания , которые Вы сделали,  первой прочитав доклад. Как Вы, наверное заметили , я их постарался учесть . Второе,- за поддержку концепции , над популяризацией которой , я надеюсь нам удасться поработать вместе с Вами и коллегами ,которые примут  ее .( Тем более "реплики" от нее (например СЕ ) Вам хорошо знакомы ) .

  А комплимент, за краткое и точное определение  характеристики концепции - гуманность,- которая ведь "разворачивается" по содержанию во многих направлениях . Еще раз с уважением , А.О.   


Назад Go Back