Назад Go Back

Реализация дуальных образовательных программ по направлению Дизайн

The implementation of the dual education programs by discipline "Design"

Фото Кузнецова Татьяна Александровна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

Соавтор(ы): Репп Полина Викторовна

Современный уровень развития общества предполагает как модернизацию содержания, так и совершенствование путей получения образования. Во многом этот процесс инициирован  запросами работодателей и самих студентов. Работодатели хотели бы, чтобы образование специалистов было узкопрофессиональным  и одновременно многогранным и многосторонним. В свою очередь студенты также хотели бы приобрести не только узкопрофессиональные компетенции, но и более широкое образование в рамках (или за рамками) избранной ими специальности. В результате они стремятся получить второе образование по другой специальности или по своей основной, но повышенного уровня. В итоге у специалиста расширяется круг возможностей трудоустройства, растут вероятности быстрого карьерного роста.

В этой связи на первый план выходят новые парадигмы образования, основанные на проблемно-ориентированном подходе. В частности, развивается концепция Mode 2, предложенная М. Гиббонсом [1], дополняющая традиционную дисциплинарно-организованную (предметную) модель подготовки (Mode 1) [2] и ориентированная на контекстуализацию научно-технических проблем, формируемых, как правило, на стыках областей знания. Актуальной задачей становится повышение эффективности высшего профессионального образования на стыках наук, направленного на расширение профессиональных компетенций выпускников вуза.

Как показывает опыт ведущих зарубежных вузов перспективной формой междисциплинарной подготовки являются активно развиваемые в ведущих зарубежных вузах дуальные (dual)  образовательные программы, строящиеся на принципах: расширения академической и научной мобильности и академической свободы, непрерывности образования, индивидуализации образования [3].

Дуальные образовательные программы создаются на основе объединения программ по двум направлениям (специальностям) подготовки в рамках одного образовательного уровня (бакалавриат, специалитет и др.). Реализация разнопрофильных учебных программ ведется параллельно во времени и строится на рациональном определении предметных областей и разделении учебного материала на модули в соответствии со специализацией факультетов (кафедр).

При разработке дуальной программы формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины, удовлетворяющие требованиям обеих исходных программ, являются взаимозаменяемыми (засчитываются как изученные по каждой из параллельно реализуемых программ). Рациональность содержания специальной подготовки обеспечивается вариативностью элективных дисциплин, что позволяет разработать достаточно гибкие программы подготовки по двум направлениям, реализуемые одновременно.

При выполнении требований к обеим программам присваиваются две степени (квалификации), подтверждаемые двумя независимыми дипломами государственного образца о ВПО.

В этой связи повышается роль информационных технологий, объединяющих ресурсы и связи с целью оптимизации и интенсификации образовательной деятельности. Как показывает опты Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), одним из эффективных механизмов оптимизации процесса реализации дуальных образовательных программ является использование дистанционных образовательных технологий.

Факультет дистанционных образовательных технологий (ФДОТ) ПНИПУ успешно реализует дуальные образовательные программы совместно с другими факультетами. Одним из направлений второго высшего образования является Дизайн.

Основным преимуществом партнерства ФДОТ и Аэрокосмического факультета ПИНПУ является фактическая малая аудиторная нагрузка, предусмотренная в учебных планах ФДОТ, позволяющая снизить недельную аудиторную нагрузку по сравнению с реализацией программ по традиционной (дневной) технологии обучения. За счет перезачета ряда дисциплин учебного плана студенты имеют возможность сосредоточить свои усилия на специальных дисциплинах, таких как Технический рисунок, Компьютерная графика, Живопись, Композиция (пропедевтика), Колористика и т.д.

Другим преимуществом такого сочетания является несомненное повышение качества образования на ФДОТ, обусловленное особенностями совместного учебного плана, предполагающего, как правило, освоение основных фундаментальных дисциплин физико-математического профиля в рамках базовой программы, реализуемой по традиционной (дневной) технологии обучения. Повышение качества фундаментальной подготовки позволит в значительной степени повысить качество общепрофессиональной и специальной подготовки.

Важным преимуществом дуальных программ является объединение всех видов ресурсов (кадровых, материально-технических, методических, информационных и др.) различных факультетов (кафедр), что создаст предпосылки для повышения эффективности как образовательной (сочетание обширных электронных образовательных ресурсов ФДОТ и организационно-методической базы дневного обучения), так и научно-исследовательской деятельности студентов (проведение НИРС на стыке наук/направлений подготовки).

Дуальные программы (двойного диплома) позиционируются ПНИПУ как эксклюзивная возможность междисциплинарного образования – одно из передовых веяний в организации подготовки бакалавров, обладающих широкими компетенциями в нескольких профессиональных сферах, востребованных региональным рынком труда.

Список литературы

  1. Gibbons, Michael; Camille Limoges, Helga Nowotny, Simon Schwartzman, Peter Scott, & Martin Trow (1994). The new production of knowledge: the dynamics of science and research in contemporary societies. London: Sage. ISBN 0-8039-7794-8.
  2. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход// Высшее образование в России. № 7, 2012. - С. 10–20.
  3. Матушкин Н.Н., Кузнецова Т.А., Пахомов С.И. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации/«Университетское управление: практика и анализ», № 11, 2010 г., с. 7-14

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(16 ноября 2012 г. 9:42)

Уважаемая Татьяна Александровна!

Благодарим Вас за участие в нашей конференции.

Не могли Вы, как декан ФДОТ, более подробно рассказать об опыте формирования индивидуальных интегрированных учебных планов студентов и взаимодействии с другими подразделениями ПНИПУ, где студенты обучаются по основной специальности (направлению)?

Планируете ли Вы в будущем распространение дуальных программ на студентов других вузов Пермского края и России?

С уважением, И.Столбова

Фото
Горнов Александр Олегович
(21 ноября 2012 г. 15:57)

Татьяна Александровна , здравствуйте ! Хочу присоединиться к вопросам Ирины Дмитриевны и добавить Вам заодно работы от себя . Вы, ведь, рассказали об организации того  о" взаимопроникновения", которое мне кажется очень важным .

1)Удаеться ли обеспечить единство объектной области при постановке учебных задач студентам, обучающимся по совмещенным программам ?

2) Отличаются ли выпускные работы, прошедших такую подготовку от таковых у чистых дизайнеров .Если да, то чем ?

3) Сколько студентов, в среднем, охвачены такой  подготовкой,- каков баланс спроса и предложения?

4) Такая дуальная подготовка целиком обеспечена бюджетом или частично ?

  С уважением, А.О.

Фото
Кузнецова Татьяна Александровна
(26 ноября 2012 г. 14:55)

Поскольку не нашла другого способа ответить на вопросы, отвечаю в комментариях к докладу.

Уважаемая Ирина Дмитриевна! Интегрированных учебных планов не формируется. Это противоречит ФГОС. Формируются индивидуальные графики работы студентов. Взаимодействие с основными факультетами ведется на уровне этих графиков. Причем, как правило, это взаимодействие сводится к формированию основным факультетом информационного пакета, связанного с оценкой освоения дисциплин общего предметного поля для двух направлений, реализуемых по традиционной очной технологии на основном факультете. По поводу других вузов Пермского края ничего пока не планируется, потому что это будут уже не дуальные программы. а программы двойного диплома. подпадающие под действие других нормативных документов.

Фото
Кузнецова Татьяна Александровна
(26 ноября 2012 г. 15:07)

Уважаемый Александр Олегович, здравствуйте!

На вопросы Ирины Дмитриевны я ответила ранее.

1) Пока не ставилась такая задача. Но такого единства можно достичь в рамках выполнения курсовых работ, НИРС, и, по-видмому, ВКР.

2-3) Говорить о выпускных работах ничего на данном этапе не могу, т.к. мы стартовали с этим проектом только в этом году и набрали экспериментальную группу. Но мы надеемся, что по качеству дипломные проекты не будут отличаться от традиционно выполняемых на кафедре. Насчет полной смены концепции ВКР, полагаю, тоже речи быть не может.

4) Такая дуальная программа охвачена бюджетом наполовину. Первая программа на основном факультете реализуется на бюджетной основе, вторая (Дизайн) - на контрактной (как, собственно, и положено по законодательству РФ для программ второго высшего образования). С уважением Т.А. Кузнецова


Назад Go Back