Назад Go Back

О междисциплинарном семинаре в подготовке дизайнеров

Фото Наместников Алексей Юрьевич (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)



В сентябре позапрошлого (2010) года введены в действие образовательные стандарты ВПО нового поколения, которые изменили парадигму образования, установив в качестве идеологической основы компетентностный формат обучения. Теперь результатом обучения в высшей школе является подготовка компетентного работника для определенной профессиональной области. Компетентность – это обладание определенным набором качеств как личностных, так и профессиональных. В образовательном стандарте эти качества заданы перечнем общекультурных и профессиональных компетенций, который, по сути, является интегральной характеристикой будущего специалиста. Чтобы достичь такого интегрального результата, необходимы новые виды учебной деятельности, имеющие междисциплинарный характер, и, главное, связанные с центральной дисциплиной – дизайн-проектированием.

В преддверии перехода на образовательные стандарты нового поколения в Пермском национальном исследовательском политехническом университете было проведено исследование [1] о роли междисциплинарного компонента при переходе на компетентностную модель обучения, рассмотрены традиционные формы учебной деятельности, потенциально пригодные в новых условиях, а также новые формы учебной работы со студентами. Одной из таких форм назван студенческий междисциплинарный семинар.

Междисциплинарный семинар рекомендован ФГОС ВПО как новая форма проведения учебных занятий. Он проводится с участием представителей  научных школ вуза, ведущих работников предприятий и других научных учреждений, расширяет кругозор студентов и дает актуальную информацию о развитии и состоянии проблем в избранной профессиональной области, создает платформу для совместной целенаправленной деятельности обучаемого и научно-педагогического коллектива вуза, сопровождает выполнение исследовательских работ по индивидуальной тематике. Участие в семинаре позволяет обучаемому: утвердиться в правильности избранного пути решения поставленной проблемы, обрести уверенность в важности и актуальности выполняемой работы; повысить ответственность за результаты исследований и их практическое внедрение; выработать критическое мышление по отношению к собственным достижениям и представленным результатам другими обучаемыми; оценивать достоверность информации, полученной из различных источников; научиться корректно отстаивать свое мнение в дискуссиях с коллегами по профессиональной и/или смежным областям; уметь презентовать результаты своей работы в публичной обстановке.

В расписание занятий студентов-дизайнеров ПНИПУ 3, 4 и 5 курсов введен междисциплинарный семинар с периодичностью 1 раз в 2 недели. Целью проведения семинара является воспитание личностных и формирование профессиональных качеств, необходимых для специалиста в области дизайна, и осуществление контроля успешности индивидуального учебного процесса. Проведение семинара предполагает достижение следующих задач образовательной программы (формирование сразу десяти компетенций из ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 "Дизайн"):

Теперь каждый студент-дизайнер должен на междисциплинарном семинаре:

С учетом повышения важности в дизайне предпроектных исследований (проблемной ситуации, культурного опыта, новейших технологий и др.), на нашем семинаре упор делается именно на такого рода научной работе студента. Главным требованием к проектному исследованию дизайнера поставлена релевантность – полезность для текущего проекта. Приветствуются новые добытые знания не в виде сведений, а в виде ценного обобщения.

В осеннем семестре 2012 года в качестве докладчиков выступают студенты 4 курса, роль оппонентов исполняют студенты 5 курса, а участие студентов 3 курса пока ограничивается участием в дискуссиях вокруг представляемых докладов, с обязательным заданием вопросов по обсуждаемой теме.

Разрабатывается рейтинговая система оценки активности студентов, которая учитывает все виды учебной деятельности и фиксирует в баллах достигнутые студентами результаты. Оценка активности и уровня результатов, показанных на семинаре, включается в семестровую оценку за курсовой проект студента по главной дисциплине «Проектирование и моделирование промышленных изделий».
Параллельно в ходе обучения планируется формирование портфолио достижений студентов, защита которого в будущем должна предшествовать защите дипломного проекта.

Для планирования и эффективного управления работой студенческого проектно-исследовательского семинара разрабатывается сайт, содержащий тематику работы семинара, наглядно демонстрирующий текущие достижения студентов с качественной оценкой результатов и заключения методической комиссии по представленным докладам. Лучшие студенческие разработки будут рекомендоваться для их дальнейшего представления на конференциях различного уровня и в печати.

В качестве иллюстрации: на сайте настоящей конференции по рекомендации методической комиссии семинара опубликованы доклады студентов-дизайнеров 4 курса Шутова Михаила «Французские традиции в декорировании современного отеля» и Манторовой Анны «Проблема функционально-эстетического синтеза на примере Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского».

Список литературы

1.  Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Роль междисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компетентностную парадигму  // «Инновации в образовании» – 2010. – № 11. С. 5-17.

 

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(24 ноября 2012 г. 14:31)

Уважаемые авторы, очень интересная форма учебного процесса. Хотелось бы знать: какие представители научных школ и ведущие работники предприятий участвуют в семинаре и насколько активно? Создалось впечатление (вероятно ошибочное), что это семинар студентов и преподавателей кафедры.

 С уважением ТБДЕ.

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(25 ноября 2012 г. 21:48)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

В настоящее время данная форма работы со студентами проходит стадию становления. Семинар начал работу только в этом семестре. Сейчас мы решаем оргпроблемы оперативного планирования при определении докладчиков и их оппонентов. Разрабатываем рейтинговую систему оценки результатов каждого выступления. Пришли к выводу, что удобнее всего решать такие вопросы с помощью сайта, подобного нашей платформе конференции. Сейчас обдумываем его структуру.

Специалистов в области дизайна планируем пригласить на семинар уже в следующем семестре.

С уваженим, И.Столбова


Назад Go Back