Назад Go Back

Организация учебного процесса при изучении графических дисциплин

Мальцева Галина Александровна (Сибирский государственный аэрокосмический университет)

Соавтор(ы): Н.В.Кнапнугель

В настоящее время, в период динамичных преобразований общества, содержание высшего образования весьма подвижно, оно постоянно об­новляется, видоизменяется, корректируется. С вводом в действие образовательных стандартов третьего поколения изменяются учебные программы, что часто ведет к уменьшению аудиторных часов. Как сохранить при этом качество образования на достойном уровне и реализовать «компетентностную модель графической подготовки»?

Курсы «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика» являются для студентов новыми и необычными в отличие от других общеобразовательных дисциплин, а также совпадают со временем адаптации вчерашних школьников к учебному процессу в вузе. Под адаптацией – (от лат. adapto – приспособление и socialis – общественный) понимается:

а)     постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

б)    результат этого процесса.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется: отличием методов обучения от школьных; большим объемом информации по учебным дисциплинам; отсутствием ежедневного контроля; сложностью вхождения в новый коллектив; организацией всего образовательного процесса. Возникшие трудности в период адаптации на первом курсе приводят к низкой успеваемости, разочарованию в выбранной профессии и даже к депрессии. Мы не можем не брать это во внимание, наши студенты это вчерашние школьники. У многих из них в этот период происходит совпадение таких факторов, как, начало самостоятельной жизни, изменение социального статуса личности, изменение содержания учебного процесса, прекращения строгого контроля со стороны педагогов и родителей и т. д. В адаптационный период формируется готовность к профессиональному и личностному самоопределению. В то же время, юношеская самооценка обычно отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и свои возможности. В связи с этим, для первокурсников первые недели и месяцы в новом учебном заведении становятся критическим периодом жизни. Многие студенты успешно с ним справляются, что проявляется в академической успеваемости, в активной общественной жизни, в устойчивом психологическом состоянии. Некоторым не удается. Очевидно, что период адаптации студентов к условиям вуза является одним из ведущих факторов, влияющих на успешность учебы, профессиональное становление, отношение к получаемой профессии. Преподаватель, работающий с первокурсниками в период вступления их в вузовскую жизнь, должен владеть педагогическим мастерством и , в ряде случаев, быть психологом. Очень важно вызвать интерес к дисциплине, грамотно произвести перераспределение учебного времени между аудиторной и домашней работой студентов, помочь организовать самостоятельную деятельность.

В нашем университете студенты некоторых специальностей курсы «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика» проходят за один семестр (первый) на первом курсе. Необходимость обеспечения качества образования, делает невозможным корректировку курсов сокращением учебного материала. Все уже ранее пересмотрено и сокращено, насколько это было возможно. Реально ли освоить студентам за один семестр две серьезные дисциплины (это только на нашей кафедре), выполнить полтора десятка графических работ? Стоит ли удивляться, что студенты с таким учебным планом по графическим дисциплинам, имеют низкий рейтинг в аттестациях.

Почему-то вспоминается басня Сергея Михалкова «Жадный богач». Можно ли из одной овечьей шкуры сшить семь шапок? Да не вопрос, конечно же, можно! Только вот какого размера будут шапки– это уже совсем другая история.

Не приведет ли такое обучение графическим дисциплинам к нарушению требования фундаментальности высшего профессионального образования, ведь обучаем будущих инженеров. Какой степенью педагогического мастерства должен обладать преподаватель, чтобы с очередным уменьшением аудиторных часов все более и более повышать качество графической подготовки? Всему есть предел. Уже сегодня можно наблюдать некоторые перекосы. Например, в учебные программы курса «Инженерная графика» не включена тема «Поверхности», при изучении же ГОСТ 2.305 – 2008 «Виды, разрезы, сечения» возникает необходимость строить линии пересечения. Наши студенты (победители внутривузовской олимпиады), не смогли принять участие в региональной олимпиаде в секции «Инженерная графика», так как в олимпиадные задания входила задача «Тела с двойным проницанием». Из-за малого количества часов, отводимых на изучение графических дисциплин, наблюдается снижение обучающих функций методических разработок. Например, преподаватели составляют рабочие тетради с включением заданий, требующих переписки ГОСТов. Более того, как правило, заполняется тетрадь под диктовку преподавателя. Сегодня не достаточно только передавать учебную информацию студентам, нужно, используя активные методы обучения, стимулировать самостоятельный ее поиск для применения в учебном процессе, а в рабочие тетради включать больше заданий, направленных на развитие мыслительной деятельности. «В условиях стремительного увеличения совокупных знаний для каждого человека любого возраста актуальна проблема освоения не множества готовых знаний, которые правильнее было бы назвать информацией или фактами, а методов освоения новых знаний. Поэтому формирование у студентов как можно раньше основных умений и навыков творческой деятельности – не дань моде, а требование времени» [1. с.175 ].

Важная роль в сокращении периода адаптации студентов к учебному процессу отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа способствует развитию интеллекта и вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний, умение ориентироваться в потоке научной информации, т.е. является условием самоорганизации и самодисциплины студента в процессе овладения знаниями. Именно преподаватель закладывает высокий потенциал для самостоятельной работы студентов. Преподаватель указывает, что нужно изучить, какие конспекты приготовить, на какие вопросы ответить, на что обратить внимание и т.д. На кафедре в помощь студентам разработаны электронные комплексы дисциплин, сборники тестовых заданий для самоконтроля, методические пособия и указания. Ответственность студентов в посещении занятий и участие в работе во многом зависит от уровня взаимопонимания, сотрудничества с преподавателем. Поэтому, для того чтобы занятия проходили успешно, преподаватель обязан подружиться со студенческой аудиторией. Начало занятий с претензии, даже и обоснованной может негативно повлиять на ход всего занятия. Студенты с желанием занимаются, если видят доброжелательность и заинтересованность преподавателя в их успехах, а не только контроль. Иногда  ставя двойки, следует задуматься – не себе ли мы их выставляем? Не оценка ли это педагога, который не сумел, заинтересовать студента, объяснить важность и необходимость изучения предмета.

Какие бы активные методы обучения не применялись, многолетий опыт показывает, что некоторые педагогические приемы действуют безотказно. Удобно, если в левом верхнем углу доски написать кратко план занятия. Хорошо еще и отмечать рассмотренные вопросы, так как студенты нуждаются в целях самоконтроля в данных о том, где они находятся по отношению к ожидаемым ими результатам обучения. Замечено, что многие студенты испытывают эмоциональную потребность в ситуационной ориентировке, в информации и взаимосвязях материала. Оправдала себя практика уже в начале учебного года давать обзор предстоящего учебного материала и систематически в течение года отмечать закономерности и зависимости. Новый учебный материал рационально давать, сравнивая его с предыдущим. Изолированный учебный материал, несвязанный друг с другом, легко и быстро забывается. Необходимо находить общую внутреннюю структуру и взаимосвязь. И конечно каждое занятие, даже если что и не успели решить в основной части, должно быть законченным, т.е. должен быть подведен итог. Это краткое напоминание о том, какие задачи решали, к каким выводам пришли, о чем было сказано, обязательно нужно выделить главное, желательно в запоминающейся форме.

Значение нашей дисциплины нельзя недооценивать для высшего образования. Она одна из тех, которые развивают общее научное мышление и единственная, которая так успешно развивает пространственное воображение человека

«Воображение есть высшая познавательная способность…Человек творческого склада ума обладает богатством воображения, т. е. способностью выходить за традиционные, стереотипные представления, менять угол зрения и , главное, разрешать мыслительные тупики внелогическим способом. [2. с.38]

В связи с вышесказанным для успешного обучения студентов графическим дисциплинам следует с первых занятий обозначить цели и задачи курса, рассказать о методах изучения, направлять деятельность учащихся на решение задач и заданий, связанных с мыслительной деятельностью, помочь правильно организовать их самостоятельную работу.

Список литературы

1. Огурэ Л.Б. Креативность и обучение исследовательской деятельности /Л.Б. Огурэ//Развитие творческого потенциала студентов в компетентностной парадигме высшего образования с использованием информационных технологий (Творческий потенциал-2011): тр. междунар. науч.-прак. конф. с элементами научной школы для молодежи. – Самара, 2011. –С.175 – 180.

2. Довженко О.В., Тарасова О.И. Будующее: общество информационного многознания илиЧеловек понимающий // Высшее образование в России 2009. №8. С. 38.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(17 ноября 2012 г. 13:49)

Здравствуйте, уважаемая Галина Александрова. С интересом ознакомился с докладом представителя родственного вуза. Вы затронули очень важные вопросы адаптации первокурсников, которыми мы тоже озабочены и о которых я говорю в своём докладе. Мы стремимся набирать "своих" студентов через работы со школами, олимпиады, академию образования. Эти  студенты лучше адаптированы к изучению графики. Ощущаете ли Вы, что с потерей начертательной геометрии теряется не только теория построения чертежа на плоскости, но и средство развития пространственного представления и фантазии, привития начальных навыков научной методологии решения задач, ликвидации недостатков базовой геометрической подготовки?

Инересно, как Вы оцениваете уровень набора этого года? Бегаете ли Вы по улицам, звоните ли по телефонам, набираете ли всех подряд, даже с ЕГЭ 140, как некоторые?

 Искренне Ваш ТБДЕ

Мальцева Галина Александровна
(22 ноября 2012 г. 20:35)

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Евгеньевич.

Искренне благодарны Вам, за интерес к нашему докладу. Адаптацией первокурсников занимаемся более десяти лет. Сейчас, когда период адаптации совпал с периодом всего обучения графическим дисциплинам, глубоко задумались.

Студенты  к нам приходят тоже "свои". Это дети, чьи родители работают на заводе «Красмаш», заканчивали наш ВУЗ и т. д.

Начертательная геометрия, как способ представления и решения задач для 3-х мерных объектов на плоскости, бесспорно, направлена на развитие пространственного воображения и дает четкое представление о взаимоотношениях между точками, прямыми, плоскостями, поверхностями, которые, в свою очередь, являются элементами (примитивами) 2D и 3D графического моделирования.

Студенты, изучающие курс «НГ» быстрее ориентируются в технологиях графического компьютерного моделирования. Опираясь на педагогический опыт, у нас сложилось твердое убеждение, что изучение НГ необходимо в техническом ВУЗе.

С уважением Мальцева Г.А., Кнапнугель Н.В.

 

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(23 ноября 2012 г. 14:35)

Здравствуйте уважаемая Галина Александровна.

Придерживаюсь взглядов, что методологической основой графо-геометрической подготовки в вузе является геометрическое моделирование. Наиболее четко такой подход, на мой взгляд, уже на третьей конференции подряд пропагандирует уважаемый Александр Львович Хейфец.

Вместе с тем из боязни выплеснуть вместе с водой ребенка очень внимательно изучаю доводы защитников начертательной геометрии. Надежды на чудо тают с каждым таким докладом.

В Вашем университете курсы «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика» проходят за один семестр (первый). Это разные дисциплины? Если одна, то, как она называется?

«Все уже ранее пересмотрено и сокращено, насколько это было возможно». Судя по Вашему докладу, вы не сократили НГ, хотя это настоятельное веление времени.

Вы говорите про «полтора десятка графических работ» в одном семестре. Что это за работы такие? В моем представлении максимум 6 за один семестр, включая работы по ИГ и НГ.

«в учебные программы курса «Инженерная графика» не включена тема «Поверхности». Кем она не включена? Вами?

«при изучении же ГОСТ 2.305 – 2008 «Виды, разрезы, сечения» возникает необходимость строить линии пересечения». Я перечитал еще раз этот ГОСТ, но не понял, о чем вы говорите. Не могли бы вы процитировать это место из ГОСТ.

«студенты (победители внутривузовской олимпиады), не смогли принять участие в региональной олимпиаде в секции «Инженерная графика». Может быть, этот вопрос к организаторам олимпиады, которые продолжают включать в олимпиаду надуманные задачи?

Также вопросы появились после Вашего ответа.

НГ «бесспорно, направлена на развитие пространственного воображения». Даже на этой конференции этот вопрос дискутировался и не является бесспорным. В частности, что это такое и развивается ли оно вообще.

«2D и 3D графического моделирования» - этот термин встречается только у Вас. Если где-то и встречается, то имеет другой смысл, например в теории графов.

НГ «направлена на развитие пространственного воображения и дает четкое представление о взаимоотношениях между точками, прямыми, плоскостями, поверхностями». Что значит четкое представление о взаимоотношениях?

«Студенты, изучающие курс «НГ» быстрее ориентируются в технологиях графического компьютерного моделирования». – спорное утверждение. По моему опыту требуется немалое время для того, чтобы отучить их мыслить категориями проекций и анализировать именно форму, которая и является объектом графо-геометрической подготовки в вузе.

«Опираясь на педагогический опыт, у нас сложилось твердое убеждение, что изучение НГ необходимо в техническом ВУЗе». Этот вывод не подкреплен и выглядит как заклинание. В связи с этим утверждением, как по Вашему, почему по очень многим направлениям подготовки НГ исключена из названия дисциплины?

С искренним уважением

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(23 ноября 2012 г. 23:20)

Здравствуйте, уважаемая Галина Александровна. Благодарю за подробный ответ. Я знаком с работой по подготовке кадров НПО им. Решетнёва. Есть чему поучиться. Успехов Вам в работе не смотря на то, что НГ исключена из названия.

 

  Ваш ТБДЕ.

Мальцева Галина Александровна
(30 ноября 2012 г. 11:58)

Здравствуйте, уважаемый Алексей Алексеевич. Благодарим Вас за внимание к нашему докладу.

      Сегодня, согласно учебным планам выпускающих кафедр, мы должны обучать студентов компьютерной графике в рамках дисциплины «Инженерная графика».

Раньше «Компьютерная графика» считалась самостоятельной дисциплиной, на нее давались часы. Сейчас дисциплина называется «Инженерная и компьютерная графика», и часов на нее  выделяется столько выделялось на инженерную графику. 

Для некоторых специальностей заявлена дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика», для других «Инженерная графика».

<Вы говорите про «полтора десятка графических работ» в одном семестре. Что это за работы такие? В моем представлении максимум 6 за один семестр, включая работы по ИГ и НГ.>

Студенты некоторых специальностей в первом (он один) семестре выполняют:

три эпюра (в каждом по две задачи) по начертательной геометрии; титульный лист; задание на простановку размеров; выполнение изображений с необходимыми разрезами по аксонометрической проекции детали;

разрезы: простой, ломанный, ступенчатый; аксонометрическую проекцию детали; болтовое и шпилечное соединения; трубное соединение; шпоночное соединение; неразъемные соединения; эскиз и рабочий чертеж вала; альбом эскизов; сборочный чертеж; деталирование.

<«при изучении же ГОСТ 2.305 – 2008 «Виды, разрезы, сечения» возникает необходимость строить линии пересечения». Я перечитал еще раз этот ГОСТ, но не понял, о чем вы говорите. Не могли бы вы процитировать это место из ГОСТ.>

ГОСТ  не содержит информации о построении линий пересечений, но разрезы и сечения есть результат пересечения тел (состоящих из граней и поверхностей) и некоторой виртуальной плоскости (сечения/разреза) отсюда и возникает необходимость изучения  НГ, которая наглядно рассматривает соответствующие вопросы.

<«2D и 3D графического моделирования» - этот термин встречается только у Вас. Если где-то и встречается, то имеет другой смысл, например в теории графов.>

Не путать с теорией графов. Термин "графическое" несет прежде всего визуальный смысл. Отображение геометрической информации в виде точек, линий, плоскостей  и поверхностей. И "технологический" смысл. Диалог пользователя и системы проектирования реализуется в форме графического диалога - графическое построение примитивов и их редактирование. Графический диалог особенно становится актуальным с внедрением технологий прямого редактирования объектов (Синхронные технологии Siemens PLM Software) без параметрического дерева построений. Первые работы в области построения автоматизированных графических систем проектирования дали вектор развития всем современным интерфейсам прикладных и операционных систем. (GUI -Graphic User Interface). Хорошо и кратко можно посмотреть здесь:http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=15733

<Что значит четкое представление о взаимоотношениях?>

Графическое (наглядное, пусть на эпюре :) ) представление точки, прямой, плоскости и поверхности и геометрических взаимоотношений между этими понятиями: инцидентность, параллельность, пересечение, перпендикулярность, эквидистантность  и  т.п.

<Этот вывод не подкреплен и выглядит как заклинание.>

Не заклинание, а убеждение, основанное на большом педагогическом опыте ;)

С уважением, кафедра ИГ.

 

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(30 ноября 2012 г. 14:06)

Уважаемые Галина Александровна и ее коллеги.

Искренне благодарен всем вам за развернутый ответ. По нему я сверил свои задания для студентов и, кроме того, узнал много интересного и полезного нового про графический диалог.

У меня на направлении 190600 (3 ч НГ+ИГ – 1 сем и 2 ч КГ 2 сем) получается выполнить задание на проекционное сечение (3 листа), альбом эскизов, сборочный чертеж и решение задач по НГ (порядка 30 задач, исключая все метрические и на построение точек и линий пересечения). Темы резьбы и деталирование рассматриваю в курсе КГ. На других направлениях, где контингент посильнее и с теми же заданиями студенты справляются быстрее, возможно было бы увеличить объем работ. Тему разрезы и сечение после выполнения вручную, выполняем на КГ. При этом изменяя положение секущей плоскости и получая новые разрезы, за 15 минут студенты анализируют порядка 10-ти разных разрезов и сечений.

С уважением, благодарностью за общение и надеждой на встречу в следующем году


Назад Go Back