Назад Go Back

О необходимости нововведений в организации геометро-графической подготовки студентов

Пьянкова Жанна Анатольевна (Уральский государственный университет путей сообщения)



В современных условиях перехода на компетентностное образование необходимо определить, какими компетенциями должен обладать студент после изучения курса геометро-графических дисциплин, какие из них появляются и развиваются во время обучения, а какие нужны для успешного изучения курса изначально, кроме того, необходимо разработать механизмы оценки этих компетенций.

Качественная геометро-графическая подготовка подразумевает возможность создавать образы новых решений и передавать информацию на экран или бумагу, представленную в виде чертежей, схем, таблиц. Это в значительной степени зависит от уровня развития пространственного мышления и уровня графической грамотности студента, на их формирование и развитие направлены дисциплины геометро-графического цикла.

Графическую грамотность возможно сформировать в рамках изучения курса геометро-графических дисциплин высшей школы (начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика), то есть предполагается, что студенты изучат теоретический материал и научатся применять полученные знания на практике. Но качественное выполнение чертежей согласно заданию преподавателя не имеет смысла, если в дальнейшем студент не сможет создавать что-то новое, связанное с его профессиональной деятельностью. Для этого ему необходим высокий уровень развития пространственного мышления.

Пространственное мышление есть у каждого человека, уровень его развития повышается с помощью специализированных игр дошкольного образования, рисования, геометрии в школьном образовании, больше всего информации, связанной с графической культурой, ученики получают при изучении черчения. По некоторым сведениям, в настоящее время до 80 % студентов-первокурсников не изучали черчение в школе [1].

В сложившейся ситуации можно выделить несколько основных проблем:

-    разные уровни довузовской графической подготовки и пространственного мышления, что зачастую вынуждает преподавателей начинать изучение предметов высшей школы с изучения школьной программы черчения;

-    уменьшение аудиторного времени за счет увеличения самостоятельной работы студентов, но при этом еще не до конца разработаны и внедрены методики управления самостоятельной работой студентов.

Очевидно, что организация геометро-графической подготовки нуждается в нововведениях, ориентированных на индивидуализацию обучения и самостоятельную работу студентов, основанных на принципах компетентностного подхода, направленных на решение существующих проблем.

Авторами проводится разработка системы организации геометро-графической подготовки, основанной на квалиметрическом подходе. Квалиметрический подход предполагает мониторинг качества составляющих процесса по определенным критериям, механизмам и шкалам оценивания. Составляющими образовательного процесса можно назвать студента, преподавателя, учебно-методическое обеспечение и образовательную среду.

Нам видится, что пространственное мышление – это то, от чего зависит успешное изучение дисциплин геометро-графического цикла, поэтому необходимо проводить мониторинг не только общей успеваемости студентов, но и оценку развития уровня пространственного мышления, которая могла бы отражать результативность изучения предмета. С 2009 года на базе Уральского государственного университета путей сообщения проводился констатирующий эксперимент по мониторингу развития уровня пространственного мышления студентов, в котором приняло участие 67 человек.

Экперимент заключался в том, что три раза на протяжении изучения курса геометро-графических дисциплин студентам предлагалось ответить на специализированные задания в тестовой форме [2]. Анализ результатов тестирования показал, что на момент начала изучения дисциплин 91,05 % студентов обладали средним уровнем развития пространственного мышления, 8,95 % – низким уровнем, а высоким уровнем – 0 %. По-мнению авторов, среднего уровня может быть достаточно, чтобы при систематическом изучении теории и освоении практических навыков быть успешным студентом по дисциплинам геометро-графического цикла. По результатам итогового тестирования можно сказать, что у 76,12 % студентов уровень пространственного мышления повысился, а у 9 % студентов уровень стал высоким, что можно объяснить продуктивным изучением дисциплин на протяжении учебного процесса.

В дальнейшем, после внедрения новой системы организации геометро-графической подготовки студентов, планируется повторить эксперимент. Ожидается, что прирост уровня развития пространственного мышления студентов будет выше, чем сейчас.

При компетентностном подходе неотъемлемой частью образовательного процесса становится самостоятельная работа студентов, которую необходимо организовывать и оценивать. Кроме того, важным становится индивидуализация обучения. В связи с этим новая система должна быть направлена на то, чтобы организовывать и оценивать самостоятельную работу студентов, осуществлять индивидуализацию обучения. Помимо организационной стороны вопроса (основанной на рейтинговой системе оценки деятельности студентов [3]) также необходимо разработать методическое обеспечение геометро-графической подготовки студентов. Речь идет о банках тестовых заданий, направленных на проверку знаний в течение семестра, пакетах заданий по изучаемым темам с разбивкой на уровни сложности, рабочих тетрадях, взаимосвязанных с курсом лекций, методических указаниях по выполнению расчетно-графических работ, методических рекомендациях для преподавателей по работе в условиях новой системы.

Список литературы

1.  Борисенко И. Г. Инновации в организации учебного процесса с учетом формирования профессиональных компетенций [Текст] / И. Г. Борисенко // Современные тенденции технических наук: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 60-62.

2.  Серебряков В. Универсальные IQ тесты.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 128 с.

3.  Положение о рейтинговой системе оценки деятельности студентов от 08.06.06 № 109, УрГУПС, г. Екатеринбург, 2006. – 22 с.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Дударь Елена Сергеевна
(5 октября 2012 г. 15:27)

Спасибо, Жанна Анатольевна, за интересное сообщение! Заинтересовали цифры, которые Вы приводите. И если оценить качество процесса обучения еще можно (имеется множество методик), то что является критерием оценки качества развития пространственного мышления до изучения цикла графических дисциплин? Мне думается, что процесс зрительного восприятия пространства, особенно пространственное мышление, имеет  прежде всего биологический аспект. Без самой примитивной оценки пространственности "далеко - близко, сзади - спереди и т.д." человек просто не выжил бы. Пытались ли Вы определить, может встречали где-то в литературе, минимальный (биологический) порог пространственного мышления? И с какого этапа можно эффективно  его развивать? Как видите, снова вернулась к этим самым критериям оценки именно РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ...

С уважением, Елена С. Дударь

Пьянкова Жанна Анатольевна
(8 октября 2012 г. 9:32)

Здраствуйте, Елена Сергеевна! Извините, что не сразу отвечаю на Ваши вопросы. Итак, по порядку.

  1. Вы говорите о критериях оценки качества развития пространственного мышления (ПМ) до изучения графических дисциплин. Здесь хочется уточнить, что первокурсники начинают изучать предметы высшей школы, но в целом их графическая подготовка начинается еще в дошкольном образовании, мы лишь оцениваем, с каким уровнем развития ПМ они к нам пришли. Что касается самих критериев, то мы не решились изобретать велосипед… Нам видится, что разработка подобного инструментария немного не в компетенции педагога-предметника, поэтому мы воспользовались готовыми, проверенными на валидность тестами В. Серебрякова. Ну а уже после прохождения теста мы смотрим на то, как успешно студенты справились с заданиями.

2. По поводу порога ПМ… Скажу честно – никогда не задумывалась о минимальном… Наша политика направлена на создание условий в учебном процессе, позволяющих развивать уровень развития ПМ у каждого студента именно от того уровня, с каким он к нам пришел. Так сказать, нет предела совершенству. Что же касается биологического аспекта, жизненно необходимого уровня… Кажется я уже выше сказала, что отправная точка – это дошкольное образование, где появляется понимание этих самых терминов «ближе-дальше».

3. С какого этапа можно развивать… Чем раньше, конечно, тем лучше… И.Б.Кордонская в своей монографии («Базисное изучение графических дисциплин», Самара, 2005г.) подробно рассказывает о том, как успешно дошколята начинают осваивать графические навыки, о проблемах школьного образования, связанных с разрозненностью по времени графической подготовки. Отталкиваясь от этого исследования мы можем сказать, что в рамках вуза мы работаем со студентами, которые в большинстве своем находятся на завершающем этапе своего обучения, поэтому еще раз: наша задача заключается в обеспечении комфортных условий для максимально продуктивного образовательного процесса, который позволил бы не прийти к одному уровню развития ПМ (утопия), но получить у всех студентов прирост этого уровня, положительную динамику.

Фото
Крайнова Марина Николаевна
(10 октября 2012 г. 21:08)

Уважаемая Жанна Анатольевна! Насколько я понимаю, начальный уровень подготовки студентов определялся с помощью тестирования (входного контроля). Расскажите, пожалуйста, как организовано тестирование, какие темы, разделы содержит?

Пьянкова Жанна Анатольевна
(14 октября 2012 г. 11:46)

Марина Николаевна, первоначальный уровень развития пространственного мышления действительно определяется во время входного контроля. Что же касается самой технологии, то это простое тестирование, по идентичным тестам (то есть варианты разные, а смысл и уровень сложности одинаковый). Сами тесты взяли из сборника В.Серебрякова.

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(15 октября 2012 г. 6:08)

Спасибо, Жанна Анатольевна, за развернутый ответ. Монографию И.Б. Кордонской посмотрю, так как давно интересуюсь психологией зрительного восприятия пространства, в том числе развитием мышления. С уважением Елена С. Дударь

Шелякина Галина Геннадьевна
(28 октября 2012 г. 1:39)

Здравствуйте, Жанна Анатольевна. С интересом прочитала Ваш доклад. Хотелось бы узнать, при квалиметрическом подходе как предполагается проводить мониторинг качества такой составляющей образовательного процесса,  как преподаватель?

С уважением, Г.Шелякина

Пьянкова Жанна Анатольевна
(1 ноября 2012 г. 12:27)

Галина Геннадьевна, мониторинг качества преподавателя возможно провести с помощью анонимной анкеты "Преподаватель глазами студентов". При том, что у каждого преподавателя примерно 50-150 студентов в каждом учебном году, то оценки показателей становятся наиболее наглядными и объективными.

Фото
Хейфец Александр Львович
(17 ноября 2012 г. 8:41)

Здравствуйте, Жанна Анатольевна.

Призывая перейти на новый теоретический курс, альтернативный начертательной геометрии (НГ), я постоянно встречаю возражение оппонентов, связанное с тем, что НГ активно развивает пространственное мышление, а переход на 3d не будет этому способствовать  или даже будет препятствовать, поскольку в 3d все хорошо и наглядно и не надо напрягать умственный "мышцы"?, чтобы понять 3d образ.

С тем, что НГ развивает пространственное мышление, абсолюто согласен. Восприятие 3d мира через 2d проекционные построения (которое я считаю исторически вынужденным насилием над нашей 3d психикой), конечно, способствует развитию пространственного мышления. Но ведь НГ - это не курс развития пространственного мышления, у НГ свои известные задачи, а развитие пространственного мышления - побочный положительный результат или продукт этого курса.

В связи с этим, согласно теме доклада и возникшей дискусси, к Вам три вопроса:

1. Какое влияние на пространстенное мышление студентов может оказать  активный переход на 3d методы: ослабить, не повлиять, способствовать?

2. Рационально ли продолжать преподавать НГ только как инструмент развития пространственного мышления (других положительных факторов не вижу)? 

3. Можно  ли (и как) совместить развитие пространственного мышления с рациональным обучением современным актуальным методам 3d моделирования (при отказа от НГ)? 

С уважением. А.Л. Хейфец


Назад Go Back