Назад Go Back

О некоторых аспектах воспитания эстетического вкуса у студентов, обучающихся специальности «Дизайн»

Фото Бояшова Елена Петровна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)



Часто наши преподаватели на обходах по рисунку, живописи и проектированию сталкиваются с такими «произведениями» студентов, которые вызывают не то, чтобы эстетическое отторжение, но некоторую неприязнь при взгляде на эти работы. Вердикт, по общему мнению, такой: «В этой работе не хватает вкуса». Но сформулировать критерии, по которым можно было бы точно определить наличие «хорошего вкуса», оказалось не так просто. Как правило, такие работы выполняются студентом самостоятельно, в свободное от аудиторных занятий время. Автор приложил немало усилий для того, чтобы выразить свою индивидуальность в полной мере, сообразно своим представлениям о том, что такое «красиво - некрасиво», вложил свою душу, наполнил содержанием, своими переживаниями, или наоборот – поддался процессу созидания как развлечению. Но преследовал все-таки одну цель - выразить себя в полной мере.  Преподаватели в этом случае чувствуют некоторую растерянность в сложившейся ситуации, непросто давать  объяснения по поводу неприятия выполненной работы, потому как  «наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды» (Ф. де Ларошфуко). Но какой аргумент может привести преподаватель на железный довод: «Почему Вам не нравится? Маме (папе) показывал, ей (ему) понравилось, сказали, что очень красиво». Мнение родителей для этого обучающегося представляется более авторитетным, чем опыт преподавателя.  Это понятно, ему хочется быть самим собой, ни на кого не похожим, он вырвался из стен школы в почти взрослую жизнь и будет утверждаться и самовыражаться так, как он считает нужным. В этом случае студент пользуется предыдущим опытом восприятия: на вызывающе яркое наши начинающие дизайнеры могут реагировать как на эталон красоты  (детский опыт восприятия, что называется «глаз не оторвать»). На формирование вкусовых предпочтений также влияют бытовое окружение, условия развития личности, общественное влияние, уровень культуры (возможность посещения музеев и выставок) и насколько хорошо владеет культурой графического исполнения сам студент. Результат самовыражения получается строго противоположным: его индивидуальность растворяется в безликой массе других самовыражающихся «индивидуальностей», похожих друг на друга как две капли воды.  

Преподаватели понимают степень ответственности за воспитание эстетического вкуса в стенах высшей школы, назначение вуза в том и состоит, чтобы развивать те или иные способности  студента на высшем уровне. При наличии вкуса любая практическая  изобразительная деятельность будет служить одним из критериев успешности образовательного процесса. Формирование социальной характеристики личности, в том числе эстетического вкуса происходит в период с 13 до 20 лет,  и если учесть, что к нам приходят семнадцати-восемнадцатилетние студенты, то нашей задачей становится воспитание вкуса как инструмента создания уникальной личности, способной к осознанному отбору эстетических ценностей. Потому как студенты, получив квалификацию дизайнера по специальности «Промышленный дизайн», будут сами участвовать в формировании вкусов будущего общества. «Культура, созданная человеком, является материальным носителем форм мышления и форм созерцания…» [1] и напрямую зависит от того, как усвоил студент язык искусства и дизайна.

Обратимся к словарям, чтобы дать определение такому понятию как вкус. Философский словарь «художественный вкус» определяет как «вырабатываемая общественной практикой способность эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное от безобразного, отвратительного» [3, с. 73]. В то время как словарь по мировой художественной культуре характеризует вкус как «способность человека к критическому суждению, пониманию и эстетической оценке явлений жизни» [4, с. 66 – 67]. Отсюда можно сделать вывод,  что понимание вкуса простирается от эстетически-эмоционального восприятия до разумно-критического суждения об увиденном. Вкус можно рассматривать как совокупность эмоций и рассудка, но это дает широкое поле для интерпретаций самого понятия. Проблема определения вкуса возникает в силу размытости и неточности определения самого понятия, учитывая, что способность человека оценивать накопившийся опыт зависит опять же от влияния окружающего мира, от индивидуальной чувствительности восприятия каждого человека. Согласно проведенным опросам наших студентов, что же такое «хороший вкус», большинство из них ответили, что это «чувство меры, простота и гармония, интуиция». При ближайшем рассмотрении этих высказываний можно увидеть, что чувство меры, а тем более интуиция у всех разные: кому избыточность барочного орнамента покажется  уместной, кому минималистическое решение интерьера достаточно наполненным. Если рассматривать вкус как субъективные предпочтения, то можно оправдать такое явление как китч. Можно ли ориентироваться на некий эстетический идеал, приемлемый и общепризнанный для всех людей (для каждой эпохи, национальной традиции)?  Кратковременное господство, массовое увлечение неким идеалом будет называться модой в отдельно взятой общности людей. Как трудно определить этот идеал в наше время, отмеченное быстротечностью перемен и колоссальными объемами появления новой информации, с инсталляциями и перфоменсами вместо выставок произведений искусства. Можно согласиться с мнением Л.Н. Безмоздина о том, что «дурной вкус потому и дурной, что стереотипен и только. Он не допускает вариаций за пределами стереотипа. Человеку нужны социальные и культурные стереотипы и нормы, но жить только в их пределах он не может»[2]. Задача дизайнера – постоянно обновлять существующие стереотипы для повышения  конкурентоспособности  своего продукта. И здесь нельзя игнорировать вкусовые предпочтения целевых групп  покупателей. В итоге, мы вернулись к тому, с чего начали. Мало того, что студенты имеют расплывчатое понимание вкуса, уважаемые словари и справочники не дают однозначных и четких определений. С другой стороны, работать в рамках стереотипа не так предосудительно, согласно «эстетике тождества» (по Ю.М. Лотману), до 90 % всех эстетических систем как раз подразумевают достаточно строгое следование канону (древнерусское искусство, подражание античности – классицизм, фольклорные системы). Важность умения работать в разных эстетических системах неоспорима для студента. Такой метод работы как рисование с натуры и копирование произведений художников с мировым именем учит понимать и отражать наиболее характерные и типичные явления жизни, затем студенты учатся обобщать полученные знания на практических занятиях. Только овладев языком искусства и правилами грамотного изображения можно обрести индивидуальность, хотя это не дает, как ни парадоксально звучит, гарантии обретения «хорошего вкуса» в исполнении своих работ. Хороший вкус требует знаний нескольких наук, он проявляется как индивидуальная форма эстетического сознания каждого человека. Чувство прекрасного можно развить у каждого, творческие способности к изобразительному искусству являются результатом развития задатков.

С нашей стороны, прежде, чем выдать творческое задание, важно определить, в какой эстетической системе будет работать студент. То есть, поставить задачу и определить критерии, по каким будет оцениваться данная работа (целостность, функция предмета, создание образа и т.д.). Критерий «маме и папе понравилось» в данном конкретном случае учитываться не будет. Правила и требования, четко сформулированные преподавателем, в рамках которого разрешается  творить, подскажут студенту выбрать наилучшие способы выполнения заданий. В идеале – это должны быть уже изученные и освоенные студентом эстетические системы, и как  следствие желательность прохождения курса истории искусства на начальном этапе обучения, до появления творческих заданий в процессе обучения. Если творческое задание появилось до истории искусства, на основе минимального опыта познания в изобразительной деятельности, то в некоторых случаях можно с оговорками признать критерий «маме понравилось» действующим (в этом случае потребуется социологический опрос родителей, соседей, организация выставок и презентаций для данного контингента зрителей и проч.). Все это выглядит спорным, но вариант такого решения проблемы определения вкусовых предпочтений возможен.

Знакомство с общепринятыми образцами «хорошего вкуса» позволяет студенту сравнивать, выявлять достоинства и  признаки «хорошего вкуса». Здесь может служить примером Британская школа дизайна в Москве, со своим ответственным подходом к собственным интерьерам. Также строгая архитектура здания, в котором мы занимаемся, удивительная история политехнического университета, представленная в нашем историко - техническом музее в полной мере помогают нашим студентам прочувствовать и оценить  деятельность человека как создателя  предметного мира и имеет большую воспитательную значимость.

Личность преподавателя также является эстетической системой, и, как правило системой более высокого уровня (или более сложной структурой) в своей профессиональной области, чем мама и соседи. Тем не менее, требования к выполнению работ, по которым создается данное произведение в данной системе, должны быть четко сформулированы. Неясность требований преподавателя ведет к непониманию студентами задания, непродуктивной и невостребованной работе. Обвинения студента в несоответствии требованиям должны быть строго аргументированы. Правила выполнения работ должны быть установлены как для учебных, так и для творческих заданий. Особенно это касается творческих работ, которые исполнители понимают как «вседозволенность» и неизбирательность в средствах и выборе темы. Абсолютной свободы быть не может, такая свобода может привести в лучшем случае к единообразию, в худшем - к хаосу и разрушению, ограничение свободы дает мощный творческий импульс исполнителю. При разборе рисунков и живописных работ преподавателями используются такие средства стимулирования как похвала  и порицание, пользоваться которыми нужно тонко и осторожно. Особенно стоит похвалить те работы, которые выполнены в рамках требований и имеют ответ на поставленную задачу, с применением творческого подхода.

Существует еще одна возможная проблема – вкусовые предпочтения самого преподавателя, или так называемое «отсутствие вкуса». Как верно заметила в своей статье «Развитие вкуса к познанию как проблема современной высшей школы» Т.Б. Кудряшова: «в проектной деятельности это приводит к различного рода «отклонениям», пристрастиям к определенным формам, к увлечению устаревшим или, наоборот, экстравагантным и не апробированным; к настойчивому повторению одного и того же, или, наоборот, к калейдоскопической смене мнений и взглядов, вызывающих у окружающих смех, досаду или полное равнодушие. С отсутствием вкуса в … научно-технической деятельности связаны такие явления как застой и фанатизм» [3]. Вкусовые пристрастия руководителя действительно могут пагубно сказаться на качестве учебного процесса. Чтобы этого избежать, на наших обходах по рисунку, живописи и проектированию присутствует не менее трех человек, в дополнение к ведущему преподавателю по каждой дисциплине. Преподаватели - действующие художники и дизайнеры, что дает им возможность быть сведущими в своих предметных областях, они могут оценить ту грань знаний  студента, которую тот проявил на соответствующих  занятиях. Нам представляется важным факт, что все преподаватели имеют различное профессиональное образование, от чисто технического до сугубо гуманитарного, что позволяет им видеть свою проекцию личности студента и его представленных работ. Обсуждения, споры, дебаты взаимно обогащают новым опытом и знаниями каждого из них. Умение слушать и принимать другую точку зрения позволяет свободно оперировать различными формами знания, выбрать практическую установку для дальнейшего развития личности студента и проявить его лучшие стороны в полной мере. Умению слушать и принимать другую точку зрения, неплохо было бы научить  и самих студентов. В качестве такого опыта мы проводим предварительные совместные обсуждения (просмотры) еще незаконченных работ, поощряются конструктивные критические замечания. Результаты коллективного совместного обсуждения полезны как студентам, так и преподавателям. Во-первых, у студента появляется больше материала для дальнейшего совершенствования своей работы,. Во-вторых, аргументированная точка зрения студента при обсуждении может учитываться, а иногда должна изменить точку зрения преподавателя.

Таким образом, у студента появится возможность работать не только в разных эстетических системах, но и умение контактировать с представителями других систем, а также аргументировать свою точку зрения.

 

Список литературы

1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: изд-во «ФАН», 1990. С. 164

2. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: изд-во «ФАН», 1990. С. 168

3. Кудряшова Т.Б. Развитие вкуса к познанию как проблема современной высшей школы. Вестник ИГЭУ. 2005 г. Вып. 2.  С. 15

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Наместников Алексей Юрьевич
(23 ноября 2012 г. 22:43)

Уважаемая Елена Петровна, большое спасибо и за поднятый вопрос, и за предложенный ответ! – преподаватель художественного конструирования, истории дизайна, методологии дизайна, Пермь.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(23 ноября 2012 г. 23:40)

Здравствуйте, уважаемая Елена Петровна. Наконец-то! Жаль, что поздновато. Наверное не успею прочесть Ваше мнение о взаимопроникновении инженерии и дизайна, о аналогии ситуаций с модернизацией Пермского театра оперы и балета и Мариинки, о дипломных работах студентов.

В какой то мере это компенсирует Ваш интересный доклад. Правильно ли я понял, что известная поговорка о вкусах действует? Правильно ли я понял, что право на эксперименты в художественном творчестве надо заслужить после глубокого изучения классического наследия? А потом - кому-то музей им. Пушкина, а кому-то галерея Гельмана?

 Искренне Ваш ТБДЕ.

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(24 ноября 2012 г. 0:33)

Уважаемая Елена Петровна! Спасибо Вам за две замечательных статьи! Задолго до конференции, во время оной - на фоне возникшей дискуссии о нужности дисциплины НГ для получения высшего технического образования, возникло подозрение -  не является ли живопись и рисунок такими же дисциплинами под знаком вопроса и у дизайнеров? Для меня ответ, конечно, однозначен... Уже и начало комментария было положено по данному поводу, но все времени не хватает для оформления мысли в слово...  Ваша статья "Об особенностях формирования творческого сознания у студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения" стала воплощением этих вынашиваемых мыслей! (Беру во внимание только тот аспект, что формирование пространственных, конструктивных, композиционных размышлений студента на занятиях по рисунку оказывает непосредственное влияние на дальнейшую деятельность по апробации своих сил в проектной работе)

 По данной статье возник вопрос - на просмотрах по рисунку и живописи совершается обход вместе со студентами? или обсуждение и аргументация со стороны студента идет после просмотра и уже тогда  может повлиять на  окончательную оценку?

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(24 ноября 2012 г. 3:19)

перечитала еще раз... все встало на свои места... просмотр имеется в виду предварительный... но тем не менее... есть вузы, практикующие "очные" просмотры с присутствием студентов... как вы к ним относитесь?

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 1:13)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас за проявленный интерес, понимание и поддержку!

Стараемся «о вкусах не спорить», а обсуждать и говорить. Этой осенью проходила стажировку в МГТУ им. Н. Баумана, среди  прочих обстоятельств, с которыми удалось познакомиться, в частности было такое – не использовать в формулировках терминов, допускающих множество толкований, такие как «понимать», «верить», «разбираться», «чувствовать». Это то, что называется руками не потрогать.

И как ни парадоксально звучит, но по моему убеждению «быть самим собой»­ действительно возможно лишь изучив наследие прошлого. Есть шанс не потеряться среди себе подобных. Самый художник-расхудожник не застрахован от того, что у него может получиться безвкусная картина или изделие.  Дизайнеры отмечают, что в данный момент мы живем в эпоху отсутствия стиля и, соответственно, на дизайн-выставках присутствует масса безвкусицы.

Обходы по рисунку и живописи проводим без студентов. То «множество истин» по поводу одного события в интернете и так сбивают с толку современного человека. Нам бы между собой договориться, оформить свои претензии, выдвинуть критерии. Студенту выдается уже готовый вердикт: «Поставленная задача учебного задания выполнена (не выполнена), замечания такие-то…». Обычно этим у нас занимается преподаватель, ведущий дисциплину. Иначе, я думаю, разговор со студентом может закончиться все тем же: «Я так вижу…». Другое дело ­ проектирование, там оценивается и приветствуется умение «держать удар» и умение отстаивать свое видение проблемы.

Е.П.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(28 ноября 2012 г. 18:04)

Елена Петровна, надеюсь Ваше новое начальство найдёт средства для поездки студентов на интересный фестиваль компьютерной графики и дизайна в Тольятти. Он отлично организован и доказал нам свою полезность.

 С уважением ТБДЕ


Назад Go Back