Назад Go Back

Об особенностях формирования творческого сознания у студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения

Фото Бояшова Елена Петровна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)

Соавтор(ы): Грязнов Викентий Вадимович

Задача дизайнера состоит в том, чтобы создавать новые вещи, высокие по своим эстетическим качествам и удобные в использовании, обогащать и «освежать» предметно-культурную среду обитания человека. Для успешной работы в этом направлении студентам-дизайнерам на начальном этапе обучения важно овладевать таким навыком изображения, как рисунок по представлению, потому как дизайнеры создают новые образы знакомых по функциональному признаку вещей.  Дизайн – это такая  творческая деятельность, которая включает в себя знания, как технических характеристик объекта, так и знание законов зрительного восприятия, а также освоение законов изобразительной грамоты. Упражнения и задания, направленные на освоение рисунка по представлению, формируют у студента готовность к воплощению замысла и уверенность в исполнении  графического изображения.

Художник же, создавая свое произведение, будет опираться на натуру и изучение закономерностей природных явлений. Благодаря этому картина может казаться зрителю достоверной и заслуживающей искреннего доверия. Мы смотрим на изображенное событие, интерпретированное автором, и в нашей памяти остается чувство действительности происходящего. Живописцу необходим поиск подходящего материала и типажа; задуманную картину он может создавать на основе зарисовок с натуры – нам знакомо множество историй о судьбе тех, кто позировал художникам, это были реальные люди, но в нашем представлении они навсегда остались участниками тех далеких событий и сами стали для нас историей. Если художник постоянно может обращаться за «советом» к натуре и опираться на конкретные впечатления и образы своей кратковременной памяти, то рисование по представлению отличается тем, что образы представления не конкретны. Они обладают большей степенью обобщенности и неуловимости, чем образы кратковременной памяти. Поэтому рисунок по представлению может быть выполнен только  при условии изучения свойств известных нам объектов, умении выделять и подчеркивать ту незыблемую постоянную конструктивную основу формы, выявлении закономерностей строения формы, понимания законов линейной перспективы. Рисунок по представлению не должен быть похож на рисунок, выполненный с натуры. Основное внимание должно быть уделено линейно-конструктивному рисованию, овладеть которым можно только с помощью специальных упражнений: оно дает нам уникальную возможность оперативно откликаться на приходящие в голову мысли и идеи и фиксировать их в графическом исполнении, понятных зрителю. Задача преподавателя в этом случае – превратить такие занятия по выполнению рисунков по представлению в увлекательную потребность и дать возможность мыслить ощутимыми образами. Только на основе собственных мечтаний, осмысления настоящего, прогноза будущих предпочтений потребителя можно, увидеть, например, образ нового автомобиля. Без умелого оперирования мысленными образами и владения рисунком по представлению будущий дизайнер не сможет претендовать на новое слово в дизайне, потому как без этих качеств он будет основываться только на методе проектирования "по аналогии".

Занятия академическим рисунком дают неоспоримые знания природных закономерностей и явлений. При академическом рисовании мы проходим этапы анализа закономерностей построения видимых объектов, распределения света и тени на объемах; в голове и памяти студента фиксируются личные впечатления от увиденного. Выполнение изображений по воспоминанию тренируют краткосрочную и долговременную память рисующего. Становится понятно, почему мастера говорят: «Нарисуй раз сто, и будет просто».

 Когда дизайнер выполняет эскиз, он линиями «ищет» очертания формы, пытается определить нечеткие, неясные мысли  в материальном виде, облекает задуманное в зримый образ. Иногда хаос поисковых линий может навести автора на какие-то новые неожиданные ассоциации, помогает  по-новому взглянуть на объект. Чем больше ассоциаций возникает у рисующего, тем большей выразительности он сможет добиться в окончательном варианте рисунка объекта. Рука двигается по плоскости листа свободно, без ограничений, у дизайнера есть возможность быстро исправить нарисованное, с помощью кальки он может сохранить найденное ценное. Поисковые эскизы представляют нам уже пусть не оформившийся окончательно, но зримо доступный образ. Пусть он уводит далеко от первоначальной идеи – это совсем неплохо – все мысли и поиски останутся на бумаге. Любое проектирование невозможно без цели: кто, где и как будет использовать новый объект, а следовательно, это уже проектирование не только одиночного предмета, а целой объектной системы. Объект может быть представлен в предполагаемой среде, где возможно присутствие человека на рисунке. При взгляде на изображение можно понять, как работает объект, представить его частью работающей системы. Человек созидающий способен интегрировать и анализировать полученную информацию, выделять в ней главное и второстепенное и на этой основе способен предвосхитить дальнейшее поведение и развитие  этой системы. А теперь представим другую ситуацию, когда нужно воплотить задуманное в компьютерной программе 3-D моделирования (графические 2-D программы мы в данном случае не рассматриваем). Без предварительного эскиза здесь, разумеется, не обойтись. Компьютер – мощный инструмент, но в случае его применения автор будет ограничен как рамками собственных навыков рисования объемных предметов, так и объемом знаний о функциональных возможностях инструментов, предоставляемых программой.

Компьютерные программы 3-D моделирования призваны помочь человеку представить задуманный объект в виде, более приближенном к реальности. Дизайнер обязан знать и уметь использовать программы 3-D моделирования, он должен грамотно представить свою идею, но, прежде чем он приступит к окончательному действию – исполнению виртуального трехмерного объекта, его нужно «накормить» знаниями закономерностей, присущих природе изображений этих трехмерных объектов, перспективы, композиции на листе, теплохолодности цветовой гаммы изображаемых объектов. Если на начальном этапе обучения студента–дизайнера этому не научили, или же он не научился сам элементарной изобразительной грамоте, не успел развить в себе пространственное мышление на основе специальных заданий, если все эти знания не перешли для него в область «автоматического» навыка и умения, то созданные им вещи в программах 3-D моделирования  будут выглядеть фотореалистичными, но  по эстетической сути малопривлекательными – сугубо техничными. Зачастую получается так, что студент пытается создать новый продукт с помощью компьютерной программы, толком не осознавая, что же он все-таки хочет увидеть в конечном результате, полностью полагаясь лишь на технические возможности программы. В отличие от ручного исполнения, где всегда присутствует недосказанность, возможность для пробуждения ассоциаций, некоторые поверхности лишь подразумеваются, компьютерная картинка выглядит иллюзорно реальнее, завершеннее,  не допускающей сомнений у зрителя, по сути как «приговор» к жизни представленного объекта. И в то же время, что за внешней иллюзорностью может таиться смысловая пустота, нежизнеспособность создаваемого продукта в мире реальном. Не секрет, что информационное поле интернета усеяно вещами, выполненными в программах 3-D моделирования с применением эффектного «drama» – освещения, но по сути великое множество из них остаются всего лишь красочными картинками без перспектив быть когда-либо практически реализованными и приносить эстетическую радость человеку от обладания этой вещью. Создать продуманный и действительно нужный конечный продукт в материале сможет лишь тот студент, который будет способен заранее представить изображение своего проекта на мониторе, и затем реализовать его в наиболее выгодном для восприятия ракурсе. Именно такие качества будущего профессионала должны воспитываться с самых первых этапов обучения студентов-дизайнеров визуально-графическому представлению информации.

 Компьютер – мощный информационный инструмент в руках грамотного человека. Для дизайнера это в какой-то мере – «большой многофункциональный карандаш». Проводя подобную аналогию и далее, отметим особо, что в процессе познания мира всегда участвовала рука человека,  и именно она отвечает за  «формирование» головы, за тренировку способностей размышлять. Посмотрите даже  на младенца – он интересуется всем, что его окружает; он непременно стремится все потрогать руками, тактильные  ощущения ему природно необходимы для познания окружающего мира. Именно они доставляют информацию о трехмерном окружении и формируют в сознании устойчивые связи наблюдаемых реальных объектов с их визуальными двумерными изображениями – моделями. Заботливые родители показывают ребенку, как пользоваться предметами: ложкой, ручкой и т.д. Просто невозможно представить, что бы происходило бы с разумом человека, будь он лишен такого воспитания! Первобытный человек взял в руки палку и со временем превратился в «homo sapiens», заострил один конец палки – получил более совершенный инструмент по сравнению с предыдущим, пусть примитивное, но оружие, позволяющее выжить и прокормиться. Тактильно-визуальные     связи и ассоциации – основа для формирования сознания.

На протяжении всей истории человечества рука помогала развиваться голове. Но мы имеем инструменты (например, компьютерные программы 3-D моделирования), обладающие бездной функциональных возможностей. Сможет ли он пользоваться ими грамотно и плодотворно, если взаимосвязь рука-голова будет игнорироваться при обучении? Да, конечно, он получит какой-то результат, так как он уже живет в трехмерном мире достаточно долго и непременно имеет опыт понимания формы благодаря все той же руке. Но, создавая трехмерную модель в компьютерной программе, очень многие студенты  оказываются в ситуации, когда за счет доступных средств виртуализации столь привычная, и потому уже недооцениваемая в своей значимости, связь "рука-голова" коварно исчезает из осмысления проекта.  А на передний план выдвигаются задачи, если так можно выразиться, сугубо математического содержания: как "сгенерировать" форму, как "вытянуть" объем, какую из предложенных (но не синтезированных самостоятельно и осознанно) фактур использовать, какой из возможных «драматичных» вариантов освещения применить. И все это сообразно своему уже имеющемуся вкусу,  уровню знаний, без осмысления того, какой будет вещь, когда она покинет покров виртуальности.  Фактически, очень многие студенты при непродуманной работе с 3-D мыслят, как рациональные исполнители, но не как создатели эстетической ценности. Происходит доминирование прагматики над образностью создаваемой вещи, в то время, как фактор   проявления эмоциональностного содержания в вещи упускается из вида, игнорируется. А ведь для потребителя – это один из основополагающих, а зачастую, и наиважнейших факторов при выборе конкретного товара из множества равнозначных по прочим признакам альтернатив. Как потребители, мы выбираем понравившуюся вещь, потому что она вызывает у нас определенные, разумеется, положительные эмоции.

В самой передовой области дизайна – автомобилестроении, существуют две не соприкасающиеся между собой специальности – дизайнер и 3-D модельщик. Первый свободен и неудержим в своем полете фантазии, другой облекает идеи в зримые формы. Бывает, что им трудно понять друг друга: на представленный дизайнером эскиз последний может заявить, что ему не удается «прочесть» нарисованную поверхность с листа, что ее невозможно воплотить в модели. Да, оба они заняты решением одной задачи – созданием нового объекта, но идут к цели разными путями: через выразительность и ассоциации и через логику построения объекта в компьютерной программе. Различные алгоритмы деятельности приводят к различным алгоритмам мышления и восприятия. По опыту дизайнеров, работающих в автомобилестроении,  для полноты восприятия и понимания объема,  недостаточно только рисунка на плоскости листа, им обязательно нужны тактильные ощущения и создание макета. Тогда изображение на плоскости будет представлено более грамотно и легче воспринимается зрителем. Компьютерная 3-D программа не всегда может отобразить  ожидаемые особенности поверхности формы, иногда картинку с объемным моделированием дорисовывают в графической 2-D программе. В автоиндустрии дизайнеры до сих предпочитают объемный пластилиновый макет компьютерному моделированию, для них  3-D моделированием остается пластилин.

В процессе  занятий по рисунку для промышленных  дизайнеров на начальном этапе обучения нами неоднократно замечались определенные трудности, возникающие у студентов, при выполнении задач, направленных на развитие пространственного мышления и выполнение рисунков по представлению. Первая и наиболее грубая ошибка, которая просто «бросалась» в глаза в работах студентов – это отсутствие элементарных знаний перспективы. Следующие ошибки состояли в неумении грамотно распределить тень по объекту изображения и отсутствие логического построения объекта в изображении. При выяснении причин сложившейся ситуации выяснилось, что при выполнении  курсовых работ по проектированию на начальном этапе обучения студенты пользовались компьютерными программами 3-D моделирования, которые «брали на себя» выполнение задач перспективных изменений, освещения объекта и проч., в результате чего создавалась иллюзия "проектного благополучия". В таких условиях, естественно, востребованность знаний  перспективы и грамотного наложения теней отпадала сама собой. Получалось, что способности к рисованию с натуры оставались, а вот воспроизвести тот же объект по представлению, да и еще в другом ракурсе,  студенты попросту не могли или же выполняли такие задания с большим трудом и напряжением.  Нами замечено, что на рисунки студентов старших курсов также оказывалось явное влияние программ трехмерного моделирования. В некоторых изображениях повторялись приемы и методы (даже такие, как композиционное расположение объектов на листе) программы 3D-Mах, что, конечно же, не может не влиять отрицательно на творческие, созидающие способности студента-дизайнера.

Если в прошлом  мы изучали математику на основе зрительных образов – складывали яблоки и груши, то сейчас наши дети более ориентированы на формальное сложение цифр. Обучение приближается к системе дискретных понятий, зачастую основано на  двузначной логике. Наши дети быстрее осваивают компьютер, быстрее находят нужную кнопку, лучше ориентируются в программах, меньше пишут вручную, больше печатают, они обладают другим алгоритмом поиска информации.  Для них картинка на мониторе совмещает инструменты (справа) и результат (слева). Нам необходимо считаться с тем, что такой образ мышления в современном мире  у молодежи превалирует, но, не отрицая, конечно же, его положительные стороны, разумно и терпеливо работать над тем, что к цифрам не имеет прямого отношения. И таких явлений очень много!

Никто не будет настаивать на том, что все графические работы студент должен выполнять вручную – современные требования к графическим навыкам вполне определенные. Но на начальном этапе обучения влияние программ трехмерного моделирования может оказывать весьма значительное и неполезное без соответствующего педагогического воздейсвтвия влияние на образ мыслей студента. Ждать абитуриента, обладающего достаточной степенью знаний изобразительной грамоты, нам, увы, сейчас не приходится. У нас технический вуз – СПбГПУ, и не художников мы здесь воспитываем.  Опасность «компьютерного соблазна» кроется не в том, что студент пользуется современными техническими методами получения изображения, а в том, что он отвыкает думать об объекте,  как о целостной системе, и, как следствие теряет способность к созданию чего-либо принципиально нового, с самого начала работает только,  как заформализованный исполнитель, что губительно для его успешной карьеры в сфере дизайна.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(23 ноября 2012 г. 23:49)

С каким удовольствием читал! В инженерии всё то же самое! Абсолютно правильно. Отказ от карандаша для конструктора - так же губителен. Ждите назиданий со ссылками на популярные сайты.

 С уважением ТБДЕ.

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(24 ноября 2012 г. 1:14)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!  спасибо Вам за комментарии к статьям и оправданный "консерватизм"!

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 1:55)

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Евгеньевич! В данном конкретном случае меня также волнуют следующие мысли:

«… при ампутации даже одного пальца, параллельно атрофируется определенная часть мозга», – Н.П. Бехтерева;

«Мы – не только то, что мы читаем; мы – то, как мы читаем», – Мэриан Вольф, психолог Тафтского Университета.

Е.П.

Фото
Хейфец Александр Львович
(25 ноября 2012 г. 12:11)

Уважаемая Елена Петровна, в связи с Вашей репликой:«… при ампутации даже одного пальца, параллельно атрофируется определенная часть мозга». Хирурги нас лечат тем, что отрезают. То, что при этом атрофируется часть мозга - хорошо, развиваются другие его части, новые, потенциал мозга велик.

Так что не бойтесь отерезать лишнее и осваивать новое.

А.Л. Хейфец

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(25 ноября 2012 г. 13:07)

Уважаемая Елена Петровна.

В вашем докладе нет ни одной ссылки. Все, о чем вы говорите, это ваши мысли? Часть содержания Вашей статьи мне известна ранее, например, из творчества Крушлинского от его учеников.

Ссылки у Вас есть только в ответе по вопросам, которые Вас «также волнуют». О дизайне я не спорю, но медик из меня, наверное, такой же, как и из Вас. Как связаны ампутация пальца и дизайн, о котором, судя из названия Ваша статья? Насколько мне известно, у инвалидов обостряются оставшиеся после ампутации органы чувств, и они нередко достигают высот и не только духовных по сравнению с неинвалидами.

Тема методологии творчества, хотя и не в дизайне, а в инженерии близка мне. В инженерии тоже важно умение делать наброски. Карандашом на бумаге, веточкой на песке, можно даже пальцем в воздухе. Но всегда перед этим – в своей голове. Но только это нужно креативщикам (при советской власти это называлось генераторам идей). На наших заводах, по крайней мере, такие люди были мне известны. А за ними должны быть мастера кульмана (компьютерной программы), которые доводят эту идею до рабочей конструкторской документации. Если вы покажете карандашный набросок или пластилиновую модель заказчику, он этого может не понять или понять не так.

Связь голова-рука исчезает, если рука держит мышку, а не карандаш или кусок пластилина?

Складывается впечатление, что вы сравниваете работу на компьютере новичка, который не обучался дизайну («Если на начальном этапе обучения студента–дизайнера этому не научили») и сел за изучение дизайнерской компьютерной программы, и работу карандашом мастера. В результате ваша статья подхвачена противниками компьютерной графики.

В вашей статье упоминается только программа 3D-Mах. Ваши выводы построены на примерах, выполненных этой программой? Насколько мне известно, профессионалы для визуализации используют другие программы. Вообще вы говорите о качественных и некачественных дизайнерских решениях, но не приводите ни тех, ни других. Насколько корректно навязывать Ваши оценки дизайнерских решений, не приводя их?

На этой конференции активно обсуждался вопрос творчества и обучения ему. Должно ли обучение мастерству предшествовать обучению азам профессии?

«По опыту дизайнеров, работающих в автомобилестроении». В автопроме? Насколько мне известно, примерную (можно даже корявую) модель помещают в аэродинамическую трубу, и компьютер сам формирует обводы современного автомобиля, и штамп выдавливает нужную форму кузова.

Извините за сумбурный и набросочный отклик. Ваша статья появилась после объявленной даты завершения приема докладов и на обстоятельные и выверенные формулировки просто не остается времени. А статья интересная, а потому спорная.

С уважением

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(25 ноября 2012 г. 15:13)

Уважаемый Алексей Алексеевич!

Пожалуйста, не нужно делать выводы о привязанностях к компьютерной графике на основании того, что некоторые преподаватели выступают в защиту сохранения в процессе обучения работы студента непосредственно карандашом на листе (на данный момент не говорю конкретно о нг). Разговор ведется "об особенностях формирования творческого сознания на начальном этапе обучения". То есть о том, что прежде чем создавать в компьютерных программах какой либо объект, мозг должен "сконструировать" его внутри себя, родить идею, создать образ... И именно эту функцию формируют дисциплины, направленные на практическую и логическую деятельность студента, развивающие пространственное мышление. И я никоим образом не умаляю достоинства программ 2D и 3D моделирования,  их возможности облачения идеи в реальную, максимально приближенную к реальности форму.

 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(25 ноября 2012 г. 18:00)

Не увидел на данной конференции ни одного противника компьютерной графики.

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 19:34)

Уважаемый Александр Львович! Выражение  Н.П. Бехтеревой я понимаю так, что двигательная активность конечностей напрямую связана с образом деятельности мозга. Да, при потере слуха увеличивается острота зрения, но глазами мы все равно не слышим. То есть развитие получает другой участок мозга, но он не заменяет предыдуший. Думаю, овладение компьютерными программами для меня средство, а не цель в освоении и создании нового. На занятиях по рисунку всегда имею дело с плоскостью и линией (за несоблюдение законов зрительного восприятия плоскость мстит нам вывернутыми объемами, пространственными ошибками). Поверьте, часто приходится объяснять, что же они в самом деле нарисовали. Для проверки и аргументации используем бумажное моделирование.

Е.П.

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 19:37)

Здравствуйте, Алексей Алексеевич! К сожалению, не знакома ни с творчеством Крушлинского, ни с его учениками. Подскажите мне, пожалуйста, в чем и какая часть моей статьи совпадает с его положениями?

Меня волнует влияние образа действий на образ мыслей. Ни в коем случае не в том контексте, какой Вы мне предлагаете.

У «креативщика», обладающего пространственным мышлением, действительно идеи  рождаются в голове, но этому он научился во время учебы (приобрел умение мыслить пространственными образами), затем он сталкивается с проблемой адекватного отображения объема на плоскости (набросок). Ко мне на первый курс пришли 13 человек промышленных дизайнеров. Двое из них мыслят более или менее пространственно, остальные же никак или с трудом. Могу внести некоторую лепту в развитие этих способностей посредством рисунка, они приобретут  опыт визуального восприятия. Моделирование и макетирование добавят опыт тактильных ощущений и крепче останутся в памяти.

Когда рука держит мышку, появляются новые связи, другие. При работе на компьютере важна последовательность нажатия кнопок, что и остается в нашей памяти. Скажите, что вы быстрее вспомните – ряд цифр (4363835) или то, что вы испытали, придя к правильному решению? Овладение нажатием кнопок в определенной последовательности дает иллюзию владением мира. Знаете, сколько исполнителей компьютерной визуализации объявили творческую идею своей?

Профессионалы для визуализации используют «ALIAS» в автомобилестроении, где присутствуют сложные поверхности класса «А», где очень много связано со стилем. На производстве дизайнеры чаще используют SOLID-Works, но под разные станки производители могут писать собственные программы. Программой 3D-Mах увлекаются отдельно взятые студенты, что сказывается на их творческих работах.

Опыт дизайнеров- наших выпускников, работающих на «HONDA», главным дизайнером Автоваза. Компьютерная модель используется по финансовым моментам. В пластилиновой модели почти нет риска в том, что получится не то, что задумывали. Пластилиновые модели используются практически во всех компаниях от «NISSAN» до  «VOLVO».

С уважением, Е.П.

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 19:38)

Совершенно с Вами согласна, уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 19:50)

Нажатие кнопок мыши в большинстве своем скрывают функциональные связи, которые обучающемуся, да и не только ему могут быть совершенно непонятны в своих функциях, ну например пара «щелчков мышкой» далекими от геометрических проблем людьми привели к тому, что кафедра прикладной геометрии и дизайна в СПбГПУ потеряла свою геометрическую направленность и превратилась в кафедру компьютерной графики. Для геометрии места не осталось, как хотите, так и понимайте…

Фото
Бояшова Елена Петровна
(25 ноября 2012 г. 20:05)

Здравствуйте, уважаемая Оксана Викторовна! Мне очень интересны Ваши мысли по поводу дизайн-образования. У меня есть возможность обратиться к Вам напрямую?

Е.П.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(25 ноября 2012 г. 20:21)

Оксана Викторовна!

Опять должен поблагодарить Вас за подключение к дискуссии.

Я ведь тоже за «сохранения в процессе обучения студента работе непосредственно карандашом на листе». О важности обучения «выполнению эскиза» писал на этой конференции в прошлом году.

Акценты получились совсем не те. Как педагог в третьем поколении педагогу в третьем поколении – собрались неравнодушные люди, кому не безразлична судьба нашего предмета. Хочется найти для себя ответы на многие вопросы, услышать мнение коллег о своем опыте. Хочется услышать конструктивную критику по поводу своих взглядов, услышать от коллег о ляпах, которые самому не заметны. Надеюсь это желание всеобщее. Еще раз хочется поблагодарить организаторов за создание атмосферы, дающей этому возможность.

Но дискуссию хочется вести в комфортных условиях. Отвлекают высказывания типа «на фоне возникшей дискуссии о нужности дисциплины НГ», сказанные между прочим и без повода. Возможно, грешен тем же.

А вы хоть знаете, что «возникшая дискуссия» отсчитывает начало от 2006 года, что по компьютерным меркам означает слишком давно? На этой конференции она также велась с самого начала, причем, на мой взгляд, в конструктивном ключе.

С благодарностью, уважением и надеждой на продолжение общения в следующем году.

Фото
Хейфец Александр Львович
(25 ноября 2012 г. 20:24)

Уважаемая Елена Петровна,

геометрическая направленность и инструмент ее реализации - это не одно и то же. Можно и циркулем с линейкой преподавать далеко не геометрию. Или средствами компьютерного 3d инструмента активно способствовать геометрической направленности работы кафедры, причем, на современном уровне. Все зависит от квалификации преподавателя.

Конечно, если преподаватель лишь компьютерщик, то геометрическую направленность, действительно, можно потерять. 

Поэтому нужно знать и геометрию и современный 3d инструмент. 

Для этого нужно желание, отсутсвие предубеждения и время, время...

А.Л. Хейфец

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(25 ноября 2012 г. 21:09)

Здравствуйте уважаемая Елена Петровна.

Глубоко признателен, что Вы, несмотря на резкость моего тона, совсем не формально и по существу откликнулись на мои вопросы. К тому, что я успел изложить в ответе Оксане Викторовне, хочу только добавить, что, на мой взгляд, на научно-практической конференции материал должен излагаться приближенно к научной манере письма и отличаться от жанра эссе. Введение, постановка задачи, основная часть, выводы. Есть сборники трудов, куда статьи не принимают, если список ссылок меньше шести источников, например. Мне, как неспециалисту, без ссылок, вообще невозможно оценить, что в Вашей статье новое? Навряд ли Ваша работа целиком пионерская. Или все же пионерская? Буквально вчера в беседе со знакомым архитектором, выпускником МАРХИ 1996 года, поделился мнением о высказанной Вами мысли о важности рисования рукой. Он не только не удивился, но и прочитал мне получасовую лекцию с приведением разных примеров, причем ссылался на академика архитектуры Крушлинского, общение с которым закончил в 1996 году. Справедливости ради надо сказать, что с компьютерной графикой он на ты и в данный момент учится у меня Автокаду.

Еще раз спасибо за ответ. С уважением Головнин А.А.

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(26 ноября 2012 г. 8:51)

Здравствуйте, Алексей Алексеевич. Благодарю Вас за опыт общения, обязательно учту Ваши замечания в области ведения дискуссии.

С уважением, О.В.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(28 ноября 2012 г. 20:31)

Уважаемая Елена Петровна, многие "эссе" куда научней и интересней, чем некоторые статьи с обязательными ссылками (часто, чисто формальными и не информативными). Хорошо помню времена, когда нельзя было опубликовать материал без ссылки на материалы съездов КПСС. Пишите больше таких же замечательных "эссе".

  Искренне Ваш ТБДЕ.


Назад Go Back