Личная страница

---------------
23 октября 2014 г.:: Сборник материалов КГП-2014 готов
---------------
1 апреля 2014 г.:: ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
30 марта 2014 г.:: Интересные дипломы 2014
---------------
29 марта 2014 г.:: Требования журнала "Геометрия и графика""
---------------
27 марта 2014 г.:: ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
24 марта 2014 г.:: Выполните перевод до закрытия конференции
---------------
24 марта 2014 г.:: Статистика результативности 24.03.2014
---------------
24 марта 2014 г.:: Оцените конкурсные работы
---------------
22 марта 2014 г.:: Обсуждение проекта решения конференции
---------------
21 марта 2014 г.:: Завершающий этап работы конференции
---------------
19 марта 2014 г.:: Александр Давидович Посвянский
---------------
16 марта 2014 г.:: Статистика результативности 16.03.2014
---------------
12 марта 2014 г.:: Открытие круглого стола
---------------
12 марта 2014 г.:: Дипломные проекты 2013 г.
---------------
6 марта 2014 г.:: Статистика результативности 6.03.2014
---------------
1 марта 2014 г.:: Пожелания от Михаила Лепарова в первый день весны
---------------
28 февраля 2014 г.:: Пленарные доклады 3
---------------
25 февраля 2014 г.:: Пленарные доклады 2
---------------
24 февраля 2014 г.:: О Губареве Аркадии Юрьевиче
---------------
23 февраля 2014 г.:: Олимпиада Сочи-2014
---------------
21 февраля 2014 г.:: Оперативная информация
---------------
20 февраля 2014 г.:: Пленарные доклады
---------------
20 февраля 2014 г.:: Приветственное слово председателя конференции
---------------
19 февраля 2014 г.:: Фотографии участников конференции
---------------
18 февраля 2014 г.:: Публикация доклада
---------------
17 февраля 2014 г.:: Загрузка рисунков к докладу
---------------
16 февраля 2014 г.:: Подготовка доклада
---------------
14 февраля 2014 г.:: Регистрация участников конференции
---------------
10 февраля 2014 г.:: Материалы конференции
---------------
5 февраля 2014 г.:: Структура конференции
---------------

КОЛЛЕГА

Нечасто можно прочитать о здравствующих  коллегах по профессии,  которые не работали большими руководителями, не имеют высоких званий  и  наград за  свою профессиональную деятельность,  но являются  профессионалами в полном  смысле этого слова. Именно о таком  профессионале, преподавателе  инженерной  графики я и расскажу.  Он  очень интересный человек – Аркадий  Юрьевич   Губарев.  Правда, мы  уже не работаем  вместе. Сейчас он  нормоконтролер в известном КБ космической  радиотехники – ОКБ  МЭИ. Потому – то  и приходится  говорить о его работе на кафедре инженерной графики  в прошедшем времени ….
Понимать и чувствовать "железки"   Аркадий Юрьевич  начинал в древнем и красивом  русском   городе  Коломна,  которому  уже более 800 лет.  Все знают, что с этим городом связано славное имя Коломенского тепловозостроительного завода (КТЗ), где его отец был одним из заместителей  главного конструктора. Завод шефствовал  над школой, и школьники  часто  посещали его цеха, впитывая особую атмосферу  большого производства. Позднее,  в старших классах,  черчение вел штатный  конструктор заводского КБ, укрепляя у учащихся   любовь к технике.

На военной службе  Аркадий  Юрьевич    был старшим  оператором радиолокационной станции  дальнего обнаружения. Когда  вернулся из армии,  на семейном совете решили, что надо поступать в открывшийся в Коломне вечерний  машиностроительный институт, который он закончил, работая испытателем в  тепловозном  ВНИИ.  Потом  работал, будучи уже старшим инженером,  на КТЗ в исследовательской лаборатории  дизельной  топливной аппаратуры.  И  в этот  период  соприкоснулся  с  работой  в высшей  школе. Его привлекли  к  рецензированию работ  студентов в  вечернем институте, а  затем  пригласили  ассистентом  на кафедру инженерной графики. Когда открылось Коломенское Высшее  артиллерийское  училище,  он, уже достаточно опытный, по конкурсу  занял должность старшего  преподавателя и проработал там четыре года.  

Изменения в семейном положении привели его в Москву. Из   вузов, где можно  было  бы продолжить работу  преподавателем  инженерной графики, – выбрал МЭИ.  Проблем  адаптации в новом  коллективе  у него не  было ни в человеческом,  ни в профессиональном  отношении. Он очень коммуникабельный и доброжелательный человек. Поэтому  довольно быстро стал одной из вершин "треугольника кафедры".  Год преподавал,будучи  в командировке, в Кабульском автомеханическом техникуме, в условиях, за  работу в  которых  получил удостоверение "Ветеран боевых  действий".

Когда  я приступил к  заведыванию кафедрой, с  которой, в принципе был знаком, (она тогда была в составе того же факультета, что и моя первая) стало понятно – этого  знакомства  мало. И  лучшего помощника как заместителя по общим вопросам в лице Аркадия Юрьевича трудно было найти, к тому же виртуозно делающего всякие планы и отчеты об учебной нагрузке кафедры. Он всегда  сначала думал  о деле  и  коллегах, а потом о себе. Когда  у нас появилась  возможность  обеспечить  престижный  должностной  рост  ряду  преподавателей кафедры, он,  в  первую очередь,  обратил внимание  на более  молодых, чем он  коллег,  которые  росли у  него на глазах.  Если решение  принималось вместе, особенно в кадровых вопросах,  но  оказалось неудачным, он никогда не  "кивал на начальника", как  иногда  бывает.

Привычка  всё  посмотреть и потрогать своими руками  заставила нас облазить, еще  в недостроенном  корпусе, запроектированные  ГИПРОВУЗом помещения для кафедры. Поняли - будет тесно  и  мало  воздуха, меньше естественного освещения, студентам далеко от основных корпусов, будут опаздывать на занятия. И совершили с администрацией  университета стратегический  обмен  на  капитальный ремонт с перепланеровкой помещений и не  прогадали.  А  когда этот ремонт  начался, он был один из лучших  помощников, а поработать пришлось не только головой, как при любом ремонте. Не знаю, кто как,  а я очень люблю у коллег, качество, как говорят, "заводиться"  на  какое–нибудь  интересное  дело или идею, забывать всё ради этого, увлеченно занимаясь им, пока не будет результата. Аркадий  Юрьевич  умел относиться  к студентам,  как  к младшим  коллегам, всегда  как бы обсуждая  с  ними  решение  очередной проблемы. Очень любил оперировать примерами из разных областей техники и окружающей действительности. У него в загашнике  на специальных полочках  за  шкафом  на кафедре хранились и постоянно обновлялась  коллекция  различных деталей  и "штуковин"  для  иллюстрации  геометрических форм и их сочетаний. Они были из разных материалов и изготовлены по-разному. Аркадий Юрьевич всегда находил время, чтобы попутно познакомить студентов с главными особенностями этих материалов и технологий. И появление  каждого нового экспоната  сопровождалось всесторонним обсуждением его функционального  назначения в прошлом и прикладного значения в будущем для  иллюстративных  целей. С ним  всегда было интересно обсуждать удачные  и  неудачные  конструктивные решения для устройств, чертежи которых используются  в учебном процессе. У  него вообще очень  зоркий  взгляд редактора. Во  многом, благодаря  ему,  методические материалы на кафедре  постоянно редактировались.

Последнее  годы  мы много говорили о том, что новые  условия, наряду с внедрением НИТ, требуют большего осмысления, обобщения и методического сжатия прошлого опыта в дисциплине. В этом контексте он предложил, например, методически красивый и, обобщающий  все частные случаи, подход к построению  сопряжений плоских кривых  дугами  окружностей. Так  же,  с общих методических  позиций, нам  удалось обосновать и выделить геометрический подход к простановке размеров [1,2,3].

Отличает  Аркадия Юрьевича и такое редкое качество.  С упоением может  изучать новые  редакции  ГОСТ’ов, сразу  замечая их нюансы и главные особенности. Тут же  готов  обратить на них внимание  коллег. И это его качество, которое я очень люблю в людях – желание проникнуть в суть  вещей и никогда не считать, что что-то, особенно в методическом отношении, закончено и совершенно. Всегда  на занятиях он пробовал всякие новые варианты  подачи  учебного материала. C ним всегда  с интересом можно обсуждать  любые новые  идеи и предложения. Его  любимая формула, если он с чем–то не согласен, начинается со слов: "Послушай, а если  так ….", излагая может быть противоположный  вариант и редко говорит: "Вы не  правы". Это  только  тогда, когда  собеседник  не хочет  слушать и думать. В такой  ситуации он  может быть настойчив и тверд.

Постепенно, несмотря на  достойное уважение,  ему  со своим опытом  и знаниями  стало тесно на кафедре, и  он  принял  предложение  ОКБ  МЭИ  перейти  в отдел  нормоконтроля,  где,  как и во многих местах, не хватает опытных  кадров.  Разработчики  быстро  почувствовали  высокий   класс "на таможне". Cначала пытались проскочить, ссылаясь на то, что "всегда так  делали". А потом поняли, что если Аркадий Юрьевич настаивает, то тщательно аргументируя, руководствуясь интересами дела и хорошим знанием нормативной документации. Мне было  интересно побывать у него в КБ. Он быстро снискал уважение и на этом месте  работы,  поэтому тут же  договорился о нашей  встрече с  главным конструктором. Они вместе вдоль и поперек показали свое хозяйство и рассказали, о чем можно, про работу КБ в современных условиях  в порядке моей  экспресс – стажировки. Интересно, что с его  рабочего  места через окно видны окна  кафедры, где он проработал почти сорок лет.

Иногда мы созваниваемся и вместе идем с работы. Он  всегда спрашивает о делах на кафедре,  рассказывает, какие  интересные  ситуации  бывают  при взаимодействии с разработчиками конструкторской документации.
Как-то я спросил, откуда  он  достаточно хорошо знает изобразительное и музыкальное  искусство. Он задумался (разговор был через день после его возвращения из поездки с женой в Париж и, конечно, в Лувр), потом, через  минуту,   объяснил это так. Наверно это из  детства. Отец  часто  возил целые компании в лес и под Рязань, в есенинские места …,  а природа так наполняет впечатлениями, …надо только внимательно смотреть и слушать.  От  себя добавлю, что, наверное, повлияла  и историческая  красота коломенской архитектуры. 

…Студенты  очень  хорошо  чувствуют, что у преподавателя  настоящее, глубокое, а  что заученное и не до конца  понятое им самим.  А  инженерная  графика  жизненна  и  предметна  и  заменить таких преподавателей, как Аркадий Юрьевич, знающих  и чувствующих технику,  очень трудно, особенно  сейчас. Это у них должно быть из детства ...

Литература

1.  Губарев А.Ю. Единый  алгоритм построения сопряжений  дугами окружностей // Губарев А.Ю. Кашкаров Д.С. Труды ХVIII Международной научно - технической конференции  “Информационные средства и технологии”- Москва: Издательский дом МЭИ , 2010. Т.3. - C. 76-80 .  

2.  Губарев А.Ю. Условная классификация размеров на чертежах деталей  // Доклады   международной  конференции  “Информационные средства и технологии” 15- 18 окт.  2002г. Т.1. М.;  Янус-К, - C.176-181 .  

3. Горнов А.О.   . Основания для алгоритмизации простановки размеров на чертежах // Горнов А.О. , Губарев А.Ю. , Захарова Л.В. Труды ХVIII Международной научно - технической конференции  “Информационные средства и технологии”- Москва: Издательский дом МЭИ , 2008. Т.2. - C. 206-214 .  

А.О. Горнов, зав. каф. ИГ МЭИ в 1994 -2006 г.г.