КОЛЛЕГА |
Нечасто можно прочитать о здравствующих коллегах по профессии, которые не работали большими руководителями, не имеют высоких званий и наград за свою профессиональную деятельность, но являются профессионалами в полном смысле этого слова. Именно о таком профессионале, преподавателе инженерной графики я и расскажу. Он очень интересный человек – Аркадий Юрьевич Губарев. Правда, мы уже не работаем вместе. Сейчас он нормоконтролер в известном КБ космической радиотехники – ОКБ МЭИ. Потому – то и приходится говорить о его работе на кафедре инженерной графики в прошедшем времени ….
Понимать и чувствовать "железки" Аркадий Юрьевич начинал в древнем и красивом русском городе Коломна, которому уже более 800 лет. Все знают, что с этим городом связано славное имя Коломенского тепловозостроительного завода (КТЗ), где его отец был одним из заместителей главного конструктора. Завод шефствовал над школой, и школьники часто посещали его цеха, впитывая особую атмосферу большого производства. Позднее, в старших классах, черчение вел штатный конструктор заводского КБ, укрепляя у учащихся любовь к технике.
На военной службе Аркадий Юрьевич был старшим оператором радиолокационной станции дальнего обнаружения. Когда вернулся из армии, на семейном совете решили, что надо поступать в открывшийся в Коломне вечерний машиностроительный институт, который он закончил, работая испытателем в тепловозном ВНИИ. Потом работал, будучи уже старшим инженером, на КТЗ в исследовательской лаборатории дизельной топливной аппаратуры. И в этот период соприкоснулся с работой в высшей школе. Его привлекли к рецензированию работ студентов в вечернем институте, а затем пригласили ассистентом на кафедру инженерной графики. Когда открылось Коломенское Высшее артиллерийское училище, он, уже достаточно опытный, по конкурсу занял должность старшего преподавателя и проработал там четыре года.
Изменения в семейном положении привели его в Москву. Из вузов, где можно было бы продолжить работу преподавателем инженерной графики, – выбрал МЭИ. Проблем адаптации в новом коллективе у него не было ни в человеческом, ни в профессиональном отношении. Он очень коммуникабельный и доброжелательный человек. Поэтому довольно быстро стал одной из вершин "треугольника кафедры". Год преподавал,будучи в командировке, в Кабульском автомеханическом техникуме, в условиях, за работу в которых получил удостоверение "Ветеран боевых действий".
Когда я приступил к заведыванию кафедрой, с которой, в принципе был знаком, (она тогда была в составе того же факультета, что и моя первая) стало понятно – этого знакомства мало. И лучшего помощника как заместителя по общим вопросам в лице Аркадия Юрьевича трудно было найти, к тому же виртуозно делающего всякие планы и отчеты об учебной нагрузке кафедры. Он всегда сначала думал о деле и коллегах, а потом о себе. Когда у нас появилась возможность обеспечить престижный должностной рост ряду преподавателей кафедры, он, в первую очередь, обратил внимание на более молодых, чем он коллег, которые росли у него на глазах. Если решение принималось вместе, особенно в кадровых вопросах, но оказалось неудачным, он никогда не "кивал на начальника", как иногда бывает.
Привычка всё посмотреть и потрогать своими руками заставила нас облазить, еще в недостроенном корпусе, запроектированные ГИПРОВУЗом помещения для кафедры. Поняли - будет тесно и мало воздуха, меньше естественного освещения, студентам далеко от основных корпусов, будут опаздывать на занятия. И совершили с администрацией университета стратегический обмен на капитальный ремонт с перепланеровкой помещений и не прогадали. А когда этот ремонт начался, он был один из лучших помощников, а поработать пришлось не только головой, как при любом ремонте. Не знаю, кто как, а я очень люблю у коллег, качество, как говорят, "заводиться" на какое–нибудь интересное дело или идею, забывать всё ради этого, увлеченно занимаясь им, пока не будет результата. Аркадий Юрьевич умел относиться к студентам, как к младшим коллегам, всегда как бы обсуждая с ними решение очередной проблемы. Очень любил оперировать примерами из разных областей техники и окружающей действительности. У него в загашнике на специальных полочках за шкафом на кафедре хранились и постоянно обновлялась коллекция различных деталей и "штуковин" для иллюстрации геометрических форм и их сочетаний. Они были из разных материалов и изготовлены по-разному. Аркадий Юрьевич всегда находил время, чтобы попутно познакомить студентов с главными особенностями этих материалов и технологий. И появление каждого нового экспоната сопровождалось всесторонним обсуждением его функционального назначения в прошлом и прикладного значения в будущем для иллюстративных целей. С ним всегда было интересно обсуждать удачные и неудачные конструктивные решения для устройств, чертежи которых используются в учебном процессе. У него вообще очень зоркий взгляд редактора. Во многом, благодаря ему, методические материалы на кафедре постоянно редактировались.
Последнее годы мы много говорили о том, что новые условия, наряду с внедрением НИТ, требуют большего осмысления, обобщения и методического сжатия прошлого опыта в дисциплине. В этом контексте он предложил, например, методически красивый и, обобщающий все частные случаи, подход к построению сопряжений плоских кривых дугами окружностей. Так же, с общих методических позиций, нам удалось обосновать и выделить геометрический подход к простановке размеров [1,2,3].
Отличает Аркадия Юрьевича и такое редкое качество. С упоением может изучать новые редакции ГОСТ’ов, сразу замечая их нюансы и главные особенности. Тут же готов обратить на них внимание коллег. И это его качество, которое я очень люблю в людях – желание проникнуть в суть вещей и никогда не считать, что что-то, особенно в методическом отношении, закончено и совершенно. Всегда на занятиях он пробовал всякие новые варианты подачи учебного материала. C ним всегда с интересом можно обсуждать любые новые идеи и предложения. Его любимая формула, если он с чем–то не согласен, начинается со слов: "Послушай, а если так ….", излагая может быть противоположный вариант и редко говорит: "Вы не правы". Это только тогда, когда собеседник не хочет слушать и думать. В такой ситуации он может быть настойчив и тверд.
Постепенно, несмотря на достойное уважение, ему со своим опытом и знаниями стало тесно на кафедре, и он принял предложение ОКБ МЭИ перейти в отдел нормоконтроля, где, как и во многих местах, не хватает опытных кадров. Разработчики быстро почувствовали высокий класс "на таможне". Cначала пытались проскочить, ссылаясь на то, что "всегда так делали". А потом поняли, что если Аркадий Юрьевич настаивает, то тщательно аргументируя, руководствуясь интересами дела и хорошим знанием нормативной документации. Мне было интересно побывать у него в КБ. Он быстро снискал уважение и на этом месте работы, поэтому тут же договорился о нашей встрече с главным конструктором. Они вместе вдоль и поперек показали свое хозяйство и рассказали, о чем можно, про работу КБ в современных условиях в порядке моей экспресс – стажировки. Интересно, что с его рабочего места через окно видны окна кафедры, где он проработал почти сорок лет.
Иногда мы созваниваемся и вместе идем с работы. Он всегда спрашивает о делах на кафедре, рассказывает, какие интересные ситуации бывают при взаимодействии с разработчиками конструкторской документации.
Как-то я спросил, откуда он достаточно хорошо знает изобразительное и музыкальное искусство. Он задумался (разговор был через день после его возвращения из поездки с женой в Париж и, конечно, в Лувр), потом, через минуту, объяснил это так. Наверно это из детства. Отец часто возил целые компании в лес и под Рязань, в есенинские места …, а природа так наполняет впечатлениями, …надо только внимательно смотреть и слушать. От себя добавлю, что, наверное, повлияла и историческая красота коломенской архитектуры.
…Студенты очень хорошо чувствуют, что у преподавателя настоящее, глубокое, а что заученное и не до конца понятое им самим. А инженерная графика жизненна и предметна и заменить таких преподавателей, как Аркадий Юрьевич, знающих и чувствующих технику, очень трудно, особенно сейчас. Это у них должно быть из детства ...
Литература
1. Губарев А.Ю. Единый алгоритм построения сопряжений дугами окружностей // Губарев А.Ю. Кашкаров Д.С. Труды ХVIII Международной научно - технической конференции “Информационные средства и технологии”- Москва: Издательский дом МЭИ , 2010. Т.3. - C. 76-80 .
2. Губарев А.Ю. Условная классификация размеров на чертежах деталей // Доклады международной конференции “Информационные средства и технологии” 15- 18 окт. 2002г. Т.1. М.; Янус-К, - C.176-181 .
3. Горнов А.О. . Основания для алгоритмизации простановки размеров на чертежах // Горнов А.О. , Губарев А.Ю. , Захарова Л.В. Труды ХVIII Международной научно - технической конференции “Информационные средства и технологии”- Москва: Издательский дом МЭИ , 2008. Т.2. - C. 206-214 .
А.О. Горнов, зав. каф. ИГ МЭИ в 1994 -2006 г.г.