Назад Go Back

ПРИМЕНЕНИЕ AUTOCAD CIVIL 3D В ГРАФИЧЕСКИХ КУРСОВЫХ РАБОТАХ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

English version
Презентация
Фото Дербенева Ольга Львовна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")
Фото Кузьмина Ранонисо Салимовна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")


Аннотация

На примере двух курсовых работ в числовых отметках для маркшейдеров и специалистов по горнопромышленной экологии рассмотрено применение программы AutoCAD Civil 3D



Ключевые слова: Скважина, устье скважины, почва и кровля пласта, мощность пласта. Рабочая площадка, выемка, насыпь, откосы, профиль, цифровая модель.

AutoCAD Civil 3D – САПР Autodesk, разработанный для землеустроителей, проектировщиков генплана, дорог, внутриплощадочных трубопроводов. Удобство использования программы заключается в динамической взаимосвязи объектов: поверхностей, рабочих площадок, трасс, профилей, коридоров, выходной документации и т.д., которые автоматически перестраиваются с изменением проектных решений или данных изысканий. Обучение Civil 3D позволяет значительно повысить скорость проведения проектных работ и оптимизировать решения задач.

Актуально проводить курсовое проектирование для студентов горных и строительных специальностей в AutoCAD Civil 3D. Программа строит 3D поверхности, площадки, дороги, выводит откосы по разным исходным данным, строит профили и поперечные сечения поверхности. Раньше чертежи курсовых работ в числовых отметках выполнялись вручную и оформлялись в соответствии с [1], [2] и [3]. Учебник [2] был написан заведующим кафедрой НГи Ч Московского горного института. ГОСТы Горной графической документации также разрабатывались преподавателями кафедры НГ и Ч. Были написаны учебные пособия и методические указания по выполнению курсовых работ.

В настоящее время разработаны методики выполнения курсовых графических работ с использованием AutoCAD Civil 3D для горных геометров (маркшейдеров) и для специалистов по горнопромышленной экологии.

1.Исходные данные первого курсового графического задания, выполненного в Сivil 3D, представлены на рис.1.

Рис. 1. План, модель земельного участка.

Это участок рельефа земли, заданный горизонталями. Пласт полезного ископаемого задан вертикальной мощностью и высотными отметками трех скважин (Скв.1,2,3). Отметка Z1 – отметка устья скважины, т.е. на земной поверхности, отметка Z2 - отметка пересечения скважины с нижней плоскостью полезного ископаемого. Три высотные отметки задают плоскость «почвы» и угол залегания (угол падения) пласта.

Зная вертикальную мощность пласта, можно определить и верхнюю плоскость пласта полезного ископаемого, называемую горняками «кровлей». Скважина 4 пробурена перпендикулярно к пласту. Надо определить угол бурения скважины, точку её пересечения с почвой пласта и нормальную мощность пласта.

По данным горизонталям поверхности (полилиниям AutoCADа) строится цифровая модель рельефа земли (Рис.2) с заданным сечением горизонталей. Исходными данными для поверхности «Пласт» являются высотные отметки трех скважин почвы пласта. Построив поверхность «Почва», параллельно ей строим поверхность «Кровля», которая должна быть выше почвы на высоту вертикальной мощности пласта. Создание композитной поверхности «Объём» позволило определить количество полезного ископаемого внутри границы, ограниченной тремя скважинами. Поверхность «Пласт» отображена стилем, с заданной высотой сечения горизонталей. Произведена аннотация горизонталей.

Рис.2. План и триангуляционная модель рельефа в Civil 3D.

Для построения сетки профиля проложена трасса вкрест простирания поверхности «Пласт» через Скв.4. По трассе создан профиль по трём поверхностям: «Почва», «Пласт» и «Кровля». Вид профиля с настроенным стилем представлен на рис.3.

Рис.3. Профиль вкрест простирания пласта.

Метки характерных точек Скв.4 на профиле поверхности определяют пикеты трассы и высотные отметки. Все поверхности можно просмотреть в 3D изображении.

2.AutoCAD Civil 3D актуально применять в графических курсовых работах по проектированию рабочих площадок. Вариант такой работы может быть задан рельефом и контуром площадки с подъездными дорогами

В Civil 3D выполнено построение цифровой модели чернового рельефа. Объектами профилирования создана поверхность контура площадки с подъездными дорогами. Выведены откосы к черновой поверхности рельефа (Рис.4).

Рис.4 Цифровая модель и план площадки с откосами

Произведена оптимизация земляных работ на заданный баланс объектами профилирования. При этом уклоны рабочей площадки и подъездных дорог не изменялись. По созданной модели получены чертежи плана и профиля рабочей площадки (Рис.5).

Рис.5 План и профиль рабочей площадки

Применение программы AutoCAD Civil 3D в курсовом проектировании не только оптимизирует графическую часть проектных работ, но и дает возможность быстро определить объёмы земляных работ по выемке и насыпи. Это позволяет расположить площадку на заданном участке так, чтобы объёмы вынутого грунта были приблизительно равны объёмам насыпного, и тем сократить перевозки грунта.

В настоящее время кампания Autodesk проводит акцию, в результате которой все академические учебные организации, а так же студенты и преподаватели для учебных и научных целей могут получить ПО бесплатно в виде AutoCAD (и других продуктов).

Список литературы

1. Крылов Н.Н. Начертательная геометрия. – М.: Высшая школа, 2000. – 224 с.

2. Ломоносов Г.Г. Инженерная графика.-М.:Недра, 1984.-287с

3.ГОСТы ГГД (горно-графической документации)

4.Компьютерная программа AutoCAD Civil 3D

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(25 февраля 2015 г. 19:09)

Уважаемые Ольга Львовна, Ранонисо Салимовна!

Давно и часто слышал о программе AutoCAD Civil 3D, хотелось узнать о ней поподробнее, но так и не собрался. И не специалист, и времени не находилось как то, их ведь очень много разных программ даже у одной Autodesk, а ведь кроме Autodesk есть другие, не менее продуктивные фирмы-разработчики. Вы своим докладом продемонстрировали применение AutoCAD Civil 3D в учебном процессе, давно хотелось увидеть именно такую информацию.

Ольга Львовна, Ранонисо Салимовна, хотелось бы услышать Ваше мнение по следующим вопросам:

1. Изучают ли ваши студенты предварительно AutoCAD? К нам в вуз два года назад приезжал официальный представитель Autodesk и отговаривал от изучения AutoCAD в пользу специализарованных программ.

2. В каком объеме необходимо изучение AutoCAD Civil 3D, чтобы выполнить приведенные работы? Как изменилось время на выполнение этой работы по сравнению с ручным выполнением?

3. В какой мере необходимо знание начертательной геометрии для успешного выполнения ваших заданий студентами с использованием AutoCAD Civil 3D?

4. Не сказалось ли как-нибудь отрицательно на ваших студентах, будущих специалистах то, что они «раньше чертежи курсовых работ в числовых отметках выполнялись вручную», а теперь пользуются AutoCAD Civil 3D.

С уважением Головнин А.А.

Фото
Дербенева Ольга Львовна
(26 февраля 2015 г. 17:30)
Уважаемый Алексей Алексеевич!

Благодарим Вас за проявленный интерес к нашему докладу и за положительную оценку нашей деятельности. В настоящее время, действительно, существует немало графических программ, позволяющих автоматизировать проектно-изыскательные работы. Кроме программы AutoCAD Civil 3D (разработчик Autodesk), есть не менее продуктивные, например: PowerCivil (разработчик Bentley), nanoCADГеоника (разработчик Нанософт), GeoniCS (разработчик CSoft). Все они предназначены для специалистов – изыскателей и проектировщиков генпланов и автодорог. Мы остановились на программе Civil 3D, так как его платформой является всем известный AutoCAD, имеющий интуитивно понятный интерфейс. Команды AutoCAD работают так же и в Сivil. Отвечаем на Ваши вопросы:

1. Мы считаем, что перед освоением методов работы в Сivil 3D следует пройти базовое обучение программе AutoCAD.

2. Программа – это инструмент, позволяющий быстро воплотить конструкторскую идею, выбрать оптимальное решение, выпустить документацию. Но этот инструмент надо освоить. На освоение методов работы в программе Сivil 3D и на выполнение курсового задания необходимо практических занятий не менее 2 часов в неделю в течение семестра.

3. Чтобы успешно выполнить курсовую работу, необходимо изучить начертательную геометрию и её специальный раздел – проекции с числовыми отметками. При любом способе выполнения курсовых работ как вручную, так и на компьютере, начертательную геометрию знать надо.

4. Время выполнения любой проектной задачи программа сокращает в десятки раз, при этом повышает качество проектных решений. Поэтому наши студенты заинтересованы в изучении компьютерной графики. Кроме того, студенты знают, что работодатели отдают предпочтение специалистам, умеющим работать в современном программном обеспечении. И это для студентов является дополнительным стимулом.

Мы надеемся, что ответили на Ваши вопросы.

С уважением, Дербенёва О.Л., Кузьмина Р.С.
Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(26 февраля 2015 г. 18:20)

Уважаемые Ольга Львовна, Ранонисо Салимовна!

Благодарю вас за внимательное отношение к моим вопросам и за тщательные ответы. Не скрою, у меня были свои варианты ответов на эти вопросы. И мне было приятно увидеть, что мои представления совпали с ответами вас как специалистов. Кроме того, в своем ответе вы привели дополнительные сведения, которые еще расширили мои представления об уровне компьютеризации проектно-изыскательных работ.

С уважением Головнин А.А.

Принцев Николай Владимирович
(28 февраля 2015 г. 1:36)

Уважаемая Ольга Львовна!

Взглянул на Ваш проект и сразу вспомнил, как КАД (Кольцевую

 Автодорогу) в Северной Столице строила фирма БСК. Они «удачно» засыпали все родники, которые функционировали ещё в годы Блокады. Я им сказал:

- Ребята, Ваша дорога поплывёт через пять лет!

На что они ответили:

- Через пять лет нас здесь не будет!

 

Я ошибся с прогнозом, дорога «поплыла» уже через год. А Ладожский вокзал стал «подниматься в высоту» на полметра уже через месяц после сдачи в эксплуатацию. Для сравнения, на здании Кунст-Камеры и Зоологического музея на стене, приблизительно на высоте 120 сантиметров от уровня тротуара установлено две отметки. Одна отметка на мемориальной доске поясняет горожанам, что до этого уровня вода поднялась при наводнении 1824 года, а вторая рассказывает об уровне воды при наводнении 1924 года. А фундамент зданий остался непоколебимым, в отличие от фундамента Ладожского вокзала. Поэтому, когда предлагается «новый» метод, нужно параллельно указывать, где он применялся, и какие при этом достигнуты результаты. Судя по Вашей картинке, о песчаных линзах авторы забыли, о том, что глина бывает двадцати видов – тоже, как и разнопородности грунта. Постоянно слежу, как укладываются трамвайные пути по «новой» технологии замены грунта. Рельсы выглядят, как после Фукусимы уже через пару месяцев после окончания работ. Любая автоматизация предполагает скорость подсчёта и учёт многих факторов. На Ваших чертежах, увы, многомерности изучения ситуации не заметил.    

Фото
Кузьмина Ранонисо Салимовна
(28 февраля 2015 г. 22:40)

 

Уважаемый Николай Владимирович! К моему искреннему сожалению, я не знакома с Вашими трудами. Тот факт, что Вы отозвались комментарием почти на каждый доклад, выдает в Вас специалиста неравнодушного и, главное, компетентного в вопросах, обсуждаемых на данной конференции.

             Из Ваших комментариев я так много узнала о жизни: об Исаакиевском соборе, «о Ладожском вокзале, который поднялся на полметра уже через месяц после сдачи в эксплуатацию»,  о том, что «в Политехе потолок рухнул», что « в Северной Столице поплыла КАД – кольцевая автодорога» (о дороге я и раньше знала), что «трамвайные пути,  прокладываемые по новой технологии замены грунта», несмотря на то, что Вы «постоянно за этим следите», все равно  «уже через пару месяцев после ввода в эксплуатацию выглядят как после Фукусимы»(имеется в виду взрыв атомной электростанции в Фукусиме в 2011г.?). Не могу признать, что все эти события имеют к нашей работе хоть какое-то отношение.

            Что касается Вашего комментария, относящегося к нашему докладу.

            Курсовые работы, о которых шла речь в нашем докладе, выполняются на втором семестре, когда студенты еще не изучили геологию, поэтому речь о «песчаных линзах»,  мы считаем, преждевременна. Но о ГОСТах по горно-графической документации , тем более про обозначения полезных ископаемых и залегающих пород на разрезах,  непременно сообщаем. Согласна, что «на нашей картинке разнопородности грунта»  не показаны в спешке.  Но в задании студенты получают топографическую поверхность и форму строительной площадки или топографическую поверхность и параметры залегания пласта полезного ископаемого без указания сопутствующих пород. Студенты оформляют необходимые разрезы, указывая пластовое залегание песчаников, глин, аргиллитов,  известняка и пр.

             Уже из названия, не говоря о содержании доклада,  ясно, что AUTOCAD CIVIL 3D является инструментом, призванным оптимизировать построение чертежей, избавить студентов от тяжелой ручной работы по  построению границ откосов выемок и насыпей. Насчет Вашей фразы «многомерности изучения ситуации не заметил». Повторюсь, курсовая работа  выдается на 2-м семестре, где студенты изучают еще и машиностроительное черчение, выполняя  соответствующие РУП чертежи.

            Сдается нам, что Вы не преподаватель, если не замечаете, как должен хотеть преподаватель учиться сам, чтобы учить студентов, перефразируя слова одного из комментариев многоуважаемого Салькова Николая Андреевича, за те же деньги. Ладно, деньги, мы и на энтузиазме как всегда продержимся. Вот часов бы прибавили, а мы – многомерности и за геологов, и за аналитическую геометрию. Мы не против!

Спасибо Вам за внимание и неравнодушие. С глубоким уважением, Кузьмина Р.С. и Дербенева О.Л.


 

Принцев Николай Владимирович
(1 марта 2015 г. 0:55)

Уважаемая Ольга Львовна!

Вы правы, я – не преподаватель, не буду указывать своей должности, чтобы не смущать Вас, но в Международных Научных конкурсах принимал и принимаю постоянное участие, подготавливая экспертные заключения, а также принимаю участие в диссертационных заседаниях, уровень которых неизменно падает. Некоторые доклады данной конференции у меня вызвали закономерный восторг, потому что всегда ценю подлинную научную новизну. Карьерными исследованиями приходилось заниматься постоянно и с изучением «качества» чертежей приходилось сталкиваться неоднократно в рамках научных программ ЮНЕСКО. Но это – отдельная тема. Принимал участие в подготовке Проекта по Мгинскому заповеднику, ведь Мгинское море – самое древнее море мира. Из него образовались Ладожское озеро, Онежское озеро, река Нева и Балтийское море. Мягко говоря, «дилетантизм» современных инженеров меня удивляет. Особенно когда будущий инженер не может отличить бутовый камень от трилобитов… Впрочем, не в каждом городе есть великолепный Горный музей.

Несколько слов об информационных технологиях. В своё время мне подарили учебник академика Прохорова – лауреата Нобелевской премии, работы которого я ценю так же, как и Жореса Ивановича Алфёрова, вручившего мне как-то диплом победителя по Стендовой физике. Современные программы надо рассматривать не как средство «избавления студентов от рутины», а как способ усовершенствовать инженерную мысль и качество строительных работ. К званию учёного я отношусь с таким же трепетом, как и Жорес Иванович Алфёров. Об учениках. Поверьте, что у меня их достаточно. Многие значительно старше меня, но если мне какая-то проблема знакома, охотно делюсь знаниями. Извините, что не ответил сразу. Сегодня и завтра тоже весь день на Семинаре. Учим москвичей, приехавших к нам в Питер, правильно усовершенствовать современные компьютеры. Надеюсь успеть подготовить статью для данной Конференции, которая будет отражать необычные ракурсы Начертательной геометрии. Вам искреннее желаю научных успехов. Время обучения, поверьте, не имеет значения. Мне очень близки педагогические методики Резерфорда и Марии Складовской и, конечно, Сеченова, утверждавшего о своих студентах:

- Гений – это норма, а всё остальное – отклонение от нормы!

Желаю Вам обрести таких же студентов. Ученицами Сеченова были и Софья Ковалевская и Елизавета Томановская, и многие другие. Они не стали физиологами, но до уровня гениев он их дорастил. Хотя преподавал на Высших Женских Бестужевских курсах в свободное от работы время и бесплатно. На тех же курсах преподавал бесплатно и Дмитрий Иванович Менделеев. На этих же курсах преподавали и мои предки, как, впрочем, другие предки и учились. Не ВСЁ и НЕ ВСЕГДА определяется финансовыми обстоятельствами.

И заключительное пожелание Вам от меня. Почему, когда Президент РФ – Путин Владимир Владимирович поставил вопрос об импортозамещении, Вы упорно придерживаетесь зарубежных программ? А почему не отечественный «Компас»? Поверьте, что его возможности гораздо обширнее! Прошу не обижаться на мои замечания, ибо на Конференции по Морскому вооружению до хрипоты отстаивал Отечественное вооружение! К счастью, афёра с закупкой импортного противоминного оборудования провалилась. Советую Вам ориентироваться на отечественный опыт, который достоин уважения.

 

С уважением, Н.В. Принцев.

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(5 марта 2015 г. 0:23)

Уважаемый Николай Владмирович!

С нетерпением ждем Вашего доклада о "необычных ракурсах"Начертательной геометрии. Нам давно понятно, что без изменений в программе Начертательной геометрии сегодня трудно испольовать достижения "дилетантов"-инженеров, разработавших и постоянно модернизирующих такую мощную Российскую систему как КОМПАС 3D.

Правда не думаю, что в своих выступлениях Президент РФ - Путин В.В. имел ввиду "импортозамещение"  таких мощных инструментов как системы AutoCAD или SolidWorks. Именно, учитывая, что "Гений - это норма", мы на кафедре ИГиД НИТУ "МИСиС" используем  все перечисленные CAD- системы, особенно КОМПАС 3D V15.2. Очень удобное обновление, освобождает студентов не только от "рутинного" труда, но и дает возможности решать гораздо более сложные задачи, чем во времена "ручного труда" уже студентам 1 курса

. Авторы доклада не заострили  вопрос о том, что те же задачи они решают в КОМПАС. Кстати, это наши ученики(хотелось бы верить, что Гении, уже создают то самое Морское вооружение, вертолеты городского типа, выполняют цифровое прототипирование  двигателей и т.д уже в студенческом конструктоском бюро НИТУ"МИСиС", что не может не радовать. Надеюсь именно научные и методические разработки ученых нашей кафедры, позволили вырастить таких учеников, привожу их фамилии: А.О.Карфидов , В.В.Васильев( к счастью, им еще нет и 26 лет, что дает надежду на их  научные достижения в будущем).

С уважением, Л.О.Мокрецова

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(9 марта 2015 г. 11:07)

Добрый день, Ольга Львовна и Ранонисо Салимовна!

Спасибо за интересный доклад! Стараюсь внимательно следить за практическими приложениями начертательной геометрии. Хотелось бы обсудить с Вами два вопроса.

1. Применяете ли Вы аналитические расчеты в теме «Проекции с числовыми отметками»? Если да, то какую роль Вы им отводите? В каких случаях для Вас удобнее их использовать?

2. Именно в этом разделе стараюсь найти общие темы (термины, определения) с другими дисциплинами: геодезией, маркшейдерским делом. Давно заметила, что термин «вкрест простирания» не относится к элементам залегания пласта (пластовые месторождения) и имеет значение, которое в нашей дисциплине, на мой взгляд, следует использовать очень осторожно. Горизонтальные выработки – штреки проходят по простиранию, а квершлаги идут вкрест простирания пласта, то есть при объемном представлении квершлаги располагаются в горизонтальной плоскости перпендикулярно штрекам. Соответственно есть еще направление по падению (линия падения), иногда говорят по восстанию пласта (зависит от уровня и направления отсчета). Всю терминологию беру по учебникам 50-60 гг., полагая, что так ближе к истине (первоисточникам).

Следовательно, при проецировании на плоскость чертежа перпендикулярно горизонталям плоскости проходят направления: «по восстанию», «вкрест простирания» и «по падению» пласта. В данном случае мне кажется, что удобнее использовать традиционные термины: масштаб уклона плоскости (проградуированная горизонтальная проекция л.н.с. 1 рода) или пространственный термин – это направление по линии падения. Давно над этим думаю…

Понимаю, что достаточно сложно использовать «одинаково точную» терминологию в смежных дисциплинах. Сталкивались ли Вы с подобными проблемами в своей практике?

С уважением, Елена С. Дударь 

Фото
Кузьмина Ранонисо Салимовна
(12 марта 2015 г. 18:02)

            Уважаемая Елена Сергеевна, мы благодарим Вас за тёплые слова. Так приятно слышать, что наш доклад показался Вам интересным. По существу Ваших вопросов.   Программа AutoCAD Sivil 3D подсчитывает объёмы земляных работ именно аналитически. Если же работа выполняется вручную, объёмов не считаем, но при выдаче задания предлагаем студенту расположить площадку на плане так, чтобы объёмы земляных работ по выемке и насыпи примерно были равны. Чтобы применить полученные при изучении НГ знания,  студент должен определить поверхности, ограничивающие откосы выемок и насыпей, в зависимости от формы кромок площадки и формы и уклонов подъездных дорог.

            Что касается терминологии. Наш горный институт (уж как он только ни назывался, и Горной академией, и имени И.В. Сталина, и Московским институтом радиоэлектроники и горной электромеханики,  и Московским государственным горным университетом  и теперь снова МГИ уже в составе МИСиСа), в 2018 году будет отмечать своё столетие. Это мы к тому, что мы -  горняки со стажем. И, если Вы хотите быть «ближе к истине», можно рекомендовать Вам учебник  нашего ученого Букринского В.А. «Геометрия недр», там всё найдёте (в  интернете можно полистать, можно бесплатно скачать). В учебнике для студентов горных специальностей [ 2 ], написанном Г.Г. Ломоносовым, заведовавшим долгое время кафедрой НГиЧ в МГИ, приведён термин «вкрест простирания» на с. 200, 221 и в [ 1] тоже видела, но страницу сейчас назвать не могу. Проблем с этим термином никогда у нас не возникало – других проблем хватало. Термин вкрест простирания, конечно, не параметр залегания полезного ископаемого, тут Вы совершенно правы. Это скорее понятие.  Разрез вертикальный  по линии, перпендикулярной горизонталям залегающего полезного ископаемого, хоть в натуре, хоть в плане, хоть, как Вы говорите, при объёмном представлении. В любом случае это ЛНС плоскости, которая по теореме о проецировании прямого угла будет перпендикулярна горизонталям, или проекция ЛНС будет - на проекциям горизонталей. На наш взгляд это понятие семантическое: не наискосок, а перпендикулярно, похоже на крест, уж если говорить об «истоках». А куда пойти - по восстанию отметок или по падению, это уж кому куда. Мы говорим, что режем вкрест простирания, но ведь и положение секущей плоскости и построенный разрез обозначаем в соответствии с ГОСТ 2.305-2008, так что никаких разночтений не возникает. Вы первая заинтересовались этим понятием .  Было время, когда конус Морзе,который вставляют в заднюю бабку токарного станка, перестали называть Морзе, а просто конус №…, а эпюр Монжа называли комплексным чертежом, считая, что так звучит более по-русски, хотя «комплекс» тоже слово иностранное, латинское. Хорошо, что всё возвращается на круги своя. Пусть никто не подумает, что мы против импортозамещения, напротив, мы только за, но бездумное перевешивание табличек, отмена или замена каких-то слов, с нашей точки зрения, не служит развитию науки.

А что касается разрезов по простиранию, то тут хотим напомнить, что по простиранию можно резать вертикальной плоскостью вдоль горизонталей пласта, а можно резать наклонной плоскостью по простиранию залежи, т.е.параллельно почве пласта. Но в любом случае надо следовать правилам, устанавливаемым  ГОСТ 2.305-2008. И всё будет хорошо.

Вы задали такой вопрос, что пришлось кое-что перечитать, кое - в чём поразобраться, спасибо. Поздравляем Вас с весенним женским праздником, желаем счастья  и творческих успехов. Если что-то будет нужно, пишите.

С уважением, Р.С. Кузьмина, О.Л. Дербенёва.

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(12 марта 2015 г. 22:09)

Добрый день, Ольга Львовна и Ранонисо Салимовна!

Спасибо за подробный ответ, за профессионализм, за внимание к деталям и терминологии. Поясняю, что вопрос возник из опыта моей практической деятельности инженера-строителя (аспирантура СПб «Горный»). С путаницей основных понятий геометрии недр встречалась неоднократно, и именно с этим понятием - «вкрест простирания», чаще всего и возникали проблемы. Многие понимали его «буквально», то есть перпендикулярно горизонталям плоскости, путая с направлением л.н.с. Правда следует отметить, что речь идет не о горных инженерах.

С учебником для студентов горных специальностей Г.Г. Ломоносова, конечно, знакома. Отдельно благодарю за ссылку на книгу В.А. Букринского и добрые пожелания в мой адрес. Очень надеюсь на наше доброе сотрудничество.

С уважением, Елена С. Дударь  


Назад Go Back