Назад Go Back

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНЫХ КЛАССАХ

English version
Куликова Светлана Юрьевна (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет )
Куликова Тамара Герасимовна (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет )


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, возникшие при проведении уроков черчения в инженерных классах школ и пути их разрешения, анализируются положительные и отрицательные моменты.



Ключевые слова: черчение, инженерные классы, технические дисциплины, занятия, дидактические материалы.

В последнее время в нашей стране взят курс на возрождение собственной экономики. А это, кроме торговли и финансов, ещё промышленность и сельское хозяйство. Так как стала ощутимой нехватка специалистов в этих областях, то взят курс, в том числе, на привлечение абитуриентов в учебные заведения, обучающие техническим, инженерным специальностям. По отношению к ним в последнее время наблюдалось снижение интереса со стороны выпускников школ.

Молодёжь была ориентирована на специальности, относящиеся к гуманитарным направлениям: менеджмент, экономика, юриспруденция. Это закономерно, так как специалисты, имеющие техническое образование, были не востребованы из-за упадка промышленности. Некоторые технические специальности в вузах были отменены. Часто на имеющиеся специальности не набирали нужного количества студентов. Многие техникумы, училища, готовящие специалистов среднего звена, были закрыты или перепрофилированы. Зачастую в школах многие недальновидные руководители отменили черчение. А ведь, как известно, техническая грамотность не приходит сразу, она воспитывается, прививается. Объективное восприятие объектов и их воспроизведение в черчении (выполненное вручную или с использованием графических программ на компьютере) должно сопровождаться грамотными чертежами. В программе дошкольного, младшего школьного и школьного образования предусмотрены стандарты, направленные на развитие графической грамотности. [1].

Казалось бы, убрали черчение – остались уроки математики, геометрии, на которых рассматриваются начальные, элементарные сведения о телах, поверхностях, проекциях, развёртках. Но, если на этих предметах уделяется недостаточно внимания геометрическим образам, то ученики, окончившие школу, не могут отличить изображение треугольника от призмы.

В некоторых школах в последнее время организовывают инженерные классы. Обязательной дисциплиной, изучаемой в таких классах, является черчение.

Введение в школах инженерных классов ставит целью приобщить учащихся к изучению технических дисциплин, подтолкнуть их к выбору инженерных специальностей, и, соответственно, подготовить к поступлению в вуз. Идея неплохая. Но возникает множество но…

Первое. Проблемы, возникающие из-за отсутствия преподавателей черчения. Как оказалось, эту проблему можно решить. Школы начинают сотрудничать с вузами и привлекают преподавателей кафедр начертательной геометрии и инженерной графики. Таким вот образом и мы оказались вовлечены в эту деятельность. Мы ведём курс черчения «Чертёж – язык техники» в 8-х и 10-ом классах инженерно-технологического направления в школе и гимназии. Продолжительность курса - два года (8 и 9 классы). Десятиклассники изучают черчение один год. (Темы и примерное поурочное планирование учебного курса приводятся в приложении 1 и 2 к докладу).

Второе. Нет специальных учебных помещений. Занятия приходится проводить в неподготовленных для черчения классах. Порой нет элементарных досок, не говоря уже об инструментах.

Третье. В школьных библиотеках нет литературы – учебников, либо они изданы очень давно и их мало. В школе нашлось несколько экземпляров учебников довольно давнего года издания, в гимназии же нет ни одного.

Для наших занятий школьники приобрели рабочую тетрадь [2] к учебнику черчения Ботвинникова А. Д., Виноградова В. Н., Вышнепольского И. С. [3]. Нам также пришлось приобретать комплекты литературы (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие [4]) самостоятельно. Несколько учеников кроме рабочей тетради купили и учебники тоже, остальные пользуются тем малым количеством, которое предоставила библиотека.

Четвёртое. В школах успели подрастерять дидактические материалы, не осталось учебных пособий, демонстрационных макетов. И если для проведения уроков использовать презентацию не проблема (что мы и делаем), то раздаточный материал, модели приходится привозить с собой, что, естественно, неудобно, но всё-таки возможно сделать. Можно было бы использовать и плакаты, но их привезти на занятия уже представляется проблематичным.

Пятое. Важным психологическим моментом, влияющим на отношение к дисциплине учащихся, является то, что занятия в расписании 8-ых классов ставятся как факультативные, как курс внеурочной деятельности. Это объясняет отношение к предмету как необязательному, что влечёт за собой пропуски занятий, невыполнение домашних заданий и, как следствие, неусвоение материала частью учеников. Некоторые школьники вообще не понимают, зачем им нужно черчение. Есть такие ученики, кто, обучаясь в инженерном классе, не собирается поступать в технические учебные заведения.

 Шестое. Время проведения уроков черчения. Связано с предыдущим пунктом. Так как занятия являются факультативом, то проводятся седьмым или восьмым уроком, после основных занятий. Для школьников это тяжело морально и физически. Кроме черчения обучение в инженерном классе предусматривает посещение целого ряда занятий и факультативов. Перечислим некоторые из них:

1. Робототехника.

2. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

3. Я – лидер (психология успеха).

4. Решение прикладных задач по математике.

5. Автомобиль как техническая система.

6. Лабораторный практикум по химии.

7. Химическая инженерия.

8. Моделирование молекул.

9. Архитектурный дизайн.

10. Введение в инженерную деятельность.

11. Программирование на языке Паскаль: начальный курс.

12. Компьютерная анимация на adobe flash.

13. Управление предприятием в конкурентной среде на базе компьютерной деловой игры «Бизнес-ресурс: максимум».

14. Делопроизводство.

15. Английский язык.

16. Китайский язык и культура.

17. Русский язык в современном обществе.

И это ещё не весь перечень. Конечно, занятия, которые будет посещать школьник, в основном выбираются по желанию, но есть и обязательные для посещения всем классом. К таким относится и черчение.

То есть, у ребят практически каждый день 7-8 уроков. Естественно, что они устают. Это влияет на понимание и усвоение материала. Уставшие школьники хуже сосредотачиваются, рассеянны.

Седьмое. Отношение к предмету учителей и родителей учеников. Классным руководителям и завучам при организации инженерных классов пришлось объяснять родителям (!) школьников, почему черчение является обязательным для изучения предметом. И, тем не менее, поначалу не только некоторые ученики, но и их родители были недовольны, что по черчению даются домашние задания. Мотивировали недовольство тем, что это факультатив, а значит, задания на дом задаваться не должны.

Что касается отношения к курсу черчения учителей, а именно классных руководителей и завучей. При их, казалось бы, понимании необходимости обязательного присутствия курса черчения в инженерных классах отношение к предмету довольно формальное. Иначе как объяснить, что в десятом классе, где курс черчения – обязательный предмет (не факультатив), его могут поставить и девятым-десятым уроком, например, после физкультуры. Никакой реакции не вызывают пропуски занятий, даже сами представители школы снимают учеников на какие-либо мероприятия. Не всегда пропуски обусловлены неуважительными причинами, то есть элементарными прогулами.

Дети кроме школы посещают дополнительные образовательные заведения: музыкальные, художественные школы, спортивные секции и т. д. Из-за нехватки времени и сложившегося расписания они вынуждены пропускать черчение, которое стоит последним уроком. (Не забывайте, в восьмом классе это ведь факультатив, а значит, на него можно не пойти). Из-за пропущенных занятий не выполняются домашние задания. Здесь срабатывает непонятная нам логика: не был на уроке, значит, домашнее задание можно не делать. Это тоже не вызывает никакой реакции. При этом в десятом классе и ученики, и классный руководитель хотели бы, чтобы в журнале стояли положительные отметки.

Резюмируя, можно сказать, что при таком положении дел такое благое начинание как курс черчения в инженерных классах проводится для галочки, представляет своего рода фикцию. Какой же выход из сложившейся ситуации мы видим?

Во-первых, черчение должно быть не факультативом, а обязательным предметом школьной программы, что и предусматривается образовательным стандартом [5]. И наличие данного предмета не должно зависеть от прихоти директоров школ. Ведь во многих школах черчение никуда не исчезало, что подтверждают студенты, обучающиеся в нашем университете.

Во-вторых, при составлении расписания необходимо учитывать сложность и специфику предмета и не ставить урок черчения последним. Остальные проблемы не столь значительны, а, значит, их разрешение не будет представлять каких-либо трудностей.

Как говорилось выше, проблема нехватки педагогов решаема. Помещения со временем можно оборудовать. Школьные библиотеки закупят в достаточном количестве новые учебники. Если курс черчения станет обязательным во всех школах, то появится и дидактический материал.

В школе и гимназии, в которых мы проводим занятия, обучение в инженерных классах осуществляется первый год. Поэтому многие отрицательные моменты в последующем также будут учтены и решены. При таком количестве негативных моментов есть и положительные стороны преподавания курса черчения в инженерных классах. Многие ребята занимаются с интересом, увлечённо. Кое-кто проникся не сразу, но, когда пришло некоторое понимание изучаемого материала на уроках, появились заинтересованность, желание получать хорошие оценки. То есть отношение школьников (то, что является камнем преткновения) к предмету постепенно меняется.

Несколько человек из каждого класса под нашим руководством готовятся к региональному конкурсу по графическим дисциплинам, а это дополнительный стимул для изучения черчения. Десятиклассники посетили университет, когда там проводился день открытых дверей. Ребята остались очень довольны и рассказывали с восторгом о том, что там увидели и услышали. Значит, кто-то из них обязательно свяжет свою жизнь с технической специальностью. А ведь это и есть главная задача, то ради чего и организовывались инженерные классы в школах.

Список литературы

1. Вольхин, К.А. Довузовское графическое образование [Текст] / К.А. Вольхин // Инновационные технологии в инже-нерной графике. Проблемы и перспективы Материалы Международная научно-практическая конференция 27 марта 2015 г. Брест. Беларусь: Изд-во «БрГТУ» - 2015.

2. Вышнепольский, В.И. Рабочая тетрадь к учебнику Черчение. 9 класс А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского [Текст] / В.И. Вышнепольский // Изд-во АСТ – 2014. – 80 с. - ISBN: 978-5-17-051348-2.

3. Ботвинников, А.Д. Черчение. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский // Изд-во Астрель - 2014. – 224 с. - ISBN: 978-5-17-045068-8.

4. Виноградов, В Н. Черчение. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова и др. [Текст] / В.Н. Вино-градов, И.С. Вышнепольский // Изд-во АСТ - 2015. - 256 с. - ISBN: 978-5-17-085399-1.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html Дата обращения 09.02.2015

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1


Рис. 2
Рис. 2


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(20 марта 2015 г. 21:10)

Уважаемые коллеги, черчение (графика: черчение + КГ) должно быть основным предметом в инженерном классе в течение не менее 2 лет. В Ленинградской области дальновидные директора школ сохраняют черчение за счёт школьной компоненты. Есть и нормальное методическое обеспечение, в первую очередь, серия пособий под редакцией В.В.Степаковой, оригинальное пособие В.А.Уханёвой "Черчение и моделирование на компьютере" с примерами из области космической техники. Надо восстанавливать состязательность в обучении графике. В той же Ленинградской области проводят такую олимпиаду для изучающих черчение первый год, второй год, конкурс конструкторов, конкурс по компьютерной графике. Ситуация с черчением в школе напоминает ситуацию с начертательной геометрией в вузах. "Мудрый" чиновник, посоветовавшись с "мудрым" педагогом, решил: какое черчение в 21 веке - веке компьютеризации. Нужны часы на другие, важные предметы. Вот и пошло, поехало. Надо бороться совместно с промышленностью, с той её частью, которая понимает значение графики.

Удачи Вам, успехов в Вашем подвижническом деле.

  Тихонов-Бугров.

Куликова Светлана Юрьевна
(24 марта 2015 г. 13:12)

     Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, спасибо за Ваш комментарий. Либо произошёл сбой, либо ещё какая-то причина, но доклад в стадии "редактируется" вдруг оказался опубликованным. Так что Вы прочитали не полную версию, сейчас опубликовали нужный вариант. В продолжении как раз написано, что курс рассчитан на два года, если начинается в 8-ом классе, и на один год, если в 10-м. У нас тоже в некоторых школах черчение ведётся. Да, мы тоже считаем, что наличие предмета зависит в основном от решения директора школы. Но ещё проблема в остутствии педагогов. Учителем рисования может работать человек с образованием на уровне художественного училища, который черчения не знает.

     Методические пособия выбирались из соображений что есть в достаточном количестве в магазинах. Нужно было приобрести быстро и чтобы всем хватило.

     Так как работаем первый год, пока об олимпиаде не думали. Но на следующий вполне может быть. Сейчас ограничились только тем, что готовим команды на региональный конкурс.

     Спасибо за пожелание, так как нашу деятельность, учитывая всё перечисленное в докладе, только подвижнической и можно назвать. 

        Куликова С.Ю., Куликова Т.Г.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(25 марта 2015 г. 5:56)

Здравствуйте, Светлана Юрьевна и Тамара Герасимовна!

Вся первая часть Вашего сообщения констатрует о том, какие у нас недалекие министры образования - взяли и вычеркнули из списочка единственный в школе инженерный предмет при наличии в стране подавляющего большинства технических вузов. Зато вторая часть доклада показывает, какие Вы молодцы! При таких организационных трудностях, хотя бы и факультативно, внедряете необходимые технические знания в учеников. По сути, Вы взяли направление на исполнение требований Президента: он же заявил, что настоящих инженеров в стране улавливается большой недостаток при переизбытке юристов с продавцами! И потребовал устранить перекос! Правда наши министры (что первый, что второй, а теперь и третий) не внимают нормальным требованиям. Почему-то.

С уважением, Сальков.


Назад Go Back