Назад Go Back

ОТЗЫВЫ НА УЧЕБНИКИ ЧЕРЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ТУРКМЕНИСТАНА

English version
Фото Головнин Алексей Алексеевич (Тверской государственный технический университет)


Черчение (на туркменском языке):

Структура учебников для 6 класса представлена предисловием, введением, заключением и 3 разделами, каждый из которых делится на параграфы, 15, 13 и 11 соответственно по порядку.

Во введении дан экскурс в историю, приведены наскальные рисунки Y1 века, карта X века, приведены планы исторических построек, фотографии известных туркменских строений и ковров. В кратком историческом обзоре есть рассказ о Гаспаре Монже.

В 1 разделе приводятся сведения о чертежных инструментах, приемах работы с ними, в том числе правила построения линий по лекалам. Далее подробные сведения из стандартов о линиях, форматах, шрифте, русском и латинском, делении окружности на 3, 5, 6, 12 частей (стр. 29-91).

Во 2 разделе приводится наглядная и очень понятная информация о центральном и параллельном проецировании, проекциях с числовыми отметками. Далее получение комплексного чертежа, приведены наглядные примеры, в том числе примеры, когда разные тела имеют одинаковые две проекции. После этого приведены схемы получения трех и шести проекций. Далее приводятся сведения о получении аксонометрической проекции и правила построения прямоугольной изометрии и фронтальной диметрии (стр.92-143).

В 3 разделе приводится информация о простейших геометрических фигурах и их проекциях, о связи изображений на трех проекциях, получении разверток, сопряжений, сведения о мерительном инструменте, этапах построения эскизов (стр. 144-200)

В заключение приводится информации о графиках, диаграммах, далее загадки на определения предметов по их одной непривычной проекции, сведения о площадях фигур и объемах тел, приводятся тесты по всем темам. В конце учебника приведены правильные ответы. По всему учебнику в конце параграфов имеются вопросы для самопроверки, задания по черчению.

Учебник для 7 класса содержит 7 разделов.

В 1 разделе приведено повторение сведений о параллельном проецировании, об аксонометрии, причем с приведением коэффициентов приведения (стр. 11-20).

Во 2 разделе очень подробно рассмотрена тема о разрезах и сечениях (21-59).

В 3 главе приведена информация о всевозможных разъемных и неразъемных соединениях, сборочных единицах (вентиль) и сборочном чертеже (инструмент), о простановке размеров с учетом технологии изготовления (стр. 60-130).

В 4 главе – строительное черчение (стр. 131-152).

В 5 главе – карты с условными обозначениями (стр. 156-169)

В 6 главе - кинематические и электрические схемы (стр. 170-178)

В заключении приведены картинки с оптическими иллюзиями и много полезных советов по технике из области ручного труда и работы для дома. Также много тестов с ответами в конце книги.

Учебник отличает богатый иллюстративный материал: фотографии исторических памятников архитектуры, наглядные схемы, чертежи.

На первой странице учебника помещено фото Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Скорее всего, несмотря на то, что Туркменистан – 4-я в мире страна по запасам природного газа и обладает вторым по величине газовым месторождением в мире, ее президент не на словах, а на деле осознает важность поддержания промышленности и строительства на высоком уровне, и заботится о том, чтобы все ее граждане были хотя бы минимально технически грамотными.

Учебник мне любезно предоставила одна из студенток из Туркменистана, обучающихся в одной из моих групп в Тверском государственном техническом университете на направлении «Строительное производство» (всего из Туркменистана 4 студента). Со слов этих четырех студентов в Туркменистане черчение в школах преподается и сегодня. Сравнение положения школьного предмета «Черчение» в России и Туркменистане явно не в пользу России. Возможно, то же относится и к высшему образованию? Я спросил у студентов, почему они приехали учиться в Россию. Высшее образование в Туркменистане со слов студентов только платное 100%, не считая разных побочных расходов. Кроме того при количестве выпускников школ 30 тысяч мест в вузах для поступления 7 тысяч. Трое из них оканчивали русскую школу, туркменским языком не владеют, и если школы с преподаванием не на туркменском языке есть, то в вузе преподавание ведется только на туркменском языке. Туркменский язык они учить не планируют, никакой дискриминации по этому поводу на себе не ощущают, приехали по квоте посольства России. Один приехал самостоятельно платно, при этом для него обучение в России дешевле обучения в Туркменистане с учетом поездок домой. Все четверо считают, что высшее образование в России лучше, учатся с желанием, отличаются в студенческой группе в положительную сторону, как прилежанием, так и успеваемостью. То, что они знакомы с черчением чувствовалось сразу, особенно при выполнении первых заданий.

Автор выражает признательность своим ученикам, студентам ТвГТУ Марии Абубакировой за предоставленную возможность ознакомиться со школьными учебниками по черчению из Туркменистана и Сулейману Давутбердыеву за помощь в их переводе на русский язык. 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Обложки учебников.




Рис. 2
Рис. 2

Разворот учебника для 6 класса




Рис. 3
Рис. 3

Страница из ведения учебника 6 класса




Рис. 4
Рис. 4

Пример страницы из учебника 6 класса.




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(27 марта 2015 г. 14:59)

Уважаемый Алексей Алексеевич!

Я в своей родной школе преподавала черчение в 6-х и 7-х классах (начальная школа была 3-х летней!) лет 25 назад, не берусь вспомнить точно. Директор тогда лично попросил. Тогда же вела курс в ИПКРО РТ для учителей по методике преподавания черчения. Результаты: родители помогали всегда. Уровень усвоения предмета в этом возрасте, да еще с учетом того, что учебники геометрии (планиметрия) были уже далеко не те, по которым нас учили, был низким. При изучении с 8-9 классов выход был  лучше - 75-90%. Подробные сведения приводились в журнале «Школа и производство», жалею, что не записала № и год , а цифры выписала, храню. Т.е. параллельное изучение стереометрии,  возрастное развитие пространственного мышления и формирование мотивации, осознание нужности такого знания – делают свое дело. Не знаю, как организовано обучение в Туркестане, м.б. чистописанию еще учат (что вообще прекрасно!), но вот личный опыт в этом вопросе у меня такой.

С уважением, Л.А.   

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(27 марта 2015 г. 21:12)

Еще раз здравствуйте Людмила Анатольевна!

Я ведь неспроста взялся за обзор школьного учебника. Я тоже, как и Вы, в 1995 году работал на полставки методистом в областном институте усовершенствования учителей. Посещал занятия, один или два раза в месяц в Твери и один раз в квартал в области. Тогда учебник по черчению был моей настольной книгой, запомнился как учебник Ботвинникова. Запомнились, что черчение преподавали математики, но в основном учителя рисования, трудовики, физкультурники, географы, у кого не хватало часов. Черчение изучали в 7 и 8 классах (не точно, все на память). Но запомнилось, что задания были такие, которые студены вуза не каждый мог сделать, а хорошие ученики справлялись. До сих пор, когда студенты просит поставить ему оценку повыше или принять работу с ошибками, я говорю им, что в школе за такую работу раньше двойку ставили.

Туркменский учебник тоже показался мне выдаваемым желаемое за действительное. Слишком обширный материал. Но ведь и наши учебники не в полном объеме удается донести до студентов, а сами они его уже не открывают. Если бы к нам приходили абитуриенты со знаниями в объеме этого учебника или нашего учебника "Черчение" А.Д. Ботвинникова и др., у нас, наверное, рабочая программа могла бы быть другой. Возможно кто-то, кому в школе черчение давалось бы тяжело, не пошел бы в технический вуз (первоначальный профотбор).

Сделав сообщение о туркменском учебнике, я хотел обратить внимание коллег, что у наших соседей, бывших сограждан, черчение в отличие от нас преподают. В то же время у меня учатся еще студенты из разных арабских стран. Один из них, обучавшийся в школе в Катаре, говорит, что не изучал в школе не только черчение, но и геометрию (была математика), а по его словам, школьное образование Катара копирует образование в США. Если это правда, то еще повод для размышлений.

С уважением Головнин А.А.

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(28 марта 2015 г. 9:35)

Алексей Алексеевич!

Об американском образовании я Вам ссылки пришлю, которые из США бывшие «наши» шлют. Но америкацы не унывают. Считают, что все у них Ок!, поскольку, как они думают, многие считают за счастье на них работать.

С уважением Л.А.


Назад Go Back