Столбова Ирина Дмитриевна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Рассматриваются современные подходы к управлению качеством предметного обучения при компетентностном подходе. Показана необходимость применения процессного подхода при формировании предметных компетенций и мониторинге качества достигаемых результатов обучения. Приведены примеры процедур и механизмов обеспечения качества графической подготовки студентов в Пермском политехе.
Уже в 5-ый раз виртуальная площадка нашей конференции собрала заинтересованных участников, чтобы обсудить насущные проблемы качества графической подготовки студентов. Заявленная тематика определялась произошедшим переходом на образовательные стандарты нового поколения, изменением образовательной парадигмы и изменившимися требованиями к гарантированному качеству образования в новых условиях. В данной статье мне бы хотелось коротко остановиться на современных понятиях качества образования и эффективных механизмах обеспечения качества графической подготовки в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.
Современная деятельность успешных предприятий и организаций основана на философии Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM), которая непосредственно связана и базируется на перечне норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization – ISO). Выявление и улучшение процессов, протекающих в организации, является одной из основных задач внедрения TQM-подхода [1, 2]. От первоначального использования методов управления качеством в промышленности, которые заложены в ISO 9000, позднее перешли к их применению в сфере предоставления услуг, в том числе и в области образования.
Среди базовых требований к системе качества образовательного учреждения можно выделить следующие [3]:
Проводимая модернизация высшего образования дает больше автономии вузам при условии гарантии с их стороны качества образования. Главный критерий успешности – качество обучения и уровень подготовленности выпускников к применению знаний на практике, восприятию нового, способность учиться всю жизнь. Все больше учреждений образования создают в соответствии с требованиями ISO свою систему качества и сертифицируют ее в официальных органах по сертификации, что позволяет получить международное признание и тем самым продвинуть образовательные услуги вуза на уровень мировых стандартов. Разработка вузом собственной системы менеджмента качества (СМК) и ее сертификация сегодня является объективной необходимостью, т.к. согласно [2]:
Современное состояние системы российского высшего профессионального образования характеризуется состоявшимся переходом на образовательные стандарты нового поколения и нормативным установлением компетентностного подхода в качестве идеологической основы образовательного процесса в высшей школе. В соответствии с ФГОС ВПО результатом высшего образования становится компетентность выпускников в определенной профессиональной области, а отдельная компетенция является инновационной мерой качества реализации вузовской основной образовательной программы (ООП) [3]. Компетентностный подход предназначен гарантировать качество высшего образования в соответствии с запросами общества и государства. Подготовка выпускников, освоивших разработанные вузом образовательные программы, должна соответствовать [4]:
Использование процессного подхода позволяет гарантировать качество достигаемых конечных результатов. Среди множества процессов, которые можно выделить в деятельности образовательного учреждения, остановимся на базовом, каковым является процесс обучения, который в рамках ФГОС ВПО тождественен процессу формирования требуемых компетенций у студента, осваивающего образовательную программу вуза. Модель управления этим процессом и определяет качество результата образовательной деятельности вуза – компетентность его выпускников.
Типологической структурой образовательного процесса является предметное обучение (например, разделы математики, физики, графическая подготовка и т.д.). Поэтому возникает необходимость построения общей модели управления компетентностно-ориентированным предметным обучением [5]. На рис. 1 предложена общая модель адаптивного управления качеством графической подготовки (ГП).
Рис.1. Модель управления качеством предметной подготовки
Компетентностная модель предметной подготовки (КМПП) занимает свое логическое место в иерархии компетентностной модели выпускника и является проекцией КМВ на область предметной подготовки, что обеспечивает целенаправленность предметной подготовки. Компетентностная модель предметной подготовки – это перечень ожидаемых результатов ПП, обеспечивающих готовность обучаемого к продуктивной деятельности в предметной области и гарантирующих системную целостность формирования компетентностной модели выпускника [3]. Формирование предметных компетенций в рамках конкретной дисциплины идет через процесс постепенного освоения ее составляющих (компонент), успешность которого необходимо фиксировать как достигнутый и оцененный результат. В формате ФГОС ВПО результаты обучения описываются через ЗУВы: знания, умения, владения. В комплексе освоенные ЗУВы по окончании предметного обучения должны гарантировать успешность владения предметной областью.
В силу вышесказанного, для реализации процессного подхода необходимо описать предметное обучение через совокупность образовательных результатов, которые гарантируют требуемое качество освоения предметной области в рамках образовательной программы. Поскольку при компетентностном подходе контроль конечных результатов уже не может повлиять на улучшение качества подготовки студента, необходимо отслеживать отклонения от прогнозируемых промежуточных результатов образования и корректировать образовательную траекторию студента с помощью отрицательных обратных связей. Для обеспечения оперативной обратной связи необходимо разработать фонд оценочных средств и контролирующих мероприятий, позволяющих организовать процесс мониторинга текущих результатов обучения [6].
В силу многозначности требований при предметной подготовке протекает несколько последовательно-параллельных процессов формирования образовательных результатов. Для контроля успешности данных процессов параллельно протекает процесс мониторинга, в рамках которого в заранее определенные моменты времени (t1, t2, t3) с помощью разработанных критериев и индикаторов оценивается текущая сформированность каждого запланированного результата. На рис. 2 изображена процессная модель освоения ожидаемых результатов предметного обучения. В ходе мониторинга реализуются различные формы контроля, оценивающие один или несколько образовательных результатов сразу. При недостижении порогового уровня результата в текущий момент времени включается обратная связь (ОС) для осуществления необходимых корректирующих воздействий.
Рис. 2. Процессная модель освоения ожидаемых результатов ГП
Таким образом, качественный процесс компетентностно-ориентированного обучения требует разработки методологии и показателей качества, гарантирующих формирование компетенций выпускников на всех этапах освоения образовательной программы, в рамках каждой отдельной предметной подготовки. Требуется также организация сбора оперативной, полной и достоверной информации о результативности образовательного процесса (для достигнутого уровня иерархии компетентностной модели), позволяющей принимать решения о корректирующих воздействиях, способствующих повышению эффективности обучения и достижению гарантированного уровня компетентности выпускника.
Во внутривузовской системе управления качеством в Пермском национальном исследовательском политехническом университете разработаны процедуры и механизмы для обеспечения качества образования, основанные на принципах, соответствующих национальному стандарту РФ [1]. Перейдем к практике реализации графической подготовки студентов в университете в условиях ФГОС ВПО и организации СМК на кафедре «Дизайн, графика и начертательная геометрия».
Руководство вуза занимает активную позицию в вопросах обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, выполнении требований действующих образовательных стандартов, организации образовательного процесса и контроля его результатов. В каждом подразделении университета имеются уполномоченные по качеству, которые проводят общую политику по вопросам обеспечения и улучшения качества образовательного процесса. Проведена стандартизация документирования при разработке вузовских ООП. С целью оптимизации образовательных ресурсов организована унификация общеуниверситетских программ предметных подготовок. Разрабатывается общеуниверситетская система оценки результатов образования (СОРО) в рамках компетентностного подхода.
ПНИПУ является многопрофильным университетом, на 10 факультетах университета кафедра участвует в базовой графической подготовке студентов по более, чем 60 ОПП очной формы обучения и 80 ООП заочной формы. Интегрированная дисциплина «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» является обязательной для всех направлений в области техники и технологии. При переходе на ФГОС ВПО была проделана огромная работа по анализу требований стандартов по направлениям подготовки, реализуемым в университете, и выполнены обобщения для возможности оптимизации объема выпускаемой документации и разработки программ унифицированной уровневой графической подготовки студентов университета, которая реализована через:
При переходе на ФГОС ВПО первоначально было проведено исследование по выявлению состава актуальных компетенций графической подготовки [9]. При разработке инновационных компетентностно-ориентированных вузовских образовательных программ рабочие программы дисциплин согласовывались с выпускающими кафедрами, при этом учитывались исследования на актуальность компетенций в компетентностной модели выпускника по данному направлению подготовки [10]. Согласно ФГОС ВПО необходимо ежегодное обновление вузовских ООП. Поэтому в вузе ведется постоянный мониторинг мнения работодателей о качестве подготовки выпускников. По результатам проводимых совещаний совместно с работодателями разрабатываются положения и формулируются рекомендации по корректировке разработанных в вузе ООП и программ предметной подготовки.
Переход на ФГОС ВПО и массовое введение бакалавриата в техническом университете потребовали пересмотра традиционной методики геометро-графической подготовки студентов. Это вызвано, прежде всего, сокращением времени, отводимого студентам на изучение интегрированной (единой) дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика». За счет увеличения доли самостоятельной работы студентов (требование ФГОС ВПО) сокращен лекционный курс. В университетских учебных планах всех технических направлений и специальностей в рамках базовой графической подготовки помимо практических занятий введен лабораторный практикум по компьютерной графике. Как показывает взаимодействие с работодателями, сегодня особое внимание уделяется владению молодыми специалистами современными компьютерными технологиями.
Другой проблемой, требующей модернизации процесса обучения графическим дисциплинам, является активное внедрение в технологию проектно-конструкторских работ электронных геометрических моделей, которые в настоящее время стали информационно интеграционным ядром высокотехнологичных производств.
Кроме того, компетентностная парадигма требует индивидуализации образовательного процесса, внедрения личностно-ориентированных технологий обучения, которые способствовали бы повышению мотивации учащихся, стимулировали их познавательную деятельность и развивали индивидуальные способности.
В этих условиях для обеспечения требуемого качества обучения имеется потребность обновления методического сопровождения учебного процесса. Необходимо компенсировать сокращение часов новыми эффективными методиками обучения, основанными на использовании вычислительной техники; внедрять в учебный процесс инновационные методики преподавания геометро-графических дисциплин, направленные на сближение современных технологий проектно-конструкторских работ с технологией обучения. Требуется разработка новых алгоритмов решения геометрических задач, основанных на синтезе положений традиционной начертательной геометрии и современного инструментария визуально-образного моделирования.
Можно констатировать, что сегодня компьютер становится не только предметом изучения, но и средством качественной организации учебного процесса. Использование компьютерных технологий позволяет перейти к созданию современной системы адаптивного обучения и контроля как наиболее совершенной системы организации учебного процесса, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования и воспитанию современной графической культуры обучаемых.
Важнейшим условием организации качественного процесса обучения является современная материально-техническая база кафедры. Мультимедийным оборудованием сегодня оснащены лекционные аудитории. Для проведения лабораторного практикума имеется компьютерные классы, в которых до 30 учебных мест, преподавательское место связано с интерактивной доской и имеет возможность соединения с рабочими местами для наблюдения за ходом выполнения заданий студентами. Для получения твердых копий электронной продукции на кафедре должна быть множительная техника. Естественно для геометро-графического профиля кафедры освоение и внедрение в учебный процесс инновационных технологий 3-D печати. В век динамично развивающихся информационных технологий особое внимание для качественного проведения учебного процесса необходимо уделять лицензионному программному обеспечению по работе в графических средах и своевременному обновлению как самих версий пакетов программ, так и методических разработок по освоению студентами программного обеспечения.
Особой составляющей качественного обучения является наличие методического сопровождения учебного процесса, поэтому важной проблемой является разработка современного учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), соответствующего ФГОС ВПО и вузовским ООП, где запланирована базовая графическая подготовка студентов. Главным документом УМКД является рабочая программа дисциплины, отвечающая компетентностному формату обучения [12]. В состав УМКД входят учебные пособия и методические указания по различны разделам и темам дисциплины; руководства по выполнению лабораторных работ; методические указания преподавателям по организации учебного процесса с картами методического сопровождения по программам каждого из уровней графической подготовки; презентация и аннотация дисциплины для студентов в качестве путеводителей в процессе ее освоения. Поскольку сегодня особая роль отводится самостоятельной работе студентов, то в вузе введено понятие – контролируемая самостоятельная работа (КСР), что требует специального методического сопровождения для помощи студентам в освоении учебного материала и организации самоконтроля, а также руководства порядком выполнения индивидуальных проектных заданий. Такие разработки эффективнее представлять в WEB-формате для доступности студентам в любом месте и в любое время.
На качество проведения образовательного процесса большое влияние оказывает и уровень подготовленности контингента обучаемых, что особенно сказывается при особой специфике графической подготовке. Здесь необходима проведение работы по довузовской подготовке будущих абитуриентов, налаживание связей со школами инженерного профиля, лицеями, колледжами, организация ознакомительных курсов со школьниками.
Повышению качества обучения графическим дисциплинам служит и проведение процедуры входного контроля. На основании данных входного контроля можно выявить слабую первоначальную подготовку отдельных студентов или даже целых групп на отдельных факультетах, где базовая графическая подготовка важна, а часов в учебном плане выделено недостаточно. В этом году в экспериментальном порядке в университете были организованы дополнительные занятия с группами студентов со слабой первоначальной подготовкой. Также были организованы дополнительные занятия с иностранными студентами, которые, несмотря на знания русского языка, слабо справляются со спецификой графических дисциплин.
Компетентностный подход предполагает личностное развитие обучаемых, при этом нужно акцентировать внимание не только на слабо подготовленных студентов, но и давать возможность для дальнейшего развития активных, способных и талантливых. В рамках учебных занятий можно предусмотреть задания повышенной сложности или большего объема, использовать традиционные формы НИРС (проведение олимпиад, научных студенческих конференций и др.), отбирать лучших студентов в команду для представления университета во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
Одним из главных направлений в деле повышения качества высшего образования и подготовки компетентных выпускников является совершенствование системы контроля и методов оценки качества результатов обучения. Результаты обучения «соотносятся» со студентом, а не с учебным заведением или преподавателем, Именно создание в вузе системы оценивания результатов конкретного обучающегося с организацией обратной связи. позволяет эффективно управлять процессом качества образования. В условиях ФГОС ВПО результаты обучения связаны с формированием требуемых компетенций у студентов. Было отмечено, что процесс формирования компетенций идет через освоение отдельных составляющих КМВ, поэтому наиболее целесообразным процессом в обеспечении качества образования является организованный мониторинг результатов обучения, включающий контроль, оценку и проверку приобретенных знаний, умений, владений как структурных частей формируемых компетенций [15].
В структуре ФГОС есть раздел «Оценка качества освоения основных образовательных программ», в соответствии с которым она должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников, что предполагает необходимость каждому вузу создать фонды оценочных средств (ФОС) с учётом особенностей реализуемых вузовских ООП. Система оценивания результатов образования (СОРО) в университете, включающей ФОС для каждой реализуемой ООП, общую методику их использования, а также методологию оценивания текущего уровня формирования компетенций как отдельного студента, так и уровня сформированности компетентности выпускников по каждой ООП вуза и по университету в целом.
Из вышесказанного следует, что подсистемой общеуниверситетской СОРО является система оценивания результатов предметной подготовки (которая направленна на формирование КМПП).
Для качественной реализации процесса проедметного обучения необходима система мониторинга, сочетающая традиционные и инновационные формы контроля знаний. Она поможет объективно и своевременно оценить степень усвоения студентами учебного материала и уровень сформированности предметных компетенций, а также на основе полученных результатов управлять процессом качества образования посредством обратной связи (рис. 2). Стандарт по каждой дисциплине предоставляет вузам достаточно большую свободу в части выбора конкретных форм и процедур текущего и промежуточного контроля знаний и компетенций. Как показывает практика, сквозной мониторинг результатов требует также внедрения и рейтинговой системы оценки, а эффективно управлять полученными данными на основе обратной связи помогают информационные технологии. Для обеспечения оперативной обратной связи должен быть создан банк контролирующих материалов ПП, который должен постоянно находится в процессе модернизации и включать в себя комплекты заданий для контрольных работ, тестовые задания, индивидуальные задания, структурированные по тематике, модулям, вариантам, уровням сложности т т.д. Это позволяет оперативно оценить текущий уровень подготовленности студента и выполнить корректирующие воздействия.
Еще на одной проблемой совершенствования качества графической подготовки в высшей школе является соответствие квалификации преподавательских кадров требованиям сегодняшнего дня. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав является одним из важных факторов качества подготовки будущего инженера. Здесь, помимо профессиональных, важны и общечеловеческие качества, позволяющие продуктивно заниматься преподавательской деятельностью. Педагог должен постоянно стремиться к повышению своего мастерства, а в условиях информационного общества необходимым дополнением к оценке квалификации преподавателя является владение современными компьютерными технологиями. Несмотря на падающий уровень базовой графической подготовки абитуриентов, обучающийся контингент студентов необходимо вывести на более высокий уровень путем внедрения новых современных технологий в учебный процесс. Для этого преподавателю необходимо не только быть достаточно компетентным, обладать знаниями в сфере преподаваемых дисциплин, но и постоянно повышать свою квалификацию, в том числе и в сфере новых информационных технологий [13]. При студентоцентрированности образовательного процесса и индивидуализации обучения роль преподавателя изменяется. В новой образовательной парадигме на первый план выдвигается тьютерская составляющая, особенно это важно в организации КСР.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в конце 2012 г. предусмотрено право преподавателя на повышении квалификации один раз в 3 года, и это в нашем вузе принято как норма. Последнее повышение квалификации было организовано совместно кафедрой и факультетом повышения квалификации университета в 2013 г. по программе «Современные образовательные технологии и информатизация обучения», по которой прошли обучение 21 преподаватель кафедры.
Большое место в повышении квалификации преподавателей оказывает проведение членами Оргкомитета кафедры и участие остальных преподавателей в Международных научно-практических интернет-конференциях «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». Данное мероприятие повысило показатель публикационной активности сотрудников кафедры, растет их профессионализм не только в области профессионального интереса, но и совершенствуется информационно-коммуникационная компетентность. По мнению участника КГП2011 В.А. Токарева, участие в конференции более эффективно, чем краткосрочные курсы повышения квалификации.
Эффективным инструментом интеграции взаимодействия преподавателей геометро-графических дисциплин России и ближнего зарубежья являются проводимые с 2010 года ежегодные интернет-конференции, инициированные ПНИПУ и кафедрой ДГНГ. Они нацелены на повышение качества графической подготовки студентов технических вузов и способствуют разрешению накопившихся проблем инженерного образования России. Данный проект показал свою жизнеспособность, получил известность и поддержку в среде геометро-графического сообщества. Сайт конференции, работающий в сессионном режиме, на определенный период времени организует площадку для обмена опытом, открытого и всестороннего обсуждения членами профессионального сообщества предлагаемых инноваций и сохранения традиционных подходов в деле становления нового качества геометро-графического образования. Приведем некоторые статистические данные.
За годы проведения конференций около 400 ее участников являлись представителями учебных заведений, предприятий и организаций России, Болгарии, Германии, Белоруссии, Украины, Словакии и США. Всех участников конференции можно поделить на 3 группы: первая – заведующие кафедрой, профессора, доктора наук; вторая – доценты и кандидаты наук и третья – старшие преподаватели без степени, ассистенты и другие. Численный состав конференций по выделенным группам приведен на рис. 3. Для примера качественное распределение участников по перечисленным группам на КГП2014 представлено на рис. 4. Как видно из приведенного рисунка, три четверти участников конференции относятся к специалистам высокой квалификации. Вторая группа являлась самой многочисленной, составляла почти половину всех участников конференции.
На конференциях участниками было подготовлено 280 докладов, в дискуссиях дано 1360 комментариев. Год от года отмечался рост показателей активности участников. На рис. 5 приведены сравнительные данные о результативности всех проведенных конференций.
Ежегодно окончание работы конференции заканчивается выработкой проекта решения, которое ставится на открытое голосование. Традиционно решение принимается квалифицированным большинством. Проведение конференций является отличительным трендом кафедры, важнейшим ежегодным мероприятием в НИР; способствует повышению квалификации преподавателей, росту показателя публикационной активности; повышает авторитет кафедры и расширяет связи с другими вузами.
На сегодняшний день проблема подготовки востребованных кадров для современной российской промышленности остается актуальной, требует всестороннего обсуждения и профессионального анализа. В этом отношении информационная площадка интернет-конференции является эффективной формой реализации сетевого взаимодействия и интеграции усилий преподавательского сообщества, играет существенную роль в деле повышения качества геометро-графической подготовки как составляющей инженерного образования [14].
В заключении, пользуясь возможностью, хочу поприветствовать всех участников очередной конференции по проблемам качества графической подготовки студентов, дружно собравшихся для плодотворной сессионной работы, которая, несомненно, внесёт вклад в улучшение качества образовательного процесса, даст стимулы для дальнейшей результативной научной и преподавательской деятельности. Желаю Всем интересных докладов, конструктивных дискуссий, дружеских контактов и удовлетворения от предстоящей совместной работы.
Латышев Сергей Сергеевич (17 февраля 2015 г. 2:32) |
Здравствуйте, уважаемая, Ирина Дмитриевна! |
Столбова Ирина Дмитриевна (17 февраля 2015 г. 12:52) |
Сергей Сергеевич! Благодарю за интерес к моему докладу. По вопросам: 1. Мы выделили 4 уровня подготовки, соответственно разработаны 4 РПД. Подробнее по этому вопросу были наши публикации на КГП2011: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/76/ и на КГП2014: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/33/ 2. Лабораторный практикум по компьютерной графики (8 часов в семестр) включен в учебное расписание и проходит в компьютерном классе параллельно с лекционными и практическими занятиями. У некоторых групп КГ проходит в начале семестра (для односеместрового курса), у других с середины (после смены расписания). Аудиторные занятия построены как тренажеры для грамотного и быстрого получения навыков работы в графической среде. Индивидуальные самостоятельные задания студентами выполняются в графическом редакторе. КГ мы рассматривает как современный инструмент. 3. В наших программах лекционный курс занимает 18 часов. Лекционный материал подготовлен в виде презентаций с поэтапной анимацией. Лекции насыщенные. Усвоить без дополнительного осмысления сложно. Для самостоятельной доработки есть печатное учебное пособие - послайдовая распечатка и демоверсия лекций для Web-просмотра. Объем материала различен для разных уровней подготовки. 4.КСР стоит в учебном расписании, и чаще всего в эти часы проходит рубежный контроль после освоения модуля дисциплины. Это может быть письменная контрольная работа, итоговое контрольное тестирование (у нас разработан электронный экзаменатор). Wed-тестирование может выполняться студентами и в форме самоконтроля при подготовке к рубежным испытаниям. С уважением, И.Столбова |
Принцев Николай Владимирович (28 февраля 2015 г. 2:33) |
Уважаемая Ирина Дмитриевна! Хочу привести Вам один пример. На конференции в одном ВУЗ-е представительница Политеха со Строительного факультета 40 минут рассказывала о том, сколько студентов у них учится по обмену за рубежом и т.д., а я спросил её: - А, может быть, лучше заниматься конкретикой? Ведь у Вас в актовом зале рухнул потолок, хорошо ещё, что накануне Первого сентября, пострадавших не было. К Вам у меня вопрос, а что означает слово «менеджер»? И как понимать выражение «менеджмент качества». Заранее Вам благодарен за Ваш ответ. |
Сальков Николай Андреевич (1 марта 2015 г. 8:27) |
Здравствуйте Ирина Дмитриевна! Доклад интересный, возникли (пока) два вопроса. 1. Как можно внедрить "индивидуализацию обучения", если учебная нагрузка увеличена в приказном порядке до 900 часов? И при всем этом сокращается количество преподавателей на кафедре. 2. Известно, что институт повышения квалификации преподавателей приказал долго жить. Я в свое время проходил ФПКП в МАДИ. Были ФПК и в МВТУ, и в МАИ, и в других ведущих институтах СССР, например в КИСИ и в КПИ, Сейчас этого нет. Может быть, следует принять постановление: активное участие в КГП заканчивается выдачей свидетельства о прохождении ФПК? С уважением, Сальков. |
Горнов Александр Олегович (1 марта 2015 г. 10:57) |
Ирина Дмитриевна! Спасибо за доклады, особенно учитывая, что Вам приходиться одновременно рулить движением на КГП! У нас как то никак, и не первый раз, не может задействоваться рубрика В кулуарах и, пока так, хочу напечать здесь несколько слов в поддерку второй части п.2 комментария Николая Андреевича. ( Про первую чего говорить, можно только вспоминать ... ) Предложение о зачете соответствующего участия в КГП конструктивно и , самое главное, как представляется, реализуемо. Можно договориться о форме, достаточной для фиксации этого участия по- существу. Например хотя бы один доклад ..., который понравился ( по существующей пока ранжировке ) некоторому количеству коллег . Обсуждение формы реализации этой идеи предлагаю, если автор не возражает, продолжить далее в кулуарах и обязательно отразить в нашем последующем заключительном решении. Может реализация этой идеи и будет возраждением не формальной, а сущностной стороны ПК . При этом , учитывая новые информационные возможности, эффективность такой формы была бы высокой. Но .... два существенных вопроса остаются: организационный и фактическое наличие тех, кому ФПК нужен в первую очередь и пока, как я понимаю находящимся " за кадром" Поскольку вопрос о выдаче свидетельства содержит организационный и юридический аспекты, на первое время сформулировать хотя бы соответствующую рекомендацию заведующим кафедрами . Полагаю, Дмитрий Евгеньевич, еще до озвучивания этой идеи, так и поступил, судя по количеству его коллег среди участников ..С уважением ко всем, А.О. |
Столбова Ирина Дмитриевна (1 марта 2015 г. 15:30) |
Уважаемый Николай Владимирович! Спасибо за внимание к моему докладу. Хочу заметить, что по жизни я привыкла заниматься только конкретикой. Моему уху тоже более созвучна русская речь. Слово менеджер в докладе я не употребляла, а СМК (система менеджмента качества) все понимают как систему управления качеством. Это, к сожалению, реалии вузовской жизни, заимствования нас окружают. Приходится с этим считаться, минимизируя наши издержки. С уважением, И.Столбова
|
Столбова Ирина Дмитриевна (1 марта 2015 г. 15:53) |
Здравствуйте, уважаемый Николай Андреевич! 1. Индивидуализацию в процесс обучения мы включаем через самостоятельную работу студентов над индивидуальными заданиями. В заданиях есть обязательные этапы, а есть - по желанию студентов. Они могут быть связаны с дополнительными построениями или нахождением дополнительных параметров модели. В последнее время задаем студентам, кроме решения задачи в традиционном 2D-построении эпюра, решить задачу с помощью 3D-технологии в КОМПАС. "Продвинутые" студенты с удовольствием занимаются 3D-моделированием. 2. Насчет удостоверений. На конференциях принято выдавать сертификат участника и поскольку это требует дополнительных финансовых затрат, сертификат оплачивается участниками. Не уверена, стоит ли этим заниматься... А по поводу - приравнивать к ФПК - также имеется различная активность участников конференции? Каковы критерии? Опять же дополнительная организация и финансирование. Наша конференция бесплатная для участников, возможно поэтому и аудитория собирается достаточно большая. Давайте думать... С уважением, И.Столбова |
Столбова Ирина Дмитриевна (1 марта 2015 г. 16:02) |
Уважаемый Александр Олегович! Поддерживаю Ваше предложение перенести вопросы, не относящиеся напрямую к обсуждению доклада в "ЗАМЕТКИ В КУЛУАРАХ КОНФЕРЕНЦИИ" Приглашаю всех желающих продолжить дискуссию по организационным вопросам перейти по данной ссылке. С уважением, И.Д. |
Принцев Николай Владимирович (2 марта 2015 г. 21:26) |
Дорогая Ирина Дмитриевна! Спасибо за Ваш искренний ответ! К сожалению, на многих научных Семинарах не только отечественные учёные, но и зарубежные ПЛОХО знают значение употребляемых ими терминов. Приходится порой не только коллегам из США, но и из Ирландии, Шотландии пояснять значение слов. Например, многие любят к поводу и без повода употреблять выражение «О.К.» - «окей», даже есть магазины с таким названием. Некоторые по наивности думают, что это означает «всё в порядке», хотя это выражение было введено в обиход Джорджем Вашингтоном (самым крупным владельцем табачных плантаций), а по совместительству и Первым президентом 13 Колоний, как раньше назывались США. «Окей» означает дубина. Слово «менеджер» - это перевод на английский русского слова «староста», то есть стар о ста, человек, достигший солидного возраста и заслуживающий уважения. Когда слово бургомистр стало ассоциироваться с жестокостью немецких управляющих, началась мода на британских наёмных «управляющих» среди помещиков Российской империи, тогда и пришло слово – «менеджер», который должен был стать имитатором выбранного Сельской общиной представителя сельских жителей для переговоров с помещиками. Дословно слово «менеджер» означает «человек в возрасте». Профессор Николай Вячеславович Зеленевский справедливо утверждает, что всё начинается с терминологии. Слово «менеджмент» означает дословно великовозрастность». Какое это имеет отношение к характеристикам качества? Ссылка на зарубежный опыт вряд ли уместен. До сих пор английский язык подразумевает двойной, а зачастую и тройной смысл. У нас на телевидении была передача «Железные леди», видимо, ведущие дамы хотели сделать себе комплимент. В Великобритании так называли выскочку Маргарет Тэтчер, которую стали называть аристократы, когда Королева Елизавета пожаловала её титулом баронессы. Обычно леди носят украшения из золота, бриллиантов. Выражение «железная леди» так же почётно, как сказать, «пластмассовый бриллиант», то есть это означает – фальшивку, дешёвку. Поэтому выражение – «Управление качеством» звучало бы более правильно. Но тогда пришлось признать, что эти вопросы в нашей стране поднимались, причём системно намного раньше, чем на Западе. С уважением к Вам, Принцев Н.В. |
Мокрецова Людмила Олеговна (5 марта 2015 г. 1:50) |
Уважаемая Ирина Дмитриевна! Спасибо за прекрасный, как всегда , очень четко отражающий степень развития российской системы Образования. Терминология доклада, по-моему, полностью соответствует, принятым понятиям о качестве образования в России. Доклад хорошо структурирован и позволяет выявить основные проблемы ГГП . Но, пожалуй, соглашусь с Николаем Андреевичем, что наши разработки могут остаться только в статьях или докладах конференций при тех структурных изменениях в вузах, которые сейчас проходят. Надо сказать , что перечисленные в Вашем докладе задачи очень актуальны, но могут погибнуть, не начавшись. Например, ФПК преподавателей: на это нет ни времени , ни опять "денег". Обновление ПО должно быть ежегодно , кстати вместе с техникой. А что будет с кафедрами, у которых она так и не появилась? УМКД мы понимаем как некий набор методических материалов на кафедре по дисциплине, а ведь это всего лишь должен быть один документ, регламентирующий работу преподавателя, только что пришедшего на работу.Примером может служить набор брошюр- УМКД Ульяновского Гос.Университета.К сожалению участие в конференции не заменит практических занятий на ФПК, с реальными технологиями и методиками преподавания графических дисциплин . А для лучшей интеграции научного сообщества, хотелось бы увидеться лично,может быть в Петербурге 22 апреля в ЛЭТИ? С уважением, Л.О.Мокрецова |
Столбова Ирина Дмитриевна (5 марта 2015 г. 11:35) |
Здравствуйте, уважаемая Людмила Олеговна! Хочу сказать, что в докладе описаны не просто теоретические позиции управления качеством предметной подготовки, а приведены направления, по которым наша кафедра имеет реальные практические результаты в области ГГП. По поводу подготовки преподавателей в области владения современными информационными технологиями на момент моего назначения (2,5 года назад), действительно, были проблемы. В этот момент мы внедряли новые образовательные прогрраммы, в которых в рамках графической подготовки был введен обязательный лабораторный практикум для всех студентов, проходящих обучение на нашей кафедре. В 2013 г. мы совместно с факультетом повышения квалификации ПНИПУ и АСКОН организовали обучение по программе "Инновационные образовательные технологии и информатизация образования", которую разработали под свои нужды, где прошли повышение квалификации 21 преподаватель кафедры, практически осваивая работу в графических средах КОМПАС- 3D и Solid Works. Оплата была за счет нашего вуза, для преподавателей кафедры бесплатно. Это реально подняло подготовку преподавателей на новый уровень. По новому закону об образовании повышение квалификации преподавателей нужно проводить раз в 3 года. Т.е. следующее подобное мероприятие нужно проводить в 2016 г. По поводу УМКД - учебно-методического комплекса дисциплины. Само понятие комплекса не может быть ограничено одной разработкой, котрая бы регламентировала только работу преподавателя. Безусловно, данный элемент тоже должен входить в состав УМКД. А основной документ УМКД - это РПД - рабочая программа дисциплины. Должны быть и ФОС (фонды оценочных средств) и др. разработки, ориентированные уже на студентов. Состав УМКД у нас определен стандартом ПНИПУ. Создание УМКД - это огромный труд, все время требующий внести дополнения, изменения и обновления. Здесь нет конечной точки, это процесс. К сожалению с разработкой Ульяновского гос. университета мы не знакомы. По поводу мероприятия в ЛЭТИ хотелось бы узнать подробности. Спасибо за всегда полезное общение! С уважением, И.Столбова |
Мокрецова Людмила Олеговна (28 марта 2015 г. 1:58) |
Многоуважаемая Ирина Дмитриевна! Спасибо Вам за такую мощную площадку обсуждения проблем КГП, получили много новых идей, вопросов и ответов! Будем ждать дальнейших встреч. Есть ли у Вас в планах приезд в Питер 22 апреля в ЛЭТИ на конференцию по Образованию? А также на совещание заведующий кафедрами 26-28 мая? Сообщите, пожалуйста. С уважением, Л.О.Мокрецова |