Назад Go Back

ИМИДЖ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО СОСТАВА КАФЕДР, ПРЕПОДАЮЩИХ ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

English version
Фото Солодухин Евгений Алексеевич (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет)
Фото Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)


Аннотация

Рассматриваются проблемы формирования имиджа преподавателя на фоне проблем профессиональной деформации личности, проблемы кадрового состава кафедр, преподающих графические дисциплины.



Ключевые слова: имидж, образ, профессиональная деформация личности, кадры.
Имидж – ничто, жажда – всё
Братец Иванушка.
А что, если я лучше своего имиджа?
П. Бомарше.

Проблема имиджа преподавателя, кафедры, вуза давно вызывает пристальный интерес самих преподавателей [1] и исследователей в области педагогики и психологии. Многие из них считают, что образ – то же самое, что имидж – только по-русски. Однако А.Ю.Панасюк [2] утверждает, что образ никогда не станет имиджем, если у носителя этого образа не будет определённого отношения к образу, точнее к прообразу. Будет положительное отношение – будет положительный образ, будет отрицательное отношение – будет отрицательный имидж.

Спорным является и тезис о том, что имидж важен, прежде всего, самой личности преподавателя: если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чьё мнение нам важно.

Имидж преподавателя высшей школы – многокомпонентная структура, в состав которой входят визуальные, коммуникативные, профессиональные, личностные характеристики.

При первой встрече с новым преподавателем студенты в первую очередь обращают внимание на его внешний вид, манеру общения и его поведение, умение доступно и понятно преподнести материал лекции. Т.е. первое впечатление о преподавателе формируется на основе восприятия визуальных характеристик (внешний вид), коммуникативных – (мимика, жесты), а также профессиональной составляющей - умения читать лекцию.

В дальнейшем профессионализм преподавателя, выражающийся в  знании материала и умении интересно его изложить, а также его личностные качества (доброжелательность, открытость, уравновешенность) подавляющее большинство студентов выводят на первое место.

Интересное замечание – возраст преподавателя для студентов не имеет значения. Этому замечанию в полной мере соответствует старинная китайская пословица: не за то хозяин выбросил кошку со двора, что она серая, а не белая, а за то, что она перестала ловить мышей (хороший критерий для отбора кадров).

В.Д. Шадриков [3]  отмечает, что длительная эксплуатация одних и тех же профессионально важных качеств приводит к изменению уровня их выраженности, т.е. к профессиональной деформации. Профессиональная деформация по-разному выражается у представителей разных профессий.

Высшая школа в настоящее время занята поиском технологий, которые позволяют ликвидировать пробелы базового образования с минимальным (по возможности) ущербом для подготовки по основным программам. Проблемы кадрового состава кафедр графики не снимаются с повестки дня. Некоторое повышение заработной платы не привело к появлению обилия молодых преподавателей (например, при средней заработной плате по вузу 46 тыс. руб., ассистент получает 16). Есть и другие проблемы. Одна из них носит гендерный характер, но это – тема другого исследования.

В [4] предпринята попытка оценки кадрового состава кафедры по двум группам критериев: квалификационный потенциал и личностные характеристики. За основу квалификационных требований брались критерии оценки при государственной аккредитации:

Кроме этого, учитывалась активность преподавателя:

Исследования базировались на характеристиках преподавателей вузов Санкт-Петербурга, объединённых секцией «Геометрия, графика, дизайн» Дома Учёных.

Рассматривались три возрастные группы: молодые – до 35 лет; среднего возраста – от 36 до пенсионного; пенсионеры.

Представители первой группы составили от 10 до 30% контингента, второй – от 5 до 20%, третьей – от 55 до 75%.

Тревожен тот факт, что очень мала средняя группа, обладающая необходимой квалификацией, опытом и обязанная передавать свой опыт молодым.

Выяснилось, что значительный опыт инженерной работы имеют 87%, что является отрадным фактором и довольно неожиданным для исследователей. Прослеживается интерес к повышению квалификации не только в области компьютерных технологий, но и в области инженерной педагогики, который недостаточно поддерживается руководством многих вузов.

Ощущают необходимость совершенствования программ обучения 95%, однако активно занимаются такой работой только 53%. В работе профессиональных сообществ участвуют 27%. Одобряют олимпийское движение (соревновательность в учебном процессе) 87%, а участвуют в нём -67%. Регулярно совершенствуют средства контроля качества учебного процесса 20%. Участвуют в НИР и имеют публикации, связанные с НИР 26%. Регулярно работают над плановыми и инициативными учебными пособиями 30%.

По показателям кадрового потенциала предложено разделение на три профессионально-культурные группы: преподаватель – информатор; преподаватель – производственник; и преподаватель – новатор.

При исследовании личностных характеристик использовались методики [5], [6]. Исследовались приоритеты по следующим ценностным ориентациям:

На предложение добавить другие ценности откликнулись 40% опрошенных преподавателей. Среди них: профессионализм; успехи детей; возможность работать в дружном коллективе; любовь; активный отдых; религиозные ценности.

В итоге на первом месте оказалось здоровье, на втором – семья. Важным фактором для оценки личности современного преподавателя является предпочтение интересной работе, а не материальному благополучию. Неожиданно низко расположились успехи учеников и принципиальность.

Вернёмся к проблеме профессиональной деформации личности.

Профессионально обусловленные деструкции преподавателя изучены явно недостаточно. Работа преподавателя характеризуется высоким уровнем ответственности, напряжённости и, по этим причинам, способствует профессиональным деформациям чаще, чем во многих других профессиях.

Проявление профессиональных деформаций обусловлено такими факторами как: возраст; психологические особенности личности (уровень развитости личностных характеристик, особенности профессионального поведения); особенности учебного процесса; стаж работы.

Объективными факторами, детерминирующими деформации преподавателя, являются социально-экономические условия (зарплата, жилищные условия…), профессиональная среда.

К субъективным факторам можно отнести особенности личности преподавателя, специфику профессиональных отношений в коллективе.

Объективно-субъективные факторы определяются особенностями организации учебного процесса, качеством управления и профессионализмом руководителей.

Э.Ф.Зеером [7] предложена номенклатура основных профессиональных деформаций педагогов: авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, дидактичность.

Анализ предложенных типов деформаций позволил выделить, на наш взгляд, наиболее значимые проявления деформации в профессиональной деятельности:

Важнейшим моментом в профессиональной деятельности является осознание деформационных тенденций и актуализация потребности в саморазвитии.

Целью исследования [8] являлось выявление уровня осознания указанных тенденций в специфической среде вузовских преподавателей дисциплин, характеризуемых повторяемостью излагаемого материала, что может способствовать «окостенению» преподаваемого курса. Имеется в виду: инженерная графика, начертательная геометрия, математика, теоретическая механика. Составленная анонимная анкета, содержала три раздела.

В первом разделе были сгруппированы вопросы, позволяющие выявить проявления деформаций в профессиональной среде. Формулировка раздела – «мягкая»: Как часто вы наблюдаете в своей профессиональной среде: пристрастное отношение к студентам; проявление равнодушия к коллегам и студентам; чрезмерную эмоциональность; преимущественное использование распоряжений и указаний в учебном процессе; склонность к морализаторству; неприятие новых образовательных технологий.

Во втором разделе делалась попытка выявления влияния социально-психологических факторов. Формулировка вопроса: Как Вы считаете, влияет ли на деформацию личности преподавателя: низкий уровень заработной платы; жилищно-коммунальные проблемы; профессионализм руководителей; обстановка в коллективе; уровень организации учебного процесса; возраст преподавателя.

В третьем разделе делалась попытка выяснить отношение анкетируемого к исследуемой проблеме. Формулировка вопросов: Считаете ли Вы актуальной проблему профессиональной деформации личности преподавателя высшей школы? Имеют ли отношение к Вам лично указанные выше проблемы?

К анкетированию кроме указанных выше вузов был подключён Липецкий государственный технический университет. Из наиболее интересных результатов отметим тот факт, что 44% опрошенных преподавателей признаёт возможность пристрастного отношения к студентам, отрицая при этом равнодушие в обучении и воспитании. Морализаторство во взаимоотношениях со студентами подтверждают 28%.

Самый главный результат: актуальной проблему профессиональной деформации личности признают 78%, однако примеривают проблему на себя 57%.

Предварительные новые исследования не демонстрируют принципиально отличающихся данных.

Наш вывод: кадровые проблемы кафедр, преподающих графические дисциплины (особенно в части их омоложения), по-прежнему стоят очень остро, но радует то, что значительное число преподавателей признаёт проблему профессиональных деструкций, а значит – можно надеяться, что работает над собой.

Исследование «Реформа высшего образования глазами преподавателей» [9] показало, что преподавателей не устраивают изменения в высшей школе. К претензиям, в первую очередь, отнесены:

В работе [10] справедливо отмечается, что система высшего образования остаётся крайне неэффективной, и ничего другого не остаётся, как взращивать наивный профессиональный оптимизм, веру в тех коллег-преподавателей, которые не дали разрушить высшую школу в постперестроечные годы, которые, несмотря ни на что, сохранили любовь к профессии и желание быть полезным своей стране.

Список литературы

1.      Ярошевич О.В. От имиджа преподавателя к имиджу кафедры. Материалы 5 международной Интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки: традиции и инновации» Пермь, 2015.
2.      Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. М.: Омега-Л, 2007.
3.      Шадриков В.А. Деятельность и способности. М.: 1995.
4.      Тихонов-Бугров Д.Е. О ресурсах построения современной образовательной среды. СПб, Вестник БГТУ №3, 2008.
5.      Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов, 1999.
6.      Гомза Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации. Высшее образование в России №1, 2005.
7.      Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект, 2005.
8.      Солодухин Е.А., Степанов А.С., Тихонов-Бугров Д.Е. К вопросу о профессиональной деформации личности преподавателя. Материалы 17 международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» СПб, ЛЭТИ, 2011.
9.      Серякова С.Б., Красинская Л.Ф., Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования. Высшее образование в России. №11, 2013.
10.  Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? Высшее образование в России №1, 2015.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(15 марта 2015 г. 23:39)

Дмитрий  Евгеньевич, спасибо за доклад . Статистика и её анализ очень интересны . Существенно дополняет собственные наблюдения, выводы и размышления . Нет у Вас , хотя бы  не таких полных, оценок  динамики данных показателей?  C уважением, А.О.  

Фото
Горнов Александр Олегович
(15 марта 2015 г. 23:49)

Евгений Алексеевич, прошу извинить !  Не  внимательно обозревал "интерфейс" статьи  и  отреатировал только на  фото  Дмитрия Евгеньевича, не обратив внимание на наличие  еще одного автора  . С уважением.А.О.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(16 марта 2015 г. 0:11)

Уважаемые коллеги! Спасибо за интересный доклад! Не могли ли бы вы ответить на несколько вопросов, возникших при первом прочтении (при втором возникнут еще!).

А как вы относитесь к такой психологической категории как "профессиональное выгорание" преподавателя. Какую взаимосвязь усматриваете с "профессиональной деформацией"?

"Главная причина «выгорания персонала» – психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души. Жертвами «выгорания» в первую очередь оказываются психотерапевты (!), учителя, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо и душевно обслуживать других людей." - фрагмент из книги Л.А. Китаева-Смыка «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА — 2: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СТРЕССА».

Так как , наша профессия относитчя к числу альтруистических, то вероятность возникновения выгорания весьма велика.

С уважением О.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(16 марта 2015 г. 0:26)

К слову, очень интересная в данном аспекте статья, присоедините ее к списку литературы 

 Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178. URL: http://drusa-nvkz.narod.ru/ProfDeformaz.html

О.В.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(16 марта 2015 г. 22:00)

Александр Олегович. Некоторые данные есть, но выборка маловата. Могу сказать, что большинство показателей приблизительно на том же уровне. Похоже, что актуальность деформации признаёт меньшее количество (60%), и на себя примеряет только половина. Однозначно увеличились проблемы с НИР. У нас закрыто большинство госбюджетных. Один показатель из доклада выпал. Семь лет назад проблему восприятия новых образовательных технологий признавали 44%. Сейчас этот процент сильно снижен. Прогноз - 30%.

 Заинтересовался гендерной проблемой с кадрами на кафедрах нашего профиля. У меня чисто мужская кафедра (одна женщина). Но таких больше не знаю. Школьный перекос понятен. Вузовский - не очень.

С уважением Тихонов-Бугров.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(16 марта 2015 г. 22:05)

Ольга Викторовна, возможность профессионального выгорания признаю, но отношу за счёт "надорвался по причине проблем со здоровьем". Профессиональная деформация личности здесь не главное.

 С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Горнов Александр Олегович
(16 марта 2015 г. 22:42)

  Дмитрий Евгеньевич, спасибо. С преподавателями  ясно.  А  гендерный ( тут уж я "по-английски'' тоже )  баланс  первокурсников каков ?  А.О.

Фото
Солодухин Евгений Алексеевич
(17 марта 2015 г. 1:21)

Ольга Викторовна и Александр  Олегович спасибо за проявленное внимание к нашей статье.

По поводу "профессионального выгорания" преподавателя вследствие его проблем со здоровьем я полностью согласен с Дмитрием Евгеньевичем. Но могут быть и другие причины для такого явления. 

Преподаватель, работая продолжительное время, помнит какие были студенты раньше (лет 20 назад) и  видит современных. Видит как год от года снижается уровень подготовки студентов. Но это можно исправить трудом преподавателя, если только студент хочет получить знания. Но и тут "облом" (извините за вульгарность). Такое желание проявляется только у небольшой части  студентов. Они незаинтересованы в обучении. Практически не вникают ни во что. На фоне всех этих удручающих явлений действительно у преподавателя могут опуститься руки. 

Есть и другие причины. Но это уже другая тема для исследования.

С уважением, Солодухин. 

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(17 марта 2015 г. 4:41)

Уважаемый, Дмитрий Евгеньевич!

К сожалению, уровень моей компетентность не позволяет мне ответить Вам грамотно и полно (будем стараться к КГП 2016 его поднять и углубить в данном вопросе), НО одно я могу добавить, что профессиональное выгорание – это результат хронического стресса, который возникает в следствии постепенного накапливания отрицательных эмоций, для которых нет выхода. В А Морроу в 1981 г. определил этот синдром как “запах горящей психологической проводки”. Это очень опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми, своеобразная плата за сочувствие, как говорят психологи.

Такова уж наша профессия, что порой приходится признать, что "педагог - это не профессия, а образ жизни". Как часто мы вне учебного заведения остаемся преподавателями, поучаем всех и всякого. Мои домашние мне иногда говорят: «Ты все время поучаешь!». Я не соглашаюсь с этим. Тогда мне указывают на поучающий тон моей речи, а я не замечаю. Таким образом, авторитарность, безаппеляционность и др. проявления, указанные Вами, становятся чертами характера (частично увы признаю, но толлько частично, так как я это ЗНАЮ!!!).  

Вероятно, не зря говорят говорят: «сгорел на работе». Беречь себя надо и учиться противостоять стрессам! Ведь профессиональная деформация может привести к профессиональной деградации, к несостоятельности в конечном итоге.

С уважением О.В.


Назад Go Back