Назад Go Back

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА»

English version
Фото Чагина Екатерина Викторовна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

В статье представлена разработка фонда оценочных средств по дисциплине «Цветоведение и колористика» программы академического бакалавриата по направлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».



Ключевые слова: учебно-методический комплекс, фонд оценочных средств, цветоведение, колористика

Фонд оценочных средств является частью учебно-методического комплекса дисциплины и базируется на рабочей программе дисциплины, поэтому представленная статья является смысловым продолжением статьи «Рабочая программа дисциплины «Цветоведение и колористика». Фонд оценочных средств составлен в соответствии с методическими рекомендациями вуза [1], но, как и любой типовой документ, он обладает некоторой универсальностью. Его структура четко регламентирована, однако сохранена и свобода «творчества» преподавателя. Жизнеспособность этой разработки, конечно, утвердит практика, но проверить – подтвердить или опровергнуть – ее целесообразность, по мнению автора, может и обсуждение.

1. Перечень формируемых частей компетенций, этапы их формирования и контролируемые результаты обучения

В рабочей программе дисциплины «Цветоведение и колористика» [2] указано, что дисциплина участвует в формировании одной компетенции: ПК-2. В рамках учебного плана образовательной программы в 1-м и 2-м семестрах на этапе освоения данной учебной дисциплины формируется дисциплинарная часть компетенции:владеет приемами работы с цветом и цветовыми композициями.  В рамках освоения учебного материала дисциплины формируется компоненты дисциплинарных компетенций знать, уметь, владеть, указанные в РПД, и которые выступают в качестве контролируемых результатов обучения (табл. 1).

Контроль уровня усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений осуществляется в рамках текущего, рубежного и промежуточного контроля на семинарах, при просмотрах (с обсуждением) работ практических занятий, выступлении с докладом, просмотрах (с обсуждением) работ индивидуальных заданий, защите проектно-графической работы, сдаче экзамена и зачета.

Таблица 1
Контролируемые результаты обучения и виды контроля по дисциплине

Контролируемые результаты обучения по дисциплине (ЗУВы)

Вид контроля

Текущий

Рубежный

Промежуточный

С

ПРПЗ

ПИЗ

Д

ЗПГР

Зачёт

Экзамен

Усвоенные знания

З.1 основы теории цвета, основные характеристики и свойства цвета, цветовые системы, основы колориметрии

С

 

ПРПЗ

 

 

Д

 

 

По итогам текущего и рубежного контроля

ТВ

З.2 основы психологии и физиологии восприятия цвета, символику цвета, типологию цветовых гармоний, классификацию контрастов, разновидности колорита

С

ПРПЗ

ПИЗ I

ПИЗ II

ПИЗ III

ПИЗ IV

 

 

По итогам текущего и рубежного контроля

ТВ

З.3 характеристики органических и неорганических красителей и пигментов

С

 

ПРПЗ

 

 

 

По итогам текущего и рубежного контроля

ТВ

Освоенные умения

У.1 использовать типологию цветовых гармоний, учитывать оптические иллюзии и психологические ассоциаций, вызываемые цветом, для достижения эстетической выразительности, художественной образности и композиционной целостности

 

ПРПЗ

ПИЗ I

ПИЗ II

ПИЗ III

ПИЗ IV

 

ЗПГР

По итогам текущего и рубежного контроля

По итогам рубежного контроля

Приобретенные владения

В.1 приемами работы с цветом и цветовыми композициями

 

 

ПРПЗ

ПИЗ I

ПИЗ II

ПИЗ III

ПИЗ IV

 

ЗПГР

По итогам текущего и рубежного контроля

По итогам рубежного контроля

Примечание:
С – семинар;
ПРПЗ – просмотр работ практических занятий с обсуждением;
Д – доклад;
ЗПГР – защита проектно-графической работы;
ПИЗ – просмотр работ индивидуальных заданий с обсуждением;
ТВ – теоретический вопрос.
Итоговой оценкой освоения дисциплинарных компетенций (результатов обучения по дисциплине) является промежуточная аттестация в виде экзамена и зачета, проводимые с учетом результатов текущего и рубежного контроля.

2. Виды контроля, типовые контрольные задания и шкалы оценивания результатов обучения

2.1. Текущий контроль

Текущий контроль для оценивания знаниевого компонента дисциплинарных частей компетенций (табл. 1) проводится в форме семинаров, просмотров работ практических занятий с обсуждением. Результаты по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

Текущий контроль для оценивания умениевого компонента дисциплинарных частей компетенций (табл. 1) проводится в форме просмотров с обсуждением работ практических занятий. Результаты по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

Текущий контроль для оценивания владениевого компонента дисциплинарных частей компетенций (табл. 1) проводится в форме просмотров с обсуждением работ практических занятий. Результаты по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

2.2. Рубежный контроль

Рубежный контроль для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций (табл. 1.1) в первом семестре проводится согласно графика учебного процесса, приведенного в РПД, в форме доклада (тема 1), просмотра с обсуждением работ индивидуального задания I (тема 4).

Рубежный контроль для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций (табл. 1) во втором семестре проводится согласно графика учебного процесса, приведенного в РПД, в форме просмотра с обсуждением работ индивидуального задания II, III, IV (тема 5, 6, 8) и защиты проектно-графической работы (тема 9).

2.2.1. Доклад

Темы доклада приведены в РПД.

Форма доклада: публичное выступление с возможной демонстрацией наглядного материала или/и презентацией. Выступление осуществляется индивидуально каждым студентом. Шкала и критерии оценки приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1
Шкала и критерии оценки доклада (знаниевый компонент)

Балл

Уровень освоения

Критерии оценивания уровня освоения учебного материала

5

Максимальный уровень

Студент хорошо излагает материал. Доклад структурирован, соответствует теме, указаны использованные источники. Студент точно ответил на вопросы по тематике доклада.

4

Средний уровень

Студент хорошо излагает материал. Доклад структурирован, соответствует теме, указаны использованные источники. Студент, отвечая на вопросы по тематике доклада, испытывал затруднения.

3

Минимальный уровень

Студент, излагая материал доклада, испытывал затруднения. Доклад структурирован, соответствует теме, указаны использованные источники. Студент, отвечая на вопросы по тематике доклада, испытывал затруднения.

2

Минимальный уровень не достигнут

Студент не выступил с докладом или доклад не структурирован, не указаны использованные источники или доклад не соответствует теме.

Результаты оценки доклада по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

2.2.2. Просмотр индивидуальных заданий

Темы индивидуальных заданий приведены в РПД.

Все студенты группы одновременно выставляют работы индивидуального задания/индивидуальных заданий по определенной теме/модулю. Просмотр проходит с обсуждением, в процессе которого преподаватель задает автору рассматриваемой работы и/или студентам группы вопросы по тематике задания. Шкала и критерии оценки приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2
Шкала и критерии оценки просмотра индивидуальных заданий (знаниевый, умениевый, владениевый компоненты)
Балл
Уровень освоения
Критерии оценивания уровня освоения учебного материала

5

Максимальный уровень

Индивидуальное задание выполнено в полном объеме. Работы полностью соответствует требованиям задания, выполнены аккуратно. Студент обосновал созданную композицию/композиции, выбор цвета/сочетания цветов/цветовой гаммы. Студент точно ответил на вопросы по тематике задания.

4

Средний уровень

Индивидуальное задание выполнено в полном объеме. Работы полностью соответствует требованиям задания, но присутствуют замечания по аккуратности исполнения работ (исполнительскому мастерству). Студент обосновал созданную композицию/композиции, выбор цвета/сочетания цветов/цветовой гаммы. Ответил на вопросы по тематике задания.

3

Минимальный уровень

Индивидуальное задание выполнено в полном объеме. Работы полностью соответствует требованиям задания. Студент обосновал созданную композицию/композиции, выбор цвета/сочетания цветов/цветовой гаммы. Не ответил на вопросы по тематике задания.

2

Минимальный уровень не достигнут

Индивидуальное задание не выполнено или выполнено не в полном объеме или работа/работы не соответствует требованиям задания или студент не может обосновать созданную композицию/композиции, выбор цвета/сочетания цветов/цветовой гаммы.

Результаты оценки защиты проектно-графической работы по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

2.2.3. Защита проектно-графической работы

Типовые темы проектно-графической работы приведены в РПД.

Защита проектно-графической работы проводится индивидуально каждым студентом. Шкала и критерии оценки приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3
Шкала и критерии оценки защиты проектно-графической работы (знаниевый, умениевый, владениевый компоненты)
Балл
Уровень освоения
Критерии оценивания уровня освоения учебного материала

5

Максимальный уровень

Работа выполнена в полном объеме, аккуратно, полностью соответствует требованиям задания, обладает художественной выразительностью. Студент обосновал выбор цвета (эмоциональное воздействие, связь цвета с функцией и формой), указал материал и характеристики материала, влияющие на восприятие цвета, способ окрашивания материала (лакокрасочное покрытие/колорант). Студент точно ответил на вопросы по тематике задания.

4

Средний уровень

Работа выполнена в полном объеме, аккуратно, полностью соответствует требованиям задания, обладает художественной выразительностью, но есть замечания по аккуратности исполнения (исполнительскому мастерству). Студент обосновал выбор цвета (эмоциональное воздействие, связь цвета с функцией и формой), указал материал и характеристики материала, влияющие на восприятие цвета, способ окрашивания материала (лакокрасочное покрытие/колорант). Студент ответил на вопросы по тематике задания.
3
Минимальный уровень
Работа выполнена в полном объеме, аккуратно, полностью соответствует требованиям задания, обладает художественной выразительностью. Студент обосновал выбор цвета (эмоциональное воздействие, связь цвета с функцией и формой), указал материал и характеристики материала, влияющие на восприятие цвета, способ окрашивания материала (лакокрасочное покрытие/колорант). Студент не ответил на вопросы по тематике задания.
2
Минимальный уровень не достигнут
Студент не выполнил проектно-графическую работу или работа не соответствует требованиям задания или присутствуют существенные замечания по художественной выразительности работы или студент не может обосновать выбор цвета (эмоциональное воздействие, связь цвета с функцией и формой), не указал материал и характеристики материала, влияющие на восприятие цвета, способ окрашивания материала (лакокрасочное покрытие/колорант).

Результаты оценки защиты проектно-графической работы по 4-балльной шкале оценивания заносятся в книжку преподавателя и учитываются в виде интегральной оценки при проведении промежуточной аттестации.

2.3. Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация, согласно РПД, проводится в виде экзамена (1 семестр) и зачета (2 семестр).

Экзамен по дисциплине проводится по билетам. Билет содержит три теоретических вопроса (ТВ) для проверки усвоенных знаний.

2.3.1. Шкалы оценивания результатов обучения при экзамене

Шкала и критерии оценки результатов обучения при экзамене для компонента знать приведены в таблицах 2.4.

Таблица 2.4. Шкала оценивания уровня знаний

Балл

Уровень усвоения

Критерии оценивания уровня усвоенных знаний

5

Максимальный уровень

Студент правильно ответил на вопросы билета. Ответил на все дополнительные вопросы.

4

Средний уровень

Студент правильно ответил на вопросы билета. Ответил на большинство дополнительных вопросов.

 3

Минимальный уровень

Студент ответил на вопросы билета с  неточностями. Ответил на большинство дополнительных вопросов.

2

Минимальный уровень не достигнут

Студент не ответил на вопросы билета или ответил на два из трех вопросов билета или ответил на один из трех вопросов билета.

Оценка результатов обучения по дисциплине в форме уровня сформированности компонента знать заявленной дисциплинарной компетенции проводится по 4-х балльной шкале оценивания путем выборочного контроля во время экзамена.

2.3.2. Критерии оценивания уровня сформированности дисциплинарной компетенции при экзамене

Общая оценка уровня сформированности дисциплинарной компетенции проводится путем агрегирования оценок, полученных студентом за каждый компонент формируемый компетенцию, с учетом результатов текущего и рубежного контроля в виде интегральной оценки по 4-х балльной шкале. Все результаты контроля заносятся в оценочный лист и заполняются преподавателем по итогам промежуточной аттестации.

2.3.3. Оценочный лист

Оценочный лист промежуточной аттестации в виде экзамена является инструментом для оценивания преподавателем уровня освоения компонентов контролируемой дисциплинарной компетенции путём агрегирования оценок, полученных студентом за ответы на вопросы билета, и результатов текущей успеваемости студента. Заполняя все позиции оценочного листа, преподаватель выставляет частные оценки по результатам текущей успеваемости студента, а также по ответам на вопросы билета.

В оценочный лист включаются:

  1. Интегральная оценка по результатам текущего и рубежного контроля по 4-х балльной шкале оценивания.
  2. Одна оценка за ответы на вопросы билета по 4-х балльной шкале оценивания.
  3. Интегральная оценка за умение по итогам рубежного контроля.
  4. Интегральная оценка за владения по итогам рубежного контроля.
  5. Средняя оценка уровня сформированности дисциплинарных компетенций.
  6. Итоговая оценка уровня сформированности дисциплинарных компетенций.

По первым 4-м оценкам вычисляется средняя оценка промежуточной аттестации по дисциплине, на основании которой по сформулированным критериям выставляется итоговая оценка уровня сформированности заявленной дисциплинарной компетенции. Форма оценочного листа с примерами получения итоговой оценки уровня сформированности дисциплинарных компетенций приведена в таблице 2.5.

Таблица 2.5
Оценочный лист уровня сформированности дисциплинарной компетенции
Интегральный результат текущего и рубежного контроля (по результатам текущей успеваемости)
Оценка за экзамен
Средняя оценка уровня сформированности дисциплинарной компетенции
Итоговая оценка уровня сформированности дисциплинарной компетенции
знания
умения
владения
 
 
5
5
4
5
4.75
отлично
4
3
3
3
3.25
удовлетворительно
3
5
4
3
3.75
хорошо
3
3
3
2
2.75
неудовлетворительно
3
3
4
2
3.0
неудовлетворительно
2.3.4. Критерии выведения итоговой оценки промежуточной аттестации при экзамене:

«Отлично» –   средняя оценка > 4,5.

«Хорошо» – средняя оценка >3,7 и <= 4,5.

«Удовлетворительно» – средняя оценка >=3,0 и <=3,7 при отсутствии хотя бы одной неудовлетворительной оценки за компоненты компетенций.

«Неудовлетворительно» – средняя оценка  <3,0 или присутствует хотя бы одна неудовлетворительная оценка за компоненты компетенций.

Промежуточная аттестация, согласно РПД, во втором семестре проводится в виде зачета.

Зачёт по дисциплине выставляется по итогам проведённого текущего и рубежного контроля, при выполнении всех работ практических занятий и индивидуальных заданий, положительной оценки за защиту проектно-графической работы.

2.3.5. Шкала оценивания результатов обучения при зачете

Интегральная оценка за знание  по 4-х балльной шкале выставляется студенту по результатам  текущего и рубежного контроля;

Интегральная оценка за умение  по 4-х балльной шкале выставляется студенту по результатам текущего и рубежного контроля;

Интегральная оценка за владение  по 4-х балльной шкале выставляется студенту по результатам текущего и рубежного контроля.

2.3.6. Критерии оценивания уровня сформированности компонентов дисциплинарной компетенции при зачете

Полученные интегральные оценки за образовательные результаты заносятся в оценочный лист, форма которого приведена в виде табл. 2.6.

Таблица 2.6
Оценочный лист уровня сформированности дисциплинарных компетенций
Оценка уровня сформированности компетенций
Средняя оценка уровня сформированности дисциплинарных компетенций
Итоговая оценка
Знания
Умения
Владения
 
 
5
4
5
4.67
Зачтено
3
3
3
3.0
Зачтено
3
4
3
3.33
Зачтено
2
3
3
2.67
Незачтено
4
4
2
3.33
Незачтено

По первым 3-м оценкам вычисляется средняя оценка промежуточной аттестации по дисциплине, на основании которой по сформулированным ниже критериям выставляется итоговая оценка уровня сформированности заявленных дисциплинарных компетенций.

2.3.7. Критерии выведения итоговой оценки промежуточной аттестации в виде зачета:

«Зачтено» – средняя оценка >= 3,0 и нет ни одной неудовлетворительной оценки за компоненты компетенций.

«Незачтено» – присутствует хотя бы одна неудовлетворительная оценка за компоненты компетенций.

Итоговая оценка по дисциплине – интегральная оценка результатов промежуточной аттестации.

Список литературы

1. Методические рекомендации по разработке и использованию фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине / А.Н. Данилов, В.Ю. Столбов, М.Б. Гитман, В.А. Голосов. – Пермь, Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 37 с.

2. Чагина Е.В. Рабочая программа дисциплины «Цветоведение и колористика». http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/102/

Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back