Назад Go Back

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

English version
Фото Зеленовская Наталия Вячеславовна (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Фото Столер Владимир Алексеевич (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)


Аннотация

Cтатья посвящена рассмотрению вопросов применения дистанционной формы обучения в ВУЗе, отмечены особенности и преимущества данной формы обучения.



Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебно-методический комплекс, телекоммуникационные средства обучения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) быстро меняют среду жизни человека, развивая технологии образования, которое, в свою очередь, становится частично или полностью электронным, в зависимости от предметной области и характера практической деятельности специалиста [1,2].

Как следствие, развивается дистанционная форма предоставления образовательных услуг с использованием инфокоммуникационных технологий. Рост популярности дистанционного образования свидетельствует о том, что для современного сетецентрического мира оно является адекватной формой приобретения знаний и умений. Поэтому программы развития дистанционного образования получают государственную поддержку во многих странах, особенно в США и странах ЕС. Внедрение технологий дистанционного образования способствует интеграции в мировое образовательное сообщество. Дистанционное образование специфично тем, что обучаемые не связаны географически с учебным заведением – им не надо переезжать, чтобы учиться там, где они хотят. Возможно обучение без отрыва от работы. Это в корне меняет ситуацию на рынке образовательных услуг. В ближайшем будущем использование технологий дистанционного образования станет необходимым условием успешной конкуренции в сфере образования. Поэтому вузам необходимо прилагать максимум усилий для внедрения и развития этих технологий. В Республике Беларусь дистанционная форма обучения получила развитие сравнительно недавно. Основные системы дистанционного обучения: Прометей, Module, SharePointLMS.

Система дистанционного обучения (СДО) БГУИР строится на базе SharePointLMS, используя адаптированный пакет e-learning. В состав инструментария системы входят: извещения (передача текстовой информации), календарь, почтовый ящик, тесты, документы (раздел для хранения файлов на сайте), форум (обсуждение популярных тем), чат (проведение онлайн консультаций), ссылки,  мои файлы (обмен работами и материалами). На рисунках 1-3 показаны отдельные окна СДО.

Дистанционное обучение означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации [2].

Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи студента с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "живого диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций. Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации видеосвязи по Skype. Данный тип видеоконференций может быть использован для индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала. Методы обучения реализуются посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видеоматериалы. Это, прежде всего: интерактивные базы данных; электронные журналы; компьютерные обучающие программы (электронные учебники). В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций.

Проблемным моментом процесса использования и внедрения телекоммуникационных средств обучения (ТСО) в вузе является уровень преподавателя, который с одной стороны сталкивается с требованиями администрации и необходимостью использовать инновации в своей деятельности, с другой стороны с отсутствием или недостаточной проработанностью педагогически обоснованных основ применения пакета (e-learning) в вузе. По сути дела преподавателю необходимо «с нуля» разработать частную дидактику по читаемому курсу и дидактически обосновать и апробировать методы и способы использования определенного перечня ТСО. При этом по одной и той же дисциплине у преподавателей может быть различный подход к пониманию, каким образом можно существенно повысить качество учебного процесса за счет использования ТСО. Разработка преподавателем инновационной методики на основе использования ТСО не решается в рамках одного учебного года. Администрация вуза (руководство, факультет, кафедра) должна создать условия для развития электронной педагогики в преподавательской деятельности: организовать академическую поддержку преподавателям, внедрить элементы мотивации, организовать НИР и работы по разработке электронного контента, обеспечить бесперебойную работу IT-сервисов и др. Особенно важным элементом является система обучения ППС. При этом обучение должно быть направлено не только на приобретение преподавателям IT-компетенций, но и на развитие у него крепкого педагогического фундамента, например, в направлении использования активных и интерактивных методов обучения. В то же время, необходимо избежать излишней унификации в этом вопросе и учесть творческую деятельность педагога по поиску «своего пути» в направлении наиболее эффективного использования ТCО по своему предмету. Внедрение и использование ТCО в вузе является сложным и многогранным процессом. Несмотря на стремительное развитие ИКТ, роль преподавателя в трансформирующейся учебной деятельности остается ключевой.

Вуз не сможет успешно справиться со стратегической задачей внедрения e-learning без решения вопроса разработки электронной дидактики на уровне работы преподавателя, кафедры и использования лучших мировых практик электронного обучения. И, как отмечает Наумов В.В. [4], «Непрестанное усложнение самого процесса и средств компьютерного обучения ведет к тому, что автором, тьютором и педагогическим дизайнером средств электронного обучения все реже может выступать одно и то же лицо, на смену одиночкам идут коллективы разработчиков, среди которых не последнее место занимают также и компьютерные дизайнеры и программисты», будущее за вот такими коллективными творческими объединениями. Автор определяет педагогический дизайн как «систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства ЭО, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности».

Работать в системе e-learning интересно. Виртуальный контакт с обучаемыми дает возможность организовать индивидуальный подход в обучении. Среди обучаемых в прошлом году было несколько человек с ограниченными функциями передвижения (инвалиды-колясочники), для которых такой вид получения образования единственно-возможный. Они очень тщательно выполняли все задания контрольной работы, изучив теоретический и практический материал ЭУМК, консультировались по Skуpe, писали на личный почтовый ящик, ­  т.е. приложили все усилия для того, чтобы освоить данный материал. Результаты очень порадовали. Это было совместное творчество.

В заключении можно отметить, что внедрение технологий дистанционного электронного обучения при правильной организации и соответствующем учебно-методическом обеспечении, а также при правильном мотивированном подходе к формированию состава обучающихся, позволяет осуществлять эффективную подготовку специалистов, обеспечить высокое качество образовательных услуг, оптимизировать организацию учебного процесса, разгрузить преподавателей и повысить привлекательность обучения.

Список литературы

 1. Зеленовская, Н.В. Компьютерно-опосредованная среда взаимодействия "Преподаватель-студент"/Н.В.Зеленовская., О.В Ярошевич // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы»: материалы Междунар. науч.- практ. конф., Брест: БГТУ, 21-22 марта 2013 г. – Брест. 2013. С. 49-53

2. Ярошевич, О.В.,. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент совершенствования методической компетентности преподавателя /О.В.Ярошевич, Н.В Зеленовская //"Информатизация образования – 2014: педагогические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов": материалы междунар. науч. конф., Минск: БГУ, 24 -27 октября 2014. – Минск.2014.­ С.  196-201

3. Образцов, C.И. Организационно-методические и технологические модели дистанционного обучения/С.И.Образцов //Дистанционное обучение – образовательная среда ХХI века.: материалы VII Международной научно-методической конференции. Мн.,2011.-с.471.

4. Наумов, В.В. Дидактическая подсистема E-Learning. 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://training.bl.by/articles/120571.php

Пупцев, А.Е. Информационная культура педагога в условиях перехода к информационному обществу // Сборник научных работ «Академии последипломного образования». Минск, 2008. Вып. 4. С. 217–228.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Окно почтового ящика СДО




Рис. 2
Рис. 2

Окно статистики посещения студентом предмета




Рис. 3
Рис. 3

 Окно просмотра сообщений почтового ящика 




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Сальков Николай Андреевич
(27 февраля 2016 г. 21:37)

Здравствуйте, уважаемые авторы!

Ну, что сказать. Как первый выступающий хотел бы обратить внимание на название. Дистанционное обучение (ДО) было известно очень давно в виде обучения заочного. Теперь в него вклинился компьютер и интернет - только и всего. Отсюда, как и при появлении новых ФГОСов, меняется методика преподавания: студенты получают задания не о почте, а по интернету, сдвют зачеты, не приезжая в вуз. Только защита осталась без изменения.

О дистанционном обучении писалось много статей (ваш  покорный слуга не исключение), защищались диссертации. Я не большой поклонник ДО, о чем и писал в статьях. Учить людей нужно, глядя им в глаза, наблюдая, понимают ли они сказанное. Консультировать студентов по интернету - ох, как это много времени отнимает, ведь надо объяснить каждому какие-то нюансы. А как это сделать без отрисовки на листе бумаги? 

Компьютер в обучении - это не инновации, а те же самые ТСО, с которыми мы грустили в 80-е годы прошлого века.

Вы правы в одном - ДО незаменимы при обучении людей с ограниченными функциями, а также военнослужащих, проходящих срочную службу и видящих себя исключительно гражданскими трудящимися. А так - думаю, что у многих преподавателей, работавших с заочниками, мнение об этой форме обучения было невысоким, как и у меня. Ликвидировали же бывший ВЗИСИ!

Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(28 февраля 2016 г. 0:10)

Здравствуйте, Николай Андреевич. Когда Вы написали, что хотели бы обратить внимание на название - я сразу подумала, что Вас задел термин "технология предоставления образовательных  услуг". Но ведь спрос рождает предложение. И высшее образование из области бюджетной потихоньку переходит в сферу деньгизарабатывающую. И поэтому данный термин вполне созвучен времени. Дистанционно  в нашем университете обучение осуществляются на факультете непрерывного и дистанционного обучения (ФНиДО) на условиях оплаты с заключением договора как раз перечисленных Вами категорий обучающихся. Еще такая форма обучения может иметь место для лиц, желающих ликвидировать академическую задолженность по учебной дисциплине, возникшую вследствие расхождения учебных планов специальностей при  возвращении из академического отпуска, при восстановлении для продолжения образования в университете, при переводе из других учебных заведений или внутри университета с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую, при зачислении для получения второго высшего (в том числе параллельного образования). Можно, не являясь студентом нашего университета, изучать отдельные дисциплины. По результатам изучения выбранной учебной дисциплины и про- ведения предусмотренного рабочими учебными планами соответствующих специальностей контроля знаний (аттестации) обучающемуся лицу выдается сертификат. 


Назад Go Back