Назад Go Back

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАЧЕСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

English version
Фото Александрова Евгения Петровна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Кочурова Людмила Владимировна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Крайнова Марина Николаевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

Рассматривается методические аспекты разработки фонда оценочных средств дисциплины на примере базовой графической подготовки студентов



Ключевые слова: графическая подготовка, фонд оценочных средств, учебная дисциплина.

Одним из важнейших компонентов учебно-методического обеспечения в соответствии с ФГОС ВПО является фонд оценочных средств подготовки бакалавров и магистров. Эти оценочные средства должны обеспечить гарантированное качества подготовки выпускника, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, профессиональных и общекультурных компетенций [1]. Результаты контрольно-оценочной деятельности являются основным источником информации о качестве подготовки обучающихся. С этой целью при разработке вузовских образовательных программ (ОП) по  направлению подготовки необходимо предусмотреть возможность проведения мониторинга образовательных результатов на всех стадиях образовательного процесса.

Базовая графическая подготовка, проводимая на общеобразовательных кафедрах геометро-графических дисциплин, относится к реализации дисциплинарной составляющей ОП, в рамках которой вузы самостоятельно устанавливают конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой учебной дисциплине.

Согласно приказу Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367 [2], рабочая программа дисциплины должна содержать фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине (далее – ФОС УД) предназначен для контроля знаний, умений и владений студентов по дисциплинам, входящим в образовательные программы, реализуемые в вузе, и представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

Задачи ФОС УД:

ФОС УД должен обеспечить:

Для организации всех видов контроля в рамках дисциплины должны быть разработаны формы контроля, а также критерии и индикаторы их оценивания (табл. 1).

 Таблица 1
Формы контроля, индикаторы и критерии качества обучения
Форма
контроля
 
Индикаторы
Критерии оценивания
результата
(п - пороговый; с - средний; в - высокий)
Вид контроля
1. Самотестирование
1. % верных ответов при самотестировании
50% - п
Текущий
70% - с
90% - в
2. Контрольное тестирование
2. % верных ответов при контрольном тестировании
60% - п
Текущий или рубежный
75% - с
90% - в
3. Контрольная работа
3. Оценка за контрольную работу
3 - п
Рубежный
4 - с
5 - в
4. Отчет по лабораторной работе
4.1. Срок сдачи
После срока –п
Текущий или рубежный
Вовремя – с
Досрочно – в
4.2. Оценка за лабораторную работу
3 – п
4 – с
5 – в
5. Графические
работы
5.1. Срок сдачи
После срока –п
Текущий или рубежный
Вовремя – с
Досрочно – в
5.2. Самостоятельность выполнения
Под рук. препод. – п
До 2-х консультаций – с
Самостоятельно – в
5.3. Оценка качества выполнения
3 – п
4 – с
5 – в
5.4. Мотивация
Отрицитат. настрой – п
Осознает необх. вып. – с
Положит. настрой – в
5.5. Доля использования электронных ресурсов
Выборочно – п
50 % - с
Более 75% -в
6. Выполнение дополнительных заданий  для повышения качества ГП
6.1. Мотивация
   По предложению преподавателя – п
Текущий или рубежный
Для достижения лучшего результата – с
  Стремление к саморазвитию – в
6.2. Уровень сложности
Простой – п
Средний – с
Высокий – с
6.3. Оценка качества выполнения
3 – п
4 – с
5 – в
7. Портфолио
7.1. Оценка достижений в рамках предметного обучения
3 – п
Промежуточный по итогам освоения дисциплины
4 – с
5 – в
7.2. Мотивация
Пассивное обучение – п
Осознание необходимости освоения предметной области – с
Активное обучение на основе творческого подхода – в
8. Курсовая работа
8.1. Самостоятельность выполнения
Под руков. препод. – п
Промежуточный по итогам освоения дисциплины
До 2-х консультаций – с
Самостоятельно – в
8.2. Оценка качества выполнения
3 – п
4 – с
5 – в
8.3. Доля использования электронных ресурсов
Выборочно – п
50 % - с
Более 75% -в
9. Экзамен
(зачет)
9. Оценка за экзамен (зачет)
3 - п
Промежуточный по итогам освоения дисциплины
4 - с
5 - в

В таблице 1 приведены средства оценивания результатов обучения, используемые в процессе графической подготовки. Для контроля качества освоения учебных результатов применяются следующие процедуры: самотестирование, контрольное тестирование, контрольная работа, отчет по лабораторной работе, оценка графических работ и дополнительных заданий для  повышения  рейтинга. В качестве итоговых мероприятий (проведение промежуточной аттестации по дисциплине в рамках ОП), оценивающих качество предметной подготовки в целом используются следующие такие формы контроля как результаты защиты курсовой работа, экзамен и портфолио. В таблице приведены индикаторы, в соответствии с которыми оцениваются достигаемые результаты обучения (знания, умения, владения, компетенции) и определяется уровень их освоения (пороговый, средний, высокий) для дальнейшего формирования и оценивания компетентностной модели выпускника в рамках прохождения ОП по выбранному направлению подготовки.

ФОС учебной дисциплины разрабатывается на основе рабочей программы дисциплины, в которой указаны планируемые к освоению компоненты дисциплинарных компетенций знать, уметь, владеть и которые выступают в качестве контролируемых результатов обучения (табл. 2). При разработке оценочных средств необходимо выдерживать их соответствие структурному содержанию учебной программы и для каждого запланированного результата предусмотреть контролирующие мероприятия. Это выступает гарантией качества реализации учебного процесса по дисциплине и обеспечит требуемый уровень сформированности компонентов дисциплинарных компетенций

Таблица 2
Соответствия видов контроля структурному содержанию дисциплинарных компетенций
Контролируемые результаты освоения дисциплины (ЗУВы)
Вид контроля
Текущий
Рубежный
ТК, ТТ
КР
РТ
ГР, ПР

ОЛР

Усвоенные знания

Р1-1з знать основные приёмы и способы получения изображений с помощью компьютерных технологий
ТК
 
 
 
 
Р1-2з знать приёмы редактирования чертежей в среде графического редактора
 
 
РТИ1
 
 
Р1-3з знать основы трёхмерного моделирования
 
 
РТИ2
 
 
Р2-1з  знать основные методы получения изображения объекта, его простейшие геометрические составляющие  – прямые, плоскости;
ТТ1
ТТ2
 
 
 
 
Р2-2з знать алгоритмы решения геометрических задач с участием поверхностей
ТТ3
 
РТП1
 
 
Р2-3з знать  классификацию конструкторской документации и основные положения ГОСТов ЕСКД при оформлении чертежей различного типа.
ТТ4
 
РТП2
 
 
Освоенные умения
Р1-1у уметь  находить требуемую техническую информацию с помощью компьютерных сетей
 
 
РТИ1
 
 
 
Р1-2у уметь  представлять, хранить, обрабатывать и передавать графическую информацию с помощью компьютера
 
 
 
 
ОЛР1
Р1-3у уметь  выполнять геометрические построения и графические изображения средствами компьютерной графики
 
 
 
 
ОЛР2
ОЛР3
Р2-1у уметь решать метрические и позиционные задачи
 
КР1
 
ГР1
ГР2,
 
 
Р2-2у уметь  выполнять чертежи любых геометрических форм с необходимыми изображениями, надписями, обозначениями
 
КР2
 
 
   ГР3
   ГР4
 
 
Р2-3у уметь  работать с нормативным материалом при оформлении технической документации
 
 
 
ПР
 
Приобретенные владения
Р1-1в владеть  современными инструментальными средствами (включая графические пакеты)
 
 
 
ГР4
ГР5
 
Р1-2в владеть  приёмами использования компьютерных технологий при конструировании формы объекта
 
 
 
ГР4
ГР5
 
Р1-3в владеть  опытом трёхмерного моделирования геометрических объектов
 
 
 
 
ОЛР4
Р2-1в владеть  способами решения инженерно-геометрических задач, навыками отображения пространственных форм объекта на плоскость
 
 
 
 
ГР3
 
 
Р2-2в владеть  приёмами поиска требуемой технической информацией
 
 
 
ПР
ОЛР3
Р2-3в владеть  навыками выполнения типовых чертежей, оформления проектно-конструкторской документации
 
 
 
ПР
ОЛР4
ТК – текущий контроль знаний по теме
ТТ – текущее тестирование по теме;
РТ – рубежное тестирование по модулю ;
КР – рубежная контрольная работа по модулю;
ГР, ПР – индивидуальные графические, проектные работы;
ОЛР – отчет по лабораторной работе.

Представленный  контролирующий компонент системы графической подготовки содержит достаточно широкий спектр форм контроля, включающий традиционные, интерактивные, активные, деятельностно-ориентированные процедуры. При выборе форм контроля для каждого контролируемого результата учитывалось проявление компетенций в деятельностном поведении обучаемого [3].

Так, знаниевые компоненты формируется, в основном, при работе с теоретическим материалом (лекционным), а их аудиторной формой экспресс-контроля традиционно являются разнообразные виды тестирования (бланочные или компьютерные).

Для курса инженерной графики разработана система программно-дидактических тестов закрытого типа, представленная дидактическими единицами, находящимися между собой в соподчинении. Количество дидактических единиц обеспечивается преобразованием содержания изучаемого модуля в определенное множество тестовых заданий. И в вопросах, и в ответах используются картинки. Причем при наполнении содержанием тестовых заданий используются различные формы представления графических объектов. Чередование в тестовых заданиях  2d изображений объектов и наглядных 3d моделей позволяет более широко оценивать знания студента и развитость его пространственного мышления. В табл. 3 приведены примеры разработанных тестовых заданий по темам "Поверхности"  и  "Изображения".

Таблица 3.
Примеры тестовых заданий по темам «Поверхности» и «Изображения»
 
Варианты тестовых заданий
Варианты
ответов
Модель можно рассечь плоскостью по эллипсу на рисунке:
            
            Рис. 1                      Рис. 2                          Рис. 3
 
А: рис. 1
В: рис. 2
С: рис. 3
 
На каком рисунке линия пересечения поверхностей имеет прямолинейный участок?
 
 
 
А: рис. 1
В: рис. 2
С: рис. 3
 
Модель можно рассечь плоскостью по равнобокой трапеции на рисунке:
             Рис. 1                    Рис. 2                            Рис. 3
А: рис. 1
В: рис. 2
С: рис. 3
 
Используя заданный «вид спереди», укажите «вид слева» (проекционная связь подразумевается)
         
         А                        Б                  В                        Г
Для рационального построения чертежа выберите необходимые изображения детали, дающие полное представление о ее конструкции
 
А: вид слева
Б: фронтальный разрез
В: ступенчатый разрез
Г: вид сверху

Проблемной  задачей является организация контролирующих мероприятий, оценивающих достижения студентов при самостоятельном выполнении индивидуальных графических заданий проектной направленности и учебных проектов. При оценке тематических заданий должна учитываться как профессиональная составляющая учебной деятельности (программный материал), так и инструментальная поддержка этой деятельности, обеспечивающая в значительной мере достижение запланированного уровня компонентов профессиональных компетенций (умений, владений).

 На сегодняшний день вопросы оценки уровней сформированности компетенций как предмета контроля результатов обучения остаются далеки от полного их решения. Вследствие этого организаторы учебного процесса самостоятельно решают задачу использования наряду с известными оценочными технологиями, зарекомендовавшими себя как наиболее успешные, также и нетрадиционные, оценивающие «метод проектов» или освоение  новейших компьютерных технологий. Авторы в данном случае используют экспресс-контроль и конечную защиту обозначенных работ на основе бальной оценки и рейтинговой системы подсчета результатов.

В качестве экспресс-контроля для оценки качества создания студентом электронной 3d модели объекта выбран «параметрический контроль», характеризующий соответствие определяющего параметра условию поставленной задачи. Так, для модели (шахматной фигуры), изображенной на рис. 1, в качестве контролируемого параметра (?) выбрана самая узкая часть пешки, которая имеет определенное численное значение при той совокупности исходных параметров, которые были заданы для выполнения виртуальной модели. Это численное значение студент определяет сам, а преподаватель по этому значению может проверить правильность реализованного студентом алгоритма геометрических построений. Аналогичный контролируемый параметр предлагается и для детали, изображенной на рис.2. Такой экспрес-контроль позволяет оценить качество выполненных студентов построений.

Рис. 1. Параметрический контроль модели шахматной фигуры Рис. 2. Параметрический контроль детали "Фланец фигурный"

Выбирать контролируемый параметр для создаваемой модели следует так, чтобы его значение можно было получить не простым «нажатием кнопки компьютера», а совершить некоторые дополнительные операции, требующие дополнительного осмысления. Такая форма контроля оказывает существенную поддержку при наличии большого количества студентов на лабораторных занятиях и дефицита времени на индивидуальное общение с каждым студентом на консультациях.

Внедрение в образовательный процесс практико-направленных комплексных заданий (проектных разработок) носит комплексный характер и приближает студентов к реальной проектно-конструкторской деятельности, при их выполнении проявляются высшая группа образовательных результатов, описывающих владения. В этом случае также требуется использование оценивающих процедур. Наиболее приемлемой  формой оценки проектной разработки является презентация и защита студентом (или группой студентов) выполненного проекта [].

Представленные в работе результаты позволяют сделать выводы, что при проектировании современного оценочного процесса следует:

Список литературы

  1. Глубокова Е. Н. Фонды оценочных средств в структуре учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров // Непрерывное педагогическое образование в современном мире : от исследовательского поиска к продуктивным решениям [Текст] : (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А. И. Герцена) : сб. материалов междунар. науч. конф., 3-4 окт. 2013 г. — СПб., 2013 — Ч. 3. - С. 243-247.

  2. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367.

  3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание : методическое пособие / Н. Ф. Ефремова ; Федеральный институт педагогических измерений .— Москва : Национальное образование, 2012 .— 415 с.

  4. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Метод проектов в организации графической подготовки. // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. C. 22-31.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Варушкин Владимир Петрович
(18 марта 2016 г. 15:37)

Уважаемые коллеги!

Учитывается уровень сложности заданий обучающимся по программам ОПОП на 3, 4, 6 ЗЕ при подготовке баз тестовых заданий?

С уважением, В.Варушкин

Фото
Крайнова Марина Николаевна
(22 марта 2016 г. 10:23)

Уважаемый Владимир Петрович! Эффективность применения оценочных средств определяется используемыми технологиями контроля результатов обучения, которые предусматривают возможность комплексного оценивания  различных элементов образовательных программ, формирующих приобретаемые компетенции. При этом оценочные средства должны позволять измерять уровень достижения установленных результатов обучения (т.е.быть разноуровневыми).

Спасибо за вопрос.

М.Н.Крайнова

Фото
Бойков Алексей Александрович
(23 марта 2016 г. 21:13)

Уважаемые коллеги, спасибо за доклад! ФОСы - весьма актуальная для нас сейчас тема, а опыт коллег по стране - неоценим.

С уважением, Бойков.

Фото
Варушкин Владимир Петрович
(24 марта 2016 г. 12:11)

Марина Николаевна! Как я понял из вашего ответа, оценка построена на используемых технологиях контроля. Какие это технологии, и какая разница в критериях оценки различных технологий, допустим, бумажного и электронного? И еще, какое время тестирования отводится на различные виды технологий тестирования? Более того, дайте оценку возможности проведения тестирования обучающихся по заданию из материального обеспечения кафедры? К примеру, валы, корпусные детали выданные по заданию обучающимся и их ответы на постановленные вопросы (которые, в итоге, все равно решаются при эскизировании и на лабораторных работах)? Которые, как мне кажется, возможно, после оценки обучающимися показывать на деталях и отвечать на вопросы преподавателя: выбор главного вида, необходимость построения сечений, разрезов и т.п. Таким образом, есть еще одна из возможностей разработчиков ФОС, оформить текущий контроль дисциплины.

С уважением, В.Варушкин


Назад Go Back