Назад Go Back

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ *

English version
Фото Александрова Евгения Петровна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Носов Константин Григорьевич (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

В рамках концепции развития образования на ближайшие годы обсуждаются вопросы использования метода проектов и потенциала современных компьютерных технологий при геометро-графической подготовке студентов в техническом вузе. Проведен анализ состояния современной проектно-конструкторской деятельности. Приводятся примеры практико-ориентированных задач геометрического моделирования и проектных заданий, выполняемых студентами при обучении инженерной графике.



Ключевые слова: геометро-графическая подготовка, метод проектов, практико-ориентированная деятельность, САПР.

 

* Статья опубликована в №5 журнала "Открытое образование" за 2015 г. (ссылка на публикацию: Е.П.Александрова, К.Г.Носов, И.Д.Столбова "ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ  В ХОДЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ" // Открытое образование. 2015. №5 (112). С.55-62.)

 

О концепции развития системы высшего образования

В декабре 2014 года утверждена Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1]. Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. В числе задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, утверждается создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики и удовлетворение потребностей производственной сферы и сферы потребления.

В Программе подтверждается приверженность к личностно ориентированной модели образования в высшей школе, законодательно установленной с переходом на ФГОС ВПО и внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода. Данная тенденция учитывает внешние вызовы и тенденции, позволяет существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства. Особое внимание предполагается уделять современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, инновационным формам и методам обучения.

В Программе отмечается, что за последние годы для обеспечения требуемого качества образования, утрачен важнейший инструмент – проектно-целевой подход. Предлагаемый проектно-целевой подход позволит:

При действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования до сих пор сохраняется предметно-дисциплинарная структура реализуемых вузом образовательных программ [2]. Поэтому все вышесказанное должно найти свое отражение в рамках предметного обучения, в том числе базовой геометро-графической подготовки (ГГП), осуществляемой на младших курсах вуза при подготовке специалистов инженерного профиля.

В сегодняшних условиях на первый план выдвигается задача поиска новых  технологий предметного обучения, соответствующих вызовам современной экономики и производства или даже опережающих их. В вузах внедряются программы, основанные на методах активного обучения, – как правило, проектно- или проблемно-ориентированных, в центре которых находится студент [3, 4]. Все чаще звучит тезис о том, что проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение является одной из наиболее эффективных инновационных форм обновления учебного процесса [5]. 

Таким образом, назревшая необходимость реализации в системе профессионального образования проектно-целевого подхода, разработки и внедрения технологий  проектного обучения актуализирует использование в образовательной деятельности метода проектов [6]. Однако на пути повсеместного внедрения  данного метода есть целый ряд проблем, решение которых концептуально не прописано, и сегодня каждый разработчик учебных предметных программ может наметить собственную траекторию их решения.

Целью данной работы является обсуждение вопросов практической реализации метода проектов в рамках графической подготовки студентов в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и организации в ходе образовательного процесса проектно-ориентированной деятельности студентов на основе использования современных информационных технологий.

Инновации в современной проектно-конструкторской деятельности

Бурное развитие компьютерной техники способствует активному продвижению современных информационных технологий во все сферы жизнедеятельности и производства. Цифровые технологии 3d-печати, 3d-сканирования, 3d-моделирования и 3d-визуализации становятся основой высокотехнологичного производства, они позволяют сократить производственные затраты и сроки проектирования, обойти технологические ограничения и повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Необходимо отметить также, что информационные технологии принципиально изменили и проектно-конструкторскую деятельность, внесли значительные коррективы в разработку проектно-конструкторской документации, включая ее создание и контроль. Взамен бумажным чертежам и традиционной форме конструкторской документации появился электронный формат представления – электронные чертежи и 3d-модели, на смену технологии графического проектирования в 2d-формате пришли 3d-технологии геометрического моделирования [7,8]. Стандартами установлена новая терминология: электронная модель детали (ЭМД), электронная модель сборочной единицы (ЭМСЕ), электронная структура изделия (ЭСИ) и др. [9]. Электронные прототипы и 3d-печать  пришли на смену физическим макетам, значительно ускорив этап создания и анализа проектно-конструкторской документации [10].

Сегодня использование систем автоматизированного проектирования в проектных и образовательных стало массовым и обыденным. САПР находится в постоянном и очень динамичном развитии. Ежегодно выпускают новые версии существующих продуктов, появляются новые решения и целые классы систем. САПР  воспринимается теперь не только как среда проектирования, но и как средство взаимодействия всех участников создания новых изделий и даже будущих потребителей [11].

Среди моделей, используемых в конструкторских САПР в настоящее время, можно выделить модели пространственных объектов и модели чертежей. Более эффективные модели объектов (твердотельные) используются в современных системах трехмерного проектирования.

Огромным преимуществом современных САПР является возможность параметризации создаваемых объектов. Наличие условий для создания параметрической модели заложено в возможности системы проектирования, а параметрическое описание объекта становится  идеологической базой современных конструкторских разработок. Можно выделить следующие преимущества  проектирования с параметризацией на этапе 3d-моделирования [12]:

  1. При пошаговом построении модели сохраняется последовательность выполнения операций, а соответственно и логика построения, подразумевающая наличие иерархии родитель – потомок.
  2. На каждом этапе добавления операции не требуется знать или помнить большую часть параметров предыдущих операций, достаточно лишь выработать концепцию построения модели и следовать ей, задавая взаимосвязи между параметрами.
  3. При необходимости изменения или редактирования модели, в пределах общей концепции построения, процесс, по большей части, сводится к изменению численных значений параметров модели, замене операций в дереве построения и добавлению/удалению взаимосвязей. При этом процесс перестраивания модели и обнаружение ошибок или конфликтов происходит автоматически.

Данный подход, кроме рационализации процесса создания объекта и использования его в дальнейшем в качестве прототипа, позволяет проектировщику за короткое время производить очень большое количество итераций при поиске оптимальной формы модели, а с применением современных расчетных модулей также получить и оптимальные значения таких физических (и не только) параметров как вес, прочность, обтекаемость, гибкость, долговечность, экологичность, эргономичность и др. [13].

Учитывая мировые тенденции в сфере проектной деятельности и исходя из вышесказанного, можно констатировать, что обучение сегодняшних студентов инженерного профиля методам моделирования, основанных на параметризации, просто необходимо для повышения уровня конкурентоспособности будущих выпускников.

Все перечисленное говорит о необходимости разработки новых технологий обучения, которые смогут обеспечить гарантированное качество графической подготовки студентов и будут соответствовать  развитию современного производства и автоматизированных цифровых технологий проектирования. Инновационные программы должны быть практико-ориентированными и проектно-направленными, организовывать среду, приближенную к реальной конструкторской деятельности, и создавать условия для формирования у студентов востребованных компетенций проектно-конструкторской деятельности [14,15].

Проектно-ориентированная деятельность в ходе графической подготовки                          

Для геометро-графического обучения студентов в рамках базовой инженерной подготовки на младших курсах вуза вопросы внедрения метода проекта особенно актуальны. Во-первых, сам профиль такой подготовки предполагает практико-направленную профессиональную деятельность. Во-вторых, использование этого метода  позволит  приблизить образовательные технологии к профессиональной деятельности конструктора-проектанта, которые в последнее время претерпели значительные инновационные изменения. Заметим, что проектно-ориентированная деятельность студентов в данной предметной области невозможна без применения пакетов САПР.

В ходе графической подготовки студентов ПНИПУ практико-ориентированные и проектные задания для студентов опираются на технологию 3d-проектирования, когда на основе геометрического моделирования в CAD-системе создаются виртуальные 3d-модели геометрических объектов, деталей или сборочных единиц, что соответствует потребностям и перспективным тенденциям развития процессов проектирования и производства. В качестве основного инструментария моделирования виртуальных объектов в учебном процессе используется САПР Компас-3D, широко известная и достаточно развитая. Она удовлетворяет всем требованиям геометрического моделирования, необходимым для выполнения заданий в рамках базовой графической подготовки студентов.

При разработке программы реализации графической подготовки и создании методического сопровождения предусмотренных форм обучения студентов системно и последовательно увеличивается доля проектной составляющей в учебных задачах и заданиях по мере освоения разделов образовательной программы. В табл. 1 приведена системная последовательность применения проектных технологий с учетом уровня погружения студентов в проектную деятельность.

При разработке программы реализации графической подготовки и создании методического сопровождения предусмотренных форм обучения студентов системно и последовательно увеличивается доля проектной составляющей в учебных задачах и заданиях по мере освоения разделов образовательной программы. В табл. 1 приведена системная последовательность применения проектных технологий с учетом уровня погружения студентов в проектную деятельность.

Таблица 1

Применение образовательных технологий с различным уровнем погружения  в проектную деятельность

Уровни погружения
Типы решаемых задач (практическая реализация)
Постановка задачи (преподаватель)
Методика решения (студент)
1
Проблемно-ориентированные задачи
Геометрические задачи на основе 3d-моделирования.
Ситуационные задачи, требующие базовых знаний пространственной геометрии.
Рекомендации с пошаговым алгоритмом решения поставленной задачи.
2
Проблемные задачи
Комплексные геометрические задачи на основе 3d-моделирования.
Комплексные задачи, требующие получения промежуточных выводов и решений, для перехода к основному решению.
Выбор рационального алгоритма решения задачи из рекомендованных или представление собственного.
3
Проектные задания
Проектирование простой детали (изделия) с реальным назначением.
Проектное задание на выполнение 3d-модели изделия.
Тренажная технология выполнения по разработанному алгоритму с упором на оптимизацию выполнения и параметризацию.
4
Учебные проекты
Учебный проект на создание 3d-модели сборочной единицы.
Вариативное задание на проектирование простой сборочной единицы. Описаны все параметры изделия.
Рекомендации с пошаговым алгоритмом реализации модели сборочной единицы.
5
Специализированные проекты
Разработка комплекта конструкторской документации с применением САПР.
Задание на проектирование сборочной единицы специального назначения. Описаны лишь выходные параметры изделия.
Самостоятельная реализация проекта.

 

Теоретической базой графической подготовки является изучение разделов начертательной геометрии. Здесь за основу концепции проектно-ориентированного обучения взято положение о возможности включения основополагающих геометрических алгоритмов в технологию создания абстрактных трехмерных объектов методами визуально-образного 3d-моделирования. Речь идет о синтезе основ начертательной геометрии и современного инструментария виртуального 3d-моделирования [16]. Такой синтез стимулирует мыслительную деятельность обучаемого и одновременно прививает навыки работы с 3d-моделью, обеспечивая тем самым первоначальную подготовку студента к реальной профессиональной деятельности. Кроме того, в проектном подходе учитывается и личностная составляющая. В зависимости от индивидуальной готовности и собственных амбиций, мотивации к саморазвитию и потребности в величине рейтинговой оценки учебных достижений студент может выбрать уровень сложности задания, вариативность постановки задачи, алгоритм ее реализации.

В табл. 2 приведены примеры постановки и перечень требований к реализации тематических задач дисциплины с учетом уровня проектной составляющей в алгоритме выполнения.

Таблица 2

Условия для реализации геометрических задач

а

б

Условие задачи 1:
Создать модель пирамиды, основание которой правильный треугольник с заданной стороной, а одна из боковых граней (равнобедренный треугольник) перпендикулярна основанию.
Дополнительные условия:
а) известна величина большего бокового ребра с ;
б) известна величина линейного угла j, определяющего двугранный угол между наклоненными боковыми гранями.
 
Реализация:
Вариант «а»:
- 1 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Прямые и плоскости, их взаимное расположение» используются в нестандартной ситуации;
- 3D-моделирование осуществляется по заданному алгоритму.
Вариант «б»:
- 2 уровень погружения в  «метод проектов»;
- знания по теме «Методы преобразования чертежа» косвенно используются при решении геометрической задачи с проблемной постановкой;
- 3D-моделирование осуществляется путем выбора наиболее рационального алгоритма.
а
б
Условие задачи 2:
Создать модель прямого кругового конуса с заданными параметрами, рассеченного плоскостью по эллипсу.
Дополнительные условия:
а) известны величина большой оси эллипса и удаление его центра от основания конуса;
б) известны величины большой и  малой осей эллипса.
 
Реализация:
Вариант «а»:
- 1 уровень погружения в «метод проектов»;
- геометрические знания по теме «Сечение конуса плоскостями» используются при решении проблемно-ориентированной задачи;
- 3D-моделирование осуществляется по заданному алгоритму.
Вариант «б»:
- 2 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Способ вспомогательных секущих плоскостей-посредников» используются при поиске варианта решения проблемной задачи;
- алгоритм 3D-моделирования строится самостоятельно.
а
б
Условие задачи 3:
Создать модель композиции из пересекающихся поверхностей, одна из которых – прямой круговой конус с заданными параметрами, а место расположения и параметры других поверхностей неизвестны.
Дополнительные условия:
а) конус пересекается со сферой по двум окружностям с заданными диаметрами;
б) конус пересекается с прямой треугольной призмой по кривой – параболе с заданным параметром.
 
Реализация:
Вариант «а»:
- 1 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Пересечение соосных поверхностей вращения» в нестандартной ситуации;
- 3D-моделирование осуществляется по заданному алгоритму.
Вариант «б»:
-  2  уровень  погружения  в  «метод  проектов»;
- комплексные знания по темам «Сечение конуса плоскостями» и «Пересечение поверхностей» используются  в нестандартной ситуации;
- алгоритм 3D-моделирования строится самостоятельно.
 
В большей же степени образовательные технологии, приближающиеся к реальным условиям проектных разработок, необходимо  внедрять в раздел дисциплины «Инженерная графика», отвечающий за развитие профессиональных навыков конструирования и проектирования. Ниже представлены примеры постановки и этапы выполнения проектных заданий профессиональной направленности. Задания предусматривают вариативную часть, выполняемую студентами в зависимости от уровня личностной готовности и собственного желания. В качестве примеров приведены два промежуточных учебных задания: проектирование коробки контактного реле (пример 1) и разработка комплекта конструкторской документации на изделие – соединение опрессовкой (коллективная работа студентов над учебным проектом  – пример 2). Пример 3 демонстрирует материал для вариативной постановки специализированного проекта, являющегося заключительным этапом программы базовой геометро-графической подготовки студентов.
 
Пример 1. Проектируемый объект – коробка реле
 
Составные части – детали Корпус и Крышка (рис.1). Задание выполняется по готовому алгоритму. Размеры детали Корпус заданы и являются параметрическими. Деталь Крышка проектируется путем контекстного моделирования в сборке и имеет параметрическую связь  с деталью Корпус.
Часть 1. Создание детали — Корпус
Порядок выполнения:
1. В одной из базовых плоскостей создать эскиз основания Корпуса. Согласно заданию в эскизе вычертить плоский контур основания детали, задать необходимые параметрические связи и размеры. Выделить центры окружностей.
2. Выдавливанием создать основание детали.
3. Выдавливанием создать выступ над основанием.
4. Задать скругления для наружных кромок и граней детали.
5. Операцией «Оболочка» создать тонкостенный объект.
6. Выдавливанием контура вырезать отверстие. Создать массив отверстий.
7. Дополнительное задание.  Добавить на любую боковую грань детали выступ с отверстиями для крепежа кабельного соединителя/разъема.
Часть 2. Создание детали — Крышка
Порядок выполнения:
1. Во вновь созданную сборку добавить деталь Корпус.
2. На нижней грани детали Корпус создать контекстную деталь Крышка.
3. Создать в плоскости эскиза проекцию внутренней кромки нижней грани детали Корпус.
4. Выдавливанием создать основание крышки.
5. Создать бобышки, используя проекции кромок отверстий в детали Корпус.
6. Дополнительное задание: а) создать сквозные отверстия в центре бобышек; б) создать аналогичные бобышки для крепления платы без сквозных отверстий.
Результаты выполненного проекта изделия представлены на рис. 1в.

Рис. 1. Результаты проектирования коробки реле: а –  модель корпуса; б – модель крышки;  в – модель изделия  в сборе 

 
Пример 2. Проектируемый объект – типовое соединение опрессовкой
 
Техническое задание: разработать комплект конструкторских документов на сборочную единицу «Соединение опрессовкой», включая пресс-форму, необходимую для изготовления изделия. Составные части сборочной единицы: армирующая металлическая деталь, неметаллическая составляющая.
Состав проектной документации:
1. 3d-модели составных частей изделия: а) армирующей детали;  б) неметаллической основы изделия.
2. Ассоциативный чертеж армирующей детали.
3. Виртуальная 3d-сборка изделия.
4. Ассоциативный чертеж сборочной единицы.
5. 3d-модель пресс-формы.
6. 3d-печать структурных составляющих проекта.
Полнота реализации проекта зависит от трудоемкости,  запланированной в учебной программе, выделяемой на этот этап обучения, количества участников проектной группы, уровня подготовленности студентов. Пример проектной документации (в минимальной комплектности) приведен на рис. 2.

 

Рис. 2. Результаты проектирования соединения опрессовкой:  а – модель армирующей детали; б – 3d-модель изделия;    в – фрагмент ассоциативного чертежа

Пример 3. Проектируемый объект – блок роликовый

Техническое задание: разработать комплект конструкторской документации на сборочную единицу «Блок роликовый». Составные части сборочной единицы: основание, прижим, валик, ролик, фиксатор. Также требуется выполнить подбор стандартных деталей из библиотеки – крепежей и подшипников. Вариант выполнения специализированного проекта приведен на рис. 3.

Состав проектной документации:

1. 3d-модели составных частей изделия.

2. Ассоциативные чертежи деталей.

3. 3d-сборка изделия.

4. Ассоциативный чертеж сборочной единицы.

5. 3d-печать структурных составляющих проекта.

Подобные проекты являются практически универсальными для целей геометро-графической подготовки студентов за счет своей вариативности. Например, некоторые из возможностей постановки проекта:

1. Изменение под любой уровень сложности моделирования - от простого, 3-х деталей по отдельности, до контекстного (гибридного) моделирования непосредственно в сборке,  до 5 и более деталей. Добавление в сборку стандартных изделий из библиотек.

2. Изменение под объем выделенных часов на выполнение - количество решаемых задач можно как уменьшить, так и увеличить. Можно выдать готовые параметры крепежных изделий и подшипников или дать задание на их подбор в справочной литературе.

3. Изменение последовательности выполнения или возможность использования прототипов. В силу того, что решение некоторых задач контекстного моделирования требует приличных знаний в области геометрии, соответственно, могут быть предложены типовые алгоритмы решения или исключены некоторые этапы из процесса моделирования.

4. Изменение требований к комплекту конструкторской документации на выходе. Например, введение подсборок для усложнения процесса подготовки КД при создании спецификации и ассоциативных чертежей.

5. Изменение количества участников выполнения проекта –  от одиночного исполнения до коллективного (в составе двух-трех студентов).

Рис. 3. Результат проектирования блока роликового: а – модель сборочной единицы; б – модель сборочной единицы в разнесенном виде

Приведенные в работе примеры постановки учебных проектно-ориентированных задач и проектных заданий, выполнение которых основано на синтезе конструкторской практики и инструментария геометрического моделирования, сближают технологии обучения с современной проектно-конструкторской деятельностью. Использование опробованной методики особенно перспективно при оптимизации процесса обучения в условиях дефицита временных ресурсов. Как показывают результаты,  методика и модель реализации метода проектов позволяют изменить характер учебной деятельности учащихся, усиливают их мотивацию, учитывают индивидуальные возможности и потребности, а также приобщают к решению практических задач, приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускников.

Заключение

В работе затронуты вопросы реализации инновационной методики преподавания геометро-графических дисциплин на основе метода проектов. Предлагаемые технологии образовательной деятельности направлены на сближение современных технологий проектно-конструкторских работ с методикой предметного обучения.

Авторы считают, что в данной работе наиболее важными являются следующие положения и результаты:   

1. Разработанная методика и содержание учебных заданий учитывают положения  Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, а также тенденции развития современных технологий проектно-конструкорской деятельности.

2. Приведены примеры разработанных практико-ориентированных геометрических задач, учебных заданий и проектов, использующие современные возможности компьютерного моделирования и приближающие учебную среду к реальной профессиональной деятельности.

3. Новая методика позволяет оптимизировать процесс обучения. Появляется возможность дифференцированного подхода, позволяющая варьировать сложность учебных заданий с учетом индивидуальных способностей студентов и их заинтересованности в развитии компетенций в области геометрического моделирования.

4. Апробирование представленной методики показало, что обновленные технологии  с интересом воспринимаются студентами и успешно способствуют формированию проектно-конструкторских компетенций.

 

* Статья опубликована в №5 журнала "Открытое образование" за 2015 г. (ссылка на публикацию: Е.П.Александрова, К.Г.Носов, И.Д.Столбова "ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ  В ХОДЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ" // Открытое образование. 2015. №5 (112). С.55-62.)

Список литературы

  1.  Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://government.ru/docs/16479/ (Дата обращения: 25.06.2015).
  2.  Лобов Н.В., Столбова И.Д., Столбов В.Ю., Данилов А.Н. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. С. 25-33.
  3.  Эльяш Н.Н. Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам // Образование и наука. 2015. № 1 . С. 166-174.
  4.  Зеленченко В.М., Ларионов В.В., Пак В.В. Совместная деятельность студентов на практических занятиях по физике: формирование идей на уровне проекта // Вестник ТГПУ. 2012. №2 (117) . С. 147-151.
  5. Захарова А.А., Минин М.Г. Проектно-ориентированное обучение студентов с использованием 3d-моделирования  // Высшее образование в России.  2011. № 1. С. 96-101.
  6.   Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста  // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2-8.
  7.  Рукавишников В.А., Халуева В.В. Информационно-технологическая основа формирования проектно-конструкторской компетентности специалиста в вузе. В сборнике: Информатизация инженерного образования ИНФОРИНО-2014. Труды международной научно-методической конференции. 2014. Стр. 129-130.
  8. Тельной В.И., Рычкова А.В. Выполнение чертежей деталей в электронной форме. В сборнике: Информатизация инженерного образования ИНФОРИНО-2014. Труды международной научно-методической конференции. 2014. Стр. 161-164.
  9.  Шахова А.Б., Столбова И.Д. Качество графической подготовки студентов технических вузов в соответствии с современным состоянием единой системы конструкторской документации // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 27-31.  
  10. Александрова В.В., Зайцева А.А. 3D моделирование и 3D прототипирование сложных пространственных форм в рамках технологии когнитивного программирования. //Тр. СПИИРАН, 27 (2013)/C. 81-92.
  11. Малюх В.Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. -  М.: ДМК Пресс, 2010. 192 с.
  12. Копорорушкин П.А., Партин А.С., Куреннов Д.В. Алгоритм расчёта параметризованных объектов в системе геометрического моделирования машиностроительных изделий // Автоматизация. Современные технологии. 2008. №7. С. 7-12.
  13. S. Pant, G. Limbert, N. Curzen. Multiobjective design optimisation of coronary stents // Biomaterials. 2011. № 31. Pages: 7755-7773. DOI: 10.1016/j.
  14. Михелькевич В.Н., Москалева Т.С., Пузанкова А.Б. Инженерно-графическая подготовка студентов на базе электронного учебно-методического комплекса // Вектор науки ТГУ . 2014. №3. С. 314-317.
  15. Минин М.Г., Захарова А.А., Сафьянников И.А., Вехтер Е.В. Организация процесса подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности // Высшее образование в России.  2013. № 5. С. 106-113.
  16. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Геометрическое моделирование как инструмент повышения качества графической подготовки студентов // Открытое образование. 2014. № 5 (106). С. 20-27.

Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back