Назад Go Back

РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

English version
Фото Тен Марина Германовна (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет )


Аннотация

В данной статье раскрывается сущность проблематики развития профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения технического вуза. Представлен выявленный путь решения педагогической проблемы в условиях интенсификации учебного процесса на кафедре начертательной геометрии. Решение опирается на применение интерактивного учебного контента преподавателя начертательной геометрии, являющегося практическим воплощением современных разработок педагогики в области развития квалификационных навыков и творческих способностей обучающихся. В интерактивный учебный контент входят способы воздействия на студентов, позволяющие активизировать восприятие учебной информации при индивидуализации образовательной траектории: канал на YouTube, сайты преподавателя, электронные ученые пособия, выполненные в формате видео.



Ключевые слова: пространственное воображение, профессиональные компетенции, студенты технического вуза, восприятие, интерактивный учебный контент, графическая деятельность.

Переход на новые образовательные стандарты изменяет подход к развитию профессиональных компетенций инженеров. Это выдвигает на первый план такую составляющую квалификационных характеристик, как творческие качества, когда студенты становятся способными генерировать и воплощать новые оригинальные идеи, решать нестандартные задачи. Поэтому одним из важнейших требований при обучении студентов в высших технических учебных заведениях должно стать развитие важного компонента творческой деятельности - пространственного воображения.

Особенно остро данная проблема стоит на первом курсе при преподавании начертательной геометрии у студентов заочной формы обучения, что связано с особенностями учебных программ, а также спецификой набора на эти формы обучения.

Студенты-заочники закончили предыдущие ступени образования, как правило, несколько лет назад, потому нуждаются в особом дидактическом материале, позволяющем в сжатые сроки осмыслить теорию курса и, выполнив учебные задания, сдать экзамен. Вместе с тем количество лекций (в часах) сократилось у студентов направления «Строительство», согласно новым стандартам, до 6, а практических занятий, до 20. Таким образом - общее число аудиторных занятий - 26 часов, что недостаточно для эффективного освоения курса. Несмотря на то, что итоговых часов по дисциплине- 108, многие студенты недопонимают дидактический материал при самостоятельном освоении. Лекции, проводимые в период сессии, не могут обеспечить достаточный уровень усвоения, так как проводятся одномоментно, не давая возможности осмыслить преподносимый материал. Это подтверждают результаты исследований (см. рис.1).

Эксперимент по выявлению характера трудностей у студентов-заочников при освоении курса и поиску путей решения возникающих проблем проводился на базе кафедры начертательной геометрии архитектурно-строительного факультета НГАСУ (Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета) в 2015-2016 учебных годах.

В эксперименте участвовали 50 человек – студентов первого курса заочной формы обучения направления подготовки – «Строительство». Проводилось экспериментальное исследование в следующих направлениях: опросы, беседы, анкетирования.

Можно выделить две категории трудностей, дающие ключ к пониманию затруднений студентов по освоению начертательной геометрии. Первая - неразвитость пространственного воображения, вторая – недопонимание студентами дидактического материала.

Анкетирования и опросы студентов также показали, что часть студентов считает, что необходимо увеличить количество учебных часов, но большинство нуждается в повышении наглядности в процессе обучения.

Образовательные тенденции, связанные с реформированием системы образования в России таковы, что в программах происходит сокращение аудиторных часов при увеличении самостоятельной работы. Например, в 2015-2016 уч. г. у заочников количество лекций сократилось на 2 часа по сравнению с 2014-2015 уч. г..

Эти проблемы выделяет в своих исследованиях Д.Е. Тихонов-Бугров. Он пишет, что «отмечены трудности сохранения и развития проектно-конструкторского подхода к обучению в связи с переходом на заграничную двухуровневую подготовку и резкое сокращение аудиторных часов» [4, c.47].

Мы пришли к выводу, что индивидуализировать образовательную траекторию студентов заочной формы обучения можно в результате дополнения существующего дидактического материала новыми разработками, отражающими системное видение проблемы. Необходимо расширить возможности современных технологий и коммуникаций в процессе преподавания.

Разработанный интерактивный контент включает в себя учебный комплекс: учебные курсы в системе Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), канал на YouTube, сайты преподавателя, электронные учебные пособия.

При разработке контента использовался комплексный подход, интегрирующий в себе различные средства взаимодействия со студентами с применением новых методик в процессе обучения.

Хочется особо остановиться на системе Moodle, которое обеспечивает дистанционное взаимодействие, актуальное для обучающихся заочной формы. А. А. Темербекова полагает, что эта система «дает для преподавателя обширный инструментарий для предоставления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности студентов как индивидуальной, так и групповой» [1, с. 146]. Автор подчеркивает возможность бесплатного использования системы, а также ее корректировки и изменения. Студенты могут присылать учебные задания для проверки, пройти тесты для выявления уровня усвоения учебного материала, задавать вопросы. Конечно, такая форма взаимодействия требует от преподавателя дополнительных временных затрат, но имеет много положительных значений: обеспечивает комфортную среду для студентов, индивидуализирует обучение, снижает психологическую нагрузку на студентов и преподавателей.

Для студентов заочной формы обучения в системе создано 2 учебных курса: «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Основы автоматизированного проектирования объектов». В курсы помещена разнообразная информация: пособия, лекции, шаблоны для выполнения заданий, полезные ссылки, видеоуроки.

Особо хочется выделить видеоуроки как перспективный элемент современных технологий. Видеоурок позволяет изменить классическую форму преподавания на дистанционную, но главным его преимуществом как формы обучения является синтез видео, аудио и текстовой информации. Этот способ подачи информации позволяет пошагово излагать учебные действия при обеспечении максимальной наглядности и доступности обучающего материала. Студент имеет возможность просматривать урок в любое возможное время и, что важно, на различных устройствах. Возможно, например, при поездке на работу или учебу, открыть гаджет и просмотреть урок, выбрав нужный фрагмент. Единственный недостаток - отсутствие живого общения с преподавателем, но можно комментировать видео, задавать вопросы в любое удобное время.

Значительный интерес вызывают видеоуроки по выполнению заданий начертательной геометрии средcтвами AutoCAD. Примечательно, что мы используем графический редактор не как электронный кульман, а в качестве средства, формирующего способность к анализу и синтезу пространственных форм и отношений, особое внимание уделяя компьютерному моделированию при выполнении обязательных учебных заданий. Полагаем, что видеоуроки по приемам «плоского» вычерчивания в программе также мотивируют к обучению, так как студенты избегают рутинных операций, которые характерны для работы в карандаше.

Средняя продолжительность видеоурока – 10-12 минут, что позволяет быстро находить нужную информацию. Незначительная продолжительность урока и облегченный формат удобны для скачивания файла, что немаловажно для заочников, проживающих в отдаленных районах с медленной скоростью интернета.

Данный контент: канал на YouTube, вебсайт, видеолек-ции, курсы в модульной системе университета являются дополнением к традиционным способам обучения, их логическим продолжением. Интерактивный ученый контент позволяет усваивать учебную информацию в соответствии с законами рационального восприятия, развивая профессиональные компетенции студентов-заочников технического вуза.

Кроме положительного влияния на процесс усвоения учебной информации студентами, мы можем выделить еще одно немаловажное свойство интерактивного учебного контента: он существенно облегчает работу преподавателя, позволяет ему сосредоточиться на решении творческих задач и научной деятельности.

Проведенное исследование не является исчерпывающим и его необходимо продолжать, дополняя существующие разработки по мере изменения учебных программ и совершенствования средств мультимедиа. Возможно дальнейшее углубление исследований путем выявления психологических характеристик, оказывающих влияние на развитие пространственного воображения.

Список литературы

1. Темербекова А.А.  Интерактивное обучение: опыт и перспективы [Текст] / А.А. Темербекова А.А., Н.П. Гальцова // Информация и обра-зование: границы коммуникации INFO’15: сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд. РИО Горно-Алтайского госуниверситета. 2015. - С. 146.

2.  Тен М. Г.  Компьютерная графика при выполнении заданий по на-чертательной геометрии и инженерной графике. Видеоуроки: AutoCAD для заочников [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Г. Тен ;  Но-восиб. гос. архитектур.-строит. ун-т  (Сибстрин). Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3.  Тен М. Г. Формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей в процессе графической подготовки / М. Г. Тен // Геометрия и графика. 2015. Т. 3. №. 1. C. 59-63. DOI: 10.12737/10459

4.  Тихонов-Бугров Д. Е. Проектно-конструкторское обучение инже-нерной графике: вчера, сегодня, завтра / С. Н. Абросимов, Д. Е. Тихо-нов-Бугров // Геометрия и графика. 2015. Т. 3. №. 3. C. 47-57. DOI: 10.12737/14419

 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Восприятие начертательной геометрии в зависимости от типа обучения




Рис. 2
Рис. 2

Условия, способствующие лучшему освоению курса начертательной геометрии (по мнению студентов)




Рис. 3
Рис. 3

Характер трудностей при обучении в техническом вузе (по мнению студентов)




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(8 марта 2016 г. 21:05)

Здравствуйте Марина Германовна!

Неразвитость пространственного воображения – это ощущения или были проведены какие-то исследования и, вообще, что Вы под этим понимаете?

Возможно неразвитость пространственного воображения, и недопонимание студентами дидактического материала – это просто следствия одной причины, требующей непростого решения?

Вы предлагаете определенные уроки, размещенные на YouTube, или студенты учатся сами находить нужный материал по заданной теме?

Вы пишите, что такая форма взаимодействия требует от преподавателя дополнительных временных затрат, но это наверное только при разработке, а потом временные затраты должны уменьшиться? Очень хочется на это надеяться.

Вопросы не праздные, в настоящее время работаю над разработкой электронного курса на базе системы Moodle и для меня важен Ваш опыт. Насколько я понимаю, электронное обучение может применяться как при очной, так и дистанционной форме образования, но приведенный рисунок показывает, что для дистанционной формы обучения (особенно больное место) электронное обучение – важный фактор повышения усвояемости материала.

Пользуясь случаем, поздравляю Вас и в Вашем лице всех женщин конференции с Днем 8 Марта.

С уважением 

Фото
Тен Марина Германовна
(9 марта 2016 г. 12:59)

Уважаемый Алексей Алексеевич...Спасибо за поздравление и интерес к моим исследованиям...Я занималась несколько лет проблемой  развития пространственного воображения у студентов (в статье отразила не все результаты)... Недопонимание студентами материала вязано с комплексом причин (недостатками школьной подготовки или ее отсутствием), интенсификацией учебного процесса, несовершенсвом существующих программ и методик преподавания, а также неразвитостью пространственного  воображения. Неразвитость воображения связана частично с психофизиологическими особенностями студентов технических специальностей. У них (по результатам моих исследований) имеется доминирование левого полушария, а функции, отвечающие за пространственные представления, сосредоточены в правом полушарии. Студенты нуждаются в максимальной наглядности при изложении материала. Это подтверждают и опросы, и анкетирования. Я в данной статье эти результаты не отразила, но послала статью в ГиГ и там, если все будет хорошо, ее опубликуют...Конечно, об однозначной связи доминирования правого полушария на восприятие НГ нельзя  говорить со сто процентной уверенностью.... Для хорошего  восприятия нужен средний тип, когда функции обоих полушарий развиты гармонично.  В общем, в любом случае восприятие курса НГ связано в психофихиологическими особенностями студентов и особенностями курса НГ, требующего развитой логики и твоческих составляющих мышления...

Что касается моих разработок, то я начала свой путь с создания сайта, потом - канала, в который стала помещать все свои уроки. Вначале - по освоению Автокада (я мотивирую студентов осваивать Автокад и выполнять задания в графических редакторах), потом стала помещать уроки по НГ и ИГ...Три года назад создала несколько учебных курсов в Moodle...Очень довольна этой системой...Там материал можно систематизировать и помещать не только видео, но и текстовую информацию, создавать тесты...Все предельно просто..Сегодня, например, я не успела на паре рассказать материал по сечениям, так как пропала пара на 8 марта и  предложила студентам самим освоить эту тему по презентации, которую разместила в дистанционной системе..Кроме того, я завершаю свое новое видео по сечениям и разрезам и скоро его помещу на Youtube... Так что студенты могут освоить эту тему самостоятельно...В Moodle видео я встраиваю с ютуба...Найти уроки мои просто: вводите в поисковой системе: marinagermanovnaten,   и входите в канал...Там по темам сгруппированы видео....На сайт переходите по ссылке с Youtube....Можно работать только в Moodle (надо знать пароль для курса)...Думаю, что сочетание дистанционных форм обучения с традиционными дает наилучший результат...В дистанционных формах я выделяю видеоуроки....Согласно опросам, они являюся очень эффективной формой обучия при соблюдении определенных условий...

Последнее- временный затраты..Конечно, они временны..Но у меня так происходит -  хочется идти дальше, а предела совершенсову нет )))) Подчеркиваю - ОЧЕНЬ сильно облегчает труд как студента, так и преподавателя применение дистанционных форм обучения.

С уважением. Тен М.Г.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(9 марта 2016 г. 14:04)

Марина Германовна!

Спасибо за очень обстоятельный ответ. Из него я почерпнул не меньше, если не больше чем из доклада.

У меня есть еще вопрос, который не относится к теме, и возможно этот вопрос не только к Вам.

В октябре 2015 на конференции Москва-Новосибирск, проводимой уважаемым В.И. Вышнепольским, прозвучал очень интересный доклад К.А.Вольхина о применении электронного обучения. Насколько я понимаю, вы работаете вместе, используете ли вы опыт друг друга и насколько ваша работа – это дело всей кафедры или пока энтузиастов?

И еще, Вы ни разу не упомянули в докладе и в ответе, что Вы говорите об электронном обучении. А ведь Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" не отождествляет электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Используете ли Вы Ваши разработки и в учебном процессе студентов очной формы обучения?

С уважением

Фото
Тен Марина Германовна
(9 марта 2016 г. 15:00)

Уважаемый Алексей Алексеевич! Я работаю с Константином Анатольевичем на одной кафедре...Он также применяет электронные и дистанционные формы обучения в своей работе и, конечно, мы поддерживаем друг-друга в процессе преподавания. Как говорится, идем в одном направлении, но немного разными путями.  К.А.Вольхин делает упор на пошаговое изложение материала в своих электронных пособиях, а я применяю видеоуроки, которые также объединяю в пособия в рамках курсов.  У наc разные курсы в Moodle, мы применяем разные графические редакторы (я отдаю предпочтение Автокаду, он- Компасу)....У нас также единое мнение по-поводу применения средств объемного моделирования в процессе преподавания ....

В принципе, я полагаю, что каждый преподаватель должен быть энтузиастом своего дела и иметь свой курс, отображающий индивидуальный подход к преподаванию...Конечно, в рамках разработанных программ.... 

Что касается электронных и дистанционных средств обучения, то, по моим понятиям, они связаны друг с другом и в дистанционных формах мы применяем электронные средства обучения и наоборот..Наверное, то, что я не упомянула об электронных средствах - это мое упущение. Возможно, связанное с тем, что под дистанционными средствами мною понимается прежде всего применение электронных средств в процессе преподавания. В общепринятом же понятии дистанционное обучение - это, прежде всего, получение образования с удалением от преподавателя в интерактивной форме.  

Теперь последний вопрос - о заочниках. Конечно, я применяю свои разработки при работе с заочниками и это меня иногда просто спасает, да и студентов также. У нас, например,  есть одна форма обучения: вечерники- ускоренники...У них учебный курс излагается в том же объеме, но времени дается в 2 раза меньше для его усвоения. Например, 15 марта они должны сдавать зачет по инженерной графике, а мы начали курс- в начале февраля....

На парах я излагаю самые сложные понятия, выдаю задания, мы начинаем их выполнять, но завершать эпюры студенты  должны дома по видеоурокам. Конечно, видеоуроков недостаточно, потому в курс я помещаю и презентации, и учебники в электронном виде при их наличии. Так как большая часть студентов применяют графический редактор, то в курс я поместила шаблоны для выполнения заданий, выполненные в формате графичекого редавтора. Это делается для того, чтобы студенты избегали рутинных операций, сосредотачивались на решении учебных заданий. Конечно, для студентов доступны курсы, разработанные всеми преподавателями  нашей кафедре, в том числе К.А. Вольхиным. Каждый студент имеет свои особенности восприятия и кому-то подходят одни средства, кому-то - другие и отлично, когда есть выбор. В общем, в борьбе за знания все средства хороши. 

С уважением. Тен М.Г.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(9 марта 2016 г. 15:17)

Марина Германовна!

Вы так внимательно отнеслись к моим вопросам и ответили на них подробнее, чем в руководствах.

В Вашем лице я получил такую наставницу, что просто уверен, что теперь у меня тоже получится довести до применения электронные средства обучения. Спасибо.

С уважением Головнин Алексей Алексеевич

Фото
Тен Марина Германовна
(9 марта 2016 г. 16:38)

Алексей Алексеич, большое спасибо за такую лестную оценку..Думаю, что обмен опытом работы очень полезен для всех нас и если у вас возникнут вопросы по применению системы Moodle или же по созданию видеоуроков, то обращайтесь , я с удовольвтвием помогу чем смогу...Адрес почты, скайп и телефон у меня есть в канале, а также на моем сайте...С уважением. Тен М.Г.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(9 марта 2016 г. 17:36)

Марина Германовна, читая Ваши слова благодарности за высокую оценку хорошо выполненной и донесенной до читателя работы, поймал себя на мысли, что за этим мы сюда и приходим. Авторы – за доброжелательными отзывами и конструктивными замечаниями, читатели – за советом и помощью. Это должно быть нормой, а получается, что удивляешься, когда встречаешься с таким отношением.

Спасибо за предложение помощи, буду знать, к кому можно обратиться, постараюсь не докучать. Еще раз с уважением Головнин Алексей Алексеевич

Фото
Усанова Елена Владимировна
(19 марта 2016 г. 1:28)

Марина Германовна!

По психолого-педагогическим аспектам влияния графических средств представления обучающей информации на базе мультимедиа в графической подготовке студентов есть мои публикации еще в первом выпуске Г&Г ( 2011г.) и др.  печатных изданиях. Результаты этих многолетних исследований в ГГП  вполне коррелируют с данными, полученными Солововым в Самаре для других предметных областей инженерной подготовки. Аналогичные данные получают сейчас и в зарубежных экспериментах.

 Для развития пространственных представлений необходимо развивать мышление графическими образами. Наглядность позволяет воспринять графический объект симультанно, практически сфотографировать его в том виде, в каком он представлен для восприятия. Словесное же описание,  или даже различные схематические представления будят «движение мысли». Слова превращаются  в образ. Т.е. наглядностью с помощью мультимедиа мы только сокращаем время на восприятие обучающей информации, интенсифицируем его, а научить быстрее мыслить получается пока только в деятельности (тренинге). Приемы ее интенсификации в нашей сфере - КГ, например.

По поводу облегчения учебно-информационного взаимодействия: от 16 до 43 студентов во второй половине дня обращаются или через облачный сервис Black board или по e-mail. Нормативно часы общения у нас пока никак не конкретизированы. Поэтому, думается, оптимальный вариант обучения в ГГП на данный момент за blended learning с применением мультимедиа (видеоролики, например). А CAD сейчас у каждого студента на ноуте.

С уважением, Усанова Е.В.

Фото
Тен Марина Германовна
(19 марта 2016 г. 9:06)

Уважаемая Елена Владимирована..Думаю, что наши исследования не противоречат друг-другу...Я также много лет занималась исследованиями по проблеме развития пространственных представлений у студентов технических специальностей и мои исследования были на стыке психологии и педагогики. Исследовала, как влияет функциональная специализация полушарий на восприятие начертательной геометрии (экспериментальная база была довольно обширная). Мой вывод: студенты, имеющий средний тип восприятия (так называемые амбидекстры), более успешны в освоении НГ, то есть нужна и логика, и пространственные представления. Проблема студентов технических специальностей: доминирования функций левого полушария (кстати, иная картина - у архитекторов). Вот поэтому именно в техническом вузе необходимо повышать наглядность при изложении учебного материала, и самые современные средства - это средства мультимедия...При этом в рамках этих средств можно применять различные приемы повышения наглядности...Я, например, наряду с другими приемами, делаю видеоуроки по решению задач средствами как НГ, так и машинной графики и мотивирую студентов как можно шире применять средства объемного моделирования. В этом году я провела исследования и выяснила, что самый эффективный способ формирования пространственных представлений-это решение задач по НГ и ИГ с применением средств объемного моделирования + наличие обучающего контента преподавателя, содержащего видеоролики, в которых демонстрируются объемные модели, пояснящие задания)...То есть мои выводы (если я вас правильно поняла), коррелируются с вашими данными: необходима и деятельность студентов, и применение средств мультимедиа преподавателем...

С уважением, Тен М.Г.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(19 марта 2016 г. 12:29)

Марина Германовна, Елена Владимировна, еще раз здравствуйте!

С большим вниманием изучаю Вашу переписку, именно изучаю.

Обратил на себя вывод Марины Германовны о том, что решение задач по НГ и ИГ с применением средств объемного моделирования – самый эффективный способ формирования пространственных представлений. Уже становится привычным, что если не ставить решение задач НГ самоцелью, то к такому выводу неизбежно приводят все серьезные исследования.

Много лет, если не десятилетий проводит в этом направлении альтруистическую просветительную работу уважаемый А.Л. Хейфец, доклад на этой конференции и более ранние публикации уважаемой Л.С. Соколовой, других авторов, диссертация уважаемого В.А.Рукавишникова, наконец.

Хочется только высказать мнение относительно самого термина «задачи по НГ и ИГ». Задачи по НГ ведь перестают быть таковыми, как только мы начнем их решать «применением средств объемного моделирования»?

Понравилось «Словесно описание, или даже различные схематические представления будят движение мысли»

 

С уважением А.А.Головнин 

Фото
Тен Марина Германовна
(19 марта 2016 г. 13:54)

Уважаемый Алексей Алексеевич, мне тоже понравилось выражение Елены Владимировны о "движении мысли"...Мне кажется, задача педагогов, причем всех дисциплин, вызвать именно это движение...Если у студента возник интерес к предмету, то он освоит самый сложный курс )))) Что касается задач по НГ и ИГ, то, конечно, есть вопросы по целесообразности применения методов НГ при решении графических задач...Я думаю, что тут возможна "разумная достаточность", то есть сочетание методов компьютерной графики при решении задач  (согласна, что термин: задачи по НГ, звучит некорректно)...Возможно ли полностью перейти на машинные алгоритмы? Наверное, мы пока к этому не готовы..Первое - необходимо существенно изменить программы, второе  - усовешенствовать графические редакторы, третье - подготовить кадры...

И все-таки...Будет жаль потерять некоторые способы построения в случае торжества технического прогресса. Например, я работаю еще и с архитекторами и они выполняют перспективные построения, мы также строим тени в перспективе и в ортогональных проекциях...Есть такое задание - перспектива с отражением...Вот это задание разрешаем выполнять целиком средствами компьютерной графики, но только зная основы перспективы, основы построения теней, студент может грамотно выбрать направление источника света. А вот задание: построение перспективы способом сетки будет утрачено, если мы полностью заменим методы НГ методами машинной графики....

Сейчас вот разрабатываю видеоурок по инженерной графики: построение видов, разрезов, сечений, аксонометрии в AutoCAD  2016...Хочу предложить заинтересованным студентам, чтобы они полностью выполнили это задание средствами объемного моделирования, но это возможно только при знании основ ЕСКД и еще придется попотеть, чтобы правильно совместить вид с разрезом, рационально  проставить размеры...  

В общем, думаю, что переход на компьютерные алгоритмы при решении графических задач - неизбежность, но рубить с плеча не стоит, да и не получится)


Назад Go Back