Назад Go Back

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОПЕДЕВТИКЕ ДИЗАЙНА

English version
Фото Князева Елена Валерьевна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)


Аннотация

В статье представлен краткий обзор формирования методической основы композиционно-художественного формообразования. Представлены тематические разделы курса «Пропедевтика- основы композиции», которые знакомят с видами композиции, законами их построения и принципами организации. Иллюстрационный материал представляет собой работы студентов –дизайнеров (графический дизайн и дизайн среды) выполненные под руководством автора.



Ключевые слова: Композиционно-художественная подготовка, композиция, макетирование, дизайн.

Процесс композиционно-художественной подготовки дизайнеров имеет свою основу и исторические корни. Кроме того, он зависит от особенностей, уровня подготовки, личной одаренности студентов и вида дизайна.

Основы композиционно-художественной подготовки были сформированы в одной из ведущих школ дизайна 20-30-х г. XX века БАУХАУЗ (Высшая школа промышленного искусства). Создателем и инициатором уникального в своем роде пропедевтического курса является швейцарский художник Иоханес Иттен (1888-1967).  В 1919г. Иттен вводит в процесс обучения дизайнеров БАУХАУЗа данный курс сначала как факультативный предмет, а затем как обязательный предмет. Серия упражнений Иттена касалась изучения абстрактных элементов формы. Они строились на анализе характера трех основных форм -  круг, квадрат и треугольник. Надо было проанализировать свойства каждой из этих форм в отдельности, а затем в сочетании друг с другом.   Большое внимание  на  занятиях  уделялось цвету [4,6,7].  

После ухода Иттена  руководство пропедевтическим курсом переходит к венгерскому художнику Ласло Мохоль-Надю (1895-1946).  Мохоль-Надь делает главный акцент на упражнения по изучению материалов. Считая, что благодаря «интенсивным занятиям с материалами повышается уверенность и точность в ощущениях». Ряд упражнений Мохоль-Надь направлял на проработку структурно-пространственной конструкции предметов и поиску оригинальных и новых конструктивных решений.  Для их выполнения студенты изучали законы статики и динамики, механики и кинетики [4].

Свою завершенность и структурную целостность пропедевтический курс получил под руководством немецкого художника, дизайнера Йозеф Альберс (1888-1976). Альберс вслед за Иттеном и Мохоль-Надем особое внимание обращал на развитие комбинаторного мышления (умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов). Однако в отличие от Иттена он делал акцент на объемную композицию и упражнения макетного характера.  «Альберс одним из первых ввел в художественную педагогику предварительное изготовление макетов, конструкций и отдельных композиций, что в последствие будет широко применяться многими дизайнерскими и архитектурными школами» [4]. Также на занятиях со студентами Альберс продолжает ряд упражнений с материалами, разработанных Мохоль-Надем, делая акцент на развитие творческой фантазии и  способность изобретать новое. 

Из содержания этих курсов постепенно сформировалась методическая основа композиционно-художественного курса «Пропедевтика – основы композиции». В настоящее время курс «Пропедевтика – основы композиции» является фундаментальным курсом в системе подготовки дизайнеров, происходит от «греческого» - предварительно обучаю, означает введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предполагающий дальнейшее более глубокое изучение.

Курс состоит из трех частей и применяется для обучения дизайнеров 1 курса (графический дизайн, дизайн среды):

1 Часть содержит следующие темы: «Композиция. Виды композиции. Фронтальная (плоскостная) композиция», «Художественно-выразительные средства построения композиции», «Композиционные средства гармонизации художественной формы», «Визуальная трансформация и иллюзорные композиции», «Цвет в композиции».

2 Часть включает темы: «Основы макетирования», «Рельеф», «Объемная композиция», «Включение графики в объемную композицию», «Пластическое решение объемных форм».

3 Часть «Глубинно-пространственная композиция»

При изучении 1 части курса студенты знакомятся с видами композиции, законами их построения и принципами организации. Теоретический материал излагается в форме лекции-беседы с иллюстративным материалом и презентацией.  На практических занятиях студенты выполняют ряд формальных упражнений плоскостных композиций, используя художественно - выразительные средства (точка, линия, пятно) и средства гармонизации композиции.

Композиция. Виды композиции. Композиция слово латинское ”Compositio” составления сочетания. Искусство сочетания, составления различных частей в единое целое сообразно их смысла.  Основы композиции едины для всех видов искусства. Это относится ко всему, что нас окружает. Оглядываясь, мы можем убедиться в том, что окружающее нас пространство определенным образом организовано. Композиция обеспечивает логическое и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной.

Композиция делится на три вида: фронтальная (плоскостная) композиция, объемная  и глубинно-пространственная композиция. Однако такое деление достаточно условно, т.к. фронтальная композиция входит в состав объемной композиции или глубинно-пространственной, а объемная - неотъемлемая часть глубинно-пространственной композиции. 

Фронтальная (плоскостная) композиция – самостоятельное произведение, выполненное в различных техниках и материалах, созданное на плоскости заданного формата. Плоскостные композиции студенты выполняют различными способами: рисуют карандашом или гелиевой ручкой, делают в виде аппликации из геометрических фигур, надписей, линий, выполняют в технике коллажа.

Упражнения по комбинаторике с геометрическими фигурами, являются прообразом проектного этапа поиска вариантов решений объемно-пространственных объектов на плоскости. Знания, полученные студентами при выполнении формальных упражнений на плоскости, формируют мышление и наталкивают на целый ряд идей, представленных в предметном мире, развивают фантазию и образное мышление. Упражнения на основе симметрии и узоров направляют студентов на путь рационального использования самой проектной площадки или материалов, из которых будут изготовлены проектируемые объекты.

Упражнения на имитацию фактуры [3,5,9] складываются из арсенала:

Использование всего многообразия фактур при проектировании изделий дизайна дает возможность показать из какого материала изготавливается изделие, а также как оно будет смотреться в композиции. Разнообразие и неповторимость фактуры, формы и цвета открывает  широкие возможности при создании композиции.  Композиция   получается интересной и удачной, когда удается достичь единства трех составляющих – форма, цвет и фактура.

Сегодня, неотъемлемая часть при выполнении графических заданий компьютерные технологии. Упражнения выполняют как традиционными способами вручную (рис.1а,б), так и при помощи компьютерных специализированных графических программ (Сorel Draw, Fhotoshop, Illustrator и др.). Отсканированный натурный рисунок вносится в память компьютера, далее он может быть выполнен с применением специализированных графических программ. При создании плоскостных композиций на компьютере, можно применить все разнообразие графических приемов и эффектов не воспроизводимых вручную.   

Преобразования композиции за счет ритмических, графических и размерных рядов, изменения положения элементов, иллюстрируют возможность графики, влияющих на восприятие человека, так мы подошли к упражнениям на визуальную трансформация и иллюзорные композиции. Иллюзорность – обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях механизма зрения (являясь следствием несовершенства органов чувств) и в физических свойствах предмета. Научное исследование геометрических оптических иллюзий было начато в середине ХIX века. Затем на протяжении полувека появилось около 200 научных работ на эту тему.

Замечательным мастером иллюзий был знаменитый график, голландец Морис Корнелиус Эшер, изучавший особенности симметрии, переход одной исходной формы в другую, отображение трехмерного пространства на плоскости листа и т.д..  В настоящее время Швейцарский художник Феличе Варини создает объемные геометрические картины, являющиеся лишь оптической иллюзией. Свои произведения искусства мастер строит по принципу анаморфоз (преднамеренно искаженное изображение), которое принимает правильный вид лишь рассматриваемое с определенной точки [5] .

Студенты выполняют упражнения с применением различных графических средств совместно и по отдельности, преобразуя их и перекомпоновывая, изменяя начертания и движения внутри плоскости формата, смещая центры, учитывая средства гармонизации композиции.  

2 Часть: «Основы макетирования», «Рельеф», «Включение графики в объемную композицию», «Пластическое решение объемных форм», «Объемная композиция».

Основы макетирования. В программе обучения дизайнеров тема макетирования занимает одно из главных мест.  Работа с объемными элементами и формами развивает у студентов пространственное мышление, которое необходимо ему в дальнейшей творческой профессии. Умения и навыки по основам макетирования помогут в дальнейшем при выполнении заданий по проектированию в дизайне. Изучение начальных навыков макетирования, закладывается при выполнении простейших упражнений в курсе «Пропедевтика», помогает усвоить определенные приемы макетного дела, знакомит студентов со средствами выражения творческих архитектурных фантазий, прививает правильный метод работы, дает возможность наглядно представить свои идеи и свободно оперировать объемами и пространством.

Материалом для макетов может быть картон, пластилин, гипс, дерево и т.д. Однако самым применяемым на занятиях является бумага, она легко обрабатывается и не требует сложных инструментов. Она хорошо режется и клеится, на ней хорошо видны светотеневые градации. 

Сначала студенты знакомятся с рельефной трансформацией и выполняют ряд упражнений, осваивая приемы рельефного формообразования, с использованием различных технологий и материалов. Практические задания выполнены из бумаги. Рельефные композиции – это композиции, выступающие из плоскости, они тоже относятся к фронтальным. Фронтальные композиции воспринимаются только под одним углом зрения, выразительность рельефа зависит от собственных параметров: высоты и глубины и отношения между светом и тенью. Уровень светотени связан с углом наклона композиции к источнику освещения, а также мощностью и местоположением относительно рельефной поверхности (выше, ниже, справа, и т.д.) Изменение характеристик источника света: силы, направления, наклона и т.д. ведут к преобразованиям воспринимаемым глазом человека рельефной поверхности. 

Используя, искусственные или естественные источники света возникают собственные и падающие тени, моделирующие форму предмета. Рельефные композиции позволяют выявлять их форму и композиционное построение за счет света и тени. Кроме рельефа в заданиях используются такие средства композиционной выразительности как: пластика, свет, тень, цвет и тень, а также макетный материал и его свойства (рис.2) [5,9].

С давних пор было замечено воздействие формы на результат восприятия её человеком. Доказано, что простые геометрические формы и поверхности воспринимаются лучше, чем более сложные. Это связано с тем, что человек обращает больше внимания на содержимое, а не тратит внимание на изучение замысловатой формы.

Такие исследователи как Ч.Щемайтис и В.Миронов причисляют простейшие формы спираль, шара, многогранника, трубы, дерева и звезды к излюбленным формам всех пространственных искусств, в том числе и дизайна. Если свести живые органические формы к геометрическим, то получаем - шар, конус, цилиндр, многогранник [5]. В объектах дизайна наибольшее применение находят простые прямоугольные формы, которые являются серьезным ограничением. Применяется принцип удержания простоты и краткости. Но это не всегда оправдано, т.к. сложные и замысловатые формы наибольшим образом привлекают внимания.

С древнегреческих времен известно о существовании шести правильных многогранниках их называют тела Платона. Если комбинировать между собой различные правильные многоугольники, то можно построить еще тринадцать многогранников. Впервые это сделал Архимед и они называются архимедовыми телами. В свою очередь комбинирую между собой различные многоугольники правильной и неправильной формы, нарушая симметрию, можно получить большое многообразие – полуправильных многогранников и звездчатых форм. Английский математик М.Веннинджер в своей книге «Модели многогранников» [1] знакомит с описанием 75 известных в настоящее время многогранников и большого числа их звездчатых форм. Приводит разнообразные варианты цветовых решений для каждой модели.

Выполняя упражнения «Макеты геометрических поверхностей», студенты более углубленно прорабатывают темы из курса начертательной геометрии (геометрические поверхности, развертки, взаимное пересечение геометрических тел). Далее большое внимание уделяется геометрическим формам сложной конфигурации (многогранники и оригами) (рис.3), т.к. любой объект предметного мира, представляет сочетание простых и сложных геометрических форм. Для усложнения заданий вносится работа с цветом и фактурой.

Человек проявляет интерес к многогранным поверхностям на протяжении всей жизни, начиная от годовалого ребенка, играющего с кубиками и пирамидками, до профессионального графика, математика, архитектора, дизайнера и реставратора. Как было отмечено в статье «Современное направление и перспективы научных исследований по геометрии и графике: обзор докладов на международной конференции ICGG2014» «В настоящее время применением многогранных геометрических поверхностей для создания агрегатных модульных конструкций свободной формы занимаются ученые из Франции, Австрии, США, Германии, Австрии, Аргентины, России…. Широкую популярность занимают проблемы оригами, построения разверток и применения метода триангуляции для складывания (сворачивания) плоского листа в различные объемные формы» [2]. Можно найти множество примеров, когда ученые из различных стран, активно используют многогранники и оригами в архитектуре и строительстве, объектах дизайна и на производстве. Например, Томохиро Тачи (Япония) занимается изготовлением конструкций жесткой и изогнутой оригами [2], а колумбийский архитектор Manuel Villa создал небольшой дом-многогранник, в качестве формы для здания проектировщик выбрал усеченный октаэдр. Различные виды многогранников  находят широкое применение в дизайне упаковки, дизайне стекла и посуды.

Пластическое решение объемных форм, рассмотрим на примере следующего упражнения: «Куб на каждой грани которого создан геометрический рисунок путем вырезания и удаления отдельных частей. Внутреннее пространство самой объемной формы проявляется за счет использования разнообразных геометрических рисунков, прорезей и проемов. В результате статичная поверхность куба преобразуется в легкую и ажурную»  (рис. 4).

Объемная композиция. К объемной композиции относятся произведения искусства, имеющие три измерения (длина, ширина и высота). Это скульптура, мелкие архитектурные формы, посуда, мебель, одежда – все, что включает в себя дизайн. Поиски удобной формы сочетаются с поисками методов придания ей выразительности и красоты. Объемная композиция делится на симметричную и ассимметричную. Симметричная наиболее распространена и имеет вертикальную ось, такие композиции организуют вокруг себя одинаковое пространство и одинаковое восприятие.  Ассимметричная объемная композиция имеет широкие возможности для решения неповторимых пластических задач. Такая композиция наиболее интересна, позволяет более емко выразить образ, передать все многогранность и многоликость. Именно такую композицию легче развить и связать с пространством. Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной композиции.

 Работа с цветом в объемной композиции значительно отличается от работы на плоскости. Прежде всего необходимо учитывать помимо психологического воздействия цвета, еще и работу цвета на объем. Обычно главенствующим в объемной композиции является фактура, которая неразрывно связана с формой.

На обходах задания подают в фотографиях, фотографии можно сделать, используя различные подсветки. Свет в графике можно выделить как самостоятельное изобразительное средство. Источник света в изображении может быть мягким, рассеянным, дающим объемную фактурную форму с множеством светотеневых оттенков. Свет может быть жестким - и форма выглядит плоско, больше работает силуэт. Светом можно выделять центр и расставлять ритмические акценты в композиции. Особый подход в графике к падающим теням. Изображение может быть построено на графике собственных и падающих теней и их ритме. В графике подобного типа появляется элемент декоративности, нереальности пространства, перевернутого мира, но это также дополнительные возможности для выражения образа (рис.5) [5,8]

Глубинно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция воздействует на наше зрительное восприятие не только сочетанием плоскостей и объемов, но и пространством, сочетанием пропорции, цвета, объема и фактуры. Создавая глубинно-пространственную композицию в макете, наиболее углубленно отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, а также разнообразные варианты подходов в решении поставленной задачи, активнее прослеживаются пространственные связи в композиции.

Заключение

 Курс «Пропедевтика» закладывает основы графического и объемного формообразования, знакомит с основными графическими средствами композиции (точка, линия, пятно), раскрывает средства гармонизации композиции (ритм, пропорция, симметрия, модульность и т.д.), развивает  пространственное мышление, чувство цвета, зрительную память и художественное воображение. Упражнения, предусмотренные курсом, позволяют сформировать у студентов основу для дальнейшего выполнения заданий по проектированию, а также по элементарным навыкам макетирования. Внося различные изменения в предметную тематику заданий, апробируя различные подходы к организации учебно-творческой работы студентов, требует методической гибкости от преподавателя и обуславливает необходимость адаптации любого творческого задания к конкретной ситуации и виду дизайна.

Список литературы

  1. Веннинджер М. Модели многогранников. Пер.  с англ. В.В. Фирсова. Под ред. И с послесл. И.М. Яглома., М., «Мир», 1974.
  2. Волков В.В. Современное направление и перспективы научных исследований по геометрии и графике: обзор докладов на международной конференции ICGG2014. /В.В.Волков, Н.В. Кайгородцева, К.Л.Панчук// Материалы V Международной научно- практической конференции «Проблемы качества графической подготовки: традиции и инновации». – Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2015. – С.90-99
  3. Голубева О.Д. Основы композиции. Учеб.пособие. -2-е изд. – М.:Изд.дом «Искусство», 2004. – 120с.:илл.
  4. Дружкова Н.С. Педагогическая концепция и ее традиции в современном художественном образовании [Текст]:. автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Н.С. Дружкова – Москва, 2008 – 58с.
  5. Изюмова М.В., Князева Е.В. Пропедевтика. Основы композиции: Учебно-методическое пособие /М.В.Изюмова, Е.В.Князева.- СПб.:Невский институт управления и дизайна, 2012 -138стр.:ил.
  6. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Д. Миронов, 2001
  7. Иттен И.  Искусство формы. - М.: Д. Миронов, 2001
  8. Князева Е.В. Организация самостоятельной работы студентов-дизайнеров. / Е.В.Князева // Материалы IV Международной научно- практической конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». – Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. – С.396-404
  9. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - 2-е изд., уточненное и доп. / В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2006.- 239, [1] с.: ил.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

а. Композиция из геометрических фигур с использованием различных фактур (материал - бумага, инструменты - карандаш, черная гелиевая ручка и др.).

б.Включение графических фактур в композицию из геометрических поверхностей (материал - бумага, инструменты - карандаш, черная гелиевая ручка и др.).




Рис. 2
Рис. 2

Создание рельефной композиции  в форме геометрического орнамента из надрезов, вырезов и сгибов (материал - бумага, инструменты - карандаш, нож-резак, металлическая линейка, циркуль).




Рис. 3
Рис. 3

а. Геометрические поверхности сложной формы (материал - цветная бумага)

б. Пластическое преобазование объемных форм (материал - цветная бумага, инструменты - карандаш,нож-резак, металлическая линейка, циркуль).




Рис. 4
Рис. 4

а. Объемная композиции из геометрических тел, построенная на графике собственных и падающих теней.

б. Объемная комозиция из различных фактур с множеством светотеневых оттенков.

 




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Мухаркина Анна Анатольевна
(17 марта 2016 г. 14:28)

Добрый день, Елена Валерьевна.

Я веду для наших студентов дисциплину "Компьютерная графика"и давно опираюсь в своей работе на задания по пропедевтике.
Скажите пожалуйста, насколько актуально выполнение заданий вручную?
У нас некоторые кафедры разрешают студентам делать задания на компьютере, а некоторые категорически против.
Я не против развития мелкой моторики, как известно, мозг и пальцы связаны и студентам надо почуствовать материал,
чтобы понимать его свойства.
Однако мне хотелось бы знать какой процент работ у вас выполняется на компьютере?

С Уважением, Анна Мухаркина.

Фото
Князева Елена Валерьевна
(18 марта 2016 г. 23:39)

Добрый вечер, Анна Анатольевна!

Что касается первого вопроса, то могу сказать  что задания, выполненные вручную помогают развитию глазомера и постановки руки, развивается пространственное воображение, умение делать эскизные зарисовки, учитывать пропорции, использование различных технологий и материалов дает возможность почувствовать фактуру материала, наглядную работу цвета и формы и пр. Это просто необходимо для дизайнеров.

У студентов на 1 курсе параллельно с пропедевтикой идет курс «Информационные технологии в дизайне», где они изучают графические пакеты Сorel Draw, Fhotoshop, Illustrator, в результате уже на первую подачу по пропедевтике (конец 1 семестра)  отсканированную или сфотографировать работу студент может отредактировать с применением изученных графических программ. Это примерно 20-30% студентов. Во 2 семестре, графические дизайнеры примерно 30% работ выполняют на компьютере, средовые дизайнеры составляют 10%, у них делается акцент на основы макетирования, создание объемных и глубинно-пространственных композиций, все ручная работа.

 С уважением, Е.В. Князева

Фото
Горнов Александр Олегович
(24 марта 2016 г. 0:24)

Здравствуйте, Елена  Валерьевна, добрый  вечер !

Спасибо  за интересный обзор методической основы  подготовки дизайнеров в области композиции.  Кроме  канонической  части и прекрасно изложенной  исторической основы вопроса,  как это  всегда у профессиональных дизайнеров,   спасибо  и за информацию  о последних тенденциях, особенно интересных для  непрофессионалов.  Мы, конечно,   можем поискать в программах подготовки дизайнеров и других источниках  методологию  дальнейшей, после абстрактной,  подготовки в области    функционально – ориентированной композиции.  На уровне композиционной  пропедевтики   примеры   у  всех кафедр  аналогичного профиля, и  у  Ваших студентов,  работы выглядят  прекрасно, но …узнаваемы.  По нашим  многолетним наблюдениям постановка, по - настоящему  дизайнерских  (образно – функциональных), задач   не так часто встречаются  в процессе подготовки    и   характерны   только в рамках квалификационной  работы студента.  Мы имеем в виду  необходимость наличия в адекватном  сущности самого  дизайна, объема  инженерного анализа, сопровождаемого количественными  оценками, а не только  утверждениями или умолчаниями. Что  мешает  уже на уровне композиционной пропедевтики  закладывать  клаузуры   на  функциональные темы?   Здесь  же можно понизить уровень  детального  представления  функций  и  оперировать их обобщенными. Например,  образы    редукции,  линейного и вращательного движения … , турбулентного,  геометрические фракталы, открытые и закрытые формы.  И    выпускные  работы    промдизайнеров,   выглядят   как то канонически однообразно. Правда  не знаем  как у Вас, поэтому  и интересуемся.

А  главная проблема, как нам  представляется, что отсутствие необходимой глубины функционального и конструктивно- технологического проникновения  (в разных смыслах ) делает студенческие  дизайн-проекты, как правило,     беспроблемными  в  этом отношении.   Ведь творческое художественное  проектирование   предполагает  взаимопроникновение культуры искусств и инженерной и научной культур  и  соответствующих  менталитетов, на то это и синтетическое.   А без должного соединения этих образовательных компонент  и в  практике нашего  уважаемого  дизайна  на на  массовой продукции, которой  мы пользуемся,   мало его  следов . ( Союз дизайнеров то функционирует? )   

И, как  результат,  на рынке промизделий, машин и механизмов   мы  наблюдаем  прекрасные решения, которые  крутятся вокруг  нас  ( например как бобкет) и наполняют  наш быт ,  отмеченные  товарными знаками зарубежных  фирм.  С  колоссальным интересом  гуляем   по большим  строительным рынкам  и наслаждаемся тем, что  является  законченным продуктом дизайна – вещью, которой  можно пользоваться (от  погонажа, ручного и электрифицированного   инструмента и крепежа …предметов быта …садовой техники ..электроники …и т.д. и т.п. .  Это ведь  материализация и потребностей и проектной  культуры и технологий … А где же наши дизайнеры , так здорово  выполняющие на стадии пропедевтики  композиционные шедевры… ?

И  к  унынию -  мало отечественного, начиная с упаковки …  В этой части наши дизайнеры, по – крайней мере раньше,  всегда ссылаются на технологию. Так  ведь технологии -  это  же тоже и  машины и что угодно  и …. поле для  творчества. Да и сейчас широко  доступны  самые  современные  технологии. А может, в какой то степени, это проблема  нашего социального менталита, а не отечественного дизайна?

 Конечно большинство вопросов не лично к  Вам, но может от Вас будут  оптимистические ответы как человека, постоянного погруженного в тему.

Извините за расширительный, по отношению к материалу статьи, комментарий .   С  уважением, А.О. Горнов, Л.А. Шацилло

 

Фото
Князева Елена Валерьевна
(28 марта 2016 г. 1:57)

Добрый  вечер, Александр Олегович!

Спасибо, за проявленный интерес к моей публикации.

Полностью согласна, что достаточно интересно дизайнерскую работу студент может представить только на стадии квалификационной работы, да и то не всегда.

 На первом же курсе мы закладываем основы композиционно-художественного формообразования, знакомим с цветом, выполняем различные задания по основам макетирования. Что  мешает  уже на уровне композиционной пропедевтики  закладывать  клаузуры   на  функциональные темы?   И опять же на первый план выходит начальная графическая подготовка, которая либо вообще отсутствует, либо находится на низком уровне. Хотелось бы отметить, что курс «Основы графической культуры» должен содержать не только основы начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, но для поступающих на художественно-творческие специальности – основы формообразования и макетирования, работа с цветом. Интегрированное изучение выше указанных дисциплин, даже в форме элективного школьного курса дает очень хорошие результаты у студентов 1 курса как технических, так и творческих специальностей.

Уже на первом обходе наглядно видно, кто из студентов уже имеет определенный базис знаний (закончили курсы или учились в художественной школе при Академии Штиглица). С таким контингентом естественно работать гораздо легче.

Другая сторона, очень редко профессиональные дизайнеры занимаются преподавательской деятельностью, и есть ли у нас хоть один вуз, который готовит преподавателей по дизайну....? 

В процессе обучения дизайнеров их необходимо включать в профессиональную или смоделированную профессиональную деятельность уже на первом курсе, создавая определенную творческую среду для развия и самореализации. Кроме того преподавание  художествено-графических и технических дисциплин должно происходить в тесной интеграции (промышленные дизайнеры). При обучении средовых и графических также необходимо делать определенные акценты в зависимости от направления дизайна.  Также сталкиваемся с тем, что получив образование, промышленные дизайнеры уходят работать в графический дизайн или коммуникативный дизайн.       

С уважением, Е.В. Князева 


Назад Go Back