Назад Go Back

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМНОМУ ПОДХОДУ В ДИЗАЙНЕ

English version
Фото Наместников Алексей Юрьевич (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

Соавтор(ы): Ахметшина Надежда Сагитовна, студентка ПНИПУ

Аннотация

Дизайнер с 40-летним стажем отмечает трудности и делится опытом введения студентов-дизайнеров специалитета в системотехнику. Приведены фрагменты рефератов студентов 5 курса по дисциплине Проектирование системных объектов.



Ключевые слова: опыт преподавания системного подхода в дизайне

Введение

Традиционно навыки системного подхода прививаются будущим дизайнерам в установочных лекциях и, главное, практических заданиях дисциплины "Проектирование и моделирование". На специалитете «Дизайн» Пермского политехнического университета в 2004 году при разработке программы и планов в соответствии с тогда новым ГОС автором была предложена и осуществлена специальная дисциплина «Проектирование системных объектов».

Целью изучения дисциплины является ознакомление с основами системного подхода к дизайн-проектированию сложных объектов и освоение практических приемов их анализа и синтеза.

В изучении дисциплины предполагается решение следующих задач:

Предметом изучения дисциплины являются следующие объекты:

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

уметь:

иметь навыки:

Опыт автора 2008–2014 годов (7 групп) может быть интересен коллегам если не на бакалавриате, где и так мало времени на обучение у мастера, то на магистратуре (если владение системным подходом продекларировано в ООП «Дизайн» вуза). Дизайн-проектирование системных объектов невозможно без системного подхода, но и художественное конструирование отдельных («штучных») вещей вне системного мышления о ней неэффективно. Новая дисциплина стала для будущих партнёров инженеров дверью в системотехнику.

Дисциплина "Проектирование системных объектов" (9 семестр, 102 аудиторных часа, 102 часа самостоятельной работы студента) тематически была тесно связана с главной дисциплиной дизайнеров "Проектирование и моделирование промышленных изделий", и то, что их вели разные преподаватели, не было мешающим фактором. Учебные задания увязывались с проектами, которые шли на той дисциплине. Новый взгляд на художественное проектирование помогал студентам упорядочить свою умственную работу, вызывал рефлексию, направлял на более серьёзные цели и задачи, заставлял искать более творческие решения. Те преподаватели замечали, что пояснительные записки становились стройнее, интереснее и убедительнее, а проекты – умнее и глубже. В 2010 году на Международном конкурсе лучших дипломных проектов года по архитектуре и дизайну были высоко оценены не только представленные по квоте два проекта мебели (дипломами первой степени), но и третий, выставленный вне конкурса, по графическому дизайну для фестиваля русского языка.

Содержание дисциплины:

Тема 1. Введение в системотехнику. /Лк – 8 час., ПЗ – 16 час., СРС – 24 час.

Предмет и задачи дисциплины. Основные понятия, термины и определения (Система, системный подход, системные объекты, особенности художественного проектирования системных объектов). Системный анализ ситуации и объекта: целеполагание и проблематизация (методы и приемы, дерево целей, выявление проблемы, конфликта, противоречия).

Тема 2. Концепция системного решения. /Лк – 8 час., ПЗ – 16 час., СРС – 24 час.

Поиск и нахождение проектного решения в проблеме (методы и приемы).

Тема 3. Синтез системного решения./Лк – 8 час., ПЗ – 16 час., СРС – 24 час.

Системный синтез (построение новой системы, оптимизация системы, описание спроектированной системы – методы и приемы).

Тема 4. Обоснование системного решения./Лк – 10час., ПЗ – 20 час., СРС – 30 час.

Обоснование системного решения в аспектах цели и задач проекта.

Принимаясь за новую дисциплину, автор (дизайнер промышленных изделий и графики с 27-летним стажем) имел профессиональный интерес углубиться в системный подход дизайнера, познать новейшие приёмы, увидеть эффект в работах учеников. Однако выявилось, что за последние 30 лет ничего не добавилось, о всём сказано у Щедровицкого Георгия Петровича. Монография "Методика художественного конструирования", ВНИИТЭ, 1983 года остаётся основой. И учебник Инны Александровны Розенсон (СПб) не превзойдён – ждём обновления его года издания. Но самое удивительное, что универсального учебника по системному подходу к проектированию будущего на русском языке нет! Последние 10 лет косяком пошли новейшие методы творчества: ментальные карты, глаголы действия, матричные диаграммы, исследование места, принудительные связи [2] – в переведённых книгах, в выложенных в мировой сети авторских методиках. Спасибо, конечно, психологии творчества, но ведь именно системотехнике они обязаны своим появлением.

Из конспекта лекций автора. Системный подход в дизайне осуществляется в следующих аспектах:

1 аспект. Объект рассматривается дизайнером не как отдельный предмет, а как система связанных элементов и элемент метасистемы. В самом простом виде метасистема обязательно включает человека – зрителя, оператора – и носит название «система “человек-машина”». Внешний вид объекта рассматривается как композиция – система композиционных элементов, связанная с чувственным восприятием человека и вызывающая определенное воздействие на душу человека, с учётом художественной культуры. Эргономика же изучает систему “человек-машина” без учета художественных эффектов.

2 аспект. Дизайн систем – выбор в качестве объекта дизайн-проектирования не отдельного изделия, а системы изделий или вещей:

а) – система продукции. Примеры: мебель Тонет во второй половине 19 века; компьютерная техника.

б) – система потребления. Пример: товары марки IKEA (от разных производителей для одного потребителя.

в) – «дизайн-программа» (в СССР) или «тотальный дизайн» (в США). Пример дизайн-программы: «Электромера», 1982 г. – 1200 изделий 32 предприятий одной отрасли; число корпусов приборов уменьшено дизайнерами от 60 до 5, число внешних установочных элементов приборов – от 200 до 50; достигнута гармонизация системы потребления – лаборатории.

3 аспект. Дизайн-деятельность как система, а не просто работа выпускника кафедры дизайна на фирме. Работа дизайнера как элемент корпоративного большого дела и даже общенационального дела, глобального (но не «глобалистского»!) дела. Работа дизайнера как система связанных элементов, например, «анализ-концепция-синтез» или «дивергенция-трансформация-конвергенция».

4 аспект. Труд дизайнера как система. Как и в любой другой системе, проблема здесь кроется в связях, на стыках элементов – таких как дизайнер в коллективе разработчиков новой техники, дизайнер и его рабочее место, клиент и эскизы, договорные документы и налоговая инспекция… Проектирование (налаживание, оптимизация) самого дизайнерского труда (вообще или над новым проектом) называется метадизайном.

Ремарка: художественная композиция – это ведь чистейшей воды система! Чтобы найти новое ценное в композиции, надо подходить к ней как к системе и с учётом метасистемы – культуры.

Принципы системного подхода усваиваются студентами без труда, с интересом. Результаты системного подхода в готовых трудах, произведениях дизайна принимаются бесспорно. Но освоить системность в своей творческой проектной работе оказывается делом непростым. Практика преподавания показывает, что выпускникам российской средней школы непросто даётся написание хоть чуть сложных текстов, что художественно одарённый дети, как и многие преподаватели-художники, ненавидят писать, то есть ленятся на левое полушарие своего мозга.

Особый энтузиазм вызывала тема энтропии, которая в мире и в системе растёт сама, а бороться с ней приходится своими силами и особенно дизайнерским творчеством.

Самостоятельная работа студентов была следующих аспектов:

Примеры работ студентов-дизайнеров 5-го курса (2014 г.) приведены в приложениях в сокращённом виде и без иллюстраций.

Заключение

При подготовке бакалавров, из-за недостатка времени, трудно углубиться в тонкости системотехники как следует. А вот работа с будущими магистрами нуждается в хорошем учебнике по основам системотехники, системного дизайна.

 

Приложение 1

Ахметшина Надежда Сагитовна

Дизайн – для заказчика или для потребителя? Системный подход. / Эссе по дисциплине "Проектирование системных объектов"

1. Введение

На сегодняшний день границы представления о дизайне достаточно размыты, в том числе из-за того, что утеряна основная идея дизайна. Профессия приобретает больше исполнительский характер, чем обрекает себя на исчезновение – не как специальность, а как уход профессионалов, убежденных в неприкосновенности высоких принципов. Заказчики и производители все чаще считают допустимым собственное вмешательство в работу нанятых ими же специалистов, даже во вред будущим потребителям. А раз дизайнер только выполняет пожелания, он утрачивает склонность к мышлению, пропадает интеллектуальная ответственность. Это при том, что среди других видов деятельности только в дизайне совмещаются логические и образные системы мышления.

Дизайнер обязан осознавать себя личностью, различать в профессии движения и течения, которых не замечает публика. Его продукт должен быть исключительного качества во всех проявлениях. Идея, положенная в основу продукта, должна не только отвечать требованиям современного динамично развивающегося общества, но и обращаться к вечным ценностям. Именно дизайнер определяет судьбу изделия, с которым работает: будет ли он продаваться, кому, где, в каких количествах, долго ли и как им будут пользоваться. Соответственно, к продуктивному участию в мировых экономических процессах больше готовы те производители, которые имеют развитые системы дизайна. Естественно, понимание этого было достигнуто не сразу. К сожалению, до сих пор большинство производителей практически игнорируют дизайн как часть производства. Рассмотрим некоторые из них, применив системный подход.

2. Анализ проблемы

В промышленной отрасли не каждый производитель всерьез задумывается о дизайне, т.к. он препятствует обсолесценции – мешает запланированному преждевременному ухудшению качества выпускаемого продукта. Иногда новому дизайну преграждает путь хороший стабильный уровень сбыта товара: производитель не готов остановить конвейер ради модернизации изделия, которое и в существующем виде приносит солидную прибыль — вопреки нуждам потребителя.

Так было в 80-е гг. прошлого столетия с дизайном тракторов – очень востребованного в то время продукта промышленного производства. В СССР изготовители умышленно снизили качество продукции до такой степени, что потребовалось создать целое «министерство ремонта». Одновременно с ухудшением качества, стоимость как целого изделия, так и запчастей стала неимоверно высокой. В то же время в Америке, напротив, производители настолько улучшили качество выпускаемых ими тракторов, что предусматриваемый срок службы 10-15 лет на деле превысил 35 лет. И в той, и в другой стране изготовители уделили внимание только одному свойству продукции, и в тракторостроении наступил кризис. И хотя существовало множество решений, предложенных совместно дизайнерами и конструкторами, производители не брали их во внимание и продолжали выпускать изделия, не отвечающие требованиям потребителей, но все равно продаваемые благодаря отсутствию на рынке альтернатив. Но к дизайну не обращались не потому, что отсутствовала конкуренция – компаний, занимающихся тракторостроением, было достаточно. Товаропроизводители в то время еще не понимали, что конкуренция ведется не в сфере самих изделий, как отдельных единиц. Каждая фирма стремится ворваться на рынок с уникальным продуктом, какой больше никто предложить не может. Кризис постепенно разрешился, стали появляться альтернативные модели изделия, созданные с непосредственным участием дизайнеров, а, значит, ориентированные на потребителей. Ведь дизайн, а точнее, хороший дизайн гарантирует привлекательность товара на рынке, способствует увеличению объема продаж и снижению затрат на производство.

Иллюстрация: американский колёсный трактор FordsonSM 1961-1964 гг.; советский гусеничный трактор ДТ-75 1963 г.

Если говорить о привлекательности, то можно привести в пример Apple – одну из самых успешных корпораций нашего времени. Apple невероятно требовательна к дизайну, что имеет большое значение для ее покупателей. Абсолютно все, что связано с компанией – бренд, технология, работа с потребителем – создает желанный продукт, совмещающий в себе эстетику, изобретательность и харизму. С самого начала работы основатель компании установил стандарт: все товары должны быть «безумно замечательными». В корпорации дизайн – это часть культуры, если не сказать религия. Дизайн – инструмент создания прекрасных товаров, в которых гармонично сочетаются все мельчайшие детали: от тактильных ощущений до возможности начать пользоваться устройством сразу после извлечения из упаковки, которой также уделяется огромное внимание, потому что в Apple дизайн является частью непрерывного инновационного процесса, который охватывает всю компанию.

Иллюстрация: Безупречный внешний вид продукции Apple.

Сегодня многие производители понимают, что при высокой конкуренция на большом рынке важно знать в разы больше, чем просто то, какой стиль или цвет сделает их продукт более заманчивым и вызывающим желание у покупателей. Непонимающие терпят неудачи.

Для сравнения: еще одна компания по выпуску сотовых телефонов – Motorola – далеко не так высоко оценивала роль дизайна, как Стив Джобс. Производитель принимал решение касательно разработки товара исходя лишь из технических соображений и экономических затрат. Во время процветания компании главной идеей было создание нескольких моделей телефонов с разным внешним видом, ориентированных на разные категории потребителей. Специально нанятой командой было проведено исследование предпочтений массового потребителя. Очевидно, что самым многочисленным критерием стала рыночная стоимость продукта. В результате был создан ассортимент концептуальных дизайнов. Поскольку техническое наполнение всех моделей было одинаковым, то, исключительно для экономии, был разработан единственный вариант исполнения нижней части раскладного телефона, а верхняя часть менялась. Motorola создала такую модель, поскольку рассматривала дизайн только как маркетинговое дополнение. Философия компании отдавала приоритет инженерным решениям за счет визуальных приёмов привлечения клиентов. Но такая ориентация не в состоянии обеспечить производство товаров, которые покоряют покупателей.

Иллюстрация: Сотовые телефоны Motorola Talkabout, Motorola Timeport.

Еще одна компания, приверженная дизайну как основе производства – признанный лидер в мебельной промышленности HermanMiller. Ее подход к дизайну отличается от того, каким руководствуется Apple, но тоже крайне успешен. Продукция HermanMiller представляет собой совокупность компонентов дизайна, вместе составляющих единый образ. При разработке нового изделия дизайнеры отталкиваются не от мысли непосредственно о самом изделии, а от образа человека, который будет этим изделием пользоваться. И после этого задают себе вопрос: способно ли это изделие сделать жизнь человека лучше?

Иллюстрация: кресло с оттоманкой Имз, производство Герман Миллер.

Apple не спрашивает своих покупателей, что и как производить, не проводит традиционные исследования рынка (а лишь анализирует отзывы покупателей касательно уже выпущенного продукта, чтобы усовершенствовать последующую модель). Компания нацелена на людей, которые «понимают» ее культуру. Для каждого нового изделия изготавливаются десятки прототипов только для настройки ощущений в процессе использования устройства. Лидеры тракторостроения 35 лет назад и не задумывались, насколько важна столь тщательная проработка каждой детали, ходя дизайнеры всегда имели большой запас идей и решений, который, по тем или иным причинам, не удалось реализовать. И Apple, и HermanMiller работают, основываясь на интуиции и всепроникающей культуре, ориентированной на человека. Наблюдение за жизнью и бытом потребителя с целью выявления неудовлетворенных потребностей наводит компании на создание товаров, не просто утилитарных, а представляющих собой ценность – будь то улучшение существующего продукта, либо создание совершенно нового на рынке товара. Motorola же ограничилась только опросом потребителей, и выстроила все производство вокруг одной потребности – и не выдержала рыночной конкуренции.

Сложнее ситуация в графическом дизайне – т.к. он шире доступен и является кратковременным продуктом. Заказчик графической продукции, как и производитель промышленной, – лицо, заинтересованное в выгодном вложении денег в дизайн. Дизайн определяет, как будет выглядеть продукт, насколько он соответствует времени и обстоятельствам, как он будет принят покупателем. Но слишком часто заказчикимеет собственное/специфическое/странное представление о том, что красиво/интересно/выигрышно, а что нет. Обычно дизайнеру приходится иметь дело с заказчиком, который искренне убеждён в истинности своего суждения и упорно его придерживается, хотя вовсе обделён художественным вкусом. Он не желает прислушиваться к советам квалифицированного дизайнера и пытается все сделать по-своему, не заботясь о результате. А на самом деле дизайн создается не для дизайнера и не для заказчика, а для будущего потребителя.

Пример из жизни: была задача разработать товарный знак для студии танцев. Заказчик был глубоко убежден, что идеал его логотипа – это балерина на земном шаре. Он не профессионал, и не может представить, что его «оригинальная» идея не сможет конкурировать с другими. Задача должна исходить от требований проекта, а не собственных представлений. Дизайнер же в данном случае решал только одну проблему: угодить заказчику.

Иллюстрация: безобразный знак обслуживания.

В ноябре 2013 г. интернет-портал о творчестве adme.ru опубликовал шутливую, но крайне правдоподобную статью «5 способов испортить логотип». В ней автор на примерах известных брендов предположил, что было бы, если бы в работу дизайнера вмешался заказчик, и дизайнер «пошел бы у него на поводу».

Иллюстрации для неразумных заказчиков и угодливых дизайнеров.

Заключение

Дизайнер несет ответственность за то, как товары, которые он проектирует, принимаются (или не принимаются) потребителем. Но его ответственность должна быть больше, и определяться его принципиальной позицией еще до начала работы. Кроме того, дизайнер априори принимает решение, стоит ли товар внимания вообще, и нужно ли с ним работать. Другими словами, нужен ли его дизайн. И если нужен, то разрабатывать его как систему, в которой продукт и контекст едины. Дизайнер обязан гармонично совместить разные потребности и приоритеты, чтобы результат представлял собой целостный, системный дизайн для человеческих нужд, а не желаний, с учетом всех требований и заказчика, и производителя, и покупателя, а также самих принципов дизайна как части культуры в целом.

 Литература

1) Эдсон Дж. Уроки дизайна от Apple / Дж. Эдсон, Э. Бек; пер. с англ. Д. Кириенко. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 240 с

2) 5 способов испортить логотип [Электронный ресурс]: портал о дизайне. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:  http://adme.ru/tvorchestvo-reklama/5-sposobov-isportit-logotip-582005/

3) Война с дизайнером: откуда берётся хороший дизайн[Электронный ресурс]: ресурс для IT-специалистов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/210208/

4) Пузанов, В.И. Интеллект дизайнера: общественное сознание и парадоксы проектной практики [текст] / В.И. Пузанов // Техническая эстетика. – 1992. – №2. – С. 1-3.

Приложение 2

Цветова Алёна

Преимущества системного подхода в промышленном дизайне на примере смартфонов Apple. Самостоятельная работа по дисциплине "Проектирование системных объектов"

Мы живем в век активной информатизации общества. Сегодня главной ценностью человечества является информация.  Каждый обладает своим "инфопространством" и стремится наиболее рационально и удобно его использовать. Соответственно, все инструменты, помогающие людям получать, хранить и передавать желаемую информацию, занимают в жизни особое место.  Одним из самых востребованных таких инструментов является смартфон. «Смартофон – это мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера».

Объемы продаж смартфонов iPhone компании Apple впечатляют – ни одна из моделей сотового телефона или любого другого электронного гаджета за всю историю не расходилась такими тиражами как iPhone. В 2012 году iPhone получил подряд девять наград агентства «J.D.PowerandAssociates» за высокие оценки потребителей. IPhone занял наивысшее место в исследовании, которое рассматривало следующие категории: производительность, физический дизайн, функции и удобство использования, соответствие ожиданиям пользователей.

Успех приписывают сочетанию качеств устройства и продуманной маркетинговой политики Apple. Безусловно, маркетинговые ходы компании настолько грамотны, что Apple является самым узнаваемым брендом на планете на протяжении уже нескольких лет. Но невозможно списать популярность iPhone лишь на маркетинг. Вся продукция Apple несомненно выделяется на фоне своих конкурентов и является желанной для многих пользователей. В чем же секрет такого ошеломительного успеха? Ведь первые модели iPhone уступали своим конкурентам и не предвещали подобной популярности.  Ответ кроется в особой идеологии компании, основанной на системном подходе, и распространяющейся на все аспекты продукции.

«Системный подход в любой деятельности – это способ организации наших действий, основанный на представлении об объекте как системе. Система – это совокупность связей между элементами рассматриваемого множества. Система – это не сам объект, а его свойства: его устройство, действие, совокупность связей его частей. При анализе систему делят на элементы, выявляя существенные связи между ними; при синтезе систему складывают из элементов, налаживая связи» [1].

На примере смартфонов компании Apple можно наглядно увидеть преимущества системного подхода не только в промышленном дизайне, но и в целом в идеологии компании.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОМЫШЛЕННОМ ДИЗАЙНЕ НА ПРИМЕРЕ СМАРТФОНОВ APPLE

Для рассмотрения данного вопроса необходимо разобраться из чего состоит смартфон. Условно смартфон можно разделить на две основные части – непосредственно аппарат (изделие) и его операционную систему (набор информации, обеспечивающий работу смартфона). Аппаратов, как мы понимаем, существует огромное множество, как и их производителей (Samsung, Nokia, Apple, HTC и т.д.). Операционных систем значительно меньше, а активно используется в основном две системы (iOS иAndroid). Каждый производитель смартфонов выбирает операционную систему и покупает ее для своей продукции.

То есть, по сути, системное обеспечение и сам аппарат - это разные продукты, совмещенные вместе. Исключение составляет только Apple. Они разработали свое собственное программное обеспечение iOS, и устанавливают его исключительно на свою продукцию. То есть для обоих элементов возможна одна единственная связка: Apple (iPhone) + iOS, при этом производитель как у системы, так и у аппарата один. А для всех других производителей смартфонов возможны разные связки (Samsung+ Android, HTC+ Windows, Nokia + Android и т.д), созданные разными производителями.  И, уже на этом этапе, мы видим колоссальную разницу между организацией продукции Apple и ее конкурентов.

Поскольку Apple разрабатывает и аппаратное, и программное обеспечение, функции iOS идеально работают со всеми другими технологиями iPhone. У пользователей не возникнет проблем с частым зависанием, перезагрузками, и другими какими-либо несовпадениями систем, так как система полностью адаптирована под один конкретный аппарат.

Смартфоны выпускаются на рынок с 2000 года, и iPhone был далеко не первым представителем. Первый iPhone был оснащен хуже предшественников и не выделялся в глазах пользователей. Однако дальнейшая эволюция всех смартфонов пошла по пути разнообразия моделей, а Apple работал над совершенствованием одного и того же устройства, добавляя в него модули и датчики, повышая производительность и надежность, расширяя ассортимент программ и сервисов. Apple совершенствовали не только свой продукт, но и само устройство корпорации, график работы, условия труда, технологии изготовителей и т.д. что несомненно положительно сказывалось на продукции и создавало имя, бренд, идеологию.

Различные производители смартфонов пытались конкурировать между собой обычными методами – количеством мегапикселей, различных «примочек», объемами памяти и т.д. Apple же, в свою очередь, вели себя отстраненно, не обращая внимания на старания конкурентов, фокусируясь совсем на других качествах техники –на сервисных опциях, инфраструктуре, интерфейсе, надежности, взаимодействии с пользователями, создании уникальной системы и др. Они были верны выбранному пути – полное внимание к деталям, тщательная проработка каждой проблемы, сосредоточенность на одном изделии, системность.

Apple конкурировала с другими производителями в сфере отношений с клиентами – привязка каждого клиента к своему контенту. Пользователь, купивший iPhone, регистрирует себя в системе iOS при помощи присваиваемого номера Apple ID, и с этой минуты вся информация, заведенная им в своем смартфоне, хранится в защищённом электронном «облаке». То есть, пользователь получает некий собственный «шкаф» для хранения информации, не имеющий привязки к аппарату – вы можете зайти с любого устройства Apple в это пространства и легко пользоваться своей информацией. Фотографии, календари, заметки, приложения, контакты – все будет автоматически интегрировано на используемое устройство. Ваши данные будут всегда актуальны, куда бы вы ни отправились. Всё что вам нужно — это ничего не делать. Никакая другая система не может обеспечить таким удобством пользователя, из-за отказа от системного подхода.

Конечно, популярность iPhone нельзя приписать только политике централизации компании. Стоит рассмотреть дизайн и технические характеристики продукта.

Простота – вот основа дизайна продукции Apple. А как известно, добиться простоты, кроющей в себе всю функциональность – одна из самых сложных задач дизайна. Все гаджеты от Apple невероятно просты в использовании. Минимальное количество кнопок, интуитивный интерфейс – освоить и пользоваться устройствами очень легко. Системный подход прослеживается во внешнем виде смартфона и интерфейса. …

Рис.2. iPhone 5

Рис. 3. Смартфоны HTC, Samsung

Технически iPhone тоже занимает в мире лидирующие позиции среди смартфонов. Компания и в этом вопросе руководствуется системным подходом. Apple тщательно подходят к выбору технического оснащения, не «распыляясь» на всевозможные новинки, как делают это конкуренты. Компания фильтрует инновации, и использует только то, что действительно необходимо на их взгляд пользователям. …

… Отсюда выходит и цена продукта – смартфоны Apple стоят зачастую на порядок выше конкурентов. Такая политика тоже может рассматриваться как системный подход – с помощью цены аппараты выделяются в линейке, становятся уникальными.

Итак, продукция Apple отличается хорошо продуманным системным дизайном. «Системный дизайн – это решение функционально-художественной проблемы части с учетом целого» [1]. В доказательство этого рассмотрим 4 аспекта «системного подхода в дизайне», которыми обладают iPhone.

1 аспект

Объект рассматривается дизайнером не как отдельный предмет, а как система связанных элементов и элемент метасистемы. Внешний вид объекта рассматривается как композиция – система композиционных элементов, связанная с чувственным восприятием человека и вызывающая определенное воздействие на душу человека.» – Apple тщательно продумывает все стадии взаимодействия человека с продуктом. Смартфоны никогда не проектируются в разрыве с пользователем и метасистемой.

2 аспект

«Дизайн систем – выбор в качестве объекта дизайн-проектирования не отдельного изделия, а системы изделий или вещей» [1]. Apple разрабатывает систему продукции: не отдельно стоящие в линейке девайсы, а тесно связанные инструменты.

3 аспект

«Дизайн-деятельность как система, а не просто работа дизайнера на фирме. Работа дизайнера как элемент корпоративного большого дела и даже общенационального дела, глобального дела» [1]. Инженеры Apple создают продукт, меняющий вцелом взгляд человека на электронные устройства, на подход к использованию информации и способствуют развитию технологической цивилизации планеты.

4 аспект

«Труд дизайнера как система. Связи: дизайнер и его рабочее место, клиент и эскизы, договорные документы и налоговая инспекция, налаживание, оптимизация самого дизайнерского труда - метадизайн» [1]. Идеология компании распространяется не только на выпускаемую продукцию, но и на метадизайн.  Apple тщательно подходит к подбору персонала, к постановке проблем, имеет развитую корпоративную систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев смартфоны компании Apple, изучив основные цели корпорации и сравнив продукцию с продукцией конкурентов можно сделать вывод о пользе системного подхода не только в промышленном дизайне, а так же в маркетинге и построении общей идеологии. Apple нашли пути решения не просто технических вопросов конкретного аппарата, завязанного только на то, чтобы стать популярным на рынке, а выполняют миссию цивилизационного характера, создав серию продуктов, сильно изменивших в целом взгляд на развитие технологической цивилизации планеты. И сделать это помог компании системный подход. Ведь все, что отличает их от конкурентов и делает уникальными – основано на системности.

«Почему я использую iOS, а не Android? Одна из самых первых причин, мне просто эстетически больше нравится iOS. Для меня Android еще не доделанная система, такое ощущение, что это проект, который никогда не сделают полностью. Еще одна не менее важная причина, по которой я выберу iOS, это потому что они более надежны, по тому, как они работают. Они оптимизированы до конца, именно для данного аппарата. С iOS, у вас не будет проблем, в отличие от Android. У вас будет намного реже зависать телефон, не включатся программы. Еще одна причина, моей привязанности к iOS: это система, которая интегрирована в огромное количества разных продуктов. На сегодняшний день, если у вас есть дома Macintosh, iPad, Apple TV или iPhone, то это все будет работать вместе, без всяких проблем, и для этого вам не нужно ничего добавлять. Это очень удобно.» Тимур Синельников [2]

ЛИТЕРАТУРА

1. Конспект лекций доцента Наместникова А. Ю. Проектирование системных объектов, 2008-2014

2.Синельников Т., Лучшая OS телефонов /http://hi-tech-gadget.ru/chto-luchshe-android-ili-ios.html/

3. ЕрмеевА., iPhone или Android /http://digit.ru/technology/20130823/404655527.html/

Приложение 3

Загуменных Анастасия Павловна

Моцарт: алгебра и гармония. Системный подход. Реферат по дисциплине Проектирование системных объектов

Введение

Вольфганг Амадей Моцарт - самый светлый гений классической музыки. Его искусство – одна из вершин мировой музыкальной культуры. Творчество композитора отразило передовые идеи эпохи Просвещения, неиссякаемую веру в торжество добра, справедливости. Задачей данной работы было выявить связь алгебры и гармонии в произведениях Моцарта, так как понятие гармонии имеет значение и в дизайне.Нет стремления сводить музыку к определенным числовым закономерностям, так как определенно можно сказать, что именно ритм, пропорции, вариации, музыкальные интервалы – эти известные составляющие любой музыкальной композиции связывают музыку и математику. В данной работе интересен процесс поиска ответа на заданный вопрос, и он равнозначен выявленному результату.

Основная часть

Сальери: "…Звуки умертвив

Музыку я разъял, как труп, проверил
Я алгеброй гармонию."

Пушкин «Моцарт и Сальери»

В знаменитых словах Сальери у Пушкина предстает пропасть между музыкой и математикой: отравлен Моцарт – живое воплощение музыки, и сама музыка мертва под математическим скальпелем убийцы гения. Эти строки отражают мнение большинства людей, что между математикой и музыкой не может быть ничего общего.
И, конечно, не во времена Сальери, а значительно раньше началось развитие важного направления музыкальной науки – теории гармонии, которая выявляет и описывает правила соединения отдельных звуков в музыку. Известно, что Моцарт не только знал теорию гармонии, но и внес гигантский вклад в ее развитие: "Моцарт является одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности". Для своих богатых учеников Моцарт даже создал математический алгоритм создания новых мелодий, в котором бесконечное разнообразие мелодий задавалось игральной костью.

Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д'Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. … … Лейбниц в письме Гольдбаху пишет: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". И Гольдбах ему отвечает: "Музыка – это проявление скрытой математики".
Похожее мнение существовало в Древней Греции музыка прямо считалась частью математики, а еще точнее, разделом теории чисел. Первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор. …

Другими словами можно сказать, что связь между алгеброй и математикой заключается именно в теории гармонии, построении отдельных звуков в аккорды, а аккордов - в последовательности.

Чтобы лучше понять, чем же отличается гармония музыки Моцарта, необходимо привести биографию композитора: … ...

В биографии Моцарта есть некоторые факты, которые, на взгляд автора, стали факторами зарождения определенной гармонии, системы в творчестве музыканта: …

А ещё можно сравнить принципы работы с музыкальным материалом Моцарта и Бетховена: Бетховену достаточно одной темы, одной мелодии, чтобы «вырастить» из неё целое произведение (пример 1 часть 5 симфонии – «тема судьбы»); если бы Бетховен взял темы из «Турецкого рондо» Моцарта, он написал бы несколько разных произведений. Моцарту же одной темы не достаточно, он не может обойтись одной мелодией, и щедро использует многие по всему произведению. Мелодии и тональности в произведениях Моцарта меняются и, взаимодействуя, создают новую гармонию.

Чтобы убедиться в этом, можно прослушать Сонату Фа мажор и определить, сколько разных тем по характеру и оттенкам звучит (более 5).

Со времен Моцарта классическая гармония шла по пути усложнения, обострения. Постепенно композиторы стали применять более острые, диссонирующие гармонические сочетания. Использование Моцартом в произведениях Уменьшенного септаккорда «произвело революцию». В произведениях Моцарта это очень напряженный и динамичный аккорд, он требует от исполнителя особого отношения (Симфония Соль-минор).

Заключение

Наверное, связь гармонии и алгебры стала причиной того, что музыкальная гармония почти целиком строится на противоположностях (минор и мажор). По сути, гармония в музыкальном произведении выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья – все, чем полна человеческая жизнь, именно этими чувствами наполнена музыка Моцарта. Именно обращение к человеческим чувствам привело к тому, что музыкальная гармония открыла в себе неисчерпаемые художественные богатства, разнообразие выразительных средств и приемов.

В музыке Моцарта, обращенной к человеческим чувствам, небывалого расцвета достигло не только сопоставление мажора и минора, способное выразить смену настроений и образов, но и диссонантные гармонии, передающие шероховатости облика и характера, противоречия внутреннего мира человека, конфликты и столкновения между людьми.

Литература

1. Буданов В.Г. Синергетическая алгебра гармонии.

2. Гейн А.Г., Касымов А.О. Математика и музыка».

3.  https://ru.wikipedia.org

4. http://www.classic-music.ru

Список литературы

1. Рабочая программа дисциплины Проектирование системных объектов. / Разработчик Наместников А. Ю. – Пермь:ПНИПУ, 2011

2. Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(16 марта 2016 г. 14:12)

 

Здравствуйте, Алексей Юрьевич!

Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи и рад возможности обменяться мнениями по затронутым в них вопросам. Проектная культура во всех областях человеческой деятельности предполагает системный подход.  Его результатом может быть вывод о том, что в рассматриваемой метасистеме, при данных условиях,  не то что  должна появиться какая либо вещь или объект, а в рамках данной потребности надо что то изъять, из того что есть! Это зависит, как представляется, от границ, принятых во внимание,  системных связей. Так вот, как Вы  рекомендуете студентам  оценивать существенность тех или иных аспектов для описания системных границ? Только здравый смысл?  Как всегда, с уважением, А.О.

Фото
Наместников Алексей Юрьевич
(18 марта 2016 г. 9:09)

Здравствуйте, Александр Олегович! Спасибо за интересный вопрос.

Наверно, это самое трудное в системном подходе – решить, какие связи вовне объекта несущественны. Проектировщик не Демиург, и, расширяя границы проектной ситуации, важно не утонуть в необъятном. Чтобы отсечь лишнее (по мнению Иоганнеса Брамса – самое трудное в творчестве), нет иного пути, как узнавать, узнавать, узнавать всё релевантное, особенно от разных людей, которых проект касается – чтобы «здравый смысл» мой ли, заказчика ли, не подкачал. (Восемь лет назад в проекте для краевой хирургии мы со студентами обнаружили, что начальство не знает жизнедеятельности в своём ведомстве, хирурги знают слабо, а досконально знает … старшая медсестра!). Мои студенты приходят к пониманию, что ответственному за будущее (т.е. разумному) дизайнеру важно иметь разносторонний жизненный опыт. Но и без доброго субъективизма дизайнерской интуиции, уверен, душе потребителя не будет сладко. Получается, что оценивать существенность тех или иных аспектов для описания системных границ надо горячим сердцем дизайнера, любящего людей. (Исхожу из моего личного определения: «дизайн – это любовь к людям не на словах, а на изделиях»).

А у меня есть несрочный вопрос к Вам по геометрии. Что такое проективография [Гамаюнова В.Н.]? Маленькое забавное ответвление в стереометрии? Альтернатива декартовой начерталке? Действительно ли Кубик Рубика и геодезический купол Бакминстера Фуллера в ней гораздо проще сконструировать? Будет ли польза дизайнеру от владения ею? Трудно ли в неё войти выпускнику архитектурного вуза? Не пора ли её вложить в компьютер?

Спасибо! С уважением, А.Ю.

Фото
Горнов Александр Олегович
(18 марта 2016 г. 17:08)

Уважаемый Алексей Юрьевич,  добрый день!  Спешу  ответить, хотя бы что  нибудь,  на Ваш “несрочный” вопрос.  Сразу  сознаюсь, - он для меня, как говорят,  на  5+ ! Но, посмотрев о чем речь, оторвался лишь потому, что надо выполнить поручение Ирины Дмитриевны, а  быстро сделать это не могу.   Да  и сформировать свое понимание и отношение  к  систематическому  изложению проективографии, её истокам, целям и результатам  не просто, по крайней мере,  мне, как еще  непогруженному  в  измерения, выше 3-х.  Идеи сиe фрагментарно понятны, а для  впечатления о целом нужно еще время, а сколько - не знаю.  Но меня уже “не оторвать” и о главном постараюсь  сформировать суждение,  как только получится. Кстати, наверно  ряд коллег сможет на Ваш вопрос ответить быстро, так как, наверно,  знакомы с предметом, хотя он и, как говорят, “на  стыке” ….  Еще раз спасибо и за ответ и за вопрос. Как всегда чувствую  Ваше горячее сердце дизайнера. Здоровья, А.О.

Р.S. У  меня и у  коллег есть  задел вопроса  к дизайнерам на КГП  и постараемся, как  подработаем – озвучить 

Фото
Горнов Александр Олегович
(22 марта 2016 г. 10:38)

     Алексей  Юрьевич, немножко  дополню, как обещал, свой ответ  на Ваш “неспешный”  вопрос ( 18.03.16/ 09.09.45 ) хотя, конечно, не на все  его составляющие. Для этого надо “почертить”.

  На мой взгляд  проективография (ПГ) скорее не альтернатива НГ как таковой, а альтернатива  её курса для дизайнеров. Ведь  и  привести её посылы к классике НГ, как представляется,  не так сложно. В изложении сути ПГ,  авторы, описывая специфику,  полагаю,   излишне  акцентируют на разнице методов  получения натуральных ( с точностью до масштаба) проекций в  НГ и ПГ. Не самое принципиальное – “проецировать”, а затем “вращать”  или  “вращать”,  ставя грани в положение “уровня”, а потом “проецировать”. А  квантование пространства,  в общем случае неортогональной системой  плоскостей, как это  в  декартовой системе (и  НГ)  – это принципиально.  Не думаю, что выпускнику архитектурного  ВУЗа  освоить ПГ   будет  трудно. Предполагаю, что ПО, по крайней мере специализированное,  для реализации ПГ где нибудь  есть. С уважением, А.О.


Назад Go Back