Назад Go Back

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ КАФЕДР ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

English version
Фото Головкина Валерия Борисовна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")
Фото Мокрецова Людмила Олеговна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")


Аннотация

В статье обсуждаются теоретических и практических вопросы, касающиеся перспективного развития кафедр графической подготовки студентов в техническом вузе. Предпринимаются попытки определения роли и места кафедр, занимающихся графической подготовкой, в общеуниверситетской структуре. Отмечаются этапы развития и основные достижения кафедры Инженерной графики и дизайна за последние годы



Ключевые слова: кафедра графических дисциплин, оптимизация, объединение кафедр, современные методы обучения

Модернизация высшего образования стремительно нарастает. Современный этап характеризуется постоянно возрастающими требованиями к качеству подготовки специалистов. Конкурентоспособность высших учебных заведений обостряется. Выживаемость вузов, во многом зависит от стратегии развития, как в целом университетов, так и отдельных их структурных подразделений. Поэтому, все чаще, наблюдается процесс объединения  как учебных заведений в целом, так и оптимизация отдельных кафедр, лабораторий, центров и т.д.

В данной статье мы не ставим своей задачей давать оценку происходящему, а лишь пытаемся определить место кафедр графической подготовки в системе общеуниверситетского образования, а так же установить роль и значимость графической подготовки, в том понимании, как она нами сегодня трактуется.

Проблемы слияния родственных кафедр не могут оказаться в стороне от образовательного процесса. Перед объединенными кафедрами встает задача найти единственно верный путь развития, позволяющий вновь образованному коллективу не только «продержаться» в новых условиях, но и определить перспективные направления для дальнейшей совместной плодотворной деятельности. На этом пути приходится решать целый круг задач, связанных со всем спектром возникающих проблем.

Мы не понаслышке знаем о том, сколько требуется усилий для «оптимизации» родственных кафедр, сколько времени необходимо для адаптации коллективов к новым условиям, изменению методик и технологий преподавания как графических дисциплин,  так и приобретению педагогическим составом новых компетенций в условиях специфики направленности образовательной и научной деятельности объединенной кафедры.

В Большом Энциклопедическом Словаре термин «кафедра» толкуется, как «основное объединение научно преподавательского состава по одной или нескольким родственным дисциплинам». Взяв за основу данное определение с учетом реалий сегодняшнего дня, невольно возникает вопрос о востребованности тех понятий, которые мы ранее вкладывали в понимание слова «кафедра». Возможно, на текущий момент не требуются годы напряженной работы для формирования сплоченного коллектива единомышленников, энтузиастов своего дела, решающих общие важные задачи? Где сегодня место кафедр, занимающихся графической подготовкой студентов? Какова их роль? Какие преимущества приобретает кафедра, переходя в разряд выпускающих? Может ли полноценно функционировать кафедра без решения важных научных задач?

Эти, а так же множество других вопросов остро встают, прежде всего, перед руководством объединенных («оптимизированных») кафедр, и их решение требует больших усилий. Процесс объединения не стационарен, оказавшись в новых условиях, мы вынуждены постоянно учиться и переучиваться, основываясь на приобретенном ранее опыте.

Так в 2009 году мы исследовали значимость кафедр «базовых дисциплин» для общеуниверситетской системы, являясь частью структурного подразделения Института базового образования (ИБО) НИТУ «МИСиС». В статье «Структурный потенциал системы «кафедра базовых дисциплин – вуз – внешняя среда» [1], поднимались важные вопросы, затрагивающие все аспекты деятельности кафедр, работающих со студентами младших курсов. Опираясь на результаты экспертных оценок, делались выводы о важной роли кафедр «базовых дисциплин» в деле целостной подготовки выпускника вуза.

С момента публикации статьи прошло чуть больше года и коллектив кафедры ИГД коснулись очень серьезные изменения. В 2010 году, в силу ряда объективных причин, кафедра стала входить в состав Института информационных технологий и автоматизированных систем управления (ИТАСУ) и стала выпускающей. За шесть лет мы прошли путь создания новой специальности и направления обучения бакалавров, разработали Образовательный стандарт по направлению обучения «Прикладная информатика» в дизайне для бакалавров и магистров.

Сегодня кафедра инженерной графики и дизайна НИТУ «МИСиС» видит свою миссию в предоставлении высшего профессионального образования высокого качества на всем протяжении образовательных программ; организации научной и практической деятельности на основе разработки и внедрения инновационных технологий в области инженерной и компьютерной графики, прикладной информатики в области дизайна; реализации эффективной модели социального партнерства между кафедрой и работодателем.

Кафедра позиционируется как образовательная структура исследовательского типа и ведущий инновационный центр в области компьютерной графики, культуры, искусства и информационного образования, интегрированный в реальный сектор экономики и современный рынок труда. На базе сбалансированной теоретической и практической подготовки, кафедра больше 5 лет готовит профессионалов в области разработки и исследования методов и средств информатики в области дизайна. В процессе обучения студенты получают широкое техническое образование, теоретическую и практическую подготовку по компьютерному моделированию, программированию, информационным и сетевым технологиям, электронике и т.д. В Основную образовательную Программу профиля «Дизайн» включены такие дисциплины, как рисунок и живопись, история культуры и искусства, теория и методы дизайна, цветоведение и колористика, эргономика и типографика, анимация и визуализация данных, дизайн-проектирование и информационные тхнологии дизайн-проектов.

Материально-техническое оснащение лабораторий кафедры, укомплектованных новейшими графическими системами на основе современной компьютерной техники, используются в учебных и научных целях для создания трехмерных пространственных форм и визуализации. Внедрены в учебный процесс разработки по 3D-моделированию сборок, в том числе и для ведения работ по подготовке к Олимпиадам.

Коллективом кафедры поставлены и успешно реализуются актуальные задачи, связанные с внедрением инновационных методов и технологий преподавания графических дисциплин в технических вузах, опирающихся на студентоориентированный подход к обучению.

В связи с осуществлением подготовки бакалавров и магистров, коллектив кафедры пополнился профессионалами в области дизайна, рисунка и живописи. На кафедру пришли работать ассистенты из числа выпускников НИТУ «МИСиС» различных институтов, реализуются их творческие задачи, внедряются новые образовательные идеи. Большое внимание уделяется научной работе студентов. Результаты их достижений заслушиваются на ежегодной научной конференции «Дни науки НИТУ «МИСиС», тезисы докладов публикуются в сборнике университета. На кафедре создана система рейтингового обучения с применением творческих заданий. Разработанные преподавателями кафедры электронные журналы позволяют давать максимально объективную оценку работе обучающихся. Среди студенческой молодежи ежегодно проводяытся конкурс, с целью отбора победителей в команду НИТУ «МИСиС» для последующего участия в Олимпиадах.

В последние годы кафедрой разработан ряд учебно-методических комплексов по профориентационной работе со школьниками для реализации проектов «Инженерные классы», «Вуз одного дня».

Ретроспективный анализ достигнутых результатов свидетельствует о том, что кафедра ИГД ведет  активную всестороннюю работу в различных направлениях, без промедления решая поставленные перед ней задачи. Не потерять общепрофессиональные знания начертательной геометрии, инженерной графики, суметь совместить их с компьютерным инструментарием и завоевать позиции выпускающей кафедры, задача очень серьезная. Наш опыт показывает, что достигнуть таких результатов возможно, но позиции трудно удержать. Состояние такой кафедры весьма неустойчивое. Требования, предъявляемые к выпускающим кафедрам, связанные с их научной работой и подготовкой научно-педагогических кадров принципиально меняются. Сегодня становится фактом, что наука должна приносить прибыль, как самой кафедре, так и университету в целом. Кафедра, являясь структурным элементом автономного образовательного учреждения, должна научиться себя содержать. Базовая же графическая подготовка, не менее других, нуждающаяся в научных исследованиях, не приносит вузам доход, а, скорее, является «затратной». Очевидно, что на приобретение опыта по самофинансированию должно уйти время, которого у нас нет. По этой причине возникает необходимость слияния родственных кафедр, чтобы объединив общие усилия найти пути выхода из сложившейся ситуации. При этом стоит учесть, что объединенная кафедра, неизбежно оказывающаяся на позиции выпускающей, решает важный круг задач, как правило, не связанных с базовой графической подготовкой. В результате в составе вновь возникшей кафедры бывшие кафедры графических дисциплин остаются представленные лишь секциями, которые постепенно уменьшаются и численно и качественно. До сих пор не установлена «ценность» базовых, фундаментальных знаний в вузе. В рейтинге кафедр  доля образовательной деятельности базовых кафедр не отличается от выпускающих. Этот вопрос постоянно поднимается перед руководством университета и надеемся, что вскоре мы увидим реальную оценку работы базовых кафедр, в том числе и тех, кто занимается графической подготовкой выпускников.

Таким образом, надо признать, что решение вопросов, связанных с графической подготовкой в вузах – дело безотлагательное. Сегодня мы не станем подробно писать о том, что необходимо вести постоянный поиск заинтересованных лиц, способных обеспечить финансирование графических разработок, созданных на кафедре; участвовать в конкурсах на гранты; проектах, приносящих прибыль и т.д. Эти темы для всех очевидны, но их реализация требует огромных усилий.

Развитие графической подготовки в технических вузах до сих пор зависит только от энтузиастов, большинство из которых участвуют в конференциях по графической компьютерной подготовке. А ведь требования к нам увеличиваются ежегодно. Связь вузов со школами вырастает   многократно, школьники  идут на креативные проекты, предлагаемые вузами, над ними необходимо работать в течение всего учебного года. В этом мы видим одну из важнейших задач кафедр графической подготовки. И, следовательно, как ни объединяйся, как ни оптимизируйте кафедры, а графической подготовке  в технических вузах надо срочно придать первоочередное значение.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Усанова Елена Владимировна
(24 марта 2016 г. 1:17)

Уважаемые,  Людмила Олеговна и Валерия Борисовна!

Размышлизмы по поводу перспектив кафедр графики.

  1. Что до сих пор не установлена «ценность» базовых, фундаментальных знаний в вузе пишут практически все специалисты образовательной сферы в многотомном труде Байденко как наши, так и зарубежные: сколько авторов, столько и мнений. Что базовая подготовка как букварь нужна – это, безусловно! Но, ведь не только графическая…

При современном развитии возможностей ГИТ, от графики скоро вообще может мало что остаться, иные приемы уже продвигаются. Ведь НГ не  отражает  в  полной  мере  весь  спектр  приемов автоматизированного  формообразования. Но, тем не менее, без анализа геометрии формы при любых продвинутых технологиях невозможен ее синтез. А с геометрией сейчас давние проблемы уже со школы. Это признали и в РАО. Новые учебники по геометрии собрались разрабатывать. В этой ситуации, что определить в качестве инвариантной «ценности» даже в базовой ГГП, тоже, вероятно, не однозначно решаемая задача.

2. Процесс объединения кафедр. Нас уже объединили с кафедрой основ конструирования. Лично я восприняла это  с пониманием необходимости такой интеграции как раз на уровне базовых кафедр. Для более полной определенности миссии этой объединенной структуры еще кафедру можно сопромата добавить. Не думаю, что это, как Вы пишете, единственно верный путь. Формы организации интегрированного взаимодействия в образовательном процессе могут быть разными. В дальнейшей подготовке к профильной проектно-конструкторской деятельности возникают частные профильные задачи,  связанные с направлением деятельности, которые более оптимально решаются специальными кафедрами.

От интеграции деятельности базовых и профильных кафедр не уйти, эти проблемы уже повсеместно возникают. Пример  - интеграция деятельности выпускающей кафедры «Аэрокосмические системы» (см. работы Г. Щеглова) и графики в МВТУ. В корпоративном университете GM, например, преподавание ведется по направлению подготовки, и преподаватели всех дисциплин группируются в соответствии со спецификой этого направления. В политехнических университетах проблемы интеграции тоже решаются по-разному. Модели образования во всем мире сейчас развиваются, претерпевают изменения. Все в режиме модернизации… А постоянно учиться и переучиваться – ну что ж, это же наша работа.

Нас тоже развернули на дизайн. В магистратуре.  Очень хотелось бы познакомиться с практическим выходом по Вашей ОПП в области дизайн-проектировании промышленных объектов.  Например, изделий радиоэлектроники. Как с Вами связаться?

3. Очень бы хотелось посмотреть  на структуру ЭЖ. В различных LMS  формы отчетов  и их содержание для формирования корректирующего воздействия на образовательный процесс разные. К общему знаменателю еще даже в Болоньях не пришли.   

Со скромной надеждой на е-взаимодействие, Усанова Е.В. 


Назад Go Back