Назад Go Back

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ЗА 2015-2016 ГОДЫ

Фото Лавренова Татьяна Владимировна (Донской государственный технический университет )
Чередниченко Ольга Павловна (Донской государственный технический университет )


Аннотация

В статье указаны актуальность проведения олимпиад по черчению и анализ этой работы на базе кафедры «Инженерная и компьютерная графика» ДГТУ.



Ключевые слова: олимпиада, технический вуз, черчение, задания для подготовки учащихся, компетенции.

Олимпиада по черчению для общеобразовательных организаций проводится с целью привлечения будущих абитуриентов к техническим специальностям.  Задачей олимпиады является выявление интеллектуальных способностей школьников. Участие в олимпиаде позволяет ребятам  проверить свою  конкурентоспособность.

«Олимпиада - это соревнование, а всем или очень многим участникам соревнований свойственно желание победить. Чтобы победить, нужно глубже знать предмет», - так написано в статье «Функции  олимпиад» В.И. Вышнепольского [1].

В Донском государственном техническом университете олимпиада по черчению проводится с 2014 года на основе разработанного Положения об олимпиаде по черчению для общеобразовательных организаций.

Большую роль в успешном проведении олимпиады играют удачно подобранные задания.  В этом можно убедиться, проанализировав результаты проведенных олимпиад в 2015 и в 2016 гг.

Например,  в 2015 году было предложено по двум заданным проекциям фигуры  построить её третью (профильную) и аксонометрию.

И придумать пробку такой формы, чтобы ею можно было заткнуть каждое из трех отверстий и построить аксонометрию полученной фигуры (рис.1).

Из 25 участников практически все справились с заданием.

В олимпиаде 2015г. принимала участие ученица из 8 класса, где еще не проходили тему аксонометрических проекций, ей разрешено было выполнить технический рисунок, с чем она прекрасно справилась. Это говорит о развитом пространственном воображении и понимании задания.

Так же ребята предложили различные варианты пробки, которой можно заткнуть каждое из трех отверстий. Было сложно определить победителя, насколько интересно была показана пробка с точки зрения воображения,  и насколько четко, с технической сторны,  было выполнено задание.

А в 2016 году участникам  так же  было предложено по двум заданным видам (спереди и слева) построить третий вид (сверху), но задача была усложнена тем, что были  даны наклонные грани (рис.2).

Большая часть ребят допустили ошибку.

Во втором задании необходимо было  достроить главный вид детали, выполнив  целесообразный разрез (рис.3).

Где так же многие не справились с заданием.

Делая выводы, с чем же это может быть связано, мы предполагаем, что у ребят плохо развито пространственное воображение, а так же уровень подготовки в общеобразовательных организациях 2016 г. не дотягивает до уровня предложенных заданий.

Школьники-участники олимпиады 2016 года не знают названий типов линий по ГОСТ 2.303-68.

В качестве разминки, участникам было предложено разгадать ребус.

Сопоставить название типов линий с их начертанием, и составить высказывание - предложение про чертеж.

Из 28 участников с заданием справились только 12.  Учащиеся  пытались угадать предложение, не основываясь на знании ГОСТа.

Ниже, для наглядности, представлен сравнительный анализ результатов олимпиад по черчению за 2015-2016 годы в виде Гистограммы 1. 

Получается, что уровень подготовки  к олимпиаде в 2015 г. был выше, чем в 2016 г. 

Критерии, по которым оцениваются олимпиадные работы, помимо правильности решения задачи,  разделены на две группы: графические и проекционные.

 К графическим критериям относится качество выполнения линий и сопряжений. Прежде всего, на чертеже должна быть четко видна разница толщин всех типов линий: линий видимого контура и  линий невидимого контура, сопряжения - без видимых утолщений, а также без заметных переломов, тонкие линии - без разрывов.

К проекционным критериям относится:

С этой частью участники  2015 и 2016 года справились.

Уровень заданий, как и уровень подготовки участников нужно повышать. Для достижения лучших результатов учащимся необходимо владеть  как  теоретическим материалом, так и практическими умениями и навыками выполнения чертежей [3].

Проведение олимпиады по черчению необходимо  с целью привлечения внимания к техническому вузу абитуриентов, желающих стать инженерами.

Необходимо поменять отношение к предмету черчения в школах, так как эта дисциплина дает компетенции, необходимые и на бытовом уровне для каждого ученика. Наша задача – поднять  вузовскую олимпиаду по черчению на более высокий уровень, достойный опорного вуза, и заинтересовать не только школьников Ростова и  области, но и всего Южного региона.

Список литературы

1. Вышнепольский В. И. Функции олимпиад / В. И. Вышнепольский // Геометрия и графика. М.: ИНФРА-М. V. 1. I. 3/4. C. 44-47. DOI: 10.12737/2133.

2. О.П. Чередниченко, Т.В. Лавренова. Олимпиады для школьников в системе профориентационной работы  вуза. Проблемы графической подготовки студентов технических вузов в условиях современного компетентностного подхода к процессу обучения. Материалы научно-методической конференции. . Междунар. науч.-метод. конф., п. Дивноморское, 26-28 мая, 2015./ДГТУ. http://elibrary.ru/item.asp?id=24909317

3. Николай Михайлов. Школьные олимпиады по черчению. http://narfu.ru/university/library/books/1844.pdf

 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Придумать пробку такой формы, чтобы ею можно было заткнуть каждое из трех отверстий и построить аксонометрию полученной фигуры




Рис. 2
Рис. 2

По двум заданным видам (спереди и слева) построить третий вид (сверху).




Рис. 3
Рис. 3

Достроить главный вид детали, выполнив  целесообразный разрез.




Рис. 4
Рис. 4

Гистограмма 1




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(23 марта 2017 г. 16:48)

Здравствуйте, Татьяна Владимировна и Ольга Павловна!

Я хотел бы поздравить вас за выбора задачи, дана на рис.1. По моему она из „Занимательное черчение” Воротникова. Этот тип задачи кроме традиционного черчения требует и сообразительность (особо нужная для творческой деятельности инженера).

Пожалуйста, извините  мой  русский.

С уважением

млепаров

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(23 марта 2017 г. 21:18)

Здравствуйте, уважаемые авторы! Всегда жду появления на конференции Ольги Павловны. Её позиция по графической подготовке в вузе для меня очень важна т.к. это позция проектировщика.

По олимпиаде. Это хороший шаг. Предусмотрена ли вузом дополнительны баллы к ЕГЭ для победителей? По нашему опыту (мы правда проводим не вузовскую олимпиаду, а областную) добавка в 2 балла всем участникам и 8 победителям является привлекательной.

Интересно, какой процент школ сохраняет черчение за счёт школьной компоненты или элективов в вашем регионе? Есть ли классы инженерного профиля?

Желаю Вам успешного проведения и развития олимпиады.

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Чередниченко Ольга Павловна
(27 марта 2017 г. 15:47)

Уважаемые Михаил Николаевич и Дмитрий Евгеньевич, большое спасибо за Ваше внимание к статье! Прошу извинить за серьезное упущение. К сожалению, не досмотрела.

К поиску новых заданий  мы привлекаем и студентов (в кружковой работе), которые практически всю информацию черпают из сети и часто безадресно, хотя стараемся их приучать к корректному отношению к авторским материалам.

Татьяна Владимировна указала источники, с которыми работала, хотя их могло быть гораздо больше. Она очень ответственнно и творчески относится к работе. Со школьниками общается не только в плане олимпиады. На базе ДГТУ организованы т.н. профильные классы, и молодые преподаватели ведут черчение в подшефной школе на базе нашего вуза.

Планируем в скором будущем работу над статьями с бОльшим количеством аналитического материала.

 С уважением, О.П. Чередниченко


Назад Go Back