Очередная VII Международная научно-практическая Интернет-конференция КГП-2017 «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации» прошла в феврале-марте 2017 года на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Традиционно непосредственным организатором конференции является кафедра «Дизайн, графика и начертательная геометрия» ПНИПУ.
Конференция такого масштаба по проблемам качества геометро-графической подготовки (ГГП) – единственный в России ежегодный научно-педагогический форум интернет-общения. Со времени первой, положившей начало систематической работе конференции, она продолжает свое организационное и содержательное развитие, вызывая неослабевающий интерес профессионального сообщества, ведущего образовательную деятельность и прикладные научные исследования в области геометро-графической подготовки.
Цель конференции КГП-2017 – практическое взаимодействие научно-педагогических коллективов кафедр инженерной графики, родственных и специализированных кафедр, отдельных российских и зарубежных специалистов образовательных, проектных и производственных организаций для интеграции интеллектуального потенциала и практического опыта, укрепления позиций КГП как профессионального форума специалистов высшей школы, работающих для совершенствовании ГГП и повышения качества инженерного образования в России.
Число зарегистрированных участников конференции составило 152 человека из 21 региона России, Беларуси, Болгарии, Германии. Представители 52 вузов России и зарубежья приняли участие в конференции, в том числе: Астраханского государственного технического университета, Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Губкинского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, Донецкого национального технического университета, Донского государственного технического университета, Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, Казанского государственного энергетического университета, Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, компании АСКОН, Ленинградского областного института развития образования, Михайловской военной артиллерийской академии, Московского авиационного института (НИУ), Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Московского технологического университета (Институт тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова), Мытищинского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», Национального исследовательского университета “МЭИ”, Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Новосибирского государственного технического университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета, Российского государственного гуманитарного университета, Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева, Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Сибирской автомобильно-дорожной академии, Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева, Сибирского государственного университета путей сообщения, Софийского технического университета, Тверского государственного технического университета, Томского политехнического университета, Тульского государственного университета, Университета г. Кассель, Университета Иннополис, Уральского государственного архитектурно-художественного университета, Харбургского технологического университета, Южно-уральского государственного университета (НИУ).
Тематика работы конференции определялась следующими секционными направлениями:
Традиционно сессионная работа интернет-конференции организована на сайте http://dgng.pstu.ru/conf2017/, где размещались поступившие материалы и комментарии к ним. Всего на конференции было представлено 105 докладов. За время работы на сайт конференции поступило около 800 комментариев, вопросов и сообщений участников конференции. Проведено Интернет-голосование по принятию проекта решения конференции.
Отмечено широкое представительство на конференции коллективов кафедр ГГП «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (зав. кафедрой проф. Д.Е. Тихонов-Бугров) и организатора конференции ПНИПУ (зав. кафедрой проф. Столбова И,Д.). Заметно увеличилось число участников из московских вузов. Проявили активность в процессе обсуждения актуальных проблем геометро-графической подготовки в высшей школе участники от таких университетов как НИУ МЭИ, НГАСУ (СИБСТРИН), МГТУ им. Баумана, НИТУ «МИСиС», МГАХИ им. Сурикова, ДГТУ, ЮурГУ и др.. Особо отмечена на конференции профессиональная активность представителей ДНР, работающих в трудных жизненных условиях, но продолжающих традиции известной научно-педагогической школы геометрии в Украине.
Выделяя главное в докладах и многочисленных комментариях к ним, а также учитывая результаты предыдущих конференций, необходимо особо отметить следующее:
1. Образовательная деятельность в сфере ГГП опирается на активную позицию преданных делу преподавательских кадров, которыми располагает большинство кафедр России. Однако сложившаяся в настоящее время политика органов образования мало стимулирует омоложение кадров и тем самым порождает проблему сохранения качества геометро-графической подготовки в будущем.
2. Конференция благодарит за настойчивость коллег из Санкт-Петербурга (В.Т. Тозика, Д.Е. Тихонова-Бугрова) в информировании руководителей вышестоящих организаций о состоянии ГГП, её проблемах и необходимых, по мнению сообщества, организационных решениях.
3. Участники форума ожидают от нового руководства МОН бОльшего доверия, учета позиции преподавательского сообщества относительно ГГП в средней и высшей школе, снижения объемов “отчетно-бухгалтерской” нагрузки, утверждения приоритетов по результатам творческого труда, а не формам отчетности.
4. Участники конференции подчеркивают фундаментальную роль геометрии, геометрических характеристик и моделей, а также необходимость укрепления позиций ГГП в российском инженерном образовании. Одновременно отмечается, что во всех разделах ГГП технологии компьютерной графики стали преобладающими.
5. Обзор материалов последних лет позволяет говорить о том, что лучшее из опыта, излагаемого участниками конференции, постепенно распространяется и получает дальнейшее развитие, определяя эффективную роль КГП.
6. Для решения важнейшей задачи формирования инженерного менталитета студентов технических вузов и желательной модернизации образовательных программ участники конференции констатируют необходимость использования сквозного и фрагментарного проектно-деятельностного подхода при реализации ГГП.
7. Предметом постоянного интереса участников КГП стали материалы в области геометрической науки, приложения геометрических и графических методов к решению практических задач. Участники форума с интересом отнеслись к представленным научным результатам коллег из ДНР и поддержали намерения авторов отдельных исследований о последующей их подготовки к защите диссертации как завершенного научного исследования по специальности 05.01.01.
8. В целях устранения недостатков довузовской подготовки обучаемых появляется все больше примеров активной и продуктивной работы преподавателей кафедр графики на площадках колледжей и школ, организации конкурсов и олимпиад по геометрическому моделированию.
9. Несмотря на успешные показатели развития, поддержку и слова признательности членам редколлегии журнала “Геометрия и графика’, высказанных участниками конференции, число подписчиков - основного фактора существования его полиграфической формы - не растет.
Подводя итоги работы данной конференции, подтверждая предыдущие рекомендации КГП, участники считают, что для повышения эффективности ГГП в современных условиях необходимо:
1) Просить руководство ПНИПУ и далее поддерживать коллектив кафедры ДГНГ в его усилиях по консолидации преподавательского сообщества в области геометро-графической подготовки на основе ежегодных форумов КГП, обсуждающих проблемы по повышению качества российского инженерного образования.
2) Сохранить формат данной научно-практической Интернет-конференции и ее WEB-платформы - основного инструментария взаимодействия и интеграции усилий преподавателей кафедр геометро-графической подготовки.
3) Ориентироваться на то, что технологии смешанного обучения, (bleanding – learning) в современных условиях становятся приоритетными. Для этого неизбежно переформатирование методических материалов и обеспечения образовательного процесса. Кроме того, требуется адекватное нормирование затрат преподавательcкого труда, иначе вся “эффективность” этой формы обеспечивается за счет голого энтузиазма.
4) Исходить из того, что повсеместное освоение технологий компьютерной графики и геометрического моделирования предполагает непременное совершенствование методической, объектной и содержательной части ГГП на основе широкого применения проектно–деятельностного и практико-ориентированного подходов.
5) Рекомендовать участникам конференции направить Ректорам университетов и Ученым Советам факультетов (институтов) по принадлежности им кафедр ГГП настоящие выводы и решение КГП-2017.
4) Обратить внимание вышестоящих инстанций на наличие положительного опыта по прикладной геометрической подготовке и элементам проектной деятельности в рамках профориентации школьников в очной и смешанной формах обучения и на необходимость возвращения в школу такого важного для технических специальностей предмета как черчение.
6) Исходить из того, что утверждение технологии и методик, базирующихся на компьютерных технологиях и 3D-моделировании и соответствующих современной практике проектно-конструкторской деятельности, предполагает учет равноправия традиционной и электронной форм проектно-конструкторской документации и тенденции к быстрому переходу к безбумажным технологиям.
7) Поддержать предложение проф. С.И. Роткова по проведению подготовительных мероприятий с целью создания общественного органа, координирующего действия по разработке концепции ГГП, соответствующей современным условиям.
8) Обратить внимание зав. кафедрами ИГ и родственных им кафедр на неадекватное отношение к подписке на журнал «Геометрия и графика», одним из назначений которого является распространение передового опыта в области ГГП.
9) Поддерживать инициативы коллег по мониторингу и анализу различных исследований студенческих контингентов, связанных с влиянием процессов глобальной информатизации и оценкой студентами применяемых образовательных технологиях, содержания и качества ГГП.
10) Для поддержания приобретенного статуса конференции просить ПНИПУ выпустить очередное издание Материалов VII Международной научно-практической конференции КГП-2017 с размещением на платформе РИНЦ.
10) Программному и организационному комитетам конференции совместно с редколлегией журнала “Геометрия и графика” подготовить, для публикации статьи по материалам конференции.
11) Признать работу конференции успешной, пользующейся нарастающим вниманием педагогической и научной общественности. Благодарить администрацию Пермского национального исследовательского политехнического университета, кафедру «Дизайн, графика и начертательная геометрия» (зав. кафедрой проф. И.Д. Столбова), персонально членов Организационного и Программного комитетов за большую работу по организации и проведению конференции.