Назад Go Back

КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ» В КУРСЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

English version
Дюмин Владимир Андреевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
Фото Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)


Аннотация

Отмечается значение компетенции: «умение работать в команде» при подготовке инженерных кадров. Предложена концепция формирования задания в курсе «Инженерная и компьютерная графика», способствующего развитию данной компетенции.



Ключевые слова: инженерная графика; компетенция; команда; конструирование.

Активное вхождение отечественной высшей школы в Болонский процесс привело к существенной потере специалитета, что, в свою очередь, приводит к проблемам обеспечения качества графической подготовки, выхолащиванию теоретической составляющей обучения на кафедрах, преподающих графические дисциплины. В итоге – активизирован процесс объединения этих кафедр, с другими. В большинстве случаев такое объединение является надуманным и не способствует ни развитию учебного процесса, ни сплочению преподавательского состава на почве межпредметных связей.

В последнее время мы слышим всё больше высказываний о том, что, в своём рвении в «Болонском укладе», мы явно превосходим деятельность коллег на западе. Это касается и ступеней высшего образования, и продолжительности обучения. Бывший заместитель министра Л.С.Гребнев во время дискуссии по проблемам подготовки научно-педагогических кадров, организованной редакцией журнала Высшее образование в России, заметил [1], что в Великобритании и США никто не заморачивается тремя уровнями подготовки. Те, кто хочет идти в науку, минуя магистратуру, идут сразу в аспирантуру (6 – 7 лет), а кто хочет, может учиться без бакалавриата шесть лет в магистратуре. Неоднозначным является и отношение к компетентностной модели обучения [2,3,4]. Развитие личности обучаемого предполагает предварительное формирование у него устойчивой системы знаний, умений, навыков, и только после этого, на их базе – формирование компетенций.

Не являясь поклонниками данной модели, авторы отдают себе отчёт в том, что кроме фундаментальной (базовой) подготовки, обучение должно быть направлено на выработку у студентов качеств, актуальных для заказчика. Важное место среди таковых занимает умение работать в команде. В подтверждение необходимости развития данной компетенции Л.С.Гребнев [5] упоминает высказывание декана факультета экономики МГУ. Профессор А.Аузан часто в своих интервью цитирует одного из западных экспертов, который советует единичные уникальные вещи заказывать русским, а массовые и одинаковые не заказывать русским ни в коем случае. Делать одинаковые вещи им скучно. Для отечественных специалистов, в общей массе, характерны: креативность и неумение работать в команде.

Оценивание (включая взаимное оценивание и самооценку!) не только профессиональных, но и чисто человеческих качеств, становится органичной частью образовательных технологий.

Переход на Болонскую систему не открыл Америки в данном аспекте. Изменилась лишь «идеологема» – работая над учебным пособием с элементами конструирования и исследований в 1987 году, мы называли важным качеством будущего специалиста умение работать в коллективе [6].

В учебном задании, над которым работал коллектив из трёх или четырёх исполнителей, по конструктивной схеме создавался комплект конструкторской документации на пневмо-гидро устройства двигательных установок летательных аппаратов и испытательных стендов. Проводился подбор литературных источников, выбор способов формообразования деталей, нормоконтроль разработанной документации (перекрёстный), подготовка пояснительной записки, защита проекта.

Для оценки работы студентов использовались критерии личного трудового вклада принятые в то время в конструкторско-технологических организациях города. Актуальны были три подхода: Коэффициент трудового участия (КТУ); Оценка эффективности труда по баллам (ОЭФТ); Коэффициенты качества труда (К).

КТУ определялся с учётом индивидуальной производительности труда, качества, выбора рациональных инженерных решений, участия в изобретательской и рационализаторской деятельности. Оценивалась также активность в создании опытных и головных изделий, разработка и внедрение прогрессивных технологических принципов, новой техники, снижение трудоёмкости и металлоёмкости изделий.

В ОЭФТ учитывались четыре основных критерия: своевременность выполнения работ и интенсивность труда; качество работ; трудовая дисциплина; творческий вклад в разработку и нововведения.

Оценка по критерию «К» осуществлялась по таким критериям: выполнение работ в срок; качество работы; новизна технических решений; степень сложности и эффективности решений; дисциплинированность.

Студенты самостоятельно оценивали свою работу по выбранному преподавателем комплексному критерию. Преподаватель вносил свои коррективы.

Многолетний опыт использования рейтинговой системы при обучении начертательной геометрии показал, что она является сильным мотиватором на достижение следующей цели: досрочное получение экзаменационной оценки «автоматом». Следует честно сказать, что главным недостатком такого подхода является снижение качества подготовки – утрачивается момент выстраивания полученных знаний и умений в систему при подготовке к экзамену, стадия обсуждения с преподавателем вопроса экзаменационного билета. Однако, в условиях низкого уровня базовой подготовки первокурсников, в условиях борьбы за сохранение контингента в рамках пресловутого «подушевого» финансирования, она даёт определённый эффект.

Совсем другую роль рейтинговая система, по нашему мнению, может сыграть в ситуации, когда в завершающем семестре обучения команда студентов работает над проектным заданием. Она позволит более объективно (не в пятибалльной системе) оценить работу обучаемого, а главное, стимулировать работу и оценить как в условиях «индивидуалистского» образования студент вписывается в командную работу. Способность оценивать других и самого себя в рамках команды – чрезвычайно важное качество.

Целесообразно выделить пять составляющих измерительно-оценочной системы, так, чтобы каждая компонента оценивалась максимально в 10 баллов. К ним мы отнесём:

Оценку по первому критерию проводят члены команды тайно. Преподаватель вносит свои коррективы. Остальные критерии – прерогатива преподавателя.

Если считать оценку в 4 балла граничащей с провалом по критерию, то среднюю оценку 7 баллов можно считать соответствующей качественному исполнению. В переводе на пятибалльную систему зачёт с оценкой хорошо выставляется в интервале 35 - 40 баллов, отлично при превышении 40 баллов, удовлетворительно – 25 – 34 баллов.

Концептуально содержательная часть задания должна представлять собой не создание единичного устройства по конструктивной схеме и описанию, а некий небольшой комплекс связанных устройств. Такой концепции соответствуют сравнительно простые лабораторные комплексы (стенды). В настоящее время кафедра озабочена подбором соответствующих заданий, что является весьма сложной задачей.

При этом всплывает ещё одна проблема обучения на кафедрах, преподающих графические дисциплины. Заключается она в разрешении спора о том, насколько при изучении инженерной графики следует внедряться в технологию производства и практику конструирования. Авторам памятны дебаты на данную тему с С.А.Фроловым, который был категорическим противником азов технологии и конструирования в курсе инженерной графики. Противоположную точку зрения имел В.С.Полозов, который считал, что изучая простановку размерной информации на чертеже, студент должен не только представлять технологию изготовления, но и знать ГОСТ на базирование. Этот ГОСТ он называл самым геометрическим ГОСТом ЕСКД.

В настоящее время с внедрением проектного обучения становится ясным, что кафедре графики необходимо работать на стыке с профилирующими кафедрами. В Военмехе политика «конструктивизма» в учебном процессе начала осуществляться в семидесятые годы прошлого столетия. Следствием стало использование элементных баз соответствующих факультетов, создание собственных альбомов чертежей общего вида и сборочных чертежей, кафедральной библиотеки справочной литературы. Мы считаем важным этапом обучения ознакомление студента с такими классическими монографиям, как работы П.И.Орлова, А.И.Половинкина, Дж.К.Джонса [7,8,9].

При разработке заявленного выше задания (лабораторного комплекса), в качестве прототипа была взята экспериментальная вакуумная установка, предназначенная для испытания элементов систем обеспечения теплового режима космических аппаратов. Такая установка бала спроектирована, изготовлена и успешно использовалась авторами.

Для того чтобы исключить в ходе экспериментов конвективный теплообмен и теплоперенос за счет теплопроводности воздуха между испытуемой моделью и окружающими элементами (в частности корпусом камеры), испытания проводились в вакуумной камере при давлении около 0,00005 мм. ртутного столба. При таком давлении теплоперенос в окружающей среде мог осуществляться только за счет излучения.

Поскольку это задание для курса инженерной и компьютерной графики ориентировано на студентов-механиков, то весь комплекс измерительной аппаратуры и электрических цепей был условно отброшен.

Таким образом, структурно установка состоит из трех основных частей:

Рассмотрим эти части несколько подробнее и определимся с составом исполнителей.

Возможная схема вакуумной камеры представлена на рис.1. По своей конструкции камера представляет собой сварные сборочные единицы, соединяемые с помощью резьбовых крепежных деталей. При этом главной задачей является обеспечение герметичности конструкции. Тема конструирования уплотнений является одной из важнейших при создании изделий машиностроения. По этой причине ей уделяется внимание в учебном процессе, имеется специальный раздел в кафедральном справочнике по инженерной графике.

Схема насосной части представлена на рис. 2. Насосная часть представляет собой связанные трубопроводами и оснащенные необходимыми вентилями два откачивающих устройства – механический насос, обеспечивающий получение вакуума до 0,005 мм. ртутного столба, и высоковакуумный паромасляный агрегат, обеспечивающий получение необходимого вакуума и состоящий из паромасляного насоса и вакуумного затвора во входной части агрегата. Естественно, что насос и вакуумный агрегат являются покупными изделиями и их конструировать нет необходимости. Предметом конструирования являются два сильфонных вентиля – прямого потока и угловой.

На рис.3 представлена классическая конструкция сильфонных вентилей. При этом в конструкциях имеется литой корпус. Мы усложняем задачу наших конструкторов – вентили изготавливаются в условиях единичного производства и литые конструкции должны быть заменены сварными. Составной частью вентиля является сильфон (покупное изделие).

Конструкция переходного отсека отдаётся полностью на усмотрение его создателя. Он должен предусмотреть не только стыковку отсека с вакуумной камерой и насосной частью, но и наличие на переходном отсеке элементов, обеспечивающих подсоединение к нему следующих модулей:

При использовании такого задания, команда конструкторов может меняться по численному составу за счёт замены части модулей переходного отсека фланцами (заглушками). Важно, что все исполнители связаны единой задачей, успешное решение которой зависит от способности работать в команде.

Список литературы

  1. Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика.// Высшее образование в России.2016.№7.
  2. Корчагин Е.А., Сафин Р.С.// Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании. Высшее образование в России.2016.№
  3. Мартышина Н.И. Базовый уровень знаний как объект нормирования в системе образования.// Высшее образование в России.2015.№3.
  4. Тихонов-Бугров Д.Е. О компетентностной парадигме обучения в высшей школе.// Сборник материалов 9 научно-практической конференции «Развитие современного образования: теория, методика и практика». Чебоксары 2016.
  5. Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии.// Высшее образование в России.2015.№10.
  6. Тихонов-Бугров Д.Е. Выполнение работы по машиностроительному черчению с элементами конструирования и исследований. Ленинград, ЛМИ. 1987.
  7. Орлов П.И. Основы конструирования т.1,2. М. Машиностроение. 1988.
  8. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М. Машиностроение. 1988.
  9. Дж.К.Джонс. Инженерное и художественное конструирование. М. Мир,1976. 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1


Рис. 2
Рис. 2


Рис. 3
Рис. 3


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(4 марта 2017 г. 16:47)

Добрый день коллеги!

Вы пишите "Компетенция "умение работать в команде"....", но компетенция - это способность осуществлять определенный вид деятельность.

Может правильнее было бы "Компетенция "способность работать в команде" ...." .

Умение -  это всего лишь промежуточный этап в формировании способности.

С уважением, В.А. Рукавишников

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(4 марта 2017 г. 18:16)

Добрый день, Виктор Алексеевич. Принимаем Ваше замечание. Мы рассматриваем компетенцию как систему ЗУНов и способностей.

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(4 марта 2017 г. 19:27)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Как известно, способность - это личностное качество, формируемое в процессе профессиональной деятельности (в ВУЗе - это учебно-профессиональная деятельность). В процессе деятельности происходит интеграция ЗУН, а также копетенций (способностей), сформированных ранее на более низком уровне формирования данной компетенции.  Способность - это интегративное личное качество специалиста, которое возникает, существут и развивается в процессе деятельности и умирает вместе с человеком. ЗУН - это промежуточный результат, необходимый для формирования способности как конечного результата отдельного учебного модуля. И т.д.

Вы говорите, "система ЗУН". Система без цели не бывает. Такой целью и выступает Компетенция (Способность). В противном случае ЗУН - это "лебедь, рак и щука".

Способность (Компетенция) - это результат интеграции ЗУН и ранее сформированных компетенций в процессе учебно-профессиональной деятельности в ВУЗе, а затем и профессиональной деятельности на производстве.

Именно способность как цель подготовки и определяет какие нужны ЗУН для формирования конкретной компетенции, как элемента всей системы подготовки специалиста. 

Это моё личное видение (элемент  моей концепции), которое принципиально отличается от, как мне кажется, тупиковых положений ФГОС. В них же нет слова цель.

С уважением, В.А. Рукавишников 

 

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(5 марта 2017 г. 13:33)

Здравствуйте, уважаемые Владимир Андреевич и Дмитрий Евгеньевич!

Спасибо за интересный доклад. Отмечаю попутно, что в Болгарии тоже имеется ВУЗ-ов, где прием по основных для ВУЗ-а специальностей только в  магистратуре. Расскажите пожалуйста  каким образом производите ознакомление студента с монографиям  Половинкина и Джонса?

Пожалуйста, извините мой русский.

С уважением

млепаров

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(5 марта 2017 г. 15:35)

Здравствуйте, уважаемый Михаил Николаевич! На профильных кафедрах, где делается уклон в сторону конструирования читается курс "Основы инженерного творчества", базирующийся в теоретической компоненте на данные фундаментальные труды. На нашей кафедре ранее мной читался курс "Основы системного дизайна" в котором был раздел "Красота в инженерном творчестве, эстетическая подготовка инженеров", базовым учебником для этого раздела была книга Половинкина. К сожалению, дизайн в настоящее время в Военмехе не востребован.

Что касается нас с Владимиром Андреевичем, при работе с продвинутыми студентами, кроме специальной узконаправленной литературы (например "Основы конструирования вакуумных систем" для задания, приведённого в докладе) мы отсылаем и к Половинкину для ознакомления с методами инженерного творчества, к принципам мозговой атаки по Джонсу. Недавно с удивлением обнаружил, что библиотека списала книгу Джонса издания 1976года, посчитав устаревшей. Выкупил.

Вспоминаю, что много лет назад имел удовольствие учить студентов из Болгарии. Они попадали к нам после техникумов и конкурсных отборов. Впечатления самые наилучшие. Уже давно из иностранцев у нас только китайцы. Как член государственной экзаменационной комиссии, присутствую на защите дипломных проектов по одной из профильных кафедр. Коллеги рассказывают, что до сих пор эти Болгарские студенты, занимающие высокие посты в промышленности присылают благодарственные письма.

Всегда рад общению с Вами. Спасибо за активность и интересные вопросы и рекомендации.

Ваш Тихонов-Бугров.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(9 марта 2017 г. 21:31)

Здравствуйте Дмитрий Евгеньевич, как всегда Ваше выступление вызывает много откликов и у меня тоже появились вопросы: Вы упоминаете что на кафедре велся курс дизайна, а сейчас он не востребован. Для нас это больная тема, у нас уже два- три года  нет  бюджетного приема на дизайн, тоже из-за невостребованности специалистов пром. дизайна.  Чем объяснить, что в таком престижном ВУЗе как ВОЕНМЕХ закрыли это направление, хотелось бы узнать поподробнее., как проходил данный процесс медленно или сразу.

Как ни странно на страницах нынешней КГП никто не затрагивает данную тему, а дизайн неразрывно связан с НГ, Как вообще в стране развивается направление пром дизайна, если Вы владеете информацией, поделитесь.

С уважением и наилучшими пожеланиями Шахова А.Б. 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 марта 2017 г. 2:18)

Здравствуйте, Алевтина Бруновна. Дизайн в Военмехе не востребован т.к. профильные кафедры считают, что: для военной техники это не так актуально; часов не хватает на "более важные предметы". Когда-то давно на одном факультете дизайн был в качестве электива. В него входил промышленный дизайн и дизайн интерьера. Были приглашены профессионалы. Я к преподаванию отношению не имел.

Лет 10 назад мне был заказан специфический курс дизайна для специальности "Сертификация качества". Просили пройтись по дизайну во всех его ипостасях. В курс входили: история, философия дизайна, красота в инженерном творчестве, основы промышленного дизайна, элементы эргономики, дизайн в рекламе и упаковке. Сами понимаете, что  в односеместровой дисциплине мнгого не сделаешь. На практике: разрабатывали дизайн инструмента, бытовой техники, товарные знаки, рекламу конкретного товара, упаковку, анлизировали художественную литературу, где говорится о рекламе (например рассказы Мартина Сутера). Кроме этого было много заданий на оценку дизайна.

Ушёл зав. кафедрой, новому часов на дизайн стало жалко.

Уже лет семь этим не занимаюсь. Состояние дел знаю не очень хорошо. Могу сказать, что с уходом из политеха Волошинова нормального дизайна там не стало. То же и в ИТМО с уходом Тозика. Есть в ун-те технологии и дизайна, ун-те растительных полимеров. Уровень мне не известен.

С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(10 марта 2017 г. 10:10)

Здравствуйте Дмитрий Евгеньевич, спасибо за развернутый ответ, можно продолжить эту тему на страницах форума, но ,если учесть что дизайном автомобилей занимаются зарубежные коллеги, а у нас их только собирают, а в аэрокосмической промышленности дизайн по видимому не нужен, вывод отечественный дизайн нам не к чему. Запросов работодателей на специалистов нет, и по окончанию ВУЗа выпускники занимаются рекламой, интерьерами и т.д., а таких специалистов выпускает огромная когорта коммерческих ВУЗов и СУЗов, где плата за обучение на порядок ниже.

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 марта 2017 г. 13:19)

Алевтина Бруновна, здравствуйте. К вопросу о дизайне автомобилей. Однажды я был на кафедре дизайна в Политехе. Наблюдал, как студент "вылизывает" пластилиновую модель автомобиля. Поинтересовался: будет ли продувать в аэродинамической трубе. Ответ позабавил: "А зачем, итальянцы уже продули. Это копия".

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Усанова Елена Владимировна
(11 марта 2017 г. 1:00)

Добрый вечер, Алевтина Бруновна и Дмитрий Евгеньевич!

Я по поводу промдизайна (индустриального дизайна). Как только пришла на кафедру после института сразу стала читать элективный курс промдизайна и весь необъятный список тем, что Дм. Евгеньеич прописал, давала через ГСПИ.  Студенты мимо лекций не проходили. Особенно информатики – толпами приходили, хотя материал для всех давала на эл. носителях. И так много лет. Когда не могла (сын  школьник, а вечерники, например),  Л.А. вместо меня работала. Так что она в теме. Материал постоянно обновлялся, богатейшая библиотека автомобилей, самолетов, вертолетов, мотоциклов, современных станков и проч. Читала в аудиториях с большими телевизорами. Заканчивался курс зачетом без оценки, практики не было, давала дом. задания – производственные плакаты, товарные знаки, этикетки - много чего. До сих пор храню - талантливые студенты! Так что в общекультурном и общеинтеллектуальном смысле будущие инженеры как-то подтягивались. Потом нас объединили с кафедрой основ конструирования и этого курса не стало. А весной 2016 вдруг зав. кафедрой сказал, что открывает спец. промдизайн – бакалавриат и магистратуру, что получил лицензию, учить будут преподаватели, прошедшие подготовку в МВТУ. Но программу для магистрантов написать почему-то велел мне.  Промдизайн востребован, еще как! Жизнь заставит, как заставила японцев и китайцев продвигаться до уровня итальянцев в формообразовании автомобилей. А в ракетостроении – студенты аэрокосмического университета в Дайтоне-бич  уже на первом курсе различные формы ракет на 3D-принтере создают, а у нас CAD/CAE/CAM-центр закрыли – стал вдруг не нужен. Одна надежда, что это временно  –  издержки процесса догоняющей модернизации образования.

С надеждой на лучшие времена, Усанова Е.В.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(11 марта 2017 г. 2:22)

Здравствуйте, Елена Владимировна, к сожалению бывают такие зав. кафедрой, которые поручают писать не только программы, но и новые курсы одним, а потом отдают их наработки читать другим. Мне чертовски жаль, что Ваши наработки в инженерной психологии, дизайне и других областях не востребованы. Очень недальновиден этот зав. Смешно, если после некого ФПК человек вдруг становится спецом и читает курс. Кафедра основ конструирования это по моему мнению вообще ноу хау. Никогда не слышал про такие кафедры. Конструировать следует на профильных кафедрах. У них и основы специфические.

Надеюсь, что в Вашем вузе увидят (нет, оценят) Ваш профессионализм и найдут достойное применение. И не обязательно на этой экзотической кафедре.

 С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Усанова Елена Владимировна
(14 марта 2017 г. 11:50)

Добрый день, Владимир Андреевич и Дмитрий Евгеньевич!

Проблема интеграции  технологии производства, практики  конструирования, инженерного анализа  в процессе инженерной подготовки уже встала. Не далее, как 8 марта приходила однокурсница – конструктор с завода. Помните, мы для NX сделали электронный практикум (на КГП-14 представляли). В институте  тогда нам велели внедрять это самим. Подруга сначала взяла 1экз. для себя, а через неделю приехали и все печатные экземпляры себе увезли. Все цветные были, как в электронном виде. На заводе все всё освоили разом.

 Теперь проблема:  конструкторам необходимо осваивать САМ для продуктивного командного взаимодействия в паринжиниринге (СЕ).  Дело к интеграции деятельности отделов идет.

Так,  что составляющие измерительно-оценочной системы по мере развития и совершенствования образовательного процесса в ГГП  будем постоянно развивать и совершенствовать.

А сын у нее заканчивает тот самый авиастроительный лицей, с которого мы начинали. Черчения там теперь никакого нет. Сменилось руководство.

С уважением, Е.В.Усанова. 


Назад Go Back