Назад Go Back

О СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 09.04.03 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Ефименко Светлана Михайловна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")


Аннотация

Опираясь на накопленный опыт в дизайнерской практике, преподавании спецдисциплин в области дизайна, реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки специалистов и бакалавров по специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» мы считаем, что для формирования качественного образования необходимо выстраивание конкурентоспособной образовательной системы в области светодизайна пространственной среды на уровне ведущих мировых и отечественных вузов.



Ключевые слова: светодизайн, компетентности, компетентностный подход, магистранты, самообразовательная деятельность, модель подготовки магистров

Происходящие в настоящее время в высшем профессиональном образовании качественные изменения направлены, в первую очередь, на соответствие запросам рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенций, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

Учитывая накопленный опыт в дизайнерской практике, преподавании спецдисциплин в области дизайна, реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки специалистов и бакалавров по специальности «Прикладная информатика (в дизайне)» мы считаем, что для формирования качественного образования необходимо выстраивание конкурентоспособной образовательной системы в области светодизайна пространственной среды на уровне ведущих мировых и отечественных вузов.

Сегодня светодизайн заявляет о себе как об одной из ведущих и наиболее перспективных областей деятельности. Проектирование предметно-пространственной среды традиционно являлось миссией архитектора, который, по сути, объединял в себе сразу несколько профессий: ландшафтного архитектора, светодизайнера, декоратора. Современное состояние отечественного светодизайна можно определить как переломное: во-первых, по причине недостаточного количества профессиональных школ и практически отсутствием методики подготовки светодизайнеров; во вторых, потому, что окончательно не сформированы основы световой культуры как таковой [12].

С учетом широкого распространения новых образовательных программ магистратуры и технологии их реализации, открытая при кафедре инженерной графики и дизайна НИТУ МИСиС магистратура с обучением по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (профиль программы: Дизайн света пространственной среды), рассматривается нами как творческая мастерская, в которой происходит генерирование идей, зарождающихся на стыке разных областей знания науки, искусства, техники, градостроительства, дизайна. Образовательная программа магистратуры предполагает углубление профессиональных знаний, а также формирование дополнительных навыков и умений в области практической деятельности; на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для проведения как самостоятельной научно-исследовательской работы, так и научно-исследовательской работы в составе научного коллектива [10].

Программа подготовки магистров характеризуются практико-ориентированным подходом, увеличением часов на дисциплины специализации, исследовательские проекты и производственную практику, что способствует повышению конкурентоспособности выпускника на рынке труда и в профессиональном сообществе в целом. Кроме того, разработанная магистерская программа ориентирована на тесное сотрудничество с работодателями и учитывает условия вхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования.

Основанная на этих принципах методология подготовки магистров предлагает приобщиться к пониманию световой культуры, способствовать развитию у будущих специалистов определенного образа целостного мышления, предполагающего рассмотрение проекта с разных ракурсов: его творческого потенциала, технических возможностей реализации, а также социокультурных и экономических факторов.

Практико-ориентированный характер программы предполагает обретение обучающимися умения и опыта самостоятельной постановки задач и творческого их решения, исходя из целостного видения конкретной ситуации. Данный подход позволит не только развивать творческие способности, талант генерировать идеи и оригинально реализовывать их на практике, но, что крайне важно, формировать у будущих светодизайнеров чувство авторской ответственности за результаты деятельности в общественном пространстве [12].

В качестве методологической основы предлагаемого образования выступают взаимосвязанные деятельностный и компетентностный подходы. Понимая, что в процессе развития личности человека как развития системы «человек–мир», обучающийся выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности [8].

Сегодня считается общепризнанным то, что компетентный специалист в дизайне – это специалист, подготовленный к решению всех групп задач, возникающих в его профессиональной деятельности: разрабатывая новый продукт, он движется от понимания ситуации бизнеса, всестороннего анализа самого продукта, неявных проблем и потребностей его пользователя, возможностей его инженерной разработки и производства к инновационному решению, целостному замыслу, образу будущего изделия, который затем материализует для конкретного производства. Способности дизайнера охватывать целостно многоплановые проблемы, взаимодействовать внутри междисциплинарной команды, увязывать воедино противоречивые факты оказались наиболее востребованными в сегодняшних реалиях бизнеса, рынка и культуры потребления [3].

Учитывая, что сегодня приоритетной составляющей в профессиональной квалификации будущего специалиста является компетентность как интегральная (совокупная) характеристика интериоризированных личностью знаний, умений и навыков, проявляемых в виде способности и готовности личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действеннопрактических задач [4], предлагаемая система подготовки будущего специалиста в области светодизайна включает в себя следующие характеристики: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к саморазвитию, использованию творческого потенциала; способность исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационных и коммуникационных технологий т.д. [11].

Рассматривая профессиональную компетентность светодизайнера, то следует иметь в виду наличие у него ряда следующих необходимых компетенций: использовать и развивать методы научных исследований в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях; ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения; проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием методов компьютерного моделирования и т.д. [11]. В предложенном перечне требований учитываются важнейшие направления всестороннего образования человека, избравшего профессию дизайнера светопространственной среды.

На развитие профессиональной компетентности в дизайнерской деятельности большое влияние оказывает практика (педагогическая и производственная), представляющая собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку будущих специалистов. При этом следует иметь в виду, что практика как важнейший компонент профессиональной подготовки будущего светодизайнера приобретает качественно новое целеполагание, формирующее готовность магистрантов к творческой деятельности в современных условиях.

В соответствии с ФГОС ВО предлагаемая образовательная программа магистранта включает в себя как образовательную, так и научно-исследовательскую составляющую, в рамках которой обучающиеся должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в таких проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах или зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю.

Начиная работу по подготовке магистрантов мы провели исследование по изучению мотивации выпускников кафедры ИГД к продолжению обучения в магистратуре по программе «Дизайн света пространственной среды». Опираясь на методику Е. П. Ильина [5], нами было проведено анкетирование поступивших в магистратуру.

В данном опросе представлены три положения: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний). В опросник включен ряд фоновых утверждений, который в дальнейшем нами не обрабатывались. Результаты проведенного исследования представлены в таблице, представленной на рис. 1

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что у поступивших на обучение в магистратуру доминирует средний уровень мотивации к приобретению знаний и овладению профессией, т.е. обучение в магистратуре рассматривается как способ продлить период профессионального самоопределения, причем получение диплома магистра по выбранному направлению имеет достаточно высокое значение (рис. 2).

Мы считаем, что понимание мотивации желающих обучаться в магистратуре дает нам возможность вносить определенные изменения в программу магистерского образования, а также представить концептуальную модель подготовки магистров.

Поиск концепции подготовки магистров привел к созданию концептуальной модели, учитывающей комплексный подход, ориентированный на раскрытие научно-творческого потенциала обучающихся.

Актуальность данной работы заключается в необходимости выявления определенных закономерностей в организации образовательного процесса подготовки специалистов в области светодизайна, опирающихся на мировые тенденции в дизайне и современные технологии освещения предметно-пространственной среды.

Рассматривая наиболее целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации световых пространств, составляющие концептуальной модели базируются на спецдисциплинах учебного плана творческого характера с учетом определенной последовательности образовательных этапов:

Концептуальная модель, представленная на рис. 3, предполагает ориентацию магистрантов на выбор такой проблематики научного исследования, которая могла быть раскрыта в рамках каждой темы с разных сторон (например, «Особенности и модели светового пространства»).

Модель предусматривает различные формы итоговой работы магистранта:

Предложенная модель позволяет достичь индивидуализации образовательного процесса в рамках профессионально-проектного цикла, сохранить достоинства инновационной подготовки светодизайнеров в магистратуре, а также повысить мотивацию будущих специалистов в аспекте научно-исследовательской подготовки, дать возможность сформировать и проявить магистранту свой творческий потенциал.

Список литературы

  1. Академик [Электронный ресурс]. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/853414 (дата обращения: 15.02.2017).
  2. Ефименко С. М. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора : дис. …канд. пед. наук. –Чебоксары, 2011.
  3. Ефименко С. М., Петрова Т. Н. Подготовка педагога-тьютора в вузе: модель, технология, практика: монография. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2011. – 184 с.
  4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011. – № 8. – С. 3-15.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб. : Издательство «Питер», 2000.
  6. Итоги селекторного совещания в ЦИК Партии Единая Россия по проблемам профессионального технического образования [Электронный ресурс]. – URL: http://er.ru/news/134149 (дата обращения: 15.02.2017).
  7. Князева Г. Н., Чепелева Л. М. Магистерское образование: взгляд на теоретический контекст подготовки магистров в условиях отечественного вуза / Уровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза: материалы II международной научной Интернет-конференции. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.
  8. Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии...» (Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. –1998. – № 5. – С. 82.
  9. Научная и проектная подготовка в магистратуре: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Ю. С. Янковская. – Екатеринбург: УралГАХА, 2013. – URL: http://arch-usaaa-mag.blogspot.com/2013/11/blog-post.html (дата обращения: 25.01.2017).
  10. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс]. − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188 (дата обращения: 15.01.2017).
  11. ФГОС ВО по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171891 (дата обращения: 20.02.2017).
  12. Школа светового дизайна [Электронный ресурс]. – URL: http://cld.ifmo.ru (дата обращения: 27.02.2017).

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Результаты определения уровней мотивации




Рис. 2
Рис. 2

Уровни мотивации магистрантов при поступлении




Рис. 3
Рис. 3

Концептуальная модель учебного процесса




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(5 марта 2017 г. 0:40)

Уважаемая  Светлана Михайловна, здравствуйте! Представляется, что направление подготовки,  о котором Вы рассказали будет   чрезвычайно востребовано. Соединение средств светотехники, электротехники,  архитектуры очень  интересно. Это отдельная сфера инженерно-художественного творчества (дизайна) в специфической области, как бы более  замкнутого пространства  ночной архитектуры. В отличие от архитектуры открытого пространства,  – ночная отличается большими пространственными и цветодинамическими возможностями. Они позволяют реализовать  множество архитектурных сценариев ночного города или локального пространства в нем.

  Если можно, дополните свой интересный  доклад. Вопросы такие:

- необходимые преподавательские кадры ( свои, внешние совместители?) и  материальное обеспечение для такой подготовки у Вас были  или была подготовительная работа,

 -бакалавров каких  направлений подготовки, которую они получили в других вузах,   Вы допустите  к сдаче вступительных экзаменов

-  перечень вступительных испытаний,

-  где еще есть   магистратура по этому направлению

Извините, если вопросов многовато. С уважением. А,О.   

Фото
Сальков Николай Андреевич
(5 марта 2017 г. 20:46)

Здравствуйте, Светлана Михайловна! Я присоединяюсь к вопросам Александра Олеговича, поскольку дело чрезвычайно важное, а сведений пока что чрезвычайно мало. Однако, позвольте не согласиться с мнением, что изменения в образовании направлены исключительно на запросы рынка труда. Они, конечно, направлены на запросы, но вовсе не рынка труда -  ознакомтесь с работой проф. Тихонова-Бугрова Д.Е. и Тозика В.Т. Там все понятно. Дело в том, что производственники (читайте работы и комментарии Дмитрия Евгеньевича как за этот, так и за прошлые годы!) не признают бакалавров людьми, обладающими высшим образованием, более того, я даже опасаюсь, что и техникумовское образование было порой повыше качеством. А магистры - это обучение, направленное на последующие научные исследования. По-моему, не один я так думаю.

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(6 марта 2017 г. 23:55)

Здравствуйте, уважаемая Сетлана Михайловна! присоединюсь к вопросам коллег. Магистратура направлена в первую очередь на дизайнеров, склонных к программированию, или на програмистов, склонных к чувству прекрасного (это я, конечно, очень грубо обощила)?

Я работаю в архитектурно-строительной академии на кафедре, которая выпускает смежные с ПИ специальности - Информатика и вычислительная техника, Информационные системы и технологии. Так что немного знакома и с теми, и с другими. Наши информационщики, когда приходит время изучать "строительные" дисциплины (жбк, мк, архитектуру), очень сопротивляются этому. А здесь всё-таки должна присутствовать любовь к дизайну и архитектуре. И, судя по программе, художественные способности они тоже должны иметь.

Но если программа рассчитана на выпускников-дизайнеров, то смогут ли заменить дисциплины, предложенные в программе, отсутствие базовых знаний по информационным технологиям?

С уважением, Кокарева Я.А.


Назад Go Back