Горнов Александр Олегович


email Отправить сообщение
Фото По образованию инженер - электромеханик, окончил МЭИ в 1967году. Кандидатскую диссертацию защитил в 1974, доцент с 1980г. Подготовил трех кандидатов технических наук в области электромеханики. С 1994 по 2006 год заведовал кафедрой инженерной графики. Всего имею около 300 различных научно - методических публикаций. Сторонник реформации структуры инженерной подготовки и её графо - геометрической составляющей на основе проектной логики и дидактики.

Город: Москва
Организация: Национальный исследовательский университет "МЭИ"
Отрасль науки: технические науки
Научная специальность: 05.09.03 Электротехнические комплексы и системы

Список публикаций автора в РИНЦ

Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

Заключительное заседание круглого стола, Столбова Ирина Дмитриевна
(26 марта 2019 г. 22:39)

Коллеги, как известно, всё когда - то кончается. Вот и очередная, VIII КГП, которая прошла после более длительной, чем обычно паузы, завершилась. Не знаю, у кого как, а у меня впечатление, двойственное. С одной стороны, было приятно и интересно, просматривая список участников, снова “ увидеть”, постоянных, творчески активных коллег. Ряд работ поразили своим методическим и инструментальным профессиональным великолепием. На мой взгляд, это и есть самый эффективный педагогический потенциал, обеспечивающий как коммуникативные, образовательные и инновационные, воспитательные функции учебного процесса, естественный интерес к нему студентов. Они же живут, образно говоря, не в том мире, который более привычен их преподавателям, и не очень понимают, о чем тезис: “Назад,..чтобы вперед ‘’.

В целом, реалии оказались не такими яркими, как могли бы. На мой взгляд, в первую очередь, мы были вправе получить представление о неких контурах работы ГНМС в методологическом, а не только организационном отношении. Вместо этого просматривалась безрадостная перспектива в случае неспособности кафедры “выбить” право на магистерскую подготовку. И всё. А каково отношение к базовой части ГГП, которая является предметом забот большинства кафедр ИГ? Конечно, есть варианты, которые реализуют ряд кафедр, тогда их и надо было обсуждать. В этих условиях представленные материалы трудно было оценивать с точки зрения их перспективной актуальности.

Да и новизны, по сравнению с “консервами”, в инициативных материалах было не так много. А ведь неоднократно подчеркивалось, что давно назрела необходимость инноваций, в том числе на уровне системной парадигмы. При этом и безусловные находки имели бы больший эффект, будучи элементом обновленной структуры. Вместо этого, по меткому определению одного из постоянных участников, часто все было похоже на непрерывный хоровод, когда основная проблема внутри круга, но до неё руки не доходят,- заняты. Более того, иногда поля некоторых докладов напоминали телевизионные токшоу ( как за круглым столом TV), когда свободно делятся разнообразными личными воспоминаниями, общаются с коллегами по кафедре, испытывая от этого удовольствие, не замечая, что это мало относится к делу и мало интересует аудиторию. А ведь на КГП давно существует кулуарный жанр, как раз для такого общения…. По – прежнему, велик процент пассивных участников, не только не представивших доклады, но и не молвивших ни единого слова. Интересно, что они извлекли для себя, наблюдая за работой КГП? Раньше я приглашал студентов заглядывать на сайт ….

Объективные процессы, нравится нам это или нет, скоро приведут к более масштабным последствиям. И об этом давно идет речь. Приготовились ли мы адаптироваться к ним, кроме поиска виновных ? Думаю в этом отношении находок было мало, правда они были…. Какое - то время еще есть, но, полагаю, очень небольшое.

Хочется выразить надежду, что организационного и творческого авторитета ГНМС и региональных НМС хватить для того, чтобы не только сохранить лучшее из отечественных традиций и утвердивших себя инноваций подготовки в области ГГП. Нужны конкретные предложения и эффективные пути по модернизации базовой ГГП, если думать о её сохранении, учитывая наработанное за эти годы в рамках КГП, и в соответствие с современными тенденциями в инженерном образовании, современной практикой и методологией ПКД на основе современных ИТ.

Всем здоровья и успехов, до свидания, Александр Олегович.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И МЕТОДОВ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ, Карабчевский Виталий Владиславович
(24 марта 2019 г. 8:34)

Николай  Андреевич, с чем я согласен , так это то, что не хочеться тратиться, на мой взгляд,  на бесперспективный обмен мнениями. Как говорят:" :  " Замнем для ясности ." А.О. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И МЕТОДОВ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ, Карабчевский Виталий Владиславович
(23 марта 2019 г. 22:08)

   Николай  Андреевич , тогда, имея в виду Ваше от 21;38, мягко говоря , "не хорошо ."..   присваивать  академику Ваши не  очень  корректные соображения. Смотрите , Вы даже сами им не следуете .  Если даже не трактовать Вас буквально, а категоричность заявление это позволяет, то  любое изображение - в том числе  и детей в детском саду ( чем не одно из любых?  ) ,  все таки проявление НГ. ?! Кстати, поскольку они плоские, то  ассоциировать их с проекциями  и "разглядеть  НГ" гораздо  проще и естественнее, чем многие во многих  другиж изображениях . А.О,   ... 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И МЕТОДОВ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ, Карабчевский Виталий Владиславович
(23 марта 2019 г. 20:42)

Николай  Андреевич, хочется уточнить, что сказал Н.Ф.Черверухин : "НГ является проявлением любого изображения "  или  "Любое изображение является проявлением  НГ " . А.О. 

ПОИСК МЕТОДОВ УЛУЧШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОМ МОДЕЛИ ТРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПЛОСКОСТИ В «НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ», Пеганов Михаил Георгиевич
(23 марта 2019 г. 9:40)

      Да, Михаил Георгиевич, картина предстает мрачная ... Но. что и я часто подчеркиваю. - задачи ориентации в пространстве мы сами решаем на каждом шагу- и не только мы, но и студенты. Что касается пространственных роботов, то их движение задается , как правило автопрограммированием . Рабочий орган перемещают в пространстве по желаемой траектории, а микропроцессорная система управлением запоминает координаты движения, а потом воспроизводит необходимое число раз . ... А что будет делать студент, освоивший  алгоритм описанной  задачи, если я задам плоскость точкой и прямой ? 

Я  к тому, что сначала надо опираться на естественные навыки студента ориентироваться в пространстве. сначала  предлагая ему для анализа более легко воспринимаемые модели пространства , а затем более сложные , когда он должет его реконструировать попарно оперирую его координатами . Это и будет часто упоминаемое здесь: от простого к сложному. А еще естественней: попутно и от целого к части, что соответствует ненавязанной логике познания. C уважением, успехов, А.О.  

  

 

ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО, Мухаркина Анна Анатольевна
(22 марта 2019 г. 21:27)

  Уважаемые Анна Анатольевна  и Елена Сергеевна , позволю  себе добавить несколко слов в рамках Вашего диалога. Если представить , что появятся сферы, где оценки чего либо человеком примут исключительно детерминированный  характер ( например оценки красоты  и образного восприятия ), то это будет уже не сфера человеского. Для  людей ( отдельных физиологических "человеков" )  свойственно субъективное восприятие окружающего мира.  Только научные истины , где они таковые, нивелируют роль отдельного человека и определяют общечеловеческие ценности. 

    В этом контексте Анна Анатольевна,  я давно хотел заметить,что не очень понимаю формулировку исходных данных для разработки декоративного панно . С позиций  дизайна , как  синтетической концепции проектирования чего либо, целью является некий образ , носителями которого в итоге могут  различные изобразительные и технологические средства . Исходя из этого  было бы понятно, если бы Ваши задания  ( исходные данные ) не содержали  частичное указание этих средств , да еще с точностью до числа элементов .Логичнее звучало бы задание на разработку декоративного панно для детского сада , школы, вокзала или аэропорта и т.п. При этом вполне естественны были бы условия и ограничения на размеры , материалы или  технологии , но не на элементы композиции....  С  уважением, успехов , А.О.   

ИНЖЕНЕРНОЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, Николаев Кирилл Валерьевич, Хамитова Динара Вилевна
(22 марта 2019 г. 14:26)

Динара Вильевна, что поздно непонятно, но раз в следующий раз, так в следующий ...  А  пока  в качестве ответа вспоминается название доклада  Виктора Алексеевича " Геометромодельная подготовка инженера: миссия не выполнима "

ПОИСК МЕТОДОВ УЛУЧШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОМ МОДЕЛИ ТРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПЛОСКОСТИ В «НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ», Пеганов Михаил Георгиевич
(22 марта 2019 г. 13:24)

Михаил Георгиевич, здравствуйте !  Извините , но все это выглядит как - то очень "тяжеловесно". Проблема -то чисто внутренняя для методов начертательной геометрии, обладающих  невысокой наглядностью. Сомневаюсь , что,  если студент даже и освоит сиё, то где нибудь использует, кроме как внутри самой дисциплины в рамках одной -двух задач . С уважением, А,О, 

ИНЖЕНЕРНОЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, Николаев Кирилл Валерьевич, Хамитова Динара Вилевна
(22 марта 2019 г. 12:56)

    Уважаемые  авторы , извините, но приходиться напомнить о своей  скромной просьбе - проиллюстрировать доклад примерами работ , выполняемых  студентами  какой либо специальности  в течение семестра . Во - всяком случае напишите , стоит ли мне надеятся ....

Поговорим "без галстуков",
(21 марта 2019 г. 17:22)

   Вера  Николаевна!  У меня уже нет места написать что либо на полях Вашего доклада . Свою пятерку я поставил давно , но не могу упустить случая  полностью согласиться с оценкой и пожеланиями уважаемой  Людмилой Сергеевной, что мне удается редко . С уважением , А.О.

Поговорим "без галстуков",
(21 марта 2019 г. 17:07)

Да , Александр Владиславович ,  Вы очень точно определили что к чему .  Я  бы добавил словами известного героя В,Машкова : "  Картина  маслом ( автопортрет) получается " 

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(20 марта 2019 г. 22:11)

   Е.В. , на уважение совсем не похоже , однако .... 

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(20 марта 2019 г. 21:31)

 Евгений  Владимировович , здравствуйте!  Да , некоторые споры бессмысленны, особеннно, если уточнить, что является предметом спора. Скульптор никогда не изображает замысел двумя, проекционно связанными 2D рисунками . Наброски скульптурных форм передаются рисунком , где , образно говоря, присутствуют три координаты . Так и,  так называемая аксонометрия,  cодержательно  является  3D графической моделью объекта  , так же как и совокупность 2D проекций . 

  И, если уж о скульптуре. то мы никогда не оцениваем её художественные достоинства ( это анализ ) по эскизам. Эскиз начало синтеза , причем , как Вы наверно знаете , мастерские  скульпторов завалены, в том числе  объемными эскизами (аналогами 3D  моделей) , которым не всегда  предшествовал даже рисунок ...... 

   Все это не значит отрицание проекционных изображений и их роли в чем угодно, где они рациональны , что я все время отмечаю , но не так категорично ..  

 

ИНЖЕНЕРНОЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, Николаев Кирилл Валерьевич, Хамитова Динара Вилевна
(20 марта 2019 г. 19:39)

     Уважаемые Кирилл  Валерьевич   и Динара Вилевна, здравствуйте !   Спасибо, доклад  хоть и компактный, но очень информативный . В первую очередь видится огромная работа коллектива над таким комплексным обеспечением учебного процесса, вызывающая безусловное уважение . Но, чтобы до конца проникнутся в достигнутые Вами содержательные и  методические результаты  хорошо бы привести , хоть в миниатюре, иллюстрации цикла тех работ, которые выполняют студенты за весь  весь  курс - с первой до последней работы . У нас на кафедре студенты в конце семестра формируют некую матрицу выполненных файлов . Пожалуйста , если можно, дополните Ваш доклад иллюстрациями работ, тогда достигнутые результаты предстанут убедительнее и ярче . А.О. 

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» МГТУ «СТАНКИН», Локтев Михаил Александрович, Толок Алексей Вячеславович
(19 марта 2019 г. 22:17)

Алексей Вячеславович, здравствуйте !  Понимаю , что время первого выпуска Ваших магистров еще не пришло . Но , если можно, обозначте  пожалуйста, 2-3 темы  номинальных  магистрских диссертаций. И. сколько преподавателей Вашей кафедры имеют право ( будут иметь право) руководить магистрскими диссертациями ? 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ СКВОЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ, Асекритова Светлана Вениаминовна, Шевелев Юрий Петрович
(19 марта 2019 г. 15:11)

  Светлана Вениаминовна , добрый день ! Ваше  первое предложение в пункте 2 ответа точно  отражает и мое отношение к понятию ' опережающее образование '. Ведь чаще всего под ним подразумевают некое специфическое содержание, которое опережает что то. Ускорение темпов освоения определеных уровней традиционного и достигнутого знания , например в школе, это , на мой взгляд своеобразный экстерн ..  Извините , что отвлек от более важных  вопросов , но это актуально  для  правильной  систематизации  понятий в области образования, и  технического  в  частности .. С  уважением , дальнейших успехов, А.О.     

К ОБОСНОВАНИЮ ПАРАДИГМЫ БАЗОВОЙ ГГП В ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ФОРМАТЕ, Горнов Александр Олегович, Усанова Елена Владимировна, Шацилло Людмила Анатольевна
(18 марта 2019 г. 23:26)

Вячеслав Трофимович, здравствуйте ! Спасибо !  Разрешите встречный комплемент ...  Вы  один из очень немногих , кто, судя по всему. внимательно разобрался, что к чему и  в чем объективная основа предлагаемой  структуры   ВТО  и её потенциального приложения к  обновлению парадигмы  ГГП. С удовольствием отметили бы , что стали нашим единомышленником, в том числе  сознательно и самостоятельно пропагандирующим структуру . В других, более ранних,   публикациях мы трактуем её  как естественную структуру инженерного образования .( NANURAL  ОССURING  LEANING )  С  уважением, А.О. Л.А. Е.В, 

ПРАКТИКА ИННОВАЦИЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, Александрова Евгения Петровна, Кочурова Людмила Владимировна, Носов Константин Григорьевич, Столбова Ирина Дмитриевна
(18 марта 2019 г. 20:58)

Александр Львович , здравствуйте !  Мне кажется мы выразились достаточно ясно, настолько, что интерпретация  не предполагалась ... А.О. Л.А. Е.В. 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ СКВОЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ, Асекритова Светлана Вениаминовна, Шевелев Юрий Петрович
(18 марта 2019 г. 19:24)

   Юрий Петрович!   Конечно я Ваш доклад  читал,  что и определило  соответствующие оценки и  дало  основание для вопроса .  Немного его переформулирую. Каковы принципиальные отличительные признаки опережающего образования по сравнению с традиционным ?  Что - что должно опережать? Извините, что "пристал" с этим вопросом. Давно хотел его кому нибудь задать !  C уважением, А,О. 

ПРАКТИКА ИННОВАЦИЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, Александрова Евгения Петровна, Кочурова Людмила Владимировна, Носов Константин Григорьевич, Столбова Ирина Дмитриевна
(18 марта 2019 г. 19:03)

 

      

 

   Уважаемые  авторы, здравствуйте!

 Ваша инновационная работа и соответствующий доклад задают, на наш взгляд, направление, в котором, наряду с работой самарских  коллег и коллег из Рыбинска, видится формирование обновленной парадигмы ГГП. Это то,  что надо активно обсуждать. Полагаем, что и в нашем  докладе, хоть и не столь конкретно, но с обоснованием базовых положений,  изложены аналогичные идеи. 

  Извините, но единственное, с чем  трудно согласиться, так это с тем “что Теоретическая база геометрических основ проектирования  начертательная геометрия…”. Пожалуй  это  не так.  Что такое геометрические основы проектирования?... И геометрические методы будет не очень точно..  Проектирование как таковое – создание представлений о будущем объекте, процессе, состоянии.. Или по Джонсу , на память, - проектирование: “ Вдохновенный прыжок от настоящего к возможностям будущего “. Методы НГ, как таковые,  не направлены на  генерацию новых геометрических объектов и состояний, что  реализуется в рамках собственно геометрии и эвристики, мыслительно,  а методы НГ – один из способов их отображения.

    … Проектно-деятельностное обучение на основе ГИТ дает возможность  совершить “прорыв” в ГГП.  Для  организации и становления системы инновационного обучения,  на основе уже полученных результатов,   требуются расширение  сетевого профессионального сообщества  для  обмена живым опытом  и соответствующие  организационные результаты.   Тогда наша общая задача - получение обучающимися достойной качественной  ГГП - будет решаться.

 Спасибо  за очень  нужный для дела доклад.  Еще раз с уважением: Александр Олегович, Людмила Анатольевна, Елена Владимировна …..

      

 

 

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(17 марта 2019 г. 18:18)

Константин Григорьвич, образ хоровода очень точен .. У  меня , если аргументировать или подвергать сомнению какие либо положения  образами ,   в голове давно сомнения , что в литературном институте для развития художественного мышления и воображения  предлагают читать книги , где часть предложения на одной странице , а вторая на другой , но в позиционной связи . А.О,

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(17 марта 2019 г. 14:34)

Татьяна Владимировна , здравствуйте! Разрешите в основном  по первому пункту Вашего обращения.

   1) Так, если способы получения чертежа сейчас другие, может и надо на этом основываться ? Более того, чертеж как носитель информации исчез на многих межпроектных стадиях. Да и Вам , конечно, тоже известны безбумажние технологии при прямом цифровом управлении процессом формообразования ...

    2) Традиционный курс  нуждается в пересмотре. это уж точно ! ..  Так  занимаемся ли мы  этим, или наоборот ?

3) И последнее , это уже из второго пункта ..  Подскажите  в какой области  " познания" (анализа) сначала предполагается опора на более сложные для описания модели ( у нас это то, что в НГ) , а потом на более простые для восприятия ( КГ)? А ведь всегда образовательной целью является развитие навыков самостоятельного мышления , очень  часто опирающегося  на образы , в том числе геометрические .  

           С  уважением, А.О. 

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(17 марта 2019 г. 13:58)

    Константин Григорьевич , спасибо... Еще раз на этом примере невольно отмечаешь, что  скоростные возможности  КГ  с тех пор возрасли в 60 раз ! А  скорость обработки данных  это не только скорость , она же  точность описания сложных кривых и т.д. и .... ... методический  аргумент .... А.О. 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ СКВОЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ, Асекритова Светлана Вениаминовна, Шевелев Юрий Петрович
(17 марта 2019 г. 10:04)

Светлана Вениаминовна , Юрий Петрович, здравствуйте !   Ваши доклады всегда демонстрируют высочайшую эффективность работы кафедры  в  разнообразных направлениях . Даже" дух захватывает". Поздравляю с этим Ваш коллектив..... Воспользуюсь случаем, что Вы использовали в докладе известное и периодически применяемое многими аналитиками ВО понятие " опережающее образование ".  Давно "подмывало" узнать , что  должно опережать такое образование. В данном случае, что имели в виду  Вы ?  Как всегда, с глубоким уважением к Вашей работе, А,О.  .    

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(17 марта 2019 г. 0:28)

Константин Григорьевич, здравствуйте !  Ваше дополнение значительно усиливает мои соответствующие аргументы . Практически еще  на  семь- десять лет !!  С уважением , А.О..

ЭСКИЗ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ, Маркова Татьяна Владимировна
(16 марта 2019 г. 23:35)

Коллеги, воспользуюсь аргументацией, предложенной Николаем Андреевичем, в виде описания “одного случая“.

Лет семь назад я договорился с другом, с которым учился на одном потоке, что приеду к нему гости на фирму. По специальности он электротермист и уже был крупным специалистом в области печей сопротивления. У него работало несколько выпускников, “проходивших” нашу кафедру графики и занимавшихся конструированием установок резистивного нагрева.

“Посмотрел”, сидя рядом полдня, как работают ребята. В небольшой комнатушке за компьютерами, объединенными сетью, их работало четверо. В то время они разрабатывали нагревательное устройство для реанимации котлов АС, характеристики швов которых потеряли необходимые свойства. Один из них выполнял роль ведущего конструктора, раздающего частные расчетные и конструктивно -изобразительные задачи другим. Сам интегрировал результаты, постоянно уточняя отдельные узлы и детали. Это был в чистом виде параллельный инжиниринг. Так они “лепили” конструкцию устройства в виде ЭМСЕ (эл. модель сборочной единицы), иногда обсуждая отдельные мелочи на основе свободных эскизов и набросков. Для отработанных узлов и деталей на основе ассоциативных изображений выполнялись рабочие чертежи. Заметьте, не чертежи, а потом модель, а наоборот. Привожу картинку этого устройства в PDF, подаренную мне, наряду с массой других подобных подарков и чертежей, которые я использовал на занятиях.

Когда эти конструкторы учились, у них НГ и в помине не было. В МЭИ уже давно: первый семестр ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА (мин. элементов НГ + проекционное черчение), второй ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КД. Среди этих конструкторов был один отличник по ИГ, другой имел хорошо, а двое по тройке.

Так вот, после внедрения такого проектирования и конструирования, сроки разработки новых конструкций и рабочей документации в фирме сократились в несколько раз, при повышении качества. Им уже была поставлена задача бездефектного конструирования, а фирма то работала на индивидуальные заказы.
Ниже на рис. нагревательное устройство, погруженное в котел. Наверно не надо пояснять, что модель позволяет реализовать практически любые мыслимые преобразования для анализа конструкции и её деталирования при подготовке рабочих чертежей. … К сему А,О.

Поговорим "без галстуков",
(14 марта 2019 г. 20:42)

Александр Львович , извините, надо своеобразно воспринимать написанное, чтобы восринять как призыв к лицеменрию . А.О. 

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЫШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(14 марта 2019 г. 19:32)

    Коллеги,  хотим поддержать уважаемого Геннадия Сергеевича в одном важном аспекте из его комментария 14.03.19   14:13.

  Наверно естественно, что, только обладая таким высоким авторитетом и мудростью  как у Геннадия Сергеевича можно было наконец, образно говоря, воскликнуть: ”Ну нельзя же так, коллеги!”. Да, нельзя  даже “за глаза”  говорить, что перед Вами не молодые люди, а особи,  дебилы  и тупицы. Такое Ваше отношение студенты легко читают по глазам и репликам и, будьте уверены, это  порождает желание ответить Вам тем же - соответствующим отношением к предмету …

  Особь – это единичный представитель данного вида живого, мотивируемая только соответствующими реакциями на внешние воздействия. А отдельные человеки – личности, поскольку обладают внутренней логикой и ценностной мотивацией. Мы любим “допытываться”, чем интересуется или занимается студент. Удивительно, как относительно много среди них спортсменов довольно высокого уровня, музыкантов (и классиков в том числе), окончивших музыкальные школы, художественные школы. А это большой труд …. Увы, среди них и  много живущих в неполных семьях, где всё  на маме и надо подрабатывать …

 Обратите внимание,  как остро реагируют некоторые из нас на замечание или недостаточное внимание к собственной точке зрения….  Так что давайте и во время “междусобойчиков” будем “соответствовать”…..

  …. Спасибо, Геннадий Сергеевич! С уважением ко всем: Александр Олегович, Людмила Анатольевна, Елена Владимировна.

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ, Полубинская Людмила Георгиевна, Хуснетдинов Тимур Рустямович
(13 марта 2019 г. 0:22)

   Алексей Алексеевич, добавлю, что  иногда рекомендую  косоугольную изометрию как основу для быстрого  построения наглядного изображения . А.О. 

Что делать?,
(12 марта 2019 г. 21:47)

Сергей Игоревич , пусть так , не буду больше  развивать вопрос на открытом форуме ... 

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ, Полубинская Людмила Георгиевна, Хуснетдинов Тимур Рустямович
(12 марта 2019 г. 21:31)

  Алексей  Алексеевич , а почему упомянутую проекцию точки пересечения  прямой с поверностью конуса "не взять"  параллелным проецированием  по направлению этой прямой на любую плоскость , параллельную основания конуса , если речь идет о прямом конусе  

Что делать?,
(12 марта 2019 г. 21:20)

  Сергей  Игоревич , спасибо, понятно.  Но:  1) предлагаемое  означает, по - моему, расформирование большинства существующих кафедр графики.   2)  И,  все таки,  каковы претензии к журналу , а не пути его реформации , что будет ясно из того, какие претензии.  

 

 

 

  .                         

Что делать?,
(12 марта 2019 г. 19:50)

 Сергей  Игоревич, здравствуйте !  Присоединяюсь к последним вопросам  Александра  Львовича 

Что делать?,
(12 марта 2019 г. 19:15)

     Уважаемые коллеги,

 последний комментарий Л.С. Соколовой вызвал желание кое-что уточнить.  Мне  кажется,  обсуждая различные аспекты Инженерной геометрии как обновленной парадигмы дисциплин кафедр ИГ, мы вкладываем разное содержание в это понятие. По мне - инженерное значит функциональное. Функциональное,  значит связанное с неким преобразованием вещества, формы, изменением положения в пространстве и т.д.  Для каждого вида техники или технических процессов характерна специфическая (функциональная), а значит  инженерная геометрия. Более того, это “специфическая упаковка” для других  физических характеристик технического объекта и характеристик его работоспособности. А сама геометрия зависит от того,  как она технологически и в материале реализуется, как взаимодействует с геометрией других ТО и человеком.

 Мне кажется названного достаточно,  чтобы возразить против предварительного “геометрического теоретизирования”, которое должно предшествовать изучению ТО специализаций и их геометрии. Надо с “молодых ногтей” прививать навыки критического анализа геометрии ТО специализаций, её обобщенному описанию и фиксации.

 После накопления навыков общения с такой геометрией, для обеспечения фундаментальности инженерной подготовки  и нужен некий обобщающий курс геометрии, приложения которого уже знакомы студентам и они понимают о чем речь и поймут прагматический потенциал обобщающих абстрактных моделей. О таком видении Инженерной геометрии мы писали с Михаилом Николаевичем Лепаровым на прошлой КГП.  Пытались подобное предложить с казанскими коллегами в этом году. С ними же, уже не раз обращали внимание, что модели ( а это и есть теории ) не должны при познании опережать моделируемые объекты и явления. Модель впереди объекта в процессе  синтеза, а это вторая стадия любой деятельности ….        

.                          К сему А.О.

 

ОРТОГОНАЛЬНЫЕ МОНОПРОЕКЦИИ ШАРА, УСЕЧЕННОГО ПЛОСКОСТЯМИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, Горнов Александр Олегович
(11 марта 2019 г. 16:42)

 

   Здравствуйте Людмила  Георгиевна!  Честно, не думал, что  маленькая статья о маленькой процедурной находке вызовет Ваш интерес. Надеюсь Вы не подумали (хотя  дали основание так считать), что моя позиция о необходимости знания проекционных процедур результат постоянных дискуссий на эту тему. ( см. мои  статьи хотя бы в рамках КГП ). В конце статьи указано ( см.) – рисунки намерено выполнены вручную, чтобы избежать соблазна использовать соответствующие опции САD . А это дизавуировало бы, на мой вгляд,  написанное выше .  С уважением, А.О.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ЗОЛОТЫЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИКОСАЭДРА И ДОДЕКАЭДРА, Васильева Вера Николаевна
(11 марта 2019 г. 12:20)

       Здравствуйте Вера Николаевна!

    Обратил внимание на Вашу  работу в первую очередь потому, что её отличает четкое, ясное  и аккуратное изложение как в текстовой части, так и иллюстративной. Это тот случай, когда преимущества 3D графики очевидны.   Можно поздравить, что Вам удалось “закрасить” (и украсить) одно из белых пятен  в области методов построения правильных многогранников данного типа. С  удовольствием воспользовался рядом из большого числа интересных ссылок по теме.  Спасибо.  С уважением, А.

ПОЧЕМУ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИЕМЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ. ВОПРОСЫ КОЛЛЕГАМ, Сальков Николай Андреевич
(9 марта 2019 г. 22:48)

   Николай Андреевич , с удовольствием поделюсь всеми материалами, которые будут Вам интересны . Я  отправил  часть ответа Вам  на почту , чтоб не загружать место для комментариев . С уважением, А.О.  

ОРТОГОНАЛЬНЫЕ МОНОПРОЕКЦИИ ШАРА, УСЕЧЕННОГО ПЛОСКОСТЯМИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, Горнов Александр Олегович
(9 марта 2019 г. 21:20)

Спасибо , Николай Андреевич.! Буду рад , если Вам пригодиться . А,О. 

ПОЧЕМУ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИЕМЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ. ВОПРОСЫ КОЛЛЕГАМ, Сальков Николай Андреевич
(9 марта 2019 г. 21:04)

Здравствуйте  Николай Андреевич!

   Извините,  но, как нам  представляется, здесь Вы  смешиваете два вопроса: влияние методов начертательной геометрии на развитие электронных методов отображения геометрии объектов  и  целесообразность их повсеместного применения и безусловного изучения в Инженерной графике.

  Все это вместе выглядит, образно говоря,  как настойчивое стремление проникнуть через  открытые ворота.  Трудно оспаривать, что четырехколесные повозки были  прототипом современных автомобилей, да никто и не пытается. Так же вряд ли  кто - то будет держать в гараже,  наряду с  BMV   и  карету, даже на пневматике, даже для экзотики, даже опасаясь перебоев в бензином . 

 Не сомневайтесь, среди тех, кого Вы относите к непонимающим, практически все знают начертательную геометрию и даже применяют, когда целесообразно (см. про усеченный шар).  Более того, практически тот же курс, что описан и читается Вами,  например  А.О.,  много лет с удовольствием вел в  гуманитарно – прикладном институте  МЭИ для дизайнеров (справку можно получить в ГПИ МЭИ). И строили  тогда, в качестве одного из заданий , перспективу не только планов интерьеров, но и с учетом третьей  координаты (Z) интерьерных объектов.

   Конечно элементы НГ надо знать, а для учебных курсов надо искать обобщения и сжатые изложения основных свойств проекционных изображений. Для  этого не нужно классическое изложение, судьба  которого Вас так беспокоит. В необходимой мере НГ останется там, где востребуется  без дополнительных усилий. На всякий случай заметим, что роль НГ как научного метода здесь не обсуждаем.

      .....  Как всегда с большим уважением к Вам, в частности за Ваши постоянные усилия по сохранению и укреплению позиций журнала ГиГ, несмотря на объективные проблемы и не всегда обоснованную критику.

  К  сему : Александр Олегович, Людмила Анатольевна , Елена Владимировна 

 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ - МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЙ В КОМПАС 3D, Дербенева Ольга Львовна
(9 марта 2019 г. 11:44)

         Коллеги, разрешите добавить пару слов к “линейной”  дискуссии …

    1 ) Полностью разделяю точку  зрения в  комментарий  Александра Львовича  от 8.03. 22:03

    2) В этом же аспекте есть еще одна важная проблема. Это аккуратность в графическом исполнении заданий для студентов, в частности на пересечение поверхностей. Иногда ошибки студентов или непонимание ими исходных условий связаны именно   с некритичностью к  применяемым линиям. Особенно это характерно, как заметил А.Л.,   для старых, “добрых” заданий.

   3) Ну а простановке на них размеров, как  иногда говорят  “ для вычерчивания” я  и не говорю - это “ отдельная песня”.

                      C уважением, А.О.  

К ОБОСНОВАНИЮ ПАРАДИГМЫ БАЗОВОЙ ГГП В ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ФОРМАТЕ, Горнов Александр Олегович, Усанова Елена Владимировна, Шацилло Людмила Анатольевна
(7 марта 2019 г. 21:52)

            Уважаемый  Дмитрий  Евгеньевич !  Мы по поводу Ваших  опасений, высказанных в  комментарии, обращенном  Геннадию Сергеевичу  ….

      Тенденции, которые Вас беспокоят возникли не вчера и не сегодня, а так давно, что в 2012г.  у нас уже были основания написать, то что мы написали в статье “ГГП – состояние, тенденции , прогнозы“.  Поскольку сервер  вроде  не сохранил материалы  КГП2012 приведем цитату из этой статьи

”……. В этом контексте (т.е. содержания той  статьи (А.О), учитывая и зарубежный опыт, можно предвидеть такие сценарии. Кафедры графики усиливают свое влияние, реагируя на ведущие тенденции и потребности учета межпредметных методологий (СЕ, РLМ, NL) и продолжают развиваться.  Или ... потребности специальных кафедр совместить геометро-графическую подготовку с решением своих образовательных задач, используя возможности современных пакетов КГ, перетянут одеяло на себя …

Наш прогноз, как и любой другой, может оправдаться полностью или частично, но если на небе тучи и обещают дожди,  то лучше  подготовиться и взять в дорогу зонтик “. 

   Полагаем, что в целом, зонтик нами (но не всеми) так и не был открыт, уповая, что солнце старой парадигмы будет светить вечно ..

 Что касается парадигмы ГГП в виде инженерной геометрии и графики , в своей статье мы предложили её эскиз, на основе объективных закономерностей .  ... Открывая маленький авторский секрет сознаемся, что  первая версия статьи называлась “ Вечна ли традиционная парадигма  ГГП ?? “

А еще мы недавно написали, что не надо искать виновных на стороне…

        С уважением, Александр Олегович, Елена Владимировна, Людмила Анатольевна .

P.S. Если файл той статьи нужен, желающим вышлем .

     

К ОБОСНОВАНИЮ ПАРАДИГМЫ БАЗОВОЙ ГГП В ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ФОРМАТЕ, Горнов Александр Олегович, Усанова Елена Владимировна, Шацилло Людмила Анатольевна
(7 марта 2019 г. 18:24)

             Уважаемый  Дмитрий Евгеньевич! Не  уверен, что во всех нюансах понял Ваш вопрос ….    Поэтому изложу еще  раз свою точку зрения, что, надеюсь,  поможет Вам  самому  определиться…

  Вы  наверно заметили в примере на рис3 ., что в рамках функционального анализа  детали реализован  подход на основе обобщенной  трактовки     функций.  Считаю, что  уровне первичного анализа геометрии СЕ и данной детали  в рамках базовой ГГП  можно говорить о таких обобщенных функциях поверхностей, а значит составляющих функции детали вообще  – непосредственно  рабочей; адаптивной,  выполняющей функцию “сопряжения’  с другими деталями и человеком, технологической, обусловленной данной технологией формообразования и интегративной,  обусловленной традициями конструктивного решения подобных деталей, некими ресурсами или другими ограничениями и  т.д. Некоторые поверхности обусловлены не одной,  а несколькими функциями совместно… Здесь моё относится только к фронтальным занятиям, а не работе в группе энтузиастов….  

   Что касается более тонкого функционального анализа и, тем более геометрической модернизации, то представляется, необходимо привлечение моделей детали более высокого уровня, чем геометрические. На этом уровне, без соответствующего моделирования трудно гарантировать, что не будут затронуты физические эффекты, определяющие работоспособность и другие показатели качества изделия.  Наверно исключения есть, например когда  несогласованная геометрия деталей препятствует сборки CЕ..

 Когда то я вел курс  инженерного проектирования и  у нас была  студенческая работа “ Описание технического объекта”. Среди описательных признаков первым анализировался функциональный. Мы сразу настраивали студентов, что кроме главной функции объекта, непосредственно направленной на реализацию потребительской, работа объекта сопровождается массой вторичных процессов и явлений, среди которых масса вредных …  

                         С  уважением А.О.  

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(6 марта 2019 г. 16:36)

Не  заметил, что сам вопрос то не прицепился .. А он такой :

 а  как Вы определяете  новое мышление и его составляющие?

 

  С  уважением , Александр Олегович 

  

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(6 марта 2019 г. 16:25)

      Леонид  Андреевич, здравствуйте!  Прошу извинить, что только сейчас включаюсь с небольшим комментарием  в обсуждение Ваших исключительно интересных и насыщенных новизной докладов. Наверно не ошибусь, если замечу, что Вы творите в среде таких же творческих коллег и при поддержке руководства.

 Согласен с вами, что настало время говорить о необходимости формирования нового мышления. Наверно, аналогично, мы с соавторами неоднократно подчеркивали, что процесс инженерной подготовки  структурно соответствующий ООП  как у нас на рис.1  должен способствовать формированию инженерной ментальности. Мы имеем в виду, если кратко,  это  стиль мышления и отношение к окружающей технической среде, предполагающие её постоянный критический анализ и постоянное стремление к  повышению эффективности технических объектов и процессов.   С  уважением , Александр Олегович

К ОБОСНОВАНИЮ ПАРАДИГМЫ БАЗОВОЙ ГГП В ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ФОРМАТЕ, Горнов Александр Олегович, Усанова Елена Владимировна, Шацилло Людмила Анатольевна
(6 марта 2019 г. 11:57)

 

Уважаемые  Алевтина Бруновна и Дмитрий Евгеньевич, здравствуйте! 

Благодарим за внимание к докладу  и его оценку.

Мы старались проанализировать как логика деятельности и ООП на её основе (рис.1) диктует методически  и содержательно  организацию базовой  ГГП и на смежных уровнях. По сути это анализ реализации семестров по логике этапов проектных действий и процедур в “большом”.

 В частности, следуя этой логике предполагается всесторонний анализ геометрии ТО, начиная с системного анализа, и её связей с показателями качества ТО (на доступном уровне). При этом средства визуализации могут быть разнообразными и привлекаться по потребности, но с предпочтением ЭМ прототипов и синтезированных вновь ЭМИ.  Каждый этап инициируется  как составляющая аналитической стадии под руководством преподавателя, а затем дополняется самостоятельной работой студента на синтетической стадии.  По логике ООП (рис.1) базовая ГГП оперирует только внешними признаками ТО.  “Геометрические модификации” на этом уровне логика  такого ООП “допускает ” только с привлечением более сложных моделей для проверки влияния модификаций на показатели качества ТО. 

   Что касается реализации в МЭИ, то можно говорить о отдельных авторских фрагментах, которые представлены здесь рисунками и рядом других, которые не представлены, но проверены в  традиционном учебном процессе.  Для апробации в системном виде такой парадигмы, нужна, как говорят, “политическая воля’ и целевая организация такого эксперимента. Поскольку возрастные преподаватели у нас на 0.1 ставки, то тут не до “широкой масленницы”.

В КАИ Елена Владимировна ответственная за  радио факультет, там и разворачивается. Что касается политической воли руководства факультета – оно к этим начинаниям относится с пониманием, т.к. результаты от работы уже есть в виде  качества обученности.

С уважением, Александр Олегович, Елена Владимировна, Людмила Анатольевна .