Назад Go Back

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ «ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

English version
Фото Абросимов Сергей Николаевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
Семёнов Виктор Алексеевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
Фото Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)


Аннотация

Рассматриваются проблемы графической подготовки и особенности регламентирующей документации в рамках бакалавриата. Показано, что обобщённая компетентностная модель инженера позволяет унифицировать образовательные программы, обеспечить развитие ряда компетенций на более ранних стадиях обучения, включать в образовательный процесс актуальные разделы, не учтённые разработчиками стандартов.



Ключевые слова: графическая подготовка, бакалавриат, профессиональные стандарты, компетенции.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» была изменена статья 11 на основании которой ФГОС формируются на основе профессиональных стандартов. В настоящее время разработано более 150 федеральных государственных образовательных стандартов по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

 Характерно, что все профессиональные стандарты справедливо учитывают то обстоятельство, что бакалавр может осуществлять творческую инженерную деятельность только после истечения существенного периода (трёх лет) практической работы. Ведь даже инженер (специалист), проучившийся пять с половиной лет и успешно защитивший профильный дипломный проект, не сразу эффективно вливается в профессиональную  деятельность. Полноценная инженерная подготовка, основанная на прочных связях дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, общеинженерного, экономического, наконец, специального цикла по нашему убеждению не способна уложиться в четырёхлетние рамки.

Об этом говорит и зарубежный опыт. Например, в США для получения прав на творческую инженерную деятельность необходимо доучиваться и получать соответствующую лицензию. Сертификат на полноценную инженерную деятельность зарубежный специалист получает в возрасте 26-28 лет.

 Министр промышленности и торговли Д.В.Мантуров озвучил современные требования к инженерным кадрам – так называемые «тренды Мантурова» [1]. Выделим только три из них:

Очевидно, что и этих трёх трендов достаточно, чтобы утверждать – это не для бакалавра. И ещё один важный, на наш взгляд, момент: понимание руководителем значения фундаментальной подготовки в условиях, определяемых рамками Болонского соглашения, не способствующих фундаментализации.  

При подготовке бакалавров перед вузами встаёт дилемма: либо присмотреться к профессиональным стандартам и попытаться организовать реальную подготовку (с поправкой на предстоящий трёхлетний практический опыт), либо попытаться втиснуть в четыре года то, что даётся инженеру, как минимум, за пять.

 По второму пути пошли авторы [4], заявившие о реализуемой ими проектно-конструкторской подготовке бакалавров техники и технологии, которая (по крайней мере, по содержанию) не уступает программе графической подготовки специалистов. Тут весьма актуальной становится проблема сохранения качества обучения, зависящая от множества факторов, в том числе, от уровня профессионализма и реального практического опыта преподавательского состава, материально-технического оснащения, проектного и межпредметного характера учебного процесса.

Как отмечается в статье о независимой оценке качества подготовки бакалавров [2], традиционные государственные экзамены и выпускная квалификационная работа не всегда гарантирует работодателю и обществу, что новоиспечённый специалист обладает устойчивым знанием даже теоретических разделов. На практике работодатель всегда предпочтёт пригласить профессионала с опытом работы, который апостериори продемонстрировал наличие у него не только теоретического багажа, но и необходимых в профессии умений и компетенций, чем иметь дело с такой вот «тёмной лошадкой». Поэтому выпускник  бакалавриата, даже если он лучший по своему направлению, как правило, не вызывает доверия у работодателя. 

Необходимость принятия на работу бакалавров вынудила проектные организации создавать новые или модернизировать старые внутренние системы повышения квалификации. Многоступенчатая система отбора кадров и повышения квалификации в АО «ИСС» является, на наш взгляд, образцовой [3]. Она основана на долгосрочном планировании численности и компетенций персонала, целевой подготовке в ведущих вузах страны, открытием базовых кафедр.

Формулировки профессиональных компетенций ФГОС постоянно вызывают нарекания специалистов, осуществляющих учебный процесс на разных стадиях обучения. Основные претензии связаны с излишней конкретизацией или, наоборот, с неясной формулировкой компетенций для конкретной сферы деятельности. Имеют место и завышенные требования не соответствующие стадии обучения. Основной причиной является недостаточная согласованность образовательных и профессиональных стандартов.

Рассмотрим особенности профессионального стандарта «Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем», созданный при участии АО «ИСС». В данном стандарте предлагается два варианта названий соответствующей должности: инженер-конструктор; специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем. Звучит как стандарт для инженера. А как же бакалавр?

Нюанс заключается в том, что далее указывается потребное высшее образование (бакалавриат) и повышение квалификации. Далее делается ремарка, что если подготовка велась по направлению 160400.62 (Ракетные комплексы и космонавтика), то требуется опыт работы по специальности не менее трёх лет.

Такой опыт не требуется  в случае, если имеет место специалитет 160400.62. «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». Так же не требуется опыт работы для 160400.62 магистратура.

То есть стандарт направлен на индивидуума который обучался в специалитете или магистратуре, или для бакалавра, который отработал по специальности три года и прошёл повышение квалификации т.е. стал полноценным инженером.

Важно, что в перечне должностей предусмотрена и такая: техник проектировщик. Вот это и есть фактически должность, которую должен занимать бакалавр без опыта работы. Корректировка  в соответствии с приказом Минобрнауки пункта 4.3 образовательных стандартов заключающаяся в добавлении абзаца: «По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» или «магистр», присваивается звание «бакалавр-инженер» или «магистр-инженер».

Вероятно, этим объясняется появление в профессиональных стандартах для бакалавров науки и техники возможного названия должности инженер. Однако сути это обстоятельство  никак не меняет.

Рассмотрим возможные обязанности бакалавра, предусмотренные данным профессиональным стандартом. Основные из них -  следующие:

Увязанный с профессиональным, образовательный стандарт в части компетенций содержит следующее:

Проектно-конструкторская деятельность.

Научно-исследовательская часть.

Производственно-технологическая деятельность.

В настоящее время разработаны ФГОС, в которых сформулированы универсальные и общепрофессиональные компетенции. В [5] отмечается, что целесообразно провести унификацию формулировок общепрофессиональных компетенций, схожих для всех инженерных направлений подготовки одного уровня образования. Реализация, предложенного авторами этой работы проекта общепрофессиональных компетенций, единых для области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», на наш взгляд, позволит унифицировать программы обучения (что является крайне актуальной задачей) и дать разработчикам программ некую свободу в части наполнения их содержанием.

Рассмотрим некоторые категории компетенций и сами компетенции, предложенные авторами статьи [5] и представим наше видение возможности их реализации применительно к графической подготовке не только бакалавров, как показано в [6], но и специалистов.

Делая ремарку «реализуется, в основном, в специалитете», мы не отрицаем теоретическую возможность приобретения данных компетенций в рамках бакалавриата, учитывая то обстоятельство, что некоторые вузы не сокращают объём графической подготовки в бакалавриате.

Мы убеждены, что применение предложенных А.И.Рудским, А.И.Боровковым, П.И.Романовым, О.В.Колосовой общепрофессиональных компетенций позволит:

Список литературы

  1. Абросимов С.Н., Тихонов-Бугров Д.Е. Графическая подготовка в вузах в свете трендов Д.В.Мантурова. //Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т2.
  2.  Белоцерковский А.В., Кравцова Л.А., Дождиков А.В. Независимая внешняя оценка   качества подготовки         бакалавра. //Высшее образование в России, 2013. №5.
  3. Кукшкин С.Г. Особенности развития кадрового потенциала акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва. // Материалы научно-методической конференции «Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников». Томск, ТУСУР, 2017.
  4. Минин М.Г., Захарова А.А., Сафьянников И.А., Вехтер Е.В. Организация процесса подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности.// Высшее образование а России, 2013. №5.
  5. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России. 2018. №2.
  6. Тихонов-Бугров Д.Е. Общепрофессиональные компетенции в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» в обучении бакалавров графическим дисциплинам. // Материалы международной научно-практической конференции «Наука сегодня: проблемы и пути решения». 2018.
  7. Тихонов-Бугров Д.Е., Дюмин В.А., Ракитская М.В. Непрерывная практико-ориентированная адаптация как основа учебного процесса при обучении графическим дисциплинам. // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т.2.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(27 февраля 2019 г. 19:51)

Здравствуйте уважаемые коллеги, Дмитрий Евгеньевич и Сергей Николаевич, спасибо за столь глубокой  анализ и сопоставление стандартов профессиональных и образовательных и соответстствующие отсюда выводы с Вашими рекомендациями.

Наверно все пытаются втиснуть как можно больше своих знаний в рамки наших скудных часов, но не устаю повторять, если в обеих столицах нашей страны до сих пор руководство ВУЗОв понимает важность графики и очень не регламентирует кол-во семестров, то на переферии давным давно забыли, что такое 4 или 3 семестра., чаще 1 или 1,5. У нас правда есть две специальности с 2,5 семестрами.

Отсюда и вывод: качество выпускников безусловно изменилось, но кого это волнует кроме работодателей, и нас преподавателей. Если в наше время в ВУЗ поступвли, чтобы учиться, то сейчас в основном за документом., ну конечно не все....

С уважением Шахова А,Б.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(28 февраля 2019 г. 14:39)

Здравствуйте, Алевтина Бруновна. Спасибо за высокую оценку нашего доклада. К сожалению и в столицах наблюдается отмеченная Вами тенденция. Попавшие в тяжёлую ситуацию кафедры начинают пробовать технологию "перевёрнутый класс".

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(4 марта 2019 г. 1:13)

Здравствуйте, уважаемые Сергей Николаевич и Дмитрий Евгеньевич! Тема Вашего доклада очень близка мне сейчас.

Работаю я на выпускающей кафедре, а весной нас ждет аккредитация вуза. В связи с чем встал вопрос: а по какому принципу вообще расбрасывались компетенции по дисциплинам образовательной программы?... Как мы знаем, изначально идея компетентностного подхода звучала очень неплохо: владелец (убивает это название в сфере образования) ОПОП выбирает компетенции, которыми должен обладать выпускник, ориентируясь на профессиональные стандарты, и уже по сущности компетенций определяет набор изучаемых дисциплин. И при этом, если владелец решит, что культурология или НГ не нужны выпускнику, то их и не будет. То есть учим только тому, что требует производство (или бизнес).

А как на деле? владелец сам не в курсе, чем бы правильно наполнить программу, исходя из формулировок компетенций, поэтому имеем непродуманный учебный план, набор дисциплин и искусственно привязанные к ним компетенции...

Печально, но факт, как говорится...

Надеюсь, в недалеком будущем вузы и производство все же наладят продуктивный диалог, чтобы выяснить реальные потребности.

 

С уважением, Кокарева Я.А.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(4 марта 2019 г. 13:43)

Здравствуйте, Яна Андреевна! Рады, что Вы появились на конференции, хоть и с небольшим опозданием. Вся такая лёгкая, изящная, весенняя.Теперь мы знаем почему. Мы тоже готовимся к аккредитации. Причёсываем 250 программ. На написание данной статьи нас подвигла статья (№5 в списке литературы) где представлена обобщённая компетентностная модель.Один из авторов уважаемый П.И.Романов. Интересно его компетентное мнение по данному вопросу.  Мы надеемся на этой базе договориться с разработчиками ОПОП - выпускающими кафедрами не только по перечню дисциплин, но и по компетенциям. Хороший контакт с выпускающими кафедрами и руководством вуза определяется в частности и тем, что там работают наши бывшие хорошие ученики - отличники и победители олимпиад. Очень важно, что образовательные программы создаются на базе профессиональных стандартов. А пишут эти профессиональные стандарты передовые предприятия отрасли. И тут опять удача - руководят ими однокурсники и те же отличники, которые хотят видеть у себя на предприятиях не "компьютерных мальчиков", а созидателей.

 С уважением, Тихонов-Бугров, Абросимов.

 

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(4 марта 2019 г. 13:52)

Да-да, Дмитрий Евгеньевич, всё из-за аккредитации (и вирус подкосил). Тут не то, что статью написать, студентов учить некогда (((( бегаешь по обеспечивающим кафедрам, проверяешь РПД, ОС, формулировочки, запятые... еще обязательные повышения квалификации 3 шт., плюс я проходила профессиональную переподготовку, чтобы диплом соответствовал читаемым дисциплинам. 

Муж грозится из дома выгнать с такой работой )

Так что в этом году обещаю почитать и покомментировать, а вот сил и вдохновения писать совсем не осталось. Хотя до 25 марта еще есть время )

Фото
Сальков Николай Андреевич
(4 марта 2019 г. 16:55)

Да пусть выгоняет! Будто мы не сумеем Яну Андреевну пристроить!! Ха!

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(4 марта 2019 г. 18:53)

Спасибо за поддержку, Николай Андреевич ))))



Назад Go Back