Наместников Алексей Юрьевич | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Экраноплан как тема курсового дизайн-проектирования в предпоследнем семестре. Вариант решения планировки, компоновки, конструкции и художественной формы экраноплана речного на 480 пассажиров (грузового на 60 тонн); технические характеристики. Даны примечания об учебных эффектах. Автор имеет опыт художественного конструирования с 1976 года и преподавания дизайна с 1998.
1 Предисловие
Дореволюционная традиция академического художественного образования России имела практику выполнения учебного задания ассистентом преподавателя или самим преподавателем на глазах учащихся: «… ученики видели, как должен протекать процесс ... и какого качества нужно добиваться. Это был прекрасный метод работы с учениками, и очень жаль, что в дальнейшем он не получил своего развития». [1]. Будучи студентом САИ, автор такого не видел, учился у старших одноклассников. За 15 лет преподавания индустриального дизайн-проектирования автор опробовал все четыре типовых способа работы со студентами: 1) критические просмотры [2, сс. 120-152]; 2) конструктивное консультирование (деликатные подсказки о неочевидных возможностях технологии, техники [2, сс. 355, 360, 361 — консультации с преподавателями-дизайнерами как с инженерами и технологами] и художественной композиции); 3) параллельное конструирование («глянь, как можно было сделать» или «а мастер сделал вот как»); 4) совместное конструирование по реальному заказу (самый действенный способ!). Третий способ применён в описываемом проекте.
Предпоследний курсовой дизайн-проект в Пермском Политехе много лет посвящался «транспортному средству со сложными процессами, в увязке экстерьера и интерьера». Тема «Экраноплан» стала выглядеть совсем органично, когда кафедру дизайна перевели на Аэрокосмический факультет. Студенты-дизайнеры узнавали азы аэродинамики и теории жесткости, запускали с катапульты вдоль по коридору свои небольшие модели из реек и ватмана (у кого дальше?), считали технические характеристики, тренировались рационально компоновать никак не вмещающееся… Это комплексное задание затрагивало параллельные дисциплины: Эргономика, Технические основы дизайна, Теория и методология дизайна. К сожалению, ничего этого больше не будет. «Дизайн — это искусство, а не техника», — решили доктора технических наук и в 2012 году объявили о ликвидации специальности Промышленный дизайн. Автор напоследок (в марте-мае 2018) разработал образцовый дизайн-проект и применил его как учебно-методическое пособие типа «Сделай лучше». Проект представлен в пояснительной записке (тексты, чертежи А4 М1:200 и М1:20, две цветные визуализации), без планшетной подачи. Плагиата из студенческих проектов прошлых лет нет. Проект приводится весьма фрагментарно.
Курсивом прописаны замечания об учебных эффектах.
2 Введение в проект
Огромные территории России заставляют думать о транспорте будущего страны. Прогрессивным видом речного и морского транспорта специалисты называют экраноплан —летящее низко над водой и отмелями судно. В настоящее время активно ведутся работы по созданию экранопланов как в России, так и в Австралии, Великобритании, США, Иране и Китае [6]. Целью настоящего учебно-методического проекта является исследование возможности создания большого (500 мест) и скоростного (500 км/ч) экраноплана для развития Сибири. В качестве ситуации выбрана река Енисей: от Красноярска до Дудинки 2000 км …
3 Исследование проектной ситуации
…, пока за дело не принялся … Ростислав Алексеев в городе Горьком …
… В реальных и успешных военных экранопланах Алексеева применён поддув под крылья при разгоне, взлёте и разворотах на суше; отдельный маршевый двигатель — толкающий (сзади), с номинальной тягой вчетверо меньше, чем у самолёта равной массы в горизонтальном полёте. …
… «В диапазоне скоростей 200-500 км/ч эффективность экраноплана как транспортного средства, определяемая произведением скорости транспортирования на массу груза по отношению к затратам энергии, значительно выше, чем у других современных транспортных средств» [4].
«Тактико-технические данные проектов экранопланов, разработанных нами (авторами [4]), обеспечивают при скоростях движения до 400 км/ч дальность хода до 6000 км, амфибийность, мореходность до 5-и баллов и расход топлива 30-40 г на перевозку одного пассажира на один километр». [4]. (То есть, 3–4 кг на 100 км). «Экранопланы способны не только в любое время года обеспечивать полёт на весьма низких высотах над водой, снегом, льдом, землёй на высоких скоростях, но и двигаться в амфибийном режиме по снегу, льду, земле, преодолевая препятствия высотой до 1,5 м» [4].
«Северные регионы России занимают почти 70% её территории. Здесь в настоящее время добывается более 90% природного газа, меди и никеля, 80% золота и алмазов … Большие трудности с доставкой грузов живущим и работающим на Севере. Северный Морской Путь уже не обеспечивает современные потребности Севера России … » [4]. …
Главная цель проекта — обеспечение … (см. ТЗ ниже).
Научно-методические задачи: проверка …; гармония … (см. ТЗ).
В учебном дизайн-проекте решено игнорировать сомнения относительно шумности экранопланов на реке, плохой горизонтальной управляемости в пределах долины, опасности полётов на скорости 500 км/ч (140 м/с) при наличии на пути других судов и мостов с высотой пролёта 20–30 м, птиц, тумана. Прогресс в области средств навигации и компьютерных средств пилотирования позволяет надеяться, что эти проблемы разрешимы.
В связи с климатическими особенностями Сибири решено не предусматривать средств спасения на воде ни индивидуальных, ни коллективных, а уповать на непотопляемость судна на поплавках, заполненных невпитывающим воду пенопластом. (Этот вопрос прорабатывался в учебных проектах прошлых лет и давал со шлюпками и ковчегами весьма неуклюжие результаты).
… (выявленные в предпроектном исследовании требования вошли в ТЗ)
В литературе по экранопланам и авиации [3; 4; 5; другие] найдены полезные для эскизного проекта расчётные данные и зависимости, а также рекомендации. …
Техническое задание (ТЗ) разрабатывает дизайнер совместно с заказчиком (преподавателем) на основе знаний, добытых в предпроектном исследовании, и утверждает заказчик-преподаватель. Добытые данные унифицировались, цели проекта и задачи дизайна у разных студентов могли отличаться.
Структура ТЗ, приведённого ниже, является плодом многолетней отработки автором, она универсальна для любого проекта, легко усваивается. (Есть вариация для системного объекта, например, «фирменного стиля»).
Техническое задание на художественно-конструкторскую разработку экраноплана пассажирского речного
Инициативная разработка. Экономичное и неприхотливое к инфраструктуре новое средство … Взлёт и посадка на воду и лёд-снег, маневрирование на ровной площадке суши для загрузки-высадки пассажиров.
Обеспечение экономичных пассажирских перевозок на пространствах Сибири с почти авиационной скоростью 500 км/ч. (Это формулировка автора; студенты же поначалу, как правило, необдуманно пишут: спроектировать или создать экраноплан такой-то).
Главная задача проекта: гармония технических, функциональных и эстетических качеств машины.
Научно-методические задачи: проверить выполнимость всех требований ТЗ; дать образец выполнения курсового проекта.
4) Требования и ограничения к объекту
4.1) Функциональные требования
Дизайнерское решение экраноплана должно обеспечивать выполнение следующих функций:
- посадка и высадка … - досуг, питание, прогулки и туалет в полёте; …
4.2) Технические требования
Планер экраноплана должен быть рационально составлен из следующих обязательных частей: - салон с … туалетами (1 на 50 пассажиров [5, с.248]); пандусы до 15° … - кабина пилотов … площадь остекления не более 2 м2 на обоих пилотов (это требование оказалось чрезмерно трудным для многих студентов-формотворцев: огромные окна нарисовать легче); - отсек для стюардов «буфет» … (в первые годы разработки темы летающих кораблей некоторые студенты рисовали бары с фужерами и залы с винтовыми лестницами); …
4.3) Аэродинамические требования
Площадь крыльев сделать исходя из нагрузки 0,7 Т на 1 м2 крыла для скорости 500 км/ч. Толщину крыла взять не более 0,16 хорды. Угол атаки 2°.
Номинальную высоту полёта над экраном принять 1 метр, высоту крыла над экраном в полёте принять 2,5 м, хорду 12,5 м, аэродинамическое качество — 40.
Стремиться к минимальному общему объёму планера, минимальной площади поперечного сечения и плавному нарастанию её спереди и уменьшению кзади, к минимальной площади внешних поверхностей планера, порождающих трение и, значит, расход топлива. … Центр тяжести … расположить …
4.4) Технологические требования
Конструкция и формы должны соответствовать технологическим возможностям современного авиастроительного производства.
Поверхности планера в основном выполнить одинарной кривизны для экономичности производства. …
4.5) Эстетические требования
Дизайнерское решение экраноплана должно обладать функциональной выразительностью, гармоничным единством всех частей внешнего вида и стилевым соответствием современности, порождать ощущения надёжности, силы, способности хорошо летать вдоль большой реки.
4.6) Эргономические требования
- обеспечить пространство и досягаемость для 96% пассажиров-россиян;
- обеспечить удобство работы пилотов и стюардов.
4.7) Требования безопасности
- обеспечить безопасность посадки и высадки, пребывания на борту.
Экономические требования конкретно не ставились, но учитывались.
5) Требования к проектной документации
- соматографические схемы компоновки мест деятельности М1:10 или М1:20; - чертёж компоновки с показом каркаса …; - ортогонали внешнего вида …; - технический рисунок (визуализация) внешнего вида …; - расчёты площадей …; объёмов …; взлётного веса …
Разработал дизайнер /подпись/ А.Ю.Н...
4 Эскизный поиск
Поиск шёл по принципу «изнутри–наружу–опять внутрь–опять наружу». Сразу же решались вопросы оптимизации. … За основу общей морфологии взят «Орлёнок» Алексеева. Трудно далась передняя зона фюзеляжа с кабиной пилотов …
Объёмная композиция корабля моделировалась средствами пропорций, пластики, повторов, осей, линий обводов. …
5 Описание и обоснование проектных решений
… Все требования и ограничения ТЗ выполнены. … Компоновка фюзеляжа и решение его каркаса предусматривают возможность грузовой (неф шириной 3,3 м, въезд высотой 3,3 м), грузопассажирской, спасательной и научно-исследовательской модификаций. … Двухпалубная планировка … Обеспечены … Всего поверхностей двоякой кривизны 6,5%. … Давление лыж на снег получилось 0,12 кГ/см2 (снегоход «Буран» в 3 раза меньше давит). …
6 Основные рассчитанные технические характеристики спроектированного экраноплана
Примечание: «На стадии технического предложения достаточной точностью расчёта массы самолёта считается 6–10%» [3, с. 153]. …
Площадь внешних поверхностей планера, м2:
… Всего внешних поверхностей ==2333 (4,9 м2/пасс.)
Площадь внутренних несущих диафрагм м2:
… Всего внутренних диафрагм ==1130
Всего несущих оболочек внешних и внутренних ==3463 м2
Вес планера из площади несущих оболочек 3463*0,014=48,5 Т (0,014Т/м2 получено студентами семь лет назад из анализа широкофюзеляжных самолётов Boeing и Airbus, выполненного по заданию автора)
Вес пассажиров и экипажа =48,9 Т … двигателей 4*3=12 Т … шасси, бортовой техники =5,6 Т … топлива в начале +запас 5 Т =29 Т (1,62л/пасс на 100км)
Взлётный вес в начале ==144 Т (0,3 Т/пасс.)
Площадь всех помещений для пассажиров =490 м2 (1,02 м2/пасс.)
Объём помещений для пассажиров (h2,2м) =1078 м3 (2,25 м3/пасс.)
7 Примечания
Ещё лучше характеристики обещает однопалубный вариант «летающее крыло» с активной стабилизацией маршевым двигателем (вес фюзеляжа 22Т, взлётный вес 110Т, поверхность трения 1600 м2), но это уже будет другой проект.
Уральская школа дизайна (САИ–УралГАХА–УралГАХУ) знаменита высоким уровнем инженерной подготовки художников-конструкторов для промышленности, так что у автора, выпускника 1974 года, никогда не было страха перед техническими сложностями любого проекта, квадратным уравнением, логарифмической линейкой. И в годы 2003–2013 «бюджетный» костяк студенческой группы обычно показывал энтузиазм, изобретательность, смелость. А вот нынешние студенты, пришедшие учиться «дизайну» за деньги, почему-то робеют перед механикой и формулами, будто в школе обожглись о них. Наверно, ещё в детстве решили быть не «технарём», а «гуманитарием». Или так называемым «потребителем».
8 Заключение
Автор посвятил свой проект завершению подготовки промышленных дизайнеров в государственном политехническом вузе промышленного города-миллионника Перми, известного своими авиадвигателями, ракетами, пушками, приборами электроники и гироскопами, а с недавних пор и развлекательными роботами.
Автор надеется, что найденная им совокупность дизайнерских решений пригодится строителям экранопланов.
Или лучше не шуметь в Сибири?
Хейфец Александр Львович (1 марта 2019 г. 23:57) |
Алексей Юрьевич, проект впечатляет, но не специалист, профессионально оценить не смогу. Вопрос - осталась ли Ваша кафедра графики ПГУ выпускающей дизайнеров. Прошел слух, что прикрыли выпуск. Если сохранился, то в каком объеме, какого уровня - баклавры - магистры, спецы. Если прикрыли - почему. С уважением. А.Л. Хейфец. |
Головнин Алексей Алексеевич (2 марта 2019 г. 14:35) |
Здравствуйте Юрий Алексеевич! Очень жаль, если у такого учителя как вы больше не будет учеников в вашем вузе. Трудно судить будучи не специалистом, но впечатление такое, что Ваш подход к работе (последовательность и обоснование технических решений) мог бы быть применен не только по промышленному дизайну, но и по конструкторскому направлению. Вопросы: |
Наместников Алексей Юрьевич (3 марта 2019 г. 20:19) |
Александр Львович, наша кафедра Дизайна, графики и НГ (Пермский НИ политехнический университет) в этом семестре ещё выпустит последних 5 очных и 9 очно-заочных (вечерних) дизайнеров-бакалавров — и всё. Почему в 2012 году решили закрыть? Наверно, перестали приносить сверхприбыль, когда выпускали по 40 специалистов в 2005–2011 годах, перед демографическим провалом. Забрали бюджетные места в 2012 на другие профессии (наверно, на нефтедобычу). Капитанам с мостика виднее, они ведь отвечают за свои решения, нам же в трюме многое не понятно. Пермские талантливые 11-классники теперь едут учиться дизайну в Екатеринбург, Москву, Петербург, Милан. Думаете, вернутся в Пермь? С уважением А.Ю. Наместников. Алексей Алексеевич, меня уже вовсю загрузили в Художественном училище города Перми (Шрифты, История дизайна, Проектирование в графическом дизайне, Дизайн рекламы). Жаль, что в Политехе за 16 лет не смог завести сотрудничество с инженерами как дизайнер: индустриальный дизайн в действительности никому не нужен, вкладывать деньги в дизайн никто не хочет или не может. А ведь в советское время без дизайна, одобренного строгими экспертами ВНИИ технической эстетики, конструкцию в производство не брали. Дизайн нужен только богатым для пышных апартаментов (как в Италии при Муссолини). По Вашим вопросам: 1. От студенток всё столь же тщательно не получается: незамужние ленятся, у замужних нет времени; мой наглядный образец некоторых побудил сделать больше, чем в прошлые годы (приём дидактически хорош!); 2. Защиту художественно-конструкторского решения оформляю; технических решений на уровне изобретения не вижу. С уважением Наместников Алексей. |
Хейфец Александр Львович (4 марта 2019 г. 9:13) |
Алексей Юрьевич, утром увидел представленное Вами фото о весне из Перми. Настроение испортилось: сугробы, грязь, домишки... грустно. А ведь это "весенний" привет от Вас в Софию. Конечно, как есть, но все-таки больше радости. Все будет хорошо. Мы еще "им всем покажем" . С уважением. А.Л. Хейфец. |
Дударь Елена Сергеевна (7 марта 2019 г. 9:02) |
Добрый день, Алексей Юрьевич! С большим удовольствием читала Ваш доклад. Какая красивая идея и мощное дизайнерское исполнение. Наверно, так и должны выглядеть предпроектные решения, в строительстве это - "проектные решения". Кстати, перед механикой и формулами робеют не только дизайнеры, но и практически все первокурсники инженерных специальностей. Вы как то очень деликатно решаете эту проблему: от конструктивных замечаний до совместного творчества, до воплощения идеи "делай, как я". Видимо, так в наставничестве и должны рождаться сильные специалисты, мастера своего дела. Инженеров для массового производства мы все-таки учим (в современных реалиях плюс самообразование), а вот для появления творца, личности необходима индивидуальная работа педагога. К сожалению, именно это уходит. Удачи Вам и новых творческих успехов. Ел. Дударь |