Назад Go Back

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ СКВОЗНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

English version
Фото Асекритова Светлана Вениаминовна (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Шевелев Юрий Петрович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)


Аннотация

В статье рассматривается система многоуровневой непрерывной образовательной графической подготовки молодёжи, которая реализуется на кафедре Графики в Рыбинском государственном авиационном техническом университете имени П.А. Соловьёва.



Ключевые слова: сквозная графическая и инженерная подготовка, школьные и студенческие олимпиады по инженерной и компьютерной графике

Процесс развития системы отечественного образования ориентирован на её вхождение в мировое образовательное пространство, что особенно явно начинает проявляться в практической реализации новой образовательной парадигмы, связанной с усилением значения исследовательской деятельности обучающихся в системе опережающего образования. На решение проблемы опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики России направлена, в частности, стратегия создания системы многоуровневого непрерывного образования (начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования), включая меры по созданию и развитию инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности одарённой молодежи [1].

В городе Рыбинске много высокотехнологичных предприятий,  заинтересованных в новых высококвалифицированных кадрах. В тоже время одним из ресурсов для возрождения престижа инженерных и научных профессий является образовательное пространство.

Удручает крайне низкий уровень знаний студентов, отбираемых для обучения в технические вузы, который  значительно уступает соответствующему уровню абитуриента советского периода. Выпускники средней школы не мотивированы на сдачу ЕГЭ по физике, меньше 20% молодых людей оставляет для себя открытым путь в современное инженерное будущее. [2].  Возможно, эти цифры не отражают объективно сегодняшнее отношение школьника к техническому образованию, поскольку решение учеником выпускного класса о выборе направления подготовки было принято им и его родителями значительно раньше (5-6 лет назад). Поэтому так важно формировать сквозную систему подготовки инженерных кадров от начальной школы до послевузовского образования, а затем заниматься мониторингом и отбором лучших специалистов.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро - те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. [3].  Для вуза развитие научно-технической и естественно-научной направленности дополнительного образования будущих абитуриентов  и подготовка инженерных кадров нового поколения – важнейшие направления работы.  Задача не только выявить одаренных детей, но и создать для них социальный лифт, обеспечить сопровождение в развитии их талантов.

Кафедра графики РГАТУ имени П.А. Соловьёва участвует в реализации разного рода образовательных проектах, которые призваны способствовать развитию промышленного потенциала  Ярославского региона.  Вместе с промышленными  гигантами г. Рыбинска ПАО «ОДК-Сатурн», «ОДК – Газовые турбины», судостроительный завод «Вымпел» и др.  вуз активно поддерживает деятельность  детского технопарка «Кванториум» [4].  

Чтобы не пропустить  момент перехода от дополнительного образования к профильно-вузовскому в университете с  2010 года реализуется  образовательный проект Малая школьная академия. Это,  говоря современными словами, предуниверсарий, созданный для того, чтобы учащиеся школ могли заранее определиться в выборе своей будущей профессии, и осознанно совершить переход из школы в вуз. [5].  Эта структура стала основой для создания на базе университета Регионального  ПРОФполигона "Умная среда саморазвития", основой  деятельности которого является  воспитание технологического лидера для перспективных областей промышленности и науки.

Для развития инженерного мышления у юных жителей города в рамках  Малой школьной академии открыты специализированные инженерные классы для учащихся 8-10 классов. На кафедре графики они проходят подготовку по черчению и трёхмерному моделированию. На рисунке 1 представлены варианты занимательных заданий для уроков черчения в 8-м классе [6,7].  Даны два вида модели: вид спереди и вид слева.  Оба изображения – квадраты. Построить максимальное количество вариантов решений задачи – третий вид (вид сверху).  Выполнение таких заданий позволяет оценить степень развития пространственного воображения у школьников, побудить их к творческому поиску различных решений и дальнейшему совершенствованию графических знаний.

На наш взгляд наиболее важной компетенцией, которую должен приобрести студент при изучении инженерно-графических дисциплин, является получение устойчивых навыков владения современными информационными технологиями при разработке и производстве новых изделий. Другими словами он должен приобрести такие навыки, которые позволяли ему с использованием современных САПР разрабатывать электронные конструкторские документы изделий.

Первые два компонента, а именно приобретение знаний и умений по использованию современных методов и средств геометрического моделирования и компьютерной графики для разработки конструкторских документов в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД, студенты в достаточной мере получают при изучении инженерно-графических дисциплин. Третья, наиболее важная компетенция, а именно получение устойчивых навыков, как правило, требует дополнительного профессионального образования, например участие студентов и учащейся молодежи в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Что касается города Рыбинска, то наиболее одарённые школьники участвуют в муниципальном фестивале технического творчества «Кулибины XXI века».  В рамках этого мероприятия проводится муниципальный конкурс по черчению, в оргкомитет которого входят преподаватели кафедры графики, которые разрабатывают конкурсные задания и проверяют выполненные работы. Школьникам предлагается по двум видам детали (рис. 2) построить третье ее изображение, а  также изометрию. К сожалению, в конкурсе участвуют школьники далеко не всех средних общеобразовательных учреждений, а именно тех, где есть предмет «черчение», или учителя энтузиасты инженерно-графического образования.

Для повышения роли инженерно-графических дисциплин в трудовом воспитании и профессиональной ориентации разновозрастной молодежи учащиеся школ и колледжей привлекаются к участию в Открытой студенческой олимпиаде «Инженерная компьютерная графика». Это способствует реализация преемственности подготовки в области информационных технологий в системе «школа - колледж-вуз». Естественно, на этом мероприятии участникам олимпиады предлагаются более сложные и современные задания. Например, по заданному чертежу (рис. 3) построить электронную геометрическую модель детали.

Подобная селекция открывает новые возможности для привлечения молодёжи к  участию в изобретательской деятельности и студенческих олимпиадах, выставках, конференциях.  По результатам регионального конкурса формируется  команда для участия во Всероссийском дистанционном конкурсе студенческой и учащейся молодежи по использованию современных информационных технологий в компьютерном геометрическом моделировании. Подобные конкурсы коллектив кафедры Графики проводит практически ежегодно.

Дистанционные конкурсы и олимпиады, характер которых  предполагает опосредованный, неличный контакт между конкурсантами, основаны на принципе равноудаленности. В силу  труднодоступности  отдельных  территорий РФ, для конкурсантов из ВУЗов дальних регионов, это единственная возможность принять участие в соревнованиях Всероссийского и международного уровня. Показательно, что свои команды традиционно выставляют учебные заведения субъектов Российской федерации Урала, Сибири  и Дальнего Востока [8].  В 2018 году к ним присоединились команды из Москвы, Ульяновска и Саратова.

Так как в основе Всероссийского конкурса заложен кластерный подход, предполагающий командное участие (студенты ВУЗа, учащиеся ССУЗа и школьники), то очевидным результатом всей предшествующей работы является подбор достойного разновозрастного состава участников команды.

Задания  дистанционных  олимпиад не похожи на задания очных. Они шире, глубже, т.к. в распоряжении участников находятся все возможные источники информации и программные средства. В частности, в 2018 году команде из трех конкурсантов (два студента ВУЗа и один учащийся среднего учебного заведения) было предложено за два рабочих дня  разработать кронштейн для установки на стене телевизионного приёмника с размером экрана  до 40 дюймов (рис. 4). Представленные работы в целом отличались оригинальностью конструктивных решений, разработчики показали неплохое владение графическими редакторами, но имелись и ошибки при выполнении чертёжных конструкторских документов, в частности, чертежа общего вида.

Подводя итоги выше сказанному,  можно сказать, что образовательная деятельность Кафедры графики РГАТУ имени П.А. Соловьева в области инженерно графической подготовки специалистов начинается со школьной скамьи,  где  рассматриваются  занимательные задания по черчению (рис. 1), и заканчиваются в ВУЗе, где команды из студентов и учащихся средних учебных заведений на Всероссийских конкурсах решают довольно сложные инженерные задачи (рис. 4) с применением современных информационных технологий. В 2019 году подобный Всероссийский конкурс запланирован в мае месяце и по двум конкурсным  номинациям.

Таким образом, можно сказать, что проводимая на кафедре Графики РГАТУ имени П.А. Соловьёва инженерно-графическая подготовка является основой для формирования у молодежи профессиональных компетенций, таких как способность и готовность использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области; готовность участвовать в разработке проектной и рабочей конструкторской  документации, в соответствии со стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами.

В результате, студенты приобретают:

 

Список литературы

1. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России /[В.Н. Зимин и др.]. — Москва : Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. - 176 с.)

2. Системный проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения  промышленного роста», Агентство стратегических инициатив, 2017 г.  [электронный ресурс]: URL: https://invest.nso.ru/sites/investtest.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2017/04/regionalnyy_standart_kadrovogo_obespecheniya_promyshlennogo_rosta.pdf

3. Акатьев В.А., Акатьев В.А., Волкова Л.В. Инженерное образование в постиндустриальной России // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. [электронный журнал]: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14671

4. Новости информационного агентства «Черёмуха», г. Рыбинск, 2017 г. [электронный ресурс]: URL: https://cheremuha.com/2017/10/18/posvyashhenie-v-kvantoriancy-v-rybinske-otkrylsya-detskij-texnopark.html

5. Новости  молодежного  информационного портала Ярославской области, г. Ярославль, 2018 г. [электронный ресурс]: URL: https://molportal.ru/node/19802

6. Воротников И. А. Занимательное черчение: Книга  для учащихся средней  школы—4-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1990.—223с.

7. Пугачев А.С. Задачи-головоломки по черчению. - Ленинград, изд-во «Судостроение»,1965.-199 с.

8. Асекритова С.В., Шевелев Ю.П. Проведение конкурсов, как средство популяризации среди студенческой и учащейся молодёжи, современных цифровых технологий.  Материалы научно-методической конференции Министерства образования и науки Российской Федерации «Проблемы координации работы технических вузов в области повышения качества инженерно- графической подготовки студентов»:   сборник статей/  Донской государственный технический университет. -2018.   с. 157 -163     Электронный ресурс. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36274798

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1 Вариант занимательной задачи для урока черчения для 8-го класса


Рис. 2
Рис. 2 Пример задания Рыбинского муниципального конкурса по черчению. Фестиваль технического творчества «Кулибины XXI века»


Рис. 3
Рис. 3 Пример задания Открытой олимпиады РГАТУ имени П.А. Соловьева «Инженерная компьютерная графика»


Рис. 4
Рис. 4 Электронная геометрическая модель сборочной единицы «Кронштейн с экраном»


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(9 марта 2019 г. 17:00)

Здравствуйте, уважаемые авторы. Спасибо за интересный доклад. Через олимпиады школьников удаётся найти качественных студентов. Важны и инженерные классы. Интересно, работают ли с таким классами специалисты промышленности как это делается в Коломне?

По поводу обучения в Вашем вузе. Несомненно, обучение работе с пакетами ПП - инструментарию должно сопровождаться проектной формой. Как у Вас организовано проектное обучение? 

По поводу теоретической составляющей учебного процесса на кафедре. Как преподаётся у Вас начертательная геометрия?

 С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Асекритова Светлана Вениаминовна
(11 марта 2019 г. 14:00)

Здравствуйте Дмитрий Евгеньевич! Спасибо за внимание к нашему докладу.

Поскольку инициатива создания инженерных классов принадлежит ПАО "ОДК-Сатурн", то естественно специалисты этого объединения не остались в стороне.

Что касается проектной деятельности, то она конечно ведётся в рамках курсового проектирования. Практически у каждой специальности обучение нашей дисциплины заканчивается курсовой работой под общим названием "Разработка комплекта конструкторских документов сборочной единицы" (разной степени сложности). Наиболее способные студенты разрабатывают индивидуальные творческие проекты. 

В дисциплине "Инженерная и компьютерная графика" мы даём из Начертательной геометрии только комплексный чертёж и поверхность вращения. Там, где есть отдельно "Начертательная геометрия" успеваем дать поверхности и позиционные задачи.

С уважением, Асекритова С.В.

 

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(11 марта 2019 г. 14:49)

Здравствуйте Светлана Вениаминовна, Юрий Петрович!

Светлана Вениаминовна в конце своего ответа лишь кратко поделилась информацией о начертательной геометрии в учебном процессе. А ведь это едва ли не основное, ради чего мы здесь собрались. Ваша кафедра занимает заметное место среди кафедр графо- геометрического цикла страны, и было бы интересно узнать о вашем опыте поподробнее.

С уважением Головнин Алексей Алексеевич

Фото
Шевелев Юрий Петрович
(11 марта 2019 г. 16:44)

Уважаемый, Алексей Алексеевич!

Учебный процесс по разделу "Начертательная геометрия" наша кафедра организует в основном с учетом методики, которую предложил Посвянский Александр Давыдович, в те далекие времена, когда он руководил кафедрой в нашем ВУЗе. Эта методика, на наш взгляд, достаточно полно и доходчиво для студентов описана в его учебнике "Краткий курс начертательной геометрии. -М.: Высшая школа, 1975.

С уважением, Шевелев Юрий Петрович.

Фото
Горнов Александр Олегович
(17 марта 2019 г. 10:04)

Светлана Вениаминовна , Юрий Петрович, здравствуйте !   Ваши доклады всегда демонстрируют высочайшую эффективность работы кафедры  в  разнообразных направлениях . Даже" дух захватывает". Поздравляю с этим Ваш коллектив..... Воспользуюсь случаем, что Вы использовали в докладе известное и периодически применяемое многими аналитиками ВО понятие " опережающее образование ".  Давно "подмывало" узнать , что  должно опережать такое образование. В данном случае, что имели в виду  Вы ?  Как всегда, с глубоким уважением к Вашей работе, А,О.  .    

Фото
Носов Константин Григорьевич
(17 марта 2019 г. 12:13)

Уважаемые авторы доклада!

Интересен такой момент: в какой части современной проектной деятельности, основную часть которой выполняют на ПК, вы видите выполнение и оформление чертежа общего вида? Т.е. до ЭМСЕ или после?

Фото
Шевелев Юрий Петрович
(18 марта 2019 г. 14:14)

Здравствуйте Константин Григорьевич!

Чертёж общего вида студенты разробатывают в карандаше перед электронным моделированием деталей и сборочных единиц. 

С уважением, Шевелев Ю.П.

Фото
Шевелев Юрий Петрович
(18 марта 2019 г. 14:35)

Уважаемый Александр Олегович!

Спасибо за высокую оценку работы нашей кафедры.

Основные аспекты «опережающего образования» были отражены в докладе.  Что касается учебного процесса, наша кафедра особое внимание уделяет развитию у студентов первого года обучения устойчивых навыков владения современными информационными технологиями при разработке и производстве реальных изделий. Подробно с этой информацией можно познакомиться в статье

евелев Ю.П., Асекритова С.В., Константинов А.В. Графическая подготовка специалистов машиностроительных направлений с использованием традиционных и инновационных технологий.  Материалы II Международной научно-практической конференции «Булатовские чтения» (31 марта 2018 г.) в 7 т. : сборник статей / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. О.В. Савенок. – Краснодар том.7: Издательский Дом – Юг.  Т. 7: Гуманитарные науки. – 2018. – с. 133-140).

С уважением, Шевелев Ю.П., Асекритова С.В.

Фото
Горнов Александр Олегович
(18 марта 2019 г. 19:24)

   Юрий Петрович!   Конечно я Ваш доклад  читал,  что и определило  соответствующие оценки и  дало  основание для вопроса .  Немного его переформулирую. Каковы принципиальные отличительные признаки опережающего образования по сравнению с традиционным ?  Что - что должно опережать? Извините, что "пристал" с этим вопросом. Давно хотел его кому нибудь задать !  C уважением, А,О. 

Фото
Асекритова Светлана Вениаминовна
(19 марта 2019 г. 14:51)

Уважаемый Александр Олегович!

 

На наш взгляд основные аспекты опережающего образования, которые мы используем  применительно к нашим дисциплинам::

  1. Один из аспектов опережающего образования связан с работой со школьниками. Опережающее обучение - вид обучения, когда  школьникам предлагаются  задачи от простых до тех, которые решают студенты вуза (отдельные понятия начертательной геометрии обязательно упоминаются).  Такое усложнение не самоцель. Важно формировать у обучаемого активные способы получения знаний и плавно подвести его к будущей проектной и инновационной деятельности, которую ему предложат в вузе (в частности на кафедре Графики).

Именно таких абитуриентов мы хотим видеть в университете.

  1. Нельзя раскрыть принципы функционирования еще не созданных техники и технологий, поэтому  речь идёт не просто о совершенствовании профессиональной подготовки студента на основе использования современных информационных технологий, а о разностороннем развитии личности.  Это должно способствовать развитию у студента мотивации к познанию  нового, к творческому настрою и  критичности  мышления (олимпиады и конкурсы). 
  2. В тоже время мы понимаем, что наш вуз является базовым в подготовке профессиональных кадров для нашего города, поэтому  в этом аспекте опережающее обучение реализуется в рамках региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Чтобы уровень образования  подготовленных кадров для производства опережал уровень развития самого производства (тесная связь с предприятиями города).

А конкретных мероприятиях, подходах и программах можно говорить много.

С уважением, Асекритова С.В., Шевелев Ю.П.

Фото
Горнов Александр Олегович
(19 марта 2019 г. 15:11)

  Светлана Вениаминовна , добрый день ! Ваше  первое предложение в пункте 2 ответа точно  отражает и мое отношение к понятию ' опережающее образование '. Ведь чаще всего под ним подразумевают некое специфическое содержание, которое опережает что то. Ускорение темпов освоения определеных уровней традиционного и достигнутого знания , например в школе, это , на мой взгляд своеобразный экстерн ..  Извините , что отвлек от более важных  вопросов , но это актуально  для  правильной  систематизации  понятий в области образования, и  технического  в  частности .. С  уважением , дальнейших успехов, А.О.     

Фото
Асекритова Светлана Вениаминовна
(19 марта 2019 г. 17:41)

Александр Олегович! Спасибо за понимание!

Отрадно, что наши взгляды совпали по некоторым вопросам.

С уважением. Асекритова С.В., Шевелев Ю.П.



Назад Go Back