Назад Go Back

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ В ГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ПНИПУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. (Взгляд преподавателя и студента)

English version
Букин Дмитрий Алексеевич (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Десятков Максим Андреевич (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Шахова Алевтина Бруновна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

Подчеркивается необходимость использования новых технологий обучения, соответствующих уровню развития информационно-коммуникационных технологий и отвечающих требованиям современных проектных и производственных технологий. Показаны варианты интеграции этих технологий в содержании разделов графической подготовки студентов ПНИПУ и обоснована эффективность их использования.



Ключевые слова: информационные технологии; геометро-графические инструментальные компетенции; компьютерная графика; проектно-конструкторская деятельность; технологии обучения и контроля, опыт курсового проектирования.

Информационные технологии в процессе ГГП реализуются на всех видах занятий. Основные инструментальные компетенции студенты получают на занятиях по компьютерной графике при выполнении лабораторных работ. По заданному алгоритму студенты строят 3d-модели типовых деталей с набором основных конструктивных элементов (отверстия, пазы, фаски, ребра жесткости, скругления и т.д.), с дальнейшим созданием и оформлением ассоциативного чертежа. При изучении темы «Сборочный чертеж» осуществляется работа с библиотеками стандартных элементов. В ходе освоения ПО САПР большое внимание уделяется применению операций параметризации и редактирования, как инструментов, позволяющих видоизменять, дорабатывать изделие и, в дальнейшем, оптимизировать процесс проектирования.

Для углубления приобретенных навыков работы с ПО САПР предусмотрена самостоятельная работа по выполнению индивидуальных заданий, которая предполагает активное использование полученных инструментальных компетенций. Варианты заданий учебно-методического комплекса по всем изучаемым темам содержат изображение 3d-модели объекта проектирования и дополнительную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Для студентов направлений, осуществляющих подготовку выпускников к проектно-конструкторской деятельности, в рамках графического образования предусмотрено выполнение курсового проекта. Курсовой проект предполагает разработку в технологии 3D, комплекта проектно-конструкторской документации на изделие, соответствующее профилю образовательной программы. Так для химических и горных специальностей студенты выполняют проектирование изделий трубопроводной арматуры, которая широко используется в данных отраслях промышленности .

При выполнении проекта студент проявляет весь набор проектно-конструкторских компетенций, сформированный в процессе прохождения курса графической подготовки. Целью выполнения курсового проекта является углубление, закрепление и обобщение дисциплинарных знаний, умений, навыков и одновременно приобретение опыта разработки проекта реального изделия из сферы будущей профессиональной деятельности выпускника. При этом ставится задача в процессе проектирования ориентироваться на использование современной технологии 3d- моделирования.

Отметим следующие этапы работы над курсовым проектом:

На начальном этапе студентам предлагается взять в качестве прототипа сборочной единицы любой из объектов запорной арматуры: вентиль, кран, задвижку и т.п., и в соответствии с приведенными этапами разработать основной комплект конструкторской документации (согласно ГОСТ 2.102-2013).

Заключительным этапом является защита проекта, в ходе которой идет представление электронной документации на разработанное или модернизированное изделие в виде ЭГМИ в целом и его составных частей, а также их ассоциативных чертежей. При защите курсового проекта студент должен продемонстрировать знание конструкции изделия, показать понимание и широкую эрудицию по ряду технических вопросов, касающихся его разработки:

Приобретение студентами опыта курсового проектирования в системе САПР и реальной проектно-конструкторской деятельности на начальном этапе обучения в рамках базовой геометро-графической подготовки позволит более успешно в дальнейшем, на старших курсах, выполнять курсовые и дипломные проекты, а также участвовать в проектно-конструкторских и исследовательских работах по заказу предприятий.

Курсовой проект глазами студентов

В данной статье мы хотим объяснить простым, доступным языком, что такое курсовой проект по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика». Данный текст основан на реальных событиях (со всем этим мы встретились в жизни).

 Все просто

Так как курсовой проект по данной дисциплине выполняется точно не на первом курсе, то в вашей голове уже должны быть базовые знания, а именно:

Первый пункт – перед вами появится кран, вентиль сборочная единица, и первое что вы должны сделать, изучить все его составляющие, то есть полностью его разобрать и собрать.

Именно здесь вы можете встретить первую сложность. Кран легко разобрать, но сложно собрать в первый раз, но это дело практики и после многократного выполнения первого пункта, вы хорошо научитесь с этим справляться.

Второй пункт сфотографируйте каждую деталь со всех сторон на свой сотовый телефон, это намного облегчит выполнение следующих пунктов. (наличие фотографий позволит дома неоднократно смотреть имеющуюся информацию и осознать каждую деталь в мелочах).

Третий пункт – приступайте к эскизированию каждой детали, составляющей сборочной единицы. Создав эскиз на основе базовых знаний, вы должны научиться смотреть на него не как студент, а как рабочий, который с помощью этого эскиза будет изготавливать деталь. Это довольно непросто. Нужно понять, какую геометрию имеет заготовка (цилиндр призма, конус и т.д.), каким способом (литье, механическая обработка и т.п.) будет изготовлена деталь. В конечном итоге на эскизе должна отобразиться деталь, которую вы держите в руках, со всеми необходимыми атрибутами рабочего чертежа.

Четвертый пункт – проверка основных размеров с учетом собираемости изделия. Проверьте все резьбовые соединения, с тем чтобы была обеспечена скручиваемость деталей в процессе сборки, т.е. резьбы должны иметь одинаковый диаметр и шаг. Проверьте размеры диаметров и длин сопрягаемых деталей и т.д.

Пятый пункт – создание 3D моделей деталей и сборочной единицы. Любое 3D моделирование деталей базируется на вычерчивании плоского контура с последующей его трансформацией: выдавливанием, вырезанием, вращением, движением по траектории и т.д. Основные навыки были освоены ранее с помощью лабораторных тренажеров и выполнения индивидуальных графических заданий. С помощью этих операций можно выполнить 60-70% работы по созданию 3D моделей деталей. Обратите внимание на рациональность выбора первоначального эскиза и первой операции выдавливания с тем, чтобы деталь была выполнена минимальным количеством операций.

С остальными 30-40% вы познакомитесь в процессе работы в программе Компас-3D (зеркальный массив, вращение, смещенные плоскости, ребро жесткости и т.п.). И так вы создаете каждую деталь, не забывайте об атрибутах (свойства модели: обозначение, название и сохранение). Это в дальнейшем упростит грамотное создание сборочного чертежа и спецификации. 

Шестой пункт – создание 3D модели сборочной единицы. В программе Компас-3D вы последовательно собираете 3D модель в той же последовательности, как в жизни. Чтобы проверить правильность вашей сборки, вы можете использовать команду «Диагностика пересечений», она покажет вам несостыковки деталей или их пересечения. И если таковые имеются, то нужно искать ошибку в состыковке основных размеров и изменять 3D модели, что не составит затруднений при условии грамотного использования возможностей параметризации.

Седьмой пункт создание чертежей. Подходя к этому пункту знайте, что в эскизировании вы уже сделали 80% работы для создания чертежей. Чертеж создается из 3D моделей специальной командой называемой «Создать чертеж по модели» или комбинацией клавиш «Ctrl+D». Затем вам нужно выбрать удобный масштаб  и разместить виды. Далее создаем картину аналогичную эскизированию: показываем нужные разрезы-сечения, выносные элементы (используя библиотеки Компас) и проставляем размеры.

Восьмой пункт – создание спецификации. Если вы грамотно задали все свойства моделей  деталей и сборочной единицы, то спецификация создастся автоматически с помощью команды «создать спецификацию по сборке».

Итог: Вы разработали комплект конструкторских документов на сборочную единицу:  Вентиль,  Кран, Задвижка и т.д.

Девятый пункт – написание пояснительной записки. Для этого необходимо открыть всемирную и сеть и посмотреть большое количество информации по интересующему нас вопросу, т. е. теме Запорная арматура, Регулирующая арматура и т.д.  Вы систематизируете найденную информацию применительно к своей сборочной единице, отражаете в пояснительной записке, где описываете свой Кран или Вентиль.

Десятый пункт – создание презентации. В презентации вы отразите информацию по теме и результаты проектирования своего изделия. 

        Все. Успешной защиты!

Список литературы

  1. Современное состояние развития геометро-рафической культуры и компетентности будущих специалистов//Вектор науки ТГУ. 2015. №2-2. С.26-31.
  2.  Тихонов-Бугров Д.Е., Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра // Геометрия и графика. 2015. Т. 3. № 3. С. 47-57.
  3. Гузненков В.Н. Преподавание информационных технологий в графических дисциплинах технического университета // Открытое образование. 2013. № 1. С. 4-7.
  4. Столбова И.Д. Компьютерная графика - основа графической подготовки студентов // В сборнике: ГРАФИКОН'2016 Труды 26-й Международной научной конференции. 2016. С.342-346.
  5. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Функционал информационных технологий в геометро-графической подготовке инженера // Открытое образование. 2017. №1. С.59-67.
  6. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Графическое образование как составляющая проектно-конструкторской подготовки специалиста // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2017. №3 (240). С.40-46.
  7. Корнилкова Е. В. , Шахова А. Б. Курсовое проектирование в курсе «Инженерная графика» // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации: материалы V  Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. –
  8. Information Technologies Used for Geometro-grafical Training of Engineering Staff / I. D. Stolbova, A. B. Shakhova, M. A. Shirinkina // Information Technologies in Engineering Education - INFORINO 2018 [Electronic resource] : IV Intern. Conf., 23-26 Oct. 2018, Moscow, Russia. / Moscow Power Engineering Inst. - Moscow : [s. n.], 2018. - P. 53-56. - 1 USB flash drive. - Title from screen. - DOI 10.1109/INFORINO.2018.8581807., Web of Science С.268-279.
  9.  Информационные технологии в геометро-графическом образовании инженерных кадров / И. Д. Столбова, А. Б. Шахова, М. А. Ширинкина // Информатизация инженерного образования - ИНФОРИНО-2018 : материалы IV Междунар. на-уч.-практ. конф., 23-26 окт. 2018 г., г. Москва. / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, М-во энергетики Рос. Федерации, Нац. исслед. ун-т МЭИ, Нац. фонд подготовки кадров, Фонд развития МЭИ. - Москва : Изд-во МЭИ, 2018. - С. 202-205.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1 Фрагмент презентации о типах "Трубопроводной арматуры"


Рис. 2
Рис. 2 3-D модель и ассоциативный чертеж детали "Маховик", входящей в сборочную единицу.


Рис. 3
Рис. 3 3-D модель и ассоциативный чертеж сборочной единицы.


Вопросы и комментарии к выступлению:




Назад Go Back