Назад Go Back

НЕПРОМОКАЕМЫЙ ПЛАЩ В СТИЛЕ OP-ART КАК ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА

Лемехов Леонид Иванович (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

Соавтор(ы): Ядренова Елизавета Николаевна

Аннотация

Плащ от дождя - предмет разработки. Плащ как часть, преобразовывающая повседневный костюм человека. Основным методом моделирования становится создание рисунков на плаще, таким образом, что при гармонизации с костюмом создается оптический . Аналогией является - оптическое искусство. ОП-АРТ (англ. Op-art – сокращенный вариант optical art – оптическое искусство) – художественное течение второй половины 20 века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.



Ключевые слова: дизайн, плащ, декор, оп-арт, optical art

Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Оптическое искусство — искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. 

 Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание психологи.

Задача оп-арта — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.

Одним из Основоположников оптической живописи и искусства оп-арт был

Виктор Вазарели (1906—1997) — график, живописец, дизайнер, автор монументальных цветопластических композиций, лидер оптического искусства — оп-арта.

Творчество Вазарели развивалось в традиции геометрической абстракции, зародившейся в 1910—1920-х годах, в трудах голландских художников группы «Де Стиль», русских конструктивистов и художников Баухауза. Несколько насыщенных цветов без каких-либо оттенков, матовые (светящиеся) или глянцевые (глубокие), создают феномен виртуального

пространства и движения. Содержание картин мастера — это непосредственное создание ощущения движения в ходе общения зрителя с картиной. Его иллюзорные объекты и пространства предвосхитили виртуальные пространства компьютерной эры.

  Вазарели перешел в школу «Мухели», основанную Шандором Бортником, который с восторгом принимал идеи международного авангарда. В 1922 году он посетил Веймарский Баухауз, где работали венгерские мастера Ласло Мохоль-Надь и Фаркас Молнар, и, воодушевившись идеями этого учебного заведения, решил открыть подобную школу в Будапеште. Вазарели поступил в «Мухели» как рисовальщик, умеющий безукоризненно реалистически передавать натуру. Здесь он столкнулся с принципиально новым подходом в рисунке и живописи, смысл которого заключался в постижении сути предмета путем решения проблем формы и пространства. Вазарели пытался сократить и упростить визуальные средства, одновременно геометрически структурируя композицию .

Вазарели начал систематически применять в своей графике оптические эффекты. Еще в школе «Мухели» он открыл для себя возможности «эффекта муара», создающего динамичное мерцание при взаимном перемещении двух экранов с унифицированным рисунком. Этот прием Вазарели использовал впоследствии в своих кинетических рельефах и «фотографизмах». Он экспериментировал с линейными сетками и полосками: зебры, тигры, шахматные доски/ 

На основе исследования была разработана и изготовлена коллекция по мотивам оп-арта. Состоящая из пяти костюмов и пяти плащей, в комплекте с костюмами для девушек.

В  оптическом искусстве существует такое понятие муар. «Муаровый узор - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок».

Понятие «муар» происходит от ткани муар, при отделке которой использовалось данное явление.

В коллекции используется стилизованный тип узора. Совместив рисунки получаются различные художественные вариации вида. При этом форма остается неизменной.

На основе исследования была разработана и изготовлена коллекция для девушек по мотивам оп-арта. Состоящая из пяти плащей, в комплекте с костюмами.

Для каждого варианта «низа» подбиралась ткань с рисунком соответствующим принципам оптического искусства. Это рисунки с геометричными полосами, квадратами, изгибающимися линиями.

Для «верха» были придуманы рисунки, создающие оптическую композицию с «низом» при одевании изделий. 

Список литературы

  1.  «Энциклопедия моды», Андреева Р. 1997 г.
  2. Эксплуатационные свойства тканей и современные методы их оценки: Справ, К.Г. Гущина и др М.: Легкая и пищ. пром –ть, 1984.
  3. Проектирование швейного цеха по изготовлению мужской куртки // http://ref.rushkolnik.ru/ (дата обращения: 05.03.2014)
  4. Поливинилхлорид // ru.wikipedia.org -    URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Поливинилхлорид  (дата обращения: 20.02.2014).
  5. Свойства полимерных плёнок //publish.ru.- URL: http://www.publish.ru/articles/200707_4740960 (дата обращения: 20.02.2014).
  6. Плащ // ru.wikipedia.org – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Плащ (дата обращения: 15.02.2014)
  7. «История моды 18-20в. Коллекция Института костюма Киото», Акико Фукай, Мики Ивагами, Татами Суо, Рэйко Кога, Рэй Ний.
  8.  Килошенко М.И. «Психология моды: теоретический и прикладной аспекты.»- СПб. СПГУТ-2001, 57 с.
  9.  Шарлотта Зелинг – «Мода. Век модельеров. 1900-1999»: 2000 г., 355-392 c.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Главная подача




Рис. 2
Рис. 2

Коллекция




Рис. 3
Рис. 3

Вазарели начал систематически применять в своей графике оптические эффекты. Он экспериментировал с линейными сетками и полосками: зебры, тигры, шахматные доски  




Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back