Госсен Людмила Ханановна | (Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия) |
Представленная статья является попыткой поделится опытом апробации магистерской подготовки дизайнеров «среды» (интерьеры, городская среда, промышленная среда, среда природных парков и туристических маршрутов). Любое из этих направлений предполагает проектирование систем и выработку концепций.
Представленная статья является попыткой поделится опытом апробации магистерской подготовки дизайнеров «среды» (интерьеры, городская среда, промышленная среда, среда природных парков и туристических маршрутов). Любое из этих направлений предполагает проектирование систем и выработку концепций. Цель подготовки: умение мыслить «системно», постоянно контролируя свои мысли с точки зрения общей цели проекта и соотнося их со всеми аспектами и факторами ситуации проектирования.
Разработка такого рода нетривиальных задач сопряжена с выдвижением новых идей на методологическом уровне, выбором особого «угла зрения» на возникающие проблемы, выработкой новых пространственных концепций и, конечно, нуждается в применении новых графических средств. Традиционно используемые пакеты «3D MAX» и «ARCHICAD» неудобны и тяжеловесны.
В процессе обучения, пользуясь терминологией ДЖ.К.Джонса, представляем проектировщика, как «прозрачный ящик», в котором можно проследить накопление и свертывание данных. Например: поиск и осмысление публикаций на проблемную тему, анализ аналогов и их систематизацию, а главное – формулировка выводов. Другими словами, формулировка теоретической гипотезы, которая затем преобразуется в проектную концепцию.
Проектная концепция – должна подтверждать (или опровергать) достоверность полученных результатов и эффективность их использования. На этом этапе особую значимость представляет компьютерный эксперимент (или визуализация проекта в трехмерном изображении). Интегральные средовые системы находятся на границе интересов всех слоев общества и обладают ярко-выраженными функциональными особенностями, а так же особенностями зрительных объектов, такими как пространство, оборудование, предметное наполнение, транспорт, униформа, цвета и фактуры.
Такие системы обусловлены спецификой процессов лежащих в основе конкретной профессиональной или технологической деятельности. Традиционно к таким системам относят армию, религию, медицину, транспорт. Современные потребности общества значительно расширяют перечень востребованных интегральных систем городской среды. Проблемы, решаемые дизайнерами среды, выходят за рамки проектирования малых архитектурных форм и благоустройства территорий. Задача ставится на уровне концепции и включает в себя систему взглядов и приемов организации среды. Решающее значение имеет не образ объекта или здания, а сама атмосфера среды, которая складывается не столько из сильных эмоциональных впечатлений, сколько из адаптированного восприятия пространства участником процесса, для которого характерны потребности в общении, мобильности, сменяемости, интерактивности, нелинейности, наблюдаемости.
К таким системам могут относиться образовательные комплексы, причем не только университетские и студенческие городки, но и образовательные учреждения среднего звена (имеются в виду общеобразовательные учреждения, школы, с включенными функциями дополнительного образования и полноценного досуга). Создавая подобные системы в городской среде, мы сможем обеспечить экологическую и социальную безопасность детей, освободим родителей от необходимости возить детей через весь город, т. к объекты дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные, рекреационные и пр.) будут находиться в структуре комплекса, нивелируем возможности различных слоев населения и обеспечим «шаговую доступность» (рис.1 «Схема образовательного центра для детей»).
К интегрированным системам в будущем будут относиться рекреационные комплексы, такие как тематические парки, музейно-исторические образования, пляжно-оздоровительные территории и даже мемориальные комплексы, которые рано или поздно оказываются включенными в городскую среду (рис.2 «Тематический парк народных промыслов и ремесел»).
Кафедра Дизайна среды Уральской государственной Архитектурно-художественной Академии традиционно занимается проектированием адаптированных средовых систем, в том числе интегрированными средовыми системами, нацеленными на совершенствование «внешних» условий жизнедеятельности, приоритетных и социально направленных, таких как медицина и образование. В последнее время мы пытаемся осмысливать и еще более проблемные системы, такие как мемориальные парки с ритуальными объектами или места исполнения наказаний (рис.3 «Организационно-планировочная схема мемориального парка).
Одним из способов воплощения намеченного является последовательное сценарное моделирование среды. Главным в этом пространстве становится не форма, а то действие, которое в нем происходит. Такие системы обычно требуют комплексного подхода от генплана до отдельного предмета. Неотъемлемым фактором среды становится ее развитие во времени, воспитательная функция среды: культурная идентичность, экологичность. Инфраструктура как совокупность сооружений, систем и служб обеспечивает не только жизнедеятельность объекта проектирования, но и новую философию взаимоотношения человека со средой, формирование эмоционально-эстетического климата среди пространственных переживаний.
Стремительный темп развития постиндустриального общества третьего тысячелетия выводит на первый план тему взаимоотношения человека с окружающей средой, с другими людьми, с самим собой. Виртуальное пространство вытесняет живое общение, отчасти, пытаясь заменить «депрессивную» среду мегаполисов на психологически более комфортную. Дизайнерами движет мотив самосохранения внутри антропогенных объектов, экологическое здоровье нации, культурная идентичность, воспитание личности. Новая социальная проблематика обобщает и образ заказчика: во первых это «общество в целом» – в лице государства или администрации города, во вторых – профессиональное сообщество, которое обслуживает процесс внутри системы, в третьих – это непосредственный потребитель, который приходит учиться, лечиться или молиться. Такое триединое начало усложняет процесс проектирования делая его неоднородным, достаточно утопическим, но безусловно позитивным. Если находится четвертый заказчик проекта, готовый вкладывать средства и получать дивиденды в случае реализации проекта, то можно продвинуться очень далеко. Так происходит с крупными торговыми центрами, которые, по сути, тоже являются интегральными системами, имеющими свою структуру, территорию, оборудование, униформу, транспорт, распорядок дня и прочие атрибуты системы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для интегральных систем необходима новая концепция проектирования, способная развиваться во времени и адаптироваться к потребностям общества и среды обитания.
1. Архитектурно-дизайнерское проектирование жилой среды. Москва, Архитектура-С, 2010 год.
2. Иллюстрированный словарь справочник «ДИЗАЙН», Москва, Архитектура-С, 2004 год.
3. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под редакцией А.В. Иконникова. Москва, Стройиздат, 1990 год.
Схема образовательного центра для детей
Тематический парк Народных промыслов и ремесел
Планировочная схема мемориального парка
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (3 марта 2015 г. 23:22) |
Здравствуйте, уважаемая Людмила Ханановна. В заголовок статьи вынесена магистерская подготовка. Приведённые иллюстрации - часть магистерской диссертации? Ведётся ли подготовка бакалавров по означенным направлениям, и какая в этом случае особенность магистерской программы по сравнению с бакалаврской? С уважением, Тихонов-Бугров. |
Госсен Людмила Ханановна (7 марта 2015 г. 15:34) |
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Вы правы, представленные схемы это часть работы из магистерских диссертаций на разные темы, но относящиеся к интегральным средовым объектам. Наша кафедра Дизайна среды, как и вся Уральская государственная архитектурно-художественная академия имеет и бакалавриат и магистратуру. С точки зрения компетенций, бакалавр это исполнитель, а магистр руководитель. В реальной практике все, естественно, гораздо сложнее и зависит от личных качеств каждого студента. В этом плане двухступенчатая модель образования ничего не прибавила в качестве специалиста дизайнера, но много в методике и администрировании. Образование специалиста дизайнера длилось пять лет, а архитектора пять с половиной. С точки зрения методики, перед бакалавром ставится конкретная задача, и объект проектирования всегда определен, это интерьер или локальный средовой объект, такой как площадь или база отдыха. Магистерская работа имеет проектный профиль, но начинается с формулировки проблемы, которая чаще всего оказывается социальной и решить ее средствами дизайна не всегда возможно. Вот здесь на первый план выходит научная составляющая. Мы предлагаем магистранту провести подробный анализ аналогов, ознакомится с последними достижениями в области технологий, публикациями на выбранную тему, обобщить собранные материалы, а затем сделать выводы, которые возможно преобразовать в проектную концепцию. Затем структурируются проектные задачи, и выполняется концептуальный дизайн проект. Собственно эта методика и раньше существовала, называлась «расчлененный процесс проектирования»: дивергенция, трансформация и конвергенция по Дж.К.Джонсу. Может быть для адекватного ответа на вопрос следует приводить примеры, что затруднено в рамках конференции. Спасибо за вопрос. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (8 марта 2015 г. 14:01) |
Уважаемая Людмила Ханановна, благодарю Вас за убедительный ответ. Увидел научную составляющую в магистерской подготовке. Тихонов-Бугров. |