Ярошевич Ольга Викторовна | (Белорусский государственный аграрный технический университет ) |
В данной статье поднимается вопрос об особенностях профессионального имиджа преподавателя как одного из ведущих компонентов имиджа кафедры, имиджа Вуза. Осуществлен анализ понятий, рассмотрена специфика профессионального имиджа преподавателя вуза, определены некоторые подходы к формированию профессионального педагогического имиджа, предложены практические рекомендации по его формированию.
«У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» (Народная мудрость )
Каковы составляющие профессионального имиджа преподавателя? Как соотносятся имидж преподавателя и имидж кафедры? Должен ли преподаватель заботиться о своём имидже? Какова роль преподавателей и руководителя в формировании положительного имиджа кафедры? Эти и многие другие сопутствующие данной теме вопросы нам хотелось бы обсудить в рамках данной конференции.
Этот разговор был начат нами на предыдущих конференциях [1, 2], был активно поддержан участниками, но как нам кажется, вопрос был только поставлен. Поэтому хотелось бы продолжить его обсуждение, обобщить мнения и попытаться выработать некоторые практические рекомендации. Отдельные моменты обсуждаемой проблемы затронуты нами в докладе на III международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы», которая состоится 27 марта 2015 года одновременно в г. Бресте на базе Брестского государственного технического университета и в г. Новосибирск на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета в режиме открытой видеоконференции. Доклад представлен в электронном формате [3]. Тем не менее мы еще раз возвращаемся к этой теме.
Тематика данной статьи несколько шире проблемного поля конференции. Она несет общий характер, постановочную направленность и отражает общие подходы к педагогической деятельности преподавательского корпуса Вузов. Тем не менее, мы решились вынести этот вопрос на обсуждение. С одной стороны, нам важно узнать мнение столь авторитетной аудитории, которая представлена на конференции. С другой стороны, наша задача состоит в том, чтобы обратить внимание руководителей кафедр, преподавателей на этот аспект педагогической деятельности, привлечь внимание и заставить задуматься, посмотрев на себя со стороны.
Многие преподаватели считают, что об имидже должны заботиться только политики, бизнесмены, менеджеры и общественные деятели. Это неправильно. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния – утверждает, что своим имиджем обязательно должны заниматься все, чья профессиональная деятельность связана с людьми. В повседневной педагогической практике, в условиях борьбы за «выживание» вопросу формирования профессионального имиджа преподавателя уделяется мало внимания. Руководители кафедр борются за «часы», «ставки», «кадры», содержание программ, техническое оснащение кафедр и т.п. А сами преподаватели (особенно молодые) порой об этом даже не задумываются, не уделяют внимание составным частям имиджа и воспринимают сам факт его формирования неосознанно. А надо бы. Ведь, как отмечают психологи, имидж человека непосредственно связан с его карьерой. По данным социологических исследований, имидж преподавателя с точки зрения обучаемых занимает второе место среди десяти профессионально значимых качеств преподавателя.
На преподавателя всегда смотрят внимательно, сохраняя в памяти его образ. Примером этому служат воспоминания различных писателей и публицистов. «Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор...», - писал В. Астафьев. И это действительно так. Каждый из нас может привести подобный пример из своей личной практики. Запоминались элементы одежды, жесты, аксессуары, «слова-паразиты» и прочее, зачастую не имеющие отношение к преподаваемой дисциплине, к специальности подготовки. Пример из моей студенческой жизни: один из преподавателей спецдисциплин, постоянно повторял – «Понятно? Да? Господа прибористы?». И вспоминая эту фразу, я вижу его внешний образ... очки, костюм, седые волосы. Содержательная сторона дисциплины исчезла под влиянием времени, а созданный образ остался.
Задумайтесь, а как видят вас? И что запомнили? Преподавателя, особенно с большим стажем педагогической деятельности, узнают сразу, говоря: «Вы, наверное, преподаватель?». Подобный вопрос мне, да и вам наверное, задавали не раз. Понятие профессионального имиджа преподавателя как научная проблема является актуальным и перспективным направлением в современной педагогической науке. Об актуальности исследований говорит значительное количество научных работ, опубликованных в последнее десятилетие. Эту проблему разрабатывают социологи, психологи, педагоги, практические работники. И это понятно, так как профессия "преподаватель" – особенная. Преподаватель всегда на виду, и та его часть, которую он демонстрирует публично, оказывает значительное влияние на большую часть обучаемых, формирует их интерес к дисциплине и желание изучать ее.
С другой стороны, от имиджа преподавателя зависит конкурентноспособность конкретного Вуза, конкретной кафедры на рынке образовательных услуг (набор и сохранение контингента, обеспечение доступа к различным ресурсам, укрепление кадрового состава образовательного учреждения, финансирование Вуза). С.Д. Якушева утверждает, что имидж является важным аргументом для принятия множества социальных решений, и владение имиджевым механизмом важно главным образом педагогам, поскольку занятие (лекция, урок) является источником информации, поставщиком культурных кодов, а также социализацией личности как преподавателя, так и обучающегося [4,5].
В современном, мире многие прежние ориентиры и ценности потеряли свою значимость, а порой даже стали не пригодны. На фоне этого профессия преподавателя высшей школы утратила былую престижность, низок ее социальный статус, обусловленный стратификационными процессами в современном обществе. Основные причины снижения статуса преподавателя, в первую очередь, конечно же экономические и состоят в низкой оплате труда и ее несоответствии с доходами других социальных групп, имеющих примерно равную степень престижа; несоответствии доходов и выполняемой нагрузки; отсутствии дополнительного финансирования научных и других видов изысканий, отсутствие условий для карьерного роста и повышения профессионального статуса преподавателей (особенно молодых) и прочее.
Только ли экономический фактор определяет имидж учителя? Разумеется, нет. Но имидж высокого благосостояния, уверенности в себе, в своих возможностях не сопутствует имиджу преподавателя, увы! Вот поэтому и не рвется молодежь в преподаватели. Впрочем, у каждого преподавателя безусловно существует свой имидж и он не зависит от того работают над ним или нет. В том случае, когда этот процесс неуправляем, представления о преподавателе складываются стихийно, и нет уверенности, что они будут адекватными и положительными. Формирование положительного имиджа процесс весьма трудоемкий, однако он гораздо менее затратный, чем исправление спонтанно сформировавшегося отрицательного образа.
Попытаемся уточнить, что же такое «имидж» в общем смысле слова и «имидж преподавателя», в частности? Понятие «имидж» происходит от английского слова «image» — «образ преподаватели. Имидж – это впечатление, образ, который человек создает в глазах окружающих его людей, это своеобразная его визитная карточка. В общем смысле, как отмечает И.Криксунова, имидж - это рассказ о себе, некий символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности [6]. «Имидж - образ социально-профессиональной роли (ролевого комплекса), который конструируется личностью, представляется в процессе взаимодействия партнерам и контролируется исполнителем и общественностью. Это образ роли, в котором исполнитель стремится предстать перед партнерами и быть принятым ими» - отмечает О.И.Попова [7, с. 7].
Каждая профессия требует специфического набора способностей, характеристик, формирующихся в процессе деятельности на основе врожденных психофизиологических задатков человека, которые обеспечивают успех и эффективность той или иной деятельности. Профессиональный имидж — образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками. Строится профессиональный имидж на основании знаний образа идеального представителя той или иной профессии в глазах реципиентов [8]. Специфика педагогической деятельности заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Имидж преподавателя, как считает Л. Ю.Донская, — «это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии: педагогу необходимо знать, какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги» [9]. Л. П. Качалова обращает внимание на то, что имидж педагога - это интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализовать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения [10, с. 28].
ИМИДЖ важен прежде всего самой личности преподавателя, это элемент ее самодостаточности, уважение к самому себе, это твое «Я». Все в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чье мнение нам дорого и важно. Элементы имиджа приобретают значение символов данного преподавателя, поскольку отношение к преподавателю переносится на отношение к преподаваемому им предмету. От его имиджа в значительной степени зависит то, как он будет воспринят в образовательном процессе. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает! По мнению А.Ю. Панасюка, «образ никогда не станет имиджем, если у носителя этого образа не будет определенного отношения к образу, точнее к прообразу. Будет положительное – будет положительный образ, будет отрицательное – будет отрицательный имидж» [11, с.36]. Поэтому правильный подход к формированию собственного имиджа - залог успеха педагогической деятельности самого преподавателя и фактор формирования имиджа кафедры и учебного заведения, где он работает.
Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Главный результат высокого имиджа преподавателя, его авторитета – результаты знаний его студентов. Существуют ложные формы создания авторитета. Иногда педагоги допускают панибратство в отношениях с обучаемыми, заискивают перед ними, чем ставят себя в зависимое от них положение. Такие взаимоотношения негативно сказываются на качестве обучения и на авторитете самого педагога. Этого допускать нельзя.
Немного затронем вопрос о структурных составляющих профессионального имиджа преподавателя. Немного, потому что имеется достаточное количество соответствующей литературы, с одной стороны. А с другой, свою точку зрения подробно мы уже изложили в статье «Имидж преподавателя как составляющая качества геометро-графической подготовки студентов» [3]. Остановимся только кратко на самых важных моментах. Имидж преподавателя можно свести в целом к трем группам характеристик: персональные (тип и качества личности, свойства характера, физические особенности); социальные (образование, биография, система ценностей, общественный статус, стиль жизни); профессиональные (степень владения профессиональными методами и технологиями образовательной деятельности в рамках своей дисциплины, профессиональный кругозор, умение заинтересовать студентов, умение общаться, искусство говорить и слушать). Все они взаимодействуют в процессе создания профессионального имиджа. Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а по уму провожают». Так Вас встречают, когда Вы первый раз входите в аудиторию. У студентов создается визуальный зрительный образ, действует «эффект ореола». Преподавателю важно при первых встречах с аудиторией сформировать определенное мнение о себе, так как далее в процессе профессиональной деятельности на основе имиджа будет формироваться авторитет. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую положительную динамику процесса взаимодействия. Визуальная привлекательность – важнейшая составная имиджа преподавателя. Имеет значение правильный выбор стиля одежды, прически, макияжа, аксессуаров. Необходимо соблюдать общепринятые нормы визуального образа педагога, чтобы не отвлекать внимание на ненужные детали. Кроме того, сам преподаватель должен чувствовать себя комфортно, его уверенность должна передаваться аудитории. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.
Разговаривая со студентами, мы поняли, что внешность не является главным фактором и действует только первые (но какие важные!!!) пять минут занятия. Студентов больше привлекает внутренний мир преподавателя (оптимизм, доброжелательность, положительный настрой, владение невербальной коммуникацией, объективность и др.). И что еще очень важно для преподавателя, так это умение управлять своим психическим состоянием – чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Помимо этого, многие профессиональные преподаватели своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, студенты составляют свое суждение о голосе в течение нескольких первых секунд. Голос является средством, которое возвышает значимость речи, или наоборот действует отрицательно, вызывает у слушателей негативную реакцию. Неплохо было бы, если бы преподаватели проходили специальные курсы по постановке голоса. В связи с этим на ум приходит голос священнослужителя: четкий, поставленный, доверительный, увлекающий мысли.
Педагогическую деятельность можно сравнить с деятельностью в театре. Сцена, зритель, творческая направленность. Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. Каждый педагог должен хорошо двигаться, владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Владение ораторским искусством и мастерством убеждения - вот главный козырь в деятельности преподавателя. Правильная осанка, уверенная походка создают впечатление собранности, спокойствия, уверенности и высокой самооценки. Экстравагантность преподавателя отвлекает, на ней сосредотачиваются. Личный пример: мой преподаватель физики постоянно в процессе занятия щелкал пальцами. Этим он мне и запомнился. Может это говорило о его неуверенности, психологическом дискомфорте, но оно отвлекало, концентрировала внимание на себе. У вас вероятно возник вопрос: «Чем мне запомнился черчения?». Смешно сказать, но двумя весьма интересными моментами. Первый – нелюбовь к женскому полу и предпочтение мужского, выражающееся в оценках графических заданий (соответственно мужчины получали выше, наверное, поэтому я, в эпоху существования инженерно-педагогических факультетов, работала именно там, с «девочками»). Второй – пренебрежительное отношение к выполненным заданиям. Тогда в моду только входили фломастеры. А она была счастливой обладательницей синего толстого фломастера. И при проверке, твоего выстраданного чертежа, тщательно кругообразно помечала твои ошибки этим СИНИМ фломастером. Стереть это не представлялось возможным. Приходилось работу переделывать, порой и не раз! Не делайте так, господа преподаватели! Уважайте труд других! И Уважайте себя!
На мой взгляд, уважение к труду обучаемых – это тоже элемент положительного имиджа. Мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие положительного профессионального имиджа. Поэтому, наверное мне запомнился преподаватель начертательной геометрии (Ш.А.Блох), прежде всего, своим профессионализмом, своей любовью к учебному предмету, которая передавалась нам, студентам. Мы были в восторге от его чертежей на доске, от того, как он умело все строил, часто от руки, без инструмента, как доходчиво объяснял, как много времени отдавал нам на консультациях. Экзамен по начертательной геометрии был как праздник! Внешность его была не примечательна, но артистический голос, постоянная работа с аудиторией, хорошо налаженный контакт запомнились и восхищали. Дань его профессионализму на кафедре БНТУ отдают и сейчас, сохраняя его педагогический опыт в современных разработках [12].
И немного о третьей составляющей имиджа – профессиональной. Она включает в себя четыре фактора: дидактические умения (доступность изложения, умение вызвать интерес к изучаемому предмету, использование современных методов обучения, умение воздействовать на аудиторию, умение слушать и слышать); концептуальная подготовка (знание преподаваемого и смежных предметов, общая эрудиция, профессиональный кругозор, современность знаний); Я-профессиональное (любовь к профессии, самокритичность и требовательность к себе, индивидуальный стиль профессиональной деятельности). Некоторые моменты этого компонента имиджа были рассморены нами ранее [13], а над подробной аналитической статье мы сейчас работаем и надеемся представить ее на следующем форуме.
Кто же создает имидж? Во-первых, сам преподаватель, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа. А вот имиджмейкеров и не хватает в высшей школе. Это вопрос будущего. Будем надесяться, что это так. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации и Интернет. В-четвертых, его создают и окружающие люди – руководители, сотрудники, коллеги, студенты. Хорошо когда этим процессом еще и руководят и направляют, как например, организуют краткосрочные курсы «Персональный имидж», в программе которого включены занятия по освоению актерского мастерства, основ психологии, дефиле, сценической практике и др. [14] Вот такие бы курсы во всех Вузах устроить! А не получается в Вузе, кафедре под силам найти такие возможности. Нет курсов! Есть Интернет, в котором есть все. Например, сетевой проект «Имидж педагога».
Велика роль коллег, заведующего кафедрой в создании личного имиджа преподавателя! Главное ПОНЯТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ! Имидж, созданный человеком, либо помогает ему в развитии, либо тормозит. Поэтому следует заботиться о создании своего положительного имиджа, исключить спонтанность, а опираться прежде всего на осознанность и продуманность в формировании. И еще один важный момент в создании имиджа – это самопрезентация и самореклама. Учитесь предъявлять себя аудитории, подчеркнув свои важные профессиональные особенности, которые увеличат доверие к вам.
А теперь обратимся к имиджу кафедры. Имидж кафедры – это образ кафедры в представлении студентов, сотрудников, администрации, формирующийся на основе информации о различных сторонах ее деятельности. Положительный имидж кафедры формируется только на основе устойчивой качественной образовательной услуги, именно КАЧЕСТВЕННОЙ! В имидже кафедры можно выделить две составляющие: описательную (информационную), т.е. совокупность всех представлений (знаний) о кафедре, и оценочную, как ее видят другие. Это наши аттестации, аккредитации, результаты анкетирования и прочая официальная часть оценки, а также нельзя сбрасывать со счетов «сарафанное радио», порой стоит потратить время и почитать, что они (студенты) о нас в своих форумах в соц сетях пишут. Поверьте много интересного узнаете!
Имидж кафедры – это имидж руководителя (его способности, установки, ценности социально–психологические характеристики, внешний вид); имидж сотрудников (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), достижения кафедры (престижность самой кафедры и преподаваемых дисциплин, качество знаний, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, традиции, поощрение студентов), ее оснащенность и внутренняя корпоративная культура и др. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивность не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы коллектива [15, 16]. И все таки хотелось бы заметить, что главное звено имиджа кафедры – это конечно ПРЕПОДАВАТЕЛИ!
Создание позитивного имиджа – архисложная задача в наше время. Кризис в обществе, недостойная заработная плата, вынужденные повышенные учебные нагрузки и работа на полторы (а то и две...) ставки, конфликтогенность образовательных сообществ – все это не стимулирует работу над имиджем. А может быть именно поэтому и нужно заняться своей личностью? Твори себя сам!!
1. Ярошевич, О.В. Современный преподаватель графических дисциплин: КАКОЙ ОН? / О.В. Ярошевич, Н.П.Амельченко // Проблемы качества графической подготовки студентов студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО : материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф., ПГТУ, Пермь, октябрь-ноябрь 2012 г. / Пермский государственный технический университет; редкол. : И.Д. Столбова [и др.]. – Пермь: ПГТУ. 2013 – С. 301-308.
2. Зеленовская, Н. В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера / Н. В. Зеленовская, О. В. Ярошевич // Геометрия и графика. М.: ИНФРА-М. 2014. V. 2. I. 2. C. 37-42. DOI: 10.12737/5590.
3. Ярошевич О.В. Имидж преподавателя как составляющая качества системы геометро-графической подготовки студентов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ng.sibstrin.ru/brest_novosibirsk/2015/doc/034.pdf
4. Якушева, С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии, Часть I: Материалы международной заочной научно-практической конференции, 23 ноября 2011 г. — Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2011. — С. 71-82.
5. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
6. Криксунова, И. Создай свой имидж. - СПб. : Лань, 1997. – 315 с.
7. Попова, О. И. Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук : 22.00.04 / О. И. Попова ; науч. рук. Е. С. Баразгова; Урал. акад. гос. службы. — Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 22 с.
8. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 222 с.
9. Донская, Л. Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы : дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Л.Ю.Донская. - Ставрополь, 2004. - 212 c.
10. Качалова, Л. П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология - Шадринск: Изд-во Шадрин. пединст-та, 2008. - 116с.
11. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007. – 217 с.
12. Индивидуальные задания по начертательной геометрии и методические указания по решению и оформлению расчетно-графических работ: учебно-методическое пособие для студентов строительных специальностей / И.М.Шуберт [и др.]. – Минск: БНТУ, 2014. – 79 с.
13. Ярошевич, О.В. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент совершенствования методической компетентности преподавателя [Электронный ресурс] / О.В.Ярошевич, Н.В.Зеленовская // Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы V межд. конф., Минск, 22-25 октября 2014 г. / М-во образов. Республики Беларусь, ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Бел. госуд. универ., Бел. госуд. пед. ун-т им. Максима Танка. – Минск, 2014 г. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/105340
14. Шепель, В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997. 382 с.
15. Багдасарьян, Н. Кто встанет за кафедру завтра? [Текст] / Н. Багдасарьян // Высш. образование в России. – 2006. – № 5. – С. 113–117.
16. Подготовка преподавателей инженерных вузов (теория, практика, электронные ресурсы) [Текст]: монография / Моск. автомоб.–дор. ин–т (гос. техн. ун–т). – М.: МАДИ(ГТУ), 2008. – 162 с.
Ярошевич Ольга Викторовна (10 марта 2015 г. 16:54) |
Уважаемые коллеги! Небольшое дополнение, которое случайно (???) не попало в мой опус.... О ГАСПАРЕ МОНЖЕ...(кто будет в Париже, подумайте о вечном на его могиле...). "Ученики школы того периода очень любили своего молодого профессора. Он не был красавцем, говорил скороговоркой и не всегда внятно, но зато был очень добр и никогда ни для кого не жалел своего личного времени. Часто на занятиях он подходил к какому-либо зазевавшемуся слушателю со словами: «Друг мой, я повторю с того момента, с которого ты перестал меня понимать». Профессор Монж умел передавать другим свое увлечение наукой, среди его учеников не было бездельников и отстающих. О своей же карьере он совершенно не заботился." "Вернувшись к научной деятельности, Монж посвятил себя начертательной геометрии. Так сейчас называется инженерная дисциплина, состоящая из набора алгоритмов для исследования свойств пространственных геометрических объектов и основанная на представлении этих объектов с помощью двух независимых проекций. Проще говоря, это наука, изучающая пространственные фигуры при помощи их проецирования на плоскости. Однако основные сочинения Монжа по этому разделу были опубликованы лишь в 1799 году, так как долгие годы правительство Франции сохраняло эту дисциплину в секрете, квалифицируя ее как военную тайну. При этом известно, что свой значительный труд «Приложение анализа к геометрии» Монж создал в 1795 году. Этот труд представлял собой учебник аналитической геометрии, в котором особый акцент делался на дифференциальные уравнения. В стенах Политехнической школы Монжу удалось добиться, чтобы начертательная геометрия и геометрия вообще стали центральными, определяющими предметами учебного курса. Он умел удивительно ясно и отчетливо излагать самые сложные вопросы." Полностью можно прочитать здесь: http://www.e-reading.link/chapter.php/1017639/39/Nechaev_-_Udivitelnye_otkrytiya.html С уважением, О.В. Примечание. Очень интересно - "Гаспар Монж". Сборник статей к двухсотлетию со дня рождения.(http://www.detskiysad.ru/raznlit/monge.html) |
Ярошевич Ольга Викторовна (10 марта 2015 г. 16:57) |
Почему то ссылки не работают Дублирую ... для проверки... http://www.detskiysad.ru/raznlit/monge.html http://www.e-reading.link/chapter.php/1017639/39/Nechaev_-_Udivitelnye_otkrytiya
|
Ярошевич Ольга Викторовна (15 марта 2015 г. 19:35) |
Уважаемые коллеги! Так как не знаю, куда эти вопросы "пристегнуть" - задаю их здесь. Они созвучны тематике представленного доклада. Будьте добры, ответьте, очень нужна информация для дальнейшей работы (кстати, можно было бы использовать платформу конференции для создания различного рода опросов, наподобии соц сетей). Можно ответ прислать на электронную почту. 1. Вы общаетесь ("дружите") со своими студентами в социальных сетях? В чем "плюсы" и "минусы" такого неофициального общения по вашему мнению? 2. Использует ли студенты различные девайсы на занятиях? Если "Да", то с какой целью? 3. Как воспитуете "мобильную культуру? И обращаете ли внимание вообще? На занятиях часто звонят мобильные телефоны, студенты проверяют свои чаты и т.п. (но такое наблюдается даже и на ученом совете, что греха таить). Как направить использование "мобилы" в нужное русло? 4. Приходилось ли Вам встречаться на экзамене с такой ситуацией, что студент ищет ответ в Google? Или использует электронные книжки? Или использует "шпионские" гаджеты, например, ручки со специальным эффектом, чернила которых видны только при подсветке ультрафиолетом? Как известно, за "бугром" с этим бороться не приходится. Списывание в любой форме СТРОГО карается! Там студент выдаст соседа по парте, если заметит, что тот списывает, иногда даже бывает, что висят плакаты, типа "Следи за соседом". 5. Как-то я прочитала следующее: редактор федерального СМИ на вопрос: «Если ничего не умеешь, идти в журналистику?», ответил: «Нет, если ничего не умеешь, идти преподавать». Вы поддерживаете это ответ? Действует ли здесь эффект отрицательной конкуренции, согласно которой каждый новый виток понижает уровень на одну ступеньку? И последнее... Многие преподаватели записывают (коллекционируют) перлы студентов. не могди ли бы МЫ обменяться такими цитатами из этих коллекций, поднимать себе настроения, находясь на своей предметной волне. С уважением, О.В.
|
Чередниченко Ольга Павловна (16 марта 2015 г. 12:06) |
Ольга Викторовна, полностью согласна, что тема не праздная и важная. Начиная от одежды и заканчивая уровнем воспитания (самого преподавателя). И лучше быть, а не казаться. Отвечаю на Ваши вопросы: 1. манера общения со студентами должэна быть располагающая, доброжелательная, но дружба в соцсетях, равно как и подробные рассказы из личной жизни на занятиях, считаю некорректными 2, 3. по поводу телефонов и прочего на занятиях - это демонстрация неуважения к преподавателю. Так и позиционирую свое отношение ко всем девайсам 4. отношение к поиску ответов в сети на экзаменах: нас, преподавателей, иногда можно обмануть. Но цена вопроса? - знания нужны СТУДЕНТУ, от своего обмана он больше знать не стал. Всем не объяснишь, но пытаюсь донести мысль об умении расставлять приоритеты. по п. 5. Приписывают И.Сталину слова о том, что хорошего врача прокормят больные, а преподавателя ученики, и с тех пор у них самая низкая зарплата. Не знаю, анекдот это или было нечто подобное, но то, что отношение к социальным слоям формируется на высшем уровне, несомненно. Ведь в советское время люди реально гордились рабочим происхождением (имидж). |
Чередниченко Ольга Павловна (16 марта 2015 г. 12:10) |
... по поводу формулировок. Я немного иначе воспринимаю слов ИМИДЖ, мне ближе определение из словаря: Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Имидж и образ - не совсем одно и то же. С уважением, О.П. Чередниченко |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (16 марта 2015 г. 15:22) |
Уважаемая Ольга Викторовна, отвечаю на Ваши вопросы. 1. В социальных сетях бываю крайне редко (нет времени) и со студентами не общаюсь. Некоторым даю адрес электронной почты и номер мобильного для оперативного решения вопросов (учёба, СНО, спорт). Общение на занятиях предельно дружелюбное, юмор с обеих сторон приветствуется. 2. На кафедре категорически нельзя находится в верхней одежде (даже на руке нельзя), разговаривать по телефонам и прочие развлечения (музыка, игры...). С разрешения преподавателя можно сфотографировать чертёж, деталь..., найти справочные данные в сети. За нарушение - немедленное удаление с занятий. Опоздавшие допускаются только в перерыв. 3. Сталинских плакатов не держим. Пользование тех. средствами исключено, да и смысла нет т.к. всё сводится к прикладной задаче или беседе по комплексным вопросам. 4. Кадровой вопрос - больной. Я пришёл на кафедру на волне привлечения людей с опытом конструкторской и исследовательской работы. Где сейчас найти таких молодых? У меня на кафедре только одна женщина и та - специалист по проектированию стартовых комплексов. 5. В копилку перлов. Головная часть ракеты нагревается т.к. трётся о траекторию. Тихонов-Бугров. |
Ярошевич Ольга Викторовна (16 марта 2015 г. 17:37) |
Дмитрий Евгеньевич! СПАСИБО! Ракета еще цела? Или траектория сгорела О.В. |
Ярошевич Ольга Викторовна (16 марта 2015 г. 17:50) |
Ольга Павловна! Добрый день! Не могли ли бы Вы дать свою точку зрения на житейскую женскую ситуацию. Очень часто, когда нас,женщин, что-то не устраивает в жизни, подруги говорят: «Измени имидж». Как вы воспринимаете "имидж" в такой ситуации? Это только стилевое? Или задействован внутренний мир человека? О.В.. |
Сальков Николай Андреевич (16 марта 2015 г. 20:01) |
Уважаемая Ольга Викторовна, попробую ответить на Ваши вопросы, хотя на них уже ответил Дмитрий Евгеньевич (у меня, как и у него, пости что идентично). 1. Идентично Дмитрию Евгеньевичу. 2. Не используют. Был неописуемый случай: потребовалось одному студенту, который стоял около меня и пытался впарить чертеж, умножить 1,1 на 6. Он полез в карман за... калькулятором. Пришлось его отогнать от себя (а мы тут стараемся друг другу объяснить, почему надо всех учить...). 3. На занятиях ничего не используют, запрещено. Телефон, если и зазвонит, то только мой - меня периодически тревожат члены кафедры. 4. Плакаты только "по делу". Списывать для них проблемно - а как потом отвечать на вопросы? Даже чертежи (я называю "эпюры" чертежами, т.к. это по-русски) они сдают только после ответов на вопросы. А как отвечать, если и студент, и преподаватель видят этот чертеж впервые в жизни? При этом преподаватель хотя бы имеет представление о содержании. Тут ответ очевиден: где-то списал. А раз так, то придется выполнять другой вариант. Студенты это знают и не заморачиваются копированием - себе дороже. 5. Глупости все это. Если ни на что не способен - то пойдет в спекулянты: не совсем же идиот, там хоть больше будет иметь. Дмитрий Евгеньевич! А я этого не знал... С уважением, Сальков. |
Ярошевич Ольга Викторовна (17 марта 2015 г. 5:00) |
Уважаемые коллеги! Чтобы мы не сгорели!! Давайте пошутим!! Задачи будут интересные. Одну из них сейчас решает вся кафедра. Если решит, мы ее включим в экзаменационную работу. Источник: http://www.adme.ru/svoboda-narodnoe-tvorchestvo/ostroumnye-citaty-vuzovskih-prepodavatelej-841960/ © AdMe.ru О.В. |