Назад Go Back

1. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПАНИИ AUTODESK В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

English version
Фото Петухова Анна Викторовна (Сибирский государственный университет путей сообщения)


Аннотация

В статье описывается опыт применения систем автоматизированного проектирования в непрерывной графической подготовке студентов строительных специальностей.



Ключевые слова: Системы автоматизированного проектирования, графическая подготовка.

На одной из предыдущих конференций мы уже публиковали статью, описывающую наш личный опыт формирования системы непрерывной графической подготовки студентов технического вуза.

Жизнь не стоит на месте, развиваются образовательные технологии, развивается материальная база, накапливаются знания. За прошедший год модули курса претерпели определённые изменения. Они касаются как содержания курсов, так и методики обучения.

Сегодня мы рассмотрим содержание тех модулей системы непрерывной инженерно-графической подготовки, которые построены с использованием программного обеспечения компании Autodesk.

Начнем с модуля «Графические средства ЭВМ». Эта дисциплина изучается студентами на втором курсе, после освоения модулей «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика». На её изучение отведено 108 академических часов. Из них 54 часа – аудиторные занятия. Цель обучения – освоить технику работы с CAD приложениями на профессионально-приемлемом уровне. Это значит, что по окончании курса студент не должен испытывать затруднений при выполнении графической части курсовых и дипломных проектов на компьютере, должен знать функционал, назначение и особенности программных комплексов.

На этом этапе обучения базовым программным продуктом является AutoCAD компании Autodesk. Данный комплекс выбран по нескольким причинам: во-первых, компания Autodesk является лидером в области разработки и внедрения программного обеспечения, предназначенного для инженерного проектирования; во-вторых, на сайте разработчика студенты и преподаватели могут получить бесплатную версию программного продукта, что снимает ряд проблем, связанных с финансами и лицензированием.

Содержание дисциплины разбито на три раздела:

1. Основные способы создания геометрии чертежа. Средства обеспечения точности.  

1.1. Основные термины. Интерфейс AutoCAD.

1.2. Понятие рабочих пространств. 

1.3. Навигация по пользовательскому интерфейсу, настройка системы.

1.4. Обозреватель меню.

1.5. Панели быстрого доступа и команды, которые могут быть выполнены с ее помощью.

1.6. Панели ленты и управляющие элементы строки состояния. Открытие, просмотр, сохранение чертежа.

1.7. Средства обеспечения точности.

1.8. Технология работы, вызов команд.

1.9. Динамический ввод.

1.10. Координатные системы и способы ввода координат точек.

1.11. Работа с базовой геометрией чертежа.

2. Редактирование и модификация чертежа

2.1. Команды редактирования, связанные с перемещениями объектов.

2.2. Команды редактирования, связанные с модификацией объектов.

2.3. Способы масштабирования.

2.4. Редактирование с помощью ручек.

2.5. Сложные процедуры редактирования (поворот с копированием, редактирование полилиний, выравнивание, растягивание)

2.6 Разбиение объектов.

3. Свойства объектов. Инструменты создания аннотаций. Подготовка чертежа к выводу на печать

3.1. Свойства объектов.

3.2. Измерение расстояний и площадей. 

3.3.Управление свойствами объектов с помощью панели инструментов «Свойства».

3.4. Управление свойствами объектов с помощью слоев. Диспетчер свойств слоя.

3.5. Работа с текстом.

3.6. Текстовые стили.

3.7. Однострочный и многострочный текст.

3.8. Способы редактирования текста.

3.9. Работа с размерами.

3.10. Использование диспетчера размерных стилей.

3.11. Нанесение и редактирование размеров.

3.12. Работа с таблицами.

3.13. Создание стилей таблиц.

3.14. Вставка таблицы в чертёж.

3.15. Блоки. Простые блоки. Блоки с атрибутами. Динамические блоки.

3.16. Допечатная подготовка чертежа.

Процесс обучения построен с использование сетевых технологий и мультимедиасистем. Разработан специальный электронный интерактивный обучающий модуль, в котором размещены задания и методические рекомендации по их выполнению. Он представляет собой HTML документ, с возможностью загрузки файлов-шаблонов, содержащих задания по текущей теме. Файл-шаблон – это чертёж в формате .dwt . Его особенность в том, что при загрузке документа, исходный файл всегда остаётся неизменным. Т.е. чертёж-задание может использоваться многократно. Использование чертежей-шаблонов позволяет интенсифицировать процесс обучения,  увеличить количество заданий, обеспечить высокий уровень профессиональной направленности обучения.

Примеры заданий, предназначенных для освоения приёмов работы в программном продукте AutoCAD приведены на рисунках 1-4.

Каждое задание состоит из нескольких листов. В правой части листа размещён образец выполненного задания, а в левой расположена рабочая зона. Студент должен выполнить чертёж следуя методическим указаниям. Работа выполняется в аудитории в присутствии преподавателя. Задания содержат условие, пример выполнения, методические рекомендации, подсказки, и, в некоторых случаях, видео-презентацию или пошаговую инструкцию. Благодаря использованию сетевых ресурсов преподаватель может вмешиваться в работу, консультировать, направлять, оказывать помощь в выполнении заданий.

К сожалению, мы не можем представить на иллюстрациях весь объём заданий. В данный момент в курсе более восьмидесяти листов чертежей. Мы стараемся включать в задания как абстрактные геометрические контуры, так и фрагменты предстоящих курсовых и дипломных работ, либо использовать элементы реальных инженерных проектов.

Организация обучения в форме практикума даёт хороший эффект. Многократное повторение действий формирует прочный навык, а разнообразие графического материала обеспечивает высокий интерес обучающихся. В результате упражнений формируются, углубляются и совершенствуются профессиональные навыки и умения.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Задание по теме «Обеспечение точности». Работа с режимами ортогонального черчения у полярного отслеживания. (на рисунке показаны три листа из пяти).




Рис. 2
Рис. 2

Задание по теме «Относительные и полярные координаты». Способы указания точки (на рисунке показаны три листа из семи).




Рис. 3
Рис. 3

Задание по теме «Штриховка» (на рисунке показаны три листа из семи).




Рис. 4
Рис. 4

Задание по теме «Инструменты редактирования и модификации чертежа» (на рисунке показан один лист из восьми).




Вопросы и комментарии к выступлению:


Принцев Николай Владимирович
(13 марта 2015 г. 5:34)

Анна Викторовна!

С интересом прочитал Ваш доклад. Чувствуется Ваш хороший инженерный уровень. 

Фото
Бойков Алексей Александрович
(21 марта 2015 г. 12:29)

Анна Викторовна! С интересом прочитал доклад, поскольку сам занимаюсь стыковкой AutoCAD и веб-систем, но не понял принципиальное преимущество файлов-шаблонов перед обычными заданиями в формате AutoCAD. Если я правильно понял суть доклада, ссылки на задания-шаблоны размещены на странице модуля, студенты их скачивают и выполняют задания? Если так, то даже при скачивании dwg-файла с заданием оригинал на сайте сохранится и может быть повторно скачан и использован.

И еще вопрос, кто проверяет правильность выполнения заданий? Сайт?

С уважением, А.А. Бойков.


Назад Go Back