Назад Go Back

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

English version
Грошева Татьяна Владэлиновна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Шелякина Галина Геннадьевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

В докладе рассматриваются предпосылки, проведение и эффективность проведения дополнительных занятий (курсов) по начертательной геометрии и инженерной графике в первом семестре в рамках эксперимента, проведенного на ряде факультетов ПНИПУ на примере аэрокосмического факультета.



Ключевые слова: дополнительные занятия, начертательная геометрия, инженерная графика, мотивация, входной контроль.

Аэрокосмическая промышленность является одной из наиболее наукоемких и высокотехнологичных. Она является «локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства. Между тем, за два десятилетия в аэрокосмической отрасли (АКО) произошло резкое снижение производства, которое привело к уменьшению численности работающих [1], к снижению производительности труда в 2,5–3 раза, почти полной утрате технологической культуры и, что наиболее опасно, к негативным трудноисправимым тенденциям потери кадрового потенциала [2].

Сегодня необходимы  срочные  антикризисные меры, направленные на восстановление и улучшения   профессионального уровня специалистов проектно-конструкторской и производственно-технологической видов деятельности.

Требования, предъявляемые к современному инженеру, заставляют искать новые пути и средства повышения эффективности и качества подготовки специалистов по таким важнейшим направлениям, как  «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и т. д.

В области своей профессиональной деятельности выпускники университета в соответствии с требованиями ФГОС ВПО должны уметь решать «задачи проектных процедур, правильно, в соответствие с требованиями нормативных документов, оформлять проектную документацию, использовать компьютерные и информационные технологии, средства автоматизированного проектирования» [3, 4].

 Фундамент в области проектно-технологической компетентности будущих специалистов закладывается базовой графической подготовкой студентов.

Современные реалии поставили геометро-графические дисциплины в очень жесткие рамки. Возникает извечный вопрос - что делать? Необходимо, прежде всего, поставить перед собой цели, которых кафедры графических дисциплин вузов - технических, педагогических и военных - должны достичь при обучении студентов [5].

На начальном этапе обучения студенты должны овладеть элементарными знаниями ГОСТов, а именно – «Общими правилами выполнениями чертежей» - основным инструментом при разработке  чертежей изделия и пользоваться ими так же свободно, как алфавитом при написании слов.

Бесспорно, чем более дифференцирован подход к студентам в обучении, тем более творчески и активней протекает процесс обучения.

Обращаясь к педагогике, для достижения результата не малозначительным является и обращение к витагенной информации, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях [6]. У части студентов, сознательно выбравших будущую сферу деятельности и осознающих в той или иной степени необходимость знаний по данной дисциплине, приученных со школьной скамьи добросовестно выполнять домашние задания, учить, а поэтому и понимать материал, эта информация представляет собой сплав мыслей, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, памятью поведения.

Если человек не «прожил события», т.е. не предпринял попыток разобраться в информации, попытаться выучить, приложить для этого труд, они могут откладываться в его памяти как нечто случайное, несущественное, не заслуживающее длительного срока хранения. Всего лишь как информация о событиях. Сроки хранения определяются значимостью информации, ее жизненной практической направленностью, иными словами – мотивацией, что определяет и уровень ее усвоения.

П е р в ы й   у р о в е н ь – установка на слабое запоминание. Запоминание «на всякий случай». Информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе.

В т о р о й   у р о в е н ь - установка на более длительное запоминание. Используется в ситуациях выбора.

Т р е т и й   у р о в е н ь –установка на длительное запоминание, наибольшая значимость информации для самореализации в образовательном процессе.

Уровни усвоения могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости [6].

И что же остается в итоге? Только то, что человек считает для себя наиболее значимым, практически востребованным, помогающим жить в расчете на перспективу. И одной из наших задач является так же максимально возможно мотивировать первокурсников к этому.

Для начала необходимо выяснить, какими запасами знаний по соответствующим предметам, а также на уровне обыденного сознания обладают поступившие на сугубо технические направления студенты, прежде чем получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Реализация данного приема (проведение «входного» контроля) дает возможность определить интеллектуальный потенциал, как отдельных студентов, так и коллектива в целом, создать психологическую установку на получение новой информации.

Ни для кого не секрет, что на наиболее сложные специальности конкурс для поступления невелик и, аналогичен, соответственно, вступительный балл.

Если заинтересованным студентам, имеющим достаточно приемлемый вступительный балл, мотивированным на будущую деятельность, стремящимся к саморазвитию достаточно запланированных практических занятий, количество которых имеет тенденцию к уменьшению на одном из серьезнейших факультетов, а количество студентов в группе к увеличению, то ряду студентов необходимы дополнительные занятия по изучаемому материалу.

Для реализации целей образования в Пермском национальном исследовательском политехническом университете была предложена следующая методика формирования требуемых учебных действий: дополнительные краткосрочные курсы по некоторым дисциплинам как составная часть основной образовательной программы.

Проект курсов в 2014 году запустили после зимней сессии, при этом внутри курсов группы формировались из числа студентов, не сдавших экзамены.

 Курсы имели небольшой объем - 20 часов и решали конкретную задачу - обязательность результатов, то есть сдача экзаменов по дисциплинам как основы успешности продолжения учебной деятельности, как по данному предмету, так и в целом.

Для качественной реализации проекта преподавателями кафедры ДГНГ на базе основного курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» был составлен тематический план, выданный затем студентам и в котором они должны были выделить разделы, вызывающие наибольшие затруднения.  

В результате, на наш взгляд, при проведении занятий с учетом результатов опроса и с учетом наличия у слушателей предварительной подготовки по предмету появилась возможность существенной вариативности организационных форм и методов ведения занятий. В то же время, как показал опыт, проведение занятий со слушателями, имеющих разный уровень подготовки, конечно же, вызывало определенные трудности, но мотивированность студентов, их заинтересованность к данной предметной деятельности являлись и большим преимуществом, что соответственно, отразилось на итоговых результатах. Из тридцати трех включенных в списки студентов только пять человек не стали посещать курсы, бросили учиться, а остальные сдали экзамен и продолжили обучение.

В дальнейшем, в начале следующего учебного года в целях сохранения зачисленного контингента и выравнивания знаний по дисциплине тех студентов, которым наиболее сложно даются некоторые темы курса, было также решено создать специальные группы для дополнительных занятий, сформированных по итогам проведения входного контроля на кафедре.

Выявление уровня подготовки вчерашних школьников по черчению и геометрии, а также степень способности к решению графических задач проверялось по тестам.

Тестирование проводилось на втором - третьем занятиях, когда уже были прочитаны две лекции, выдана домашняя графическая работа, решено ряд задач в задачнике, проведен небольшой контроль по пройденному материалу, то есть уже появились первые результаты на начало изучения курса.

Таким образом, уже была возможность актуализировать «витагенные знания, подключить дидактическую (что об этом говорит наука) и конструирующую (что об этом говорит опыт других) составляющие» [6], то есть у некоторых студентов произошли определенные подвижки знаний и улучшились результаты, которые могли бы быть при тестировании на первом занятии. Ну, а для части студентов по разным причинам мало что изменилось. В тестировании приняли участие 196 студентов. Результаты тестирования сведены в таблицу 1.

Анализ результатов входного контроля  показал, что 54 студента имеют уровень начальной подготовки менее 50%, хотя и уровень начальной подготовки 53% (47 человек) далек от желаемого. Конечно, как и при любом тестировании имеет место случайность попадания испытуемого в тот или иной диапазон. В целом же, таблица отражает с достаточно точной долей достоверности истинное положение с начальной подготовкой обучающихся.

Таблица 1

             РЕЗУЛЬТАТЫ  ВХОДНОГО  ТЕСТИРОВАНИЯ               

Группа
 
К - во
студ.
Начальный уровень подготовки в %
Более 80
73
67
60
53
46
40
менее 30

АД

30

6

2

3

10

4

3

1

-

ТКА

25

3

2

2

4

9

1

1

-

ТПМП

20

-

2

2

6

4

3

1

2

ППАМ

20

-

1

 

9

6

1

1

-

ПКМ

25

-

-

 

8

6

3

2

1

ТМС

25

2

1

3

4

5

2

4

3

РД

31

-

1

1

5

8

8

1

4

ГПУД

30

-

-

6

7

5

2

5

5

Всего

206

11

9

22

53

47

23

16

15

По итогам проведенного входного контроля было сформировано две группы студентов для дополнительных занятий (для студентов – бесплатных). Занятия проводились с учетом расписания в свободное время - одна пара в неделю с октября месяца до конца семестра по ранее спланированным темам.

Каковы же результаты проведенной большой и трудоемкой работы? Совпали ли ожидаемые результаты с реальными?

Однозначного ответа нет. Во-первых, не секрет, что неуспевающие студенты далеко не всегда те, кто очень хочет во всем разобраться и научиться, но нет соответствующей подготовки и способностей. Зачастую многие пропускают занятия, соответственно, не решают задачи в аудиториях, не выполняют самостоятельно домашние задания, и, как следствие, в итоге -  нулевой результат. У таких студентов и к дополнительным занятиям (курсам) отношение точно такое же.

Итак, в группах дополнительных занятий определилось четыре категории студентов:

Что касается последней категории, ее могло бы не быть, если бы не было первой, так как многочисленность группы так же влияет на результат обучения и не в лучшую сторону.

Можно предположить эффективность обучения студентов  - при одинаковом количестве часов на дисциплину (в одной группе 20 студентов, в другой – 30), значительно увеличивается никак не учитываемая интенсивность труда преподавателя, тем самым уменьшается время для индивидуальной работы со студентом. А если учесть, что в группе из 30 человек только 13 студентов имеют уровень подготовки 60 – 67%, то результат обучения достаточно предсказуем. Сравнительный анализ результатов сдачи экзамена по дисциплине за 2013 и 2014г. представлен на рисунке 1 «Эффективность проведения дополнительных занятий».

Из диаграммы видно, что основная задача дополнительных занятий (курсов) – повышение успеваемости - выполнена, исключая специальность РД, что можно объяснить самым низким уровнем начальной подготовки студентов этой специальности (см. таблицу 1). Также можно отметить в общем числе сдавших экзамены значительную  долю обучавшихся на курсах, особенно для групп с низкими показателями входного контроля.
Выводы по результатам такого эксперимента:

Есть ли смысл организации таких курсов на постоянной основе?

Учитывая реалии подготовленности сегодняшних первокурсников — возможно, да. При этом организовать такие курсы после 3-4х недель семестра с учетом заинтересованности студентов в учебе.

Список литературы

1.  Абрамчук В. Е. Применение современных методов проектирования в ОАО «Авиадвигатель» // IV Межд. Интернет-конф. КГП2014.  URL: http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/25/ .

2. Развитие аэрокосмического образования: проблемы и тенденции/ Под ред. А.Н.Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. М.: МАИHПРИНТ, 2009. 180 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 160700.65 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» (утв. приказом Министерства образования и науки от 23 декабря 2010г. № 2023).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900.62  «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (утв. приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2009г. № 827).

5. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам / Геометрия и графика. –М.: инфра-м, 2013.

6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2001.

 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Эффективность проведения дополнительных занятий




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Дударь Елена Сергеевна
(19 марта 2015 г. 22:09)

Добрый день, Галина Геннадьевна и Татьяна Владэлиновна!

Понравилась наглядная статистика Ваших результатов. Как повлияли дополнительные занятия на учебную нагрузку преподавателя? Считаете ли Вы целесообразным создание специальных учебных заданий для такого рода студентов? 

С уважением, Елена С. Дударь  

Фото
Шелякина Галина Геннадьевна
(21 марта 2015 г. 20:24)

День добрый, Елена Сергеевна. Спасибо за внимание!

Не буду обманывать, восторга дополнительные занятия после 3-4 пар не вызвали, усталость чувствуется. На добровольных это началах? - нет. Для эксперимента выбрали 3 ф-та, поэтому - пришлось. Что касается спец. заданий - вряд ли можно назвать сложными выполняемые задания. Мне кажется,  должен же быть предел в упрощаемости заданий! Впрочем, это - мое мнение.

С уважением,  Г.Г.

 


Назад Go Back