Болбат Ольга Борисовна | (Сибирский государственный университет путей сообщения) |
В статье описан опыт использования мультимедийных презентаций в процессе изучения графических дисциплин и сформулированы основные рекомендации к их созданию
В современных условиях преподавания традиционные печатные источники получения информации уходят на второй план, а для повышения познавательной активности обучающихся требуются новые формы представления учебного материала. Данному, актуальному на сегодняшний день вопросу, посвящены работы многих ведущих педагогов-практиков, а также моих коллег А.В. Петуховой, И.А. Сергеевой, Т.В. Андрюшиной [1, 2, 3]. Использование мультимедиа в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения, сократить время изучения разделов учебного курса и повысить мотивацию к обучению у студентов.
Мультимедиа ресурсы (в отличие от печатных источников), обладают рядом свойств, основными из которых являются высокая наглядность и разнообразие форм представления информации: учебная презентация, электронные плакаты, фото, видео-уроки, графика (двухмерные чертежи и трехмерные модели), анимация, интерактивные учебные и методические пособия и т.д., а также электронные справочные пособия, необходимые для выполнения заданий.
У сегодняшних студентов сформировался новый тип восприятия информации, который вошел в педагогику как термин «экранная культура». Экранная культура является одной из форм культуры периода компьютеризации современного общества. Сегодня трудно представить себе процесс обучения без мудьтимедиа сопровождения. Для использования современной компьютерной техники в учебном процессе необходима соответствующая материальная база. Кафедра «Графика» СГУПС имеет в своем составе 3 компьютерных класса на 18-22 места каждый и одну лекционную аудиторию, оснащенную мульмедийной техникой (экран, проектор и ноутбук).
Преподавателями кафедры «Графика» СГУПС широко используются компьютерные технологии в учебном процессе, в том числе в виде презентаций Microsoft PowerPoint. Для преподавателей нашей кафедры основными формами проведения учебных занятий являются лекционные и практические. Для сопровождения учебных занятий презентациями, на слайды выносятся основные понятия и определения учебного материала, чертежи, схемы, выдержки из ГОСТов и т.д., возможно иллюстрировать учебный материал рисунками и регулировать время показа слайдов.
Преподавателями нашей кафедры разработан и внедрен в учебный процесс комплект мультимедийных презентаций, охватывающий основные разделы преподаваемых дисциплин. Как правило, каждый преподаватель имеет свои авторские разработки. Но бывает и совместное творчество. На рисунке 1 приведен фрагмент учебной презентации «Виды и комплектность конструкторских документов», разработанной для изучения раздела инженерной графики студентов, обучающихся по направлению 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» (авторы Т.В. Андрюшина и О.Б. Болбат).
Эта и подобные учебные презентации содержат основные определения, выдержки из ГОСТов, снабжены чертежами и трехмерными моделями и являются раздаточным материалом для преподавателей, и кратким конспектом лекций для студентов. Для графических дисциплин в мультимедиа материалах предъявляются дополнительные требования к качеству рисунков, чертежей и моделей, их соответствию стандартам оформления и технологии исполнения, программно-техническим средствам, использованным при выполнении чертежа или создании модели.
При необходимости учебные презентации можно снабдить видеофрагментами. Так, для студентов третьего курса направления 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», изучающих дисциплину «Машинная графика», создан видео-урок на тему «Сборка редуктора» (автор О.Б. Болбат), кадры из которого представлены на рисунке 2.
Также используются нами в учебном процессе электронные практикумы - учебные пособия, предназначенные для выработки определённых навыков. Практикумы, как правило, содержат варианты заданий для самостоятельной работы студентов, рекомендации по их выполнению и образцы выполненных работ (рисунок 3).
Личный педагогический опыт работы с учебными презентациями позволил сформулировать основные рекомендации к их созданию. К ним, по нашему мнению, можно отнести:
Использование единого стиля и дизайна презентации.
Использование научного языка.
Контраст фона и шрифта. Текст должен быть четко виден: белый или светлый фон - черный или темный шрифт и наоборот.
Минимум текста на слайдах. Текст и чертежи должны быть легко читаемыми. Информация на слайде должна быть краткой и понятной: рисунки, таблицы и диаграммы должны иметь название.
Текстовую информацию преобразуйте в графическую форму, использовав объекты SmartArt.
Использование минимума эффектов анимации. Первым на слайде всегда появляется заголовок, затем текст. Смена слайдов выполняется по щелчку.
Не перегружайте презентацию цифровым и графическим материалом.
Презентация должна иметь навигацию с возможностью перехода по слайдам и открытия с помощью гиперссылок необходимых чертежей, схем, выдержек из нормативной документации и т.д.
На наш взгляд использование учебных презентаций повышает познавательную активность студентов, концентрирует их внимание на основных моментах, облегчает восприятие информации, что повышает качество усвоения учебного материала в целом.
Совершенствование методического обеспечения учебного процесса позволяет успешно применять современные информационные технологии в виде мультимедийных презентаций в педагогической практике, являющихся мощным средством обучения.
Петухова А.В. Мультимедиа курс «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика»: опыт разработки и внедрения // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. -
2014. № 4 (20). С. 66-79.
Андрюшина Т.В., Болбат О.Б., Петухова А.В. Дисциплины графического цикла: опыт внедрения электронного обучения // Материалы Международной научно-методической конференции Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Новосибирск.- 2014. С.222-225.
Сергеева И.А. Модель визуально-ориентированного обучения графическим дисциплинам как средство повышения эффективности учебного процесса // Гуманитарные исследования СГУПСа. Новосибирск.- 2010. № 5. С. 120-125.
Фрагмент учебной презентации «Виды и комплектность конструкторских документов»
Кадры из учебного видеоролика «Сборка редуктора»
Фрагмент электронного практикума по инженерной графике
Дударь Елена Сергеевна (26 марта 2015 г. 23:22) |
Добрый день, Ольга Борисовна! Спасибо за доклад и иллюстрации к нему. Сейчас презентации широко используются в учебном процессе. Какие из мультимедиа ресурсов Вы предлагаете студентам-заочникам? Как организован доступ к ним? Да, почему минимум эффектов анимации? В графической информации эффекты «движения» смотрятся весьма органично. С уважением, Елена С. Дударь |
Болбат Ольга Борисовна (31 марта 2015 г. 22:25) |
Здравствуйте! Спасбо за проявленный интерес к статье. Постараюсь ответить на Ваши вопросы. Студентам-заочникам, как впрочем и студентам-очникам, организован доступ ко всем учебно-методическим материалам через систему moodle. Учебно-методические матриалы прдставлены в различных формах: презентации, pdf-файлы, обучающее видео и т.д. Говоря о минимаьных анимационных эффектах, я имела в виду не перегружать презентацию отвлекающими аниационными эффектами. Когда же такие эффекты органично вписываются в подачу учебного материала, конечно их необходимо применять. надеюсь, что я ответила на Ваши впрры. С уважением О.Б. Болбат |