|   | Чагина Екатерина Викторовна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | 
В статье представлена разработка рабочей программы дисциплины «Цветоведение и колористика» для академического бакалавриата по на-правлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».
Введение
Разработка учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) – неотъемлемая часть работы любого преподавателя. Главным документом УМКД является рабочая программа дисциплины. Цветоведение – фундаментальная дисциплина, которую изучают студенты всех художественных специальностей. Это предполагает выработку обобщенной тематической структуры, а необходимость «приближения» учебного процесса к будущей профессиональной деятельности порождает введение узкоспециальных тем или аспектов темы и вносит значительные различия в формирование заданий.
Представлена разработка рабочей программы дисциплины «Цветоведение и колористика» основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы академического бакалавриата по направление 072500.62 «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн» для очной формы обучения. Дисциплина изучается на первом курсе в течение 1-го и 2-го семестров.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, по направлению подготовки (специальности) 072500.62 «Дизайн». При составлении программы использовались учебные пособия [1, 2], литература [3], методические рекомендации вуза [4, 5]. Рабочая программа дисциплины утверждена в университете.
1. Общие положения
1.1 Цель учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины – формирование систематизированного знания о свойствах цвета и закономерностях составления гармоничных цветосочетаний.
В процессе изучения данной дисциплины студент осваивает следующую профессиональную компетенцию:
1.2 Задачи учебной дисциплины
1.3 Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:
Цвет, свет, цветовые системы, методы измерения и количественные выражения цвета, символика цвета, типы цветовых гармоний, разновидности колорита, классификация контрастов, органические и неорганические красители и пигменты.
1.4 Место учебной дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускников
Дисциплина «Цветоведение и колористика» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин и является обязательной при освоении ООП по направлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:
В таблице 1.1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в пункте 1.1.
Таблица 1.1 – Дисциплины, направленные на формирование компетенций
| Код | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины (группы дисциплин) | 
| Профессиональные компетенции | |||
| ПК-2 | Владеет рисунком; умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки. | Технический рисунок | Академический рисунок | 
| Академическая живопись | |||
| Академическая скульптура и пластическое моделирование | |||
| Компьютерное обеспечение дизайна | |||
| Проектирование | |||
2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Учебная дисциплина обеспечивает формирование части компетенций ПК-2 (согласно п. 1.1).
2.1 Дисциплинарная карта компетенции ПК – 2
| Код ПК-2 | Формулировка компетенции | 
| Владеет рисунком; умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки. | 
| Код ПК-2 Б2.В.02 | Формулировка дисциплинарной части компетенции | 
| Владеет приемами работы с цветом и цветовыми композициями. | 
Требования к компонентному составу части компетенции
| Перечень компонентов | Виды учебной работы | Средства оценки | 
| Знает: 
 | 
 | 
 | 
| Умеет: 
 | 
 | 
 | 
| Владеет: 
 | 
 | 
 | 
3. Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы
Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы
| № п.п. | Виды учебной работы | Трудоёмкость, ч | ||
| по семестрам | всего | |||
| 1 семестр | 2 семестр | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
| 1          | Аудиторная работа | 64 | 32 | 96 | 
|  | в том числе в интерактивной форме | 45 | 27 | 72 | 
|  | 
 | 28 |  | 28 | 
|  | в том числе в интерактивной форме | 18 |  | 18 | 
|  | 
 | 36 | 32 | 68 | 
|  | в том числе в интерактивной форме | 27 | 27 | 54 | 
| 2 | Контроль самостоятельной работы (КСР) | 8 | 4 | 12 | 
| 3 | Самостоятельная работа студентов (СРС) | 36 | 36 | 72 | 
|  | 
 | 12 |  | 12 | 
|  | 
 | 10 |  | 10 | 
|  | 
 |  | 18 | 18 | 
|  | 
 | 14 | 18 | 32 | 
| 4 | Итоговая аттестация по дисциплине: | Экзамен/36 | Зачет | 36 | 
| 5 | Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ) | 108 3 | 108 3 | 216 6 | 
4. Содержание учебной дисциплины
4.1 Модульный тематический план
Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины
| Номер учебного модуля | Номер раздела дисциплины  | Номер темы дисциплины | Количество часов (очная форма обучения) | Трудоёмкость, ч / ЗЕ | ||||||
| аудиторная работа | КСР | итоговая аттестация | самостоятельная работа  | |||||||
| всего | Л | ПЗ |  | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| 1 | 1 | Введение | 1 | 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | |
| 1 | 25 | 11 | 14 | 2 | 
 | ПС – 4, Д - 10 | 41 | |||
| 2 | 14 | 4 | 10 | 2 | 
 | ПС - 8 | 24 | |||
| 2 | 3 | 4 | 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | 4 | ||
| 4 | 20 | 8 | 12 | 4 | 
 | ИЗ - 14 | 38 | |||
| 
 | Всего по модулю: | 64 | 28 | 36 | 8 | 
 | 36 | 108 | ||
| 2 | 3 | 5 | 13 | 
 | 13 | 1 | 
 | ИЗ - 10 | 24 | |
| 6 | 5 | 
 | 5 | 1 | 
 | ИЗ - 4 | 10 | |||
| 7 | 2 | 
 | 2 | 
 | 
 | 
 | 2 | |||
| 8 | 5 | 
 | 5 | 1 | 
 | ИЗ - 4 | 10 | |||
| 
 | Всего по модулю: | 25 | 
 | 25 | 3 | 
 | 18 | 46 | ||
| 3 | 4 | 9 | 7 | 
 | 7 | 1 | 
 | ПГР - 18 | 26 | |
| 
 | Всего по модулю: | 7 | 
 | 7 | 1 | 
 | 18 | 26 | ||
| Итоговая аттестация | 
 | 
 | 
 | 
 | 36 | 
 | 36 | |||
| Итого: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 216/6 | |||
4.2 Содержание разделов и тем учебной дисциплины
Таблица 4.2 – Темы практических занятий
| № п.п. | Номер темы дисциплины | Наименование темы практического занятия | 
| 1 | 2 | 3 | 
| 1 | 1 | История развития науки о цвете. Физическая природа цвета. Основные характеристики цвета. Основы трехкомпонентной теории смешения цветов. Основы колориметрии. Цветовые системы. Цветовые атласы. | 
| 2 | 2 | Химические основы цвета. Колоранты (органические и неорганические красители и пигменты, специальные пигменты: перламутровые, люминесцентные). Характеристики материала, влияющие на восприятие цвета: блеск, прозрачность/непрозрачность, текстура, флуоресценция. Смешение красок. | 
| 3 | 4 | Психологическое воздействие цвета на человека. Тест М. Люшера. Цветовые ассоциации. Символика цвета. | 
| 4 | 5 | Типология цветовых гармоний. | 
| 5 | 6 | Классификация контрастов. Оптические иллюзии и способы их устранения. Оптическое смешение цветов. | 
| 6 | 7 | Влияние спектрального состава освещения на цвет. Метамеризм. | 
| 7 | 8 | Разновидности колорита. | 
| 8 | 9 | Роль цвета в формировании предметного образа. Цвет и форма. Цвет и материал. Цвет и функция. | 
4.4 Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 4.4 – Виды самостоятельной работы студентов (СРС)
| Номер темы (раздела) дисциплины | Вид самостоятельной работы студентов | Трудоёмкость, часов | 
| 1 | 2 | 3 | 
| 1 | Подготовка к семинару | 4 | 
| 1 | Доклад | 10 | 
| 2 | Подготовка к семинару | 8 | 
| 4 | Индивидуальное задание | 14 | 
| 5 | Индивидуальное задание | 10 | 
| 6 | Индивидуальное задание | 4 | 
| 8 | Индивидуальное задание | 4 | 
| 9 | Проектно-графическая работа | 18 | 
|  | Итого: в ч / в ЗЕ | 72/2 | 
4.5.1.Индивидуальное задание
Создание/составление цветовых композиций:
4.5.2.Доклад
Темы доклада:
4.5.3. Проектно-графическая работа
Типовые темы:
Цветовое решение изделия промышленного производства (бытовой предмет), например, настольной лампы, кухонного комбайна, электроутюга и т.д.
Выбор изделия осуществляется студентом с учетом рекомендаций преподавателя, основанных на существующем заказе от фирм и предприятий Перми и Пермского края.
5. Образовательные технологии, используемые для формирования компетенций
На занятиях используются как традиционные образовательные технологии (информационная лекция, практическое занятие, в том числе, семинар), так и современные образовательные технологии: диалоговые технологии (практические занятия с элементами дискуссии), технологии проблемного обучения (практические занятия в форме практикума), технологии проектного обучения (проектно-графическая работа).
6. Управление и контроль освоения компетенций
6.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Текущий контроль освоения дисциплинарных частей компетенций проводится в следующей форме:
6.2 Рубежный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Рубежный контроль освоения дисциплинарных частей компетенции проводится в следующих формах:
6.3 Промежуточный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Экзамен (1 семестр)
Условия проставления экзаменационной оценки по дисциплине:
Зачет (2 семестр).
Условия проставления зачёта по дисциплине:
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы оценки, критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения, контрольные задания к экзамену, позволяющие оценить результаты освоения данной дисциплины, входят в состав УМКД на правах отдельного документа.
Заключение
Представленная программа еще только проходит апробацию, которая неизбежно внесет коррективы, как и грядущее изменение документальной базы.
1. Ломов С.П. Цветоведение: учебное пособие для вузов / С.П. Ломов, С. А. Аманжолов С.А. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 144 с.
2. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М.: АСТ: Астель, 2009. – 254 с.: ил.
3. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету)/ М.О. Сурина, А.А. Сурин. – М., Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 349 с.: ил.
4. Организация самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине: методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО/д.т.н., профессор Матушкин Н.Н., д.т.н., профессор Столбов В.Ю. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, – 2013. – 41 с.
5. Организация аудиторной работы студентов по учебной дисциплине: Методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО/д.т.н., профессор Матушкин Н.Н., д.т.н., профессор Столбов В.Ю. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. – 39 с.