Назад Go Back

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА»

English version
Фото Чагина Екатерина Викторовна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

В статье представлена разработка рабочей программы дисциплины «Цветоведение и колористика» для академического бакалавриата по на-правлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».



Ключевые слова: учебно-методический комплекс, рабочая программа дисциплины, цветоведение, колористика.

Введение

Разработка учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) – неотъемлемая часть работы любого преподавателя. Главным документом УМКД является рабочая программа дисциплины. Цветоведение – фундаментальная дисциплина, которую изучают студенты всех художественных специальностей. Это предполагает выработку обобщенной тематической структуры, а необходимость «приближения» учебного процесса к будущей профессиональной деятельности порождает введение узкоспециальных тем или аспектов темы и вносит значительные различия в формирование заданий.

Представлена разработка рабочей программы дисциплины «Цветоведение и колористика» основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы академического бакалавриата по направление 072500.62 «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн» для очной формы обучения. Дисциплина изучается на первом курсе в течение 1-го и 2-го семестров.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,  по направлению подготовки (специальности) 072500.62 «Дизайн». При составлении программы использовались учебные пособия [1, 2], литература [3], методические рекомендации вуза [4, 5]. Рабочая программа дисциплины утверждена в университете.

1. Общие положения

1.1 Цель учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины – формирование систематизированного знания о свойствах цвета и закономерностях составления гармоничных цветосочетаний.

В процессе изучения данной дисциплины студент осваивает следующую профессиональную компетенцию:

1.2 Задачи  учебной дисциплины

1.3 Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:

Цвет, свет, цветовые системы, методы измерения и количественные выражения цвета, символика цвета, типы цветовых гармоний, разновидности колорита, классификация контрастов, органические и неорганические красители и пигменты.

1.4 Место учебной дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускников

Дисциплина «Цветоведение и колористика» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин и является обязательной при освоении ООП по направлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:

В таблице 1.1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в пункте 1.1.

Таблица 1.1 – Дисциплины, направленные на формирование компетенций

Код
Наименование компетенции
Предшествующие
дисциплины
Последующие дисциплины
(группы дисциплин)
Профессиональные компетенции
ПК-2
Владеет рисунком; умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки.
Технический рисунок
Академический рисунок
Академическая живопись
Академическая скульптура и пластическое моделирование
Компьютерное обеспечение дизайна
Проектирование
 

2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Учебная дисциплина обеспечивает формирование части компетенций ПК-2 (согласно п. 1.1).

2.1 Дисциплинарная карта компетенции ПК – 2

Код

ПК-2

Формулировка компетенции

Владеет рисунком; умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки.

Код

ПК-2

Б2.В.02

Формулировка дисциплинарной части компетенции

Владеет приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

Требования к компонентному составу части компетенции

Перечень компонентов
Виды учебной
работы
Средства оценки
Знает:
  • основы теории цвета,
  • основные характеристики цвета,
  •  цветовые системы,
  •  основы колориметрии,
  • основы психологии и физиологии восприятия цвета,
  • символику цвета,
  • типологию цветовых гармоний,
  •  классификацию контрастов,
  •  разновидности колорита,
  • характеристики органических и неорганических красителей и пигментов.
  • Лекции.
  • Практические занятия (в том числе, семинары).
  • Самостоятельная работа студентов (доклад).
  • Самостоятельная работа студентов (индивидуальные задания).
  • Темы семинарских занятий.
  • Темы доклада.
  • Задания практических занятий.
  • Индивидуальные задания.
  • Вопросы экзамена.

Умеет:

  • использовать типологию цветовых гармоний, учитывать оптические иллюзии и психологические ассоциаций, вызываемые цветом, для достижения эстетической выразительности, художественной образности и композиционной целостности.
  • Практические занятия.
  • Самостоятельная работа студентов (индивидуальные задания).
  • Самостоятельная работа студентов (проектно-графическая работа).
  • Задания практических занятий.
  • Индивидуальные задания.
  • Типовые темы проектно-графической работы.
Владеет:
  • приемами работы с цветом и цветовыми композициями.
  • Практические занятия.
  • Самостоятельная работа студентов (индивидуальные задания).
  • Самостоятельная работа студентов (проектно-графическая работа).
  • Задания практических занятий.
  • Индивидуальные задания.
  • Типовые темы проектно-графической работы.
 

3. Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы

Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы

п.п.

Виды учебной работы
Трудоёмкость, ч
по семестрам

всего

1 семестр

2 семестр

1
2
3
4
5
1        
Аудиторная работа
64
32
96
 
в том числе в интерактивной форме
45
27

72

 
  • лекции (Л)
28
 

28

 
в том числе в интерактивной форме
18
 

18

 
  • практические занятия (ПЗ)
36
32

68

 
в том числе в интерактивной форме
27
27

54

2
Контроль самостоятельной работы (КСР)
8
4

12

3
 
Самостоятельная работа студентов (СРС)
36
36
72
 
  •  подготовка к семинарам
12
 
12
 
  •  доклад
10
 
10
 
  •  проектно-графическая работа
 
18
18
 
  • индивидуальные задания (составление/ создание цветовых композиций)
14
18
32
4
Итоговая аттестация по дисциплине:
Экзамен/36
Зачет
36

5

Трудоёмкость дисциплины, всего:
в часах (ч)
в зачётных единицах (ЗЕ)

108

3

108

3

216

6

 

4. Содержание учебной дисциплины

4.1 Модульный тематический план

Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины

Номер учеб­ного мо­дуля
Номер раз­дела дисци­плины
Номер темы дисциплины
Количество часов (очная форма обучения)
Трудоёмкость,
ч / ЗЕ
аудиторная работа
КСР
итоговая аттестация
самостоятельная работа
всего
Л
ПЗ
 
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

Введение

1

1

 

 

 

 

1

1

25

11

14

2

 

ПС – 4,

Д - 10

41

2

14

4

10

2

 

ПС - 8

24

2

3

4

4

 

 

 

 

4

4

20

8

12

4

 

ИЗ - 14

38

 

Всего по модулю:

64

28

36

8

 

36

108

2

3

5

13

 

13

1

 

ИЗ - 10

24

6

5

 

5

1

 

ИЗ - 4

10

7

2

 

2

 

 

 

2

8

5

 

5

1

 

ИЗ - 4

10

 

Всего по модулю:

25

 

25

3

 

18

46

3

4

9

7

 

7

1

 

ПГР - 18

26

 

Всего по модулю:

7

 

7

1

 

18

26

Итоговая аттестация

 

 

 

 

36

 

36

Итого:

 

 

 

 

 

 

216/6

Примечание:
ПС – подготовка к семинару;
Д – доклад;
ИЗ – индивидуальное задание;
ПГР – проектно-графическая работа.

4.2 Содержание разделов и тем учебной дисциплины

Введение. Л – 1 ч.
Предмет и задачи дисциплины.
Модуль 1. Основы цветоведения
Раздел 1.  Естественнонаучные основы цветоведения
Л – 15 часов, ПЗ – 24 часа, СРС – 22 часа.
Тема 1. История развития науки о цвете. Физическая природа цвета. Основные характеристики цвета. Основы трехкомпонентной теории смешения цветов. Основы колориметрии. Цветовые системы. Цветовые атласы.
Тема 2. Химические основы цвета. Колоранты (органические и неорганические красители и пигменты, специальные пигменты: перламутровые, люминесцентные). Характеристики материала, влияющие на восприятие цвета: блеск, прозрачность/непрозрачность, текстура, флуоресценция. Смешение красок.
Раздел 2. Особенности восприятия цвета
Л – 12 часов, ПЗ – 12 часов, СРС – 14 часов.
Тема 3. Физиологическое воздействие цвета на человека. Строение глаза.
Тема 4. Психологическое воздействие цвета на человека. Тест М. Люшера. Цветовые ассоциации. Символика цвета.
Модуль 2. Закономерности построения цветовой композиции
Раздел 3.  Закономерности построения цветовой композиции
ПЗ – 25 часов, СРС – 18 часов.
Тема 5. Типология цветовых гармоний.
Тема 6. Классификация контрастов. Оптические иллюзии и способы их устранения. Оптическое смешение цветов.
Тема 7. Влияние спектрального состава освещения на цвет. Метамеризм.
Тема 8. Разновидности колорита.
Модуль 3. Роль цвета в формировании предметного образа
Раздел 4.  Роль цвета в формировании предметного образа
ПЗ – 7 часов, СРС – 18 часов.
Тема 9. Роль цвета в формировании предметного образа. Цвет и форма. Цвет и материал. Цвет и функция.
 
4.3 Перечень тем практических занятий

Таблица 4.2 – Темы практических занятий

п.п.
Номер темы дисциплины
Наименование темы практического занятия
1
2
3
1 1
История развития науки о цвете. Физическая природа цвета. Основные характеристики цвета. Основы трехкомпонентной теории смешения цветов. Основы колориметрии. Цветовые системы. Цветовые атласы.
2 2 Химические основы цвета. Колоранты (органические и неорганические красители и пигменты, специальные пигменты: перламутровые, люминесцентные). Характеристики материала, влияющие на восприятие цвета: блеск, прозрачность/непрозрачность, текстура, флуоресценция. Смешение красок.
3 4
Психологическое воздействие цвета на человека. Тест М. Люшера. Цветовые ассоциации. Символика цвета.
4 5 Типология цветовых гармоний.
5 6 Классификация контрастов. Оптические иллюзии и способы их устранения. Оптическое смешение цветов.
6 7
Влияние спектрального состава освещения на цвет. Метамеризм.
7 8 Разновидности колорита.
8 9 Роль цвета в формировании предметного образа. Цвет и форма. Цвет и материал. Цвет и функция.
 

4.4 Виды самостоятельной работы студентов

Таблица 4.4 – Виды самостоятельной работы студентов (СРС)

 

Номер темы
(раздела)
дисциплины
Вид самостоятельной работы студентов
Трудоёмкость, часов
1
2
3
1
Подготовка к семинару

4

1
Доклад

10

2
Подготовка к семинару

8

4
Индивидуальное задание

14

5
Индивидуальное задание

10

6
Индивидуальное задание
4
8
Индивидуальное задание
4
9
Проектно-графическая работа
18
 
Итого:
в ч / в ЗЕ
 
72/2

4.5.1.Индивидуальное задание

Создание/составление цветовых композиций:

  1. Ассоциативно-психологические неизобразительные цветовые композиции:
    1. Теплая гамма – холодная гамма.
    2. «Легкий» – «тяжелый».
    3. «Глухой» – «звонкий».
    4. «Поверхностный» – «глубокий» / «приближающийся» – «удаляющийся».
    5. Позитивный – негативный – нейтральный / «веселый» – «грустный» – «безразличный».
  2. Контрастная, нюансная, контрастно-нюансная композиции.
  3. Типология цветовых гармоний:
  1. Гармония ахроматических цветов.
  2.  Монохроматическая гармония.
  3.  Полихроматическая гармония хроматических цветов (равносторонний треугольник).
  4.  Полихроматическая гармония хроматических цветов (равнобедренный треугольник).
  5.  Полихроматическая гармония хроматических цветов (квадрат).
  6.  Полихроматическая гармония хроматических цветов (прямоугольник).
  7. Полихроматическая гармония хроматических цветов с ахроматическими (серый).
  1.  Разновидности колорита:
  1.  Высветленный / затемненный.
  2.  Насыщенный / приглушенный.
  3.  Классический.

4.5.2.Доклад

Темы доклада:

  1. Основные положения теории цвета И. Ньютона.
  2. Основные положения теории цвета Т. Юнга.
  3. Вклад в науку о цвете Г. Гельмгольца.
  4. Вклад в науку о цвете Д. Максвелла.
  5. Вклад в науку о цвете Л. Дюко дю Орон.
  6. Цветовой круг И. Гете. Соотношение площадей дополнительных цветов.
  7. Цветовой шар Ф. Рунге.
  8. Цветовая система Э. Манселла.
  9. Цветовое тело В. Освальда.
  10.  Колориметрия. Системы МКО 1931 и 1964 годов.
  11.  Колориметрия. Цветовое пространство L*a*b*.
  12.  Цветовая система RGB. Аддитивное смешение цветов.
  13.  Цветовая система CMYK. Субтрактивное смешение цветов.

4.5.3. Проектно-графическая работа

Типовые темы:

Цветовое решение изделия промышленного производства (бытовой предмет), например, настольной лампы, кухонного комбайна, электроутюга и т.д.

Выбор изделия осуществляется студентом с учетом рекомендаций преподавателя, основанных на существующем заказе от фирм и предприятий Перми и Пермского края.

5. Образовательные технологии, используемые для формирования компетенций

На занятиях используются как традиционные образовательные технологии (информационная лекция, практическое занятие, в том числе, семинар), так и современные образовательные технологии: диалоговые технологии (практические занятия с элементами дискуссии), технологии проблемного обучения (практические занятия в форме практикума), технологии проектного обучения (проектно-графическая работа).

6. Управление и контроль освоения компетенций

6.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций

Текущий контроль освоения дисциплинарных частей компетенций проводится в следующей форме:

6.2 Рубежный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций

Рубежный контроль освоения дисциплинарных частей компетенции проводится в следующих формах:

6.3 Промежуточный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций

Экзамен (1 семестр)

Условия проставления экзаменационной оценки по дисциплине:

Зачет (2 семестр).

Условия проставления зачёта по дисциплине:

Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы оценки, критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения, контрольные задания к экзамену, позволяющие оценить результаты освоения данной дисциплины, входят  в состав УМКД на правах отдельного документа.

Заключение

Представленная программа еще только проходит апробацию, которая неизбежно внесет коррективы, как и грядущее изменение документальной базы.

Список литературы

1. Ломов С.П. Цветоведение: учебное пособие для вузов / С.П. Ломов, С. А. Аманжолов С.А. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 144 с.

2. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М.: АСТ: Астель, 2009. – 254 с.: ил.

3. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету)/ М.О. Сурина, А.А. Сурин. – М., Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 349 с.: ил.

4. Организация самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине: методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО/д.т.н., профессор Матушкин Н.Н., д.т.н., профессор Столбов В.Ю. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, – 2013. – 41 с.

5. Организация аудиторной работы студентов по учебной дисциплине: Методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО/д.т.н., профессор Матушкин Н.Н., д.т.н., профессор Столбов В.Ю. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. – 39 с.

Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back