Чагина Екатерина Викторовна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
В статье представлена разработка рабочей программы дисциплины «Цветоведение и колористика» для академического бакалавриата по на-правлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».
Введение
Разработка учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) – неотъемлемая часть работы любого преподавателя. Главным документом УМКД является рабочая программа дисциплины. Цветоведение – фундаментальная дисциплина, которую изучают студенты всех художественных специальностей. Это предполагает выработку обобщенной тематической структуры, а необходимость «приближения» учебного процесса к будущей профессиональной деятельности порождает введение узкоспециальных тем или аспектов темы и вносит значительные различия в формирование заданий.
Представлена разработка рабочей программы дисциплины «Цветоведение и колористика» основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы академического бакалавриата по направление 072500.62 «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн» для очной формы обучения. Дисциплина изучается на первом курсе в течение 1-го и 2-го семестров.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, по направлению подготовки (специальности) 072500.62 «Дизайн». При составлении программы использовались учебные пособия [1, 2], литература [3], методические рекомендации вуза [4, 5]. Рабочая программа дисциплины утверждена в университете.
1. Общие положения
1.1 Цель учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины – формирование систематизированного знания о свойствах цвета и закономерностях составления гармоничных цветосочетаний.
В процессе изучения данной дисциплины студент осваивает следующую профессиональную компетенцию:
1.2 Задачи учебной дисциплины
1.3 Предметом освоения дисциплины являются следующие объекты:
Цвет, свет, цветовые системы, методы измерения и количественные выражения цвета, символика цвета, типы цветовых гармоний, разновидности колорита, классификация контрастов, органические и неорганические красители и пигменты.
1.4 Место учебной дисциплины в структуре профессиональной подготовки выпускников
Дисциплина «Цветоведение и колористика» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин и является обязательной при освоении ООП по направлению «Дизайн», профилю «Промышленный дизайн».
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:
В таблице 1.1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в пункте 1.1.
Таблица 1.1 – Дисциплины, направленные на формирование компетенций
Код
|
Наименование компетенции
|
Предшествующие
дисциплины
|
Последующие дисциплины
(группы дисциплин)
|
Профессиональные компетенции
|
|||
ПК-2
|
Владеет рисунком; умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки.
|
Технический рисунок
|
Академический рисунок
|
Академическая живопись
|
|||
Академическая скульптура и пластическое моделирование
|
|||
Компьютерное обеспечение дизайна
|
|||
Проектирование
|
2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Учебная дисциплина обеспечивает формирование части компетенций ПК-2 (согласно п. 1.1).
2.1 Дисциплинарная карта компетенции ПК – 2
Код ПК-2 |
Формулировка компетенции |
Владеет рисунком; умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки. |
Код ПК-2 Б2.В.02 |
Формулировка дисциплинарной части компетенции |
Владеет приемами работы с цветом и цветовыми композициями. |
Требования к компонентному составу части компетенции
Перечень компонентов
|
Виды учебной
работы
|
Средства оценки
|
Знает:
|
|
|
Умеет:
|
|
|
Владеет:
|
|
|
3. Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы
Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы
№ п.п. |
Виды учебной работы
|
Трудоёмкость, ч
|
||
по семестрам
|
всего |
|||
1 семестр
|
2 семестр |
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Аудиторная работа | 64 | 32 | 96 |
|
в том числе в интерактивной форме
|
45
|
27
|
72 |
|
|
28
|
|
28 |
|
в том числе в интерактивной форме
|
18
|
|
18 |
|
|
36
|
32
|
68 |
|
в том числе в интерактивной форме
|
27
|
27
|
54 |
2
|
Контроль самостоятельной работы (КСР)
|
8
|
4
|
12 |
3
|
Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
36
|
36
|
72
|
|
|
12
|
|
12
|
|
|
10
|
|
10
|
|
|
|
18
|
18
|
|
|
14
|
18
|
32
|
4
|
Итоговая аттестация по дисциплине:
|
Экзамен/36
|
Зачет
|
36
|
5 |
Трудоёмкость дисциплины, всего:
в часах (ч)
в зачётных единицах (ЗЕ)
|
108 3 |
108 3 |
216 6 |
4. Содержание учебной дисциплины
4.1 Модульный тематический план
Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины
Номер учебного модуля
|
Номер раздела дисциплины
|
Номер темы дисциплины
|
Количество часов (очная форма обучения)
|
Трудоёмкость,
ч / ЗЕ
|
||||||
аудиторная работа
|
КСР
|
итоговая аттестация
|
самостоятельная работа
|
|||||||
всего
|
Л
|
ПЗ
|
|
|||||||
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
25 |
11 |
14 |
2 |
|
ПС – 4, Д - 10 |
41 |
|||
2 |
14 |
4 |
10 |
2 |
|
ПС - 8 |
24 |
|||
2 |
3 |
4 |
4 |
|
|
|
|
4 |
||
4 |
20 |
8 |
12 |
4 |
|
ИЗ - 14 |
38 |
|||
|
Всего по модулю: |
64 |
28 |
36 |
8 |
|
36 |
108 |
||
2 |
3 |
5 |
13 |
|
13 |
1 |
|
ИЗ - 10 |
24 |
|
6 |
5 |
|
5 |
1 |
|
ИЗ - 4 |
10 |
|||
7 |
2 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|||
8 |
5 |
|
5 |
1 |
|
ИЗ - 4 |
10 |
|||
|
Всего по модулю: |
25 |
|
25 |
3 |
|
18 |
46 |
||
3 |
4 |
9 |
7 |
|
7 |
1 |
|
ПГР - 18 |
26 |
|
|
Всего по модулю: |
7 |
|
7 |
1 |
|
18 |
26 |
||
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
36 |
|
36 |
|||
Итого: |
|
|
|
|
|
|
216/6 |
4.2 Содержание разделов и тем учебной дисциплины
Таблица 4.2 – Темы практических занятий
№
п.п.
|
Номер темы дисциплины
|
Наименование темы практического занятия
|
1
|
2
|
3
|
1 | 1 |
История развития науки о цвете. Физическая природа цвета. Основные характеристики цвета. Основы трехкомпонентной теории смешения цветов. Основы колориметрии. Цветовые системы. Цветовые атласы.
|
2 | 2 | Химические основы цвета. Колоранты (органические и неорганические красители и пигменты, специальные пигменты: перламутровые, люминесцентные). Характеристики материала, влияющие на восприятие цвета: блеск, прозрачность/непрозрачность, текстура, флуоресценция. Смешение красок. |
3 | 4 |
Психологическое воздействие цвета на человека. Тест М. Люшера. Цветовые ассоциации. Символика цвета.
|
4 | 5 | Типология цветовых гармоний. |
5 | 6 | Классификация контрастов. Оптические иллюзии и способы их устранения. Оптическое смешение цветов. |
6 | 7 |
Влияние спектрального состава освещения на цвет. Метамеризм.
|
7 | 8 | Разновидности колорита. |
8 | 9 | Роль цвета в формировании предметного образа. Цвет и форма. Цвет и материал. Цвет и функция. |
4.4 Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 4.4 – Виды самостоятельной работы студентов (СРС)
Номер темы
(раздела)
дисциплины
|
Вид самостоятельной работы студентов
|
Трудоёмкость, часов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Подготовка к семинару
|
4 |
1
|
Доклад
|
10 |
2
|
Подготовка к семинару
|
8 |
4
|
Индивидуальное задание
|
14 |
5
|
Индивидуальное задание
|
10 |
6
|
Индивидуальное задание
|
4
|
8
|
Индивидуальное задание
|
4
|
9
|
Проектно-графическая работа
|
18
|
|
Итого:
в ч / в ЗЕ
|
72/2
|
4.5.1.Индивидуальное задание
Создание/составление цветовых композиций:
4.5.2.Доклад
Темы доклада:
4.5.3. Проектно-графическая работа
Типовые темы:
Цветовое решение изделия промышленного производства (бытовой предмет), например, настольной лампы, кухонного комбайна, электроутюга и т.д.
Выбор изделия осуществляется студентом с учетом рекомендаций преподавателя, основанных на существующем заказе от фирм и предприятий Перми и Пермского края.
5. Образовательные технологии, используемые для формирования компетенций
На занятиях используются как традиционные образовательные технологии (информационная лекция, практическое занятие, в том числе, семинар), так и современные образовательные технологии: диалоговые технологии (практические занятия с элементами дискуссии), технологии проблемного обучения (практические занятия в форме практикума), технологии проектного обучения (проектно-графическая работа).
6. Управление и контроль освоения компетенций
6.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Текущий контроль освоения дисциплинарных частей компетенций проводится в следующей форме:
6.2 Рубежный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Рубежный контроль освоения дисциплинарных частей компетенции проводится в следующих формах:
6.3 Промежуточный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Экзамен (1 семестр)
Условия проставления экзаменационной оценки по дисциплине:
Зачет (2 семестр).
Условия проставления зачёта по дисциплине:
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы оценки, критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения, контрольные задания к экзамену, позволяющие оценить результаты освоения данной дисциплины, входят в состав УМКД на правах отдельного документа.
Заключение
Представленная программа еще только проходит апробацию, которая неизбежно внесет коррективы, как и грядущее изменение документальной базы.
1. Ломов С.П. Цветоведение: учебное пособие для вузов / С.П. Ломов, С. А. Аманжолов С.А. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 144 с.
2. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М.: АСТ: Астель, 2009. – 254 с.: ил.
3. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету)/ М.О. Сурина, А.А. Сурин. – М., Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 349 с.: ил.
4. Организация самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине: методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО/д.т.н., профессор Матушкин Н.Н., д.т.н., профессор Столбов В.Ю. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, – 2013. – 41 с.
5. Организация аудиторной работы студентов по учебной дисциплине: Методические рекомендации преподавателям, разрабатывающим новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО/д.т.н., профессор Матушкин Н.Н., д.т.н., профессор Столбов В.Ю. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. – 39 с.