Назад Go Back

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ В ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ

English version
Абросимов Сергей Николаевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
Пахомова Ольга Фёдоровна ( Ленинградский областной институт развития образования )
Фото Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
Уханёва Вера Андреевна (МБОУ "Гатчинская СОШ № 9")


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы школьного и вузовского отечественного образования с позиций профессионалов, отвечающих за графическую подготовку. Показана ситуация, возникшая в результате изгнания графики из основной программы школы. Демонстрируется опыт графической подготовки за счёт школьной компоненты и олимпиад на базе ракетно-космической тематики. Показано, что в результате сотрудничества БГТУ «Военмех» и других вузов Санкт-Петербурга с Ленинградским областным институтом развития образования и школами удаётся привлекать талантливых абитуриентов в вузы.



Ключевые слова: инженерная графика; черчение; компьютерная графика; олимпиада; конструирование; ракеты; космос.

Полностью поддерживая тезис о том, что надо лечить экономику, а не залечивать ни в чём не повинное отечественное образование, заметим, что возможно главной причиной стремления влиться в Болонский процесс являлось не желание интернационализации нашего образования, а желание на нём сэкономить. Сэкономили на высшей школе. Трудно не согласиться с Андреем Фурсовым [1], который утверждает, что полученные высшей школой ЕГЭизированные студенты в основной массе демонстрируют культурно-образовательную варваризацию и утрату информационной безопасности общества. Компетенции – плохо связанные между собой прикладные информкомплексы или «умелости» - подменяют реальные знания. Бакалавриат – абортивная форма высшего образования, в судорожных поисках места которой в профессиональной деятельности, приходится организовывать доучивание на местах, выдумывать некий технологический бакалавриат – смесь ПТУ с техникумом. Причём не только сэкономили, но и приблизились к мечте известного персонажа о подготовке квалифицированных потребителей, а совсем не творцов.

  Надо понимать, что образование сегодня – это намного больше, чем образование, это будущее, и обрезанное по умыслу или по простоте,  оно ослабляет национальную безопасность России [2]. А главная задача нашего образования в понимании некоторых финансовых воротил – необходимость срочной ликвидации остатков отечественной системы, как мы услышали на последнем Гайдаровском форуме.

Досталось и средней школе. Оставим в стороне снижение пороговых значений показателей ЕГЭ по основным предметам, упрощение программ по физике и математике, отсутствие в регионе «технических» классов (согласитесь, что физико-математические – не то). Нас волнует графическая подготовка. Черчения давно нет в основной программе. Ссылка на его присутствие в предмете «Технология» - не состоятельна. Постоянные обращения  в высшие инстанции учителей, вузовских преподавателей, специалистов в области развития образования,  промышленных предприятий, даже ВПК, не возымели никакого действия.

Обучение основам технической графики ведётся только за счёт школьной компоненты, за счёт элективов или силами внешкольных образовательных учреждений. Родители, ориентирующие детей на получение технического образования, понимающие с какими трудностями столкнуться при обучении на младших курсах вузов люди, не имеющие соответствующей базовой подготовки, ищут возможности обеспечения начальной подготовки в области графики. Понятно, что родительского желания не достаточно. Ребёнка надо заинтересовать. Один из способов сделать это -  проводить обучение с привлечением тематики, связанной с романтикой и, конечно, с достижениями государства. Такой тематикой, на наш взгляд, является ракетно-космическая, так как в наибольшей степени продукция данной отрасли соответствует мировым стандартам, или превосходит их. Не следует забывать и о патриотическом воспитании на примере достижений отечественной техники.

Значение ракетно-космической техники в современном мире, её влияние на науку, технику (глобальную техносферу), социум, современную цивилизацию, будущее человечества, огромно.  Меняется актуальность многих профессий. Уходят в прошлое когда-то престижные виды занятий, но есть такие редкие профессии, обладатели которых всегда вызывают уважение, они не всегда открыты для общества, к таким относят деятельность людей работающих в космической отрасли. Надо показать учащимся через учебные предметы, внеучебную деятельность, огромные перспективы ракетно-космических исследований. Их воздействие на фундаментальную науку, международное сотрудничество в космосе, многогранный характер влияния ракетно-космической деятельности на современную цивилизацию, ставит вопрос о новых стандартах в социальных взаимоотношениях, служит фактором объединения человечества для решения, как земных проблем, так и задач освоения Космоса.

Велика роль ракетно-космической техники в развитии современного информационного общества (навигационные, геодезические, системы связи и др.) в образовании глобальной информационной сферы.

Обычно при рассмотрении экологической проблематики (надо заметить, что она по праву занимает значительное место в средней школе) подчёркивается негативное воздействие ракетно-космической техники на природную среду. При этом забывают, что благодаря аэрокосмическим методам экологического мониторинга человечество получило высокоэффективные способы наблюдения за окружающей средой, без применения которых решение экологических проблем  невозможно.

Изучение биографий выдающихся создателей ракетно-космической техники помогает школьникам понять необходимость нестандартного подхода к решению технических проблем, способствует развитию рефлексии -  основы для развития инновационных способностей учащихся.

Все перечисленные факторы учитывала В.А Уханёва при написании учебного пособия «Черчение и моделирование на компьютере» [3], построенного на соответствующих примерах. Уже во введении школьники знакомятся с теоретическим чертежом Лунохода, моделью орбитальной станции «Спираль».

При обучении работе с графическим пакетом используются: модель орбитального самолёта МАКС; чертёж первого искусственного спутника Земли; модели космических кораблей Восток, Союз, Клипер. Попутно и ненавязчиво рассказывается о реактивном шаре Герона, К.Э. Циолковском, С.П.Королёве, Ю.Гагарине, В.Терешковой, А.Леонове.

Гатчинская школа №9 активно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования.

Изучение способов формирования чертежа, методов его построения вручную и на компьютере, приёмы чтения чертежей дети могут изучать в школе только в виде элективных курсов, в объёме 8 или 14 часов.

В МБОУ ДОД «Гатчинский Центр Дополнительного образования детей» утверждены планы обучения черчению на 3 года. Курс «Школа чертёжника» начинается  в 7 классе: учащиеся осваивают работу с чертёжными инструментами, проходят примеры плоскостных построений  с нанесением размеров. Основой материал изучения –  геометрическое черчение, анализ формы и основы проецирования, составление и чтение чертежа, и построение изометрической проекции предметов.

В 8 классе - «Школа чертёжника, второй год обучения». Учащиеся изучают разрезы и сечения на чертеже. Во второй половине года – начальные сведения о сборочных чертежах, вычерчивание,  составление и чтение сборочных чертежей узлов. Составлено специальное расписание, по 2 урока в неделю.

В 9 классе курс «Черчение» является базовым для физико-математической и спортивно-технологической специализации по 1 уроку в неделю: в программе – проецирование, чтение чертежей деталей, разрезы и сечения, понятие о сборочном чертеже и деталировании. Другие специализации, например, химико-биологическая или экономическая, проходят этот курс на базе ГЦДОД. В 9-11 классе на базе МБОУ ДО «Информационно-методический  центр, Новый Свет» проходит курс «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT », в объёме учебного пособия [3] по программе [6]. 

10 класс - Инженерная и компьютерная графика, проектирование и моделирование, 11 класс - Начертательная геометрия и проектирование объектов.

В 5-6 классах проходят занятия по конструированию, по программе развивающего обучения. Предусмотрены игровые и занимательные формы, техническое рисование и конструирование на плоскости из элементов.

В 6 классе – геометрические тела, развёртки, моделирование объёмных конструкций. Построения с помощью чертёжных инструментов.

Занятия по дополнительному образованию проводятся в своей школе, а конкурсные мероприятия – на базе ДОД. Сложились традиции участия в олимпиадах и конкурсах. Ежегодно по черчению проходит областная олимпиада по 4 номинациям: классическое черчение для 8 и 9 класса; конкурс конструкторов и компьютерное черчение.

На базе ПГУПС проводится олимпиада по черчению классическому и компьютерному. В Аничковом Дворце проходит Санкт-Петербургская олимпиада по компьютерному черчению. В прошлом году на базе МБОУ ДО ИМЦ «Новый Свет» была разработана и проведена дистанционная олимпиада по компьютерному черчению. Инициативные учащиеся подают заявки и принимают участие в конкурсе «АСы компьютерного моделирования».

Проектные работы учащиеся представляют: на фестивале ГУАП «Ветер перемен», на конкурсе ДО «Мир вокруг нас», на конкурсе проектов в ИМЦ Новый Свет, на международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», которую проводит ГУАП.

Учащимся старших классов применение метода проектов в обучении на базе ДО позволяет реализовать свои мечты, т. к. несмотря на работу строго по тематическому плану, в содержательной части программы «Инженерная и компьютерная графика» предусмотрено широкое удовлетворение интересов ребёнка и расширение его компетенций в выбранной профессиональной области.

По плану в 9 классе предлагаются направления для проектирования, связанные с тематикой областной Олимпиады по черчению в номинации «Конкурс конструкторов». Кураторами этой олимпиады являются специалисты кафедр «Инженерная и машинная геометрия и графика» и «Ракетостроение» Санкт-Петербургского Балтийского государственного технического университета «Военмех», которые и определяют концепцию и содержание данного мероприятия.

 В процессе подготовки проекта учащиеся:

Регламент по объёму представляемой документации позволяет детям проявлять свою инициативу, придумывать формы, функции и назначение объектов. Даже если в дальнейшем учащиеся не выбирают специальности, связанные с космической техникой, они получают опыт поисковой работы в заданном направлении, знакомятся с историей и современным состоянием в определённой области. Таким образом, последовательно усложняясь, учебное проектирование подготавливает учащихся к выбору инженерной профессии, а освоенные классический и компьютерный курс черчения позволяют успешно учиться и быстро найти работу.

 Опыт работы над учебными проектами помогает ориентироваться в потоке научно-технической информации по специальности и создавать базу для дальнейшего совершенствования в профессии. Схема взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования показана на рис. 1.

Творческая образовательная среда, обеспечивающая возможность проявления и развития технических способностей обучающихся,  обеспечивается и поддерживается специалистами ГБОУ ДОД Центр «Интеллект».

В Ленинградской области накоплен немалый опыт проведения и организации муниципального и регионального этапов олимпиады по инженерному проектированию и компьютерной графике (черчению), ориентированной на престижность конструкторского и технического творчества [4,5]. Важнейшей целью проведения данной Олимпиады является выявление и развитие у обучающихся интереса к научно-техническому творчеству, содействие профессиональному самоопределению обучающихся на региональном рынке труда.

 В данной Олимпиаде принимают участие представители 18 районов в количестве более 100 обучающихся из общеобразовательных организаций Ленинградской области. Если учесть, что в области как раз и есть 18 муниципальных районов, то можно порадоваться такому охвату учащихся. Но надо честно признать, что в 61 городском поселении и 138 сельских поселениях, входящих в упомянутые 18 районов, далеко не все школы культивируют графику.

Подготовка и участие в олимпиаде помогают обучающимся лучше узнать историю развития техники, по достоинству оценить достижения отечественной космонавтики, понять огромное значение космических исследований для развития науки и техники, проявить свое творчество и изобретательность.  

Школьники представляют и защищают свои проекты, посвященные знаменательным датам космонавтики, например: 150-летию со дня рождения Циолковского и 50-летию запуска первого искусственного спутника земли, 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина, созданию Лунохода, выдающемуся конструктору ракетно-космической техники В.П.Глушко, 100летию со дня рождения академика В.Н.Челомея, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Независимое жюри, в которое входят специалисты ГАОУ ДПО «ЛОИРО», РГПУ им. А.И.Герцена, БГТУ «ВОЕНМЕХ», серьёзно оценивает творческие работы учащихся: оригинальность темы и ее воплощение, функциональность конструкции, отдельные конструктивные решения, остроумие в решении поставленной задачи, качество конструкторской документации. Школьники приобретают бесценный опыт публичной защиты своих проектов. Защита проходит в присутствии не только членов жюри, но и всех участников Олимпиады и учителей. Каждый присутствующий может задать свой вопрос и выразить свое отношение к представленной работе. Порой создаётся впечатление, что присутствуешь на защите дипломных проектов выпускников вуза.

Олимпиада по инженерному проектированию и компьютерной графике стимулирует целенаправленную работу по развитию зрительной памяти, образного мышления и пространственных представлений школьников. Кроме того она способствует воспитанию аккуратности, точности, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели и других положительных качеств, необходимых не только в учебном процессе, но и в предстоящей практической деятельности обучаемого контингента.

Начиная сотрудничество с ЛОИРО и центром «Интеллект» в рамках областной олимпиады, преподаватели Военмеха ставили перед собой следующие задачи:

Конкурс конструкторов имеет три составляющие. Первая – домашнее задание, результаты которого представляются в виде презентации. Тематика связана с событиями в области ракетно-космической техники. Главное требование – аналитический подход к данной теме. Например, когда речь шла о В.П.Глушко, предлагалось рассказать о «изюминке» конструктивного решения при создании: Бурана; Прогресса; Салюта; Мира. Или  развить тему: «Двигатель РД 107 и его аналоги. Почему их покупают американцы?». При изучении творчества В.Н.Челомея предлагалось дать анализ одного из решений по стратегическим вызовам национальной безопасности и т.п.

Вторая составляющая – чисто конструкторская. Было необходимо либо выполнить сборочный чертёж устройства по рабочим чертежам и словесному описанию, либо рабочий чертёж детали, отсутствующей в сборке. В качестве объектов использовались элементы пневомо и гидроарматуры (сравнительно несложные), части конструкций космических аппаратов (иллюминаторы; солнечные батареи; корпуса спутников).

Третья часть – вариативная. Здесь предлагаются вопросы, связанные с историей ракетной техники, например, поставьте себя на место Луи Дамблана, предложившего ракетную почту. Как бы Вы решили такую задачу? Проиллюстрируйте свой проект. Иногда, в качестве проверки конструкторской смекалки, предлагаем решить чисто бытовую проблему (механизм открывания форточки; автопоилка; держатель для зонта…). На рис. 2 в качестве примера дана схема обратного клапана, над сборочным чертежом которого работали конкурсанты.

На рис. 3 представлен сборочный чертёж заправочной горловины, из которого изымалась одна из деталей, и нужно было создать её рабочий чертёж.

Особенности конкурса мастеров компьютерной графики базируются на том понимании, что современная инженерная графика практически невозможна  без соответствующей компьютерной поддержки. 

Компьютерная графика также присутствует и при выполнении заданий в рамках конкурса конструкторов  (анализ существующих разработок, геометрическое моделирование  разрабатываемых элементов конструкций, выполнение чертежей отдельных составляющих предлагаемых конструкций, разработка сборочных чертежей, формирование презентации).

Однако самостоятельной и очень популярной частью олимпиады по инженерному проектированию и компьютерной графике является конкурс компьютерного геометрического моделирования. Учитывая ракетно-космическую тематику, как правило, входными данными для конкурса являются объекты этой отрасли (космические аппараты и их составляющие, средства их выведения (по крайней мере, их внешний облик), элементы стартовых комплексов, космический инструмент и целый ряд других объектов ракетного и космического назначения).

На  рис. 4 а, в качестве примера, (в  достаточно,  приближенном виде, с точки зрения проработки геометрических особенностей конструкции) показана разработка геометрической модели лунохода. При этом нужно было выполнить геометрическую модель в целом аппарата и главных его составляющих.

На рис. 4 б также приведена разработка модели РН Восток (в целом) и отдельных её составляющих, состыкованных вместе с помощью известных операций сопряжений  геометрического  моделлера. Определённая геометрическая приближённость моделей по отношению к истинным геометрическим формам конструкций определяется временными затратами отводимыми на конкурс (в целом, 2 дня по 3 часа и с учётом того, что в конкурсе принимают участие школьники 9 и 10 классов).

Главной содержательной составляющей конкурса по компьютерному моделированию является правильное прочтение геометрической информации,  и умение распорядится ей для дальнейшего инженерного использования.  При этом важным обстоятельством является последовательность действий (в рамках геометрического моделлера) при формировании геометрической модели заданного объекта. Это связано как с количеством геометрических операций, так и с предвидением последующего возможного редактирования модели. В связи с этим, при оценке работы, жюри учитывает не только правильность модели (т.е., соответствие исходным данным) но сценарную часть модели (размер «дерева» построения модели).

 В некоторых заданиях изменение геометрических форм уже предусматривается на начальном этапе. Всё это направлено, практически, на развитие знаний по инженерной геометрии и умению их использовать при выполнении практических работ.

Другой составляющей конкурса по компьютерной графике является разработка чертежа по созданной ранее модели, проходя этапы: заготовка чертежа, простановка размеров и последующее его оформление.   Представление об этих действиях основаны на знаниях, приобретенных при изучении черчения в рамках школьной программы, в тех школах, где их руководители и преподавательский состав сознательно и творчески относятся к своим обязанностям.

В целом, «связка» средняя школа – ВУЗ, пожалуй, на сегодняшний день, является лучшей формой повышения эффективности учебного процесса, особенно при приобретении инженерных знаний. Более того, такая интеграция необходима не только при проведении профильных олимпиад, но и при рядовой работе (стажировке школьных преподавателей в ВУЗах, проведении мастер – классов со стороны профессорско – преподавательского состава ВУЗов, организации дистанционного обучения,  консультаций и ряда других мероприятий. Ракетно-космическая тематика способствует эффективности этой работы.

Список литературы

  1. Фурсов А.И. Россия на пороге нового мира. Холодный восточный ветер. Москва, Книжный мир 2016.
  2. Сальков Н.А. Об американизации российского образования.  V международная  интернет-конференция КГП-2015.
  3. Уханева В.А.Черчение и моделирование на компьютере. Спб. Первый класс, 2013.
  4. Тихонов-Бугров Д. Е.,  Уханёва В.А. «Как построен этот мир,   посмотри!» Материалы Научно-методической конференции «Школа-ВУЗ-предприятие: проблемы целевой подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса» БГТУ, СПб,2009. 
  5. Пахомова О.Ф. Уханёва В.А. Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT, программа для учащихся 9-ого класса. Вестник ЛОИРО №2, 2009, СПб.
  6.  http://edu.ascon.ru/main/schools/ Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT. Программа для учащихся 9-ого класса. Автор — учитель МОУ «Гатчинская СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов»; методист ГРМО УХАНЁВА В.А.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1


Рис. 2
Рис. 2


Рис. 3
Рис. 3


Рис. 4
Рис. 4


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Сальков Николай Андреевич
(21 февраля 2016 г. 15:13)

Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич и остальные авторы!

Мне понравилось сообщение, более того - некоторые чертежи и наши студенты не смогут выполнить, как я понимаю. А все делается не студентами, а школьниками! Значит, не все еще потеряно, надо надеяться. В свою очередь должен сообщить, что В.И. Вышщнепольский также проводит олимпиаду, но Московскую - олимпиаду школьников по черчению и конкурс школьников Москвы на инновационные проекты (точное название может дать только он).

По поводу начала сообщения - этот факт может только огорчать. Наши горестные вопли не слышат или не желают принимать во внимание - их волнует лишь процесс, а как результат скажется на безопасности России - их не "колышет": они до катастрофы смогут создать себе "золотые парашюты" и смыться.

Так держать!

С уважением, Н. Сальков.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(21 февраля 2016 г. 16:10)

Здравствуйте, Николай Андреевич. Спасибо за оценку нашей работы. Она держится на учителях -  энтузиастах и поддержке ЛОИРО и "Интеллекта", где работают замечательные специалисты. А вопли надо продолжать! Ждём Ваших острых и актуальных публикаций.

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(22 февраля 2016 г. 2:33)

Уважаемые авторы!

На КГП-2011 СибГау, помнится, представил доклад Ефремова Г. В. и Нюкаловой С. И.

«Разработка электронного сопровождения учебного процесса курса "Инженерная и компьютерная графика" в открытой дистанционной среде MOODLE» и там были изображения моделей корпусов РД. Сейчас специально проверила сборник и у себя файл - картинок нет. Тогда я была удивлена, что студенты на 1-м курсе в CAD-системе это чертят: мы же все вроде обучаем ИГ по классическим альбомам Боголюбова и пр. Потом я увидела, как в Аэрокосмическом университете (Embry-Riddle Aeronautical University, Дайтона-бич, США) студенты 1-курса на 3D-принтере получают смоделированные ими формы ракет, и порадовалась за СибГау. (Что-то не вижу больше на конференции Геннадия Викторовича, подозреваю, что он сын Виктора, который был у нас  в аспирантуре.) Я это  к тому, что учебные задачи должны быть профессионально направленными и инструментарий для их реализации д.б. профессиональным, а не «облегченным» из-за недостатка средств в Минобре. Когда я озвучиваю американским профессорам, за какие деньги мы покупаем Softы – они диву даются. Но! В Америке нет черчения в школах, нет его и в Англии. Есть уроки «Технологии». А это не то качество, что у нас. Я уже писала тогда на конференции, как они в школах организуют проектное обучение – по 5 преподавателей в классе. Упора конкретно на черчение нет. Но у них и самородков-Калашниковых теперь нет… С их линейным и разветвленно программированным обучением, замешанным на бихевиоризме.

Теперь про довузовскую подготовку. По телевизору смотрю, как академик РАН, ректор Московского педуниверситета на вопрос, почему так слаба у нас сейчас математика в школе, ответил, что геометрии вообще упустили, надо новые учебники разрабатывать. На книжных развалах родители ищут старые учебники. Е.В. говорит, бывают студенты, которые окружность на 6 частей не могу разделить.

 Много лет в ИПКРО РТ на курсах повышения квалификации преподавателей вела методику преподавания графдисциплин. И в родной школе вела уроки. Это когда в 6 классах при 3-х начальных. Тогда уже на комикс-технологиях (ГСПИ) начала работать, и Е.В. подхватила. В лицее авиастроительного района в 11 классе учительница НГ и ИГ давала, все прекрасно школьники усваивали. Школа сильнейшая была. Все как у Вас, Дмитрий Евгеньевич.

Только вот теперь надо иметь ввиду, что в индустриально развитых странах основной документ – 3D модель, не чертеж, а главное изображение – какое удобно пользователю (ГОСТы побоку). Он деталь из ассоциативного чертежа активизирует, выбирает и делает с ней что требуется. Некоторые операции из традиционного строения графической деятельности в компьютерной графике вообще утрачивают востребованность и детренируются. Пропоционирование, в частности. Глазомера вообще нет. У технологически продвинутых японцев и китайцев письменность сложная, поэтому рука с детства и глаз точный. А у нас, как только на шарики перешли, чистописания не стало, так и руки-крюки пошли. Но и они сейчас тоже спешно внедряют техрисунок, поскольку из производства уходит поколение конструкторов-рисовальщиков, мыслящих категориями чертежа. И уже стали исследовать влияние компьютеризации на развитие геометро-графических умений. Смотрю их публикации. Увлекшись легкостью компьютерной реализации, теряем золото творческой мысли. Надо определяться: чему учить и как …

Дмитрий Евгеньевич, где статистика? Каковы итоги? 

Фото
Горнов Александр Олегович
(22 февраля 2016 г. 11:50)

Дмитрий Евгеньевич, добрый  день!

 Реагирую на доклад, с некоторым временны’м запаздыванием. Нужно было время, чтобы “взять в голову”, понять и осмыслить содержание и масштаб, описанной Вами огромной работы, в которой Ваше участие, полагаю, не переоценить. Отмечаю для себя еще раз, что большинство наших методических и других  позиций совпадают  (не буду их перечислять) и  как много  из этого Вам удается реализовать… Ваши и  наши тревоги и выводы о качестве инженерного образования  разделяет  и инженерное сообщество. По случаю приведу,  думаю будет интересно всем, два пункта   

Из решения Международного инженерного форума  (Москва, 14.11.14г)

……

…. 6. Преобразовать Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров на 2012-1014 годы в программу модернизации инженерного дела в России на период до 2020 года, важнейшей составной частью которой должна стать подпрограмма, направленная на реформу инженерного образования на всех уровнях, включая усиление соответствующих школьных дисциплин, модернизацию средних профессиональных учреждений, институтов повышения квалификации, высших учебных заведений в целях организации учебного процесса в соответствии с потребностями современного производства, современных технологий и современного оборудования.

  … 7. Пересмотреть образовательные стандарты с передачей функций бакалавриата по подготовке специалистов инженерного профиля на уровень среднего профессионального образования. При пересмотре образовательных стандартов учесть опыт корпоративных структур по подготовке инженерных кадров.

                                                        ( Коллеги извините, если я узнал о  содержании решения один из последних ( полгода назад)  и напоминаю об известном )

 Конечно, ничего конкретного добавить, не могу, но будет совсем грустно, если руководство не прислушается и к голосу нашей инженерной элиты.

    Надо как то консолидироваться с подобными форумами и структурами. Для этого наша собственная должна стать, в конце – концов, полноформатной.  Но индивидуальными действиями  вряд ли можно многого достичь, хотя и эти попытки, при возможности, в любой форме надо использовать, что мы и сделали, в своё время, с Людмилой Анатольевной Шацилло.

                                       Как всегда, с уважением к Вам и Вашим делам, А.О.

 

 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(22 февраля 2016 г. 13:09)

Здравствуйте, Людмила Анатольевна и Александр Олегович. Большое спасибо за внимание к нашей работе. Отвечу "в одном флаконе". Конечно, к забугорным технологическим возможностям мы пока не приблизились, но за успехи в олимпиадах ректорат и частный спонсор несколько улучшили нашу базу. Мы, Людмила Анатольевна, теперь тоже будем распечатывать спроектированные студентами формы. Самоородки у них есть. Но во многом не местные. Они с самородками работают индивидуально. А у нас про это забыли. У нас норматив на одного препода 10,5 студента. В ближайшее время будет 11 и т.д.

И о статистике. Для меня главная статистика - количество потенциальных Калашниковых. За последнее время несколько победителей конкурсов олимпиады, о которой мы написали, пришли в Военмех и успешно учатся. Один уже закончил. Работает в совместной Российско-Британской фирме. На очень хорошем счету. Его дотошность и способность глубоко "влезать" в проблему оценили по достоинству. Думаю, про статистику Вера Андреевна добавит.

Уважаемый Александр Олегович, спасибо за поддержку. Греет душу значительное количество единомышленников на нашей конференции. О решении форума не знал. Спасибо. Только вот время идёт, а нам всё не нужны творцы, надо добить остатки национальной стсемы образования, бакалавры, оказывается очень нужны. Уже и в роскосмосе про специалистов начинают забывать. Им теперь магистры понадобились. Какие из магистров конструтора? В Военмехе сейчас специалитет составляет 40%. Через годик - другой зарежут ещё! Вот Вам и Калашниковы с Королёвыми! Но руки опускать нельзя!

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(22 февраля 2016 г. 13:31)

Людмила Анатольевна, про глазомер и ассоциативные чертежи забыл. С руками у первокурсников действительно беда. На рисунок полноценного времени нет, школьной базы нет. Приходится давать смесь проекционного черчения с рисунком. Линейки запрещены под страхом "смерти". Муки адовы!

Вот Вам история про то, как проектируют в одной организации, входящей в концерн Алмаз-Антей. Я тут вспоминаю историю, рассказанную Чередниченко на прошлой конференции. Про компьютерных мальчиков в проектной организации. Так вот компьютерные мальчики под руководством некомпьютерных дедушек (без них - никак) ваяют на бумаге. Потом несут другим компьютерным мальчикам в отдел компьютерного моделирования и ваяют модель.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(24 февраля 2016 г. 12:35)

Здравствуйте, уважаемые авторы!

Очень интересный опыт сотрудничества школы и вуза, и хорошие результаты.

К нам сейчас тоже из ряда школ обращаются за помощью в проведении уроков черчения в инженерных классах. К сожалению, сложно совмещать нагрузку в вузе и школе, но сегодня в одной гумназии и колледже наши преподаватели работают. Результаты не такие интересные. В условиях элективного курса, занятия проводятся после основных, посещают их учащиеся не регулярно.

Конечно у нас тоже есть школы с энтузиастами учителями, активно продвигающими графическое образование в школах и у нас тоже есть "звездочки" по результатам наших олимпиад, к сожалению они редко продолжают образование в нашем вузе.

Вера Андреевна, ваш подарок- пособие " Черчение и моделирование на компьютере" мне коллеги передали. Большое спасибо за хороший учебник для старшекласников.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(24 февраля 2016 г. 22:49)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, с большим интересом прочитала Ваш доклад, еще в конце 80-х, начале 90-х мы активно сотрудничали со школами города, примерно в таком же ракурсе, как и Вы , под эгидой "непрерывной графической подготовки", но увы это время в нашем городе ушло, сейчас такого контакта увы нет не с департаментом образования, не со средними учебными заведениями. Я полностью согласна с тем, что у детей школьного возраста, еще не обремененных специальными техническими знаниями, но близко знакомыми с современными методами информации мысль творческая очень специфическая и оригинальная, что позволяет им создавать и воплощать в конструировании очень оригинальные идеи. Это кстати было и в истории олимпиад ( 88-89-90 год олимпиады в Рыбинске, Саратове, Ташкенте) создавали почти шедевры с элементами дизайна и тщательной проработкой конструкции.

Хочется поблагодарить Вас за самоотверженный энтузиазм в деле продвижения инженерного образования и пожелать распространения Вашего опыта по всей стране.

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(24 февраля 2016 г. 23:51)

Здравствуйте, Алевтина Бруновна. Большое спасибо за оценку нашей работы. Для меня это особенно важно, т.к. я знаю о Вашей большой работе в олимпиадном движении. Готовимся к очередной областной олимпиаде школьников по инженерному проектированию (в марте). Будем обсуждать отечественную Лунную программу, конструировать пневмо - гидро арматуру, решать проблемы физических экспериментов, учиться публично отстаивать свои идеи. Предвкушаю встречу с замечательными педагогами с которыми знаком уже более 10 лет. Ещё раз спасибо.

 

   С уважением, Тихонов-Бугров.

Уханёва Вера Андреевна
(16 марта 2016 г. 14:38)

Здравствуйет, уважаемые коллеги. Нас, школьных учителей поддерживает внимание университетских учёных в плане обучения гарафике. Известно, что графические способности быстро развиваются до примерно 12-14 лет (школьный возраст), а в дальнейшем обучение становится всё сложнее.

В 2014-15 учебном году в региональном этапе Олимпиады, принимали участие представители 18 районов в количестве 100 обучающихся из общеобразовательных организаций Ленинградской области. Если учесть, что в области как раз и есть 18 муниципальных районов, то можно порадоваться такому охвату учащихся. Но надо честно признать, что в 61 городском поселении и 138 сельских поселениях, входящих в упомянутые 18 районов, далеко не  все школы культивируют графику.

Номинация

/кол-во

Чер-

чение

1 год

Чер-

чение

2 год

Компьют. графика

Конструи

рование

Технич. рису-

нок

  1.  

Районов

18

11

7

4

4

2.

Участников

32

27

20

11

10

Подготовка и участие в олимпиаде мотивируют обучающихся лучше узнать историю развития техники, по достоинству оценить достижения отечественной космонавтики, изучать конкретные конструкции комических аппаратов, проявить свое творчество и изобретательность. Даже если в дальнейшем учащиеся не выбирают специальности, связанные с космической техникой, они получают опыт поисковой работы в конструкторском  направлении, знакомятся с историей и современным состоянием инженерной деятельности.

 

Фото
Усанова Елена Владимировна
(16 марта 2016 г. 17:34)

Добрый день, Вера Андреевна!

С какого возраста у Вас школьники учатся чертить?  С возраста 13 лет, пожалуй, для клаузуры,  техрисунка, современные дети готовы.Черчение д.б. параллельно с геометрией. На эту тему что-то не видно исследований  психологов.(Мое второе образование  - психолог, и оно не "бройлерное". Кроме того, у меня консультант в области инж. психологии очень высокого уровня, д.псих. наук,ленинградская школа, друг семьи). При КАИ есть школа, где ведется черчение. Ведет одна наша преподавательница. Я вела в другой школе как раз, когда были шестиклассники. Были прекрасные учебники, карточки- задания, плакаты, НО: детям больше родители помогали. Тогда начальное было трехлетнее. В журнале "Школа и производство" тогда цифры были такие : уровень развития пространственных представлений был приблизительно 10-15%, а при изучении в старших классах достигал уровня 60-75%. Возрастное развитие имеет значение. 

С уважением, Усанова Е.В.

Фото
Бойков Алексей Александрович
(22 марта 2016 г. 23:06)

Уважаемые коллеги, спасибо за интересный доклад. Работы впечатляют и очень радуют. Я давно пришел к выводу, что первую часть начертательной геометрии (точки, прямые и плоскости) уже давно пара перенести в школьный курс и изучать вместе со стереометрией. Тогда в вузах можно было бы успешно заниматься "высшей" начертательной геометрией - преобразованиями, образованием поверхностей и др. Увы, пока об этом можно только мечтать.

С уважением, Бойков.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(23 марта 2016 г. 13:42)

Алексей Александрович, согласны с Вами по поводу переноса элементов проекционного моделирования в среднюю школу. Такой опыт есть за рубежом, во Франции, в частности. Некоторые педагоги Ленинградской области пытаются это делать  в рамках элективов и факультативов. Но понятно, что пока графика не будет возвращена в школу в новом качестве, должного результата не добиться. Такой предмет, по  нашему мнению, способствовал бы развитию способности  умственной переработке информации. Как Вы справедливо заметили, с этим имеются серьёзные проблемы.  

 С уважением, Пахомова, Уханёва, Тихонов-Бугров.

Уханёва Вера Андреевна
(28 марта 2016 г. 18:23)

Здравствуйте, Елена Владимировна Усанова. Прошу прощения за поздний ответ, связано с компьютером, с техникой.

Сейчас есть технологии обучения учащихся начальной школы, в которых уже преподносят правила построения прямоугольных проекций и т.д.в 3-4 классе. в какой-то степени это неплохо при индивидуальном обучении, например, в кружке. Т.к. всегда есть графически развитые дети, им будет интересно.

В массовой школе в 5 классе (а я преподаю черчение именно в 5а и 5г) дети  рисуют технический рисунок и развивают руку, глазомер, выполняют конструкции из плоских элементов... и другие занимательные упражнения, в том числе - построения орнаментов по чертёжному инструменту. В этом возрасте важно приучить к дисциплине и качеству изображения. Красивые построения орнаментов - самый мощный стимул к овладению правилами проецирования. В 6 классе - начинаем выполнять макеты различной сложности: геометрические тела по развёрткам, комплексы крепости и микрорайон и т.д., с целью - ощутить взаимное расположение простых элементов. Наилучшим упражнением в этом смысле является макет Ингербургской крепости. Мы повторяем его периодически в 6 или 7 классе. http://edu.ascon.ru/main/users/ref/?resp=359  Таким образом, в течение 5-6 класса дети осваивают диапазон, в котором они смогут применять свои навыки не только по черчению, но и инженерном труде. собственно чертежи начинаем чертить в конце 6 класса, а серьёзно - черчение начинается в 7 классе. Тут уже я ставлю полноценные оценки, даю домашние задания. Но дети работают по-разному, а с 8 класса - компьютерная графика. Полгода сидим в КОМПАС-График, изучаем всевозможные способы построений. Проекты дети начинают делать в 8-9 классах. Сначала это -  учебные проекты, а потом  - творческие. Состав проекта обусловлен предметом черчение. 1. Реферативная часть (описание объекта, истории и развития). 2. Выделение творческого интереса и выбор конкретного объекта 3. Технический рисунок объекта. 4. Чертежи, изометрическая проекция, спецификация, схема. 5. Модель в КОМПАС-3D LT и ассоциативный чертёж, с обработкой по нормам 

Например, на уроках в 8  классе идёт тема: Моделирование с натуры. выполняем модели школьной мебели. Измеряем линейкой размеры, выполняем эскиз в тетради, а потом создаём модель в  КОМПАС-3D LT.  В процессе моделирования, например, стола, считаем, сколько различных конструкций столов есть в кабинете и во всей школе. Обсуждение - какое назначение столов приводит к разнообразию конструкций, и хочется заглянуть к другим культурным людям - какие столы они используют сейчас, в прошлом, в далёком прошлом? Рождается реферативная часть. И кто-то готов предложить свою конструкцию, или технологию изготовления, или функциональное разнообразие. Вот это и есть объект, для него - по пунктам: технический рисунок, чертежи, модель и тд. 

Сугубо творческий проект по самостоятельно предложенной теме учащимся выполнять уже не так сложно, после такого учебного проекта.

Вот не знаю, как написать. К счастью, наша директор Глыбина Елена Николаевна всячески поддерживает техническое образование учащихся, открывает новые технические кружки и т.д. Или нужно писать - к сожалению, такой благоприятный климат фактически в школах - эксклюзив. Сколько талантливых учителей образовалось из высококвалифицированных инженеров, которые пришли в школу из промышленности в 00-ых! А что делается сейчас? Сократили рисование до 0,5 часа в неделю!!!! О черчении ни в каких новых Гос стандартах на образование и речи нет. Самое большее, что могут выбрать родители - элективный курс или школьный кружок по интересам. Приходят в сентябре 15 человек, к концу года регулярно ходят на занятия - 2-3 человека. Вот их мы и направляем на Олимпиаду по инженерному проектированию и компьютерному черчению

Вы правы, лучше и быстрее всего обучать абитуриентов , они быстро усвоят как строить чертёж - и вперёд - будут становиться инженерами. Однако, почему-то в лингвисты не принимают абитуриентов без знания языка, к повышенному изучению которого они стремятся. А чертёж - тоже языковый документ, и это единственный способ передачи, хранения, модернизации и эксплуатации в инженерном деле. Компьютерное моделирование тоже выполняется по чертежам, если есть такое возражение.

Графическая культура прививается с детства. По программе Кузина было много работы карандашом (отрисовки с натуры, построение перспективы и объёмов, и т.д.). Программа Б.М.Неменского внесла эмоциональность и красочность, но потеснила графичность. 

Спасибо за внимание к нашей работе. Нам много помогают университеты - дети видят перспективу и необходимость графического обучения. 

Согласна САлексеем АлександровичемБойковым - в 11 классе дети хорошо воспринимают азы начертательной геометрии.

Уханёва Вера Андреевна
(28 марта 2016 г. 18:46)

Здравствуйте, Константин Анатольевич Вольхин. 

А Вам большое спасибо за комплект упражнений по компьютерному моделированию и черчению, которые Вы мне прислали через свою коллегу.

Вы правы, наши сферы разные, но сильно похожие. В прошлом году мы организовали и провели конкурс по компьютерному черчению в КОМПАС-График. Силами учителей сложно организовать проверку, пока этот опыт не нашёл развития.

Фото
Усанова Елена Владимировна
(29 марта 2016 г. 0:50)

 Дорогая Вера Андреевна!

Огромное уважение испытываю к людям,  с  таким искренним интересом и бескорыстной заботой отдающих себя школьному образованию. Просмотрела Ваши презентации. Прекрасно! Не знала, что уже есть разработки для детей 3-4 классов для графического образования. Это хорошо и правильно, если учитывать положительный китайский опыт: у них именно с младшего школьного возраста дети сначала копируют картины, развивая при этом точность в  пропорциях, восприятии цвета. Очень согласна, что по Кузину рисование было строже, техничней Но и Неменский по-своему хорош.

Внимательно прочла  о  тематическом содержании Ваших занятий, как Вы строите переход в обучении от учебных задач к творческим: просто здорово! Со старшеклассниками (11 класс) у нас раньше был опыт работы в физико-математическом лицее при КАИ: с начертательной геометрией справлялись прекрасно, ее изучение только стимулировало  интеллектуальное их развитие. Без проблем все потом учились в любых вузах.

 Просто тронута Вашим ответственным  и  небезразличным отношением к  очень важной проблеме графического образования наших детей. Рада за них, они в хороших, заботливых руках! Спасибо Вам.

С уважением, Е.Усанова.


Назад Go Back