Назад Go Back

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ BIM-ТЕХНОЛОГИИ

English version
Фото Петухова Анна Викторовна (Сибирский государственный университет путей сообщения)


Аннотация

В статье рассмотрены перспективы BIM-технологий в нашей стране, направления развития системы инженерно-графической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Строительство» в свете реализации плана Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по внедрению технологий информационного моделирования зданий.



Ключевые слова: Building Information Modeling, BIM-технология, образовательный процесс

В 2014 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приступило к реализации плана по внедрению технологий информационного моделирования зданий – BIM (Building Information Modeling) в области промышленного и гражданского строительства. План разработан совместно с Росстандартом, Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и иными институтами по модернизации экономики и инновационному развитию и утвержден приказом Минстроя России № 926/пр от 29 декабря 2014 года [1].

15 февраля 2016 года в Москве состоялся юбилейный российский инвестиционно-строительный форум. Главный организатор – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Участие приняли руководители высших органов государственной власти, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации, руководители государственных институтов развития, стройкомплексов, отраслевых национальных объединений, ведущих строительных и производственных компаний; научных и учебных профильных организаций, эксперты, СМИ. В обширной программе форума, состоящей из серии совещаний и круглых столов, термин BIM встречался множество раз. В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы применения BIM-технологий в России, освещались практические вопросы применения технологии информационного моделирования на стадиях планирования, проектирования, сдачи проекта на экспертизу, строительства и эксплуатации, затрагивались проблемы законодательного регулирования применения BIM технологий.  Приведём заголовки лишь некоторых докладов [2]:

  1.  «Предварительные итоги 2-го пункта плана поэтапного внедрения BIM в России», Леонов В. В., Председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, председатель Комитета по экспертизе и аудиту НОПРИЗ;
  2. «Применение BIM-технологий в жилищном строительстве. Практика. Проблемы. Перспективы», Сидоров А. Г., генеральный директор НТЦ «Эталон-Инвест»;
  3. «Внедрение BIM. Методы оценки экономической эффективности», Морозова А. С., директор направления Проектирование и Строительство, Autodesk;
  4. «BIM-стандартизация сверху вниз. Международные, национальные стандарты, стандарты организации. Какие стандарты нам нужны. Результаты и планы», Король М. Г., генеральный директор ООО «КОНКУРАТОР», зам. председателя комитета по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию НОПРИЗ;
  5. «Опыт внедрения BIM-технологий в стройкомплексе атомной отрасли», Болдин А. Б., руководитель проектного офиса Отраслевого центра капитального строительства (ОЦКС) Росатома;
  6. «Применение BIM-технологий в проектах комплексного развития территорий в условиях EPCM-подряда», Жолобов И. В., исполнительный директор ООО «Росинжиниринг Поект»;
  7. «Опыт внедрения BIM в индустриальном домостроении с применением отечественных информационных систем», Усатов П. С., Главстрой Девелопмент, дректор проекта BIM КУБ 2.5;
  8. «Анализ текущей ситуации на российском BIM-рынке в области гражданского строительства» или «Анализ российского рынка BIM решений: взгляд отечественного разработчика САПР», Ожигин Д. А., директор по развитию ЗАО Нанософт;
  9. «Экономическая эффективность применения технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений», Шахраманьян А. М., ООО СодисЛаб;
  10. «Эффективность использования технологии BIM для проектной компании. Цифры и факты», Манин П., ЗАО «Верфау Медикал Инжиниринг»;
  11. «Повышение эффективности бизнес процессов заказчика-застройщика с использованием информационного моделирования», Шурупов Е., Tekta Group.

Кроме обозначенного выше форума за текущий год состоялось ещё с десяток крупных мероприятий информационного и совещательного характера, посвящённых BIM, организаторами которых являлись представители власти и управления на местах.

7 апреля 2015 года прошел строительный конгресс «Применение BIM-технологий сегодня: Управление жизненным циклом инвестиционно-строительного объекта. Новая антикризисная стратегия». В работе конгресса приняли участие представители профессионального сообщества и государственных структур. Собравшиеся обсудили преимущества BIM и перспективность данного направления, поделились опытом использования BIM при решении таких задач, как оценка осуществимости проекта, управление проектированием, быстрый расчет смет на ранних стадиях проекта, проектирование в заданную стоимость (Design2Cost), согласование и экспертиза проектно-сметной документации, координация субподрядных организаций, разработка ППР и «виртуальное строительство», управление строительством, сметы и логистика, технический и авторский надзор, эксплуатация и ремонт. В ходе конструктивного общения и обмена опытом было отмечено, как очевидный факт, что лишь привлечение квалифицированных специалистов в сочетании с применением инновационных технологий может дать качественный толчок к развитию проектно-строительных компаний, а значит, и строительного комплекса России в целом [3].

23 июля 2015 состоялся вебинар «Типовая проектная документация. Создание новой системы типового проектирования», вторая часть которого была посвящена вопросам внедрения BIM в области промышленного и гражданского строительства. Завершал эту тему доклад председателя комитета инновационных технологий в строительстве НОСТРОЙ, начальника отдела нормативно-технического регулирования СРО Н.Селезнева, в котором основной акцент был сделан на обязательность технологий информационного моделирования при планировании и реализации проектов особо сложных и опасных объектов капитального строительства по всему жизненному циклу включая этап утилизации [4].

5 августа 2015 г. состоялся круглый стол на тему «План внедрения технологий BIM. Путь строительной отрасли к инновациям». Инициаторами и организаторами круглого стола выступили: Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), в том числе его профильный комитет по экспертизе и аудиту, Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза), Национальное объединение строителей.  Целью мероприятия было рассказать о процессе внедрения технологии BIM-моделирования в строительную отрасль, о новых возможностях применения BIM-технологий и положительном опыте проектных и экспертных организаций в этой области. В работе круглого стола принимали участие: заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллин, заместитель министра строительства и ЖКХ Ю.Рейльян, президент НОПРИЗ М.Посохин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы С. Лёвкин, ректор МГСУ А.Волков и другие. С докладами на круглом столе выступили руководители и представители ООО «КОНКУРАТОР», «Drees&Sommer», УК «Эталон-Инвест», «НТЦ “Эталон”», ЗАО «Верфау Медикал Инжиниринг», «Autodesk», «Градпроект», «К4» и других компаний [5].

10 августа 2015 года в Магнитогорске по инициативе Национального объединения изыскателей и проектировщиков состоялся круглый стол на тему «Технологии информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства». Основные проблемные вопросы прозвучали в докладах: «Внедрение BIM-технологий в строительной отрасли — фокус сегодняшнего дня», «BIM в России — история вопроса, роль государства, ожидания от внедрения», «Реализованная BIM-технология на примере «Информационной системы — Строительный комплекс». Участники подчеркнули актуальность озвученных тем, обсудили вопросы, касающиеся процесса внедрения технологии BIM-моделирования в строительную отрасль, а также отметили, что проектные организации Урала достигли значительных успехов в области внедрения BIM [6].

13 ноября 2015 года в рамках Научно-практической конференции «Перспективы развития градостроительства в России: территориальное планирование, информационное моделирование и эффективная экономика» состоялся круглый стол на тему «Инновационный потенциал градостроительной науки и практики». Директор направления «архитектура и строительство» компании Autodesk Анастасия Морозова выступила с докладом «Возврат инвестиций от внедрения BIM. Примеры и практические рекомендации». В рамках круглого стола с докладами также выступили исполнительный директор ООО «3В Сервис» А. Голдовский (тема доклада «Система LCMS. Визуальное планирование и моделирование строительства»), зам. гендиректора по выпуску продуктов ЗАО «Нанософт» Д. Попов (тема доклада «BIM в эпоху импортозамещения. Мнение разработчика»), директор по маркетингу АСКОН-Системы проектирования, CAD/AEC направление М.Нечипоренко (тема доклада «О текущем состоянии и планах развития отечественной САПР, реализующей технологию информационного моделирования») [7].

17 ноября в Новосибирске состоялась очередная окружная конференция СРО изыскателей и проектировщиков Сибирского федерального округа. Главная тема конференции — «Переход на BIM для проектной организации». В программных докладах в равной мере присутствовала как теоретическая, так и практическая часть, поэтому руководители СРО, изыскательских и проектных компаний смогли ознакомиться с «идеологическими основами» BIM в мировом масштабе, с конкретным успешным опытом внедрения, а также с проблемными вопросами. Они отметили безусловную актуальность выбранной темы, обратив внимание на то, что внедрение технологии BIM в проектирование — важная часть перехода на эту технологию при создании и эксплуатации зданий в целом, поскольку она предполагает эффективное информационное моделирование всего жизненного цикла объекта начиная с первых предпроектных эскизов и заканчивая его утилизацией. Несмотря на то, что BIM уже много лет успешно применяется во многих странах, Россия сегодня фактически только приступает к освоению данной технологии [8].

К чему мы клоним?

К тому что в ближайшее время BIM накроет все аспекты строительной отрасли. Результатом, скорее всего станет тотальный дефицит специалистов, обладающих знанием. Следовательно, вузы должны быть готовы к формированию и реализации новых образовательных задач в свете новых требований рынка труда. Несомненно, изменения коснутся и кафедр Начертательной геометрии и инженерной графики, прежде всего тех, которые расположены в стенах строительных вузов. Грядет очередное внесение изменений в отраслевые и образовательные стандарты.

Согласно упомянутому в начале статьи плану Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ведётся работа по подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые и нормативно-технические акты [1]. Уже представлены первые редакции  таких национальных стандартов как: Информационное моделирование зданий и сооружений: основные положения, требования к организации работ и программному обеспечению, к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства, требования по обмену информацией на всех этапах жизненного цикла; Модель организации данных о строительных работах (структура управления проектной информацией, классификации информации и объектно-ориентированной информации), а также Руководящие принципы для библиотек знаний и объектных библиотек. В настоящее время проводится публичное обсуждение материалов.  Окончательное принятие редакций национальных стандартов по информационному моделированию зданий и сооружений планируется к концу 2016 года.

Согласно плану по внедрению технологий информационного моделирования зданий в области промышленного и гражданского строительства к 2017 году планируется внесение изменений в образовательные стандарты [1]. 

Таким образом, не за горами то время, когда нам всем придется срочно осваивать BIM-технологии, в срочном порядке разрабатывать соответствующие программы обучения и включать их в свои учебные планы.

Давайте разберемся, что такое BIM.

Информационное моделирование сооружений (BIM) — это технология, которая позволяет создавать точную виртуальную модель здания в цифровом виде, которая, содержит не только геометрическую информацию об объектах, но и все другие необходимые проектные данные. Результатом информационного моделирования здания является комплексная компьютерная модель – база данных, описывающая как сам объект, так и процесс его строительства, что позволяет в любой момент времени получать актуальную проектную документацию, обеспечивает повышение уровня согласованности строительной документации, обеспечивает доступность информации, наглядность при проектировании, даёт возможность более тщательного анализа и контроля. Использование BIM-технологии гарантирует целостность данных, строительный объект проектируется как единое целое, и изменение любого параметра влечет за собой автоматическое изменение остальных связанных с ним параметров и объектов [9].

Технология BIM это не программный продукт, а способ организации информации о проекте, а также инструмент организации взаимодействия всех участников строительства.

На рынке программного обеспечения фугируют несколько компаний, занимающихся активным продвижением технологии BIM. Это Autodesk, Nemetschek, Tekla, Конкуратор, Нанософт, GRAPHISOFT, Data Design System  и другие.

Компании BuildingSMART International, GRAPHISOFT, Nemetschek Allplan, Nemetschek Vectorworks Inc., Nemetschek Scia, а также Tekla (Trimble) и Data Design System и другие объединили усилия для запуска глобальной программы Open BIM с целью продвижения потоков совместных работ в индустрию архитектурно-строительного проектирования [10].

С целью продвижения своей продукции компании-разработчики проводят форумы, семинары, бесплатные тренинги, раздают своё программное обеспечение вузам и студентам даром, или почти даром.

Таким образом финансовые вопросы, связанные с закупкой программного обеспечения перед вузами в принципе не стоят.

Стоят вопросы методического характера. Как учить? Чему учить? На каких материалах?

В ряде вузов уже накоплен определённый опыт. Другим только предстоит им обзавестись.

Довольно большой опыт использования BIM-комплексов в процессе инженерно-графической подготовки студентов вуза накоплен в «Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (НГАСУ)», в «Астраханском инженерно-строительном институте (АИСИ)», в «Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС)», в Санкт-Петербургском политехническом университет Петра Великого (СПбПУ) и других.

BIM здесь является частью специальных дисциплин или дисциплин общеобразовательного цикла. В СГУПС «Информационное моделирование объектов» – это завершающая часть цикла графической подготовки студента, состоящего из четырёх разделов Начертательная геометрия (1 семестр) – Инженерная графика (2 семестр) – Графические средства / Компьютерная графика (3 семестр) – Программное обеспечение / Информационное моделирование объектов (4 семестр). Программы BIM – комплексов изучаются в рамках дисциплины «Программное обеспечение». Основу курса составляют программы Autodesk Revit и AutoCAD Civil 3D.

В Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете читается целый комплекс дисциплин, ориентированных на информационные технологии. Это «Основы компьютерной графики», «BIM-технологии при проектировании генпланов», «Основы автоматизированного проектирование объектов» и пр.

В процессе внедрения BIM-дисциплин в учебный процесс возникает ряд трудностей.

Во-первых, далеко не все вузы имеют в своем штате преподавателей, имеющих соответствующую квалификацию в области BIM-технологий. Чаще всего этой квалификацией обладают архитекторы, конструкторы, инженеры так или иначе связанные с компаниями, уже внедрившими у себя технологию информационного моделирования зданий. Сертифицированные специалисты тоже в дефиците. Например, в реестрах флагмана информационного моделирования,  компании Autodesk мы обнаружили лишь несколько десятков специалистов, имеющих сертификат уровня Professional по программным продуктам AutoCAD Civil 3D, Revit и пр. Не лучше ситуация в секторах других разработчиков программного обеспечения.  Поэтому встаёт вопрос – а кто будет готовить BIM-специалистов.

Вторая проблема связана с встраиванием BIM-дисциплин в существующие учебные программы.  Здесь надо учитывать и профессиональную направленность и межпредметные связи и текущий уровень подготовки студента и материально техническую базу.  Необходимо сконструировать учебные планы и программы курсов, для чего нужно накопить определённый опыт BIM-моделирования.  Затем необходимо разработать методику преподавания, написать методическую литературу, создать электронные ресурсы, подготовить учебные задания, материалы для текущего контроля, и для итоговой аттестации.

В этом вопросе нам может пригодится опыт вузов, включившихся в известный международный проект «Всемирная инициатива CDIO». Согласно исследованию ряда наших коллег Астраханский инженерно-строительный института, концепция CDIO одна из самых удачных для реализации  задач BIM в образовании [11].

Концепция CDIO (Conceive– Design–Implement–Operate / Придумывай –Разрабатывай–Внедряй–Управляй) основывается на постулате, что выпускники инженерных вузов должны быть готовы к абсолютному пониманию процессов проектирования, реализации и управления сложными инженерными проектами в условиях взаимодействия и совместной работы.  Философия подхода соответствует концепции жизненного цикла BIM: проектирование, строительство, эксплуатация. Основная цель проекта CDIO: инженер — выпускник вуза должен быть в состоянии придумать новый проект или новую техническую идею, осуществлять выполнение или управление всеми конструкторскими работами по ее воплощению, внедрить результат проектирования в производство. CDIO позиционируется как концепция совершенствования инженерного образования [12,13].

Идея CDIO изначально родился в США, в Массачусетсом технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology) и сегодня охватывает уже десятки стран. Начиная с 2011 года к проекту присоединились несколько Российских вузов. Согласно данным на официальном сайте проекта это Томский политехнический университет, Сколковский институт науки и технологий, Астраханский государственный университет, Московский авиационный институт, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Московский физико-технический институт [14].

В рамках инициативы CDIO разработано большое количество учебных материалов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретных образовательных программ. Учебные ресурсы направлены на формирование навыков создания продуктов, процессов и систем, межличностного общения и развития личностных качеств. CDIO нацелена на конфигурацию образовательного пространства как совокупности взаимосвязанных дисциплин, образуя культурное пространство или среду, в которой происходит обучение, практика и освоение технических знаний, умений и навыков. Основой учебной программы CDIO является интегрированный учебный план, в котором дисциплины являются взаимно поддерживающими, т.е. определены четкие связи между содержанием и результатами обучения отдельным дисциплинам.            

Студенты вовлекаются в инженерную практику посредством решения проблем и простых заданий по проектированию, выполняемых индивидуально и в командах. Курс предусматривает приобретение личностных и межличностных навыков, а также других знаний и умений, которые необходимы в начале освоения программы, чтобы подготовить студентов к получению опыта создания более сложных продуктов, процессов и систем. Способности планировать, проектировать, производить и применять продукты, процессы и системы могут быть включены в обязательные элементы учебного плана, к примеру, в преддипломные исследовательские проекты и практики.

Программы CDIO оказывают поддержку преподавателям инженерных дисциплин для повышения их компетентности в области личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем. Характер и масштаб повышения квалификации преподавателей зависит от ресурсов и целей различных программ и учреждений. Примерами мероприятий, которые направлены на совершенствование компетенций преподавателей, могут являться: профессиональная стажировка на промышленном предприятии, сотрудничество с коллегами из промышленной сферы в исследовательских и образовательных проектах, включение требования о наличии опыта инженерной практики в критерии найма и должностного повышения, а также соответствующее профессиональное повышение квалификации в университете.

Выводы: теперь уже не вызывает сомнения, что на следующем этапе развития строительной отрасли BIM-технология возьмет верх над системой раздельной документации, потребность в подготовке BIM-специалистов будет нарастать. Системе образования придется ответить на запрос рынка труда. Следовательно, настало время развивать дисциплины, способные обеспечить будущего выпускника необходимыми знаниями.

Список литературы

1. План внедрения технологий информационного моделирования зданий (BIM - Building Information Modeling) в области промышленного и гражданского строительства //  Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // URL: http://www.minstroyrf.ru/press/3d-proektirovanie-budet-ispolzovatsya-v-oblasti-promyshlennogo-i-grazhdanskogo-stroitelstva/ (дата обращения: 20.02.2015)

2. Программа v российского инвестиционно-строительного форума // URL: http://www.ribf.msk.ru/programma/ (дата обращения: 20.02.2015)

3. Отчет о проведении Строительного конгресса // URL: http://isicad.ru/ru/pdf/infars_building-congress_2015.pdf (дата обращения: 20.02.2015)

4. Вебинар «Типовая проектная документация. Создание новой системы типового проектирования» // URL: http://nopriz.ru/nnews/all/vse_novosti/predstaviteli_nopriz_prinyali_uchastie_v_vebinare_tipovaya_proektnaya_dokumentatsiya_sozdanie_novoy_/ (дата обращения: 20.02.2015)

5. План внедрения технологий BIM. Путь строительной отрасли к инновациям // URL: http://www.mosecostroy.ru/novosti/?ID=1585 (дата обращения: 20.02.2015)

6. Круглый стол на тему «Технологии информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства» / URL: http://nopriz.ru/news/archives/?ELEMENT_ID=14105 (дата обращения: 20.02.2015)

7. Научно-практическая конференция «Перспективы развития градостроительства в России: территориальное планирование, информационное моделирование и эффективная экономика» // URL: http://www.stroyorbita.ru/index.php/item/4414-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-perspektivyi-razvitiya-gradostroitelstva-v-rossii-territorialnoe-planirovanie-informatsionnoe-modelirovanie-i-effektivnaya-ekonomika (дата обращения: 20.02.2015)

8. Переход на BIM для проектировщиков: бояться нельзя радоваться // Сибстройинформ // URL: http://www.sssib.ru/news/news.php?data=2015-11&news=1&page=1 (дата обращения: 20.02.2015)

9. Батишев В. Из практики информационного моделирования // Sportbuild. - Июль, 2015 // URL: http://static-dc.autodesk.net/content/dam/autodesk/www/campaigns/BTT-RU/Sportbuild.pdf  (дата обращения: 20.02.2015)

10. Программа OPEN BIM // URL: http://www.graphisoft.ru/archicad/open_bim/  (дата обращения: 20.02.2015)

11. Ануфриев Д. П., Петрова И. Ю., Шикульская О. М..  Внедрение инструментов BIM в образовательный процесс строительного вуза // Астраханский инженерно-строительный институт // URL: http://www.aucu.ru/journal/files/documents/44-redaktor/prsk_2015/prsk_2015_54-62.pdf (дата обращения: 20.02.2015)

12. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 17 с.

13. Официальный сайт Conceiving — Designing — Implementing — Operating (CDIO) // URL: http://www.cdio.org/ (дата обращения: 20.02.2015)

14. CDIO - современный подход к инженерному образованию // http:// URL: cdiorussia.ru/ (дата обращения: 20.02.2015)

 

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(25 февраля 2016 г. 18:42)

Уважаемая Анна Викторовна.

Ваша статья как свет в конце туннеля. Не 2 или 3D, а PLM, BIM, GIS-технологии. Но только вот пройдет ли кафедра и ВУЗ аттестацию-аккредитацию, которую мы проходили по тестам уважаемого П.Г. Талалая с методом прямоугольного треугольника среди них, правда 5 лет назад.  И будет ли знать правая рука, что делает левая, во ФГОСах Ваша информация никак не отражена ведь?

Вопрос риторический.

Спасибо за обнадеживающую и очень обстоятельно изложенную информацию

Фото
Попов Евгений Владимирович
(25 февраля 2016 г. 20:58)

Ничего нового в данной статье не изложено. В строительстве и архитектуре с конца 90-х годов хорошо известна концепция Virtual Building Concept (VBC) разработки компании Graphisoft, о чем даже в Википедии имеется много информации (см. хотя бы https://en.wikipedia.org/wiki/Graphisoft), уж не говоря о специальной литературе. Данная концепция является развитием CALS-технологий (технологий поддержания информационных процессов в течение ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЙ) применительно к строительной индустрии, о чем видимо автор статьи слабо информирован. Мало того, VBC заложена в основу практически всех известных архитектурно-строительных систем, в том числе и упомянутых в статье продуктов фирмы Nemetschek и др. (все перечислять нет смысла), а т.н. технологии BIM, с придыханием упоминаемые автором, являются не чем иным как CALS-технологиями, адаптированными под строительную отрасль. Это первое. Второе заключается в том, что практически все строительные вузы страны уже на протяжении как минимум 10 лет в своих программах предусматривают обучение студентов не просто компонентам данных технологий, а профессиональному владению ими. Никого в данный момент призывать к очевидному не имеет смысла. В силу сказанного данная статья не имеет никакой теоретической и практической ценности

Фото
Петухова Анна Викторовна
(25 февраля 2016 г. 21:17)

Алексей Алексеевич, огромное спасибо за отзыв!

Да, мы тоже проходим аттестации.. по бакалавриату, по специалитету, по техническим направлениям, по строительным направлениям... Руководство настраивает нас на то, что эти процедуры теперь будут сопровождать нашу деятельность непрерывно!

Мы также обеспокоены содержанием тестов, по которым оцениваются остаточные знания студентов. Поднимали эти вопросы не раз, но безрезультатно...

Классический курс начертательной геометрии никуда не делся. Он читается в прежнем объёме. И метод прямоугольного треугольника занимает в нём вполне достойное место.

Но развиваться надо. И здесь огромная благодарность руководству вуза, за то, что у нас есть  возможность продолжать графическую подготовку студентов на втором и третьем курсах, есть возможность формировать учебные программы в соответствии с требованиями времени. BIM-курс читается на кафедре четвертый год. За это время он претерпел большие изменения. Это связано как с развитием программного обеспечения так и с накопленным педагогическим опытом обучения.

Пройдет немного времени и на смену  PLM, BIM, GIS придут новые, более современные, более продвинутые технологии. Надо лишь стараться не оставать от жизни, насыщать образовательное пространство новыми идеями, и они обязательно пустят корни!

Фото
Петухова Анна Викторовна
(26 февраля 2016 г. 8:23)

Здравствуйте, уважаемый Евгений Владимирович!

Целью публикации было обратить внимание сообщества на то, что внедрение CALS-VBC-BIM-технологий сегодня перестало быть частным делом разработчиков ПО и строительных компаний. Теперь эта задача решается на государственном уровне.

Согласно "Плану поэтапного внедрения технологий BIM в области промышленного и гражданского строительства", утвержденному

приказом Минстроя России № 926/пр года, разработанному совместно с Росстандартом, Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и иными институтами по модернизации экономики и инновационному развитию Минстрой России провел отбор и экспертизу нескольких десятков "пилотных" BIM-проектов, в конце 2015 года направил на утверждение в Правительство Российской Федерации перечень нормативных правовых и нормативно-технических актов, в том числе образовательных стандартов, подлежащих изменению и разработке в свете перехода системы проектирования к использованию BIM-технологий. Предполагается, что работу по внесению данных изменений Минстрой России совместно с АНО «АСИ», ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) завершит к концу 2016 года. Еще через год, к декабрю 2017 года, планируется подготовить экспертов органов экспертизы по использованию технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.

Фото
Попов Евгений Владимирович
(26 февраля 2016 г. 11:03)

Дело в том, что внимание обращать уже давно не требуется. Необходимость обучения упомянутым технологиям всеми уже осознана и много раз переосознана. Мало того, такое обучение в ведущих вузах уже вовсю ведется, поскольку индустрия (в данном случае и строительная) все технологии поддержания процессов Жизненного Цикла Изделия использует, и специалисты в этом деле очень востребованы. Этот процесс созревал задолго до того, как чиновники от образования дошли до понимания этого. Теперь все их документы и лозунги выглядят как призыв бежать в магазин, чтобы успеть к открытию, когда он уже закрывается. Другое дело, что нужны грамотные пособия, методики обучения, циклы лекций, сборники упражнений, то есть то, что действительно направлено на процесс обучения. На уровне каждого вуза эти вопросы решаются, но каких-то разработок общенационального, или хотя бы общеотраслевого, уровня я не встречал. Если бы в статье об этом было сказано хоть пол-слова вместо призывов, было бы более логично.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(27 февраля 2016 г. 6:33)

Здравствуйте, уважаемая Анна Викторовна!

Спасибо за интересную информацию.

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(1 марта 2016 г. 10:02)

Добрый день, Анна Викторовна!

Вы говорите об актуальности проблемы, обосновывая это нормативными документами. Полагаю, что это вводная часть к материалу 3 семестра. К сожалению, не всегда участники конференции обращают внимание на методическую составляющую нашего форума, хотя в названии это отражено.

Область деятельности инженеров - строителей строго регламентируется правовыми, нормативными, техническими документами. Профессионал-специалист просто не сможет выйти за эти рамки и излагать свой «сугубо инженерный» аспект дисциплины, не опираясь на подобные знания. Здесь же подчеркну, что для «сугубо инженерного» аспекта желательно иметь мощное теоретическое обоснование (допускаю даже фрагментарное, иллюстративное, информационное изложение). Кстати, в рамках Евклидовой геометрии нельзя применить теорию относительности Энштейна. А в каких геометрических пространствах можно реализовать те или иные физические модели?  Найти бы что-то популярное в литературе и не более 100 страниц :).

Да, регулярно обсуждаю с коллегами те или иные методические вопросы подготовки инженеров-строителей, горняков. Мы пытаемся создать и реализовать следующую «цепочку»: задание на проектирование –  этап разработки проектной документации (архитектурные, функционально-технологические, конструктивные или инженерно-технические решения) – геометрическая модель –  оценка соответствия принятых решений заданию на проектирование (1-2 нормируемых параметра), требованиям законодательства, другим нормативно-правовым актам – и снова уточнение геометрической модели (еще раз останавливаемся на вопросах параметризации).

Элементы проектно-деятельностного обучения используют многие наши коллеги, спасибо им, что делятся своим опытом.  Заметила, что и Вы работаете в этом же направлении. Мне приятно, что есть понимание, общий взгляд на проблемы и их решение.

С пожеланием удачи, Елена С. Дударь

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(1 марта 2016 г. 15:42)

Уважаемая Елена Сергеевна!

В дополнение к Вашему комментарию хочется напомнить, что BIM, также как PLM или GIS-технологии не ограничены геометро-графической информацией для получения рабочей документации, а предназначены обеспечить информационную поддержку всего жизненного цикла изделия, открыты практически для любой информации об изделии и связанной с изделием. Возможно включение в бездушную САПР проверки на соответствие правовым, нормативным, техническим требованиям (если это до сих пор не сделано), позволит исключить, в том числе и вызванные человеческим фактором такие ситуации, когда какие-то постройки возводятся там, где их быть не должно, а потом, через несколько лет, их вынуждены сносить по ночам.

Такое предположение, на наш взгляд, не противоречит выводу уважаемой Анны Викторовны о том, что на следующем этапе развития строительной отрасли BIM-технология возьмет верх над системой раздельной документации.

Суважением

Соколова Людмила Сергеевна
(9 марта 2016 г. 23:22)

Здравствуйте Елена Сергеевна!

Может быть вам окажутся полезными и интересными примеры из гл. XVII §10 «Абстрактная геометрия и реальное пространство». Автор чл.-корр. А.Д. Александров. Книга называется «Математика, её содержание, методы и значение», т.3, М. 1956. Я сама использовала некоторые геометрические идеи многомерного пространства из этой книги (см. статью Л.С. Соколовой на этой конференции).

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(17 марта 2016 г. 9:48)

Добрый день, Людмила Сергеевна!

Спасибо, что откликнулись. Иногда мне приходится читать лекции на курсах повышения квалификации (для строителей). Практическое приложение геометрических задач в "доступном" для инженеров изложении, как правило, привлекает слушателей, вызывает бурное обсуждение. Именно с этой точки зрения внимательно изучаю Вашу статью на конференции, мне она показалась весьма полезной. А вопросами объективно существующей реальности (пространства) в той или иной степени интересуются многие инженеры. 

Да, была опубликована интересная задача с моделью паруса на КГП-15, автор В.А. Короткий. Пытаюсь найти решения подобных задач (покрытия общественных зданий и сооружений, то есть крыши) в строительной практике. Очень помогает опыт коллег, их статьи и ссылки на первоисточники.  С благодарностью, Елена С. Дударь

 


Назад Go Back