Назад Go Back

К ПЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КОНФЕРЕНЦИИ ПО КАЧЕСТВУ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (КГП): ДО И ПОСЛЕ ОЧЕРЕДНЫХ ДИСКУССИЙ

English version
Фото Горнов Александр Олегович (Национальный исследовательский университет "МЭИ")


Аннотация

Дана авторская оценка основных итогов пятилетия конференции КГП и размышления по результатам работы в 2016 году.



Ключевые слова: пятилетний юбилей КГП, самый представительный профессиональный форум, проблемы инженерной подготовки и консолидации позиций ГГП.

Банально, но  время действительно идет быстро. Этот форум 2016 г. будет шестым и значит, что КГП вступает в свою вторую пятилетку, и это, несомненно, повод подвести итоги. Скорее всего, каждый постоянный участник КГП оценит их по-своему. Но, надеюсь, общим для нас будет ощущение удовлетворения от совместной работы, все большего интереса наших коллег к участию в КГП и пользы от профессионального и человеческого общения не только в прямом эфире, но и в порядке двусторонних встреч  по интересам, “без прессы”.  Да и кто назовет более представительный по составу (в России), глубине и продолжительности  дискуссий профессиональный  форум,  с таким неравнодушным подходом его участников к общим делам, в том числе организационным. В этот раз Оргкомитет, например,  принял предложение дать возможность авторам    дополнять информацию о себе кратким резюме. А это поможет лучше понять источники той или иной позиции авторов в рамках нашей прикладной области знаний, имея представление об их методических предпочтениях, педагогическом, научном и проектно-конструкторском опыте, круге  профессиональных и других интересов.

За эти годы сформировалось и стало продуктивным взаимодействие двух профессиональных информационно-дискуссионных площадок – электронной   и традиционной,  журнальной.  Наверняка это и далее будет способствовать подержанию и укреплению статуса журнала “Геометрия и графика”, уже ставшим “ваковским”.

Среди итогов пятилетки нельзя не упомянуть добрым словом слаженную  работу непосредственных организаторов и опытных рулевых дискуссионным  процессом на конференции – коллег с кафедры “Дизайн, графика и начертательная геометрия”  ПНИПУ. Постоянно совершенствуется и сам сайт в “умелых руках” его администрации. К началу новой пятилетки  КГП  его администрация  сделала всем отличный подарок, обеспечив вход в архив публикаций авторов и возможности организации оперативной переписки  участников по е-mail.

Работа в  Перми начинается задолго до февральских дней и заканчивается  в сентябре редакционной подготовкой и изданием в великолепном исполнении Сборника материалов конференции (рис.1), который два года назад стал официальным изданием, зарегистрированным в РИНЦ, с электронным вариантом которого в pdf-формате, все, конечно, знакомы.

Важно, что наши интересы в эти годы не ограничивались выданными  стандартными  “кредитами” на дисциплины ГГП, а затрагивали широкий спектр,  иногда неожиданных, тем и вопросов. …Уже видно, что  основная  роль преподавателя будет меняться. Он не может по-прежнему быть основным ретранслятором информации и, тем более, конкурировать в этом  с современными информационными технологиями. Его роль – быть навигатором в информационном  и  “знаниевом”  пространстве  в процессе учебной деятельности, в которой необходимо усиление самостоятельного начала студента.  При этом надо стремиться, как следует из позиции многих авторов, моделировать в учебном процессе отдельные фрагменты видов деятельности в технике. Но для этого выпускник школы должен более уверенно владеть инструментом описания важнейшей характеристики мира, в котором он живет, – его геометрией и соответствующим разделом математики. И в средней и в высшей школе необходимо продолжать поиск содержания и форм учебного процесса увлекающих, а не принуждающих учащихся.

Не “за горами” время, когда информационные технологии перейдут на “техно-био” основу. На базе нано- техно- составляющей ИT станет возможной персональная локализация огромных баз знаний и формализуемых алгоритмов, для доступа к которым обучаемому не будет нужен посредник. Пусть это еще не де-факто, но готовиться к этому надо. Конечно, образовательная сфера не может целиком опираться на гипотезы, но и постоянно догонять практику не должна. Поэтому уже сейчас нужен педагог с разносторонней эрудицией, расширению которой у всех участников способствует наше общение. На слуху проблемы импортозамещения,  которые, несмотря на уверенные голоса политиков, очень и очень  не простое дело. Их фундаментальное  решение уже давно  должно было бы начинаться в образовательной сфере, с настройки у преподавателей и обучаемых  ментальности инноваций, мотивирующей продуктивную деятельность учащихся с первого  курса. И пока мы будем мыслить категориями  дисциплин, а не категориями процессов и деятельности,  проблему вряд ли можно решить. А для этого надо постоянно корректировать и  “импортозамещать” проникшие инородные элементы образовательной  структуры  и  не  засорять её  ничего не решающими по сути, именно по сути,  формализациями и переформулировками. Следует  обобщать лучший отечественный опыт и инновационные идеи, оперативно, а не десятилетиями, проверять их на практике, для чего надо снять административные  “наручники”, в которых, при существующей материальной поддержке  преподавательского труда можно только плодить, тут же теряющие актуальность, многочисленные  бумаги. 

Эффективное  межпредметное  взаимодействие, которое  актуально не только  для  ГГП,  является одной из задач и  состоит  не в том, что бы смешивать методы отдельных дисциплин на абстрактной основе. Отдельные  дисциплинарные знания и методы должны взаимодействовать в процессе  решения  учебных задач прикладного характера, моделируя инженерную   деятельность в той или иной сфере. Такая постановка и определит фактическую эффективность и востребованность, теоретическую актуальность и перспективность тех или иных моделей и подходов. А  академические обобщения лучше лягут на предварительно  подготовленную почву на стадии магистратуры.

 Наверно в нашей “собственной”  образовательной области организационная  проблема одна из самых острых. Поэтому прошлогодняя благородная инициатива ДТГУ, реализованная в  Дивноморском, номинально должна дать импульс усилению авторитета НМС. А пока, то позитивное, что нарабатывается общими усилиями так и остается, судя по всему, в нашей среде (это, конечно, хорошо), не доходя (это плохо) до руководящих   структур  и  руководителей ВПО. Нет необходимых обратных связей. А реализовать прогрессивное в разомкнутой системе можно только, если руководитель в одном лице – и реформатор, и законодатель, и инвестор, и администратор, и исполнитель, и ревизор, и… альтруист. Анализ архивов  наших докладов и комментариев на КГП,  все еще оставляет ощущение, что мы намного лучше излагаем свои мысли и точки зрения, чем вникаем и осмысливаем то, что предлагается коллегами. Это не способствует консолидации точек зрения,  выделению главного, порождает ненужные и непродуктивные повторы и кажущиеся противоречия, не позволяет   объединить усилия на решении общих задач. Правда, выделить и обобщить их не просто, но именно для этого и нужен мудрый консолидирующий орган, как бы “профессиональный пассионарий”, для  которого общее дело важнее собственных предпочтений, а эту функцию, как представляется,  наряду с  КГП,   должен выполнять НМС.    

Не хотелось, но не могу не  заметить, что пока нам не всегда удается до конца выдержать соответствующий значению и статусу  нашего форума  этический уровень  дискуссий. Извините, ёрничать, переходить на личности  в пылу дискуссии, если говорить очень мягко, – “не  есть хорошо”. Можно ли  представить себе аргументацию своей или оценку чужой точки зрения, проецируя её на личность и в безапелляционном стиле, например, в журнале? Методика дело субъективное, поэтому и не существует “методической прокуратуры”. Не вводить же нам, коллеги, образно говоря, практику желтых и красных карточек, как в футболе! Но футбол-то не такая уж интеллектуальная сфера,  а наша – наоборот, причем   практически, – 3D! … 

Идеального,  как известно, не бывает, но стремиться к этому надо.  Давайте  спокойно обсудим новые идеи, опыт реализации старых и, главное,   попытаемся консолидировать уже наработанное и продуктивное. Представляется, что это и есть главная задача на ближайшее будущее, которое начинается сегодня…

…И вот уже, спустя полтора месяца, можно подводить некие итоги начала этого будущего…

Да,  конференция быстро подошла к концу и есть решение, за которое голосуем. Как всегда, особая благодарность непосредственным организаторам КГП и, в первую очередь, Ирине Дмитриевне и её высококвалифицированному и оперативному “аппарату” исполнительного директора! 

 По “свежим  следам” хочется представить своё предварительное впечатление  от  разнообразных итогов нашей работы. Делясь здесь частью своих оценок, постараюсь не сильно отклоняться от позиций и надежд,  высказанных выше в начале работы конференции. 

Не скрою, впечатления  неоднозначные и  даже противоречивые. Показалось, что настроение коллег тоже разное и, в целом, не отличается особым оптимизмом. Наверно это и есть результат “оптимизации” кафедр и учебного процесса и номинального повышения оплаты труда преподавателей. Количество зарегистрировавшихся коллег, а затем наблюдавших за процессом  на КГП2016  кажется было больше обычного, не только среди тех, кому по статусу это не показано, но и среди обычно активных участников. Но жизнь, и профессиональная тоже, не простая штука... Не хочется делать далеко идущих выводов. Как все некатастрофические   процессы, интерес к участию в форуме, если судить по количеству участников, да и по другим показателям, можно хоть и грубо, аппроксимировать  экспонентой, прогнозируя их устойчивое значение. …С  разных позиций  можно оценивать остроту и содержание терминологических и понятийных споров. Но приходит в голову такая аналогия. Словарь терминов и приемов в сфере разработки, например, оружия, не совпадает  со словарем командира на поле боя. Естественно, что соответствующие  “кнопки и рычаги” они называют одинаково. И не думаю, что главный конструктор подсказывает полевому командиру, как тактически  использовать его оружие в конкретном бою. Кроме того, именно боевая практика подсказывают направление модернизации изделий, а не наоборот. А терминологический  интерфейс разработчиков и практиков должен быть продуктом взаимовлияния и взаимопонимания.

 Имея в виду высказанные мнения и комментарии на квалификационную  тему,  хочу привести реплику крупного отечественного ученого в области электрических систем – В.А.Веникова (1912-1988г.г.) – по поводу бывшей некогда практики планирования докторских диссертаций: “Не надо их планировать; докторская диссертация (д/д) – это попутный продукт большой научной работы… . “ (интерпретирую Валентина Андреевича и так: не надо их (д/д) специально писать! Если бы требования  ВАК стремились к  этому!)  А критерий  докторского уровня для таковых (д/д) в области техники и технологий был простой – “открыто  новое научное направление” или “решена  важная народно-хозяйственной задача”. (Среди учеников В.А. Веникова около 150 к.т.н и д.т.н.!)   Представляется, что в педагогике  опираться на эти подобные оценки сложнее. Объективным результатом, что является главным признаком научности, здесь могут быть, как представляется, только новые и глубокие, подкрепленные научными методами, обобщения или образовательные парадигмы, а не частные субъективные методики и результаты или обзоры на фоне других, тоже субъктивных, ничем нехудших и нелучших тоже успешно реализованных и тоже в локальных  условиях. 

 …Про тему контроля, в том числе автоматизированного, учебного материала, активно обсуждавшуюся в этот раз, у меня тоже не очень стройные впечатления. С одной стороны, дидактический рефрен о процессе формировании компетенций, а проверяется …память и, в лучшем случае, моторика в типовых ситуациях. Какие же это компетенции?  На самом деле, на мой взгляд,  это  проверка  и  перегрузка  биологического процессора. А компетентность-то состоит в способности решать нетиповую задачу!! Да и все знают, что к такому контролю студент, как правило, заучил, сдал и, …чаще всего, – забыл. Его впереди ждет такой же контроль по другой важной дисциплине. Если уж проверять эти пресловутые компетенции, то потом, как остаточные навыки и умения в рамках комплексных  постановок задач. Да и роль современных информационных технологий   рассматривается, на мой взгляд, пока еще несколько односторонне, – чаще в свете повышения эффективности  трансляции учебной информации. А ведь не менее, а, пожалуй, более эти возможности важны для выполнения алгоритмических  преобразований  информации, её хранении и быстром поиске нужных фрагментов, переформатировании баз знаний. Не так остры в этот раз были дискуссии  про первичность 3D или 2D. Просто консенсус, как кажется, почти  сформировался, но не на  том,  что важнее, а с чего начинать. А здесь человеку ближе то, что и как он видит  (воспринимает)  и в каком пространстве живет (3D).

И попутно. Первично понятия геометрия и графика, неразрывно связаны  с  визуальностью, особенно в инженерном контексте.  Поэтому уход в “другие миры”, увеличивая  число  мер,  по определению,  вряд ли может работать на ГГП. “Там” же нельзя целенаправленно синтезировать конструктивно функциональные геометрические образы для 3D пространства. Это сфера других разделов математики – анализировать уравнения многих (>3) переменных, даже если их “проекции“ и  “развертки”  занятны для обозрения. А математический анализ уравнений геометрических образов – отдельная тема, особенно когда его результаты имеют прикладное значение.

По-разному можно оценить и перспективность  предложений  по сохранению  кафедр ИГ  (условно),  на фоне процесса  их,  в лучшем  случае,  интеграции  с другими кафедрами. Тут для  осмысления и реализации  видно две цели: сохранения кафедр за счет резкого подъема компетентности ППС и другая – усиления их (кафедр) “базовой прикладной  роли” в ГГП, понимаемой расширительно. …В любом варианте, особенно в первом, задача не из простых – “сырья” не хватает. А потом, найдется ли достаточно потребителей на вторичный продукт (бакалавров, магистров), если их производство  наладить. Скорее, если уж решать проблему самосохранения, то надо ставить обе задачи в их взаимосвязи, стараясь сохранить  потребителей ГГП подготовки в лице общетехнических специальных кафедр. Но без движения им навстречу, будем иметь то, что имеем.

Существует еще один вариант, который потребует не меньшей квалификации  ППС. Переход на позиции инженерной пропедевтики, включая ГГП со всеми технологиями и дизайн. С одной стороны, это инструмент для доработки наследства средней школы, а с другой – погружение в среду специфической инженерной ментальности, для чего нужна широкая и одновременно глубокая эрудиция преподавателей. А уж поле для  становления такого подхода  практически  огромных размеров, и оно практически не пахано. Но все это имеет смысл, если кому это нужно из потребителей нашей продукции, включая государство. Наша задача предлагать.

…Еще раз про “военные” аналогии. Не могу привести пример эффективности “борьбы за общее дело”, когда у нас  то тут, то там возникают  “боевые” столкновения по инициативе то тех, то тех, кто ищет  “одну победу на всех”. Может быть, дело наше  общее, но цели  в нем  разные?

…И красивая “конная” аналогия, приведенная коллегами, воспринимается как-то неоднозначно… Действительно,  коня можно привести к водопою, но можно ли его заставить пить…, если вода не очень вкусная  и упрекать его за это? А вкус хорошему напитку придает родниковый аромат, а не привкус от почти непроточного водоёма. Надо освежать предметную часть заданий. Облик объектов техники  изменился, в том числе  и за счет новых материалов и технологий.

Опции сайта КГП существенно обогатились, но пока не полностью были задействованы участниками, а это информационный резерв для повышения взаимопонимания в дальнейшем. …Несмотря на эти неоднозначные впечатления, как всегда узнал для себя очень много интересного и полезного, поэтому всем спасибо! Есть  что обдумать  и в чем постепенно разобираться. Время все идет и идет, но будем оптимистами! А куда деваться бедному преподавателю, как крестьянину, на ниве инженерного образования!?  Все равно наступит  время очередной  “посевной”… и надо будет брать кредит под  альтруизм.

Коллеги, давайте соберемся через год в приподнятом настроении. Для этого всем здоровья!

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Хейфец Александр Львович
(16 марта 2016 г. 22:19)

Александр Олегович, здравствуйте. Обращаюсь к Вам как к москвичу. Что Вам известно о Московский международный салон образования 2016, информация о котором выложена на конференции. Вы ранее там были? Стоящее дело? Что-то для нас там может быть? 

Как я понял, там будут и представители Минобра - это в связи с обращением конференции.

Мой вопрос вызван возможностью посещения этого салона во времч командировки, сразу после Вашей конференции Инфорино 2016. 

С уважением. А.Л. Хейфец

Фото
Горнов Александр Олегович
(17 марта 2016 г. 0:37)

Александр Львович,добрый вечер !   Завтра я  буду на кафедре, где у меня есть данные о том, на каком подобном форуме был. Вечером,  уточнив, отвечу . С уважением, А.О. 

Фото
Горнов Александр Олегович
(17 марта 2016 г. 22:41)

 

   Александр  Львович, как обещал, -  небольшие впечатления о выставках в  жанре “современные средства и образовательные технологии “. Может мой ответ будет интересен и другим коллегам.

Личные впечатления  связаны  с  посещением  в Москве Международной выставки   E- LEARNEXPO ( 10-я  Международная выставка  и конференция “ Современные  технологии  обучения в компаниях и учебных  заведениях;   организатор группа компаний  ITE, в  июне 2013)  и  ОБРАЗОВАНИЕ  30 ( Инновационные технологии в образовании и обучении; организатор  Евразийский открытый  институт, май 2014г.) 

Посетил  обе  выставки  с  большим  интересом  и пользой. Если не касаться мелких деталей  на обеих выставках  представлены   разработчики   образовательных сред  (  ВВ, Gipermethod, Прометей… ) ,  оболочек  для электронных учебных курсов ,  аудивизуальные  средства  ( .... интерактивные  доски ….  ) , свои разработки  демонстрируют  Вузы  и корпорации  ( не только Российские ) представляя опыт  обучения и переподготовки персонала  в  очном и дистанционном режиме ;  проходят  мастер - классы , лекции,  виртуальные  лабораторные работы , демонстрируются  ЭОР . Много  разнообразной информации и рекламной  продукции , полезного общения …На  выставке ОБРАЗОВАНИЕ  30    больше  внимания  было  уделено  проблемам  информационного обеспечения  учебного процесса в  средней  школе.   Полагаю  и предстоящая    выставка  «Московский  международный  салон образования 2016» (13-16 апреля г. Москва, ЦВК «Экспоцентр»).
будет  столь же интересной.  Мою скромную информацию  конечно  можно  дополнить,   пообщавшись   с  Интернетом.   С уважением , А.О.

  

Фото
Бойков Алексей Александрович
(23 марта 2016 г. 22:08)

Уважаемый Александр Олегович, а где найти эти замечательные сборники материалов? Можно ли приобрести, в частности, сборник, который будет издан по результатам КГП2016?

С уважением, Бойков.

Фото
Горнов Александр Олегович
(23 марта 2016 г. 23:41)

  Алексей Александрович, добрый вечер! У организаторов нашего форума  нет ресурсов, чтобы предложить полиграфическое исполнение Сборника материалов  всем участникам. Печатается только необходимый для статуса минимум . Хотя , как Вы понимаете, редакционная подготовка требует немало сил. Общедоступна электронная копия Сборника. Я,  например, сделал себе на подобной копии "полиграфическое" исполнение Сборника материалов совещания в  Дивноморском . Может быть Ирина Дмитриевна и уточнит мою информацию. С уважением, А.О,      

Фото
Горнов Александр Олегович
(23 марта 2016 г. 23:41)

  Алексей Александрович, добрый вечер! У организаторов нашего форума  нет ресурсов, чтобы предложить полиграфическое исполнение Сборника материалов  всем участникам. Печатается только необходимый для статуса минимум . Хотя , как Вы понимаете, редакционная подготовка требует немало сил. Общедоступна электронная копия Сборника. Я,  например, сделал себе на подобной копии "полиграфическое" исполнение Сборника материалов совещания в  Дивноморском . Может быть Ирина Дмитриевна и уточнит мою информацию. С уважением, А.О,      

Фото
Хейфец Александр Львович
(24 марта 2016 г. 7:58)

Александр Олегович, здравствуйте.

К вопросу о бумажном издании сборников КГП. Я привел, что по моим прикидкам сегодня 60-70 постоянных участников нашей конференции. Большинство из них, по моему, бы купили такие сборники, да и новые участники присоединились. Обязательная рассылка 20, а с рекламой - еще 100 экз. Вот и тиражик наметился. Я понимаю, что должен быть интерес кафедры ПГТУ и лично Ирины Дмитриевны. Но можно из этого сделать достойный бизнес. 

Лично я бы купил все шесть по 1 тыс.руб за экз., как память борьбы за правое дело...

С уважением. А.Л. Хейфец

Фото
Горнов Александр Олегович
(28 марта 2016 г. 17:58)

….. И   ПОСЛЕ  ДИСКУССИЙ  (  завершая, по случаю, свой первый кулуарный комментарий )

Да , коллеги, -  вот    конференция   подошла к концу , есть решение, за которое голосуем. Как всегда, особая  благодарность    непосредственным организаторам КГП и, в первую очередь, Ирине Дмитриевне и её            высококвалифицированному    и оперативному “аппарату” исполнительного директора! 

 По “свежим  следам” хочется представить своё,  как  бы предварительное, впечатление  от  разнообразных итогов нашей работы в начале очередного пятилетнего  этапа  истории  КГП. …   Делясь здесь частью своих оценок, постараюсь не сильно отклоняться от позиций и надежд,  высказанных в начале работы конференции  тут же, в кулуарах.

 У меня, не скрою, впечатления  неоднозначные и  даже противоречивые. Показалось, что настроение коллег тоже разное и, в целом, не отличается особым оптимизмом. Наверно это и есть результат “оптимизации” кафедр  и учебного процесса и номинального повышения оплаты труда преподавателей. Количество  зарегистрировавшихся коллег, а затем наблюдавших за процессом  на КГП2016  кажется было  больше обычного, не только  среди тех, кому по статусу это не показано, но и среди обычно активных участников. Но жизнь, и профессиональная тоже, не простая штука... Не хочется  делать  далеко  идущих выводов.

… Как  все некатастрофические   процессы,   интерес к  участию в форуме, если судить по количеству участников, да и по другим показателям, можно хоть и грубо, аппроксимировать  экспонентой, прогнозируя их устойчивое значение. … С  разных позиций  можно оценивать остроту и содержание терминологических и понятийных споров. Но приходят в голову такая  аналогия. Словарь терминов и приемов в сфере разработки, например, оружия, не совпадает  со словарем командира  на  поле боя. Естественно, что соответствующие  “кнопки и рычаги” они называют одинаково. И не думаю, что главный конструктор подсказывает полевому   командиру,  как  тактически  использовать его оружие  в конкретном бою. Кроме того, именно боевая практика подсказывают направление модернизации изделий, а не наоборот…А  терминологический  интерфейс разработчиков и практиков должен быть продуктом взаимовлияния и взаимопонимания.

 Имея в виду мнения и комментарии на квалификационную  тему,  хочу привести реплику  крупного отечественного   ученого в области электрических систем - В.А.Веникова (1912-1988г.г.) по поводу бывшей некогда  практики планирования  докторских диссертаций: “ Не надо их планировать; докторская диссертация (дд) – это попутный продукт большой научной работы… . “ ( интерпретирую Валентина Андреевича и так : не надо их (дд) специально писать! … Если бы требования  ВАК стремились к тому!)  А критерий   докторского  уровня  для таковых (дд) в области техники и технологий был простой – “открыто  новое научное направление”  или “решена  важная народно - хозяйственной задача”. ( среди учеников В.А. Веникова около 150 к.т.н и д.т.н !)   Представляется, что в педагогике  опираться на эти подобные оценки сложнее.  Объективным результатом, что является главным  признаком научности,  здесь  могут быть, как представляется,  только новые и глубокие, подкрепленные научными методами,  обобщения или образовательные парадигмы,  а не частные субъективные методики и результаты или обзоры  на фоне других, тоже субъктивных,  ничем нехудших  и  нелучших  -  тоже успешно реализованных в локальных условиях.  

 …. Про тему контроля, в том числе автоматизированного, учебного материала, активно обсуждавшуюся в этот раз,  у меня тоже не очень стройные впечатления. С одной стороны, дидактический рефрен о процессе формировании компетенций, а проверяется …память и, в лучшем случае, моторика в типовых ситуациях. Какие же это компетенции?  На самом деле, на мой взгляд,  это  проверка   и  перегрузка  биологического процессора. А компетентность - то состоит в способности решать нетиповую задачу!! Да и все знают, что  к такому контролю студент, как правило, заучил, сдал и, …чаще всего, - забыл. Его впереди  ждет такой  же контроль  по другой важной дисциплине.  Если уж проверять эти пресловутые компетенции, то потом, как остаточные навыки и умения в рамках комплексных  постановок задач. Да и роль НИТ  рассматривается, на мой взгляд, пока еще несколько односторонне, – чаще в свете повышения эффективности  трансляции учебной информации. А ведь не менее, а, пожалуй, более важны возможности  информационных технологий в выполнении алгоритмических  преобразований  информации, её хранении и быстром поиске  нужных фрагментов, переформатировании  баз  знаний.  Не так остры в этот раз были дискуссии   про первичность  3D или 2D . Просто консенсус, как кажется,  почти  сформировался, но не на  том,  что важнее, а с чего начинать.  А здесь человеку ближе  то,  что и  как он видит  (воспринимает)  и в каком пространстве живет (3D).

И попутно. Первично понятия геометрия и графика, неразрывно связаны  с  визуальностью, особенно в инженерном контексте.  Поэтому уход в “другие миры”, увеличивая  число  мер,  по определению,  вряд ли может работать на ГГП. “Там” же нельзя целенаправленно синтезировать конструктивно функциональные геометрические  образы для  3D пространства. Это сфера других разделов  математики – анализировать  уравнения многих (>3) переменных, даже если их проекции и  “развертки” занятны для обозрения. А математический анализ уравнений геометрических образов - отдельная тема, особенно когда его результаты имеют прикладное значение.

  По  разному  можно оценить  и перспективность  предложений  по сохранению  кафедр ИГ  (условно),  на фоне процесса  их,  в лучшем  случае,  интеграции  с другими кафедрами. Тут для  осмысления и реализации  видно   две цели: сохранения  кафедр за счет резкого подъема компетентности ППС и другая - усиления их “базовой прикладной  роли” в ГГП, понимаемой расширительно. … В любом варианте, особенно в первом, задача не из простых – сырья не хватает. А потом, найдется ли достаточно потребителей  на вторичный продукт (бакалавров, магистров), если их производство  наладить. Скорее, если уж решать проблему самосохранения, то надо ставить обе задачи  в их взаимосвязи, стараясь сохранить  потребителей  ГГП подготовки в лице спецкафедр. Но без движения им навстречу, будем иметь то, что имеем.

  Есть еще один вариант, который потребует не меньшей квалификации  ППС. Переход на позиции  инженерной пропедевтики, включая ГГП со всеми технологиями  и дизайн.   С одной стороны это инструмент для доработки наследства средней школы, а с другой -  погружение в среду специфической инженерной ментальности, для чего нужна широкая и одновременно глубокая эрудиция преподавателей. А уж поле для  становления такого подхода  практически  непахано и огромных размеров. Но все это имеет смысл, если кому нужно из потребителей, включая государство. Наша задача предлагать .

 … Еще раз про боевые аналогии. Не могу  привести  пример эффективности  “борьбы за общее дело”, когда  то там, то тут  возникают  “боевые” столкновения по инициативе то тех, то тех, кто ищет  “одну победу на всех” … Может быть это дело и общее, но цели  в нем  разные?

…И красивая “ конная” аналогия, приведенная коллегами, воспринимается как - то неоднозначно…Действительно,  коня можно привести к водопою, но можно ли его заставить пить …, если вода не очень вкусная  и упрекать его за это? А вкус хорошему напитку придает родниковый аромат, а не привкус от почти непроточного водоёма. Надо освежать предметную часть заданий. Облик объектов техники  изменился, в том числе  и за счет новых материалов и технологий.

Опции сайта существенно обогатились, но пока не полностью были задействованы участниками, а это информационный резерв для повышения взаимопонимания в дальнейшем. … Несмотря на эти неоднозначные впечатления, как всегда  узнал для себя очень много интересного и полезного, поэтому всем спасибо! Есть  что обдумать  и в чем постепенно разобраться. Время все идет и идет, но будем оптимистами!  А куда деваться бедному преподавателю, как крестьянину,  в сфере инженерного образования!? Все равно наступит  время очередной  “посевной”…и надо будет брать кредит под  альтруизм.

 Коллеги, давайте соберемся через год в приподнятом настроении. Для этого всем здоровья! А.О.

 

P.S. Своё отношение к ОБРАЩЕНИЮ здесь не повторяю,- все в недавних комментариях.

 

 


Назад Go Back