Назад Go Back

КРИЗИС – ВРЕМЯ ОЧИЩЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ

English version
Фото Рукавишников Виктор Алексеевич (Казанский государственный энергетический университет)


Аннотация

Предлагается разработать, обсудить и принять современную концепцию подготовки специалистов и тезаурус в области геометрического моделирования.



Ключевые слова: компетентность, тезаурус, концепция, способность, деятельность.

Система образования в нашей стране переживает серьёзный кризис, вызванный, прежде всего, качественно новыми требованиями к выпускникам вузов со стороны современных быстро развивающихся высокотехнологичных производств, а также, непродуманностью и противоречивостью проводимой модернизации образования. Этот кризис наложился на другой кризис – кризис в области формирования способностей специалистов создавать и использовать в своей профессиональной деятельности современные конструкторские документы, в том числе электронные геометрические модели, ставшие интеграционно-информационной основой высокотехнологичных производств [1-5].

Изменилась система взглядов и способов в области геометрического моделирования в промышленности. Возникла острая потребность в специалистах нового поколения, способных работать в современных системах автоматизированного проектирования, имеющих принципиально новую философию геометрического моделирования.

Революционные изменения в геометрическом моделировании совпали со сменой образовательной парадигмы - переход от знаниевой к компетентностной образовательной парадигме.

Все эти изменения для преподавателей, привыкших работать с технологиями двухмерного графического моделирования, казавшимися им фундаментальными и неизменными, стали холодным душем. Преподавателям-трансляторам, как оказалось, уже давно устаревших знаний, исключительно трудно было осознать то, что наступила новая реальность.

Основной причиной кризиса в области формирования способностей создавать и использовать геометрические модели (назовем ее геометромодельная подготовка) стало отсутствие современной концепции (руководящей и направляющей идеи), раскрывающей законы и направление развития, роль и место, цель, задачи и предмет изучения, рассматривающей её в целом и в развитии.

Одной из основных догм было вычленение начертательной геометрии из системы и рассмотрение её как нечто оторванное, существующее вне развивающей системы подготовки, с надуманными целями, задачами и предметом изучения.

Предложенная в работе [1] концепция, была просто не замечена или не понята. Для того чтобы понять и оценить происходящее необходимо было выйти за пределы учебных дисциплин начертательной геометрии и инженерной графики и рассмотреть данную область в целом и в развитии, как элементы другой большей системы, на философско-педагогическом уровне. Прекрасное знание начертательной геометрии и научные исследования в этой области не давали возможности правильно понять и оценить происходящее. Находясь внутри учебной дисциплины, не выходя за ее пределы и не поняв ее роль и место в другой большей системе (см. теорему Гёнделя «О неполноте»), трудно понять, что она, как элемент системы, больше в таком формате не востребована.

Преподаватели вместо того чтобы вскрыть причины кризиса начинают предлагать различные частные решения, как правило, в виде опыта преподавания дисциплины. Но это не решет проблемы. Проблема глубже, на общенаучном философско-педагогическом уровне. В результате среди преподавателей сформировался устойчивый «комплекс жертвы». Виноваты все, кроме нас! Виноваты в том, что происходит, безусловно, мы все. И никто за нас эту проблему не решит.

Звоночки о кризисе были уже давно. Ставился вопрос о целесообразности изучения начертательной геометрии в Бауманке. Вопрос был поставлен правильно, а вот ответ в виде точки в названии «Начертательная геометрия. Инженерная графика» оказался скорее камуфляжем, чем решением проблемы. Мы все тогда не понимали, что происходит. Точка в названии, как первый шаг, наверное, было правильным. Но должен был последовать и второй – реальная интеграция трех графических дисциплин и создание единой целостной учебной дисциплины, например «Инженерное графическое моделирование».

В настоящее время выход может быть только один – современная концепция развития данной области подготовки специалистов. Для этого необходимо, чтобы наши ученые и преподаватели разработали, предложили, а затем мы все вместе обсудили ее варианты, приняли за основу на данной или другой конференции.

Концепция должна раскрывать генеалогию (этапа развития), диалектику (основные законы и направление развития), она должна носить прогностический характер; ответить на основные вопросы - чем мы занимаемся, раскрыть роль и место данной области подготовки в системе образования и т.д. Концепция должна определить стратегию действий и сформировать свой современный теминологический аппарат.

Наличие современной концепция позволит предвидеть кризисные ситуации и вовремя реагировать на них, обеспечивая эволюционный естественный переход на более высокие уровни подготовки при появлении качественно новых технологий геометрического моделирования и моделей.

К сожалению, очень мало научных работ посвящено этой проблеме. Без ее решения все остальные исследования и публикации являются пустыми хлопотами. Необходимо было выделить такую секцию и в интернет-конференции. В качестве первого варианта предлагаю свою концепцию, основные идеи которой изложены в работе [1].

Большинство преподавателей, не понимая сути происходящего в целом, вводят новые, как они полагают, понятия, не давая им научного обоснования. Поэтому мы просто обязаны начать договариваться в рамках современной концепции о дефинициях в нашей области. Вольная трактовка терминов в науке – путь к саморазрушению.

Вызывает вопросы не только содержание наших статей, но даже названия секций интернет-конференции. Я уверен, что авторы, вложили в них определенный смысл, но у меня остается много вопросов, многое остается непонятным. Хотелось бы понять, в чем заключается этот смысл, дать четкое научное определение, если необходимо обсудить и прийти к какому-то консенсусу и начать формировать соответствующий тезаурус, с последующим утверждением концепции и тезауруса на НМС.

Приведем некоторые примеры из статей нашей конференции:

  1. «Геометро-графическая подготовка (ГГП)». Термин часто используется, но какую смысловую нагрузку он несет? Специалист формирует свою «геометро-графическую подготовку» в течение всего периода обучения в университете, а затем в процессе профессиональной деятельности. О каком этапе или уровне формирования идет речь? Какая компетенция формируется ГГП? Какова цель, задачи и предмет изучения ГГП? ГГП - это система, произвольный набор учебных модулей или что-то другое? Если это система, то каковы ее цель, задачи, предмет изучения и методология. Что является предполагаемым результатом ГГП подготовки и на каком этапе (курсе) она завершается?
  2. «Инженерная геометрия и компьютерная графика». Это научное направление или учебная дисциплина? Какова их цель, задачи, предмет изучения, интеграционная основа и т.д.? Это два учебных модуля или один?
  3. «Прикладная геометрия» - раздел науки геометрии, полученные научные результаты могут быть использованы в практической деятельности. Если же это учебная дисциплина, то хотелось бы также понять, что является целью, задачами, предметом изучения и т.д. Чем прикладная геометрия отличается от инженерной?
  4. «Практическое решение задач инженерной графики». Какие именно виды практических задач решает инженерная графика, как учебная дисциплина? Не бывает задач без цели. Какова цель, задачи и предмет изучения этой современной инженерной графики?
  5. «Методика и практика современной геометро-графической подготовки студентов». Правильнее, мне кажется, было бы «теория и методика».
  6. «… в области графики и геометрии ...» или «... на занятиях по графике и геометрии». Странное выражение. Графика – область производственной деятельности, геометрия – наука, или нет? Что их объединяет в одну область? Что авторы вкладывают в термины «графика» и «геометрия»? Может это учебная дисциплина, профессиональная деятельность или что-то иное? Что за дисциплина изучает геометрию и графику? Каковы ее цель, задачи, предмет изучения и т.д.?
  7. Что первично, компетенция (цель) или название дисциплины для ее формирования? Компетенция подбирается под дисциплину или дисциплина создается под компетенцию (цель)?
  8. «… первоочередной задачей изучения графических дисциплин является формирование необходимых профессионально значимых инженерных умений и навыков у студентов». Что такое графические дисциплины, сколько их и что их объединяет. Это набор дисциплин, система дисциплин с единой целью или что-то иное? Что является их интеграционной основой? Почему они не интегрированы в единую дисциплину? О каких инженерных умениях и навыках идет речь?
  9. «... дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика...» Сложили три названия и вот вам новая дисциплина. Но это же глупость. Может хватит ее повторять и множить. Все начинается с цели, а цель с потолка не берется! Под цель формируется (на теоретическом уровне) система подцелей (структура), содержание и технология обучения. И только после этого определяется название учебного модуля по его цели и предмету изучения. Коллеги, Вы же не сможете назвать ее главную цель, задачи и предмет изучения и методологическую основу, а также ее отдельных учебных модулей, которые должны представлять из себя модульную систему, направленную на достижение главной цели, а не набор несистемных элементов.

Целью подготовки является формирование специалиста, способного и готового создавать и использовать в своей профессиональной деятельности современные конструкторские документы, отвечающие самым высоким требованиям современных предприятий, на уровне последних достижений в области науки и техники, в соответствии с положениями ФГОС. Мы готовим специалистов не решать геометрические задачи, а создавать геометрические модели, используя геометрические знания, полученные при изучении естественнонаучной дисциплины - геометрии, и не только ее, а также математики, физики и др. Это первый, базовый, уровень подготовки. Естественнонаучные дисциплины носят надстроечный характер и их задача давать знания для базиса (производства, в том числе и геометрическому моделированию, как виду деятельности и учебной подготовки). Базис определяет надстройку и ставит перед надстройкой (наукой, образованием) задачи, которые они должны решать и передавать знания базису. Поэтому говорить, что мы решаем геометрические задачи, не верно. Мы решаем задачи по формированию у студентов способностей создавать геометрические модели (геометрическому моделированию) для производства. Мы относимся к области профессиональной подготовки, а не естественнонаучной.

Что означает выражение - мы «геометры». Если это подготовка специалистов в области геометрии, то Вам дорога в естественнонаучный блок дисциплин. Искусственное навязывание, якобы изучения геометрии вносит путаницу в наши умы. Такие «геометры» как огня боятся назвать цель, задачи, предмет изучения, а также методологическую основу дисциплины и др., то ли просто не способны определить их, поскольку не обладают необходимыми философско-педагогическим знаниями. Формирование дисциплины начинается с правильно определенной и сформулированной цели, в противном случае, все ваши красивые и правильные результаты «коту под хвост».

Некоторые авторы возмущаются, почему нет начертательной геометрии в ФГОС ВО. Но там нет названий и других дисциплин. И это правильно. В ФГОС даются цели (компетенции) и под них должны формироваться учебные модули и определяться их названия. Если есть такая компетенция или ее компонента, то может появиться и учебный модуль с название «Начертательная геометрия». Разговоры о названии учебного модуля вторичны.

Сейчас не изучаются дисциплины, а формируются компетенции (способности осуществлять отдельные виды профессиональной деятельности). Термин «изучить дисциплину» (например, мы должны изучить начертательную геометрию) устарел и не соответствует современной образовательной парадигме. Вопрос ставиться иначе, какая компетенция должна быть сформирована у студента (что он должен быть способен делать)? Наши рассуждения должны идти на уровне формирования компетенции (или компетентности), а не подготовки (графической или иной).

К сожалению, ФГОС ВО содержит взаимоисключающие положения. С одной стороны, каждая компетенция начинается со слов «способность осуществлять какой-то вид профессиональной деятельности», а с другой, в качестве индикаторов сформированности компетенции предлагают Знать, Уметь, Владеть. А это совершенно разные понятия. Но это отдельный вопрос.

Я не ставлю под сомнение компетентность своих коллег, но хотелось, что бы мы, произнося те или иные слова, имели в виду одно и тоже научно обоснованное содержание в рамках единой современной концепции. Другими словами, «договорились о дефинициях» и не только по этим, но и по всему спектру понятий, обсудили их и начали формировать свой современный тезаурус. В тоже время, мы должны четко понимать, что без научно обоснованной концепции сделать это не возможно. Первична, конечно же, концепция, раскрывающая на теоретическом уровне цель, задачи, роль и место, законы и перспективы развития, определяющая систему взглядов и идей в нашей учебной области.

Поставленные вопросы не только и не столько к авторам статей, а ко всем нам, к преподавателям и ученым, в том числе и ко мне. В наших работах также много самодеятельных выражений. Только вместе, консолидировано мы сможем выйти из тупика, в который сами себя и завели. Мы должны, в первую очередь, преодолеть кризис в наших головах и сосредоточиться на главном, а не искать виновников на стороне.

И в заключении, было бы не плохо провести курсы повышения квалификации для всех наших преподавателей с использованием технологий дистанционного обучения в режиме «on-line». Эти курсы должны быть направлены на освоение, в первую очередь, теории педагогического проектирования, современных технологий геометрического моделирования, обучения и т.д. С циклами лекций и мастер-классов могли бы выступить наши ведущие специалисты.

Список литературы

  1. Рукавишников В.А. Геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки инженера. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – 184 с. http://kgeu.ru/Document/List/16?idShablonMenu=3
  2. Рукавишников В.А., Халуева В.В., Муртазина Д.Н. Геометромодельная подготовка конкурентоспособных специалистов в энергетической отрасли // Проблемы энергетики, № 3-4, 2014. - С. 115-120.
  3. Рукавишников В.А., Халуева В.В., Ахмеров Т.Л. Цель как определяющий фактор формирования компетентности специалиста // Казанский педагогический журнал, № 6, 2013. - С. 35-40.
  4. Вольхин, К.А. Довузовское графическое образование [Текст] / К.А. Вольхин // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы : сборник трудов Международной научно-практической конференции, 27 марта 2015 г., г. Брест, Республика Беларусь, г. Новосибирск, Российская Федерация / отв. ред. К. А. Вольхин. – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2015. – С.48-53.
  5. Вольхин, К.А. Использование информационно-коммуникационных технологий преподавателем в процессе обучения начертательной геометрии [Текст] / К.А. Вольхин // Информатизация инженерного образования — ИНФОРИНО-2014 (Москва, 15—16 апреля 2014 г.). — М.: Издательский дом МЭИ, 2014. — 604 с.: ил. С 35-36.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(8 марта 2016 г. 2:04)

 

 

Виктор Алексеевич!

Полностью согласен, что дело не в дефинициях. Цель ВУЗа – научить. Если же студенты, после окончания нашей дисциплины не могут прочитать чертеж общего вида и построить по нему чертеж детали типа корпус, то это и есть проявление кризиса всей образовательной системы. У нас в ИТМО с этой задачей справляется менее 10% студентов. И вот это-то и является основной проблемой в современной инженерной подготовке. Т.е. ВУЗы не могут научить студентов элементарным вещам. И никого это не волнует. А компьютеры здесь ни причем.

С уважением, Тозик Вячеслав Трофимович


Назад Go Back