![]() |
Усанова Елена Владимировна | (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева) |
Показана возможность эффективного формирования базового уровня геометро-графической компетентности в формате смешанного обучения.
В процессе «догоняющей модернизации» современного периода «продвижения к постиндустриальной перспективе» резко возрастает потребность общества в профессионально-мобильных выпускниках технических вузов. При этом «миссия высшей школы должна быть опережающей по отношению к обществу, а не просто соответствовать его текущим нуждам и запросам» [8, слайд 21]. Перед техническими вузами России стоит задача пройти «точку бифуркации» [8, слайд11] и перейти к формированию профессиональной компетентности выпускников, адекватной новым вызовам экономики инноваций. В области геометро-графической подготовки - в соответствии с условиями ключевой в ЖЦИ проектно-конструкторской стадии.
Действующая в российской высшей технической школе дискретно-дисциплинарная модель образовательного процесса, не создавая целостной структуры ЗУВ, начинает тормозить [10, с. 75] профессиональное становление выпускников для деятельности в условиях CE/PLM. Прежние педагогические стереотипы в плане формирования профессиональной компетентности выпускников вузов в сфере техники и технологии уже не соответствуют профессиональной деятельности в условиях информатизации предприятий наукоемких отраслей промышленности на базе параллельного инжиниринга (CE/PLM) [1,8].
Сформировавшееся «цифровое поколение» обучающихся и новые информационно-комуникационные технологии определяют изменение характера учебно-информационного взаимодействия в ГГП, вызывают необходимость переосмысления традиционных подходов к преподаванию и обучению и созданию обучающей среды в различных образовательных форматах: индивидуальном, смешанном и дистанционном. Основные организационно-педагогические условия, позволяющие эффективно формировать в таких форматах геометро-графическую компетентность, адекватную профессиональной деятельностив CE/PLM, это:
Схожесть позиций в отношении необходимости учить будущих инженеров на реальных проектах, важности формирования системного мышления у студентов, влияния форм и методов обучения на то, какой специалист получится на выходе, подтвердили и страны-участницы Московского Международного салона образования ММСО-2015 [20].
В педагогической науке и практике отечественной высшей технической школы за непрерывными изменениями содержания образования, нарастающими объемами новой обучающей информации (как предметной, так и общеинтеллектуальной) порой не поспевают ни научно-методическое обеспечение, ни технологии обучения. По мере информатизации ГГП они непрерывно модернизируются и обновляются. Но эффективные решения в части технологий обучения в геометро-графической подготовки уже внедряются преподавателями отечественных вузов [3, 6, 14 и др.].
По данным отчета Ассоциации европейских университетов (EUA) за 2013г. [21] и доклада группы по модернизации высшего образования ЕС «Новые подходы к обучению и преподаванию в университетах (New modes of learning and teaching in higher education)» [19] за 2014г. только 49÷51% вузов главным направлением развития считают е-learning. Наиболее предпочтительным форматом в нем (91%) считается смешанное обучение (blended learning) [21, c.26] как надежная альтернатива традиционному обучению при условии согласованного кредитного оценивания ЗУВ между университетами. Геометро-графическая подготовка при этом, в соответствии с потребностями и перспективами развития общества и техносферы, должна осуществляться в сотрудничестве с промышленностью и бизнесом, с опорой на традиции отечественной инженерной школы и привлечением международного опыта, о чем говорится в работах [1, 13 и др.]. В этой связи, переход к двухступенчатой модели высшего инженерного образования следует рассматривать в контексте объективных требований ее эволюции, обусловленной трансформацией экономик мирового сообщества.
В CE/PLM геометро-графическая компетентность предполагает готовность применения знаний, умений и опыта владения ими с использованием графических информационных технологий и систем. Учеными, представителями образовательного сообщества [2, 7, 17 и др.], она рассматривается как степень овладения графической частью компетенций проектно-конструкторской деятельности в интегрированной среде CAD/CAE/CAM/ERP/PDM – систем. В техническом вузе она формируется поэтапно в сквозном процессе геометро-графической подготовки: базовой геометро-графической и профильной проектно-конструкторской.
Сначала в процессе базовой общепрофессиональной геометро-графической подготовки происходит формирование инвариантного к направлениям подготовки базового уровня геометро-графической компетентности. Он создает информационно-графическую основу для освоения понятий большинства технических дисциплин и является методологической и инструментальной пропедевтикой [4, с.33] формирования проектно-конструкторской компетентности. Проектно-конструкторский уровень геометро-графической компетентности формируется в процессе проектно-конструкторской и специальной подготовки при освоении профильных дисциплин, практик, в научно-исследовательской работе в соответствии с направлениями подготовки и с применением проблемно- ориентированного инструментария их областей и видов деятельности (рис.1).
Рис.1.Уровни геометро-графической компетентности и требования к ним
А эффективная модернизация базовой, проектно-конструкторской и специальной геометро-графической подготовки выпускников по такой модели станет возможной при условии, если она будет разрабатываться на основе системного подхода и оперативно пересматриваться в зависимости от соцзаказа, формируемого с учетом перспектив индустриального развития.
Стратегическим направлением ее модернизации является оптимизация управления учебной деятельностью студентов, развития системного инженерного мышления и творческих способностей будущих инженеров на базе системной интеграции ее образовательных структур. В этом направлении уже осуществляется интеграция деятельности смежных кафедр, примеры которой для разных сфер технической деятельности приводятся в работах [9, 12, 15, 16], или их объединение, о прогнозируемой возможности которого на базе интеграции образовательных задач мы писали еще в 2012 году [5]. Это уже общемировая практика, просто в России и еще в ряде стран, где информатизация технической деятельности предприятий началась с некоторым отставанием, старт этому процессу дан позднее.
В соответствии с общими тенденциями развития двухступенчатой образовательной модели в сторону усиления самостоятельной учебной деятельности, как в отечественных вузах, так и за рубежом, существенно сокращен объем лекционной нагрузки. Необходимость самостоятельной работы как стимула развития мышления и профессиональной интуиции не вызывает сомнений, однако, должны быть созданы условия, обеспечивающие ее эффективность. Комплексное применение в базовой ГГП форм активизации познавательной деятельности таких, как графические средства представления обучающей информации (различных форм ее сжатия) на базе структурно-логических схем с фреймами и CAD-систем позволяет сместить акцент в сторону самостоятельности в учебной деятельности. В соответствии с доминирующим типом восприятия информации отдельным студентом или сходными по типу восприятия группами студентов, преподавателям предоставляется возможность продуктивно общаться со студентами в формате смешанного обучения в процессе геометро-графической подготовки как персонально, так и при организации командной работы.
В 2014/2015 уч. г. автором в формате смешанного обучения (blended learning) проведено исследование эффективности формирования базового уровня геометро-графической компетентности с применением разработанной содержательно-процессуальной модели, содержащей мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и диагностический блоки. Ключевые характеристики модели:
Отбор содержания базовых общепрофессиональных учебных модулей в содержательно-процессуальном блоке (рис.2) осуществляется основе интеграции с использованием принципа квалиметрической обоснованности на базе общности объекта, предмета, целей.
Рис.2. Содержательно-процессуальный блок модели формирования базового уровня геометро-графической компетентности
Некоторые результаты эксперимента при обеспечении комфортного равнозначимого учебно-информационного взаимодействия между обучающимися, интерактивными электронными образовательными ресурсами и преподавателем в персональном обучении и проблемно-ориентированной проектно-организованной работе в команде представлены гистограммами (рис.3).
Рис.3. Распределение уровней компонент базовой геометро-графической компетентности в командной работе по созданию сборки изделия
Компоненты базового уровня геометро-графической компетентности, характеризующие целостность качеств личности для профессиональной деятельности в параллельном инжиниринге, такие как: мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-деятельностный, организационно-коммуникативный - получены путем экспертного оценивания преподавателем и самими студентами в электронном общении. Методики их диагностики, адаптированные к геометро-графической подготовке для профессиональной деятельности в CE/PLM в инженерной психологии пока еще не разработаны. В работе использовались некоторые вопросы из работы [12], отражающие показатели рефлексивно-оценочной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Когнитивный компонент оценивался по данным системы «Деканат». Преподаватель консультирует, проверяет работы после обсуждения сначала самой группой и участвует в коллективном обсуждении при защите работ. Командная работа только расширяет область профессиональных задач, обогащая интеллектуальный потенциал будущего инженера, а ответственность участников проекта в принятии самостоятельных решений только повышается. В проектно-организованной учебной деятельности по созданию моделей сборочных единиц можно ставить задачу подготовки целевой группы (команды) разработчиков технических объектов, участники которой будут формировать групповой проектный менталитет уже на стадии базовой ГГП.
![]() Головнин Алексей Алексеевич (12 марта 2016 г. 23:49) |
Здравствуйте Елена Владимировна! Хотя в заголовок Вашей статьи Вы вынесли тему электронного образования и в достаточно мере ее раскрыли, но она затрагивает не менее, если не более важную тему и подсказку к программе действий наших кафедр. Наши кафедры не только причастны, но дают первые, фундаментальные ЗУН для формирования компетенций в ключевой для ЖЦИ проектно-конструкторской стадии. Это означает, что они просто обречены встать во главе происходящих исторически неизбежных и с близкого расстояния выглядящих очень болезненными для наших кафедр процессов. Как не может фундамент здания быть построенным в стороне от того места, где это здание должно быть, так и мы не можем давать студентам те ЗУН, которые не будут потом востребованы ни при обучении на старших курсах, ни в их профессиональной деятельности. Конечно, решение принимают, и будут принимать выпускающие кафедры, но наши кафедры вполне могут и обязаны донести до них, в частности, сформулированные Вами целевые требования проектно-конструкторской компетенции и помочь им выработать совместную программу действий, а не уклоняться от них. С уважением Головнин А.А. |
![]() Усанова Елена Владимировна (13 марта 2016 г. 14:21) |
Добрый день, Алексей Алексеевич! Благодарю Вас за внимание к вопросам, которые хотелось бы обсудить с коллегами на этом форуме.
Потом САЕ. С сопроматом мы получаем тоже базовые знания и по характеристикам материалом тоже. Это уже второй курс. И вслед за этим САМ. Но все это совместно с CAD. Зарубежный опыт со счетов скидывать нельзя, они в этом нас опередили. Учесть их ошибки совсем не лишне. У нас уже со второго курса начинается проектно-конструкторская подготовка - у них аналогично. Это уже выверено годами как у них, так и у нас. Просто теперь освоение такой обучающей информации должно идти тоже внахлест, параллельно (и даже не в целях интенсификации освоения – ее необходимо в таком порядке и интегрированно в соответствии принципом практической направленности изучать). Деятельность инженерная как никогда стала интегрированной и тут мышление давно пора перестраивать с широкопрофильного на системное политехническое.
Эти вопросы информатизации образования давно исследуются не только нами. В разных предметных областях. С искренним уважением и надеждой на участие в обсуждении этих вопросов, Усанова Е.В. |