Назад Go Back

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Фото Гилев Николай Александрович (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

Процесс дизайн-проектирования рассмотрен как сложная мультисистема. Выявлены особенности художественного проектирования специализированных транспортных средств. Проведен анализ и выполнена систематизация аспектов, влияющих на разработку специализированных транспортных средств в сфере обслуживания населения.



Ключевые слова: дизайн-проектирование, специализированное транспортное средство, особенности проектирования, мультисистема.

Введение

Актуальность работы обуславливается тем, что процесс художественного проектирования требует своевременного решения сложных задач, которые влияют на обоснованный выбор технических, технологических, функциональных, эргономических и экономических параметров проектируемого объекта. В силу этого дизайн-проектирование в постиндустриальном обществе можно рассматривать как мультисистему, которая делится на саморазвивающиеся и саморегулирующиеся подсистемы, а они, в свою очередь, опираются на простые методы.

Дизайн-проектирование — это не только комплекс знаний и навыков, с помощью которых можно разработать изделие, но и представление каждого человека из команды проектировщиков об изобретаемом объекте

Для проектирования специализированных транспортных средств (далее ТС) необходимо учитывать их ориентированность на массовое производство, а также специальные технические и функциональные требования, которые прописаны в регламентах. В связи с этим необходимо проанализировать и систематизировать особенности дизайн-проектирования специализированных ТС.

Анализ мультисистемы дизайн-проектирования

Первой ступенью в сложном процессе дизайн-проектирования является выбор метода, как последовательности приемов или операций, необходимых для получения искомого результата. Эта последовательность действий задает нужное направление при проектировании. Она может меняться и от этого зависит результат.

Совокупность нескольких методов в художественном проектировании образует систему, которая обладает способностью к саморегуляции и саморазвитию. Внешние факторы такие, как культура, наука, политика и экономика, тоже оказывают свое влияние на развитие системы. В наше время невозможно представить развитие подсистем отдельно друг от друга, они, так или иначе, взаимодействуют между собой. Поэтому в глобальном смысле процесс дизайн-проектирования является мультисистемой.

Предпроектный анализ, определение концепции и воплощение концепции — вся это теория и практика дизайна разработана для рационального художественного проектирования. Особенности процесса дизайн-проектирования определяются на стадии формирования технического задания заказчиком и могут корректироваться на начальных этапах создания продукта в соответствии с требованиями конечного результата.

Выявление и систематизация особенностей художественного проектирования специализированных ТС

Для рационального решения задачи проектирования объектов специализированного или утилитарного назначения необходимо выявить ключевые параметры. Такие объекты рассчитаны на массовое производство, соответственно главным параметром в проектировании является функционал. В данном случае эстетика должна определяться функциональными параметрами. Решить проблему формообразования подобного объекта можно через адресность, адекватность его визуальной картины положительным ожиданиям максимально широкой целевой аудитории [1].

Необходимо предусмотреть тот фактор, что объект проектирования после своей разработки и запуска в массовое производство должен будет удовлетворять потребности не только той части общества, которая будет эксплуатировать ТС, но и основного потребителя. Существует необходимость проведения анализа рынка специализированных ТС с целью позиционирования разрабатываемого ТС, исходя из требований, предусмотренных техническим заданием на проект. Для создания нового, конкурентоспособного промышленного изделия следует провести анализ потребительских качеств конкурентов. Отсюда происходит формирование потребительских и функциональных качеств проектируемого ТС.

При проектировании ТС специального назначения разработчик должен учитывать технические параметры, прописанные в регламентирующих документах специализированных организаций. Эти требования определяют технические, технологические, функциональные параметры проектируемого изделия.

Упомянув о мультисистемности дизайн-проектирования, следует обратить внимание на человеческий фактор, а именно на взгляд проектировщика. Обратимся к характеристике художественного мышления как важной составляющей мышления дизайнера-проектировщика. В самом общем виде художественное мышление характеризуется образностью, неутилитарностью, эмоциональной выразительностью, ассоциативностью и индивидуальностью [2]. Человек как личность склонен к индивидуальным взглядам на процесс проектирования. Но, поскольку, человек живет в обществе, то и его взгляды, отчасти, обусловлены мировоззрением общества в целом.  Соответственно нельзя исключать тот фактор, что при процессе дизайн-проектирования специализированных ТС регламентом выступают не только документы или техническое задание, но и культурные, социологические и экономические аспекты.

На этапе создания концептуального проекта специализированного ТС нужно не только учитывать регламентирующие основы и отраслевые стандарты в сфере транспортного дизайна, но параметры безопасной и комфортной эксплуатации.

Для специализированных ТС в первую очередь важна функциональная нагрузка, которая затем определяет параметры эстетического восприятия объекта. Эстетическая особенность проектируемого объекта должна соответствовать «канонам красоты» современных технических изделий, чтобы оправдать свою конкурентоспособность.

Выводы

Выделяя особенности дизайн-проектирования специализированных ТС, можно рационально распределить работу над предпроектной стадией проектирования. Проведенный анализ рынка, потребительских качеств, технологических процессов, влияния внешних факторов на процесс проектирования через команду разработчиков выявит определенную систему, которая позволит оптимизировать процесс концептуального проектирования специализированных ТС и внедрение разработки на массовое производство.

 

 

Список литературы

1. Жердев Е. В., Цинман Ж. Г. Дизайн-проектирование утилитарного объекта в постмодерне. Вопросы культурологии, 2008, № 12.

2. Овчинникова Р.Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика. Омский научный вестник, 2012, №1.

Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back