Крайнова Марина Николаевна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Кузнецова Людмила Александровна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Носов Константин Григорьевич | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Столбова Ирина Дмитриевна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Шахова Алевтина Бруновна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Представлен материал о жизни кафедры ДГНГ Пермского национального исследовательского политехнического университета
Уважаемые коллеги, уже несколько лет мы общаемся на Интернет-конференциях, но не всегда проинформированы о жизни наших кафедр. Нам захотелось предложить Вам обмен информацией о достижениях и проблемах развития кафедр, представленных на нашей конференции, о жизни работников высшей школы в различных уголках РФ на конкретных примерах.
Представим краткую информацию о кафедре "Дизайн, графика и начертательная геометрия" Пермского национального исследовательского политехнического университета...
При организации Пермского политехнического института в 1960 г. были созданы кафедры начертательной геометрии и машиностроительного черчения, которые в 1972 г. были объединены в кафедру "Инженерная графика". В 2004 г. на базе кафедр "Инженерная графика" и "Промышленный дизайн" организована кафедра "Дизайн, графика и начертательная геометрия".
В разные годы кафедрой руководили ст. преп. Е.Н. Сербина, ст. преп. А.Ю. Притулинская, доц. Т.В. Пальшина, доц. Ю.Д. Васюнцов, доц. Г.А. Михайловский, проф. Л.Б. Белоногов, доц. Н.Н. Григорьев, доц. Г.Н. Сорокин, проф. Ю.Г. Ковалев.
Большой вклад в становление кафедры внес проф. Валерий Алексеевич Лалетин, который руководил кафедрой почти три десятилетия. На деятельности В.А.Лалетина хочется остановиться отдельно. Он руководитель еще старой закалки, и очень большое внимание уделял материальной стороне учебного процесса, он буквально «выбивал», как говорят преподаватели, работавшие с ним, оборудование, ремонты, пособия, инструменты, модели и т. п. Кафедра ДГНГ (объединение специалистов по графике и дизайнеров) была создана им «с нуля» и обеспечена материально на высоком уровне. Особое внимание уделялось и обеспечению учебного процесса - методической работе и издательской деятельности. За время его руководства изменились все сферы жизни кафедры: пополнился кадровый состав, повысилась творческая активность преподавателей и вспомогательного персонала, значительно улучшились условия для реализации учебного процесса, проводились спортивные мероприятия.
С 2012 г. руководит работой кафедры ДГНГ профессор, доктор технических наук И.Д. Столбова. Ирина Дмитриевна уделят большое внимание современным требованиям к управлению образовательным процессом, современной организации учебно-методической деятельности, обеспечению образовательных программ в соответствии с действующими государственными стандартами, научной работе аспирантов. Ирина Дмитриевна - вдохновитель и организатор наших интернет-конференций.
В.А. Лалетин | Вид из окна |
В настоящее время наша кафедра находится на комплекса ПНИПУ в сосновом бору, из окон открываются спокойные, умиротворенные пейзажи, а в окна поступает свежий, ароматный, чистый воздух.
Кафедра занимается подготовкой дипломированных бакалавров и специалистов по направлению 54.03.01.(072500.62) «Дизайн», с профилем подготовки «Промышленный дизайн» в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Промышленный дизайн, как предметная область, стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. Выразительная мощь строительной техники, изысканно-выверенные обводы корпуса воздушных и морских судов, цивилизованный комфорт автомобильного транспорта, умная эстетика электронных приборов, элегантная обнаженность структуры измерительных и медицинских инструментов, причудливая функциональность стильной осветительной арматуры, чистая и честная простота бытовых изделий – все это дело рук промышленного дизайнера.
Подготовка выпускников-бакалавров по образовательной программе «Промышленный дизайн» осуществляется в соответствии с утвержденными учебными планами по формам: очной — срок обучения 4 года; очно-заочной — полный срок обучения 5 лет и сокращенный срок обучения 3,5 года. Целью реализации образовательных программ является подготовка специалистов с высоким уровнем развития компетенций в области современного дизайна, позволяющих на основе современных информационных технологий разрабатывать концептуальные решения и дизайн проекты промышленных изделий различной сложности и назначения, осуществлять творческую деятельность, направленную на создание эстетически совершенных, высококачественных и конкурентоспособных изделий. Выпускники-дизайнеры находят свое призвание на предприятиях и фирмах Перми, России, за рубежом, их проекты побеждают на дизайнерских конкурсах.
Примеры курсовых работ студентов-дизайнеров по макетированию детской площадки |
Другим значимым направлением образовательной деятельности является базовая графическая подготовка студентов университета по всем направлениям подготовки в области техники и технологий. Целью базовой графической подготовки является развитие геометрического мышления, способности к анализу и синтезу пространственных объектов, формирование компетенций по созданию и оформлению конструкторских документов на базе современной вычислительной техники.
В рамках ФГОС ВПО проведена унификация требований ФГОС ВПО различных направлений подготовки и разработаны уровневые программы освоения дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».
Фрагменты презентации модульного содержания дисциплины "Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика" |
Кафедра укомплектована опытными преподавателями, имеющими практический опыт работы в качестве технологов и конструкторов. Многие преподаватели, реализующие образовательную программу "Промышленный дизайн", являются членами Союзов художников, дизайнеров и архитекторов России. Кафедра располагает специализированными аудиториями, современными компьютерными классами, художественной студией, мастерскими.
Учебный процесс на кафедре ДГНГ |
Одним из наиболее эффективных инновационных форм обновления учебного процесса в работе кафедры в последние годы стала реализация методов проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения, соответствующих требованиям современных проектных и производственных технологий. Большое внимание уделяется внедрению в учебный процесс современных информационных и мультимедийных технологий, развитию материальной и методической базы, привлечению к образовательной деятельности представителей производственных и художественных предприятий и организаций Пермского края.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом в конце 2012 г. предусмотрено право преподавателя на повышение квалификации один раз в 3 года, и это в нашем вузе принято как норма. В 2013 г совместно кафедрой и факультетом повышения квалификации университета было организовано обучение преподавателей по программе «Современные образовательные технологии и информатизация обучения». В программе обучения участвовали 21 преподаватель кафедры. На тот момент при переходе на образовательные стандарты 3 поколения актуальной проблемой графической подготовки в университете была организация проведения лабораторного практикума для всех студентов университета, осваивающих образовательные программы в области техники и технологии. Программа повышения квалификации предусматривала освоение новой версии графического пакета КОМПАС-3D и знакомство с пакетом SOLID WORKS.
Спустя 3 года, в текущем учебном году совместными усилиями кафедры и факультета повышения квалификации преподавателей была организована группа, обучающаяся по программе «Разработка фонда оценочных средств для контроля результатов обучения студентов по учебной дисциплине». Инициация этой программы повышения квалификации преподавателей кафедры вызвана сложностями организации контролирующих процедур в рамках компетентностного подхода и уровневой графической подготовки студентов университета, а также необходимостью организации сквозного мониторинга образовательных результатов в ходе формирования предметных компетенций у обучаемых.
Изучение и разработка проблем высшей школы на кафедре ДГНГ ведется в рамках госбюджетной НИР по теме «Управление качеством графической подготовки студентов в техническом университете на основе компетентностной модели». Научная работа большинства сотрудников кафедры связана с модернизацией геометро-графической подготовки на основе системного подхода с целью формированию её структуры и содержания, осуществляемой по следующим направлениям:
Освоение новых технологий |
В рамках НИРС кафедра успешно осуществляет:
Студенты ПНИПУ практически ежегодно занимают призовые места. Наши студенты-дизайнеры являются дипломантами ежегодного Всероссийского студенческого конкурса промышленного дизайна FORMA (г. Екатеринбург); участвуют в Международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну; занимают призовые места в Городском конкурсе дипломных работ студентов, выпускников учреждений высшего, среднего специального, начального профессионального образования города Перми.
Кафедра совместно с предприятиями и организациями Перми и Пермского края (УВД Пермского края, ООО «Форт-Телеком», ООО «Полиграфическая фирма «Палитра»» и др.) регулярно проводит конкурсы по специальности (графическому, промышленному дизайну). Участники КГП2014 могли принять участие в оценке конкурса студенческих плакатов по тематике «Берегите лес от пожара», который кафедра проводила совместно с УВД Пермского края.
В первом семестре этого учебного года впервые среди студентов-первокурсников нашего университета был проведен заочный конкурс «Творческое моделирование в САПР КОМПАС 3D”, в котором приняли участие студенты 5 факультетов. Задачей конкурса было актуализировать для студентов задачу повышения компетенций саморазвития в области компьютерного проектирования. А для преподавателей появилась возможность выявления способных студентов и определения уровня их творческой готовности. Участники регистрировались на сайте конкурса, и работы принимались в электронном виде через почту. Эту работу мы намерены продолжить, думаем, что она имеет хорошие перспективы.
Заседание жюри |
Большое значение в жизни кафедры имеет проведение членами Оргкомитета кафедры и участие остальных преподавателей в Международных научно-практических интернет-конференциях «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». Шестилетний опыт проведения конференций позволил повысить показатель публикационной активности сотрудников кафедры, что считается необходимым в стенах исследовательского университета; растет профессионализм сотрудников не только в области преподавания традиционных дисциплин, но и в области использования информационно-коммуникационных технологий при обучении, применения элементов педагогических новаций и актуальных знаний нормативных документов в образовательном процессе.
В заключении приведем статистику проведенных конференций КГП:
Сравнительные данные результативности конференций КГП
Шацилло Людмила Анатольевна (14 марта 2016 г. 17:06) |
Ну, что сказать, ребята? МА-ЛА-ЦЫ!!! С искренней завистью, Л.А.Шацилло |
Хейфец Александр Львович (16 марта 2016 г. 9:06) |
Коллеги, здравствуйте. Рад за Вас и в целом и в частности, что Вы строите процесс от 3d к чертежу (а не наоборот, как многие по инерции). Но особенно меня заинтересовала коротенкая фраза о том, что Вы применяете 3d принтер в учабном прцессе. Если не секрет, то расскажите о 3d принтере, уверен, что интересно будет многим: 1. какой он у Вас, марка; 2. как организована его эксплуатация, наверное нужен специальный инженер? 3. сколько он стоит, сколько стоит его обслуживание, кто несет расходы по обслуживанию, дефицитны ли расходные материалы? 4. приносит ли он прибыль, или головную боль? 5. и, главное, как он применяется в учебном процессе: доступен для каждого студента или для особых случаев, что печатаете. Вопросы не случайны. Я пытаюсь раскрутить нашу заведующую на приобретение 3d принтера как стимула для научно-методической работы преподавателей и коммерческой деятельности кафедры. Ваш пример, если он положительный, был бы очень интересен и полезен. С уважением. А.Л. Хейфец
|
Носов Константин Григорьевич (17 марта 2016 г. 0:22) |
Уважаемый Александр Львович! Как "закрепленный" за 3D-принтером, отвечу на Ваши вопросы: 1. PICASO 3D Designer. Ссылка на сайт производителя - http://picaso-3d.com/ru/products/printers/picaso-3d-designer 2. Специальный инженер не нужен, но человек с опытом или с "прямыми руками", который может этот опыт получить в течение пары недель. А если он еще будет немного "подкован" в трехмерном моделировании в САПР, то тогда успех ему гарантирован. Есть неплохой сайт, как ликбез для новичков и как площадка для обмена опытом, рекомендую (на нем есть и мои работы ))) - http://3dtoday.ru 3. Стоимость у разных продавцов разная, но на сайте производителя есть официальная (ссылка в ответе №1). Обслуживание его заключается лишь в периодической (примерно раз в месяц) чистке и смазке направляющих, чистке экструзионных головок, переклейке рафтовой пленки на рабочем столе, что в общем-то не занимает много времени. Зависит от загрузки принтера. По субъективной оценке, если он нормально отрегулирован, работает не круглосуточно, то время на обслуживание уходит примерно 1-5%, от всего времени его работы. На текущий момент расходы на обслуживание несет кафедра, но они выразились, пока лишь, в покупке литра ацетона (чистка головок), самоклеящейся пленки (покрытие стола) и тюбик смазки (для направляющих). Расходные материалы совершенно недефицитные, так как на них уже делают большой бизнес (данный вид принтеров перешел в разряд домашней техники) - если набрать в поисковике "пластик ABS для 3D-принтера", то получится огромное количество предложений. Продается практически в каждом втором интернет-магазине электроники. Ссылка для примера - http://3dtoday.ru/blogs/fdplast/ 4. Принтер может приносить как прибыль, так и головную боль )) Это уже как распорядиться. По крайней мере, при такой низкой стоимости расходных материалов, эту стоимость достаточно легко "вернуть". А головная боль будет только когда кто-то его сломает. Ну и еще в случаях, когда принесут на печать 3d-модель, которая имеет множество "дефектов" и непригодна для печати. Но это уже проблема не в принтере будет. 5. Печатаем: - для выпускников - их макеты, прототипы, которые они делают в рамках дипломной работы; - наглядные учебные пособия для лабораторных по трехмерному моделированию; - модели и сборочные единицы, для проверки разных идей и подходов в методиках моделирования и проектирования; - детали для ремонта/переделки электронной/электро техники; - сувениры (например, победителю конкурса) и канцелярские принадлежности; Прямой доступности у студентов конечно-же нет, но активный интерес к аддитивным технологиям приветствуется и поощряется. Основной его недостаток - это скорость печати, если нужно что-то большое и срочно, то вряд ли это получится. Это вторая причина его "общенедоступности". На самом деле нюансов намного больше, чем вы задали вопросов, но для их решения уже есть множество ресурсов. |
Хейфец Александр Львович (17 марта 2016 г. 7:22) |
Константин Григорьевич, спасибо за обстоятельный ответ. Уверен, что он интересен не только мне как инструкция к действию. И, все-таки, еще прошу уточнить, сколько стоит одна из таких 3d распечаток. Можно ли эту печать сделать обязательной для всех студентов, как форму их отчета по КГЗ. По нашим меркам нагрузка на принтер будет 4-5 моделей в день. Это реально? С уважением. А.Л. Хейфец |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (17 марта 2016 г. 13:58) |
Здравствуйте, уважаемые авторы. Всё действительно в ногу со временем. Образцовое оснащение. Молодцы. Правильно ли я понял, что даже на факультете, возглавляемом Бульбовичем, не готовят специалистов, а только бакалавров? С уважением, ТБДЕ. |
Столбова Ирина Дмитриевна (17 марта 2016 г. 14:44) |
Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич! На аэрокосмическом факультете есть и специалитет, и бакалавриат, и магистратура. Специалистов готовят, например, по направлению "Проектирование авиационных и ракетных двигателей", несколько образовательных программ на разных кафедрах факультета. Но для нашей кафедры нет никакой разницы после унификакации общеобразовательных дисциплин. Выпускающая кафедра при разработке образовательной программы по определенному направлению подготовки сама выбирает уровень предметной подготовки (а их четыре по базовой ГП - 3 з.е.,4, 6 и 8) и включает в свой учебный план. А мы выступаем как исполнители поступившего заказа в рамках проведенной унификации. 8 з.е. только у 2-х программ , не на АКФ. Для большинства программ АКФ графическая подготовка (дисциплина "Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика") - 6 з.е. (2 семестра), и для бакалавров, и для специалистов одинаково. Роман Васильевич мне показывал обращение от профильного УМО с просьбой поддержать специалитет, тоже идет какая-то волна. Вопрос о необходимости специалитета неоднократно поднимался на Ученом совете факультета. Но до сих пор все решали за нас "эффективные менеджеры", ничего не понимающие в инженерном образовании. С уважением, И.Д. Столбова |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (17 марта 2016 г. 16:21) |
Здравствуйте, Ирина Дмитриевна. Большое спасибо за обстоятельный ответ. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Шахова Алевтина Бруновна (17 марта 2016 г. 16:36) |
Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич! В дополнение к ответу Ирины Дмитриевны хочу добавить, специалитет есть на ГНФ, АКФ, МТФ факультетах, на остальных бакалавриат и магистратура, Примерно: 5 % студентов обучаются у нас по 1 семестровой программе. 40% --1,5 семестра 45% -- 2 семестра 5% -- 2,5 семестра 5% -- не обучаются на нашей кафедре (зкономисты, социологи и т.д.) Прием ориентировочно 1500 студ. очной формы обучения, примерно столько же на заочной, даже больше....... С уважением Шахова А.Б.
. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (17 марта 2016 г. 18:25) |
Алевтина Бруновна, здравствуйте. Большое спасибо. Важно представлять что делается у коллег. Цифры интересны. С уважением, ТБДЕ. |
Носов Константин Григорьевич (17 марта 2016 г. 23:28) |
Уважаемый Александр Львович! Проделал некоторые вычисления и свел их в таблицу. Применительно выше приведенному набору фотографий, представляю расчетные данные: Как можете видеть из таблицы, на коммерческую стоимость печати намного больше может влиять именно время работы принтера, а не стоимость расходных материалов. Также, хотелось бы отметить, что скорость печати не настолько большая, чтобы планировать что-то серьезное - с большим количеством моделей и в ограниченное время. Между временем печати и расходом материала конечно-же прямопропорциональная зависимость, поэтому факторов влияющих на стоимость достаточно много, но основной это объем материала - чем "легче" модель и чем меньше поддержка, тем быстрее печатается. Чтобы печатать 4-5 моделей в день, именно на таком принтере: они должны быть достаточно небольшими и печатать их нужно на максимальной скорости. Даже с учетом этого принтер будет загружен весь день, соответстственно за ним нужен будет хотя бы периодический контроль. Из практики: печать средней модели, занимающей 1/8 объема рабочей зоны (а это 200*200*200мм), с заполнением 25%, с минимальной поддержкой и на максимальной скорости (что не рекомендуется) может длится от 8 до 14 часов. Идеальным выходом при максимальной загрузке, а также для коммерческой деятельности - это приобретение 2-х и более принтеров )) или принтера печатающего по другой технологии. Но на сегодняшний день технология FDM/FFF самая дешевая и наиболее простая в эксплуатации. |