Назад Go Back

О ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

English version
Фото Максименко Любовь Александровна (Новосибирский государственный технический университет)


Аннотация

В статье рассмотрена значимость дисциплин графической подготовки в современном учебном процессе при компетентностном подходе преподавания.



Ключевые слова: графическая подготовка , профессиональная деятельность, компетентностный подход, процессный подход

В настоящее время требования к подготовке бакалавров формируются на основе прогноза потребностей рынка труда. Основная идеология подготовки – компетентностный подход. Структура распределения компетенций формируется в их междисциплинарном распределении и реализуется  в  учебных планах по направлению подготовки.  Связь между компетенциями отражается в учебных программах в виде предшествующих и последующих компетенций. Матрицы междисциплинарных связей и соотнесения тем (разделов) учебной дисциплины, представленные  в рабочих программах,  и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций являются проверкой произведенных действий.  В рамках этого формализованного алгоритма построена учебная деятельность подготовки бакалавров, эффективность которой зависит от многих неучтенных факторов. Одним из таких факторов является содержательная составляющая практических заданий, выполняемых студентом начиная с первого курса и взаимосвязь этих заданий, т.е.  создание портфолио. Портфолио - целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. Немаловажную роль в создании портфолио играют задания по графическим дисциплинам. Проследить междисциплинарную связь в образовательном процессе не всегда удается. Преподаватель инженерной графики хотя и адаптирован  к новым условиям, но на подсознательном уровне, ориентируется на  подготовку всесторонне образованного инженера. В связи с этим, актуальными вопросами дискуссий являются: снижение учебных часов на графическую подготовку, распределение этих часов между кафедрами и др. Выпускающая кафедра, чаще всего недооценивает роль графической подготовки студента на младших курсах. Взаимоувязанные с инженерной графикой комплексные задания, направленные на формирование профессиональных компетенций  в учебном процессе пока еще недостаточно разработаны.

Бакалавриат является неотъемлемой частью современной образовательной системы, управленческая деятельность в которой соответствует требованиям стандартов   ISO 9000 (Система менеджмента качества) [3]. Основным достижением этой системы является процессный подход в достижении качества. Необходимо создать единый процесс, в котором каждый преподаватель ощущал бы свою ответственность не только за свой предмет, но и за весь процесс в целом. В рамках процессного подхода становится очевидным, что в настоящее время  осуществление эффективной графической подготовки студента, наиболее целесообразно  на выпускающих кафедрах,  либо преобразованных в выпускающие кафедр графики.

Ориентирование учебного процесса на зачетные единицы, количество и порядок применения которых определено документом Еuгорean Credit Transfer System (ECTS) [1], обусловило внедрение в учебный процесс бально-рейтинговой системы (БРС) и как следствие разработку фонда оценочных средств (ФОС). Подходы к реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине  могут быть различными, в зависимости от особенностей предмета, педагогического опыта и компетентности преподавателя. Балльно-рейтинговая система вносит ряд преимуществ в изучение дисциплин графического цикла, одним из которых является  прозрачность оценки выполненной графической работы; развивает самостоятельность и  умение управлять процессом собственного обучения, позволяет прогнозировать результат [4]. Современная постановка вопроса об уровне освоения результатов обучения (пороговый, базовый, продвинутый) приобретает также социальную значимость. Пороговый  уровень оценки результатов обучения показывает, что студент обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями по дисциплине, способен понимать и интерпретировать освоенную информацию. Пороговый уровень выполнения работ отвечает большинству основных требований, содержание курса освоено частично, пробелы знаний не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Базовый уровень оценки результатов обучения показывает, что студент продемонстрировал глубокие прочные знания и развитые практические умения и навыки, может сравнивать, оценивать и выбирать методы решения заданий, работать целенаправленно, используя связанные между собой формы представления информации. Базовый  уровень выполнения работ отвечает всем основным требованиям. Теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно. Предусмотренные программой обучения задания выполнены, их качество не оценивается  минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Продвинутый (углубленный) уровень оценки результатов обучения свидетельствует о том, что студент способен обобщать и оценивать информацию, полученную на основе исследования нестандартной ситуации; использовать сведения из различных источников, успешно соотнося их с предложенной ситуацией.  Продвинутый уровень выполнения работ отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Критериями  оценки  выполненных работ могут быть следующие. Работа считается выполненной на пороговом уровне, если студент освоил теоретический материал, но выполнил работу не в срок, допустил неточности при защите работы; оценка составляет не менее двадцати баллов. Работа считается выполненной на базовом уровне, если студент освоил теоретический материал, выполнил работу в срок, без ошибок, но допустил неточности при защите работы, оценка составляет не менее двадцати пяти  баллов. Работа считается выполненной на продвинутом уровне, если студент освоил теоретический материал, выполнил работу в срок, без ошибок, ответил безошибочно на все вопросы при защите работы, оценка составляет не менее пятидесяти баллов.

Для подготовки бакалавра важно моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, что, во-первых, даёт студентам наиболее правильное и полное представление о будущей специальности,  во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть навыками профессиональной деятельности.

В качестве вывода, можно отметить, что инновационное развитие компьютерных технологий  привело к инновациям образовательных технологий, проводником которых является преподаватель. Роль преподавателя в образовательном процессе постепенно изменяется, преподаватель не только «выдает» готовые знания, но и побуждает обучаемых к самостоятельному поиску, что обеспечит в дальнейшем эффективное выполнение необходимых трудовых обязанностей.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по применению системы зачет­ных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов / Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 104 с.
  2. Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]  URL:http://минобрнауки.РФ /документы/2882/файл/1406/12.11.22  - Госпрограмма-Развитие образования 2013-2020.pdf  
  3. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ. Дата введения в действие -01.01.2013
  4. Максименко Л.А.  Балльно-рейтинговая оценка графических работ в условиях системы зачетных единиц ECTS. Материалы II международной научно-практической Интернет-конференция «Проблемы качества графической подготовки в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения», г. Пермь, февраль-март 2011 , ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет,   2011 г. С. 65-69 

 

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Усанова Елена Владимировна
(20 марта 2016 г. 1:05)

Доброе время суток, Любовь Александровна!

Вы пишете: «… в настоящее время  осуществление эффективной графической подготовки студента, наиболее целесообразно  на выпускающих кафедрах,  либо преобразованных в выпускающие кафедр графики».

 На выпускающих кафедрах формируются геометро-графические компоненты проектно-конструкторской компетентности и они формируются в проектно-конструкторской деятельности, ориентированной на область, виды деятельности в ней и задачи, связанные с направлениями этой деятельности. Не лучше ли с целью эффективности ГГП осуществлять проблемно-ориентированное проектно-организованное обучение как отвечающее реализации компетентностного подхода, начиная с базового уровня, которое дают наши кафедры графики. Далее продолжить его на профильных кафедрах, которое они могут дать профессиональней нас. Не надо преобразовывать кафедры графики в выпускающие. Достаточно обеспечить наше интегрированное взаимодействие. Возможно, для этого потребуется перестройка вузовских структур. А идея М. Лепарова, высказанная на КГП-14,  вполне уместна при объединении базовых кафедр и мы все от этого только выиграем.

С уважением, Е.В.

Фото
Горнов Александр Олегович
(20 марта 2016 г. 9:52)

Здравствуйте, Любовь Александровна! Привожу цитату из вашего текста: 

Основная идеология подготовки – компетентностный подход. Структура распределения компетенций формируется в их междисциплинарном распределении и реализуется  в  учебных планах по направлению подготовки.  Связь между компетенциями отражается в учебных программах в виде предшествующих и последующих компетенций. Матрицы междисциплинарных связей и соотнесения тем (разделов) учебной дисциплины, представленные  в рабочих программах.

   и сформулирую  на её  основе вопрос  о связи между, так называемыми ( это, конечно, не в Ваш адрес), компетенциями и их составляющими. Сознаюсь, что сразу не полюбил  новый термин, без которого можно было бы обойтись, не обедняя тематики  педагогических   исследований и диссертационных, в том числе.  Мне представляется, что гипотетическая  связь между  компетенциями,    отраженная  в  учебных планах и программах,  совокупность  которых    направлена  на овладение целевой компетентностью – умением действовать -не так оптимистична,  как кажется, особенно при   традиционной структуре  ООП.  Для того, чтоб  убедиться в этом  надо  расположить  отдельные дисциплины и их модули, как источники отдельных компетенций и  сами отдельные  компетенции   на  временно’й  оси   и  стрелочками  образовать  направленный,  пусть даже  неплоский  граф. Не думаю, что он будет    визуально  хорошо организован  в структурном  отношении. А это, как известно, признак такой же характеристики самого процесса.  Деятельностная   компетентность, как таковая, которая, на мой  взгляд,  достигается только деятельностью, состоит в  том, чтобы практически уметь: 1) … системно анализировать  ситуацию ; 2)… формулировать  цель  деятельности  и предполагаемый  способ её  достижения;  3)… находить  и анализировать  прецеденты  её реализации, для  чего: 4)… находить или  строить  необходимые  модели; 5) … анализировать  их,  выявляя конкурирующие  варианты; 5)  ….выбирать  лучший по каким либо критериям для реализации; 6) …после  реализации  при  неудовлетворительном  результате  правильно организовать  скорректированный  цикл,  внося  творческие элементы на том или другом этапе.  

Не  думаю, что можно возразить, что  именно  эти “1-2-3-4-5-6”   и есть  действительные составляющие  профессиональной  компетентности.  Так  удастся ли  на “том”  графе выделить процесс  формирования  этих  компетенций  и  поймет ли  студент, что они у  него формируются?  (Кстати, как  в одной  миниатюре  М.Жванецкого:  “ Интересно, а что они при этом чувствуют ?” Мы ведь редко  их  об этом спрашиваем!!…)

Мы  с коллегами, вместе и порознь,  постоянно  подчеркиваем, что полученные в учебном процессе отдельные  составляющие компетенций не обладают  способностью  просто  складываться, вне  зависимости от времени,  места и  способа приобретения. Они   неаддитивны.  Поэтому  и давно критикуется   традиционная дискретно – дисциплинарная структура ООП.  Деятельностные  компетенция, в  указанной выше трактовке,  сформируется, по определению, при другой структуре  ООП (т.н. NL) [1].

 Да и говоря про  компетентностный  “подход”, пришло  время анализировать  и компетентностный  “выход”.   Пока  не видел  выводов, что  школа стала лучше  готовить (а  там - тот же бум), а  бакалавры показали  быструю адаптацию,  включаясь   в    процесс инженерной деятельности,   магистры  стали активней  генерировать идеи  и профессиональней решать проектно – конструкторские   задачи, и все они показали высокую профессиональную мобильность. Правда,  для серьезных   выводов нужен  серьёзный  анализ.  

                                                                                                                                   С  уважением, А.О.

[1] Горнов А.О. Структурирование инженерной подготовки на базе деятельностной  логики / А. О. Горнов, Е. В. Усанова, Л. А. Шацилло // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Международной науч.– практ. конф. (Чебоксары, 05 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 1 (2). – С. 378–382. – ISSN 2411-8184.

 

 

Фото
Максименко Любовь Александровна
(20 марта 2016 г. 10:40)

Здравствуйте, Елена Владимировна!

Интегрированное взаимодействие  кафедры графики с выпускающими,   формально организовано в рамках деканатов, иногда даже с привлечением производственников. Сокращение нагрузки, изменение штатного расписания нередко приводят к тому, что дисциплины  НГ и ИГ переходят на выпускающие кафедры. Это уже реальность.

Интегрированное взаимодействие преподавателей графики в рамках выпускающей специальности или направления подготовки бакалавра, действительно,  может  способствовать  и улучшению учебного процесса, и обмену опытом. 

С уважением, Л.А.

Фото
Максименко Любовь Александровна
(20 марта 2016 г. 12:37)

Здравствуйте, Александр Олегович!

Компетентностный «подход» включил в себя и образовательные результаты: знания, умения и навыки (выпускник знает, умеет, владеет). Способом контроля значимым для кафедры и вуза в целом,  является интернет-тестирование. Возникает вопрос: как связать результаты интернет-теста с приобретенными компетенциями?

А  «выхода» из компетентностного  «подхода»  в ближайшее время, наверное, не предвидится. 


Назад Go Back