Максименко Любовь Александровна | (Новосибирский государственный технический университет) |
В статье рассмотрена значимость дисциплин графической подготовки в современном учебном процессе при компетентностном подходе преподавания.
В настоящее время требования к подготовке бакалавров формируются на основе прогноза потребностей рынка труда. Основная идеология подготовки – компетентностный подход. Структура распределения компетенций формируется в их междисциплинарном распределении и реализуется в учебных планах по направлению подготовки. Связь между компетенциями отражается в учебных программах в виде предшествующих и последующих компетенций. Матрицы междисциплинарных связей и соотнесения тем (разделов) учебной дисциплины, представленные в рабочих программах, и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций являются проверкой произведенных действий. В рамках этого формализованного алгоритма построена учебная деятельность подготовки бакалавров, эффективность которой зависит от многих неучтенных факторов. Одним из таких факторов является содержательная составляющая практических заданий, выполняемых студентом начиная с первого курса и взаимосвязь этих заданий, т.е. создание портфолио. Портфолио - целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. Немаловажную роль в создании портфолио играют задания по графическим дисциплинам. Проследить междисциплинарную связь в образовательном процессе не всегда удается. Преподаватель инженерной графики хотя и адаптирован к новым условиям, но на подсознательном уровне, ориентируется на подготовку всесторонне образованного инженера. В связи с этим, актуальными вопросами дискуссий являются: снижение учебных часов на графическую подготовку, распределение этих часов между кафедрами и др. Выпускающая кафедра, чаще всего недооценивает роль графической подготовки студента на младших курсах. Взаимоувязанные с инженерной графикой комплексные задания, направленные на формирование профессиональных компетенций в учебном процессе пока еще недостаточно разработаны.
Бакалавриат является неотъемлемой частью современной образовательной системы, управленческая деятельность в которой соответствует требованиям стандартов ISO 9000 (Система менеджмента качества) [3]. Основным достижением этой системы является процессный подход в достижении качества. Необходимо создать единый процесс, в котором каждый преподаватель ощущал бы свою ответственность не только за свой предмет, но и за весь процесс в целом. В рамках процессного подхода становится очевидным, что в настоящее время осуществление эффективной графической подготовки студента, наиболее целесообразно на выпускающих кафедрах, либо преобразованных в выпускающие кафедр графики.
Ориентирование учебного процесса на зачетные единицы, количество и порядок применения которых определено документом Еuгорean Credit Transfer System (ECTS) [1], обусловило внедрение в учебный процесс бально-рейтинговой системы (БРС) и как следствие разработку фонда оценочных средств (ФОС). Подходы к реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине могут быть различными, в зависимости от особенностей предмета, педагогического опыта и компетентности преподавателя. Балльно-рейтинговая система вносит ряд преимуществ в изучение дисциплин графического цикла, одним из которых является прозрачность оценки выполненной графической работы; развивает самостоятельность и умение управлять процессом собственного обучения, позволяет прогнозировать результат [4]. Современная постановка вопроса об уровне освоения результатов обучения (пороговый, базовый, продвинутый) приобретает также социальную значимость. Пороговый уровень оценки результатов обучения показывает, что студент обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями по дисциплине, способен понимать и интерпретировать освоенную информацию. Пороговый уровень выполнения работ отвечает большинству основных требований, содержание курса освоено частично, пробелы знаний не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Базовый уровень оценки результатов обучения показывает, что студент продемонстрировал глубокие прочные знания и развитые практические умения и навыки, может сравнивать, оценивать и выбирать методы решения заданий, работать целенаправленно, используя связанные между собой формы представления информации. Базовый уровень выполнения работ отвечает всем основным требованиям. Теоретическое содержание курса освоено полностью, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно. Предусмотренные программой обучения задания выполнены, их качество не оценивается минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Продвинутый (углубленный) уровень оценки результатов обучения свидетельствует о том, что студент способен обобщать и оценивать информацию, полученную на основе исследования нестандартной ситуации; использовать сведения из различных источников, успешно соотнося их с предложенной ситуацией. Продвинутый уровень выполнения работ отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Критериями оценки выполненных работ могут быть следующие. Работа считается выполненной на пороговом уровне, если студент освоил теоретический материал, но выполнил работу не в срок, допустил неточности при защите работы; оценка составляет не менее двадцати баллов. Работа считается выполненной на базовом уровне, если студент освоил теоретический материал, выполнил работу в срок, без ошибок, но допустил неточности при защите работы, оценка составляет не менее двадцати пяти баллов. Работа считается выполненной на продвинутом уровне, если студент освоил теоретический материал, выполнил работу в срок, без ошибок, ответил безошибочно на все вопросы при защите работы, оценка составляет не менее пятидесяти баллов.
Для подготовки бакалавра важно моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, что, во-первых, даёт студентам наиболее правильное и полное представление о будущей специальности, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть навыками профессиональной деятельности.
В качестве вывода, можно отметить, что инновационное развитие компьютерных технологий привело к инновациям образовательных технологий, проводником которых является преподаватель. Роль преподавателя в образовательном процессе постепенно изменяется, преподаватель не только «выдает» готовые знания, но и побуждает обучаемых к самостоятельному поиску, что обеспечит в дальнейшем эффективное выполнение необходимых трудовых обязанностей.
Усанова Елена Владимировна (20 марта 2016 г. 1:05) |
Доброе время суток, Любовь Александровна! Вы пишете: «… в настоящее время осуществление эффективной графической подготовки студента, наиболее целесообразно на выпускающих кафедрах, либо преобразованных в выпускающие кафедр графики». На выпускающих кафедрах формируются геометро-графические компоненты проектно-конструкторской компетентности и они формируются в проектно-конструкторской деятельности, ориентированной на область, виды деятельности в ней и задачи, связанные с направлениями этой деятельности. Не лучше ли с целью эффективности ГГП осуществлять проблемно-ориентированное проектно-организованное обучение как отвечающее реализации компетентностного подхода, начиная с базового уровня, которое дают наши кафедры графики. Далее продолжить его на профильных кафедрах, которое они могут дать профессиональней нас. Не надо преобразовывать кафедры графики в выпускающие. Достаточно обеспечить наше интегрированное взаимодействие. Возможно, для этого потребуется перестройка вузовских структур. А идея М. Лепарова, высказанная на КГП-14, вполне уместна при объединении базовых кафедр и мы все от этого только выиграем. С уважением, Е.В. |
Горнов Александр Олегович (20 марта 2016 г. 9:52) |
Здравствуйте, Любовь Александровна! Привожу цитату из вашего текста: Основная идеология подготовки – компетентностный подход. Структура распределения компетенций формируется в их междисциплинарном распределении и реализуется в учебных планах по направлению подготовки. Связь между компетенциями отражается в учебных программах в виде предшествующих и последующих компетенций. Матрицы междисциплинарных связей и соотнесения тем (разделов) учебной дисциплины, представленные в рабочих программах. и сформулирую на её основе вопрос о связи между, так называемыми ( это, конечно, не в Ваш адрес), компетенциями и их составляющими. Сознаюсь, что сразу не полюбил новый термин, без которого можно было бы обойтись, не обедняя тематики педагогических исследований и диссертационных, в том числе. Мне представляется, что гипотетическая связь между компетенциями, отраженная в учебных планах и программах, совокупность которых направлена на овладение целевой компетентностью – умением действовать -не так оптимистична, как кажется, особенно при традиционной структуре ООП. Для того, чтоб убедиться в этом надо расположить отдельные дисциплины и их модули, как источники отдельных компетенций и сами отдельные компетенции на временно’й оси и стрелочками образовать направленный, пусть даже неплоский граф. Не думаю, что он будет визуально хорошо организован в структурном отношении. А это, как известно, признак такой же характеристики самого процесса. Деятельностная компетентность, как таковая, которая, на мой взгляд, достигается только деятельностью, состоит в том, чтобы практически уметь: 1) … системно анализировать ситуацию ; 2)… формулировать цель деятельности и предполагаемый способ её достижения; 3)… находить и анализировать прецеденты её реализации, для чего: 4)… находить или строить необходимые модели; 5) … анализировать их, выявляя конкурирующие варианты; 5) ….выбирать лучший по каким либо критериям для реализации; 6) …после реализации при неудовлетворительном результате правильно организовать скорректированный цикл, внося творческие элементы на том или другом этапе. Не думаю, что можно возразить, что именно эти “1-2-3-4-5-6” и есть действительные составляющие профессиональной компетентности. Так удастся ли на “том” графе выделить процесс формирования этих компетенций и поймет ли студент, что они у него формируются? (Кстати, как в одной миниатюре М.Жванецкого: “ Интересно, а что они при этом чувствуют ?” Мы ведь редко их об этом спрашиваем!!…) Мы с коллегами, вместе и порознь, постоянно подчеркиваем, что полученные в учебном процессе отдельные составляющие компетенций не обладают способностью просто складываться, вне зависимости от времени, места и способа приобретения. Они неаддитивны. Поэтому и давно критикуется традиционная дискретно – дисциплинарная структура ООП. Деятельностные компетенция, в указанной выше трактовке, сформируется, по определению, при другой структуре ООП (т.н. NL) [1]. Да и говоря про компетентностный “подход”, пришло время анализировать и компетентностный “выход”. Пока не видел выводов, что школа стала лучше готовить (а там - тот же бум), а бакалавры показали быструю адаптацию, включаясь в процесс инженерной деятельности, магистры стали активней генерировать идеи и профессиональней решать проектно – конструкторские задачи, и все они показали высокую профессиональную мобильность. Правда, для серьезных выводов нужен серьёзный анализ. С уважением, А.О. [1] Горнов А.О. Структурирование инженерной подготовки на базе деятельностной логики / А. О. Горнов, Е. В. Усанова, Л. А. Шацилло // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Международной науч.– практ. конф. (Чебоксары, 05 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 1 (2). – С. 378–382. – ISSN 2411-8184.
|
Максименко Любовь Александровна (20 марта 2016 г. 10:40) |
Здравствуйте, Елена Владимировна! Интегрированное взаимодействие кафедры графики с выпускающими, формально организовано в рамках деканатов, иногда даже с привлечением производственников. Сокращение нагрузки, изменение штатного расписания нередко приводят к тому, что дисциплины НГ и ИГ переходят на выпускающие кафедры. Это уже реальность. Интегрированное взаимодействие преподавателей графики в рамках выпускающей специальности или направления подготовки бакалавра, действительно, может способствовать и улучшению учебного процесса, и обмену опытом. С уважением, Л.А. |
Максименко Любовь Александровна (20 марта 2016 г. 12:37) |
Здравствуйте, Александр Олегович! Компетентностный «подход» включил в себя и образовательные результаты: знания, умения и навыки (выпускник знает, умеет, владеет). Способом контроля значимым для кафедры и вуза в целом, является интернет-тестирование. Возникает вопрос: как связать результаты интернет-теста с приобретенными компетенциями? А «выхода» из компетентностного «подхода» в ближайшее время, наверное, не предвидится. |